Заседание № 116
21.09.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 151154-4 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в части ограничения импорта товаров из черных металлов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4369 по 4522 из 6196
Переходим к рассмотрению пункта 14. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Доклад депутата Гартунга Валерия Карловича. ГАРТУНГ В. К., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемая Любовь Константиновна! Предложенный законопроект позволяет дать дополнительные возможности российскому правительству защитить отечественного товаропроизводителя. Дело в том, что с апреля 2001 года по 2004 год, то есть в течение трех лет, действовало соглашение о регулировании поставок труб из черного металла из Украины в Россию. По этому соглашению действовало ограничение, поставки в Российскую Федерацию ограничивались объемом в 620 тысяч тонн для труб вообще, в том числе 135 тысяч тонн труб большого диаметра. Это дало возможность российским трубным предприятиям начать реализацию масштабных стратегических проектов, в том числе по производству труб большого диаметра. В эти проекты были вложены за эти годы сотни миллионов долларов. И на сегодняшний день потребности российского рынка по всему сортаменту на 98 процентов закрываются российскими товаропроизводителями. К сожалению, в декабре 2004 года закончилось действие этого соглашения. Начиная с июня прошлого года российское правительство работало с украинской стороной над выработкой нового широкомасштабного соглашения. К сожалению, оно не было подписано, потому что украинская сторона не пошла на уступки, и на сегодняшний день мы не имеем такого соглашения между Украиной и Россией, в результате чего на российский рынок хлынули трубы из Украины. Дело в том, что налоговая нагрузка на трубную промышленность на Украине в разы меньше, чем на соответствующие предприятия в России, в конкурентной борьбе наши российские предприятия не могут выиграть, потому что неравные условия изначально. Это привело к тому, что за январь и февраль этого года у российских трубных предприятий упали объемы производства на 9 процентов, а что касается производства труб большого диаметра, то падение составило от 19 до 25 процентов. В это же время ряд украинских производителей труб увеличили производство - от 17 до 49 процентов. Основная поставка осуществляется на российский рынок. Законопроект предлагает дать возможность российскому правительству вводить квотирование поставок на российский рынок продукции из черных металлов так же, как правительство имеет возможность квотировать поставки сельскохозяйственной продукции. Сразу скажу, что такие ограничения на поставки изделий из черных металлов в страны ЕЭС, США в отношении наших товаропроизводителей существуют. И адекватные меры наше российское правительство, не добившись успехов в двусторонних переговорах, не может предпринять, потому что закон ему это запрещает. Я предлагаю внести такую поправку в закон, дать возможность российскому правительству адекватно отвечать на недружественные действия товаропроизводителей из других стран. А если мы вступим в ВТО, мы к этому движемся, и ограничения на поставку наших товаров за рубеж будут сниматься, в США, например, и в ЕЭС, мы можем поступить адекватно. К сожалению, когда рассматривался этот законопроект в комитете, я туда не был приглашен и не смог довести свою позицию до комитета. Надеюсь, вы сможете сейчас разобраться и дать возможность российскому правительству защищать отечественного товаропроизводителя. Я обращаюсь к вам с просьбой поддержать этот законопроект, тем самым вы поддержите отечественного товаропроизводителя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексея Евгеньевича Лихачёва. ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я бы хотел начать немножко с истории вопроса и, наверное, присоединиться практически ко всему, о чем уважаемый Валерий Карлович сказал с этой трибуны. Действительно, существует эта проблема, то есть, с одной стороны, явный рост импорта из Украины продукции черной металлургии, с другой стороны, падение производства аналогичной продукции на территории России, поскольку, естественно, спрос определяется предложением. Более того, по предложению целого ряда российских компаний, металлургических компаний, было начато соответствующее расследование, предписываемое российским законодательством. Механизм этого расследования описан законом о специальных защитных мерах так называемых, и Правительство Российской Федерации вправе уже сейчас временные количественные ограничения на любой вид импортной продукции ввести, если имеется увеличение субсидируемого доступа на наш рынок. В данном случае мы, естественно, имеем дело с субсидированным товаром, так как в Украине существует соглашение о реструктуризации задолженности соответствующих предприятий. Более того, современная налоговая политика Украины... ну, так очень мягко, очень уважительно назовем ее либеральной. В чем проблема нашего отношения к данному законопроекту, я имею в виду отношение комитета по экономической политике? К великому сожалению... Во-первых, у правительства и так, и без этих поправок достаточно рычагов для введения временных количественных ограничений. Я сказал уже, что эта процедура прописана в законе о специальных защитных мерах. Второй момент. Собственно, связи между этим действием и не подписанным на сегодняшний день, непролонгированным соглашением с украинцами не существует. Мы здесь свободны в этих масштабах от взаимных обязательств. Ну и третий момент. Конечно же, сам закон, в который предлагается вносить поправки, его концепция не подразумевает прописанных в законе количественных ограничений на импорт того или иного ассортимента. Единственное исключение - уважаемый коллега Гартунг прав - есть для продукции сельскохозяйственного назначения, и то в случаях, если ситуация носит критический характер, то есть если речь идет о недостатке продовольствия или гибели целой отрасли. Кратко резюмировать решение комитета можно следующим образом. Всячески поддерживая тему защиты российского товаропроизводителя и, в общем-то, мягко скажем, журя правительство за незавершение начатых процедур в отношении наших металлургов, мы предлагаем данную поправку к закону отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть только один вопрос, у депутата Кравца. Пожалуйста, задайте свой вопрос. КРАВЕЦ А. А. Спасибо. У меня вопрос к Алексею Евгеньевичу. Алексей Евгеньевич, правильно ли я понял, что комитет считает, что данная поправка, данный законопроект - это избыточный законопроект? Это первое. И второе. Как влияет цена на трубы украинские, более дешевые, на цену на газ и нефтепродукты на нашем внутреннем рынке? Есть зависимость или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Лихачёву. С места. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо. Ну, если, отвечая на второй вопрос, подходить формально, конечно, чем дешевле труба, тем дешевле конечный продукт, по ней идущий. Но я бы считал, что здесь речь все-таки не идет о таком, что ли, слепом поиске дешевой продукции. Защита своего товаропроизводителя - это все-таки базовая часть любой экономической политики. Что касается вашего первого вопроса, эта поправка не столько избыточная, сколько вообще не соответствующая концепции этого закона. Если уж говорить о поправках, то это должны быть поправки в другое законодательство - в законодательство о специальных защитных мерах, включающих антидемпинг, субсидированный товар и компенсационный товар. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Представитель правительства и представитель президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 45 сек.) Проголосовало за 46 чел.10,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 47 чел. Не голосовало 403 чел.89,6% Результат: не принято Не принято.