Заседание № 129

23.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 148832-4 "О внесении изменений в статьи 285-1 и 285-2 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4590 по 4779 из 5437
Переходим к рассмотрению пункта 29 - проекта федерального закона "О внесении    
изменений в статьи 285-1 и 285-2 Уголовного кодекса Российской Федерации".      
Доклад Алексея Владимировича Островского.                                       
                                                                                
С места, Алексей Владимирович?                                                  
                                                                                
Включите микрофон депутату Островскому.                                         
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо большое, уважаемая Любовь Константиновна.              
                                                                                
К сожалению, зная позицию комитета и предполагая, как проголосует сегодня       
Государственная Дума, даже трудно говорить о данном законопроекте. Затрону      
только несколько моментов.                                                      
                                                                                
Первое. Я наконец понял, как прав Президент России Путин, что не расходует      
Стабилизационный фонд. Раньше я не понимал, почему президент не дает команду    
на расходование этого Стабилизационного фонда. Да потому, что разворуют всё!    
И он прекрасно понимает, что если Стабилизационный фонд спустить вниз, в        
правительство, то до граждан России дойдет всего 10 процентов, а остальное      
разворуют.                                                                      
                                                                                
Более того, я предлагаю внести данные поправки в Уголовный кодекс потому, что   
сейчас сумма менее 1,5 миллиона рублей вообще не считается крупной суммой и     
за нее вообще не несут никакой ответственности, нет никакого наказания. У нас   
сейчас за украденный батон хлеба или пакет молока гражданин России получает     
большее наказание, чем за растрату миллионов и миллиардов рублей.               
                                                                                
Не так давно, два года назад, во время выборной кампании, мы с уважаемой        
Любовью Константиновной принимали участие в программе "Свобода слова", и        
ведущий Шустер спросил: "Как лучше формировать бюджет? В какие области лучше    
направлять больше денег?" И тогда я согласился с Любовью Константиновной и      
ответил Шустеру, что можно пересматривать бюджет в сторону увеличения, но всё   
это ни к чему не приведет, потому что на сколько бюджет будет увеличен, ровно   
на столько и разворуют его чиновники.                                           
                                                                                
Поэтому бесполезно сейчас наполнять бюджет России. Чем больше мы его            
наполняем, тем больше средств расхищается. Пока чиновники не будут нести        
серьезное наказание за растрату бюджетных средств, за нецелевое их              
использование, тем меньше будет авторитет власти у простых людей. Мы            
удивляемся, почему у нас нет явки на выборах. Да потому, что люди уже ни во     
что не верят, и во власть в первую очередь, и не хотят формировать эту          
власть.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному,         
арбитражному и процессуальному законодательству Марса Рахматулловича            
Кальметьева.                                                                    
                                                                                
С места будете докладывать?                                                     
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон. С места.                                        
                                                                                
КАЛЬМЕТЬЕВ М. Р., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроектом              
предлагается в статьях 285-1 "Нецелевое расходование бюджетных средств" и       
285-2 "Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов"      
Уголовного кодекса Российской Федерации увеличить пределы санкций наказания в   
виде лишения свободы, а также в примечании к статье 285-1 снизить суммы         
бюджетных средств, относящиеся к категориям крупных и особо крупных размеров    
и использованные не по целевому назначению.                                     
                                                                                
Федеральным законом № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 года "О внесении изменений и     
дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" глава 30 Уголовного         
кодекса "Преступления против государственной власти, интересов                  
государственной службы и службы в органах местного самоуправления" дополнена    
двумя новыми статьями - 285-1 и 285-2, по которым нецелевое расходование        
бюджетных средств является разновидностью злоупотребления должностными          
полномочиями либо превышением должностных полномочий, но не хищением.           
Соответственно, и уголовная ответственность в рассматриваемых составах          
соотносится с санкциями статей 285 и 286 Уголовного кодекса Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
С момента принятия Федерального закона № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 года прошел   
незначительный срок. Необходимо обосновать вносимые изменения обобщенной        
судебной практикой.                                                             
                                                                                
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому,          
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает          
отклонить проект федерального закона № 148832-4 "О внесении изменений в         
статьи 285-1 и 285-2 Уголовного кодекса Российской Федерации".                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы у Кибирева и Илюхина. Первый вопрос,     
Кибирев Борис Григорьевич.                                                      
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. У меня вопрос к основному докладчику.                             
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, вы в своем выступлении сказали очень            
интересную фразу (я практически цитирую вас): власти считают, что               
Стабилизационный фонд пускать в дело нельзя, потому что его разворуют           
чиновники. Так вот, в связи с этим вопрос: так что же это за власть, и зачем    
нужна власть, которая позволяет воровать чиновникам и никакой заботы по         
защите этого нашего общенародного достояния не проявляет?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, ответьте, пожалуйста.               
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Григорьевич, отвечаю вам и переадресовываю     
ваш вопрос вам же. Сейчас у нас такая власть потому, что ваш руководитель       
Зюганов отказался в 1996 году от выигранных выборов - струсил и поздравил       
Ельцина. Вот с тех пор мы терпим то, что терпим. Поэтому отвечать в первую      
очередь вашей фракции и партии за это.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос Илюхина Виктора Ивановича.                                               
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Спасибо.                                                           
                                                                                
Алексей Владимирович, после того как вы оригинально ответили на первый          
вопрос, я всё же хочу вам задать еще один, хотя большого желания нет. Если вы   
так ставите вопрос об усилении ответственности, могли бы вы привести нам        
определенную статистику: сколько уголовных дел было возбуждено по данным        
составам преступления, сколько уголовных дел было прекращено, сколько           
уголовных дел было направлено в суды, какая мера ответственности была           
вынесена по этим составам преступления, сколько людей приговорены к реальному   
лишению свободы, а сколько - к условному осуждению? Не имея вот этой            
статистики, всё то, о чем вы говорите, сложно обсуждать, кроме как              
политической трескотней это не назовешь. К тому же я бы хотел вам заметить,     
что хищение и использование средств не по назначению - это разные...            
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, ответьте, пожалуйста.               
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Виктор Иванович, в отличие от вас с удовольствием    
вам отвечаю. Мне очень стыдно, что вы, депутат с многолетним стажем,            
сотрудник прокуратуры, бывший заместитель председателя Комитета по              
безопасности, член этого комитета, не знаете этих цифр. Тогда грош вам цена     
как депутату, как члену Комитета по безопасности. Видимо, вам лучше перейти в   
Комитет по культуре.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Иванов Сергей Владимирович.                
                                                                                
Три минуты, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
Включите микрофон, с места.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, небольшая справка. Недавно Счетная палата проверяла          
Курскую область, и было выявлено нецелевое расходование средств, которые были   
отпущены на помощь сельскому хозяйству в размере 1 миллиарда рублей. Когда      
нам пытались в областной Думе устроить, так скажем, экзекуцию, дескать, вы      
мало денег выбиваете на Курскую область, мы просто-напросто сказали: ребята,    
вы сначала научитесь их рационально расходовать, потому что вот итоги           
проверки - миллиард рублей был израсходован не по назначению.                   
                                                                                
Уважаемый Борис Григорьевич, понимаете, я с уважением отношусь к вашей          
фракции, но, извините, это ваша порочная практика. Понимаете, когда мы,         
распределяя бюджет, даем всем по копеечке, по грошику на те или иные проекты,   
мы воленс-ноленс, но с вашей подачи действуем, это ваша многолетняя практика,   
когда вы до конца никакие объекты не снабжали, а выделяли денежки только на     
то, чтобы они не развалились, чтобы их можно было законсервировать.             
                                                                                
Вот тогда у нас и получается, что руководитель региона, который хоть что-то     
хочет сделать, понимает, что все деньги, которые приходят и по федеральным      
целевым программам, и по федеральным адресным инвестиционным программам,        
ничего не дадут для тех объектов, на которые они выделены. Тогда он все эти     
деньги прибирает к рукам и начинает что-то, какой-то объект более-менее до      
ума доводить. И до тех пор, пока эта схема не будет изменена, у нас эти вещи    
будут повторяться из года в год, из бюджета в бюджет. Постоянно будет эта       
практика процветать. Поэтому я думаю, что нужно отбросить идеологические        
амбиции и поддержать данный законопроект.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители правительства и президента хотели бы высказаться? Нет. Алексей    
Владимирович, заключительное слово не требуется? Нет. Коллеги, кто за то,       
чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием.    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.