Заседание № 67
16.01.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 149982-5 "О порядке применения статей 132 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1899 по 2548 из 4754
Уважаемые коллеги, я хочу обратиться к вам вот с каким предложением. Дело в том, что у нас начиная с 7-го вопроса, с 12.30 время фиксированное. По 8-му вопросу докладчик в зале отсутствует, но мы не можем предъявить ему претензии, потому что докладчик может явиться ровно в 12.30. Поэтому я предлагаю рассмотреть сейчас 9-й вопрос. Есть возражения? Нет. Проект федерального закона "О порядке применения статей 132 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Виталий Борисович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, секундочку, Владимир Вольфович, на трибуне докладчик. Пожалуйста, не мешайте. Виталий Борисович, докладывайте. ШУБА В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В декабре прошлого года мы приняли Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". В статье 25 в законе о бюджете, который подписан и вступил в действие, мы дали право Правительству Российской Федерации по результатам исполнения бюджета в 2009 году направить средства в размере до 325 миллиардов рублей на выполнение мероприятий, связанных с поддержкой финансового сектора, рынка труда и различных отраслей экономики. Вместе с тем сегодня действуют две статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, это статьи 132 и 139, которыми блокируется выполнение ранее принятого нами решения. Вот в этом кратко суть закона - устранить коллизию. И сразу же хочу акцентировать ваше внимание на том, что ни в коей мере мы не передаём правительству право принятия вольного решения в части выделения и распределения субсидий для субъектов Российской Федерации. Мы чётко записали: только на поддержку различных секторов экономики, финансовой сферы и рынка труда. Комитет по бюджету и налогам рассмотрел внесённый депутатами Государственной Думы законопроект и поддерживает его. Рассмотрело законопроект также Правовое управление Аппарата Государственной Думы - замечаний нет. Поэтому я от имени комитета и авторов законодательной инициативы предлагаю принять названный законопроект в первом чтении и в целом. Необходимо, чтобы норма, которую мы уже приняли, она имеет законодательную основу, работала с 1 января текущего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы. Так, давайте запишемся. Я вижу пять рук как минимум. Включите режим записи на вопросы. Я всем дам возможность задать вопрос, так что не волнуйтесь. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я говорю: всем дам возможность, вы не волнуйтесь. Покажите список. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Виталий Борисович, у меня такой вопрос. Из тех 325 миллиардов, о которых вы сказали, которыми может правительство распоряжаться, куда пошли деньги? Есть у вас информация? В частности, сколько израсходовано на поддержку фондового рынка и других секторов нашим правительством? Спасибо. ШУБА В. Б. Я могу ответить. Мне кажется, я сказал в своём докладе, что ни одним рублём из суммы до 325 миллиардов правительство не воспользовалось, оно не выполнило норму Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год...", потому что это исполнить невозможно ввиду того, что запрещает Бюджетный кодекс Российской Федерации. Мы должны разблокировать ранее принятое решение, чтобы оно исполнялось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Виталий Борисович, всё-таки мне хотелось бы уточнить: каким образом Государственная Дума, депутаты Государственной Думы будут получать информацию о том, сколько куда направлено, на какие цели пошли средства, если мы не будем это обсуждать в виде законов, как того требует Бюджетный кодекс? ШУБА В. Б. Спасибо за вопрос. Во-первых, все изменения, связанные с расходованием средств федерального бюджета, должны пройти через соответствующие решения об изменениях в закон о федеральном бюджете. То есть правительство по итогам исполнения бюджета 2009 года в конце 2009 года нам внесёт проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Это первое направление, по которому мы будем контролировать использование этих средств, если они будут, конечно, расходоваться. А второе направление - это имеющийся механизм финансового контроля через Счётную палату. И третье - в соответствии с нормой Бюджетного кодекса нами создана рабочая группа, которая следит за тем, как правительство выполняет решения Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Виталий Борисович, буквально в конце года правительство приняло решение о направлении в регионы 43,7 миллиарда рублей на борьбу с последствиями финансового кризиса. В частности, речь идёт о борьбе с безработицей. Шувалов заявил о том, что 12 января якобы эти деньги уже ушли в заявленные регионы, таких регионов семь. Мы у себя не принимали решение об изменениях в бюджет по поводу этих средств. Скажите, это средства из этих 325 миллиардов рублей, о которых вы говорите, либо речь идёт о каких-то других деньгах, которые прошли мимо парламента? И в "Российской газете", на что любезно указала Фарида Исмагиловна, которая взяла на себя полномочия толковать в том числе и за ваш профильный комитет, приводится методика распределения этих средств между регионами. То есть не получается ли, что мы сегодня задним числом утверждаем, де-факто, то, что уже случилось, и правительство уже... (Микрофон отключён.) ШУБА В. Б. Спасибо за вопрос. Вы говорите совершенно о других деньгах. 2008 год, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год..." исполнен, и все расходы осуществлялись в соответствии с решениями, которые мы с вами приняли. Та норма, о которой я сейчас говорю, вступает в действие с 1 января 2009 года, если мы разблокируем ранее принятые нами решения. Норма закона о бюджете на 2009 год начинает работать с 1 января 2009 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотел бы дополнить представитель правительства? Нет, не настаивает представитель правительства. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Виталий Борисович, вас не настораживает, я имею в виду комитет прежде всего, вот такая тенденция, что мы всё больше и больше полномочий отдаём Правительству Российской Федерации в решении финансовых вопросов? В конце прошлого созыва Думы, помните, мы решали эти вопросы, ограничили возможности Счётной палаты по контролю за бюджетом, в этом созыве внесли изменения в Бюджетный кодекс, мы уже передали часть полномочий Министерству финансов по распределению средств, и вот ещё один рычаг мы передаём туда, причём не всему правительству, а именно тому блоку, который сегодня жёстко критикуют (в том числе в "Российской газете" устами Лужкова, вот буквально в последние дни там была очень жёсткая статья о монетаристском курсе), а мы отдаём им полномочия. Вот эта тенденция - она не очень понятна. Спасибо. ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, я ещё раз акцентирую ваше внимание на том, что нами решение уже принято, оно зафиксировано в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год...", но норма не может работать по той причине, что Бюджетный кодекс, статьи 132 и 139, толкует иначе действия правительства в данной ситуации. Мы своим законопроектом как раз и даём право правительству, всему Правительству Российской Федерации, потому что это коллегиальный орган, принимать решения по вопросам, связанным с регулированием рынка труда, поддержкой финансового сектора, поддержкой отраслей экономики, в пределах той суммы, которую мы уже определили. Механизм контроля, ещё раз говорю, у нас есть, он вполне достаточный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Виталий Борисович, какое-то несоответствие в ваших ответах. Мы дали правительству право направить 325 миллиардов, и никто ему не мешает направлять эти средства согласно Бюджетному кодексу. Не надо говорить, что это заблокировано. В связи с этим я хочу услышать от вас: официально с каким запросом правительство обратилось в Государственную Думу по поводу того, что эти две статьи блокируют выполнение этого решения? Именно эти две статьи определяют порядок направления этих средств. И я не пойму, если полномочий у правительства не хватает, почему правительство само не выступило с предложением и не внесло такой законопроект? Скажите нам: с каким официальным документом правительство обратилось в Думу и попросило депутатов подготовить этот законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виталий Борисович. ШУБА В. Б. В Конституции определены субъекты права законодательной инициативы, в данном случае девять депутатов Государственной Думы воспользовались своим правом. Что касается статьи 132, - я боюсь, что не очень точно буду цитировать, - то она гласит, что распределение субсидий осуществляется в соответствии с принятыми федеральными законами и (или) решениями Правительства Российской Федерации. Поэтому мы толкуем статьи 132 и 139 и говорим, что мы даём право правительству не вносить проект федерального закона о внесении изменений относительно суммы средств в размере до 325 миллиардов рублей в закон о федеральном бюджете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительство хотело бы уточнить. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Я просто хочу подтвердить то, что сказал докладчик. Действительно, эти статьи не противоречат друг другу, тут речь не идёт об их противоречии, речь идёт о том, что обе эти статьи будут исполняться, но в рамках этих 325 миллиардов могут появляться новые направления, новые виды субсидий, и для оперативности принятия решений - в частности, это может быть поддержка рынка труда и аналогичные меры по преодолению кризисных последствий - это необходимо прописать. Данный законопроект предлагает предоставить правительству только на этот сложный, непростой период возможность оперативного принятия решений по этим новым видам субсидий. По действующему Бюджетному кодексу мы обязаны это всё предусматривать в законе о федеральном бюджете. Необходимость принятия подобного рода решений путём внесения изменений в закон о федеральном бюджете требует достаточно большого, продолжительного времени, и деньги могут с опозданием прийти непосредственно в регионы к получателям этих денежных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Виталий Борисович, речь идёт о сумме, равной консолидированному бюджету пятнадцати центральных областей. Пятнадцати! Сегодня я предложил принять протокольное поручение, где прошу, чтобы правительство нам дало оперативную информацию о мерах поддержки российского товаропроизводителя на текущий год. Мы, наша фракция, и в прошлом году ставили этот вопрос, но нам так ничего и не ответили ни письменно, ни устно. Возникают вопросы: если у них нет никакого документа по оперативной поддержке товаропроизводителя, тогда на что они будут выделять деньги? Или они скрывают от нас что-то, хитрят? Не кажется ли вам, что вначале нужно запросить информацию о мерах оперативной поддержки, запланированных хотя бы на полгода, а потом уже давать под них деньги? Пусть они не в мае, а в апреле эти деньги потратят, но мы должны в принципе знать, на что уходят деньги пятнадцати центральных областей. А мы так даём деньги: куда хотите, туда и давайте, а мы потом утвердим. Мне кажется, нужно наоборот: вначале стулья, а потом уже деньги. ШУБА В. Б. Уважаемый Владимир Николаевич, я ещё раз напоминаю о том, что решение нами уже принято, оно нашло отражение в Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год...", это статья 25: Правительство Российской Федерации по результатам исполнения федерального бюджета в 2008 году вправе направить в 2009 году в установленном Правительством Российской Федерации порядке средства федерального бюджета в размере до 325 миллиардов рублей на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики, а также по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда. То есть мы дали это право, но правительство этим правом воспользоваться сегодня не может, поэтому мы даём такое толкование статьи 132: правительство может это делать, с одной стороны, путём внесения изменения в закон о федеральном бюджете, во-вторых, как там написано, решением правительства и, в-третьих, вы можете распределять эти средства в соответствии с собственным решением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Виталий Борисович, скажите, пожалуйста, является ли этот закон следствием принятого впопыхах непродуманного предыдущего закона? И не считаете ли вы, что мы на самом деле ущемляем права президента? Почему? Потому что любое изменение федерального закона о бюджете, одного из базовых, обязательно проходит подписание президентом. Складывается впечатление, что определённая группа, пользуясь неопытностью президента, пытается, вообще-то, резко сократить его права и возможности. И в данной ситуации получается, что мы уже у Думы отняли большую часть контрольных функций, говоря о наделении её такими функциями, - это и Счётная палата, это и вопросы перераспределения полномочий. Если мы в трёх чтениях можем за десять минут принять любой закон, то почему мы хотим, чтобы определённые товарищи без закона распределяли средства? И почему нет у нас заключения?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШУБА В. Б. Прежде всего, заключения Правительства Российской Федерации не требуется. Но, Олег Викторович, мне кажется, вы должны были остановить задающего вопрос по той причине, что главе Российской Федерации была дана оценка, которая не соответствует действительности. Он Президент Российской Федерации, более того, всенародно избранный президент. Мы вносим изменения в федеральный закон, в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Президент закон подписывает, вводит его в действие. Если президент будет не согласен с нашей законодательной инициативой, он воспользуется своим конституционным правом и не подпишет, отклонит принятый нами федеральный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все вопросы заданы. Пожалуйста, присаживайтесь, Виталий Борисович. Есть ли желающие выступить? Есть, депутат Иванов, депутат Рябов, депутат Плетнёва. Всё, подводим черту. Пожалуйста, депутат Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Спасибо, Олег Викторович. Спасибо Андрею Викторовичу за чёткую и честную позицию, которую он довёл до депутатов, относительно принятия этого закона. Он чётко и ясно пояснил, что всё-таки это не поправка к тем решениям, о которых говорил депутат Шуба, а действительно изъятие тех полномочий, которыми обладают депутаты Государственной Думы. Спасибо ещё раз, Андрей Викторович. Но мы знаем и другое: несмотря на все те меры, которые сейчас принимаются правительством для сохранения устойчивости нашей экономики, падение пока так и не остановлено. Как мы знаем из официальных заявлений членов правительства, в том числе и доблестного министра финансов Кудрина, 5,5 триллиона рублей бюджетных средств, взятых из Стабфонда, они отдали банкам. Мы, депутаты, уже который раз ставили вопрос, просили отчитаться, где эти денежки и на решение каких государственных, национальных вопросов эта огромная сумма потрачена, - мы так и не услышали, как говорится, где деньги. Вот и сейчас подготовлен и протаскивается очередной авантюрный законопроект, который позволит чиновникам из Минфина принимать самостоятельные решения, кому дать, а кому кукиш показать. Так не годится! Принцип "одна голова хорошо, а две лучше" в данной ситуации очень уместен. Почему господин Кудрин должен распоряжаться самостоятельно бюджетными деньгами? Тем более он доказал свою полную несостоятельность как экономист-финансист, ведь в течение восьми лет, когда была пауза, были определённые поступления в бюджет денег, которые необходимо было пустить на развитие производительных сил страны, чтобы подготовить экономику страны к мировому кризису, он эти денежки превращал фактически в долговой мешок, и сейчас бюджет страны задыхается от долгов. Только в 2009 году надо возвратить иностранным кредиторам более 400 миллиардов долларов! Поясняю: банки взяли кредиты, компании взяли кредиты и эти денежки надо возвратить. Вот те 5,5 триллиона, которые господин Кудрин отдал банкам, они сейчас и уходят за границу, возвращаются, а не идут в реальный сектор экономики. И если мы отдадим полномочия правительству относительно применения статей Бюджетного кодекса, неизвестно куда эти денежки пойдут, потому что указанная в пояснительной записке форма распределения этих денег очень обширная. Вот эти 400 миллиардов долларов - это фактически весь стабилизационный резерв нашей страны. А теперь этим законом мы хотим предоставить Кудрину право самостоятельно, причём ещё и ещё раз, распоряжаться деньгами. Это вопросы, которые всё-таки должны решаться вместе со всеми депутатами Государственной Думы. Было бы ещё полбеды, если бы он распределил эти денежки и остановил падение производства, но не те дыры затыкает сегодня правительство, это не даёт существенных результатов для остановки спада промышленного производства. Заткнув одну дыру, конечно, можно спасти тонущий корабль, а другую - только отсрочить гибель на несколько мгновений. Вот пока правительство страны, в том числе и главный финансист Кудрин, принимает решения, которые частично приостанавливают гибель нашего корабля - экономики нашей страны, но полностью эти решения не спасают и не спасут. Что же необходимо делать в данной ситуации? В данной конкретной ситуации необходимо усилить и ужесточить как раз контроль за расходованием бюджетных средств. Депутаты должны не только контролировать, но и непосредственно участвовать в выделении этих средств, определять, куда и на какие нужды эти деньги уходят. Второе. Как вы умеете - я в первую очередь обращаюсь к депутатам "ЕДИНОЙ РОССИИ" - готовить и проталкивать законы, именно в таком быстром режиме принять закон о национализации предприятий, и не просто принять закон, а национализировать их. Третье. Принять закон о замораживании цен на газ, нефть и продукты их переработки, электроэнергию, железнодорожные перевозки. Принять закон о стопроцентном субсидировании ипотечного кредита с целью возрождения строительного комплекса. Это, безусловно, не полный перечень тех мер, которые необходимо принять и над которыми нужно работать правительству. А законы, которые мы сейчас в срочном порядке принимаем, не решают и не решат проблем, не предотвратят провал экономики нашей страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В общем-то, кажется, такой маленький закон, состоящий из одной-двух статей, но он очень важный. Я помню, как в эпоху эйфории от демократии в начале 90-х, когда пытались мы все тут роль парламента повысить, мы распределяли впервые инвестиционные программы. Каждый комитет рассматривал их! Потому что депутат избирается от округа, он знает все предприятия, которые в округе работают, знает всю ситуацию экономическую. И тогда, конечно, мы очень активно участвовали в распределении средств хотя бы на капитальный ремонт, на строительство. А вы вспомните, денег-то вообще почти тогда не было. Мы без бюджета работали, знаете и вы, Олег Викторович, вообще без бюджета в первой Думе были, но тем не менее роль депутатского корпуса всё-таки какая-то была. Вот вы посмотрите: сейчас, когда приходят к нам представители правительства и мы что-нибудь нелицеприятное говорим в их адрес, они парируют: а это вы сами принимали. И Зурабов так тысячу раз говорил: а мы только исполняем. Поэтому вот этот закон, я считаю, очень важный, и деньги за этим огромные. А ссылка докладчика на то, что мы ведь уже дали им такое право - ну очень плохо, что дали, отвечать будем все вместе. Сейчас ситуация ещё труднее, мне кажется, чем была в начале 90-х, потому что неизвестно, что впереди, а тот мешок денег, который правительство накапливало и в связи с которым рассказывало нам басни и про фонды будущих поколений, и про прочие, - этот мешок быстренько-быстренько тает. И мы по лицам наших правителей на заседаниях всё это видим. У нас нет информационных программ, которые рассказывали бы нам, что происходит в регионах. Нам рассказывают про трубу уже на протяжении трёх месяцев. Вот труба, труба... Вместо того чтобы решать вопрос, не разжигать вражду между братскими народами, нам весь новый год всё про это... Я уже говорила, что нельзя... Путин сам выступал 4 декабря и говорил, что нельзя ни в коем случае, ссылаясь на кризис, закрывать предприятия. Что делают наши предприниматели? Да им сегодня очень выгодно приостановить работу, ничего не платить, а дальше, мол, посмотрим, как дело обернётся. Я обращалась к Грефу на протяжении двух месяцев по вопросу о том, чтобы предприятию, очень важному в строительном бизнесе, уже, по сути дела, на четыре пятых построенному, дать кредит. Он даже не отвечает на звонки, потому что мы никто тут, мы для них люди с улицы. Вот что правительство сказало, то в этом зале - всё, аксиома. Все поднимают руки - и за, и вперёд, и давайте с песнями. А отвечать, я повторяю, будем все вместе. Закон очень важный, и если бы мы сегодня проявили волю... Кстати, нам, как Сергей Николаевич Решульский правильно говорил, даже не дали документ: кто у нас это просит, на какие цели, куда. И наша фракция будет голосовать, естественно, против таких решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, у нас две минуты осталось. Ещё одно выступление, и надо будет принимать решение. Ещё есть право на заключительное слово. Поэтому предложение такое: может быть, мы продлим время до завершения рассмотрения данного вопроса? Никто не настаивает на голосовании? Нет. Договорились. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, ну, уже было сказано, как всё плохо, как не стоит ничего делать, это с одной стороны. С другой стороны, фракция ЛДПР, конечно, понимает, что в кризисный год решения надо принимать оперативно. Мы с этим полностью согласны. И когда принимали бюджет на 2009 год, между прочим, эта тема всплывала - что будет такое, но на это как-то никто внимания не обратил, а мы особо и не настаивали. С другой стороны, а зачем, спрашивается, покушаться на конституционное полномочие Государственной Думы, которое, заметьте, прописано в Конституции - принятие федерального бюджета на текущий год - это полномочие Государственной Думы, - если у нас и так, как правило, происходит следующее: сегодня законопроект внесли, завтра его рассмотрели, послезавтра уже приняли и подписали? Можно было по крайней мере сохранить лицо, однако почему-то по этому пути не пошли, не знаю почему. Второй момент. Вот сегодня фракция ЛДПР внесла законопроект об отмене транспортного налога для пенсионеров, которые владеют транспортным средством старше десяти лет. Ну пошлины повышают, вот мы, со своей стороны, и решили как-то помочь пенсионерам. Правительство пишет нам официальный отзыв: да вы что делаете, ведь тут же начнут на пенсионеров оформлять все свои транспортные средства, уклоняясь от налогов, а под транспортным средством подразумеваются и вертолёт, и самолёт, и катер, и яхта. Где вы видели такого пенсионера? Может быть, среди персональных правительственных пенсионеров такие есть, но мы-то заботились о других людях. Поэтому, извините, но здесь мы тоже вправе сказать: а мы вам, товарищи, уже не доверяем. Ведь 325 миллиардов - это, извините, как говорится, не баран чихнул, это огромные средства. И заметьте, от чего мы с вами отказываемся, уважаемые коллеги? Мы с вами отказываемся от того, чтобы определить, на какие цели, на каких условиях, по каким критериям будут отобраны субъекты, которые получат эти субсидии. Мы от этого отказываемся. Но в итоге нам говорят: всё нормально, Конституция здесь ни при чём, там написано, что Госдума принимает бюджет - вы его и принимаете, а разрабатываем мы, и не ваше вроде как дело соваться в эти тонкие вещи, вроде как с калашным рылом в охотный ряд. Хотя мы на Охотном ряду и сидим. Вернее... ну вы сами знаете эту поговорку. Поэтому вы извините, уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", данный законопроект фракция ЛДПР не поддерживает, и всю ответственность за то, что потом эти средства будут разворованы... Ведь заметьте, как, по словам Виталия Борисовича уважаемого, мы будем проверять: через год нам скажут, кто получил эти деньги, на какие цели, на каких условиях. А потом окажется, что кто-то чей-то родственник, кто-то чей-то знакомый, кто-то ещё каким-то боком имеет отношение к данной теме. Это не государственный подход, уважаемые коллеги, в конце концов, мы Государственная Дума или филиал правительства по штампованию этих законов?! Я считаю, что мы всё-таки Государственная Дума, нам надо сохранять лицо, и от таких полномочий отказываться нам грех, иначе избиратели нас не поймут. Поэтому, уважаемые коллеги, мы призываем вас не голосовать за данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Виталий Борисович Шуба просит дать возможность выступить с заключительным словом. Прокомментируйте все критические выступления в адрес авторов, пожалуйста. Вы один из них. ШУБА В. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я ещё раз возвращаю вас к тексту законопроекта. Мы даём порядок применения пунктов 3 и 4 статьи 132, пунктов 3 и 4 статьи 139 Бюджетного кодекса. Зачитываю один из пунктов статьи 132 Бюджетного кодекса: "Распределение субсидий бюджета субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации". Своим законом мы как раз вводим контроль за действиями правительства. Мы говорим: своими правовыми актами вы можете принять решение по расходованию средств в объёме до 325 миллиардов рублей, только выделяя субсидии на поддержку рынка труда, на поддержку финансового сектора и отраслей экономики. Другие субсидии должны проходить через федеральный закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства не настаивают на участии в дискуссии? По ведению - Решульский. По ведению, Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я по ведению и хочу сказать. Нам не надо, наверное, лукавить друг перед другом. Я ведь не зря задал вопрос Виталию Борисовичу: как - устно ли, письменно ли, с каким письмом - правительство обратилось к нам, чтобы эту проблему решить? Ну пусть Логинов Андрей Викторович хоть попросит: депутаты, не можем работать, примите этот закон. Ну что мы тянем губы, когда нас не целуют? К нам же никто не обращался, в конце-то концов! Ну объясните мне, Виталий Борисович, кто к вам обратился, к авторам, чтобы вы такой законопроект внесли, использовав своё право законодательной инициативы? Ну не просит правительство! Вот представитель правительства стоит (или сидит), он говорит, что это и не надо вроде бы, но если мы примем, они будут рады. Спасибо. Я просто по ведению высказался. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это всё-таки возвращение к тому вопросу, на который Виталий Борисович, как мне представляется, несколько раз уже давал ответ. Что касается правительства, то вот Логинов тянет руку. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Сергей Николаевич, вы сегодня при обсуждении повестки дня сделали ряд очень справедливых замечаний в отношении Регламента Государственной Думы. В том же тексте Регламента написано, что полномочный представитель правительства принимает участие в заседаниях - пленарных заседаниях, в заседаниях комитета - без специального письменного поручения правительства. Вопрос о принятии данного законопроекта обсуждался с нами, при нашем участии, с самого начала, когда эта тема только возникла. На самом деле законопроект надо было принимать ещё в конце прошлого года. Просто конец сессии был такой напряжённый, что данный вопрос не был рассмотрен. Те нормы, которые мы принимаем сегодня, конечно же, должны быть рассмотрены по возможности оперативно, и необходимость принятия этого законопроекта мы также обсуждали вчера на Совете Государственной Думы, где была высказана просьба правительства поддержать эту инициативу. Если вы считаете, что нужно... Мы соответствующую информацию, нашу позицию довели до бюджетного комитета. Если вы считаете, что правительству необходимо, когда речь идёт о затрагивающих его законодательных инициативах, особым образом фиксировать это на пленарном заседании, хотя об этом было сказано докладчиком, вашим коллегой, представителем комитета, то нужно прописать это в Регламенте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто тоже для информации, поскольку вопрос был обращён ко всем, довожу до сведения депутатов, что вчера на Совете я, как представитель Государственной Думы в антикризисной комиссии правительства, соответствующую просьбу правительства сообщил депутатам, сказав, что такая законодательная инициатива подготовлена. Ну а форма этой просьбы, в каких выражениях и в каком виде она должна поступать в Государственную Думу... Ну, это могут быть разные варианты. И вот Андрей Викторович об этом сказал. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Я ставлю на голосование предложение комитета принять данный законопроект в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 21 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4% Проголосовало против 89 чел.19,8% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, депутат Шуба с трибуны предложил от имени комитета проголосовать данный законопроект и в целом. В этой связи я объявляю "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, я же слуга Регламента, поэтому я пока только цитирую депутата Шубу, который внёс соответствующее предложение. Поскольку до того, как я сказал, никто не поднимал руку, я и собирался поставить на голосование, но теперь я вижу, что депутат Решульский настаивает на выступлении по мотивам. Есть ли ещё желающие выступить по мотивам? Есть. Депутат Иванов, депутат... Всё, да? Два депутата. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вот этого я уже сделать не могу, Владимир Николаевич, при всей любви к вам, потому что у нас от фракции может быть только один выступающий, а это значит, что либо вы, либо Решульский. Поэтому Решульский. Пожалуйста, Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Интересная складывается ситуация, я даже не по сути этого законопроекта. Может, и надо было бы его поддержать, но при нормальных отношениях исполнительной и законодательной власти должна быть хоть какая-то логика или какое-то взаимное уважение. И не зря задают коллеги вопрос, ну объясните мне, кто к кому обращался. Я бы понял, если бы Владимир Владимирович Путин прислал сюда письмо с перечнем всех мероприятий по реализации 325 миллиардов рублей и сказал: "Слушайте, всё, вы правильный закон приняли, крах с нашей экономикой. Вот если вы сейчас ещё добавите своим решением вот эти и эти мероприятия, то по этим направлениям средства и пойдут". Нет этого! Я не исключаю, что Владимир Владимирович даже и не знает об этом, поскольку вершат дела в этом так называемом экономическом блоке с известным нам министром финансов Кудриным Алексеем Леонидовичем. Я теперь спрашиваю, задаю вопрос: для чего это делается? Ни 132-я, ни 139-я статья нисколько не мешает реализовывать ранее принятый закон, правительству надо только быстро подготовить эти свои предложения и внести сюда как поправки к закону о бюджете на 2009 год. Я думаю, Виталий Борисович не будет со мной спорить, мы могли бы все совместно, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" во главе, быстро рассмотреть эти предложения, проявить открытость (модное слово) и сказать: да, правильно распределили. Вы знаете, каковы методики распределения этих средств, 325 миллиардов? Да такие же, как и по распределению 900 миллиардов рублей, из которых, как уже официально заявляют и в средствах массовой информации пишут, половина уведена за бугор, в иностранные банки, в иностранные валюты. Ну, можно доверять, когда ты своими деньгами располагаешь, каждый волен со своими деньгами что угодно делать: хотите - сожгите, хотите - раздайте, хотите - купите что-то. Но это государственный бюджет! Почему мы опять, в очередной раз идём на поводу у правительства? И вообще, несерьёзная у нас какая-то бюджетная политика. Если эти девять наших товарищей, депутатов умнее всего экономического блока, я предлагаю принять обращение к президенту: всех из экономического блока правительства убрать, наших товарищей туда рекомендовать, и пускай они ведут правильную, чёткую, как они понимают, экономическую и социальную политику. Так должно быть. Если правительство вас не просит, чего вы лезете туда? Если правительство к нам не обращается, что вы бежите впереди паровоза? Может, эти предложения по реализации 320 миллиардов в мае только появятся, потому что сегодня, судя... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось три минуты. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. В который раз хочу подтвердить, что фракция ЛДПР не станет поддерживать данный законопроект. Всем остальным депутатам, которые будут голосовать за данный законопроект, хочу сказать, что таким образом вы отказываете своим избирателям в помощи по получению субсидий из федерального бюджета, потому что вас уже никто спрашивать не будет, сколько направить в Татарстан, в Курскую область, Белгородскую и так далее, и тому подобное. Вы это всё, таким образом, отдаёте на откуп правительству, не зная ни методики, по которой будет распределяться, ни сумм, ни на какие цели. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона в рамках объявленного мною "часа голосования" "О порядке применения статей 132 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации" в целом. Включите режим голосования. (Шум в зале.) Поправок не поступало. У меня нет поправок на столе. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 51 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3% Проголосовало против 90 чел.20,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7% Результат: принято Принято.