Заседание № 35
20.06.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 149414-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области проведения работ по безопасной утилизации изделий и отходов твёрдого ракетного топлива, содержащих бериллий".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1855 по 2257 из 6353
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области проведения работ по безопасной утилизации изделий и отходов твёрдого ракетного топлива, содержащих бериллий". Докладывает Игорь Евгеньевич Караваев, заместитель министра промышленности и торговли. Пожалуйста, Игорь Евгеньевич. КАРАВАЕВ И. Е., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области проведения работ по безопасной утилизации изделий и отходов твёрдого ракетного топлива, содержащих бериллий". Указанное соглашение подписано в городе Душанбе 28 июня 2005 года. Соглашение предусматривает осуществление на территории Республики Таджикистан утилизации изделий и отходов производства, содержащих высокотоксичные материалы и представляющих значительную экологическую опасность. Соглашение разработано в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о военно-техническом сотрудничестве от 27 января 1994 года, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 9 июня 1994 года, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области организации производства и уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники на территории Республики Таджикистан от 8 декабря 2000 года и Соглашением о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки, от 26 июня 1992 года. Соглашение отвечает национальным интересам Российской Федерации. В результате его реализации будет ликвидирована экологическая опасность, возникшая при длительном хранении изделий и отходов ракетного топлива, содержащих бериллий, на государственном унитарном предприятии "Завод "Заря Востока", Республика Таджикистан. Также на этом предприятии будет уничтожена вся научно-техническая, технологическая и конструкторская документация по специальным изделиям военного назначения, выпускавшимся до 1991 года и планировавшимся к дальнейшему изготовлению по заказам различных министерств Советского Союза. Уничтожение указанной документации обеспечит невозможность её передачи третьим странам, что соответствует международным обязательствам Российской Федерации в области соблюдения режима контроля за ракетными технологиями. Соглашение подготовлено с учётом необходимости защиты сведений и технологий, составляющих государственную тайну государств - сторон соглашения. Реализация соглашения осуществляется в два этапа: первый этап - это разработка технических предложений по утилизации изделий и отходов топлива, он завершён в первом полугодии 2006 года; второй этап - это собственно утилизация изделий и отходов топлива, а также уничтожение документации по специальным изделиям, этот этап должен быть завершён в ближайшие три-четыре года. Работы первого этапа полностью завершены и профинансированы, работы второго этапа определяются в рамках действующего соглашения. В соответствии с решениями протокола четвёртого заседания совместной подкомиссии по военно-техническому сотрудничеству Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан утверждён порядок проведения в 2010-2012 годах работ по практической утилизации бериллийсодержащих материалов. Указанный порядок определил объёмы и порядок финансирования работ каждой из сторон. Ратификация соглашения позволит обеспечить выполнение работ, предусмотренных указанным порядком. Соглашение отвечает национальным интересам Российской Федерации, прошу поддержать законопроект о его ратификации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста. Татьяна Николаевна Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Игорь Евгеньевич Караваев подробно доложил о содержании данного соглашения, и мне остаётся добавить только следующее. Это очень важное соглашение, касающееся нашей взаимозависимой военно-технической промышленности, которая создавалась во времена СССР. В Таджикской Советской Социалистической Республике в Табошаре (сейчас это Согдийская область Республики Таджикистан) производились работы по производству компонентов для ракетного топлива, и за годы социализма на территории Таджикистана накопилось огромное количество высокотоксичных отходов, экологически опасных и с точки зрения их возможного возгорания, и с точки зрения необратимости процессов природопользования. Игорь Евгеньевич очень подробно рассказал о целой серии, о целом пакете правительственных документов, которые предусматривали возможность предотвращения экологической катастрофы и необходимость выработки технических условий утилизации отходов, содержащих бериллий. Я обращаю внимание, что это соглашение было заключено семь лет назад, в 2005 году, три года назад было внесено в Государственную Думу, но, к сожалению, не могло быть ратифицировано из-за неутверждения плана финансирования таджикской стороной. Сегодня в Таджикистане этот документ ратифицирован, и, конечно, мы призываем вас поддержать ратификацию этого соглашения. Оно было рассмотрено в профильных комитетах - по обороне, по безопасности, по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Его ратификация позволит решить очень важную проблему по утилизации экологически вредных и опасных веществ. Прошу поддержать законопроект о ратификации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Николаевна. Будут ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. У меня к представителю правительства вопрос. Вы меня простите, пожалуйста, это ни в коем случае не акт какого-то недоверия комиссиям, которые работали, просто я втёмную не привыкла голосовать. Ну, непонятно, по каким специальным изделиям уничтожается документация. Если это секретные данные, то нужно было тогда у нас здесь провести закрытое заседание. Мне кажется, всё то, что в Советском Союзе делалось, - я имею в виду военную технику - и сегодня используется. Это обоснованный акт или нет? И непонятно всё-таки: правительственная комиссия семь лет подписывала, и объяснение, что там не было денег, чтобы ратифицировать, мне, например, тоже непонятно - ведь, наверное, заинтересованность должна быть прежде всего у таджикской стороны, там ведь это всё находится? КАРАВАЕВ И. Е. Тамара Васильевна, спасибо большое за вопрос, он на самом деле очень актуальный. Что касается технической документации. Речь идёт о хранении технической документации, об уничтожении технической документации, которая хранится на территории Республики Таджикистан. Авторская техническая документация, которая может быть использована в случае необходимости продолжения производства специальных военных изделий и изделий военного назначения, хранится также в установленном порядке на территории Российской Федерации, поэтому угрозы продолжения производства такого рода изделий с точки зрения Министерства обороны Российской Федерации не существует. Что касается семилетнего срока работы комиссии. Все работы по уничтожению документации были завершены в 2006 году и профинансированы соответствующим образом в полном объёме российской стороной. Второй этап предполагает собственно работы по уничтожению изделий и отходов, содержащих бериллий. Вот этот этап длительный, именно здесь и возникли сложности, поскольку соглашением предусмотрено паритетное участие российской и таджикистанской сторон в вопросе финансирования данных работ. Сейчас мы выходим на паритетное соотношение по финансированию, необходимые бюджетные ресурсы предусмотрены как с таджикистанской стороны, так и с российской стороны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. У меня тоже вопрос к представителю правительства. Во-первых, что мешало ещё в 93-м году заключить это соглашение и профинансировать в полном объёме работы за счёт средств Российской Федерации как правопреемницы СССР? И вторая часть вопроса. Проводилась ли инвентаризация тех материалов, которые подлежат уничтожению и на сегодняшний день хранятся или на момент подписания соглашения хранились, а ещё лучше - хранились на момент окончания работ в 90-м году на данном предприятии? Где сверки по этим материалам? И сколько финансов было уже потрачено на проведение работ по утилизации конкретных материалов? КАРАВАЕВ И. Е. Соглашением предусматривается полный цикл работ, в том числе и подготовительных, связанных с подготовкой сложного технологического процесса, равно как и сам технологический процесс по утилизации данного вида отходов и изделий. Он требовал длительной проработки, именно этим и была вызвана задержка при подготовке и разработке такого межправсоглашения. Дело в том, что предприятие в Таджикистане уникальное, и в течение длительного периода, не только советского периода, отходы и изделия накапливались, поэтому потребовалось проведение в том числе и инвентаризации тех объёмов накопленных отходов, которые сейчас подлежат утилизации. Собственно подготовка и разработка технологического процесса, технологической документации заняла приблизительно три года, именно поэтому мы вышли на подписание межправсоглашения только в 2005 году. Финансирование работ осуществлялось на протяжении пяти лет в полном объёме с российской стороны. А что касается второй части вашего вопроса, то бюджетом Российской Федерации на работы собственно по утилизации изделий и отходов, содержащих бериллий, было потрачено до настоящего времени порядка 62 миллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос также заместителю министра промышленности. Вы докладываете от имени минпрома, а какова позиция Министерства обороны? Проблема национальной безопасности сегодня не сводится только к территории России, не случайно действует ШОС, не случайно - Евразийский союз в перспективе и так далее. И вторая грань. Мы за последние годы приняли закон об обращении с радиоактивными отходами, а тут речь идёт о токсичных и так далее. Вот под нормы этого закона это как-то подпадает или это разные сферы? КАРАВАЕВ И. Е. Я докладываю не как представитель Минпромторга, я докладываю как представитель Правительства Российской Федерации, соответственно, позиция по законопроекту о ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан согласована всеми заинтересованными ведомствами, включая Министерство обороны. Бериллий не является радиоактивным элементом, вопросы по его утилизации на территории Российской Федерации не решаются в рамках данного закона, равно как и в рамках данного соглашения не решаются. Это высокотоксичный элемент, который имеет высокую степень экологической опасности с непредсказуемыми последствиями не только для Таджикистана, но и для обширной территории соответствующего региона, речь идёт о масштабах примерно 7 миллионов кубических километров воздушного пространства, поэтому мы понимаем ту ответственность, которую несут как Российская Федерация, так и Республика Таджикистан по решению данных вопросов. Что касается вопросов обороноспособности Российской Федерации, этот вопрос не затрагивается данным соглашением, и, как я уже говорил, позиция Министерства обороны полностью учтена при подготовке законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Евгеньевич, СССР был большой державой, мощной, с развитой инфраструктурой. Предприятий с опасным производством разбросано очень много по территории республик бывшего Советского Союза, поэтому не очень понятно, в чём сейчас выгода для нас, для Российской Федерации. Не получится так, что мы начнём подтирать вот так по всем республикам, начиная со стран Прибалтики и так далее? Хотелось бы понять, прежде чем мы ратифицируем этот договор, в чём всё-таки наша выгода. Что касается секретной документации, уничтожать её надо было тогда, когда мы оттуда уходили. В Сары-Шагане, в Казахстане, когда мы уходили с этого полигона в 93-94-м годах, мы уничтожали и жгли документацию. Таджикское руководство не всегда последовательно, так сказать, в дружеских, союзнических, отношениях с нами, отсюда весь этот комплекс вопросов. Спасибо. КАРАВАЕВ И. Е. 2005 год - это не случайный год, это не только техническая дата, когда мы вышли на готовность заключения межправсоглашения, но это и год, когда фактически произошло изменение в российско-таджикистанских отношениях. Тот период, слава тебе господи, преодолён, мы сейчас находимся в другой фазе взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, но, повторяю, это не вопрос данного законопроекта и данного соглашения. Что касается сути проблемы. Таких предприятий по бериллию на территории бывшего Советского Союза три, токсически опасное только одно - это таджикистанское предприятие, и, соответственно, вопрос опасности возникновения таких очагов на территории других бывших республик Советского Союза и, как вы выразились, по подтиранию там, на наш взгляд, не стоит. Ратификация данного соглашения самым насущным образом требуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Максим Андреевич Шингаркин. Выступление от фракции? ШИНГАРКИН М. А. Да, выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. До семи минут. Пожалуйста. ШИНГАРКИН М. А. Уважаемые коллеги, мы с вами сейчас наблюдаем трагическую ситуацию. В 93-м году Российская Федерация, правопреемник СССР, окончательно потеряла контроль над данным объектом, и за это время на этом объекте произошли необратимые изменения. Часть научно-технической документации была вывезена в сопредельные государства, которые сегодня демонстрируют свою новую ракетно-ядерную мощь. Ядерную - я подчёркиваю это не случайно, потому что ядерная программа Ирана сегодня является предметом геополитического напряжения. Кроме того, часть материалов не была взята под контроль ещё в Советском Союзе, и Российская Федерация, как правопреемница, не применила силу, для того чтобы вывезти с территории Таджикистана компоненты, которые долгое время нарабатывались, и нет оснований утверждать, что они не передавались третьим государствам в период, когда межгосударственные отношения между Российской Федерацией и Таджикистаном оставляли желать лучшего. Таким образом, преступная политика ельцинского руководства привела к тому, что ряд ракетных технологий был передан иностранным государствам, которые не являются дружественными Российской Федерации, и, ратифицируя данное соглашение сегодня, мы выполняем обязательства, выполнение которых было отложено на двадцать лет. То есть, по сути дела, мы сегодня заключаем межправительственные соглашения, исполняя то, что должны были сделать двадцать лет назад. Проблема заключается в следующем. Какая бы научно-техническая документация ни находилась на территории Российской Федерации, современные средства позволяли перекачать её давным-давно с территории, собственно говоря, того самого предприятия, о котором мы говорим, и инвентаризация материалов, подлежащих уничтожению, показала несоответствие наличной документации полной описи тех материалов, которые существовали по состоянию на 90-й год или на 91-й год - на тот момент, когда Таджикистан де-факто стал самостоятельным государством. Между тем Российская Федерация вправе была распространить на данное предприятие свою юрисдикцию ровно так же, как она распространила свою юрисдикцию на все объекты ядерного оружия, находящиеся за пределами территории Российской Федерации в тот момент, когда СССР перестал быть самостоятельным и целостным государством. Вот это упущение должно быть для нас не просто уроком - оно должно быть основанием для того, чтобы провести сейчас ревизию. И я не удивлюсь, если в Минпромторге или в правительстве окажутся ещё какие-то странные соглашения, которые десятилетиями не реализовывались, а должны были быть реализованы в качестве обязательств Российской Федерации перед мировым сообществом, потому что вопрос нераспространения ядерных технологий - это не только вопрос государственной безопасности, но и вопрос репутации Российской Федерации на международной политической арене. И вот такой двадцатилетний плевок, так сказать, в сторону наших возможностей локализовать ситуацию наша фракция рассматривает как критический момент, и, безусловно, принятие данного закона соответствует сегодня интересам Российской Федерации, однако интересы Российской Федерации уже потерпели существенный ущерб. Вопросы экологии, которые мы здесь обсуждаем, мы вынуждены обсуждать лишь по той простой причине, что у нас с вами открытое заседание и доклад, который представило правительство, открытый: мы с вами не обсуждаем по существу ни номенклатуру тех материалов, которые подлежат утилизации, ни номенклатуру тех изделий, которые долгое время хранились и не в полном составе дошли до процедуры утилизации. Даже тот факт, что мы затеяли с Таджикистаном дискуссию по поводу 62 миллионов, выделяемых на утилизацию на первоначальном этапе, говорит о том, что Российская Федерация, а точнее, отдельные представители в правительстве не готовы были финансировать обязательства Российской Федерации международного масштаба в полном объёме, а это, между прочим, касается распространения ракетных технологий, то есть существеннейших и наиболее чувствительных технологий, обеспечивающих геополитический порядок, во всяком случае - защиту геополитических интересов Российской Федерации. Государственная Дума должна критиковать должностных лиц правительства за эту порочную практику, когда из-за копеечных затрат Российская Федерация на десятилетия затягивает исполнение своих международных обязательств, и мне кажется, что, принимая данный закон, мы должны жёстко сказать представителям правительства, что миллионы рублей или даже иностранной валюты, которые должны быть потрачены на выполнение международных обязательств Российской Федерации, не должны являться препятствием для того, чтобы как можно скорее делать то, что нужно делать. Предлагаю данный закон принять и в дальнейшем избегать подобных коллизий. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Вадимович Саблин. САБЛИН Д. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы в комитете достаточно детально обсудили данный вопрос. Действительно, как ни странно, но мнение представителей всех фракций было однозначно: конечно, данный закон надо поддерживать. Очень странно слышать от коллег из других фракций укоры в связи с тем, что этого не было сделано в 90-х годах, потому что все фракции присутствовали тогда в Государственной Думе (тогда не было ещё "ЕДИНОЙ РОССИИ", но фракция ЛДПР была) и могли об этом говорить, поднимать этот вопрос. Мы почему не поднимали? Потому что мы помнили те события, которые происходили в Таджикистане в 90-х годах, а там далеко не простые были события, по сути, там велись боевые действия, наши соотечественники - солдаты-пограничники вместе с солдатами из 201-й дивизии в них участвовали. Конечно, сегодня это надо делать, и делать максимально быстро, тем более что мы понимаем: затраты с таджикской стороны будут продолжаться длительный период - просто именно таджикская сторона берёт на себя вопросы и охраны могильников, и обеспечения их безопасности. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание: в соглашении написано, что если происходят несчастные случаи, то Российская Федерация не несёт за них ответственность, точно так сказано. Да, мы понимаем, что по соглашению мы не несём за них ответственность - юридическую ответственность, международную ответственность, но хотелось бы, чтобы всё-таки вот такой элемент, как нравственная ответственность... пусть наши специалисты, которые будут принимать участие в утилизации, сделают всё для того, чтобы несчастных случаев непосредственно при реализации данной программы не было. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Евгеньевич, вы будете выступать ещё раз? КАРАВАЕВ И. Е. Я думаю, мы рассмотрели основной спектр вопросов, которые возможно обсуждать в открытом режиме. Что касается изделий, мы готовы продолжить уже в соответствии с Законом "О государственной тайне" обсуждение этого вопроса. Но ещё раз прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5160 по 5178 из 6353
5-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области проведения работ по безопасной утилизации изделий и отходов твёрдого ракетного топлива, содержащих бериллий". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 46 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принимается.