Заседание № 109
01.07.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 149695-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и "О личном подсобном хозяйстве" (в части, касающейся правового регулирования оборота земельных участков, предоставленных гражданам из земель сельскохозяйственного назначения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5442 по 5542 из 6906
29-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и "О личном подсобном хозяйстве". Законодательное Собрание Вологодской области просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. С содокладом выступит член Комитета по собственности Александр Александрович Агеев. Пожалуйста. АГЕЕВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и "О личном подсобном хозяйстве", внесенный Законодательным Собранием Вологодской области. Поскольку Законодательное Собрание Вологодской области обратилось с просьбой рассмотреть законопроект без участия своего представителя, позвольте мне доложить позицию Комитета по собственности. Законопроектом предлагается установить особенности правового регулирования оборота земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, в зависимости от того, находятся ли такие земельные участки в черте поселений (приусадебные земельные участки) или за чертой поселений (полевые земельные участки). В частности, на оборот полевых земельных участков предлагается распространить ограничение оборота земель сельскохозяйственного назначения, которое установлено Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". По мнению разработчиков законопроекта, в настоящее время земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, исключены из сферы действия Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в связи с чем огромный массив земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, вращается без ограничений в свободном гражданском обороте и выведен из-под контроля государства. В этой связи Комитет по собственности считает необходимым отметить, что ограничения оборота и использования земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, как приусадебных, так и полевых, определены Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве". Согласно пункту 6 статьи 4 названного закона оборот земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Там же, в статье 4 этого закона, установлено, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных и иных зданий, строений и сооружений, а полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Тем самым, законом установлено жесткое требование о соблюдении целей использования полевого земельного участка. Это в полной мере отвечает и нормам статей 7 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В случае использования земельного участка не по целевому назначению он может быть изъят у собственника в соответствии со статьей 285 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также Комитет по собственности не разделяет мнения разработчиков законопроекта о том, что земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, выведены из-под контроля государства. Достаточно напомнить, что в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель, в том числе гражданами, осуществляется государственный земельный контроль в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, Комитет по собственности считает, что оборот земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, законодательно уже достаточно урегулирован, в связи с чем устанавливать дополнительные ограничения в обороте таких участков нецелесообразно. Следует отметить, что аналогичные выводы содержатся в официальном отзыве Правительства Российской Федерации и в заключении Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, не поддержавших законопроект, а также в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы. С учетом сказанного Комитет по собственности не поддерживает рассматриваемый проект федерального закона и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Будут ли вопросы к докладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Полномочные представители президента, правительства? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и "О личном подсобном хозяйстве". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 04 сек.) Проголосовало за 13 чел.2,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 13 чел. Не голосовало 437 чел.97,1% Результат: не принято Не принимается.