Заседание № 184
О проекте федерального закона N№ 149666-4 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (введение новых понятий - "профилактика наркомании" и "антинаркотическая пропаганда").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Доклад члена Комитета по охране здоровья Бориса Григорьевича Кибирева. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Представляю проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Напомню: речь в нём идёт об уточнении понятий "профилактика наркомании" и "антинаркотическая пропаганда". Законопроект благополучно прошёл процедуры первого и второго чтений, прошёл также правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний по нему нет. Комитет по охране здоровья предлагает принять этот законопроект в третьем чтении, к чему я вас и призываю. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по докладу, уважаемые депутаты? Нет. Выносим на "час голосования".
Следующий законопроект - "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" - ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 25 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4% Результат: принято Законопроект принимается в третьем чтении.
Заседание № 181
О проекте федерального закона № 149666-4 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (введение новых понятий - "профилактика наркомании" и "антинаркотическая пропаганда").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Кибирев по карточке Смолина. Уважаемый Борис Вячеславович, два коротких вопроса. По 2-му вопросу повестки дня вместо Николая Фёдоровича Герасименко докладчик от Комитета по охране здоровья - Кибирев Борис Григорьевич.
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Докладывать будет Кибирев Борис Григорьевич. Пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! От имени Комитета по охране здоровья докладываю вам о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" во втором чтении. Напомню, что этим законопроектом предлагается ввести в понятийный аппарат Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" определение понятий "профилактика наркомании" и "антинаркотическая пропаганда". Введение этих понятий обусловлено необходимостью усиления борьбы с наркоманией. Наверное, ни для кого не секрет, что в нашей благословенной России растёт потребление наркотических средств, в том числе в более высокой пропорции увеличивается вовлечение в это пагубное дело детей, подростков и молодёжи. Именно поэтому вопросы профилактики наркомании и антинаркотической пропаганды приобретают особое значение. Определение этих понятий в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах" отсутствует, поэтому предлагаемый законопроект как раз и решает эту проблему. Напомню, что Государственная Дума благополучно приняла этот законопроект в первом чтении. Ко второму чтению этого законопроекта поступили поправки. Это две поправки членов Совета Федерации Мутко, Смирнова и Кавджарадзе. Они предлагают сделать акцент также на мероприятиях физкультурно-спортивного характера, определяя понятия "профилактика наркомании" и "антинаркотическая пропаганда". Поправка, предложенная одним из авторов законопроекта, депутатом Ивановой, носит редакционный характер и улучшает статью этого закона. Комитет по охране здоровья рассмотрел все эти поправки, свёл их в одну таблицу, они все предлагаются комитетом к принятию. Отклонённых поправок нет, соответственно и таблицы для отклонения нет. Комитет по охране здоровья предлагает вам, уважаемые коллеги, утвердить таблицу принятых поправок и с учётом этих поправок принять во втором чтении законопроект. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, таблица поправок, рекомендуемых к принятию, содержит три поправки. Есть ли необходимость какую-либо из них рассматривать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 48 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 25 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4% Результат: принято Принято. Спасибо, Борис Григорьевич.
Заседание № 166
О проекте федерального закона № 149666-4 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (введение новых понятий - "профилактика наркомании" и "антинаркотическая пропаганда").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 14. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Доклад Валентины Николаевны Ивановой. ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Принимаемый сегодня законопроект является и актуальным, и важным, и хочу привести в подтверждение этого вывода лишь одну цифру. По официальным данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, шесть миллионов российских граждан употребляют наркотики не в медицинских целях, из них 60 процентов - это молодые люди в возрасте от восемнадцати до тридцати лет, число лиц в возрасте до двадцати четырёх лет, которые употребляют наркотики, составляет около двух миллионов человек. В последнее время наблюдается опасная тенденция: порог, когда подросток впервые попробовал наркотики, снизился до одиннадцати лет. Ясно, что наркомания стала страшной реальной угрозой национальной безопасности страны. Не случайно в посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации и в 2003 году, и в 2004-м, и в 2005-м, и в этом году в числе глобальных угроз современной цивилизации называл наркоторговлю, наркоманию и указывал, что наркомания превратилась уже в эпидемию современного человечества. Оздоровление социальной ситуации в этом направлении стало достаточно серьёзным предметом работы многих комитетов Государственной Думы, Комитета по образованию и науке, да и Государственной Думы в целом. Именно мы с вами в последние годы выступили организаторами и идеологами серии всероссийских совещаний руководителей образовательных учреждений по профилактике наркомании, "круглых столов" и парламентских слушаний Государственной Думы по этому направлению. И хочу сказать, что поворот организации всей этой работы в сторону образовательных учреждений вполне оправдан и правомерен. Именно образовательные учреждения - это остов всей работы по профилактике наркомании. Как вы знаете, в теоретической и в практической работе специалисты выделяют первичную профилактику наркомании, вторичную и третичную профилактику. Во многих региональных законодательных актах используются эти категории, а вот в нашем базовом федеральном законе это пока отсутствует. Наши поправки, мои и коллег, направлены именно на устранение этой несправедливости. Подчеркну, что в базовом федеральном законе и в других статьях используется понятие "профилактика наркомании". В частности, в статье 4, пункт 2, где говорится о государственной политике в сфере оборота наркотических средств, указывается важнейший принцип приоритетности мер по профилактике наркомании и так далее. Ну и подчеркну, что отсутствие этих категорий в базовом законе, конечно же, затрудняет принятие, реализацию необходимых мер по осуществлению качественной профилактической помощи, по противодействию потребления наркотических и психотропных веществ населением Российской Федерации. Уважаемые коллеги, предметом правового регулирования представленного проекта федерального закона являются понятия "профилактика наркомании" и "антинаркотическая пропаганда". Задачей законопроекта является определение этих понятий с целью конкретизации всей работы, упорядочения деятельности различных ведомств, организаций и учреждений, участвующих в реализации профилактических программ. Включение этих категорий в базовый Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", а следовательно, в систему всего федерального законодательства позволит обеспечить целенаправленную антинаркотическую деятельность. Ну и, наш взгляд, принимаемый закон - первый шаг в решении целого ряда вопросов вслед за этим в федеральном законодательстве. Я имею в виду включение в последующем в федеральное законодательство статьи по профилактике наркомании и реализацию целого ряда других мер, которые в целом должны уменьшить спрос населения на наркотические средства. И потом, конечно же, мы все понимаем, что это позволит сделать серьёзный шаг в плане уменьшения риска заболевания ВИЧ-инфекцией, СПИДом, гепатитом и другими инфекционными заболеваниями. Уважаемые коллеги, полтора года назад внесён был данный проект федерального закона. В итоге получены положительные заключения ГПУ Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Просим поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Фёдоровича Герасименко. Пожалуйста, Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я вспоминаю 96-й год, когда мы только начинали заниматься законом базовым "О наркотических средствах и психотропных веществах". Тогда была информация, что в России около двух с половиной миллионов наркоманов. Сейчас уже дают информацию, что их около шести миллионов. И в борьбе с наркоманией почему-то у нас крен в основном в сторону медицинских мероприятий, лечения, и милицейских мероприятий, а вот профилактику, к сожалению, у нас забывают, очень мало занимаются профилактикой. Хотя, по всем оценкам и Организации Объединённых Наций, комитета по наркотикам, и Всемирной организации здравоохранения, невозможно уменьшить, я не говорю победить наркоманию, а уменьшить число наркоманов без профилактической работы. И основные ресурсы, основные средства нужно направлять именно на профилактику: в школы, в вузы, поскольку это в основном касается молодёжи. В общем-то, этой концепции придерживаются все международные организации по борьбе с наркотиками. Поэтому я, как один из авторов закона о наркотиках, приветствую, поддерживаю включение в понятийный аппарат данного предложения по профилактике наркомании и антинаркотической пропаганде. И мало того, считаю, что нужна целая программа с хорошим финансированием, нужно выделять именно на профилактику наркомании ещё даже больше средств, чем на медицинские и милицейские мероприятия. Комитет по охране здоровья поддерживает данный законопроект. Мы получили положительные заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, правительства. Субъекты Российской Федерации поддерживают в основном законопроект, мы получили тридцать семь отзывов от субъектов Федерации, все положительные. И из сорока девяти органов исполнительной власти субъектов Федерации только два не поддерживают законопроект. Комитет по охране здоровья предлагает принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Николай Фёдорович, останьтесь на трибуне. Вопросы у Апариной, Заполева и Митрофанова. Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Спасибо. Николай Фёдорович, вы очень квалифицированный специалист и знаете эту проблему давно. Я хочу сказать: конечно, это мы просто штопаем тот закон, который есть, и это тоже нужно. У меня вопрос такого порядка. Профилактика - это хорошо, но всё-таки шесть миллионов - это те, кто уже очень сильно болеет, так скажем. Скажите, пожалуйста, появились ли в последнее время (может, нужна помощь какая-то финансовая, которую следует предусмотреть в бюджете на следующий год) научные разработки, открытия, которые помогут бороться с этой болезнью и действительно искоренить наркоманию путём реализации в жизнь таких научных открытий? Есть ли у нас в России такие наработки, такие открытия? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Спасибо за вопрос. Я, во-первых, хотел бы сказать, что шесть миллионов - это данные экспертов, и сюда включаются не только больные наркоманией, те, кто длительно употребляет наркотики (их на учёте состоит около шестисот тысяч), здесь имеются в виду те, кто вообще пробовал наркотики, они, может быть, потом и употреблять их не будут. Эту цифру - шесть миллионов - дают эксперты наркоконтроля. Тех, кто потребляет наркотики, излечить практически почти невозможно. Можно долго не употреблять, для этого существует довольно много способов. Снятие ломки - это довольно просто, гораздо сложнее реабилитировать наркомана, потому что это требует напряжения как от самого наркомана, так и от его родителей. Это большая, очень серьёзная проблема. И самое главное, почему необходимо принять законопроект, - профилактическая работа. Основные ресурсы надо вкладывать именно в это - чтобы не допустить. И здесь должны подключиться средства массовой информации, телевидение и так далее, надо сделать это немодным. А у нас раньше формировалась мода на потребление наркотиков. Актёры, писатели, рок-певцы, группы и так далее выступали... Считалось, что в творческой среде наркотики якобы помогают творить, лучше писать произведения и так далее. В Америке, например, потребовалось двадцать лет для формирования межведомственных групп, чтобы снизить количество наркоманов в два раза. Это двадцать лет работы! Это серьёзная работа, и поэтому я считаю важным принять программу по профилактической работе, туда вкладывать ресурсы, может быть, заложить это в бюджет 2007 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Швалёв Фёдор Михайлович, ваш вопрос. ШВАЛЁВ Ф. М., фракция "Единая Россия". Меня немножко опередила коллега Апарина, но я всё равно хочу ещё раз задать подобного плана вопрос. Мне непонятно вот то, что вы сейчас говорите. Первое. Непонятно, почему вы сказали, что те шестьсот тысяч - на самом деле больных этим людей гораздо больше - обречены на гибель. В этом законе практически ничего об этом не сказано. Вы говорите, что на сегодняшний день нет методов лечения этой болезни. Но они есть! И та же Америка сегодня, и Западная Европа предлагают эти методы лечения, в том числе и у нас в России, и достаточно эффективные, немедикаментозные. Я согласен с тем, что вы говорили: это в большей степени психологические методы, направленные на работу с родителями и группами. Поэтому я вам такой вопрос задаю: почему в законе мы не отражаем?.. Вот вы считаете, что приоритетной должна быть профилактика, а вот эти люди, которые... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Ещё раз хочу объяснить. Нет простых решений. Я говорил, что наркоманы делятся на две большие группы. Одна группа... Это так же, как, допустим, с алкогольной проблемой. Есть алкоголики и есть те, кто просто выпивает, потребляет алкоголь. Сейчас даже открыли гены, которые "заведуют" тем, может человек болеть алкоголизмом, наркоманией или нет. Сейчас определено, что вот эти люди практически неизлечимы. И нет ни в одной стране мира каких-то методов, таблеток, чтобы их принять и излечиться. Можно просто снять ломку, но потом человек должен всю жизнь... Нет таких методов! Если вы знаете эти методы, скажите, но наука такие методы пока не открыла. А профилактика подразумевает то, чтобы не допустить, чтобы человек попробовал. Вот сейчас у учёных есть информация о том, что существуют такие гены. Уже рекомендуется родителям, как только ребёнок родился, исследовать эти гены, и тогда уже ни в коем случае ни пива, ни вина не давать, чтобы он не стал алкоголиком. Потому что большинство людей хоть и пьют, но алкоголиками не становятся. Так же и наркомания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Заполев, ваш вопрос. ЗАПОЛЕВ М. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Николай Фёдорович, дорогой земляк, а вот когда мы будем с этой эпидемией человечества бороться не понятиями, словами, - это ведь смехотворно, - а конкретными делами? Вот мы приедем к избирателям, нас спросят: вы что там решили с наркоманией? А мы скажем: а мы понятия ввели. Нас же ведь засмеют. Нас спросят: а вот эти 20 миллиграмм или 100 миллиграмм, дозы, которые правительство увеличило, - вы как там с этим-то, с конкретикой боретесь? Вот что надо отвечать на это? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Давайте так, мы обсуждаем в данном случае конкретный законопроект о внесении поправок в закон основной, о наркотиках и психотропных веществах, уточняем понятийный аппарат, о профилактике. То, что касается средних доз. Вы знаете, что я этот вопрос поднимал неоднократно, и правительство сейчас изменило ситуацию со средними дозами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос к уважаемым авторам и комитету. В чём вообще смысл внесения этих поправок? Я имею в виду практический смысл. Я понимаю, что расширяется понятийный аппарат, но какой смысл в этом? А что, без этого нельзя предусматривать средства в бюджете на пропаганду, на профилактику? Зачем в законе "О наркотических средствах и психотропных веществах", который вполне конкретен и определяет оборот этих средств в какой-то степени, нормы о какой-то пропаганде? Давайте туда вставим ещё какие-то вещи, совершенно не касающиеся этого конкретного закона. Непонятно мне. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Это к автору, наверное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Николаевна, ответьте, пожалуйста. Ивановой включите микрофон. ИВАНОВА В. Н. Что он говорил? Я не совсем в курсе. Я здесь обсуждала тоже те же вопросы и немножко... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В чём смысл принятия этого закона? ИВАНОВА В. Н. Спасибо. Некоторые моменты своего выступления я сейчас вынуждена буду повторить и подчеркнуть следующее. Во всей профилактической работе, которую осуществляем на практике, мы выделяем первичную, вторичную и третичную профилактику. В законодательстве у нас нет никакого понятия о профилактике наркомании, я имею в виду федеральный закон, и получается так, что мы, по целому ряду направлений выделяя финансирование, делаем это на не совсем, так сказать, верных основаниях. И вот теперь, когда мы говорим: давайте введём в федеральное законодательство понятие профилактики наркомании как категории, это означает, что мы можем во всех наших региональных подзаконных актах это вводить, а также в программы региональные и финансировать на полных основаниях это направление. И именно в связи с этим и были внесены данные поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович, вы хотели бы что-то добавить? Нет. Коллеги, вопросы закончились. Присаживайтесь, Николай Фёдорович. Кто хотел бы выступить? Митрофанов Алексей Валентинович, три минуты. И Ройзман Евгений Вадимович, тоже три минуты. Включите микрофон депутату Митрофанову. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, мы обсуждаем очень важный закон. Практически смысл поправок, которые представлены, о профилактике наркомании и антинаркотической пропаганде я, в общем, так и не понял, потому что и без этого можно в бюджете выделять средства на антинаркотические мероприятия. То, что это не упомянуто в законе, - это не означает, что запрещено. Другое дело, это показывает, что мы не имеем внятной концепции, мы вот только даём понятийный аппарат. Правильно тут наш коллега-депутат сказал: что мы скажем избирателям - что мы совершенствовали понятийный аппарат? Мы ничего практически серьёзного в этой сфере не делаем. Почему? Нет концепции, мы не понимаем. Есть общие слова: давайте вести антинаркотическую пропаганду, по телевизору показывают... Вот сейчас депутат Герасименко сказал удивительную для меня вещь: вся работа по предупреждению сводится к снятию ломок. Это неправильно. Значит, вы не знаете. Вы ведь доктор, ну вы должны знать, что есть разные методы. Действительно, российская медицина занимается только снятием ломок, больше ничем. То, что происходит на Западе, в других местах, - там работают психологи, и это более глубокая работа. В ограниченном пространстве работают психологи с людьми, которые готовы излечиться, но только с теми, которые готовы излечиться, потому что те, кто не хочет излечиться, всё равно... с ними будут проблемы. Так что идёт работа. Не только снятие ломок, есть медицинские методы, и они очень серьёзные на самом деле, они ограниченно применяются. Я был в некоторых клиниках, смотрел, как это всё делается. Там целые технологии. У нас этого нет. Да, у нас этого нет, к сожалению, но на это можно, скажем, тратить деньги. Но если мы опять будем тратить деньги благодаря этим поправкам на плакатики, которые мы повесим в школах, мол, дети, не пользуйтесь наркотиками, выбросите дозу в туалет, в унитаз (что мы ещё придумаем?), то ничего не будет. Это не политика. Это политика со времён большевиков, так они боролись с пьянством, так они боролись... Это абсолютно формальное мероприятие, которое в молодёжной среде называется "распил бюджета", бюджетных средств, больше ничего это не даст. Должны быть внятная концепция, поддержка новых методов и реально создание соответствующей атмосферы в молодёжных кругах, особенно активных по отношению к наркотикам, но не плакатиками и не беседами врача... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ройзман Евгений Вадимович. РОЙЗМАН Е. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Любовь Константиновна, большое спасибо. Уважаемые коллеги, на самом деле это очень простой законопроект, направлен он на элементарное упорядочение. Произошло следующее. Выделяются бюджетные деньги в больших количествах и в регионах, и федеральные на профилактику наркомании, а между тем сам термин "профилактика" никак не расшифровывается. Этот законопроект направлен всего-навсего на то, чтобы чётко объяснить, на что выделяются деньги, и чтобы была возможность спрашивать по пунктам относительно выделения этих денег. Законопроект очень простой, короткий и полезный, потому что просто необходимо упорядочить. Что касается оценки ситуации, со многими коллегами я согласен. Я вам докладываю, что вот сейчас только получили данные по 2005 году: количество смертей увеличилось в полтора раза, а по 2004 году относительно 2003 года практически в два раза увеличилось количество смертей. Ситуация тяжёлая. Что касается концепции. Она существовала до 91-го года, и фактически проблемы этой в стране не существовало. Сейчас концепции нет, её предстоит выработать. Очень многое будет зависеть от нашей позиции, как мы сумеем отстоять те законопроекты, которые нами уже предложены и внесены, в частности по пожизненному заключению за торговлю наркотиками, который, правда, завис у нас пока немножко. Но на самом деле мы в этом направлении работаем, и чтобы всем было понятно - это наша заслуга, Государственной Думы, что мы сумели убедить правительство отменить постановление номер 231. Если вас спросят избиратели, вы можете сказать, что это наша заслуга, это мы работали все изо всех сил. Вот, в общем-то, и всё. А законопроект простой и полезный, за него надо голосовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чуев Александр Викторович. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, наша фракция поддержит данный законопроект. Я хотел бы сказать, что действительно очень важно прописать, что сегодня является антинаркотической пропагандой, а что является профилактикой наркомании. К сожалению, неясность этих понятий порождает удивительнейшие вещи. Когда, например, финансируемые из-за рубежа общественные организации, которые борются с распространением наркомании, пропагандируют терпимость к наркоманам, использование одноразовых шприцов и тому подобное, назвать это антинаркотической пропагандой категорически невозможно. Это, наоборот, пропаганда наркомании. И поэтому для того, чтобы чётко представлять, какие имеются средства и на что могут тратиться не только наши государственные средства, но и средства тех общественных организаций, которые фиксируют себя как борцы с наркоманией, что они делают на самом деле, какие должны быть результаты этой борьбы, чтобы мы чётко понимали, о чём идёт речь, - я думаю, для этого нужно принять данный законопроект. А то под видом борьбы с наркоманией можно, к сожалению, создавать нелегальные рынки сбыта наркотиков. Поэтому, естественно, наша фракция "Родина" будет поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель правительства и представитель президента не хотели бы высказаться? Заключительное слово требуется? Герасименко включите микрофон. С места. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Прежде всего хочу сказать, что мы обсуждаем законопроект в связи с двумя конкретными понятиями - это профилактика наркомании и антинаркотическая пропаганда, - а не в связи с проблемой наркомании в целом. Это можно делать на парламентских слушаниях, но это другое. Проблем крайне много, и в отношении лечения много вопросов. Я по этому поводу хочу Митрофанову сказать. Во-первых, снятие ломки не относится к предупреждению наркомании, это лечение. У нас лечение - это снятие ломки, детоксикация, восстановительное лечение и реабилитация. И до сих пор... Я знаю, поскольку этой проблемой много занимаюсь, существует множество методов лечения, но ни одного метода, который бы излечил наркоманию, в мире просто не существует. Можно предупредить на двадцать, на тридцать лет, на десять, но ни одного метода излечения нет. Поэтому нужно к этому очень внимательно относиться, и самое главное - именно профилактика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 33 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято.