Заседание № 198
31.10.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 150084-3 "О внесении дополнения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах" (о праве инвалида войны на выделение по его желанию взамен автомобиля разовой денежной компенсации в размере стоимости транспортного средства на день его получения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1916 по 2335 из 4049
Пункт 7: о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах". Докладывает представитель Законодательного Собрания Владимирской области Владимир Леонидович Небосенко. Здесь у нас докладчик? Пожалуйста, на трибуну. НЕБОСЕНКО В. Л., представитель Законодательного Собрания Владимирской области. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законодательное Собрание Владимирской области внесло данный законопроект в Государственную Думу по предложению Координационного совета ветеранов войны и труда Владимирской области. В настоящее время большинство инвалидов войны, учитывая их преклонный возраст и болезни, имеют противопоказания к вождению автомобиля, поэтому управление транспортными средствами осуществляется их родственниками или подчас посторонними людьми, проживающими на данной территории. Получается так, что данный транспорт может использоваться ими в личных целях, а зачастую - и в ущерб самому инвалиду. Предлагаемый законопроект предусматривает внесение в Федеральный закон "О ветеранах" нормы, дающей право инвалиду войны по его желанию взамен положенного ему бесплатно автомобиля получить разовую денежную компенсацию в размере стоимости транспортного средства на день получения его, в порядке очередности. Это позволит инвалидам распорядиться выделенными средствами по своему усмотрению. Данная законодательная инициатива была поддержана многими субъектами Российской Федерации. Выплату денежной компенсации в размере стоимости транспортного средства на день его получения предполагается производить в рамках выделенных бюджетных ассигнований на текущий год, и дополнительных расходов из федерального бюджета на ее реализацию не потребуется. И что еще, на наш взгляд, немаловажно при выборе инвалидами войны денежных средств вместо автомобиля - это экономия бюджетных средств по выплате компенсаций на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобиля, на приобретение запасных частей к нему. Вероятно, эти средства можно будет использовать на программу реабилитации ветеранов-инвалидов на 2002-2007 годы. Уважаемые депутаты, еще живы защитники Москвы, ветераны, отстоявшие для нас Россию, и предоставить им такую возможность мы считаем святой обязанностью. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает член Комитета по делам ветеранов Иван Васильевич Захаров. Пожалуйста, Иван Васильевич. ЗАХАРОВ И. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предусматривается внесение в Федеральный закон "О ветеранах" нормы, дающей право инвалиду войны по его желанию взамен положенного ему бесплатно автомобиля получить разовую денежную компенсацию в размере стоимости транспортного средства на день получения его, в порядке очередности. В настоящее время большая часть инвалидов войны, учитывая преклонный возраст и болезни, имеет противопоказания к вождению автомобиля, поэтому управляют транспортными средствами родственники инвалида или даже посторонние лица, которые зачастую действуют только в собственных интересах, а нередко - и в ущерб интересам инвалида. Поэтому автомобиль как средство реабилитации, облегчающее передвижение, для большинства инвалидов Великой Отечественной войны постепенно утратил свое значение. Согласно действующему порядку автомобиль выдается бесплатно инвалидам войны сроком, как правило, на семь лет, а затем старый автомобиль должен быть заменен на новый. Внесенное предложение позволит инвалидам войны, чья очередь на получение нового автомобиля подошла, использовать данную льготу адресно, например, приобрести на эти средства более функциональный автомобиль, что особенно актуально для сельской местности, а также ограничить возможности недобросовестных родственников инвалидов Отечественной войны эксплуатировать транспортные средства лишь в своих интересах, а не в интересах инвалидов. Кроме того, данное предложение позволит инвалидам войны полнее реализовать право на получение транспорта по причине отсутствия лиц, проживающих в одном населенном пункте, которым инвалид может доверить вождение транспорта. По данным Министерства труда Российской Федерации, в очереди на получение транспортного средства стоят более 78 тысяч инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на указанную льготу. Средняя стоимость указанного транспортного средства составляет 70 тысяч рублей. Поскольку выплату денежной компенсации в размере стоимости транспортного средства на день ее получения предполагается производить в рамках выделенных бюджетных ассигнований на текущий год, дополнительных расходов из федерального бюджета на ее реализацию не потребуется. Кроме того, при выборе инвалидом права на получение разовой денежной компенсации вместо автомобиля отпадает необходимость в выплате денежной компенсации на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобиля и запасные части к нему, которые предусмотрены для инвалидов войны, получивших транспортные средства. Таким образом, это позволит сэкономить средства бюджетов субъектов Российской Федерации, определяющих размер и порядок выплаты указанной компенсации. На данный законопроект поступило 34 заключения от субъектов права законодательной инициативы, из которых 32 поддерживают указанный законопроект, два против принятия проекта. Учитывая изложенное, Комитет по делам ветеранов просит поддержать данную законодательную инициативу. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Васильевич. Уважаемые депутаты, кто хотел бы задать вопросы докладчику и содокладчику? Чехоев Анатолий Георгиевич. ЧЕХОЕВ А. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к инициатору, докладчику. Вопрос состоит в следующем. Если, например, в семье есть младшие, которые способны управлять автомобилем, то это одинаково... так же, как и для тех, у кого некому управлять машиной, или для всех инвалидов это уже единой нормой становится? Я вас уверяю в одном, что у нас очень скоро в судах появятся на рассмотрении иски от инвалидов, которые будут просто-напросто... Там родственник подделал подпись его или что-то еще такое, кто-то получил деньги, а инвалиды будут к нам в приемные приходить, к депутатам, и говорить: вот меня обманули, без меня, без моего ведома... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. Микрофон включите в ложе Правительства. НЕБОСЕНКО В. Л. Спасибо за вопрос. Я отвечаю, уважаемые депутаты. Может быть, я нечетко выразился, но ведь это право инвалида - самому выбрать: или денежные средства, или транспорт. Еще раз повторяю, что это позволит расширить программу реабилитации, индивидуальную программу реабилитации инвалида. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Алтухов, ваш вопрос. АЛТУХОВ В. П. У меня вопрос к Владимиру Леонидовичу тоже. По истечении семи лет, срока, на который выдается автомобиль, инвалид будет получать вторую компенсацию, 70 тысяч рублей, допустим, за машину, которая положена ему при замене? НЕБОСЕНКО В. Л. Нет, это разовые компенсации. Это разовые компенсации, которые полагаются гражданину, инвалиду, ведь это пожилой возраст, это порядка восьмидесяти лет. Ко мне на прием приходят люди, в частности, последний раз пришел человек, который просит улучшить жилищные условия. Сами знаете, какая социально-экономическая ситуация и в какой угол подчас загнаны наши инвалиды и ветераны. И вот именно этим был обоснован предлагаемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Депутат Лабейкин, ваш вопрос. ЛАБЕЙКИН А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вопрос двоим докладчикам. Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, не получится ли так, что, получая денежную компенсацию вместо автомобиля, инвалид может использовать ее не по прямому назначению, не на средства передвижения, не на эти цели, а на какие-то другие? Таким образом, главная задача не выполняется. То есть когда есть машина, он едет на дачу, в поликлинику, а в этом случае деньги могут быть использованы родственником близким на какие-то другие цели. Спасибо. НЕБОСЕНКО В. Л. Благодарю за вопрос. Но ведь мы с вами как раз рассматриваем ту ситуацию, когда помимо воли инвалида используется его техническое средство и он практически изолирован, лишен этой... я бы не назвал ее даже льготой - это компенсация, та частичная, небольшая компенсация для инвалида, которой он может сам распорядиться. И дай бог ему исполнить свое желание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто еще хотел бы задать вопрос? Кто хотел бы выступить? Депутат Лабейкин, пожалуйста. ЛАБЕЙКИН А. А. Конечно, уважаемые коллеги, можно было бы поддержать инициативу субъекта Российской Федерации, но вот для меня этот вопрос вовсе неоднозначный. Мы сталкиваемся с практикой, когда инвалиды получают средства передвижения, в частности автомобиль "Ока", на семь лет, но, к сожалению, его используют родственники для своих целей. И часто инвалида действительно не перемещают туда, куда нужно: в больницу, на дачу, по каким-то другим делам. Поэтому проблема тут есть. Но с другой стороны, есть и другая ситуация, когда средства, которые будут выделяться вместо транспортного средства, средства передвижения, могут быть использованы не по назначению. Поэтому вопрос здесь неоднозначный. Я думаю, что сторонников такого подхода, который предложен в законопроекте, примерно столько же, сколько сторонников и совершенно другого подхода. И хотел бы сказать что, наверное, сегодня важнее была бы не такая инициатива, а несколько другая, которая состояла бы в том, чтобы в нашем федеральном бюджете было заложено достаточное количество средств, денег для того, чтобы все инвалиды Великой Отечественной войны, которые получили право путем прохождения медико-социальной экспертизы на средство передвижения, быстрее получили вот это средство передвижения, в частности автомобиль "Оку". И есть еще одна проблема, которую мы замалчиваем, которая поднимается, с которой обращаются инвалиды общего заболевания, инвалиды, не имеющие, скажем, одной ноги, двух ног и практически лишенные возможности перемещаться, и, кроме коляски, велоколяски, у них других средств передвижения практически нет. Как вы знаете, много лет тому назад было примитивное, но все-таки надежное, достаточно авторитетное для инвалидов средство - мотоколяска. К сожалению, производство их прекращено, и наше Министерство труда и социального развития, к сожалению, до сих пор не предложило инвалидам общего заболевания ничего другого. Поэтому к депутатам, в субъекты Российской Федерации, в исполнительную власть идут жалобы, обращения от инвалидов общего заболевания, которые не могут получить транспортное средство. "Ока" не по карману, а дешевой мотоколяски, на которой он ездил пять лет, к сожалению, уже нет и в помине. Поэтому Минтруду, Правительству надо подумать и найти достойную замену, поскольку инвалидов общего заболевания слишком много и проблем, с которыми они сталкиваются, тоже слишком много. Среда обитания не приспособлена, городской транспорт не приспособлен, и нет индивидуального средства передвижения. Конечно, это проблема, может быть, другого закона, но можно было бы поддержать сегодня инициативу Владимирской области, хотя и с некоторыми оговорками, и ко второму чтению некоторые несуразности устранить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От Правительства хотел бы выступить Анатолий Иванович Осадчих, заместитель министра труда Российской Федерации. Пожалуйста, Анатолий Иванович. ОСАДЧИХ А. И., заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты, Правительством Российской Федерации направлено в Государственную Думу отрицательное заключение на указанный законопроект. В основу такой позиции положено следующее. Законопроектом предусматривается норма, дающая право инвалиду войны, имеющему соответствующие медицинские показания, получить по его желанию вместо автомобиля разовую компенсацию в размере стоимости транспортного средства. Необходимо отметить, что автомобили всем инвалидам, в том числе инвалидам войны, предоставляются по медицинским показаниям в рамках индивидуальных программ реабилитации инвалидов, которые разрабатываются соответствующим Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В свою очередь, согласно статьям 10 и 11 названного закона технические средства реабилитации, к которым относятся выдаваемые инвалидам бесплатно автомобили, предоставляются, как правило, в натуральной форме и отказ инвалида от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации ее отдельных частей не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. По нашему мнению, нельзя согласиться с утверждением, что с учетом преклонного возраста и состояния здоровья инвалида войны автомобиль как средство реабилитации, облегчающее передвижение инвалида, утрачивает свою значимость. На этот случай законодательством предусмотрено, что при наличии противопоказаний к вождению транспортного средства инвалиду войны предоставляется право передать управление указанным транспортным средством другому лицу. Следует отметить также, что подпунктом 21 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения транспортного средства, по их желанию предусмотрена выплата ежегодной компенсации на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства. Предоставление им права получения разовой денежной компенсации в размере стоимости транспортного средства и возможности распоряжаться ей по своему усмотрению выхолащивает сущность этой меры социальной защиты инвалидов. Я хотел бы обратить ваше внимание, что транспортное средство инвалидам предоставляется не как средство материальной помощи, а как целевое средство для того, чтобы дать возможность человеку самостоятельно передвигаться. Если мы с вами примем законопроект в том виде, в котором он предлагается, это будет означать две вещи. Первое. Отдав деньги инвалиду, государство практически самоустраняется дальше от решения тех проблем, которые есть у инвалида. Человек остается один на один со своими проблемами. К чему это может привести? Прекрасный пример - ваучеризация страны. Вы помните, в свое время предполагалось, что люди достаточно разумно распорядятся своими ваучерами. Что получилось - совершенно очевидно. Второе. Реализация такого подхода к решению этой проблемы естественным образом по аналогии спровоцирует претензии других групп, социально уязвимых групп населения, и эти лавинообразные требования соответствующим образом отразятся на возникновении финансовых проблем. Вот с учетом сказанного, принимая во внимание, что замена реабилитационного мероприятия получением его стоимостного эквивалента исказит смысловую сущность законодательной нормы и ограничит право инвалида на реабилитацию, полагаем, что данный законопроект должен быть отклонен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово предоставляется... (Выкрики из зала.) Запишитесь тогда, пожалуйста. Включите режим записи. Кто без карточки и хотел бы выступить? Пожалуйста, покажите список. Чехоев Анатолий Георгиевич, пожалуйста. ЧЕХОЕВ А. Г. Спасибо. Я бы начал со следующего. Давайте мы будем выполнять тот закон "О ветеранах", который с таким большим трудом мы принимали здесь, в Государственной Думе. Меня даже насторожило, когда представитель Владимирской области сказал, что вот кому-то надо улучшить жилищные условия, ему сейчас машина не нужна - он возьмет деньги и улучшит свои жилищные условия. Давайте мы лучше в бюджете будем предусматривать. Ведь у нас за последнее время... Вот в Северной Осетии есть положение о беспроцентной ссуде, допустим, на строительство жилья. Ни один человек у нас из ветеранов, из инвалидов Великой Отечественной войны не получил такую ссуду потому, что денег на это в бюджете нет, в бюджете Северной Осетии. Может быть, где-то в других регионах есть? Второй вопрос - это то, что взаимоотношения в семьях сегодня иногда бывают такие, что... Ну, сидит дедулька там восьмидесяти лет, пришел сын: ну, подпиши давай бумажку, нам нужны деньги, мы получим вместо этого деньги. Ведь когда мы принимали закон "О ветеранах", мы говорили о комплексных реабилитационных мерах для ветеранов Великой Отечественной войны - это и бесплатные лекарства, и лечение, и санаторно-курортное обслуживание. И транспортная проблема - одна из составляющих вот этого комплекса. Я не знаю, честно говоря, я просто не советовался со своими ветеранами, с советом ветеранов в нашей республике. Но мне очень трудно, понимаете... Хотя и говорится, что по желанию, но у нас это желание очень часто возникает и под давлением младших. Ветеран получает машину - это его машина. А когда получают деньги, это уже обезличено. Взял его сын, я не знаю, пропил или не знаю что с ними сделал - в итоге и у ветерана ничего нет, и у сыновей ничего нет. Так что, мне думается, надо осторожно к этому закону подходить. Может быть, даже еще раз подумать, еще раз разослать это уже от имени Государственной Думы в советы ветеранов региональные. Не снимать закон, закон не снимать, но разослать, чтобы оттуда их мнение получить, и после этого уже принимать данный закон. Вот у меня такое предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Вшивцев, пожалуйста. ВШИВЦЕВ В. С., фракция "Единство". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Нужно учитывать еще один аспект - люди, стоящие на очереди, ветераны, ждут своих автомобилей много лет и в большинстве случаев получается, что, когда подходит их очередь на автомобильное средство, они оказываются в полном одиночестве. Вот этот аспект тоже нужно учитывать. И поэтому право у человека получить или автомобиль, для того чтобы передвигаться, это средство реабилитации, или деньги, для того чтобы он мог сам себе оплатить какие-то услуги по этой реабилитации, я думаю, должно быть. Это моя точка зрения. В принципе, когда общаешься с ветеранами, видишь: очень многие люди находятся в преклонном возрасте и в одиночестве уже, хотя не противопоказано им водить автомобиль. Я прошу учесть вот это мнение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Депутат Алтухов. АЛТУХОВ В. П. Спасибо, Любовь Константиновна. Во-первых, хотелось бы поддержать инициативу Законодательного Собрания Владимирской области с той позиции, что, действительно, в законе записано: по желанию. И если это слово записано, то, наверное, инвалиду предоставляется право выбирать - или автомобиль, или денежные средства. И непонятна позиция Правительства по этому направлению, может, она даже и понятна: противостоять принятию этого закона с целью, чтобы сократить расходы государства и чтобы многие инвалиды не получили этой льготы или бесплатного транспорта. Здесь приводили пример, и я конкретные цифры имею по Минтруду: 178 тысяч инвалидов стоят на очереди, а 23 тысячи 700 человек получили в 2001 году автомашины. Это семь с половиной лет будет стоять в очереди инвалид! И тот инвалид, о котором здесь говорилось, что в восемьдесят лет он пришел и просит: как-то помогите, что-то выделите - или деньги, или машину, - он, конечно, не дождется, он семь с половиной лет не проживет. Но я считаю недостатком этого законопроекта то, что... Здесь разовая компенсация для инвалидов в восемьдесят или семьдесят пять лет - это, может, и приемлемо, но у нас есть инвалиды боевых действий в возрасте восемнадцати, двадцати пяти лет, которые будут жить и четырнадцать, и двадцать, и тридцать лет, может, а по действующему закону автомобиль выдается на семь лет. Поэтому разовая компенсация в размере 70 тысяч рублей, сколько стоит сегодня автомобиль "Ока", должна выдаваться один раз в семь лет. И каждые последующие семь лет эта компенсация должна выдаваться, если мы хотим справедливо подойти ко всем гражданам нашей России, тем более к инвалидам. Я поддерживаю законопроект, в первом чтении его нужно принять, а ко второму чтению нужно исправить вот эти недостатки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все желающие выступили. С заключительным словом выступает Небосенко Владимир Леонидович. Пожалуйста, Владимир Леонидович. НЕБОСЕНКО В. Л. Уважаемые депутаты, Законодательное Собрание Владимирской области благодарит за проявленное внимание к данному вопросу. Я еще раз только могу сказать, что данный законопроект вынесен по поручению Координационного совета ветеранов войны и труда, не раз и не два мы обсуждали. Если вы примете в первом чтении, то, конечно, все ваши замечания будут учтены. И я благодарю депутата Алтухова за такой проект. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Васильевич Захаров хотел бы что-то сказать? Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 23 сек.) Проголосовало за 179 чел. 39,8% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 188 чел. Не голосовало 262 чел. 58,2% Результат: не принято Не принимается.