Заседание № 143

27.01.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 150898-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части, касающейся страховых тарифов, периода использования транспортного средства и порядка заключения договоров обязательного страхования инвалидами, получившими транспортные средства через органы социальной защиты населения; внесен депутатом Государственной Думы И. Н. Габдрахмановым и Г. В. Боосом в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4813 по 5462 из 6577
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 11 повестки. Проект федерального       
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании   
гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Слово для         
доклада предоставляется депутату Государственной Думы Ильдару Нурулловичу       
Габдрахманову. Прошу.                                                           
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "Единая Россия".                                    
                                                                                
Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был внесен    
совместно с Боосом Георгием Валентиновичем в период исполнения им депутатских   
полномочий еще полтора года назад. Законопроект содержит четыре                 
принципиальных новации. Первая. Мы предлагаем снизить тариф в два раза.         
Вторая. Предлагаем устанавливать тариф федеральным законом, а не                
постановлением правительства. Третья. Предлагаем ввести полис выходного дня.    
И четвертая новация. Предлагаем расходы инвалидов на покупку полисов            
компенсировать из федерального бюджета в размере 100 процентов.                 
                                                                                
Остановлюсь более подробно на каждой из этих новаций. По первому вопросу,       
касающемуся снижения страховых тарифов, приведу некоторые цифры. По             
информации, имеющейся у меня на данный момент, - а это за период с июля 2003    
года, то есть с момента принятия закона об ОСАГО, по октябрь 2005 года - за     
этот период страховые компании собрали с автовладельцев почти 120 миллиардов    
рублей, а выплатили пострадавшим 40 миллиардов, или 30 процентов от собранных   
средств. При этом необходимо иметь в виду, что 24 миллиарда рублей страховые    
компании заложили себе на расходы по страхованию (а это 20 процентов от         
общего объема собранных ими средств), 6 миллиардов рублей, или 5 процентов, -   
это прибыль страховых компаний, то есть, проще говоря, то, что они              
заработали, 3,5 миллиарда рублей - это резерв страховых компаний, выплаты из    
которого они берут на себя в случае банкротства других страховых компаний, и    
оставшаяся сумма - 44 миллиарда рублей - это те суммы, которые остаются у       
страховых компаний на случай будущих выплат. На наш взгляд, эти цифры           
демонстрируют, что резерв для снижения базовых ставок страховых тарифов есть.   
Приведу некоторые примеры. Сегодня страховые компании закладывают 20            
процентов на свои расходы по ОСАГО, это составляет порядка 10 миллиардов        
рублей ежегодно. Возможно, в первые годы их работы эти суммы действительно      
были оправданны, потому что необходимы были большие расходы, связанные с        
развитием инфраструктуры, например, это аренда офисных помещений, а также       
другие текущие расходы. Но прошло уже практически три года с момента введения   
в действие закона, и, на наш взгляд, многие страховые компании основные         
инфраструктурные расходы уже осуществили. Поэтому такой высокий процент - 20    
процентов - сегодня, на наш взгляд, является явно завышенным. И здесь резервы   
есть.                                                                           
                                                                                
Более того, на наш взгляд, явно завышен резерв на выплаты в последующие годы.   
Я уже называл эту цифру - 44 миллиарда рублей. Эта сумма даже превышает объем   
тех средств, которые страховые компании выплатили пострадавшим. Никто не        
ставит под сомнение необходимость такого резерва, но такая "подушка             
безопасности", которая превышает сумму уже выплаченных средств, на наш          
взгляд, является явно завышенной. И здесь также, по нашему мнению, есть         
резервы.                                                                        
                                                                                
При обсуждении этого вопроса в профильном комитете руководитель Федеральной     
службы страхового надзора подтвердил наличие определенного резерва,             
определенного, скажем так, жира у страховых компаний, но предложил другой       
путь использования этих средств, а именно предоставление дополнительных услуг   
автовладельцам. Мы, авторы этого законопроекта, считаем, что такая позиция      
неправильная. Мы считаем, что необходимо отказаться от такой порочной           
практики, когда правительство устанавливает заведомо завышенные тарифы, ведь    
тем самым мы, по сути, заставляем автовладельцев авансировать страховые         
компании на годы вперед. Мы считаем, что правильнее устанавливать, как это      
требует закон, экономически обоснованные тарифы и предусматривать механизм, к   
примеру, ежегодной индексации этих тарифов в соответствии с уровнем инфляции.   
Это более справедливый подход, чем тот, который реализуется сегодня.            
                                                                                
Мы понимаем, что с момента внесения нами законопроекта прошло уже почти         
полтора года и за это время поменялась статистика. Конечно, наше предложение    
о снижении тарифов в два раза необходимо подкорректировать с учетом уже         
последних данных, но это, по нашему мнению, возможно сделать в рамках работы    
над законопроектом во втором чтении.                                            
                                                                                
Что касается второй новации. Мы предлагаем страховые тарифы утверждать          
федеральным законом, а не постановлением правительства, как это установлено     
на сегодня. Наши аргументы очень простые. Когда принимался закон об ОСАГО,      
правительство просило, чтобы тарифы утверждали они, мотивируя тем, что им       
необходима возможность оперативного изменения этих ставок. Однако жизнь         
показала, что такой оперативности не требуется и мы можем сами в спокойном      
режиме рассматривать эти вопросы в палате. Кроме того, мы считаем, что          
процесс установления ставки должен быть публичным, чтобы каждая сторона могла   
публично высказывать свою позицию, аргументировать, доказывать. Только          
рассмотрение этого вопроса на заседании палаты позволит сделать эту процедуру   
более открытой в отличие от рассмотрения этого вопроса в рамках отдельных       
министерств и ведомств. Кроме того, при встрече с избирателями вся критика      
всё равно направлена на депутатский корпус, избирателям не объяснишь, что       
ставки устанавливает непосредственно правительство. Мы принимаем законы и       
должны действительно полностью нести за них ответственность, соответственно,    
и сами тарифы мы также должны утверждать федеральным законом.                   
                                                                                
Следующая новация - это полис "выходного дня". Многие владельцы, как мы         
знаем, пользуются автомобилями не круглогодично, а в течение какого-то          
небольшого промежутка времени: кто-то пользуется только летом, кто-то только    
в выходные дни, кто-то берет автомобиль на более короткий срок, вплоть до       
одного дня. На необходимость решения этой проблемы указывал Президент           
Российской Федерации еще в декабре 2003 года. Мы предлагаем вместо              
минимального шестимесячного срока действия полиса установить более короткий     
срок, вплоть до одного дня. Это обычная практика, которая существует во всём    
мире, и нам также необходимо использовать это.                                  
                                                                                
Правительство считает, что введение полиса на один день не соответствует        
международному опыту, и утверждает, что минимальный срок должен быть как        
минимум пятнадцать дней. Мы согласны с этой позицией и готовы доработать        
законопроект в рамках второго чтения. В любом случае пятнадцать дней - это      
лучше, чем шесть месяцев, - норма, которая действует сегодня.                   
                                                                                
И последняя новация, которая присутствует в этом законопроекте. Мы считаем      
неправильным, что инвалиды, которые сегодня получают транспортные средства,     
бесплатно получают автомобили через органы социальной защиты (и при этом        
покрываются их текущие расходы по содержанию этих автомобилей), расходы по      
приобретению полиса по ОСАГО несут в размере 50 процентов. Мы считаем, что,     
если у федерального бюджета есть такая возможность, необходимо, чтобы все 100   
процентов расходов, а не 50 процентов, как это происходит сегодня,              
покрывались за счет федерального бюджета.                                       
                                                                                
Вот я вкратце охарактеризовал основные новации, которые мы предложили в этом    
законопроекте. Считаем, что они очень важны. В любом случае эти проблемы        
крайне актуальны, и их необходимо решать как можно быстрее.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по кредитным организациям    
и финансовым рынкам Александру Павловичу Ковалю.                                
                                                                                
Прошу.                                                                          
                                                                                
КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Рассмотрев проект федерального    
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании   
гражданской ответственности владельцев транспортных средств", внесенный         
депутатом Государственной Думы Габдрахмановым и Боосом в период исполнения им   
полномочий депутата Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по       
кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.                  
                                                                                
Практика реализации Федерального закона "Об обязательном страховании            
гражданской ответственности владельцев транспортных средств" выявила ряд        
положений, изменение которых необходимо. В частности, в федеральный закон       
необходимо внести изменения, направленные на защиту интересов страхователей     
на этапах заключения, исполнения и прекращения договоров обязательного          
страхования, обеспечение своевременности и обоснованности принятия решений о    
размере, порядке и сроках выплаты страховых возмещений, повышение               
ответственности страховщиков за исполнение закона.                              
                                                                                
Авторы законопроекта предлагают установить страховые тарифы федеральным         
законом, изменить сроки периода использования транспортного средства,           
наделить инвалидов, получивших транспортные средства через органы социального   
обеспечения, правом на бесплатное заключение договоров обязательного            
страхования.                                                                    
                                                                                
Комитет подчеркивает, что необходимость установления законом страховых          
тарифов по договорам обязательного страхования, их предельных уровней,          
структуры и порядка их применения страховщиками при определении страховой       
премии по договору обязательного страхования вызывает сомнения, вызывает        
сомнение то, что по этому вопросу необходимо принимать решение                  
Государственной Думе, а не Правительству Российской Федерации. Поскольку        
федеральным законом предусматривается, что государственное регулирование        
страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически          
обоснованных тарифов, было бы целесообразно, учитывая накопленный опыт          
расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования и наличие достоверных,    
объективных статистических данных по реализации этого вида страхования,         
которые имеются в Федеральной службе страхового надзора и в Министерстве        
финансов, оставить установление страховых тарифов по обязательному              
страхованию в ведении Правительства Российской Федерации.                       
                                                                                
Внесение изменений в статью 16 федерального закона, касающихся периода          
использования транспортного средства, а также изменение базовых ставок          
страховых тарифов не соотнесены с обязательствами страховщиков по выплате       
страхового возмещения в пределах страховых сумм, установленных этим законом.    
Реализация предлагаемых механизмов приведет к значительному уменьшению объема   
собираемой страховой премии при сохранении объема обязательств страховщиков,    
что может в конечном итоге привести к снижению платежеспособности страховых     
организаций, повлечь невозможность исполнения ими своих обязательств, что на    
практике реализации закона уже существует.                                      
                                                                                
Предоставление права инвалидам, получившим транспортные средства через органы   
социальной защиты населения, на бесплатное заключение договоров обязательного   
страхования противоречит порядку заключения договоров обязательного             
страхования, установленному федеральным законом. Статьей 4 закона               
установлено, что владелец транспортного средства заключает договор              
обязательного страхования за свой счет. Это положение также не согласуется и    
со статьей 954 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая               
устанавливает обязанность страхователя уплатить страховую премию страховщику.   
                                                                                
Также необходимо отметить, что, поскольку законопроектом предусматривается      
увеличение финансирования существующих видов расходов из федерального           
бюджета, порядок вступления в силу проекта федерального закона необходимо       
согласовать с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.   
                                                                                
Исходя из вышеизложенного, Комитет по кредитным организациям и финансовым       
рынкам рекомендует Государственной Думе отклонить проект представленного        
федерального закона.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович.                              
                                                                                
Вопросы есть к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Прошу записаться на     
вопросы.                                                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Результаты записи покажите, пожалуйста.                                         
                                                                                
Записались пять депутатов на вопросы.                                           
                                                                                
Депутат Локоть, первый вопрос. Пожалуйста.                                      
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Александр Павлович, с начала работы нашей Думы мы пытаемся поставить вопрос     
об ОСАГО, мы - это депутаты четвертого созыва, все здесь участвующие в          
работе, и, в общем-то, ни разу это не удалось сделать. Вот это первая такая     
серьезная попытка внести коррективы в это положение, несмотря на то что со      
всех сторон мы слышим замечания и претензии со стороны избирателей. У меня      
вопрос, в общем-то, к вам: как вы считаете, нынешние положения этого закона     
нормальные, никаким сомнениям вы не подвергаете их? Вы предполагаете, что вот   
эти ставки, всё вот это положение должно быть законсервировано и дальше         
оставаться таким же?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Павлович, прошу.                                
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Безусловно, уже прошло два с половиной года с момента введения в действие       
закона, ряд положений необходимо корректировать. И чуть более месяца назад мы   
с вами приняли в первом чтении законопроект, которым устанавливаются штрафы     
для страховых компаний, которые не вовремя выплачивают страховое возмещение.    
Я могу еще привести ряд примеров, касающихся этого закона, где нужны            
исправления. Мало кто об этом говорит, но тем не менее... Положим, в            
ситуации, когда вы, два года проездив на автомобиле, купили новый,              
положительные баллы, то есть бонус, с вас снимаются. Вот в чем, собственно,     
нелепость закона: вы купили новый автомобиль, более совершенный, а всё          
наработанное вами, эти 5 процентов в год, снимается. Безусловно, это            
положение нужно менять, и в тех поправках, которые внесли я и коллега           
Шевелёв, это есть. Также мы вносили изменения, которыми в значительной          
степени перекладывается обязанность по сбору необходимых документов о           
подтверждении возмещения ущерба на страховщика, это тоже необходимо делать. И   
целый ряд других изменений.                                                     
                                                                                
Но вопрос ваш в основном, в общем-то, касается величины тарифов. Я могу         
просто привести пример, назвать число компаний, у которых на сегодня отозваны   
лицензии: из ста семидесяти уже у десяти. И за эти десять компаний будут        
платить те, кто работает нормально, то есть в любом случае пострадавшие в ДТП   
получат возмещение из фонда гарантий и компенсаций. И это тоже сделано.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Павлович, я хотела бы вам задать вопрос не   
только как представителю профильного комитета, но и как председателю союза      
страховщиков. С самого начала принятия этого закона у автовладельцев было       
большое недоверие к тому, что он принимается во благо, не вопреки их доброй     
воле. В любом случае это упиралось в размер страхового взноса. Скажите,         
пожалуйста, вот эти два с половиной года что показали - страховые компании      
оказались в выигрыше или в проигрыше? Наших избирателей мало волнует их         
внутренняя конкурентная борьба: сколько было, сколько исчезло, десять,          
пятнадцать компаний, кто кого поглотил. Но очень хотелось бы знать, какова      
сумма собранных вот этих тарифов и какой объем пошел на выполнение страховых    
возмещений.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу.                                                    
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Нина Александровна. Я должен сказать, что хотя Ильдар     
Нуруллович и называл цифры, но официального подтверждения еще нет. Вот у меня   
есть доклад о реализации закона, тот доклад, который должна опубликовать        
Федеральная служба страхового надзора, и специфика такова, что этих данных      
еще нет.                                                                        
                                                                                
Могу привести такой пример: если за 2005 год сбор премий вырос на 3,2           
процента, то выплаты возросли на 42 процента. То есть вот эта динамика          
показывает, что так называемый накопленный жирок постепенно сходит на нет. И    
практика применения этого закона в других странах подтверждает, что так и       
будет, и через два-три года у нас на рынке могут быть большие проблемы.         
                                                                                
Сегодня уже в ряде регионов, а таких субъектов порядка шести-семи,              
убыточность превышает критическую отметку, которая установлена на уровне 80     
процентов. По ряду транспортных средств - это такси и общественный транспорт,   
трамваи, троллейбусы и автобусы, - убыточность 100 процентов, то есть в этих    
сегментах страховые компании уже работают в убыток. Я не могу сказать, что      
компании работают бесприбыльно, это не так, хотя я уже называл цифру,           
говорил, что десять компаний уже разорились.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович.                                           
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Меня, конечно, удивляет, что у нас содокладчик от комитета -     
председатель союза страховщиков. Я думаю, что более лоббистской ситуации в      
Государственной Думе, вообще говоря, не было.                                   
                                                                                
Но вопрос у меня по существу. Вот уже третий год вы говорите, что у вас нет     
официальных цифр, что надо дождаться статистики. Вот коллега показывает: 44     
миллиарда, которые перешли на следующий год. При этом есть возможность          
снизить сборы, есть возможность, в конце концов, увеличить выплаты в случае     
аварии. Ведь вы не полностью выплачиваете в случае аварии! Ведь лицу, которое   
виновно в аварии, но застраховано, надо тоже выплачивать за эти аварии.         
Резервы есть, и самое интересное, что вы, как председатель этого общества,      
должны знать эти цифры. Вы показываете нам доклад, но в своем докладе вы не     
анализируете те проблемы... (Микрофон отключен.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Егорович, я хотел бы обратить ваше внимание на     
то, что с содокладом выступает депутат Госдумы, наш с вами коллега,             
представитель соответствующего профильного комитета.                            
                                                                                
Прошу.                                                                          
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Спасибо за вопрос. Должен все-таки напомнить, что есть некое       
различие между Всероссийским союзом страховщиков и тем профессиональным         
объединением, которое упомянуто в законе, а именно Российским союзом            
автостраховщиков, который этим и занимается.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По существу отвечайте, пожалуйста, Александр Павлович.    
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Поэтому, как говорят в Одессе, это две большие разницы. Тем не     
менее если все-таки говорить о цифрах, то, по данным на конец 2005 года,        
которые у меня есть, собрано 87,4 миллиарда, и общая сумма страховой премии,    
предназначенной для осуществления страховых выплат, составляет 67,3 миллиарда   
рублей. Поэтому нам сложно спорить о расхождениях в цифрах, которые называют    
либо представители российских автостраховщиков, либо журналисты. Есть данные    
Федеральной службы страхового надзора, которые по итогам 2005 года еще не       
представлены.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Попов Сергей Алексеевич.                                                        
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском   
объединении.                                                                    
                                                                                
У меня вопрос к содокладчику, Александру Павловичу.                             
                                                                                
Александр Павлович, я готов согласиться с тем, что целый ряд положений закона   
нужно менять. Но ведь очень часто, особенно когда вносит правительство, а       
иногда и группа депутатов, законы изменяются в гораздо большей степени. Взять   
хотя бы тот же самый закон о некоммерческих организациях, есть еще целый ряд    
законов, которые изменили гораздо больше. Так, может быть, и здесь можно -      
принять этот законопроект в первом чтении, по столь животрепещущему вопросу     
сделать хотя бы первый шаг, принять то, что можно, что не вызывает сомнений?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу.                                                    
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Уважаемый Сергей Алексеевич, я высказал точку зрения комитета по   
кредитным организациям, который не поддерживает принятие этого законопроекта    
по изложенным мной причинам. И мы с вами еще забыли о том, что ведь одна        
поправка уже была принята в прошлом году, во всех чтениях летом прошлого        
года, что касается выплат в случае отзыва лицензии, и мы с вами уже внесли      
изменения. Вот те поправки, те изменения, которые не вызывают никаких           
сомнений, - они принимаются, и комитет их поддерживает.                         
                                                                                
Если говорить о предложенном законопроекте, то понятна его главная              
направленность - снижение в два раза страховых тарифов. Это желание благое,     
но обоснованных финансово-экономических расчетов не представлено, и это надо    
признать.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы исчерпаны.                                                     
                                                                                
Александр Павлович, присаживайтесь, пожалуйста.                                 
                                                                                
Есть необходимость в обсуждении? Есть необходимость.                            
                                                                                
Прошу включить режим записи на обсуждение.                                      
                                                                                
Прошу показать список записавшихся.                                             
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Локотю.                                  
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Я хочу сказать, уважаемые коллеги, что вопрос об ОСАГО - это проклятие нашего   
созыва, четвертого созыва Государственной Думы. Это первый вопрос, который      
попытались поставить на первом заседании, и два с половиной года он не          
находит адекватного обсуждения на пленарном заседании и в комитетах.            
                                                                                
Наша Государственная Дума войдет в историю несколькими вопросами: 122-й         
закон, Жилищный кодекс и ОСАГО. Вот эта троица - это просто потрясающе!         
                                                                                
Коллега Ильдар Нуруллович привел цифры, которые вообще не укладываются в        
голове. Депутат впервые набрался гражданской смелости и на всю Россию их        
озвучил. В конце концов, их никто не знает. Действительно, нам всё время        
говорят, что статистики нет, давайте подождем, пусть поработает                 
соответствующая служба. Вот цифры сегодня озвучены, они просто потрясают:       
возвращают в три раза меньше, чем собирают.                                     
                                                                                
Законопроект, который предлагается сегодня рассмотреть, - это оселок защиты     
интересов наших избирателей. То, что вы говорите, что у десяти компаний         
отозваны лицензии, - это не показатель, это смешно, это рынок, вы же сами       
говорите, вы сами ратуете за рынок. Десять сегодня обанкротились и ушли, зато   
те, кто остался, больше собирают. Больше отдают, может быть, насколько-то, но   
уж насколько больше они собирают! Здесь о масштабе этих цифр было сегодня       
сказано. Вопрос, мне кажется, сегодня стоит так: кто сильнее все-таки у нас -   
страховые компании или государственная власть? Закон-то мягкий, мягкий закон    
- чуть-чуть затрагивает интересы, чуть-чуть там защитить интересы инвалидов,    
даже не ветеранов, а просто инвалидов и то не удается.                          
                                                                                
Я вот обращаюсь... Я не люблю кликушествовать и не кликушествую, но, партия     
"Единая Россия", вы себя всё время провозглашаете как партию защиты             
государственных интересов. А тут в чем будет государственный интерес - в        
защите интересов страховых компаний?! Если вы собираетесь так проголосовать -   
против этого закона. У нас страховые компании стали священной коровой,          
священной коровой, которая забодала государственную власть.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гончару Николаю Николаевичу включите микрофон.                                  
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Коллега Кузнецов сказал,     
что у нас не было подобного прецедента влияния частных компаний на              
государственную власть. Это не так. Работа прошлой Государственной Думы и       
особенно позапрошлой была ознаменована удивительной ролью нефтяных компаний,    
и мы помним, чем это кончилось.                                                 
                                                                                
Никаких иллюзий, что данный закон принят будет, у меня, честно говоря, нет,     
хотя я буду голосовать за то, чтобы его принять. Выход один... Кстати говоря,   
цифры, которые коллега назвал, и та норма прибыли, которая из этих цифр         
следует, объясняют, почему у нас не получается внести изменения в этот закон.   
Выход, коллеги, один, еще раз повторяю: развитие страхового бизнеса кончится    
тем же, чем и нефтяного, начнется осмысленная национализация. Я уже не первый   
раз предлагаю: в перспективе, с учетом того, что данный закон, конечно, не      
будет принят, принять решение и объявить, что обязательные виды страхования -   
медицинское, автогражданской ответственности (а мы сейчас еще 9 миллиардов в    
год планируем на страхование объектов особого риска), - эту деятельность        
могут осуществлять только исключительно государственные страховые компании.     
Это будет выходом, и, очевидно, к концу этого созыва мы такое решение примем.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Попов Сергей Алексеевич.                                                        
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я тоже буду голосовать за этот закон. Я полагаю, что за    
то время, которое прошло с момента принятия закона об ОСАГО, мы увидели целый   
ряд его дефектов. Большая часть дефектов вредит гражданам, но есть дефекты,     
которые вредят и страховым компаниям. Совершенно правильно об этом сказал       
содокладчик. Страхование грузовиков, автобусов является невыгодным для          
страховых компаний, убыточным, они стараются не страховать - как могут, всеми   
силами. Так нужно исправить и те и другие дефекты. Нужно исправить дефекты и    
сделать, чтобы этот закон был, ну по крайней мере не таким худым, какой он      
сейчас. Нужно сделать первый шаг, а в этом законе целый ряд шагов можно         
сделать.                                                                        
                                                                                
Я бы к тому, о чем говорилось, сказал бы еще следующее. Когда принимали         
закон, то исходили из того, что в первую очередь нужно страховать железо, а     
во всём мире в первую очередь страхуют людей, человеческую жизнь, здоровье. И   
в этом отношении, между прочим, расходов требуется вовсе не существенно         
больше, и страховые компании, с руководителями которых я говорил, готовы на     
это пойти. Но правительство, очевидно, уперлось, уперлась фракция "Единая       
Россия", которая этого делать не хочет. Почему не хочет - мне трудно сказать,   
вероятно, тому есть какие-то причины очень важные.                              
                                                                                
Поэтому, я еще раз говорю, что я буду голосовать за этот закон. Этот закон      
хоть в какой-то степени помогает смягчить бремя, которое несут граждане нашей   
страны.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Макашов Альберт Михайлович.                                                     
                                                                                
МАКАШОВ А. М. Первые права я получил еще в суворовском, любительские. Слава     
богу, не было никаких... ни я не задавил, а на меня только раз один наехали,    
и Государственная Дума за мои три ребра и проломленную голову заплатила аж      
500 с чем-то... ну, до деноминации. Как уговаривали! Как делали! Я тогда        
выступал и говорил: ну нельзя так, страховое дело после наркотиков самое        
прибыльное. Ну и что? Вы посмотрите: миллиарды рублей! Оно на самом деле так    
и получается. И вот понедельник, первый день приема, и сразу начнется - 122-й   
закон, и сразу все старики заговорят о вот этой вот обдираловке в страховом     
деле. Ну давайте мы попробуем для первого чтения хотя бы высветить... Их же     
нельзя никак, ничем - ни рентгеном просветить, ни высветить их. Ну, в первом    
чтении что-то прояснится, во втором чтении не понравится - мы не будем...       
Иначе мы правды никогда не узнаем, а правда, видно, страшная: идет обман и      
обдираловка трудящегося народа. Давайте проголосуем.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ближина Любовь Фёдоровна.                                                       
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, новый закон нужен и желательно его поддержать,      
многочисленные владельцы автомобилей давно ждут его принятия. Но, принимая      
предлагаемые поправки, следует обеспечить преимущество интересов                
автовладельцев, а не страховых компаний. Это значит, необходимо предоставить    
страхователю право самому выбирать максимальную сумму страховки. Она должна     
учитывать реальное состояние автомобиля на момент заключения договора.          
                                                                                
Кроме того, почему бы нам законодательно не предусмотреть реальную заботу       
страховых компаний об автовладельцах, попавших в ДТП? В частности,              
непосредственное участие представителя страховой фирмы в комплексе              
мероприятий по документированию ДТП, в транспортировке поврежденного            
автомобиля, в хранении и в ремонте его под патронажем той же компании во        
время лечения потерпевшего - и автомобиль сохраннее будет, и потерпевшему       
владельцу так спокойнее выздоравливать. Так что я хочу проголосовать за этот    
закон.                                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, все записавшиеся уже выступили. Останина, пожалуйста, по ведению.      
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу внести такое предложение. Ну, во-первых, каждого из   
нас можно упрекнуть в том, что мы говорили не по сути этого закона, поскольку   
проблемы, которые мы поднимали, находятся за пределами вносимой поправки.       
Речь идет только об определенной категории населения - об инвалидах. Поэтому    
поправки, которые предлагаются сегодня в этот закон, носят не социальный        
характер, не финансовый, а нравственный.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы по ведению, по мотивам или выступление?                
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Я предлагаю результаты сегодняшнего голосования обязательно      
опубликовать в "Российской газете", с тем чтобы наши избиратели, особенно те,   
кого касаются эти поправки, смогли видеть, какую позицию занимают их            
избранники в Государственной Думе.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Попов Сергей Алексеевич.                                                        
                                                                                
Микрофон Попову включите, пожалуйста.                                           
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня как раз по поведению примерно то же самое: я        
предлагаю сделать голосование поименным в соответствии с Регламентом. Вот       
есть такое предложение.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
У представителя президента есть необходимость выступить? У представителя        
правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Докладчик, содокладчик? Пожалуйста, депутат Коваль. С места.                    
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Юрий Николаевич.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, во всех странах Европы закон такой действует и возмещение    
по страхованию жизни и здоровья начинается от 30 тысяч долларов и доходит до    
1,5 миллиона долларов, а в ряде стран это безлимитное покрытие, то есть         
выплачивается ровно столько, сколько нужно. Поэтому когда мы говорим, что       
этого мало... конечно, нужно соизмерять с тарифами. Но есть одна вещь (я,       
собственно, не хотел выступать с заключительным словом), о которой я хочу       
сказать, - это вот о "проклятии" Думы этого созыва. А тридцать пять тысяч       
погибших каждый год, а двести тысяч раненых каждый год, которым никто никогда   
не платил до перестройки, а сегодня платят! Вот эту проблему нужно решать.      
Это не наши избиратели, они к нам не идут, потому что не могут идти уже. Вы о   
них подумайте! Это не проблема закона, это проблема исполнения закона.          
Давайте улучшать, но немножко в другом направлении: если мы хотим, чтобы        
выплаты были больше, тогда и тариф должен быть больше.                          
                                                                                
Если говорить о прибыли, то законом мы уже ограничили: норма прибыли - 5        
процентов, всё остальное - резервы, всё остальное идет на выплаты.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
Приступаем к голосованию.                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас голосование и так поименное.               
                                                                                
Микрофон Габдрахманову включите, пожалуйста.                                    
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемые коллеги, авторы законопроекта не ставят под        
сомнение необходимость такого закона, как ОСАГО, и полностью согласны: такой    
закон необходим, но мы считаем, что нужно соизмерять те средства, которые       
платят автовладельцы, с объемами тех компенсаций, которые они получают. И мы    
считаем, что резерв, который сегодня есть у страховых компаний, явно завышен,   
и я объяснял почему. Если даже законопроект не будет принят, это не будет       
означать, что этих проблем не существует. Нужно двигаться дальше, нужно         
как-то их решать.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование проект федерального...                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский, прошу.                                
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое.                                               
                                                                                
Я попросил слова по ведению, поскольку прозвучало предложение голосовать        
поименно. Даю разъяснение. Да, у нас открытое голосование, и каждый потом       
может взять результаты голосования, но результаты голосования, если оно не      
поименное, не идут в стенограмму и не остаются в истории. И через год или два   
с половиной года (вот, например, прошлый закон мы принимали) попробуйте найти   
результаты, если это не поименное голосование! Вы ни в одном архиве... только   
по особым запросам сможете достать результаты и узнать, кто и как голосовал.    
Поэтому мы просим, настаиваем, чтобы голосование было поименное, это            
регламентная норма.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается, Сергей Николаевич, спасибо.                  
                                                                                
Коллеги, давайте проголосуем. Кто за то, чтобы принять предложение              
Решульского о поименном голосовании? Прошу голосовать.                          
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Голосуем за поименное голосование.                                              
                                                                                
Прошу показать результаты голосования.                                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              136 чел.37,2%                                     
Проголосовало против          230 чел.62,8%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято. (Шум в зале.)                                                       
                                                                                
Коллеги, тише! Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении     
изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской          
ответственности владельцев транспортных средств" в первом чтении. Кто за        
данный законопроект? Прошу голосовать.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              136 чел.30,2%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    138 чел.                                          
Не голосовало                 312 чел.69,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято. (Шум в зале.)