Заседание № 216
24.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 150353-3 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (о нотариальном удостоверении договора продажи недвижимости и договора дарения недвижимого имущества).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4979 по 5131 из 5425
Пункт 19 повестки дня: законопроект "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации". Доклад представителя Волгоградской областной Думы Петра Петровича Дудина. Пожалуйста, Пётр Петрович. ДУДИН П. П., представитель Волгоградской областной Думы. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законодательная инициатива, с которой выступает Волгоградская областная Дума, не является какой-то новацией. Мы предлагаем лишь восстановить отечественные правовые традиции. И в царской России, и в советское время физические лица обязаны были совершать сделки с недвижимостью при непосредственном участии и контроле нотариуса. Такой порядок существовал вплоть до начала 1998 года, когда в законодательном порядке обязательное нотариальное оформление таких актов было отменено. Казалось бы, преследовалась благая цель - как-нибудь снизить затраты граждан при оформлении сделок, но на деле эти затраты даже повысились: кроме регистрационных сборов приходится платить риелторам, юристам, чьи запросы за свои услуги достаточно велики. Мы полагаем, что рынок недвижимости выходит из-под контроля государства, что не способствует стабилизации общественно-экономических отношений. Поэтому и встал вопрос об усилении публичного контроля в этой сфере. Правда, и в прежние годы, конечно, удельное количество нотариального удостоверения сделок в общем объеме работы нотариуса никогда не превышало 8-9 процентов, но при этом весь оборот недвижимости находился под публичным контролем. Выдвигая свою инициативу, мы преследовали две очевидные цели - социальную и государственную. Я позволю себе обозначить их. По данным последней коллегии Волгоградского территориального управления Минюста, менее 1 процента сделок с недвижимостью, прошедших государственную регистрацию, нотариально удостоверено. Это значит, что рынок недвижимости находится под большим контролем коммерческих структур, преследующих исключительно свой интерес. Заметим, что подавляющее большинство участников оборота недвижимости участвуют в сделке раз или два за всю жизнь. Это те, для кого недвижимость, как правило, единственное серьезное имущество, которым они владеют. Это те, кто не может себе позволить оплату услуг юриста-профессионала, а потому полностью находится под властью маклера. Наконец, это самые незащищенные слои населения и, что важно, несовершеннолетние. Конечно, состоятельная часть населения в состоянии лично обеспечить юридическую защиту своих интересов на самом высоком уровне. Но мы забываем, что статьей 48 Конституции государство гарантировало доступность квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, всем без исключения. Конечно, возвращение нормы об обязательной нотариальной форме повлечет определенное увеличение нотариальных сборов. Но в свою очередь, соответственно увеличатся поступления подоходного налога, который заплатит нотариус, пополнится самый, наверное, значимый для социальных программ - единый социальный налог. Кроме того, на нотариусов возложены определенные фискальные функции. Удостоверяя сделку, нотариус обязан досконально выяснить все ее обстоятельства. Это не только снижает риск обмана либо ущемления чьих-то прав. При нотариальном удостоверении крайне трудно скрыть истинную стоимость имущества, а ведь ее выявление и закрепление в документе существенно повлияют на объем поступлений от налога на имущество. Надо сказать, что наша областная Дума не одинока в своих выводах и предложениях. Аналогичная работа проводится, например, федеральным управлением Минюста в Южном федеральном округе. Можно предположить, что и в других регионах обратили внимание на значимость проблемы. Поэтому мы и предлагаем в своем проекте внести изменения и дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Статья 1 предлагает внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; № 34, ст. 4025; 1997, № 43, ст. 4903; 1999, № 51, ст. 6288) следующие изменения и дополнения. Статью 550 дополнить новой частью следующего содержания: "Договор продажи недвижимости, хотя бы одной стороной которого является гражданин (физическое лицо), подлежит нотариальному удостоверению". Часть вторую считать частью третьей. Статью 574 дополнить пунктом 3 следующего содержания: "К форме договора дарения недвижимого имущества применяются положения статьи 550 настоящего кодекса". Пункт 3 считать пунктом 4. Здесь приложена подробная пояснительная записка, я надеюсь, что все с ней ознакомились. Мы полагаем, что введение в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" каких-либо финансовых затрат не требует, для реализации предлагаемого закона отмены положений, внесения изменений или дополнений в действующее законодательство не потребуется. Поэтому мы предлагаем рассмотреть нашу законодательную инициативу и поддержать ее. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад председателя Комитета по законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, в первую очередь я бы хотел обратить ваше внимание на одну вещь, которая не совсем соответствует действительности и с которой, к сожалению, мы достаточно часто, в общем-то, сталкиваемся. В частности, и в пояснительной записке это есть, и при докладе докладчик сказал о том, что в ранее действовавшем Гражданском кодексе РСФСР (перечислены статьи) содержалось положение об обязательном нотариальном удостоверении договора по отчуждению недвижимого имущества (это я прямо цитирую), если хотя бы одной из сторон договора является гражданин. На самом деле это, конечно же, не так. В Гражданском кодексе 1964 года категории недвижимости вообще не было, и вот эти нормы - они предусматривали обязательное нотариальное оформление договора купли-продажи, мены и дарения жилых помещений, и только. Когда вступил в силу Гражданский кодекс, в частности первая и вторая части, это соответственно 1995 и 1996 годы, то в самом Гражданском кодексе в статье 131 было прямо указано на необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В кодексе 1964 года о необходимости такой государственной регистрации, конечно же, не было речи, не было такого оборота, не было вообще недвижимости, как я уже сказал. Соответственно в законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество..." государственным регистраторам прямо было предписано проверять те документы, которые представлены по поводу сделки, в том числе проводить экспертизу данных документов. Действительно, несколько сделок с недвижимостью в самом Гражданском кодексе подлежат обязательному нотариальному оформлению - это ипотека и рента. Но, как мы на той неделе уже говорили, это связано с тем, что это длящиеся договоры, и после заключения и государственной регистрации конкретного договора правоотношения, в общем-то, длятся достаточно долго. В связи с этим мы полагаем, что на сегодняшний день как раз-таки введение обязательного нотариального оформления этих сделок приведет к увеличению, так сказать, хождений по мукам, если гражданин вдруг решит произвести отчуждение конкретной недвижимости. Это приведет к тому, что нужно будет идти к нотариусу, платить государственную пошлину, дальше нужно будет идти к государственному регистратору, и только после этого, если всё это пройдет, возникнут соответствующие права. Мы полагаем, что данный законопроект поддерживать не нужно, и в отзыве Правительства содержится точно такая же рекомендация. Предлагаем отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Есть ли желающие выступить? Представитель Правительства, Андрей Викторович? Нет. Представитель Президента? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 03 сек.) Проголосовало за 110 чел. 24,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел. 75,6% Результат: не принято Законопроект не принимается.