Заседание № 109

01.07.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 149695-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и "О личном подсобном хозяйстве" (в части, касающейся правового регулирования оборота земельных участков, предоставленных гражданам из земель сельскохозяйственного назначения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5442 по 5542 из 6906
29-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Земельный    
кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об обороте земель              
сельскохозяйственного назначения" и "О личном подсобном хозяйстве".             
Законодательное Собрание Вологодской области просит рассмотреть законопроект    
без участия своего представителя. С содокладом выступит член Комитета по        
собственности Александр Александрович Агеев. Пожалуйста.                        
                                                                                
АГЕЕВ А. А., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс             
Российской Федерации, федеральные законы "Об обороте земель                     
сельскохозяйственного назначения" и "О личном подсобном хозяйстве", внесенный   
Законодательным Собранием Вологодской области. Поскольку Законодательное        
Собрание Вологодской области обратилось с просьбой рассмотреть законопроект     
без участия своего представителя, позвольте мне доложить позицию Комитета по    
собственности.                                                                  
                                                                                
Законопроектом предлагается установить особенности правового регулирования      
оборота земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного       
подсобного хозяйства, в зависимости от того, находятся ли такие земельные       
участки в черте поселений (приусадебные земельные участки) или за чертой        
поселений (полевые земельные участки). В частности, на оборот полевых           
земельных участков предлагается распространить ограничение оборота земель       
сельскохозяйственного назначения, которое установлено Федеральным законом "Об   
обороте земель сельскохозяйственного назначения". По мнению разработчиков       
законопроекта, в настоящее время земельные участки, предоставленные из земель   
сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного       
хозяйства, исключены из сферы действия Федерального закона "Об обороте земель   
сельскохозяйственного назначения", в связи с чем огромный массив земель         
сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан,          
вращается без ограничений в свободном гражданском обороте и выведен из-под      
контроля государства.                                                           
                                                                                
В этой связи Комитет по собственности считает необходимым отметить, что         
ограничения оборота и использования земельных участков для ведения личного      
подсобного хозяйства, как приусадебных, так и полевых, определены Федеральным   
законом "О личном подсобном хозяйстве". Согласно пункту 6 статьи 4 названного   
закона оборот земельных участков, предоставленных для ведения личного           
подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным   
законодательством.                                                              
                                                                                
Там же, в статье 4 этого закона, установлено, что приусадебный земельный        
участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также   
для возведения жилого дома, производственных и иных зданий, строений и          
сооружений, а полевой земельный участок используется исключительно для          
производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем         
зданий и строений. Тем самым, законом установлено жесткое требование о          
соблюдении целей использования полевого земельного участка.                     
                                                                                
Это в полной мере отвечает и нормам статей 7 и 78 Земельного кодекса            
Российской Федерации, согласно которым земли сельскохозяйственного назначения   
должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым            
назначением. В случае использования земельного участка не по целевому           
назначению он может быть изъят у собственника в соответствии со статьей 285     
Гражданского кодекса Российской Федерации.                                      
                                                                                
Также Комитет по собственности не разделяет мнения разработчиков                
законопроекта о том, что земельные участки, предоставленные гражданам для       
ведения личного подсобного хозяйства, выведены из-под контроля государства.     
Достаточно напомнить, что в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса       
Российской Федерации за соблюдением земельного законодательства, требований     
охраны и использования земель, в том числе гражданами, осуществляется           
государственный земельный контроль в порядке, установленном Правительством      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Таким образом, Комитет по собственности считает, что оборот земельных           
участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства,   
законодательно уже достаточно урегулирован, в связи с чем устанавливать         
дополнительные ограничения в обороте таких участков нецелесообразно. Следует    
отметить, что аналогичные выводы содержатся в официальном отзыве                
Правительства Российской Федерации и в заключении Комитета Государственной      
Думы по аграрным вопросам, не поддержавших законопроект, а также в заключении   
Правового управления Аппарата Государственной Думы.                             
                                                                                
С учетом сказанного Комитет по собственности не поддерживает рассматриваемый    
проект федерального закона и предлагает его отклонить.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович.                         
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет.            
Полномочные представители президента, правительства? Нет. Уважаемые коллеги,    
ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные         
законы "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и "О личном         
подсобном хозяйстве". Прошу голосовать.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за               13 чел.2,9%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     13 чел.                                          
Не голосовало                 437 чел.97,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.