Заседание № 58

06.07.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 149476-8 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о праве Правительства Российской Федерации устанавливать правила оборота подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации товаров без нанесения такой маркировки).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3839 по 3872 из 5344
Переходим к рассмотрению 29-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах                   
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".   
Доклад Владимира Владимировича Гутенёва.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Владимирович.                                              
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и   
торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все       
необходимые экспертизы, замечаний от Правового управления Аппарата              
Государственной Думы не поступало, готов к принятию в третьем чтении. Прошу     
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет.       
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 29-й вопрос нашей повестки, третье        
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                

Заседание № 57

05.07.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 149476-8 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о праве Правительства Российской Федерации устанавливать правила оборота подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации товаров без нанесения такой маркировки).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6508 по 6545 из 10402
52-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8        
Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой         
деятельности в Российской Федерации". Докладывает Владимир Владимирович         
Гутенёв.                                                                        
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и   
торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Поправок ко второму чтению к        
рассматриваемому законопроекту не поступило. Комитет по промышленности и        
торговле просит поддержать, принять законопроект во втором чтении.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поправок нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Владимирович.                                              
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, законопроект прошёл все необходимые      
экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. Прошу поставить его в проект     
порядка работы на завтра.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.               
                                                                                

Заседание № 55

29.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 149476-8 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о праве Правительства Российской Федерации устанавливать правила оборота подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации товаров без нанесения такой маркировки).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6445 по 6780 из 7143
34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8        
Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой         
деятельности в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель     
правительства заместитель министра промышленности и торговли Василий            
Викторович Шпак.                                                                
                                                                                
ШПАК В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,       
заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.            
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Законопроект разработан во исполнение пункта   
3.3.9 антикризисного плана правительства. Предлагается внести изменения в       
статью 8 закона о торговле, в которой установлена ответственность субъектов     
экономической деятельности за нарушение требований к маркировке товаров         
средствами идентификации. В связи с введением ограничительных мер               
экономического характера в отношении Российской Федерации Правительство         
Российской Федерации до конца 2022 года в отдельных случаях сможет определять   
порядок ввода в оборот, оборота и вывода из оборота товаров без нанесения       
маркировки. Устанавливаемый механизм позволит оперативно реагировать на         
потенциальные препятствия для участников оборота при исполнении обязанности     
по маркировке товаров и нивелировать риски привлечения их к административной    
и уголовной ответственности.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
С содокладом выступает Владимир Владимирович Гутенёв.                           
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и   
торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Василий Викторович рассказал об     
основных положениях данного законопроекта, а я хотел бы отметить, что важным    
результатом принятия закона будет освобождение от административной              
ответственности хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот подлежащих       
маркировке товаров без нанесения таковой.                                       
                                                                                
Надо отметить, что полномочия по установлению обязательных требований в сфере   
маркировки Правительство Российской Федерации реализует с 2019 года, при этом   
в законе о торговле содержится прямая норма, запрещающая оборот товара с        
нарушением требований обязательной маркировки. Однако сейчас кардинально        
поменялась внешнеполитическая ситуация, что привело в ряде случаев к            
невозможности соблюдения российскими хозяйствующими субъектами                  
законодательных требований в сфере маркировки. Поскольку текущая                
экономическая ситуация существенно изменилась, Правительству Российской         
Федерации необходимо иметь правовой инструмент принятия точечных оперативных    
решений, которые отвечали бы на внешние угрозы и вызовы. Рассматриваемый        
законопроект как раз и предоставляет такую возможность Правительству            
Российской Федерации. В связи с этим принятие закона позволит поддержать        
хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот подлежащих обязательной          
маркировке товаров и испытывающих в своей деятельности проблемы, снять с них    
часть административной и финансовой нагрузки, а также в сложившихся условиях    
предоставить возможность бизнесу выстраивать новые производственные и           
логистические отношения.                                                        
                                                                                
Хотелось бы подчеркнуть, что Правительство Российской Федерации уже приняло     
ряд серьёзных мер, направленных на отсрочку введения обязательной маркировки    
некоторых товарных групп до конца 2023 года, перенесён срок завершения          
проводимых экспериментов по маркировке отдельных видов продукции. Эти решения   
принимаются исходя из экономической целесообразности в каждой отдельной         
отрасли и с учётом позиции самих участников рынка.                              
                                                                                
Комитет по промышленности и торговле поддерживает данный законопроект и         
рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.                           
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Аксёненко Александр Сергеевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу уточнить по молочной, кисломолочной продукции: войдёт   
ли она как отдельный случай? Обоснование этого я уже много раз направлял в      
правительство. Очевидные причины - возросшая цена на расходники и риски         
перебоев поставок. Кроме того, есть вопросы к самой системе. До сих пор в       
системе "Честный ЗНАК" нет разработанного алгоритма проверки кодов Грея при     
взаимодействии с торговыми сетями. Всех обременили, цены на товары выросли, а   
систему так и не доработали. И ещё один вопрос: планируется ли государством     
компенсировать затраты на приобретение оборудования для маркировки? Для МСП     
это непомерные затраты.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Викторович.                           
                                                                                
ШПАК В. В. Большое спасибо за вопросы.                                          
                                                                                
В отношении молочной, кисломолочной продукции. Конечно, все случаи будут        
рассматриваться правительством, по всем существующим видам товарной             
продукции, подлежащей маркировке.                                               
                                                                                
Теперь в отношении торговых сетей. Во всех торговых сетях и в самом             
операторе, ЦРПТ, созданы соответствующие лаборатории, которые ведут отработку   
в рамках эксперимента. Всё продвигается достаточно успешно.                     
                                                                                
Что касается молока. Буквально позавчера у нас была встреча с руководителем     
организации "СОЮЗМОЛОКО", это одна из двух имеющихся отраслевых ассоциаций.     
Коллеги настроены конструктивно, все вопросы решаем в рабочем порядке.          
                                                                                
Относительно возможных проблем с какими-то компонентами, необходимыми для       
маркировки, могу сказать, что усилиями оператора создан склад необходимой       
продукции и расходных материалов. Вот только сегодня на заседании комитета      
обсуждал это с Владимиром Владимировичем, рассказывал коллегам-депутатам о      
том, что на складе большое количество и чернил, и самоклеющихся этикеток, и     
необходимых запчастей для оборудования, которое наносит маркировку, поэтому     
на сегодня каких-то критических вопросов нет. Все вопросы решаем оперативно в   
рабочем порядке. Два раза в неделю в министерстве проходят совещания по ВКС     
со всеми регионами по всем товарным группам, и в ежедневном режиме вопросы с    
ними отрабатывает оператор, поэтому каких-либо рисков мы не видим.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Василию Викторовичу вопрос.                                         
                                                                                
Василий Викторович, скажите, вот такой режим маркировочного                     
благоприятствования будет распространён на все виды продукции? Или всё-таки     
на табачные изделия (не только курительные, но и на жевательный табак), на      
вейпы, на алкоголь вот этот режим наивысшего благоприятствования вы не          
предполагаете распространять?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Викторович.                           
                                                                                
ШПАК В. В. Как раз в рамках поправки, которую мы с вами обсуждаем, мы даём      
правительству возможность при возникновении случаев, которые мы представить и   
предвосхитить не можем, оперативно реагировать по всем направлениям товарной    
продукции, подлежащей обязательной маркировке.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Василий Викторович, я всё-таки повторю вопрос моего     
коллеги: по молочной продукции вы планируете как-то приостанавливать            
обязательную маркировку?                                                        
                                                                                
И второе, вопрос по лёгкой промышленности, в частности по обуви. Было           
заседание Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, где      
обувщики прямо чуть ли не ревели в голос, что маркировка - бремя тяжёлое,       
поэтому они просят хотя бы на этот период её остановить. Китайский импорт       
идёт вообще без всяких технических ухищрений дополнительных, поэтому наши       
производители просто не могут с ними конкурировать, тем более ещё курс такой.   
Вы как-то планируете реагировать на нынешние вызовы, в том числе в обувной      
промышленности?                                                                 
                                                                                
ШПАК В. В. Спасибо большое за вопросы.                                          
                                                                                
По порядку. В отношении вызовов и в отношении импортной продукции, которая      
идёт из Китая и которая не маркируется, - это всё дело уголовно наказуемое, и   
как раз наша система маркировки, в том числе с участием специальных             
контролирующих органов, призвана исключить данные случаи на рынке. Я вам могу   
сказать, что союз обувщиков и кожевенников активно маркировку обуви             
поддерживает и просит нас деятельность в этом направлении продолжать.           
                                                                                
Далее. В отношении молока, как, в общем-то, в отношении любой товарной          
группы, по которой проводятся соответствующие мероприятия в части маркировки,   
если будут возникать какие-то непреодолимые трудности и сложности ввиду         
каких-то внешних обстоятельств, конечно, мы соответствующее решение будем       
принимать и облегчать участь наших участников системы маркировки. Но            
опять-таки, повторюсь, это при необходимости, при возникновении каких-то        
непреодолимых обстоятельств.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Василий Викторович, всё-таки хотелось бы узнать        
основную причину таких сложностей. Это оборудование, которое маркирует,         
попало под санкции, оно не отечественного производства - назовите               
приблизительные сроки импортозамещения, только реальные, а не как с             
авиастроением нам сегодня приводили примеры. Если это информация ДСП, тогда     
представьте её потом.                                                           
                                                                                
ШПАК В. В. Попробую ответить аккуратно.                                         
                                                                                
Проблем с оборудованием на сегодняшний день нет, мы их преодолели, как я уже    
сказал, создали необходимый запас по импорту, по многим направлениям нашли      
аналоги из тех стран, которые не ведут недружественную политику по отношению    
к Российской Федерации. Что касается расходных материалов, это нас сподвигло    
на активную работу в части импортозамещения, и по многим направлениям мы уже    
подобрали отечественные аналоги либо аналоги из тех стран, которые, как я уже   
сказал, не ведут недружественную политику в отношении России.                   
                                                                                
Какие возникнут риски, мы предположить не можем. Если говорить о том, что уже   
было, - есть статистика. У нас были DDoS-атаки, было достаточно большое         
количество DDoS-атак на систему, мы с ними справились, но это приводило к       
временной неработоспособности системы. Сейчас всё работает штатно. Мы усилили   
все наши контуры безопасности на всех уровнях. Но предположить, что наши        
"партнёры" могут ещё придумать завтра в контексте той ситуации, которая         
развивается, мы не можем. Поэтому, чтобы не подвергать риску участников         
системы, мы даём правительству право в тех отдельных случаях, которые мы пока   
даже не можем предположить, принимать соответствующие меры, чтобы выводить      
людей из-под ответственности, когда они не могут добросовестно выполнять свои   
обязанности.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Владимирович, спасибо.                                                 
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Валерий Карлович... А, нет, не одно       
выступление.                                                                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Коллеги, помимо этого вопроса мы рассмотрим 35-й и по сокращённой и на этом     
завершим работу.                                                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Коллеги, я вижу, какая заинтересованность в отношении маркировки, особенно      
молочной продукции. Я уже более четырёх лет занимаюсь маркировкой, ещё в        
Совете Федерации по поручению Валентины Ивановны Матвиенко мы налаживали        
маркировку бутилированной питьевой воды. Так вот я вам скажу: да, есть          
сложности, да, есть определённые затраты, но плюсы, которые даёт маркировка     
нашему производству, всё перекрывают.                                           
                                                                                
Более того, мы с вами помним, как здесь у нас выступал Михаил Владимирович      
Мишустин, он сказал, что мы убрали практически весь контроль. Действительно,    
мы его убрали, и маркировка - это практически единственный (если взять          
продовольствие) способ контролировать качество продукции и количество, скажем   
так, контрафакт в том числе. Поэтому когда я от своих коллег слышу:             
приостановить, переместить... Во-первых, вы фактически предлагаете оставить     
без контроля на сегодняшний день наш продовольственный рынок. Во-вторых,        
представляете, сколько уже средств наши производители, в частности молочники,   
вложили в введение маркировки? Это большие деньги, и они окупаются              
постепенно. Мы делали расчёты (это делал, кстати, Минфин, проводил эти          
исследования, если надо, я готов вам их представить): эти вложения окупятся в   
течение пяти-шести лет. И вы предлагаете сейчас забыть про эти вложения и       
потом начинать снова, что ли, после того как закончится вот эта ситуация,       
которая непонятно когда закончится?                                             
                                                                                
Я, как специалист, как человек, который занимается сельским хозяйством 22       
года, могу сказать, что да, проблемы есть, но они всегда есть. Я помню, как     
мы вводили систему "Меркурий", которая сейчас всем нравится, и было точно       
такое же противодействие, точно так же нам говорили, что это всё плохо, это     
приведёт к пустым полкам, но в конечном счёте сейчас все считают огромным       
достижением то, что у нас есть "Меркурий".                                      
                                                                                
Более того, мы с вами месяц назад приняли поправку, которая объединила          
систему маркировки и "Честный ЗНАК". Теперь у нас эти системы работают вместе   
и действительно позволяют выявлять недобросовестных производителей. Я           
постоянно работаю с Россельхознадзором, так вот мы выявляем десятки фантомных   
предприятий, которые продают в крупнейших федеральных сетях продукцию, но       
фактически не имеют никакого сырья, то есть это либо переупакованная            
продукция, либо там сырьё - заменители животных жиров растительными и так       
далее. И их выявление происходит в онлайн-режиме, что не требует денег          
практически, это огромная экономия, которую в том числе даёт маркировка. Это    
происходит онлайн, то есть мы прямо видим, как это происходит.                  
                                                                                
Понятно, что маркировка - сложный процесс. Но очень важно, что мы её ввели, и   
бросать сейчас, когда такие большие инвестиции и такие большие плюсы мы уже     
имеем от введения маркировки, конечно, нерачительно и неправильно.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция также    
поддерживает этот законопроект. Но у нас меньше вопросов к маркировке не        
стало.                                                                          
                                                                                
Действительно, мы согласны с тем, что это серьёзная возможность для контроля    
и защиты рынка от контрафакта, тут никто спорить не будет. Но весь вопрос: за   
чей счёт банкет? И собственно говоря, кто на этом зарабатывает? Тут вопросов    
очень много. И хотелось бы, чтобы Минпромторг внимательно отнёсся к жалобам с   
мест на дороговизну маркировки и всё-таки провёл какие-то расследования, что    
ли, в этом вопросе.                                                             
                                                                                
А так мы согласны - да, действительно, эта тема нужная. Но сейчас у нас такая   
чрезвычайная ситуация, в которой, к сожалению, маркировка не решает всех        
проблем. Те же обувщики несут затраты на маркировку... Вот у нас есть фирма     
"Юничел", челябинская, они говорят, что да, несут все затраты, а в это время,   
пожалуйста, из Китая идёт серый импорт, у нас же на территории Российской       
Федерации производители без маркировки всё продают, ну, то есть это как         
решето, понимаете? Если ты законопослушный гражданин, ты несёшь всю тяжесть     
нагрузки, но в то же время рядом всё продаётся практически открыто без всякой   
маркировки - и что с этим делать? Вот об этом производители говорят.            
Получается, они неконкурентоспособны, их загоняют в долги, они балансируют на   
грани рентабельности, тем более что такие процентные ставки сейчас, - об этом   
идёт речь, поэтому просьба... Да, мы согласны, что надо дать правительству      
такие полномочия, но мы хотели бы, чтобы правительство этими полномочиями       
всё-таки воспользовалось.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Козловскому Александру Николаевичу включите микрофон.                           
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"             
поддерживает данный законопроект.                                               
                                                                                
Хотелось бы отметить, что мы прошли достаточно большой и трудный, сложный       
путь по введению маркировки, и там, где это уже работает, и работает            
устойчиво, мы видим плюсы в первую очередь для потребителей, потому что         
контрафакта стало просто в разы меньше, а где-то он вообще исчез.               
                                                                                
Хотелось бы ещё сказать, что всё-таки, наверное, этот закон должен              
действовать как исключение и, если нет объективных причин для его применения,   
маркировку и дальше надо применять и внедрять.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Викторович, есть необходимость в заключительном слове? Нет.             
                                                                                
Владимир Владимирович? Нет.                                                     
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.16,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.