Заседание № 82
О проекте федерального закона № 149644-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне" (о правовом положении объединений (соединений) и воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне". Доклад председателя Комитета по обороне Виктора Михайловича Заварзина. С места. Пожалуйста. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается в третьем чтении законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне". Мы с вами его приняли на пленарном заседании 20 марта. Напомню, что законопроектом предлагается дополнить закон "Об обороне" отдельной статьёй, посвящённой наделению статусом юридического лица управлений объединений (соединений) и отдельных воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации. Законопроект прошёл все виды экспертиз, проработан. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту нет. Комитет рекомендует принять его в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Записался по мотивам Коломейцев Николай Васильевич. Других желающих нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 6. По мотивам выступает Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы не будем голосовать за этот закон, и вот по каким мотивам. Мы с вами имеем десятки тысяч случаев рейдерских захватов, мы с вами имеем десятки тысяч случаев банкротств, и, с нашей точки зрения, введение этого закона может без всяких военных действий парализовать остатки нового облика Вооружённых Сил. Почему? Потому что любой мошенник, втянув в какие-то операции воинскую часть, может через арбитражный суд парализовать деятельность Вооружённых Сил. Мы считаем, что принятие этого закона не продумано или продумано не комплексно, позволяет производить все действия в отношении юридического лица в соответствии с нашими Гражданским, Налоговым и другими кодексами в отношении Вооружённых Сил, что не может быть приемлемо для нормальной, дееспособной оборонной структуры. Поэтому мы призываем всех ещё раз задуматься над этим и не поддерживать этот вредный для обороны страны закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 43 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 53 чел.11,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 81
О проекте федерального закона № 149644-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне" (о правовом положении управлений объединений (соединений) и воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне". Докладывает председатель Комитета по обороне Виктор Михайлович Заварзин. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне", принятый в первом чтении 20 февраля. Напомню, что законопроектом предлагается дополнить закон "Об обороне" отдельной статьёй, посвящённой наделению статусом юридического лица управлений объединений (соединений) и отдельных воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации. К этому законопроекту поступила одна поправка, я её не буду зачитывать. Комитетом по обороне поправка рассмотрена и рекомендована к принятию. В итоге законопроект стал более чётким, лаконичным, юридически выверенным. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. Законопроект подготовлен ко второму чтению с учётом поправки, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового управления Аппарата Госдумы замечаний нет. Комитет по обороне рекомендует принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, одна таблица с одной поправкой, будем её обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 08 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 40 чел.8,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7% Результат: принято Принято. Обсуждаемый законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 36 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 45 чел.10,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 75
О проекте федерального закона № 149644-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне" (о правовом положении управлений объединений (соединений) и воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Я предлагаю пункты 12 и 13 снять с рассмотрения.
Депутат Коломейцев предлагает снять пункты 12 и 13 и просит дать время для обоснования этого предложения. И просит дать протокольное поручение Комитету по финансовому рынку. Николай Васильевич, дайте короткую мотивацию, почему мы должны снять пункты 12 и 13. Коломейцеву микрофон включите. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вчера на закрытом заседании парламентских слушаний наш председатель Борис Вячеславович с очень большой тревогой, озабоченностью и, в общем-то, недоумением высказывался о ситуации вокруг России. Мы с вами были на закрытых парламентских слушаниях трёх комитетов и Министерства обороны. Потом был "правительственный час" здесь, и вы увидели, что военной доктрины нет. А пункт 12 - это уничтожение остатков армии и понижение её боеспособности через реализацию гайдаровских предложений. Пункт 12 надо снять именно поэтому. Если вы посмотрите проект постановления под пунктом 13, то увидите, что там, вообще-то, имеются грамматические ошибки, повторения, но нет конкретных предложений, по которым можно понять, при каких условиях наконец-то деньги попадут в реальный сектор, а не будут дальше конвертироваться в чемоданы и банковские ячейки определённых личностей. При каких условиях прекратится массовое увольнение наших граждан? При каких условиях начнётся нормальное кредитование реального сектора малого и среднего бизнеса? И при каких условиях, вообще-то, мы выйдем из кризиса? Месяц прошёл, а там предлагается составить только ещё план. Если комитеты не в состоянии за месяц подготовить проект постановления, может, их реорганизовать или распустить? Такой проект постановления принимать нельзя, потому что это целое литературное произведение ни о чём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Заварзину. Просто изложите позицию комитета по пункту 12, не надо оспаривать выступление депутата Коломейцева, для этого будет возможность во время обсуждения. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мы подойдём к этому пункту, и я тогда более подробно скажу. Инициаторы этого законопроекта - я и ещё ряд депутатов - абсолютно обратную ставили задачу. Комитет поддерживает этот законопроект всесторонне, я полагаю, что его необходимо оставить в повестке дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование предложение депутата Коломейцева снять с рассмотрения пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 16 мин. 59 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4% Проголосовало против 203 чел.45,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 259 чел. Не голосовало 191 чел.42,4% Результат: не принято Остаётся в повестке дня. Так, комитет по экономической политике - по пункту 13. Фёдорову Евгению Алексеевичу включите микрофон. Не комментируя выступление Коломейцева, скажите только, почему вы за или против снятия. ФЁДОРОВ Е. А. Олег Викторович, мы считаем, что законопроект надо рассматривать, он содержит набор очень серьёзных системных мер, я подчёркиваю: именно системных, как раз и решающих те вопросы, которые поставил уважаемый депутат. Прошу его оставить в повестке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение депутата Коломейцева снять с рассмотрения пункт 13. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 05 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9% Проголосовало против 199 чел.44,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 258 чел. Не голосовало 192 чел.42,7% Результат: не принято Отклоняется предложение.
О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне". Доклад председателя Комитета по обороне Виктора Михайловича Заварзина. Это пункт 12 нашей повестки дня. ЗАВАРЗИН В. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне". Законопроектом предлагается дополнить закон "Об обороне" отдельной статьёй, посвящённой наделению статусом юридического лица управлений объединений (соединений) и отдельных воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации. Коллеги, чем вызвана необходимость внесения таких изменений? Вопрос наделения органов военного управления и воинских частей статусом юрлица вот уже много лет остаётся у нас проблемным. Исполняя свои должностные обязательства, командиры, начальники регулярно участвуют в договорных отношениях, пользуются имуществом, осуществляют полномочия участников бюджетного процесса, заключают трудовые договора и так далее. Таким образом, военные управления и воинские части обладают всеми основными признаками юрлица, но при этом они не находятся в вакууме и вступают в правовые отношения с другими субъектами - коммерческими, некоммерческими организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, - а правила гражданского законодательства равны для всех. В то же время отсутствие полноценной правовой базы, позволяющей на законных основаниях зарегистрировать органы управления объединений и воинских частей в качестве юрлица, - а это, вы знаете, необходимое условие создания юридического лица - не позволяет им стать полноправными участниками гражданско-правовых отношений. Особенно актуальным это стало в условиях развития рыночных отношений в стране. Наличие данной проблемы подтверждается судебной практикой. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении конкретных споров с участием одних и тех же органов военного управления и воинских частей выносят различные решения - в одних случаях признают, в других не признают юрлицами. Причём в последнем случае суды ссылаются на отсутствие надлежащих для регистрации юрлица документов, в первую очередь учредительных документов. Должен отметить, что такая проблема характерна не только для Вооружённых Сил, но и для других войск. С этим, к примеру, столкнулись и внутренние войска МВД. Её решением тогда стал именно федеральный закон, которым были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", эта проблема разрешилась ещё в 2004 году. Принятие законопроекта позволит раз и навсегда решить проблему гражданской правосубъектности органов военного управления и воинских частей, усилить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов военного управления и воинских частей, а следовательно, Вооружённых Сил в целом, создать законные условия расходования бюджетных средств в рамках налогово-бюджетных правоотношений, рационального ведения воинскими должностными лицами войскового хозяйства и, конечно же, коллеги, повысить персональную, личную ответственность должностных лиц за принимаемые решения в сфере гражданско-правовых отношений. Законопроектом предусматриваются расходы федерального бюджета в размере 6 миллионов рублей. Эти расходы связаны с госрегистрацией управлений объединений и воинских частей. Такие деньги у Минобороны имеются. Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает. У Правового управления имеются замечания по законопроекту, мы их ко второму чтению разрешим. Комитетом по обороне законопроект рассмотрен, рекомендован Госдуме к принятию в первом чтении. Коллеги, прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Задержитесь, пожалуйста, Виктор Михайлович, на трибуне. Есть вопросы? Я вижу две руки. Депутаты Коломейцевы, один и другой. Депутат Улас. Нет, ещё рука, четвёртая, после раздумий, депутат Федоткин. Подвели черту - четыре вопроса. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Виктор Михайлович, вы, как боевой генерал, знаете, что одним из основных принципов армии является единоначалие. Не кажется ли вам, что внесение вот таких законов в принципе делает армию децентрализованной, создаёт возможность банкротства отдельных частей и, самое страшное, снимает ответственность с вышестоящего командира за состояние части? ЗАВАРЗИН В. М. Спасибо большое, Николай Васильевич, я вас тоже уважаю, как боевого спецназовца. Хочу вам ответственно сказать, я действительно имею опыт: наоборот, совершенно наоборот всё происходит, поверьте мне. Тогда Минобороны было единственным юридическим лицом, а у нас огромная страна и огромные части. Что творилось в войсках! Посмотрите, какие договора они заключали! Они всё время боялись, командиры всё равно нарушали. (Вот сидят офицеры, которые служили, они меня понимают.) Сейчас будут юридические лица. Вот, например, я в Чите служу, в отдалённом гарнизоне, я юрлицо, я имею право заключать договора. Теперь министр обороны будет утверждать положения об этих юрлицах. И конечно, ответственность в десятки раз возрастёт. Любая комиссия теперь может проверить правоотношения. И в этих положениях о юрлицах будет заложена норма о невозможности ведения какой-либо коммерческой деятельности - изначально не предусматривается ведение военнослужащими какой-либо коммерческой деятельности. Я считаю, что ровно наоборот всё получится. Это анализ, вы правильно сказали, практики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Андреевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Изучали ли авторы законопроекта, сколько имущественных судебных исков к Министерству обороны сегодня находится на рассмотрении в судах? Эти иски после принятия предложенного законопроекта перейдут к новым юридическим лицам, к воинским частям. Достаточно ли возможностей у воинских частей удовлетворять эти имущественные иски? Спасибо. ЗАВАРЗИН В. М. Точное количество исков я сейчас не могу назвать, но, конечно, мы изучали эту проблему и продолжаем изучать. Это, кстати, и подвигнуло нас внести этот законопроект. Налицо абсолютно двоякая позиция судов при рассмотрении исков: одни признают, другие не признают. Это раз. Второе. Это долгосрочные иски, касающиеся в том числе и финансовых затрат. Мы, авторы законопроекта, полагаем, что после принятия закона будет использоваться наработанная практика и количество судебных исков намного сократится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Улас. УЛАС В. Д. У меня вопрос такой. Вы в пояснительной записке пишете, что это позволит усилить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Вооружённых Сил. На самом деле вы фактически вовлекаете в финансово-хозяйственную деятельность тысячи новых лиц. Как вы себе представляете усиление контроля при таком огромном увеличении количества тех, кто будет ею заниматься? Ну это же абсурд! ЗАВАРЗИН В. М. Спасибо за вопрос. Во-первых, будут подписаны учредительные документы. Эти юридические лица будут иметь учредительные документы, которые утверждает министр обороны. В данном случае речь идёт об объединениях, соединениях, которые будут иметь статус юридического лица. И конечно, в этих учредительных документах будут чётко прописаны - мы, конечно, посмотрим подзаконные акты, - функции этого юрлица. Там категорически будет прописана норма о запрете коммерческой деятельности и так далее. Кроме этого, существует общая система контроля, в том числе финансового. Это, наоборот, позволит точечно и качественно... Как раньше было? Давайте честно говорить, я уж, извините, отвлекусь. Приезжают в Минобороны, к единственному учредителю юрлица, - и попробуйте эту огромную махину проверить. А сейчас приедут и будут видеть действия любого командира в ведении хозяйственной деятельности. Кроме этого, - это не касается вопроса - я хочу сказать, что сейчас в программы подготовки офицерских кадров включены вопросы ведения этой деятельности командирами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Виктор Михайлович, вот наша Рязанская область довольно военизирована - много воинских частей, много военных училищ. Я часто там выступал, когда был депутатом областной Думы, и сейчас выступаю, многих хорошо знаю, разговариваем неофициально. Я вчера разговаривал с начальником рязанского гарнизона о том, какие шаги нужно сделать по реформированию, укреплению армии. Я подчёркиваю: ни в одном выступлении, ни в одной беседе, ни во вчерашнем очередном разговоре с начальником гарнизона ни разу не вставал этот вопрос, ни разу они об этом не просили. То есть у меня впечатление, что эта реформа идёт опять не снизу, а сверху. В связи с этим вопрос: есть ли у вас письменные обращения начальников гарнизонов, командиров воинских частей с просьбой дать им право поторговать или поуправлять имуществом? И если есть, то сколько? ЗАВАРЗИН В. М. Я не занимался анализом этой ситуации во всех Вооружённых Силах, но такие просьбы поступали во время наших встреч. Они не могут быть многочисленными, потому что юрлицо, вы понимаете, - это командир объединения и командир соединения. Когда вы собираете большую аудиторию для разговора, там, может, всего одно-два таких лица сидят. Но если вы углубитесь в эту тему, - вот здесь сидит юрист из Минобороны, он может поддержать меня - то поймёте, что вопрос поднят абсолютно правильно. Кто служил в Вооружённых Силах, кто имеет опыт... Вот лично я могу сказать, что, конечно, такое положение было бы полезно, я серьёзно говорю, поверьте мне. По опыту МВД... В 1993-1994 годах мы приняли поправки в Закон "О милиции". Там эта норма уже существует, и мне неизвестны факты усугубления коррупционных действий и так далее, наоборот, улучшилась обстановка. Надо отдавать предпочтение самостоятельному принятию решения командирами, поверьте. Это хозяйственная... Как в бою он принимает решение, так и здесь пусть несёт ответственность, а не только один министр обороны. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я подвёл черту, было четыре вопроса, четыре руки. Коллеги, я специально сказал: "Подвожу черту, четыре вопроса". Тогда записывайтесь на выступления. Депутаты Коломейцев, Куликов, Улас, Гартунг... так, шесть рук. Два предложения: либо по одной минуте, либо по одному выступлению от фракции. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предложение депутата Гайнуллиной: по одному выступлению от фракции до пяти минут. Ставлю на голосование данное предложение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 51 сек.) Проголосовало за 304 чел.98,4% Проголосовало против 5 чел.1,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 309 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Депутат Улас выступает от фракции КПРФ. УЛАС В. Д. Уважаемые коллеги, я, в общем-то, не только от фракции КПРФ. Просто как военный с этой темой, которую мы сейчас обсуждаем, знаком непосредственно. Я категорически настаиваю на том, что нельзя принимать эти очень вредные поправки, чрезвычайно вредные. У нас сегодня, как, впрочем, и всегда, основная задача Вооруженных Сил, частей и подразделений, входящих в их структуру, - это боевая готовность, боевая учёба. Мы же командира части воинской нагрузили чем угодно, но только не этим. Он думает, как одеть солдата, чтобы тот не замёрз, чем его накормить при нехватке продовольствия, где его содержать и так далее. Отсутствует вооружение, отсутствует необходимая техника, отсутствуют средства. И если вот словесную шелуху сбросить с того, что здесь предлагается, то мы фактически возлагаем на него ещё одну функцию: он теперь должен будет сам, в общем-то, заниматься этими договорами, без соответствующей подготовки, а это колоссальная нагрузка, требующая специальных знаний. Для честного, порядочного командира это колоссальная головная боль, а для непорядочного - возможность коррупции, это искушение использовать вот эти коммерческие договора, которые неизбежно будут на него возложены, не совсем добросовестно. И ещё один момент, который очень чётко просматривается. Сейчас реформа Вооружённых Сил затевается. В результате этой реформы масса воинских подразделений будет сокращена, будут освобождены помещения, будут освобождены земли и так далее. И вот для того чтобы сложить ответственность с Министерства обороны и его руководства и возложить её на командира воинской части, вот это и предлагается. Теперь они будут распродавать это имущество, прежде чем уйти с этой территории. И ещё один морально-психологический фактор. Понимаете, за командиром наблюдают сотни тысяч глаз. Вот когда он заключает договора, всегда возникают сплетни, слухи, что он что-то с этого имеет, и эти договора всегда будут сопровождаться этим, всегда. Поэтому я ещё раз подчёркиваю, что данный законопроект чрезвычайно вредный: он возлагает на командиров несвойственные им функции. Этим должны заниматься подразделения на уровне Министерства обороны или в крайнем случае на уровне округов, как это всегда и было. И пример МВД совершенно непоказателен. Я, кстати, совершенно не уверен, что это хоть что-то положительное дало. Поэтому я предлагаю голосовать против данных поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Жириновский от фракции ЛДПР. Пожалуйста, включите микрофон на рабочем месте. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я с места, потому что депутат Гайнуллина просто не выдерживает никакой критики. Чтобы она осталась в первом ряду, лучше отсюда, с места... Я как раз считаю, что это правильная позиция. Это как раз соответствует нашему с вами обсуждению вопроса о монополии. Сегодня только высшие органы управления в армии имеют право распоряжаться имуществом, и это задерживает реализацию, потому что нельзя из Москвы, даже из округов решать вопросы, кому передать, кому продать, кому сдать в аренду, ведь воинские части разбросаны по всей территории, и некоторые находятся очень-очень далеко. О том, что несвойственные функции... Ну как раз должны быть свойственные функции. У нас должно быть перепроизводство юристов. Пускай наймут лишних юристов, и в гражданской одежде они будут заключать договора, проверять всё, смотреть, какие-то аудиторские вопросы решать. Но должно быть больше прав внизу. Это соответствует тому, о чём я сегодня говорил, - вертикали. Вот чем выше вертикаль, когда все полномочия только наверх уходят, тем больше создаётся проблем. Если мы спустим полномочия вниз, до уровня командира воинской части, то всё будет решаться быстрее: быстрее офицеры получат жильё, лучше будет питание, обмундирование и так далее. Я служил на Кавказе - это юг, тепло, но мне дали обмундирование по полной программе. Я всего два года служил, но я и валенки получил, и тулуп получил, и парадное всё получил. Ведь огромные средства расходуются впустую (нужно давать только то, что будет использовано офицерами и военнослужащими) или, наоборот, возникает попытка распоряжаться имуществом вне закона, когда призванным на службу солдатам прапорщик говорит: идите на рынок и купите там х/б, обувь и так далее. То есть он, пользуясь своими возможностями, пускает на продажу то имущество, которое положено бесплатно нашим военнослужащим. Поэтому обязательно надо спускать полномочия вниз, давать максимум прав юридического лица самому мелкому подразделению. Тогда они будут шевелить мозгами, думать, как выгоднее это использовать. Воровство и коррупция во всех странах мира есть и в любой отрасли. Поэтому не наделять полномочиями исходя из того, что это несвойственно... Но ведь армия-то для военного времени! А чем же они в мирное время будут заниматься? Я приходил к девяти и бил баклуши до шести вечера. Мы же не воевали. Что я делал два года? Я отдыхал, читал газеты. Армия тогда работает на полную катушку, когда участвует непосредственно в боевых действиях. А абсолютное большинство воинских частей находится в мирном режиме, только иногда проводят учения, какая-то идёт подготовка. Поэтому огромное количество свободного времени есть у всех командиров воинских частей. Целые городки освобождают, не знают, что с ними делать. Я сколько раз предлагал: давайте откроем там детские приюты, давайте отдадим уходящим в отставку офицерам эту площадку для начала бизнеса. Вот уходит в отставку командир автобатальона - дайте ему машины. Машины стоят по тридцать лет без движения. Прогреть мотор некогда этому командиру воинской части, он ленится, потому что не его всё, всё государственное. Когда мы спустим полномочия вниз, он поймёт. Давайте-ка машины будем лучше содержать и по остаточной стоимости продадим офицерам, уходящим в отставку - вот готовый транспортный кооператив. Бывший комбат и несколько демобилизованных водителей сразу получают машины, организуют работу и получают жильё там же, на территории этой воинской части, из того имущества, что есть. А мы их отправляем домой с пустым чемоданом, чтобы они стояли в очереди в военкомате: они приехали как демобилизованные. Пусть там, на месте, и работают. Вот жаловались: а что делать с большим военным городком в Читинской области? Ведь ничего рядом нет, поэтому его тоже можно использовать. Вот здесь был представитель Федеральной службы исполнения наказаний. Отдайте им! Это будет колония-поселение готовая. Казармы есть, клуб есть, столовая есть, и никуда не сбежишь там, никуда. Готовая колония-поселение! Нам нужно гуманизировать наши наказания. Мы всё, так сказать, за решётку... А вот как быть, если воинские части сокращаются и освобождаются военные городки? Но это право должно быть на месте: местный ГУИН и местный командир воинской части быстрее договорятся. Простаивает огромное количество имущества, техники. В ДОСААФ передайте! Сейчас называется РОСТО, ну пусть РОСТО... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "Справедливая Россия". Я понимаю так, что от фракции ""ЕДИНАЯ РОССИЯ" в заключительном слове выскажется депутат Заварзин. Пожалуйста, депутат Багдасаров. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия". Я считаю, что этот законопроект мы должны поддержать. Меня удивляет позиция фракции Коммунистической партии. Такое ощущение, что господин Улас вообще не служил, хотя в форме полковника вышел на трибуну. Я хотел бы напомнить, как вообще осуществляется хозяйственная деятельность в войсковых частях на сегодняшний день. Она осуществляется очень просто. Войсковая часть, независимо от того, управление это армии, корпуса, бригады, дивизии или отдельной войсковой части, бог знает где находящейся, получает некие бюджетные средства по соответствующим статьям, каждая служба имеет свою статью. И как же происходит расходование этих денег? Очень просто. Что-то закупается, получаются некие документы, которые подтверждают, что это закуплено, значит, они носят субъективный характер. Затем по решению некой комиссии в какой-нибудь войсковой части, которая создана на основании приказа командира, не всегда добросовестного командира, эти средства списываются. Вот сейчас так это осуществляется. Это создаёт возможности для воровства, для коррупции, для чего угодно, потому что очень субъективные вещи. Это первое. Второе. Согласитесь, что, вообще, это нонсенс, когда управление армии, корпуса, как сейчас будет там, бригады, дивизии не имеет права на проведение какой-то хозяйственной деятельности в условиях капиталистической системы, которая сейчас у нас существует в стране. Ну, хорошо, тогда была другая система, но теперь просто, может быть, товарищи из фракции Компартии забыли, что сейчас капитализм на улице, - нельзя не давать управлениям таких крупных объединений, соединений права на ведение хозяйственной деятельности. Теперь о том, что не хватает юристов. Ну, вообще-то, у нас тоже изменения в последнее время произошли, и сейчас военных юристов столько навыпускали, что дальше некуда. Они присутствуют во всех управлениях объединений, во всех управлениях соединений и, если не ошибаюсь, - товарищи из Комитета по обороне меня поправят - даже в отдельных полках и батальонах. Есть помощник командира полка по юридической работе, который в состоянии подсказать командиру, если тот хочет услышать это объяснение, как тот или иной договор заключить. Наконец, мы действительно армию должны готовить к войне. Ну, завтра начнутся какие-то боевые действия - нужно элементарное пополнение тыла, например, продовольствием. Сейчас согласно этому закону, если мы его примем, соответствующий командир имеет право что-то закупать. А так что, ждать мяса 40-го года закладки стратегических запасов, которое до сих пор у нас поступает? Ну, это, мягко говоря, неправильно. Поэтому я считаю, что данный законопроект надо поддержать. И нельзя всё, что исходит от Минобороны или от Комитета по обороне, воспринимать как некую угрозу нашей оборонной системе. Я считаю, в значительной степени это происходит от непонимания многими товарищами, что на самом деле происходит в армии, что происходит внутри её. Тут человек на полном серьёзе заявляет, что у нас нет специалистов, которые в состоянии договор подготовить. Ну, поинтересуйтесь хотя бы: в полках уже есть юристы у нас. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Заварзин. Заключительное слово от комитета и выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЗАВАРЗИН В. М. Спасибо большое. Коллеги, спасибо за обсуждение. Но я вас призываю к следующему: вникните, пожалуйста, в этот законопроект. Мне иногда некоторые выступления ни о чём не говорят. Коллеги, никто абсолютно ничего не хочет уничтожить или создать какого-то монстра или что-то другое, это понятно. Вы просто знайте: сегодня в качестве юридического лица выступает Министерство обороны, командиры согласно уставу наделены полномочиями по ведению хозяйственной деятельности, они всегда будут наделены, всегда, и они сегодня - самую суть сейчас хочу сказать, я в своём выступлении этого не сказал - эти функции выполняют по доверенности Министерства обороны, подчёркиваю, а не в рамках закона. Вот мы не от доверенности уходим, а возлагаем на командира ответственность заключать договорные обязательства с различными учреждениями, потому что этими функциями мы уже наделены. Вот в чём весь цимис, как говорится, и вот о чём мы говорим. Поэтому абсолютно точно, что нужно голосовать за этот законопроект, коллеги. Вам будут только благодарны командиры. Это повысит их ответственность, повысит контроль за расходованием денежных средств. Аудит у нас в армии всегда был и есть, есть и Счётная палата. Коллеги, мне нечего больше добавить, как просто просить вас поддержать. Я прошу поддержать авторов законодательной инициативы, которые внесли законопроект, для того чтобы он заработал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента? Правительства? Не настаивают на выступлении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 25 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7% Результат: принято Принято.