Заседание № 27

19.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 15123-4 "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части установления запрета на распространение информации о террористических акциях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4147 по 4326 из 4844
Рассматриваем пункт 16, проект федерального закона "О внесении дополнения в     
статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".         
Докладывает Михаил Валериевич Юревич. Пожалуйста.                               
                                                                                
ЮРЕВИЧ М. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен проект федерального закона "О    
внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах         
массовой информации". В двух словах. Закон гласит о следующем. Накладывается    
ограничение на распространение в теле- и видеопрограммах информации о           
произошедших террористических акциях без разрешения правоохранительных          
органов, в компетенцию которых входит обеспечение безопасности граждан и        
проведение оперативно-следственных мероприятий по факту совершения данного      
террористического акта.                                                         
                                                                                
Хочу сразу отметить, что данный законопроект не имеет своей целью               
установление жесткой цензуры или ущемление прав средств массовой информации.    
Он направлен на закрепление на законодательном уровне порядка распространения   
информации в теле- и видеопрограммах - хочу особенно отметить: только в теле-   
и видеопрограммах - и не касается печатных и радийных средств массовой          
информации, потому что только теле- и видеопрограммы наиболее сильно влияют     
на мнение населения.                                                            
                                                                                
Не секрет, что для многих журналистов погоня за "горячим" кадром, который       
будет в дальнейшем щедро оплачен, уводит далеко от таких понятий, как           
журналистская этика, сострадание к чувствам родственников погибших и так        
далее. Многие репортажи с кровавыми кадрами часто дублируются, транслируются    
по центральным телеканалам. На это и рассчитывают, как правило, организаторы    
терактов. В результате в обществе зреет ощущение беспомощности,                 
незащищенности, и вина, как правило, ложится на властные структуры. Известно,   
что основной целью террористических актов являются дестабилизация власти и,     
как следствие, недееспособность государства. Хочу напомнить, что любая война,   
любое противостояние означает прежде всего идеологическую борьбу. И кто         
выигрывает идеологическую борьбу, тот выигрывает и в целом конфликт.            
Например, на сегодняшний день в тихой Москве в мирный день гибнет людей         
намного больше на дорогах, чем в Чечне во время террористических актов, но мы   
не видим этого по телевидению и вокруг этого не создается никакого ажиотажа.    
                                                                                
Есть еще второй аспект проблемы. По сути, огромный вред работе                  
правоохранительных органов может нанести, казалось бы, безобидная съемка с      
места событий. В кадр могут попасть лицо сотрудника правоохранительных          
органов, расположение и оцепление зданий, возможные пути отходов террористов.   
Всё это может навредить проведению операции по их обезвреживанию. Подобное      
наблюдалось во время теракта на Дубровке, когда террористы знали практически    
о всех перемещениях спецназа из прямых репортажей и комментариев журналистов.   
                                                                                
И еще я хочу особенно отметить, что закон не накладывает никаких ограничений    
на печатные и радийные СМИ - только на теле- и видеоинформацию, как на          
наиболее сильно влияющую на мнение населения.                                   
                                                                                
И хочу отметить, что не надо смешивать понятие "демократия" с такими            
понятиями, как "этика", "нравственность". Главным здесь является защита         
безопасности граждан и государства. Уважаемые коллеги, в наших интересах        
защитить права наших граждан. Прошу вас принять законопроект в первом чтении.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Валериевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад Валерия Яковлевича Комиссарова, председателя Комитета по               
информационной политике.                                                        
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по                 
информационной политике, фракция "Единая Россия".                               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В Комитете                  
Государственной Думы по информационной политике рассмотрен проект               
федерального закона № 15123-4 "О внесении дополнения в статью 4 Закона          
Российской Федерации "О средствах массовой информации". Законопроектом          
предлагается установить запрет на распространение в теле- и видеопрограммах     
информации о произошедших террористических акциях, за исключением информации,   
распространяемой правоохранительными органами.                                  
                                                                                
Хорошо понимаем тревогу автора законопроекта в связи с происходящими ужасными   
акциями террора, которые, к сожалению, не всегда удается предотвратить.         
Конечно, никогда мы не забудем взрывы в Москве, в Волгодонске, в Буйнакске и    
другие, которые унесли сотни жизней наших безвинных граждан. Однако             
эмоциональные порывы и чувство возмущения ни в коем случае не должны            
приводить к перечеркиванию основных демократических свобод граждан,             
закрепленных и подтвержденных Конституцией Российской Федерации.                
                                                                                
Предлагаемая редакция этого законопроекта противоречит положениям статьи 29     
Конституции Российской Федерации, где говорится о гарантиях свободы массовой    
информации, о запрете цензуры, о праве каждого свободно искать, получать,       
передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.    
                                                                                
Кроме того, хочу вам напомнить, уважаемые коллеги, что подобную ситуацию мы     
уже проходили. То есть если бы данный проект, предлагаемый нашим коллегой       
Юревичем, был принят, мы бы столкнулись с той ситуацией, которая была в         
Чернобыле, когда люди узнали о трагедии спустя несколько дней, потому что       
была введена цензура на эту информацию, и люди уже заразились вот этим          
радиоактивным следом от взрыва чернобыльского реактора, а им всё сообщили в     
средствах массовой информации только после разрешения соответствующих           
правоохранительных органов. Конечно, Чернобыль - это не террористический акт,   
это техногенная катастрофа, но все-таки мы не имеем права не информировать      
людей о происходящих террористических акциях. Это может пагубно отразиться на   
происходящей ситуации.                                                          
                                                                                
Кроме того, непонятно, почему в законопроекте предлагается введение запрета     
на распространение информации о произошедших террористических акциях только в   
теле- и видеопрограммах: в газете напечатать можно, а по телевидению -          
нельзя. Это ставит в неравные условия СМИ.                                      
                                                                                
Помимо перечисленных противоречий с Конституцией Российской Федерации в         
предлагаемом законопроекте есть противоречия действующему Закону Российской     
Федерации "О безопасности", где сказано, что систему безопасности в             
Российской Федерации образуют органы законодательной, исполнительной и          
судебной власти, государственные, общественные и иные организации и             
объединения, а также граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности   
в соответствии с законом. Автор законопроекта почему-то относит вопросы         
обеспечения безопасности граждан только к ведению правоохранительных органов.   
                                                                                
Также хочу ответить на возражения, которые были высказаны в докладе нашего      
коллеги о том, что вот существует же ограничение на освещение                   
террористических акций. Мы с вами принимали, если помните, эти поправки, в      
момент трагедии на Дубровке, когда был прямой телевизионный репортаж и          
давались интервью, которые смотрел Бараев, которые смотрели террористы, и,      
исходя из того, что они видели по телевизору, они меняли свою тактику           
проведения террористической акции, но мы с вами приняли закон, который          
налагает запрет на распространение информации, раскрывающей специальные         
технические приемы, методы проведения контртеррористической операции и так      
далее, такой закон мы уже с вами приняли.                                       
                                                                                
Правительство Российской Федерации направило в наш адрес свой отзыв,            
официальное заключение, где оно не поддерживает представленный законопроект,    
отмечая, что установление подобного запрета нарушает право на свободу           
массовой информации и фактически означает введение цензуры, которая запрещена   
Конституцией Российской Федерации.                                              
                                                                                
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по информационной         
политике не поддерживает концепцию данного законопроекта и предлагает           
отклонить его при рассмотрении Государственной Думой в первом чтении.           
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к депутату Юревичу и председателю комитета? Кузнецов Виктор     
Егорович, ваш вопрос.                                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня к докладчику вопрос. Дело в том, что закон в той          
редакции, в которой предложен, действительно запрещает информацию, не теле-,    
не видеокадр, а просто информацию в системе телевидения, в том числе и данную   
диктором. Хотя, говорят, что радийная информация возможна. Но здесь             
расходится... Надо писать четче тогда, если вы не хотите видеть                 
видеоинформацию, именно вот этот ролик, но здесь написано: в телепрограммах.    
Поэтому такая редакция просто не может быть принята, по-моему.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вообще-то, должен был быть вопрос, Виктор Егорович.       
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Кто хотел бы выступить? Выступить хотел бы Сергей          
Владимирович Иванов. Пожалуйста, Сергей Владимирович.                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Я просто хотел бы поддержать позицию нашего комитета.              
Действительно, вот обратите внимание на то, как показывают акции в Ираке, в     
Белграде, то есть не было никаких сцен насилия, где бы мы видели трупы,         
трупы, кровь, кровь. Поэтому совершенно верно предыдущий выступавший заметил,   
что информацию давать нужно о том, что происходит, но вот видеоинформацию,      
когда всё это мы видим, эти ужасные последствия, конечно, давать не следует.    
Я разделяю озабоченность автора, но концепция законопроекта, конечно, не        
очень удачная.                                                                  
                                                                                
А с другой стороны, вот я хотел бы Валерию Яковлевичу вопрос такой задать: а    
что бы было, если бы 1 Мая на стотысячной киевской демонстрации огласили        
информацию о том, что радиоактивное облако уже накрыло город-герой Киев?        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все желающие высказались. Кто за то, чтобы       
принять данный законопроект? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться    
голосованием.                                                                   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за                1 чел.0,2%                                      
Проголосовало против           70 чел.15,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     71 чел.                                          
Не голосовало                 379 чел.84,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 21

21.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 15123-4 "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части установления запрета на распространение информации о террористических акциях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5531 по 5535 из 6017
Коллеги, пока идет голосование, скажу: по пункту 17 у нас отсутствует           
докладчик. Валерий Яковлевич Комиссаров просит перенести рассмотрение данного   
законопроекта на май, в случае отсутствия докладчика мы рассмотрим данный       
законопроект без инициатора.