Заседание № 72
18.01.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 149485-6 "О внесении изменений в статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за незаконную рубку деревьев и кустарников).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4696 по 5054 из 5317
Переходим к рассмотрению 15-го вопроса повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Вячеслава Михайловича Мархаева. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Внести законопроект заставила крайне тревожная ситуация, сложившаяся в лесной отрасли России. Сегодня нужны кардинальные меры для спасения леса - этого национального богатства нашей страны. На наш взгляд, усиление административной ответственности за незаконное природопользование является одним из сдерживающих факторов для потенциальных правонарушителей. Элементы профилактики такого вида правонарушений не требуют финансирования из государственного бюджета. Данный законопроект инициирован с учётом позиции Правительства Республики Бурятия, так как у нас в Бурятии, как и в целом по России, значительно увеличился объём незаконной вырубки леса. Целый ряд органов законодательной власти субъектов Российской Федерации поддерживают нас и считают необходимым наряду с другими мерами по профилактике правонарушений в сфере природопользования усилить ответственность физических и юридических лиц за незаконное природопользование. Для аргументации своей позиции считаю необходимым довести до сведения депутатов Государственной Думы информацию о состоянии дел в лесной отрасли. Территория Российской Федерации покрыта лесом почти наполовину. Леса России являются достоянием всего населения нашей страны, но лесная отрасль практически не приносит дохода в бюджет: лесное хозяйство даёт российскому ВВП не более полутора процента в год. Анализ состояния дел и динамики нарушения лесного законодательства за последние пять лет показывает рост объёмов незаконной рубки более чем в два раза, ряд экспертов оценивают этот объём в десятки миллионов кубометров в год. Наша страна является несомненным мировым лидером по незаконной рубке лесов; по сведениям Федерального агентства лесного хозяйства, в год выявляется порядка 20 тысяч случаев незаконной рубки леса. По сообщениям Главного информационно-аналитического центра МВД России, на незаконную вырубку леса приходится до 44 процентов от всех экологических преступлений на территории России, однако, по данным МВД, к уголовной ответственности удаётся привлечь не более 25 процентов правонарушителей. Из 17 тысяч материалов по фактам нелегальных рубок, переданных в следственные органы, возбуждено 15 тысяч уголовных дел, а привлечено к ответственности не более четырёх тысяч человек. Незначительная имущественная санкция за совершение правонарушения, предусмотренная статьёй КоАП РФ, сегодня не является сдерживающим фактором, налицо мягкость административного наказания. "Чёрные лесорубы" позволяют себе вырубать лес в местах, которые население считает для себя священными, связанных с памятью и традициями, с религиозными обрядами. По нашему мнению, уже этих данных достаточно для усиления мер административной ответственности. Коллеги, хочу обратить ваше внимание на экономические аргументы. Россия обладает четвертью всего мирового лесного покрова, промышленная заготовка разрешена на 23 процентах площади, это 271 миллион гектаров. По данным из различных источников, с этой площади в год в среднем получают 150 миллионов кубометров древесины. Путём несложных математических вычислений получаем менее 0,5 кубометра с гектара, а по отношению ко всему лесному фонду России это составляет жалкие 0,1 кубометра. Такой низкий уровень экономической эффективности был неприемлем даже в Средние века. Для сравнения: в Скандинавии нет проблем с излишней вырубкой зелёного покрова, так как там всерьёз занимаются восстановлением леса, и площадь шведских лесов составляет 3 процента от российских, финских - 2 процента, при этом Швеция заготавливает порядка 80 миллионов кубометров древесины в год, Финляндия - порядка 70 миллионов кубометров. Переведу эти цифры в значения, при которых ещё более наглядно сравнение: если взять общее количество лесов, то шведы заготавливают 2,25 кубометра с гектара, финны - 3 кубометра с гектара, в России, как я уже говорил, - 0,1 кубометра, то есть мы заготавливаем меньше, чем наши соседи, в двадцать - тридцать раз. Напрашивается вопрос - почему? Коллеги, доходы федерального бюджета при правильной организации лесного хозяйства могли бы составить не полтора процента ВВП в год, а вырасти в двадцать раз, что сопоставимо с доходами в нефтегазовой отрасли, которая даёт 10-12 процентов ВВП в год, или даже могли бы превысить данные цифры. Ещё одним важным, на мой взгляд, аргументом являются потери от лесных пожаров, которые в значительной степени являются не следствиями природных явлений, а следствиями жизнедеятельности человека. По данным Федерального агентства лесного хозяйства, ущерб от лесных пожаров в 2010 году составил 85 миллиардов рублей - это более чем вчетверо больше расходов федерального бюджета на лесное хозяйство в этом году, в семнадцать раз больше той суммы, которая была сэкономлена при урезании финансирования лесного хозяйства по сравнению с предыдущим годом. Но скорее всего, данные Рослесхоза об ущербе многократно занижены. По данным из различных источников, площадь лесных пожаров в 2010 году составила 500 тысяч гектаров, в 2012 году - более 2 миллионов гектаров, соответственно, я полагаю, и ущерб от лесных пожаров увеличился пропорционально, до 320 миллиардов рублей. В числе причин лесных пожаров недобросовестная конкуренция лесопользователей, неэффективная система управления природными ресурсами, обнищание населения в сельской местности и ряд других, но не буду сейчас подробно останавливаться на этом. Считаю представленную аргументацию достаточной не только для внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, но и для более серьёзных законодательных инициатив. Необходимы, например, выделение в регионах участков эффективного природопользования, а на всех остальных территориях - введение общенационального моратория на вырубку лесов. Разрешение на аренду лесного фонда должны получить только те предприятия, которые готовы и могут работать с максимальной пользой и эффективностью, ориентируясь на лучшие европейские показатели. Согласен, что это приведёт к сокращению экспорта древесины, однако частично будет компенсировано ростом стоимости лесного сырья, что оправданно, так как оно в значительной мере недооценено. Необходимо разрабатывать меры по стимулированию роста внутреннего потребления лесопродукции - здесь есть о чём подумать, в том числе в сфере регулирования тарифов и перевозчиков, и энергетиков. В сельской местности необходимо предоставить населению бесплатное право на тот объём лесозаготовки, который позволит сохранить и поддерживать их нормальную жизнедеятельность, то есть строить дома, строить и ремонтировать школы, детские сады, обеспечивать другую необходимую деятельность внутри сельских поселений. Мы сегодня должны признать безусловную необходимость принятия жёстких мер по противодействию незаконным рубкам леса, по повышению эффективности и прозрачности работы лесного комплекса. Законопроект был передан на рассмотрение в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, который считает необходимым его отклонить по причинам - внимание, коллеги! - отсутствия веских обоснований для ужесточения административной ответственности, а также по причине наличия альтернативных мер в других нормативных актах Российской Федерации. Я думаю, что с такой позицией профильного комитета нельзя согласиться, обоснования я привёл. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В целом комитет признаёт наличие очень серьёзной проблемы - мы, собственно, это и не отрицаем, - которая требует нормативного регулирования не только путём увеличения административных штрафов, но и путём в целом совершенствования регулирования, управления лесной отраслью страны, и именно к совершенствованию норм материального права, по нашему мнению, нужно прилагать самые серьёзные усилия. В заключении комитета - я не буду его воспроизводить в целях экономии времени - высказан целый ряд замечаний правового характера. В заключении нашего комитета и в заключении профильного комитета также отмечено, что изменения вот этой статьи 8.28 являлись предметом рассмотрения Государственной Думы и ещё неоднократно будут являться предметом рассмотрения, и хочу обратить внимание на то, что был внесён ещё один законопроект, проект федерального закона № 168903-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации". И хотел бы с этой трибуны одновременно с предложением о поддержке заключения комитета об отклонении данного законопроекта внести ещё одно предложение, я, так сказать, возьму на себя такую смелость: вернуться ещё раз к обсуждению вопроса об усилении ответственности за нарушения норм материального права, а именно норм Лесного кодекса, в том числе по этой статье, возможно, по каким-то иным статьям, вместе выработать в рамках работы комитета по совершенствованию административного законодательства единый подход, принять какое-то единое и взаимоприемлемое решение, в том числе поработать вместе с Правительством Российской Федерации, с профильными ведомствами в Правительстве Российской Федерации и ещё раз вернуться к рассмотрению данного законопроекта. Абсолютно не отрицая важности поставленной проблемы, ещё раз повторю, что есть ряд замечаний чисто правового, юридико-технического характера, которые заставляют нас сделать вывод о том, что данный законопроект нужно отклонить. То есть давайте сделаем так: продолжим работу над решением данного вопроса - я вместе с вами, коллеги, готов подключиться к решению данной проблемы, - в том числе рассмотрим вопрос о возможном усилении ответственности за нарушения лесного законодательства не только в части незаконной рубки, но, может быть, и в части нарушения иных норм Лесного кодекса. В общем, двери открыты - пожалуйста, но по данному законопроекту есть отрицательное заключение комитета, которое с юридической точки зрения обоснованно, просим поддержать решение комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, предлагается по одному вопросу от фракции. Нет возражений? Нет. Шудегов Виктор Евграфович от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо. У меня вопрос к автору законопроекта. В царской России существовала попенная плата в лесном хозяйстве, и средств, которые собирались в качестве такого налога в казну даже с европейской части России, было достаточно для содержания всей системы образования Российской Империи. Сейчас эта сумма составляет мизерную часть, в 74-м году она была равна 12 процентам от себестоимости. Какова всё-таки сегодня попенная оплата и какой она должна быть, если по справедливости установить? Я считаю, что в несколько раз выше себестоимости древесины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Спасибо. Я думаю, что совершенно верно вы ставите вопрос, и я думаю, что ситуация с лесным природопользованием, в частности именно с лесными массивами, лесными нашими запасами, везде примерно одинакова. И не случайно такой же законопроект вносился Министерством природных ресурсов Республики Бурятия, но сегодня оно, вы знаете, подчиняется напрямую агентству по лесной отрасли, в нашей, в частности, республике, не знаю, как в других регионах. Я думаю, что необходимо в этом направлении достаточно серьёзно поработать и доработать все наши предложения, и если мы сохраним и обобщим опыт, в том числе и царского времени, то, я думаю, мы сохраним всё то наше богатство, которое есть, и для наших будущих поколений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ кто будет задавать вопрос? Куликов Александр Дмитриевич? Плетнёва Тамара Васильевна. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Вопрос у меня к Дмитрию Фёдоровичу. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, знаете, однажды пришлось мне лететь на самолёте, маленьком таком, из Красноярска в Усть-Илимск, и видно было, как уничтожается наша тайга. Я говорю не о пожарах, не о природных катаклизмах, а о том, что делается, с чем нужно не просто бороться - об этом надо кричать сегодня! И конечно, ваши пожелания благие, прекрасны, мы важность темы признаём - давайте будем вместе работать. Ни одного аргумента, кроме того, что юридические правки там должны быть, юридико-технические, вы не привели. Главный аргумент какой, почему этот законопроект нельзя поддерживать, объясните - там что, штрафы маленькие или что-то не нравится в концепции? Я ничего не услышала. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Тамара Васильевна, я далёк от мысли, что вы полагаете, что одним-единственным увеличением штрафов... я думаю, что никто в этом зале не скажет, что, если увеличим штрафы, наступит полный порядок, такого нет. Но для того чтобы решить вопрос о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, в любом случае существует определённая цепочка различных согласительных процедур, и текст законопроекта должен быть доведён до какого-то, так сказать, нормального юридического состояния. Это формальная сторона. Возражения по формальным основаниям - повторяю, по формальным основаниям - против принятия того или иного законопроекта не означают, что мы, или комитет, или Государственная Дума, возражаем против решения проблемы в той или иной отрасли, напротив, мы говорим о том, что надо решать, но я повторю то, о чём уже говорил: решение проблемы в лесной отрасли, в том числе с незаконным обогащением, если можно так выразиться, за счёт лесных ресурсов, лежит не только в плоскости совершенствования Кодекса об административных правонарушениях, его статьи 8.28, но и в решении в целом вопросов нормативного регулирования лесной отрасли. Это одна сторона медали. Вторая сторона медали заключается в том, что, для того чтобы хотя бы понять, какие штрафы, в каком объёме взыскиваются, сколько правонарушений, в каком объёме можно было бы установить штрафы, чтобы они имели запретительный характер и, в конце концов, просто согласовать этот вопрос с правительством, мне кажется, надо просто плотнее работать с комитетом, вот, собственно, и всё - плотнее работать с комитетом. Если не просто внести законопроект, а приложить усилия для доведения его до ума, то, поверьте, можно продвинуть инициативу представителей любой фракции, любой, повторяю ещё раз. Если вы посмотрите, кто является авторами законодательных инициатив, особенно в этом созыве, - все фракции участвуют в законодательной работе, и все успешно, с моей точки зрения, и я ещё раз говорю: давайте продолжим работу над решением этого вопроса, может быть, в рамках того законопроекта, о котором сказано в заключении профильного комитета, я имею в виду комитет по природным ресурсам. Не вопрос - можем санкции дополнительно ввести, но давайте обсудим ещё раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - Савельев Дмитрий Иванович. Пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Вячеслав Михайлович, ведь сильнее всего механизм данного законопроекта ударит прежде всего по тем нарушителям, которые заготавливают лес для собственных нужд, однако наибольший урон лесам наносят те, кто в промышленных масштабах заготавливает древесину под видом санитарных рубок, ведёт сплошные рубки в водоохранных зонах, а также рубки, нарушающие режим особо охраняемых природных территорий. Вот для таких нарушителей, получающих огромные доходы, увеличение штрафа на несколько тысяч, собственно говоря, не будет являться существенным наказанием. Так, может, предлагаемый законопроект окажется выстрелом вхолостую и не даст, в общем-то, необходимого эффекта? МАРХАЕВ В. М. Спасибо, Дмитрий Иванович, за вопрос, совершенно верно вы мотивируете. Насколько возможно, мы наведём порядок в нашем общем доме, России, но нужно по крайней мере искать пути и возможности для влияния на ситуацию. Сегодня ситуация такова: кто в состоянии держать топор в руках, тот идёт в лес, а потом отдаёт нашим соседям - по той же Бурятии пример привожу, - и всё вывозится в Китай (а Китай, мы знаем, запретил у себя на сто лет вперёд вырубать лес), поэтому пусть будет хоть какая-то мера влияния на тех, кто не ценит наши природные богатства. Мы - совершенно верно Дмитрий Фёдорович говорит - будем дорабатывать, и я думаю, что общими усилиями мы должны искать пути, а сегодня эта ситуация... Да, Бог нам даёт возможность - лес восстанавливается, но мы должны приложить собственные усилия и использовать все возможные пути, в особенности законодательные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, коллеги, все фракции по одному вопросу задали. Есть ли желающие выступить? Есть. Только от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", да? Пожалуйста, Бычкова Евдокия Ивановна. БЫЧКОВА Е. И. Вячеслав Михайлович, хочу поблагодарить вас за правильный, необходимый и жизненно важный законопроект. Хочу всем напомнить, что 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды, и мне кажется, дорогие депутаты, что законодательные инициативы в этом направлении должны в большинстве своём поддерживаться. Незаконные рубки, конечно, это проблема из проблем, и сегодня они достигают, как уже говорилось... вот 85 миллиардов сумма называлась, но у меня есть информация, что 90 миллиардов только в 2012 году. Это учтённые, а неучтённые? А о них просто никто ничего не знает! И конечно, надо вести эту работу по увеличению штрафов, ведь и Дмитрий Анатольевич Медведев сказал на последнем заседании, что штрафами и уголовной ответственностью всех проблем не решишь, но штрафовать и сажать надо. То, что происходит у нас, невозможно себе представить ни в одной другой стране: у нас система наказаний за незаконную вырубку доведена до абсурда, так как это де-факто не является воровством. Вот дословно из законопроекта, что такое незаконная вырубка: это спиливание путём отделения ствола от корня вплоть до прекращения жизнедеятельности дерева. Да ещё нужно доказать, от какой конкретно корневой системы, посредством какого орудия был отделён конкретный ствол! Вы представляете, какая армия работников нужна, какую дотошную исследовательскую работу должна провести полиция по каждому такому факту?! Вдобавок егери у нас не имеют права составлять протоколы и для этого должны привлекать полицию. Все эти вопросы, правильно здесь сказал Вяткин Дмитрий Фёдорович, надо решать в комплексе, это в перспективе просто необходимо. На 2013 год запланированы посадки на новых площадях, представьте, 100 тысяч гектаров на сумму 500 миллиардов рублей - вот я предполагаю, что с учётом незаконных вырубок именно на такую сумму у нас вырубаются леса. Любую инициативу в области охраны наших природных ресурсов фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает. И ещё раз спасибо вам, Вячеслав Михайлович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет больше? Тогда в рамках "часа голосования" ставится на голосование в первом чтении данный проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 20 сек.) Проголосовало за 200 чел.44,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Не принимается.