Заседание № 76
16.11.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 149574-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части уменьшения суммы задатка при продаже публичного имущества).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2968 по 3001 из 5250
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Докладывает Владимир Игоревич Самокиш. САМОКИШ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации..." (напомню, что мы его вчера рассматривали) связан со снижением размера задатка при продаже объектов государственной собственности стоимостью до 100 миллионов рублей. То есть размер задатка будет снижен в 2 раза в соответствии с этим законопроектом. Цель этого законопроекта проста - поддержать субъекты малого бизнеса, улучшить и расширить сервис, связанный с приватизацией. Соответственно все заключения на этот законопроект у нас имеются. Просьба поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 10 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 62
20.09.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 149574-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части уменьшения суммы задатка при продаже публичного имущества).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3557 по 3816 из 5458
19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей Владимирович Моисеев. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект разработан в рамках антикризисного плана правительства и предполагает значительное облегчение для субъектов малого и среднего бизнеса участия в продаже государственной собственности и государственного имущества. В настоящее время закон о приватизации требует, чтобы задаток при проведении приватизационных процедур составлял не менее 20 процентов оценочной суммы имущества, которое выставляется на торги. Это часто является проблемой для малого бизнеса, для индивидуальных предпринимателей при участии в торгах, и, таким образом, они оказываются несправедливо, по сути, отсечёнными от участия в покупке имущества государственной казны, которое сейчас продаётся. Я хотел бы обратить внимание, что сейчас мы не продаём ни акции крупнейших компаний, ни что-то подобное, мы продаём небольшие участки земли, здания в городах и в других населённых пунктах и подобного рода объекты, которые в первую очередь используются как раз таки малым бизнесом для организации каких-то сельхозработ, для открытия магазинов, каких-то небольших производств и так далее. И таким образом, закон в том виде, как он сейчас написан, содержит противоречие, которое мы и хотели бы устранить, чтобы малый бизнес развивался и чтобы неиспользуемое сейчас государственное имущество могло быть как раз таки представителями малого бизнеса использовано на благо развития наших городов и других населённых пунктов. Предлагается снизить объём задатка с 20 процентов до 10 процентов, в 2 раза, для того чтобы малому бизнесу, индивидуальным предпринимателям было легче участвовать в проведении торгов в отношении государственного имущества. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. С содокладом выступает Сергей Юрьевич Тен. ТЕН С. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел представленный законопроект, в целом поддерживает концепцию законопроекта. При этом хочу сказать, что законопроект является очередным этапом последовательно реализуемой реформы системы управления имуществом в части освобождения государства от финансового бремени содержания невостребованного и низкорентабельного имущества за счёт повышения эффективности реализации такого имущества. Предлагаемое снижение задатка для участия в торгах, безусловно, повысит привлекательность реализуемого имущества для покупателей, поскольку позволит им сократить затраты на обслуживание средств, привлекаемых для участия в торгах, то есть данный законопроект является логическим развитием принятого нами совместно с Минфином подхода. Вместе с тем, по мнению комитета, предоставляемые законопроектом преференции хотя и являются полезными, но в целом не могут быть названы прорывными. Если принять во внимание характеристики продаваемого объекта - низкую инвестиционную привлекательность, невысокую рентабельность, ликвидность, - то, конечно, после принятия закона в таком виде государству, субъектам Федерации и муниципалитетам вряд ли следует ожидать всплеска покупательской активности инвесторов. В связи с этим комитет полагает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению следует рассмотреть возможность дальнейшей унификации процедуры приватизационных торгов, повышения привлекательности таких торгов и доступности для большего числа потенциальных покупателей. В частности, необходимо допустить продажу публичного имущества единственному участнику в случае реализации имущества посредством публичного предложения, возможно также рассмотреть вопрос об увеличении сроков проведения продажи имущества, снизить требования к его покупателям, расширить перечень лиц, допускаемых к приватизации, предусмотреть оплату приватизированного имущества в рассрочку и так далее. Наконец, необходимо обсудить целесообразность возвращения к такому способу приватизации, как инвестиционные торги с социальными и экономическими обязательствами, когда цена становится вторичным критерием признания победителем, а определяющим фактором являются обязательства, такие как сохранение рабочих мест, выплата задолженностей работникам по заработной плате и так далее. Законопроект поддерживается Государственно-правовым управлением президента, всеми субъектами Российской Федерации, направившими свои отзывы на законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также замечаний не имеет. Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям просит поддержать данную законодательную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Алексей Владимирович, мы принимаем большое количество изменений в закон о приватизации, но у нас кроме приватизации есть национализация. Есть плюс, есть минус, есть белое, есть чёрное. Когда правительство рассмотрит вопрос о том, чтобы принять закон о национализации и пользоваться уже этим законом? МОИСЕЕВ А. В. Национализация происходит у нас сейчас каждый день. Я вам могу сказать, что мы получаем в казну большое количество имущества, которое поступает в рамках решения судов. Все эти нормы действуют в случае, если собственник нарушил те или иные правила или те или иные нормы законов, там есть целый ряд ситуаций, есть и имущество коррупционеров. Вот недавно даже крупный порт на Балтийском море был принят в имущество казны в результате успешных действий правоохранительных органов против коррупционеров, есть ещё ряд примеров, вот шахты в Ленинградской области получили, скважины в Астраханской области и так далее. Мы постоянно получаем какое-то имущество в рамках именно судебных решений. И, отвечая на ваш вопрос, считаю, что этот вопрос урегулирован, закон не требуется. А в случаях, когда есть правонарушения, совершенно разного плана, это имущество национализируется в силу решения суда в рамках установленных сейчас, действующих норм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Владимирович, вот про необходимость упрощения приватизации всё понятно. Непонятно, в чём необходимость самой приватизации, потому что доходы для бюджета мизерные, очевидно, повышения качества управления нет. Разговор о том, что любая частная собственность всегда эффективнее любой государственной, ещё в 97-м году был развеян, опровергнут докладом комиссии Петра Карпова, да и сейчас мы видим, что самый эффективный бизнес и в нефтянке, и в банках, и в информации - это государственный бизнес. А что касается того, что сейчас прозвучало, что нужно снять тяжкое бремя собственности с местных и региональных властей, - я правильно понимаю, что они считаются настолько невменяемыми, что не способны управлять своей собственностью? Но если так, то их можно поучить. А с другой стороны, у нас сейчас публичная вертикаль власти конструируется, в общем-то, невменяемость легко будет лечиться в рамках этой вертикали, если действительно она имеется в виду. Зачем приватизацию проводить? МОИСЕЕВ А. В. Михаил Геннадьевич, ну, у меня большое желание ответить вопросом на вопрос. Вот если у вас старый холодильник есть, вам не нужный, вы его постараетесь подарить соседу, продать на "Авито" или, извините, на каком-нибудь другом агрегаторе либо вы всё-таки будете его хранить на всякий случай? Вот я говорю именно о таких вещах. Государство имеет определённый набор функций, в рамках этого набора функций оно использует своё имущество. Есть многие функции, в реализации которых для государства это имущество избыточное, это то имущество, которое не используется сейчас в обороте. Если вы посмотрите на программу приватизации - она доступна и не является ограниченной в доступе, тем более для депутатов Государственной Думы, вы легко можете её посмотреть, - то увидите, что там в основном стоят объекты, которые многие годы не используются, и вот ровно про это мы сейчас и говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. Пожалуйста, Сергей Юрьевич. ТЕН С. Ю. Спасибо большое, Иван Иванович. Ну, мне кажется, Алексей Владимирович достаточно подробно ответил на этот вопрос, поэтому я, с вашего позволения, не буду вступать в полемику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Соболев Виктор Иванович, пожалуйста. СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Владимирович, мне вот тоже непонятно, если государству не нужно, оно не справляется, не может управлять каким-то объектом, портом например... Удивительно, не может управлять и передаёт в собственность частнику, а потом частник видит, ну, мало прибыли, и опять отдаёт государству. Вот мне вообще непонятна цель этой приватизации, зачем это, почему и так далее? Ведь этой приватизацией нанесён колоссальный ущерб нашей стране, вы же знаете это всё, и вы всё дальше, дальше и дальше распространяете, ну сколько же можно?! Вот мы говорим о пятой колонне, так это, наверное, пятая колонна и есть. Как вы считаете? МОИСЕЕВ А. В. Ну, я не очень понял, вы считаете меня пятой колонной или кого-то другого? Если уточните вопрос, я постараюсь ответить. А что касается вашего вопроса конкретно - я не говорил про порт, что его планируется приватизировать, я сказал, что, наоборот, порт сейчас национализирован, это порт "Бронка" в Финском заливе Балтийского моря, он национализирован. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МОИСЕЕВ А. В. Я не раздавал, я не работал в то время, не могу ответить на этот вопрос. А что касается того, что мы сейчас продаём, - ну, вы знаете, мы поддерживаем малый бизнес. Мы считаем, что малый бизнес - это основа занятости и экономики многих городов и других населённых пунктов нашей страны, и мы планируем дальше его поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Алексей Владимирович, предлагаемая инициатива является продолжением политики приватизации государственного имущества, начатой ещё её отцами - Гайдаром и Чубайсом. Как бы мы ни снижали задаток, это будет мало влиять на прозрачность итогов торгов. Вопрос: зачем нам снижать задаток, если он определяет состоятельность и гарантию заявленных обязательств участников? МОИСЕЕВ А. В. Вячеслав Михайлович, спасибо большое за вопрос. Действительно, вопрос прозрачности торгов нас очень беспокоит. Вы знаете, что президентом и правительством был принят ряд решений, в том числе по передаче полномочий Росимущества Минфину и по ревизии того, как оно работает. Мы, конечно, обеспокоены тем, что многие торги проходят непрозрачно, для этого подлежит полной перестройке, уже сейчас перестраивается портал "Torgi.gov.ru", на котором выставляется информация о продажах. Мы сейчас его делаем таким образом, чтобы он был значительно более прозрачным, с тем чтобы можно было не только проверяющим органам и правоохранительным органам проверять на предмет отсутствия сговора и других злоупотреблений, но и всем понимать, что продаётся, как продаётся, сколько это стоит, как цена образуется и так далее. Вопрос прозрачности, конечно, ключевой, мы над этим работаем, и, конечно, это является одним из наших приоритетов. А что касается второй части вашего вопроса, ну смотрите, мы обеспокоены тем, что многие объекты, о которых я уже говорил... Мы хотели бы, чтобы они попадали к малому бизнесу, к индивидуальным предпринимателям, то есть к тем людям, которые являются основой экономики многих наших регионов, чтобы они имели возможность эти объекты покупать. Проблема в том, что чем выше задаток, тем более крупный бизнес - как правило, ещё и бизнес из столичных городов субъектов или из столичных городов страны приезжает - участвует в приватизации, а местные небольшие предприниматели, ипэшники и так далее, какие-то, ну, извините, мужики, которые там хотят открыть магазин, отсекаются. Им нужно идти в банк и брать потребительский кредит, чтобы заплатить этот задаток, и они говорят: "Нет, вот я хотел бы здесь открыть магазин, но я не могу, придёт торговая сеть из столичного города субъекта и всё это захватит". И это неравенство нас не устраивает, мы хотим, чтобы именно эти местные ребята могли участвовать в приватизации наравне с крупными участниками, в этом задача. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 26 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 53 чел.11,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.