Заседание № 107
17.06.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 150508-4 "О ратификации Протокола о привилегиях и иммунитетах Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1245 по 1433 из 7203
Пункт 4, о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о привилегиях и иммунитетах Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества". Представитель правительства заместитель министра иностранных дел Александр Владимирович Салтанов. Пожалуйста. САЛТАНОВ А. В., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Правительством Российской Федерации по докладу Министерства иностранных дел Российской Федерации одобрен и внесен на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Протокол о привилегиях и иммунитетах Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, подписанный 31 октября 2003 года в Баку. Имеется соответствующее постановление Правительства Российской Федерации на этот счет от 14 марта 2005 года № 126. Предлагается рассмотреть вопрос о ратификации данного международного документа исходя из следующего. Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества - ПАЧЭС - была создана в 1993 году для оказания законодательной поддержки решению задач ЧЭС. Участниками этой международной организации наряду с Россией являются Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Румыния, Сербия и Черногория, Турция, Украина. Вопрос об одобрении и внесении на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Протокола о привилегиях и иммунитетах ПАЧЭС возник в связи с необходимостью обеспечить нормальную работу членов парламентов стран ЧЭС - участников ПАЧЭС. При выработке текста протокола учтен опыт работы над Дополнительным протоколом о привилегиях и иммунитетах Организации Черноморского экономического сотрудничества, который вступил в силу 1 мая 2004 года. По мнению МИД России (наши оценки разделяют представители и других стран Черноморского экономического сотрудничества), наделение ПАЧЭС предлагаемыми привилегиями и иммунитетами будет способствовать более эффективному выполнению представителями парламентов государств - членов ассамблеи и персоналом Международного секретариата ПАЧЭС своих функций. Данный протокол позволяет представителям парламентов государств-членов пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами на территории государств - членов ЧЭС. В частности, в период сессии Генеральной ассамблеи ПАЧЭС и во время поездки к месту ее проведения и обратно они обладают иммунитетом от ареста или задержания, а также судебно-процессуальных действий в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими при исполнении своих обязанностей. Кроме того, представители парламентов государств-членов и персонал Международного секретариата ПАЧЭС при осуществлении своих функций в ходе совещаний ПАЧЭС, а также при следовании к месту проведения таких совещаний и при возвращении пользуются определенными привилегиями в сфере таможенного и валютного контроля. Обеспечиваются неприкосновенностью также помещения, документы, архивы, имущество и активы ПАЧЭС. Одновременно протоколом оговаривается, что вышеперечисленные привилегии и иммунитеты не применяются в отношениях между представителем парламента и государством, парламент которого он представляет или представлял. Предусмотрено и право отказа государства-члена от иммунитета для представителя своего парламента в случае, если, по мнению этого государства-члена, такой иммунитет может препятствовать совершению правосудия. Положения данного протокола не противоречат ранее взятым Российской Федерацией обязательствам, в частности обязательствам по Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 года, и не расширяют их рамки. Протокол подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством. Немаловажно и то, что реализация протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Вопрос о внесении протокола на ратификацию был дважды рассмотрен в Правительстве Российской Федерации. 14 февраля 2005 года на заседании Комиссии по законопроектной деятельности получены соответствующие одобрения, 24 февраля 2005 года на заседании Правительства Российской Федерации принято решение рекомендовать Федеральному Собранию ратифицировать протокол (постановление правительства от 14 марта 2005 года № 126). Кроме того, 9 июня 2005 года Комитет Государственной Думы по международным делам на своем заседании одобрил данный документ и рекомендовал вынести его на пленарное заседание Государственной Думы. С учетом сказанного Правительство Российской Федерации просит Государственную Думу ратифицировать данный протокол. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович. Содоклад Шамиля Загитовича Султанова. Пожалуйста. СУЛТАНОВ Ш. З., фракция "Родина". Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О ратификации Протокола о привилегиях и иммунитетах Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества". В этом протоколе определяется объем привилегий и иммунитетов, предоставляемых Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества государствами - членами этой региональной международной организации. В частности, в соответствии со статьей 5 протокола представители парламентов государств-членов при осуществлении своих функций пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: иммунитетом от ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также судебно-процессуальным иммунитетом в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей. В протоколе закрепляется судебно-процессуальный иммунитет и в отношении собственности ПАЧЭС, а также неприкосновенность помещений, архивов и всех документов этой организации. Кроме того, представителям парламентов государств-членов предоставляются те же права в области таможенного и валютного контроля, что и представителям иностранных правительств, находящихся в официальной командировке. По мнению Комитета по международным делам, предоставление указанных привилегий и иммунитетов в подобного рода документах является общепринятой международно-правовой практикой. Ратификация настоящего протокола будет способствовать эффективной реализации целей и задач, стоящих перед Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества. На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол о привилегиях и иммунитетах Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить от комитетов по международным делам и по делам СНГ? Есть ли вопросы к докладчикам? Пожалуйста, коллега Глотов, к кому вопрос? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Кибирев, да, я вижу. Сергей Александрович, пожалуйста. ГЛОТОВ С. А., фракция "Родина". Александр Владимирович, уважаемый Александр Владимирович, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы. В целом фракция поддерживает, конечно, ратификацию данного протокола, но дайте, пожалуйста, пояснение по статье 1 протокола, что касается понятия "собственность ПАЧЭС". Каким образом и в каких городах юга России мы намерены наращивать собственность этой достаточно авторитетной международной организации? И каким образом планирует МИД повышать эффективность в целом деятельности ассамблеи вместе с нашим парламентом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Владимирович. Я вице-президент этой Парламентской ассамблеи, вы знаете. САЛТАНОВ А. В. Да, вы недавно участвовали, Артур Николаевич. Естественно, что для южных регионов нашей страны сотрудничество в рамках ЧЭС имеет большое значение, и Краснодар, Ставрополь и ряд других областей активно в этом участвуют. И особенно, на наш взгляд, важно будет реализовать ряд крупных региональных проектов, в частности создание кольцевых магистралей и кольцевых электроэнергосетей. Мы со своей стороны, МИД, как раз ведем работу, чтобы ЧЭС был более сконцентрирован на тех проектах, которые прежде всего будут иметь реальную отдачу для нашей страны, но, естественно, при международном сотрудничестве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Кибирев Борис Григорьевич, к кому вопрос? КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Александр Владимирович, в составе прошлой Государственной Думы я четыре года отработал в ПАЧЭС и представляю, что это такое. Вы абсолютно правы, в первую очередь для Южного федерального округа, а также для всей России в целом имеет чрезвычайное значение этот протокол (не буду цитировать, тут целый абзац этому посвящен). Но в России, скажем, о Совете Европы знают все, а вот о ЧЭС и ПАЧЭС практически никто ничего не знает. Вопрос: почему пресса постоянно игнорирует работу ПАЧЭС, а сама ПАЧЭС ведет себя настолько безразлично, что не инициирует пропаганду своей положительной работы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. САЛТАНОВ А. В. Это ко мне вопрос, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну конечно. САЛТАНОВ А. В. Вы знаете, я абсолютно с вами согласен. Организация, к которой даже не все ее члены однозначно относятся, поскольку свои интересы стараются, естественно, прежде всего выдвигать, тем не менее имеет большую пользу. И я абсолютно согласен, что нам всем - и непосредственно тем, кто работает в рамках этой организации, и МИДу - надо больше говорить об этой организации, о том, что она реально может нам принести. Совершенно согласен с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Владимирович, и я с вами согласен, что мы действительно мало говорим об этой организации. Уважаемые коллеги, есть ли еще вопросы и есть ли желающие выступить? Нет. На "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1547 по 1566 из 7203
Пункт 4. "О ратификации Протокола о привилегиях и иммунитетах Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества". Кто за то, чтобы ратифицировать данный протокол? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 43 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9% Результат: принято Ратифицирован.