Заседание № 216

24.01.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 150353-3 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (о нотариальном удостоверении договора продажи недвижимости и договора дарения недвижимого имущества).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4979 по 5131 из 5425
Пункт 19 повестки дня: законопроект "О внесении изменений и дополнений в        
Гражданский кодекс Российской Федерации". Доклад представителя Волгоградской    
областной Думы Петра Петровича Дудина. Пожалуйста, Пётр Петрович.               
                                                                                
ДУДИН П. П., представитель Волгоградской областной Думы.                        
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Законодательная инициатива, с которой выступает Волгоградская областная Дума,   
не является какой-то новацией. Мы предлагаем лишь восстановить отечественные    
правовые традиции. И в царской России, и в советское время физические лица      
обязаны были совершать сделки с недвижимостью при непосредственном участии и    
контроле нотариуса. Такой порядок существовал вплоть до начала 1998 года,       
когда в законодательном порядке обязательное нотариальное оформление таких      
актов было отменено. Казалось бы, преследовалась благая цель - как-нибудь       
снизить затраты граждан при оформлении сделок, но на деле эти затраты даже      
повысились: кроме регистрационных сборов приходится платить риелторам,          
юристам, чьи запросы за свои услуги достаточно велики.                          
                                                                                
Мы полагаем, что рынок недвижимости выходит из-под контроля государства, что    
не способствует стабилизации общественно-экономических отношений. Поэтому и     
встал вопрос об усилении публичного контроля в этой сфере. Правда, и в          
прежние годы, конечно, удельное количество нотариального удостоверения сделок   
в общем объеме работы нотариуса никогда не превышало 8-9 процентов, но при      
этом весь оборот недвижимости находился под публичным контролем.                
                                                                                
Выдвигая свою инициативу, мы преследовали две очевидные цели - социальную и     
государственную. Я позволю себе обозначить их.                                  
                                                                                
По данным последней коллегии Волгоградского территориального управления         
Минюста, менее 1 процента сделок с недвижимостью, прошедших государственную     
регистрацию, нотариально удостоверено. Это значит, что рынок недвижимости       
находится под большим контролем коммерческих структур, преследующих             
исключительно свой интерес. Заметим, что подавляющее большинство участников     
оборота недвижимости участвуют в сделке раз или два за всю жизнь. Это те, для   
кого недвижимость, как правило, единственное серьезное имущество, которым они   
владеют. Это те, кто не может себе позволить оплату услуг                       
юриста-профессионала, а потому полностью находится под властью маклера.         
Наконец, это самые незащищенные слои населения и, что важно,                    
несовершеннолетние. Конечно, состоятельная часть населения в состоянии лично    
обеспечить юридическую защиту своих интересов на самом высоком уровне. Но мы    
забываем, что статьей 48 Конституции государство гарантировало доступность      
квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, всем без        
исключения.                                                                     
                                                                                
Конечно, возвращение нормы об обязательной нотариальной форме повлечет          
определенное увеличение нотариальных сборов. Но в свою очередь,                 
соответственно увеличатся поступления подоходного налога, который заплатит      
нотариус, пополнится самый, наверное, значимый для социальных программ -        
единый социальный налог.                                                        
                                                                                
Кроме того, на нотариусов возложены определенные фискальные функции.            
Удостоверяя сделку, нотариус обязан досконально выяснить все ее                 
обстоятельства. Это не только снижает риск обмана либо ущемления чьих-то        
прав. При нотариальном удостоверении крайне трудно скрыть истинную стоимость    
имущества, а ведь ее выявление и закрепление в документе существенно повлияют   
на объем поступлений от налога на имущество.                                    
                                                                                
Надо сказать, что наша областная Дума не одинока в своих выводах и              
предложениях. Аналогичная работа проводится, например, федеральным              
управлением Минюста в Южном федеральном округе. Можно предположить, что и в     
других регионах обратили внимание на значимость проблемы.                       
                                                                                
Поэтому мы и предлагаем в своем проекте внести изменения и дополнения в         
Гражданский кодекс Российской Федерации. Статья 1 предлагает внести в часть     
вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства     
Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; № 34, ст. 4025; 1997, № 43, ст.       
4903; 1999, № 51, ст. 6288) следующие изменения и дополнения. Статью 550        
дополнить новой частью следующего содержания: "Договор продажи недвижимости,    
хотя бы одной стороной которого является гражданин (физическое лицо),           
подлежит нотариальному удостоверению". Часть вторую считать частью третьей.     
Статью 574 дополнить пунктом 3 следующего содержания: "К форме договора         
дарения недвижимого имущества применяются положения статьи 550 настоящего       
кодекса". Пункт 3 считать пунктом 4.                                            
                                                                                
Здесь приложена подробная пояснительная записка, я надеюсь, что все с ней       
ознакомились. Мы полагаем, что введение в действие Федерального закона "О       
внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации"      
каких-либо финансовых затрат не требует, для реализации предлагаемого закона    
отмены положений, внесения изменений или дополнений в действующее               
законодательство не потребуется. Поэтому мы предлагаем рассмотреть нашу         
законодательную инициативу и поддержать ее. У меня всё.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по законодательству Павла Владимировича          
Крашенинникова. Пожалуйста.                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, в первую очередь я бы хотел обратить ваше внимание на одну   
вещь, которая не совсем соответствует действительности и с которой, к           
сожалению, мы достаточно часто, в общем-то, сталкиваемся. В частности, и в      
пояснительной записке это есть, и при докладе докладчик сказал о том, что в     
ранее действовавшем Гражданском кодексе РСФСР (перечислены статьи)              
содержалось положение об обязательном нотариальном удостоверении договора по    
отчуждению недвижимого имущества (это я прямо цитирую), если хотя бы одной из   
сторон договора является гражданин. На самом деле это, конечно же, не так. В    
Гражданском кодексе 1964 года категории недвижимости вообще не было, и вот      
эти нормы - они предусматривали обязательное нотариальное оформление договора   
купли-продажи, мены и дарения жилых помещений, и только. Когда вступил в силу   
Гражданский кодекс, в частности первая и вторая части, это соответственно       
1995 и 1996 годы, то в самом Гражданском кодексе в статье 131 было прямо        
указано на необходимость государственной регистрации прав на недвижимое         
имущество и сделок с ним. В кодексе 1964 года о необходимости такой             
государственной регистрации, конечно же, не было речи, не было такого           
оборота, не было вообще недвижимости, как я уже сказал. Соответственно в        
законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество..."          
государственным регистраторам прямо было предписано проверять те документы,     
которые представлены по поводу сделки, в том числе проводить экспертизу         
данных документов.                                                              
                                                                                
Действительно, несколько сделок с недвижимостью в самом Гражданском кодексе     
подлежат обязательному нотариальному оформлению - это ипотека и рента. Но,      
как мы на той неделе уже говорили, это связано с тем, что это длящиеся          
договоры, и после заключения и государственной регистрации конкретного          
договора правоотношения, в общем-то, длятся достаточно долго. В связи с этим    
мы полагаем, что на сегодняшний день как раз-таки введение обязательного        
нотариального оформления этих сделок приведет к увеличению, так сказать,        
хождений по мукам, если гражданин вдруг решит произвести отчуждение             
конкретной недвижимости. Это приведет к тому, что нужно будет идти к            
нотариусу, платить государственную пошлину, дальше нужно будет идти к           
государственному регистратору, и только после этого, если всё это пройдет,      
возникнут соответствующие права.                                                
                                                                                
Мы полагаем, что данный законопроект поддерживать не нужно, и в отзыве          
Правительства содержится точно такая же рекомендация. Предлагаем отклонить      
данный законопроект.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Есть ли желающие         
выступить? Представитель Правительства, Андрей Викторович? Нет. Представитель   
Президента? Нет.                                                                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и      
дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации".                          
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              110 чел.             24,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    110 чел.                                          
Не голосовало                 340 чел.             75,6%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.