Заседание № 222
О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (проект № 149566-5; приведение закона в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Отклонённые федеральные законы. 7-й вопрос. О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в редакции согласительной комиссии. Доклад сопредседателя согласительной комиссии Алексея Михайловича Розувана. Пожалуйста. РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Указанный закон был принят Государственной Думой 2 июня 2010 года, отклонён Советом Федерации 9 июня 2010 года. Согласительная комиссия 25 марта текущего года на совместном заседании выработала текст федерального закона в редакции согласительной комиссии, который выносится сегодня на ваше рассмотрение. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по закону не имеют. Вношу предложение принять Государственной Думе федеральный закон в редакции согласительной комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет. Выносим 7-й вопрос на "час голосования".
Пункт 7. В редакции согласительной комиссии ставится на голосование Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 39 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принято.
Заседание № 215
О проекте постановления Государственной Думы № 509152-5 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (проект № 149566-5)" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Отклонённые федеральные законы. О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Владимир Ильич Колесников докладывает. КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые коллеги, названный федеральный закон был принят Государственной Думой 2 июня прошлого года и отклонён Советом Федерации 9 июня 2010 года. Напомню, что закон направлен на приведение федерального законодательства в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года в части совершенствования правового регулирования проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с защитниками. Иначе говоря, федеральный закон устанавливает перечень вещей и предметов, которые адвокат вправе проносить на территорию следственного изолятора. При отклонении данного федерального закона Совет Федерации предложил Государственной Думе создать согласительную комиссию и начать согласительные процедуры. Сопредседателем согласительной комиссии от Совета Федерации избран председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Григорьевич Лысков. Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает Государственной Думе принять постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии по данному федеральному закону. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы, замечания по выступлению? Всё понятно. Выносим на "час голосования". Спасибо, Владимир Ильич, присаживайтесь.
Проект постановления "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Ставится в редакции комитета. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 56 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принято.
Заседание № 166
О проекте федерального закона № 149566-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (приведение закона в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к обсуждению повестки дня. Законопроекты третьего чтения. Пункт 2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Докладывает член Комитета по безопасности Алексей Михайлович Розуван. А для депутата Лебедева даю разъяснение: первый раз Макаров выступал как представитель комитета, а после вашего выступления я дал ему слово по ведению один раз, только один. Прошу проверить по стенограмме. Пожалуйста, депутат Розуван. РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на приведение федерального законодательства в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14 в части совершенствования правового регулирования проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с защитниками. Законопроект принят Государственной Думой во втором чтении 21 мая текущего года. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет. В этой связи Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у фракций желание выступить по мотивам обсуждаемой темы? Нет. У нас сегодня единственный законопроект третьего чтения, поэтому я объявляю "час голосования" и в рамках "часа голосования" ставлю данный законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 21 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1% Результат: принято Принимается.
Заседание № 165
О проекте федерального закона № 149566-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (приведение закона в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Доклад члена Комитета по безопасности Алексея Михайловича Розувана. Пожалуйста. РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на приведение норм федерального законодательства в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П в части совершенствования правового регулирования проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с защитниками. Он принят Государственной Думой во втором чтении 12 марта текущего года, однако после принятия законопроекта во втором чтении состоялось обсуждение законопроекта со всеми заинтересованными сторонами ещё раз, в том числе и с адвокатами, и комитетом принято решение принять поправку к законопроекту, согласно которой адвокатам будет позволено пользоваться в специально отведённых для этого помещениях в местах содержания под стражей своей множительной техникой и фотоаппаратурой для копирования материалов уголовного дела. В связи с этим Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает вернуть законопроект к процедуре второго чтения, внести в него две поправки, а затем принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование предложение комитета вернуть законопроект к процедуре второго чтения. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 52 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, здесь две поправки, нужно ли их отдельно обсуждать? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 38 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона, обозначенный в пункте 4 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 15 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3% Результат: принято Принято. Пока предложения комитета по процедуре третьего чтения не поступало, значит, остаётся законопроект, принятый во втором чтении.
Заседание № 147
О проекте федерального закона № 149566-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (приведение закона в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П; принят в первом чтении 18 сентября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Докладывает член Комитета по безопасности Алексей Михайлович Розуван. РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, 19 ноября текущего года Конституционный Суд Российской Федерации напомнил Государственной Думе, что его постановление от 25 октября 2001 года № 14-П в части совершенствования правового регулирования проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с защитниками до сих пор не реализовано Государственной Думой. Рассматриваемый законопроект концептуально направлен на приведение федерального законодательства в соответствие с указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации и принят Государственной Думой в первом чтении 18 сентября прошлого года. Законопроект вносит в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" перечень предметов, запрещённых к проносу адвокатом в следственные изоляторы при проведении им свидания с подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступления. Подчеркну, что законопроект не вносит каких-либо новых запретов для адвокатов, а только переводит эти запреты из ведомственной инструкции Минюста в ранг закона. Запреты эти действовали до принятия постановления Конституционного Суда и действуют по настоящее время. Так, в соответствии со статьёй 15 Федерального закона "О содержании под стражей..." в местах содержания устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Технические средства связи, компьютеры, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительная аппаратура не включены в перечень предметов первой необходимости, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе. Желание адвокатского сообщества получить разрешение на пользование во время свиданий с подозреваемым средствами коммуникации, фото-, видео- или аудиоаппаратурой не может быть реализовано в рамках данного законопроекта, поскольку нарушает его концепцию, принятую Государственной Думой в первом чтении и заключающуюся только в приведении законодательства в соответствие с указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации. В таблице поправок 2, предлагаемых комитетом к отклонению, одна поправка, депутатов Гудкова и Стальмахова. Поясню причину предлагаемого отклонения данной поправки. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который уже авторами законодательной инициативы перевносился в Государственную Думу по причине отрицательного заключения на его первую редакцию ГПУ Президента Российской Федерации. В первой редакции законопроекта дополнение части 1 статьи 18 предложено было изложить в следующем виде: защитникам запрещается проносить на территорию места содержания под стражей и пользоваться во время свиданий техническими средствами связи, компьютерами, кино-, фото-, аудио- и множительной аппаратурой без разрешения начальника места содержания под стражей или лица, его замещающего. Однако, по мнению ГПУ президента, данная норма должна соответствовать постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, в котором указано, что реализация возможности свидания обвиняемого с защитником не должна ставиться в зависимость от наличия специального разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, и содержать полный, исчерпывающий перечень запрещённых к использованию защитником во время свиданий с подозреваемым и обвиняемым технических средств. В письме Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, поступившем в адрес Комитета Государственной Думы по безопасности, содержится утверждение, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 13 установлено, что адвокат вправе пользоваться техническими средствами, в том числе и при посещении доверителей в местах содержания под стражей, однако в указанном решении Верховного Суда Российской Федерации не установлен перечень предметов и вещей, которые разрешено проносить адвокатам в исправительные учреждения для использования при свидании с осуждёнными в целях оказания им юридической помощи. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РОЗУВАН А. М. Любовь Константиновна, дело в том, что этот законопроект дважды перевносился, очень большое противодействие адвокатского лобби. Здесь много было вопросов со стороны депутатов, поэтому... Если, как говорится, всё всем понятно, я заканчиваю. ГПУ Президента Российской Федерации в данной редакции законопроект поддерживает. Комитет Государственной Думы по безопасности на недавнем заседании утвердил поправку ГПУ, в которой адвокату по его требованию предоставляются платные услуги по копированию материалов уголовного дела в следственном изоляторе. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту в предложенной редакции не имеет. Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает Государственной Думе утвердить таблицы поправок к законопроекту и принять законопроект во втором чтении. Доклад закончен, я уложился в регламент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у нас в таблице 1 три поправки, которые комитет поддержал. Есть замечания? Нет... Есть поднятая рука? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Михаил Петрович Ненашев, вы так рукой не машите, а то я вам слово буду предоставлять. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 23 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4% Результат: принято Принимается. По отклонённой поправке Алексей Михайлович подробнейшим образом объяснял нам и то, и другое. Есть замечания? Ставится на голосование отклонённая поправка. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть? Секундочку, Гудков выносит поправку на отдельное голосование. Тогда, пожалуйста, обосновывайте. Депутат Гудков, пожалуйста. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович. У нас действительно были бурные дебаты на заседании Комитета по безопасности. Я не отношусь к адвокатскому лобби, но я считаю, что ограничение защитника даже в элементарных бытовых приборах, каковыми являются фотоаппарат и видеокамера, с учётом нарушений прав заключённых в наших изоляторах, встречающихся достаточно часто, в общем-то, отбрасывает нас назад. Этот вопрос можно было бы отрегулировать, была бы на то воля и желание, в том числе ГУИНа, который, к сожалению, в техническом отношении отстаёт очень-очень сильно и не способен обеспечить современной оргтехникой. Но дело даже не в этом, дело в том, что фиксация, скажем, определённых издержек в обращении с заключёнными и методов, которыми иногда получают показания, в общем-то, даёт возможность защищать права человека. Поэтому я никак не могу понять, почему наша попытка ограничить, скажем, предоставление оргтехники следственными изоляторами той техникой, которая ими проверена и не может иметь двойного, тройного назначения, вызывает отторжение. От тюрьмы и от сумы, как говорится в России, не зарекайся. Я бы на самом деле предложил всё-таки подумать и проголосовать за эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Комитет очень подробно обосновал свою позицию в докладе, поэтому, я думаю, не требуется повторного обоснования. Итак, есть точка зрения депутата Гудкова, который предлагает принять отклонённую поправку. Ставлю на голосование предложение Гудкова. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Комитет не поддержал её. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 39 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7% Проголосовало против 23 чел.5,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 116 чел. Не голосовало 334 чел.74,2% Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 07 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 129
О проекте федерального закона № 149566-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (приведение закона в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П; принят в первом чтении 18 сентября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, мы просим перенести рассмотрение пункта 22 для доработки законопроекта. Приношу извинения, что не успел это сделать во время обсуждения проекта повестки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну, я так могу поступить. Учитывая, что мы повестку принимали и пока пункт в повестке дня, нам, видимо, нужно определиться голосованием. Правительство считает, что данный законопроект нуждается ещё в доработке. Консультации шли в течение сегодняшнего дня, поэтому... А, есть возражение. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Олег Викторович, у меня не то чтобы возражение... Может быть, Андрей Викторович всё-таки подробнее объяснит, что случилось-то так внезапно, какой вопрос возник, что нужно проект снимать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что там какие-то вопросы, которые требуют обсуждения... Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Нет, на самом деле ничего не случилось. Уже не первый раз мы переносим рассмотрение данного законопроекта. Текст не меняется. Речь идёт об исполнении, о приведении законодательства в соответствие с решением Конституционного Суда. Но обращаю ваше внимание на то, что предложенный вариант вызывает возражения в аппарате правительства и в администрации президента. Мы обсуждали этот вопрос на совещаниях - не на специальных совещаниях по данной теме, а на совещаниях по текущему законодательному процессу, - и позиция была такая: с учётом сложности этого вопроса, необходимости обсуждения его с участием представителей Следственного комитета, Министерства юстиции, даже адвокатского сообщества, потому что возражения в основном ими инициируются, то есть с учётом того что всё это требует обстоятельного обсуждения, мы предлагали принятие решения перенести на январь. Соответствующее предложение было внесено представителем президента в Государственной Думе, и правительство просто заявляет о поддержке этого предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы по этому вопросу, Николай Васильевич? Пожалуйста, Коломейцев. А потом будем голосованием определяться. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На основании какой статьи Регламента мы не 20-й пункт рассматриваем, а 22-й? И второе. На основании какой статьи Регламента представитель правительства, присутствующий на Совете Думы, имеет право вмешиваться в утверждённый порядок работы? Я вот понять не могу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас представитель правительства вправе высказываться по повестке дня, вносить предложения. Это делается практически на каждом заседании. Даже сегодня утром, если я не ошибаюсь, два таких предложения от правительства поступили. Я предлагаю прекратить регламентную потасовку и содержательно обсудить данную тему. Правительство считает, что законопроект нуждается в дальнейшей доработке с участием комитета, аргументы были высказаны. Я могу сделать только одно: поставить данный вопрос на голосование, и палата определится. Ставится на... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет, пожалуйста. Кто представляет комитет? Алексей Михайлович Розуван, пожалуйста. РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну, конечно, я несколько удивлён, потому что никаких официальных предложений не поступало. Письмо было от адвокатского сообщества, но оно полностью противоречит концепции данного законопроекта, поэтому мы эти предложения не сможем учесть, я об этом хотел сказать в своём выступлении. Но уж коли какие-то вопросы возникли, давайте отложим, только, может, не на январь, а на неделю: доработать, уточнить и принимать, потому что очень уж затянулось дело с этим законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У меня такое предложение, коллеги. Я считаю, ну, необязательно сейчас соглашаться с правительством в том, чтобы непременно на январь перенести. Давайте мы сейчас, если палата поддержит предложение правительства, снимем с обсуждения и рекомендуем комитету, правительству и президентской стороне продолжить консультации и на ближайшем Совете нас проинформировать об итогах этих консультаций. Как раз в понедельник будет возможность обсудить эту тему ещё раз на соответствующих заседаниях - в комиссии по законопроектной работе правительства, на совещании у главы администрации президента, - и мы во вторник сможем дату определить. Ставлю на голосование предложение правительства не рассматривать сегодня пункт 22. За это нужно проголосовать. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не 22-й. По повестке высказался представитель правительства. Мы сейчас будем 20-й пункт рассматривать, Николай Васильевич. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 44 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7% Результат: принято Откладываем рассмотрение данного законопроекта и продолжаем обсуждать вопросы по повестке дня.
Заседание № 111
О проекте федерального закона № 149566-5 "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (приведение закона в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 29. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Докладывает Алексей Михайлович Розуван от Комитета по безопасности. Мы с вами установили сегодня утром такой порядок. РОЗУВАН А. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на приведение федерального законодательства в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года в части совершенствования правового регулирования проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с защитниками. Указанным постановлением признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 15 части второй статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", допускающее регулирование конституционного права на помощь адвоката ведомственными нормативными актами. Основываясь на названном постановлении, Верховный Суд Российской Федерации признал недействующим пункт 146 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в части установления порядка проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с защитниками. В связи с изложенным предлагается внести изменения в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части включения в неё положений, регулирующих порядок проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с защитниками, ранее закреплённых в ведомственном нормативном правовом акте, а также в пункт 15 части второй статьи 16 данного федерального закона в части приведения его в соответствие с указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации. На законопроект имеется положительное заключение Государственного правового управления Президента Российской Федерации и официальный отзыв правительства. В указанных заключении и официальном отзыве отмечается, что предлагаемый законопроектом запрет на использование защитниками во время свиданий компьютеров, множительной аппаратуры, а также фото- и видеоаппаратуры требует дополнительной аргументации. В связи с этим необходимо отметить, что в указанных постановлениях и решениях судов сам по себе запрет для адвокатов проносить в следственные изоляторы и пользоваться во время свиданий техническими средствами связи, компьютерами, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительной аппаратурой не оспаривается. Согласно статье 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренные УПК Российской Федерации. Обязанности по соблюдению режима возложены на администрацию и сотрудников мест содержания под стражей. Согласно части шестой статьи 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых..." при наличии достаточных оснований подозревать лиц, в том числе и защитников, в попытке проноса запрещённых предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей вправе производить их досмотр, досмотр вещей и одежды, изъятие предметов, запрещённых к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми. Компьютеры, фото-, видео- и множительная аппаратура относятся к запрещённым для подозреваемых и обвиняемых предметам. Наличие указанных запрещённых предметов у адвоката во время свиданий с подозреваемыми и обвиняемыми, которые проводятся без ограничений их числа и продолжительности, не исключает возможности их использования, что является нарушением требований режима изоляции, вытекающих из самой сущности меры пресечения в виде заключения под стражу. Современные компьютерные технологии позволяют использовать персональные компьютеры и как средства связи, что может воспрепятствовать расследованию по уголовному делу. Кроме того, персональные компьютеры, фото-, видеоаппаратура имеют возможность аудио- и видеофиксации, что может привести к незаконной передаче информации лицам, не получившим в установленном порядке на это разрешение. Таким образом, принятие законопроекта будет иметь большое практическое значение для организации деятельности мест содержания под стражей, способствовать укреплению режима и достижению задач уголовного судопроизводства. В официальном отзыве правительства Российской Федерации также отмечается, что принятие законопроекта в предлагаемой редакции повлечёт необходимость оснащения мест содержания под стражей техническими средствами, необходимыми для надлежащей реализации защитником полномочий по защите прав и интересов подозреваемых и обвиняемых. В связи с этим следует отметить, что согласно пункту 7 части первой статьи 53 УПК Российской Федерации право защитника на снятие за свой счёт копий с материалов уголовного дела наступает только по окончании предварительного расследования. При этом защитник не лишён права фиксировать с помощью технических средств содержащуюся в материалах дела информацию помимо свидания с подзащитным в следственном изоляторе, например в следственных изоляторах органов внутренних дел. Следует отметить, что действующее законодательство не предоставляет адвокатам безусловного права на использование компьютеров при оказании юридической помощи подзащитным, содержащимся в следственных изоляторах. Вместе с тем Федеральная служба исполнения наказаний выражает готовность в случае принятия законопроекта дооборудовать за счёт имеющихся бюджетных ассигнований следственные изоляторы средствами множительной техники для предоставления защитникам возможности снятия за свой счёт копий с материалов уголовного дела. По предварительным данным, потребуется закупка около двухсот таких средств. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет. Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, при обсуждении присутствует заместитель министра юстиции Российской Федерации Юрий Иванович Калинин. Есть ли вопросы по данному законопроекту? Есть. Один вопрос у депутата Плетнёвой... А, нет, ещё депутат Москалькова, депутат Драпеко. Три. Никого не пропустил? Итак, три женщины атакуют Розувана. Пожалуйста, Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Алексей Михайлович, я никоим образом не хочу защищать тех, кто попал в тюрьму, но там люди разные есть. Есть настоящие преступники, которых вообще, может, защищать не надо, а есть ведь люди, которые требуют защиты, есть невиновные, всякие есть. Поэтому скажите, пожалуйста, неужели нельзя в законе всё прописать? Почему мы всё время относим к подзаконным актам (вот количество свиданий и так далее) или говорим о том, что использование техники приведёт к каким-то нарушениям? Или почему говорим: давайте успокоимся, там наши изоляторы сделают всё, поставят? Вы знаете, ничего они не сделают, там денег нет, я знаю. У меня там дочь работает, и я знаю, она это всё видит и рассказывает мне, и я бываю в тюрьмах. Скажите, пожалуйста, почему нам нельзя чётко в законе всё прописать, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, и всё правильно было? РОЗУВАН А. М. Можно отвечать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. РОЗУВАН А. М. Объясняю вам, что как раз мы и прописываем в этом законе, который обсуждаем, то, что прописано в ведомственной инструкции Министерства юстиции. Этим законопроектом, который сегодня выносится на ваше рассмотрение, мы абсолютно ничего нового не прописываем, абсолютно не лишаем заключённых каких-то прав. То есть то, что было прописано в ведомственной инструкции, сейчас будет в рамках закона, на что нам указал Конституционный Суд. Поэтому абсолютно никакие права не нарушаются. Другой вопрос, что рассмотрение этого законопроекта в комитете высветило проблему, что надо оснастить следственные изоляторы большим количеством множительной техники, чтобы в соответствии с законом адвокаты могли использовать её для того, чтобы копировать материалы уголовного дела и так далее, но когда это разрешено этим же законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Было совершенно правильно замечено, что для реализации этого закона необходимы дополнительные финансовые средства. У меня вопрос: имеется ли заключение правительства по данному вопросу и какие финансовые средства необходимы для его реализации? Это первый вопрос. Второй вопрос. На этапе производства по уголовному делу, предварительного следствия адвокат, который приступает к защите, до выполнения статьи 217 вправе знакомиться с материалами дела, в которых участвует обвиняемый, подозреваемый. Сейчас ему приходится от руки переписывать достаточно объёмные документы, поскольку техники этой... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время, но ещё вам 15 секунд. Пожалуйста, укладывайтесь в отведённое время. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Такой вопрос. В чём логика, когда в рамках статьи 217 можно применять технические средства и фотографировать материалы, что облегчает защиту, а по другим нельзя? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Михайлович. РОЗУВАН А. М. Начну с последнего вашего вопроса. Это не предмет рассмотрения сегодняшнего законопроекта. Может быть, я с вами и соглашусь, но давайте будем это рассматривать в другом ракурсе. Что касается первой части вопроса, то я уже в своём докладе сказал, что Министерство юстиции в рамках тех ассигнований, которые выделены для министерства, готово закупить двести аппаратов с множительными функциями, для того чтобы дооснастить все следственные изоляторы и их было достаточное количество, чтобы копировать материалы для защиты обвиняемых и подозреваемых, которые проходят по уголовным делам. А по части второй - это уже отдельная тема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия". Одно из главных конституционных прав гражданина Российской Федерации - это право на защиту. Мне кажется, что ваш законопроект снижает возможности обвиняемых и их адвокатов осуществлять защиту и, таким образом, умаляет статью Конституции. На сегодняшний день в переполненных следственных изоляторах недостаточно комнат для встреч адвокатов и защищаемых ими людей. Я говорю это совершенно ответственно. Я только что получила письмо от группы адвокатов о том, что сегодня даже в суде не могут обеспечить протоколами заседаний обвиняемых и адвокатов. Повсеместно нарушаются нормы Уголовно-процессуального кодекса, потому что согласно статье 217 обязаны предоставлять, но... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Григорьевна, ещё нужно время вам, да? У вас полминуты. ДРАПЕКО Е. Г. Присутствие адвоката на предварительных слушаниях и на предварительном следствии - это тоже норма, которая повышает возможности защиты, а вы сегодня умаляете роль адвоката на этой стадии судопроизводства. Поэтому я считаю, что закон ваш вредный и принимать его не надо. РОЗУВАН А. М. Уважаемая Елена Григорьевна, вы сами себе противоречите. Мы сегодняшним законопроектом нормативный акт, которым регулируется право подозреваемого и обвиняемого на защиту, вводим в ранг закона, чтобы защитник, подозреваемый и обвиняемый руководствовались в отношении того, каким образом проводить свидание подозреваемого и обвиняемого с защитником, не приказом Минюста, не нормативным актом, а законом. И эти все вопросы данным законом регулируются. До сегодняшнего дня то, что изложено в этом законе, регулировалось приказом Министерства юстиции, и Конституционный Суд сказал, что это неправильно, и мы с этим согласились, для чего сегодня на ваше рассмотрение выносим законопроект. А вы говорите, что мы пытаемся нарушить права обвиняемых, подозреваемых и защитников. Наоборот, мы их права будем защищать законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вопросы завершены. Алексей Михайлович, вы можете присаживаться. Настаивает ли кто-то на выступлении? Москалькова. Пожалуйста, с места. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемые коллеги, я считаю, что данный законопроект внесён с нарушением Конституции, потому что Конституция чётко определяет, что законопроекты, требующие расходов, должны вноситься вместе с заключением. Это заключение первоначально должно готовиться Минюстом, вноситься правительством, и странно, что мы в отношении этого законопроекта делаем исключение. И второе. Я согласна с коллегой, что данный законопроект снижает уровень гарантий права на защиту, потому что хоть и не исключается возможность адвокатов знакомиться и снимать копии с документов, касающихся обвиняемого, подозреваемого, но это просто издевательство, когда адвоката заставляют от руки переписывать тома, огромные тома документов. У следственных изоляторов не было, и мы уверены, что особенно в условиях кризиса и нет возможности закупить эту технику, как нет возможности обеспечить и многие другие права и гарантии обвиняемым. На сегодняшний день даже нет возможности обеспечить каждого койко-местом, чтобы у каждого обвиняемого было своё спальное место, не говоря уж о технике. Поэтому законопроект, на наш взгляд, можно рассматривать только после того, как правительство даст заключение, посчитав все расходы на обеспечение следственных изоляторов соответствующей копировальной и съёмочной техникой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше никто не настаивает на выступлении. Докладчик, я так понимаю, не настаивает на заключительном слове. Ставится на голосование проект закона, обозначенный в пункте 29, первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 56 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7% Результат: принято Принято.