Заседание № 56

14.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 148378-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1697 по 1733 из 8320
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу          
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с        
принятием Федерального закона "О защите конкуренции".                           
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Владимирович Балыбердин.                                    
                                                                                
БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я напомню, что в первом       
чтении законопроект был принят аж в 2009 году, во втором - 7 июля 2017 года.    
                                                                                
Основной целью законопроекта является устранение несоответствия норм ряда       
федеральных законов Федеральному закону "О защите конкуренции". Изменения       
затрагивают тринадцать федеральных законов и законов Российской Федерации.      
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний по нему нет.          
Комитет просит поддержать его и принять.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут выступления от фракций по мотивам, коллеги? Нет.    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 15 повестки дня.               
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                

Заседание № 54

07.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 148378-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции" (принят в первом чтении 20 февраля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3031 по 3117 из 9018
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу          
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с        
принятием Федерального закона "О защите конкуренции". Доклад члена комитета     
по экономической политике Алексея Владимировича Балыбердина.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект ещё более       
выдержанный: он был принят в первом чтении 20 февраля 2009 года, после чего     
работа над ним была приостановлена. Основной целью законопроекта является       
устранение несоответствия норм ряда федеральных законов нормам Федерального     
закона "О защите конкуренции". Уточняются название антимонопольного закона,     
название антимонопольного органа (где-то он до сих пор называется               
Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых           
экономических структур) и соответствующие ссылки. Изменения затрагивают ряд     
законов, не буду все их перечислять.                                            
                                                                                
В рамках подготовки законопроекта ко второму чтению была ещё раз проведена      
инвентаризация законодательства для выявления устаревших ссылок на              
антимонопольный закон. В результате из текста законопроекта исключена статья    
об изменении нормы Закона "О товарных биржах и биржевой торговле" в связи с     
тем, что он утратил силу с 2014 года. Одновременно законопроект дополнен        
новыми статьями, уточняющими антимонопольную терминологию, которая содержится   
в законах "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "Об инвестиционной          
деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных         
вложений" и "О газоснабжении в Российской Федерации".                           
                                                                                
К данному законопроекту поступило двенадцать поправок, десять из них комитет    
предлагает поддержать, а две - отклонить.                                       
                                                                                
Предлагаю проголосовать.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              331 чел.73,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              383 чел.85,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 75

20.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 148378-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 439 по 447 из 6613
ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Прошу разрешить пункты 6 и 7     
доложить одновременно, чтобы не повторяться. Докладчики те же, общий предмет    
регулирования.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 722 по 725 из 6613
Депутат Фёдоров Евгений Алексеевич предложил также пункты 6 и 7 рассматривать   
в процедуре одного доклада и одного содоклада. Есть возражения у депутатов?     
Нет. Не ставлю на голосование.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1139 по 2254 из 6613
Меня проинформировали, что подошёл докладчик по пунктам 6 и 7, я предлагаю      
тогда перейти к их обсуждению. Нет возражений, коллеги? По пунктам 6 и 7 у      
нас совмещённый доклад, мы так договорились. Пункт 6, проект федерального       
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и       
некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", и пункт 7,         
проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные    
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите     
конкуренции". Докладчик - официальный представитель правительства               
руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
руководитель Федеральной антимонопольной службы.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию представляется         
правительственный законопроект, связанный с внесением изменений в закон "О      
защите конкуренции", а также в некоторые другие законодательные акты            
Российской Федерации. Эти два законопроекта представляют собой большую часть    
так называемого второго антимонопольного пакета, который был разработан по      
поручению председателя правительства, одобрен на заседании правительства. Он    
включает в себя следующие основные компоненты.                                  
                                                                                
Во-первых, уточняется сфера применения закона "О защите конкуренции" к          
сделкам, совершаемым за пределами территории Российской Федерации, так          
называемый принцип территориальности. Нам с вами абсолютно небезразлично, кто   
и каким образом приобретает наши заводы в Российской Федерации, и, если         
сделки совершаются в оффшорах и могут создаваться монопольные структуры,        
когда за счёт сделок по слиянию и поглощению в России будут создаваться         
монополии, такая сделка может быть предотвращена на основании представленных    
вашему вниманию поправок, поскольку антимонопольный орган, как и                
антимонопольные органы других стран мира, получает право согласовывать такие    
сделки. Это является просто унификацией нашего законодательства с               
международным законодательством.                                                
                                                                                
Вообще, большая часть различных новелл, которые предусмотрены в                 
представляемом вам сегодня пакете, связана не столько, скажем так, с            
какими-то дополнительными санкциями по отношению к хозяйствующим субъектам,     
сколько с санкциями в отношении государственных чиновников. К сожалению, наш    
десятилетний опыт говорит о том, что более 50 процентов всех нарушений          
совершают не естественные монополии, не хозяйствующие субъекты и вообще не      
предприниматели, а, к сожалению, государственные чиновники. И основной          
элемент тех поправок, которые мы сегодня будем обсуждать, заключается в том,    
что впервые будет введена дисквалификация для государственных чиновников,       
которые нарушают антимонопольное законодательство, а также вводится             
достаточно жёсткий контроль за так называемыми государственными преференциями   
отдельным компаниям. И вот эта часть является центральной в представленном      
вам правительством законопроекте.                                               
                                                                                
Дело в том, что практика предоставления преференций отдельным компаниям,        
действующим на рынке, очень широко распространена в нашей стране. Мы имеем      
сегодня статистику о сотнях случаев, когда отдельная компания получает,         
например, субсидии из бюджета, а её конкуренты не получают ничего, отдельная    
компания получает льготную ставку по арендной плате, а её конкуренты не         
получают. Есть и очень много случаев выдачи так называемых информационных       
преференций, когда для того, чтобы заблаговременно подготовиться к              
какому-нибудь тендеру, для того, чтобы участвовать в конкурсе на                
распределение государственных средств, одна компания узнаёт все условия         
тендера за четыре месяца, а другой их сообщают за два дня, и так далее, и       
тому подобное. Вот такие действия государственных чиновников приводят к         
ограничению конкуренции на различных рынках. И, как я уже говорил, всё это      
носит массовый характер. Законопроект, который предложен сегодня вашему         
вниманию, обязывает антимонопольный рынок пресекать такие действия,             
возвращать незаконно переданное в качестве преференций имущество в              
государственную казну, наказывать государственных чиновник, которые действуют   
таким образом.                                                                  
                                                                                
Кроме того, целый ряд новаций направлен на то, чтобы поддержать                 
предпринимательство в условиях кризиса. Дело всё в том, что антимонопольный     
орган по-прежнему, хотя после принятия закона 2006 года и в меньшей степени,    
является определённым барьером для различных сделок, например по слиянию и      
поглощению в бизнессфере. Мы предлагаем сегодня пойти дальше и освободить ещё   
примерно одну треть компаний путём повышения порога контроля за экономической   
концентрацией с 3 миллиардов до 7 миллиардов рублей. Что это значит? Это        
значит, что компании, чьи активы после принятия нами этого закона будут         
меньше 7 миллиардов рублей, могут не обращаться за разрешением в                
антимонопольный орган по сделкам по слиянию и поглощению. Почему это важно?     
Это важно в связи с тем, что сегодня антимонопольные органы действительно       
рассматривают эти сделки от тридцати до девяноста дней. Это важно, это          
необходимо делать, но нас сегодня должен интересовать только самый-самый        
крупный бизнес. Ни среднего бизнеса, ни даже относительно крупного бизнеса      
нам для контроля уже не надобно. Мы должны следить за такими предприятиями,     
как "Газпром", "Роснефть". Вовсе не нужно заставлять многие предприятия         
проходить эту утомительную процедуру, согласовывая с нами различную             
документацию.                                                                   
                                                                                
Кроме того, мы очень серьёзно либерализуем этим законом так называемую          
ситуацию с вертикальными соглашениями, это когда определённая ситуация          
складывается по системе продаж между производителями и дилерами. Мы даём        
сегодня значительно большую свободу дилерам по конкурентным отношениям в этой   
сфере и устраняем целый ряд запретов.                                           
                                                                                
Ещё одна, может быть вторая по важности, проблема, которую мы с вами пытаемся   
решить этим законопроектом, заключается в том, что впервые законодатель         
установит так называемые основы правил недискриминационного доступа к           
инфраструктуре. Мы с вами хорошо знаем - вы встречаетесь со своими              
избирателями, неоднократно обращались в Федеральную антимонопольную службу, -   
как тяжело малому предпринимателю, например, подключиться к электрическим       
сетям, как трудно нашим нефтяникам войти в газотранспортную систему газового    
хозяйства, как трудно получить слоты в некоторых аэропортах для того, чтобы     
компании-авиаперевозчики имели возможность как конкуренты выполнять те или      
иные рейсы. Всё это связано с тем, что собственники, и прежде всего             
естественные монополии, очень часто не пускают компании, предпринимателей к     
своей инфраструктуре. А без этой инфраструктуры, например подачи                
электроэнергии, бизнес просто невозможен.                                       
                                                                                
Впервые в закон о конкуренции вводится специальный раздел, в котором            
устанавливаются основы правил недискриминационного доступа. Естественные        
монополии при наличии экономической и технической возможности будут просто      
обязаны всех подключать по правилам, которые будут установлены                  
законодательством Российской Федерации, и отказать не смогут. А если это        
будет происходить, то антимонопольный орган может применять очень               
существенные санкции по отношению к этим компаниям. И я вам могу сказать,       
что, по нашей статистике, ежегодно только в сфере энергетики в связи с          
неподключением мы возбуждаем в целом по всей системе около тысячи двухсот       
дел. Это только то, что дошло до нас, это только там, где мы смогли вмешаться   
и навести элементарный порядок. А о скольких тысячах случаев информация не      
дошла до нас и компании вынуждены были отказаться от своих инвестиционных       
проектов, были разрушены, уничтожены именно из-за такой позиции естественных    
монополий? Прежде всего это касается малого бизнеса. Если вы примете этот       
закон, появится возможность от имени правительства помогать таким компаниям и   
мы будем самые серьёзные санкции применять в отношении тех компаний, которые    
будут нарушать эти правила.                                                     
                                                                                
Я ознакомил вас с самыми основными положениями предлагаемого законопроекта.     
                                                                                
Законопроект о внесении изменений в другие законы в связи с принятием закона    
о конкуренции носит чисто технический характер. Он не несёт какой-то            
смысловой нагрузки, кроме уточнения соответствующих новелл для гармонизации     
законодательства в связи с законом 2006 года.                                   
                                                                                
А вообще, хотел бы, уважаемые депутаты, попросить вас не только рассмотреть     
этот законопроект, но и иметь в виду, что уже подписана председателем           
правительства по решению правительства новая редакция статьи 178 Уголовного     
кодекса, которая будет в ближайшее время вноситься к вам для рассмотрения. Из   
всего антимонопольного пакета то, что мы сейчас рассматриваем, это примерно     
половина. Ещё одна часть будет рассмотрена в правительстве в ближайшее время.   
В целом работа по всем позициям антимонопольного законодательства может быть    
завершена, если вы сочтёте это возможным, наверное, до лета, с учётом того,     
что ещё один законопроект будет внесён в ближайшее время на ваше                
рассмотрение.                                                                   
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Юрьевич, присаживайтесь.                   
                                                                                
Содоклад по двум законопроектам сделает Евгений Алексеевич Фёдоров,             
председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству.          
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение             
представляются два проекта федеральных законов, внесённых Правительством        
Российской Федерации: "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите       
конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" и    
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в   
связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции". Комитет по        
экономической политике и предпринимательству рассмотрел оба законопроекта и     
отмечает следующее.                                                             
                                                                                
По первому законопроекту. Законопроект направлен на создание дополнительных     
возможностей по защите конкуренции в Российской Федерации и предусматривает     
внесение нескольких принципиальных изменений в Федеральный закон "О защите      
конкуренции". Комитет поддерживает концепцию законопроекта. По тексту           
законопроекта имеются следующие замечания.                                      
                                                                                
Законопроект расширяет возможности устанавливать факт монопольно высокой        
(низкой) цены с использованием затратного критерия при отсутствии               
сопоставимого товарного рынка. Вместе с тем использование только затратного     
критерия повышает риск ошибки правоприменения. По мнению комитета, эти          
определения нуждаются в уточнении в направлении установления большего           
количества критериев признания цены товара монопольно высоко (низкой).          
                                                                                
Законопроектом уточняются основания и порядок предоставления государственных    
и муниципальных преференций. Эти изменения имеют большое значение для           
обеспечения конкуренции на региональных рынках. Комитет отмечает                
необходимость учесть при доработке законопроекта ко второму чтению изменения    
статей 19, 20, предложенные принятым в первом чтении проектом федерального      
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции".        
                                                                                
Законопроект определяет полномочия антимонопольного органа по проведению        
проверок, конкретизирует действия должностных лиц при проведении проверок по    
фиксации доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушений,          
выявленных в ходе проверок. Таким образом, расширяются возможности              
антимонопольного органа устанавливать факты ограничения конкуренции.            
Представляется необходимым при доработке законопроекта предусмотреть нормы,     
позволяющие сбалансировать расширение полномочий антимонопольного органа и      
предотвращающие злоупотребление такими полномочиями, в том числе при            
обжаловании решений и предписаний антимонопольного органа.                      
                                                                                
Вносимые законопроектом изменения в главу 7 "Контроль экономической             
концентрации" имеют целью предотвратить монополизацию товарных рынков. Эти      
изменения направлены также на снижение административных барьеров.               
                                                                                
Указанные предложения позволят существенно снизить административную нагрузку    
на средний бизнес и сосредоточиться на серьёзных нарушениях антимонопольного    
законодательства. С учётом отмеченных замечаний Комитет по экономической        
политике и предпринимательству поддерживает законопроект.                       
                                                                                
По второму законопроекту. Основной целью законопроекта является устранение      
несоответствий норм ряда федеральных законов, в которых установлены             
антимонопольные требования в сфере регулирования этих законов, Федеральному     
закону "О защите конкуренции" и исключение положений, дублирующих нормы         
Федерального закона "О защите конкуренции". Комитет считает необходимым         
поддержать этот законопроект.                                                   
                                                                                
Таким образом, комитет рекомендует Государственной Думе принять оба             
представленных законопроекта в первом чтении. Прошу поддержать.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть вопросы? Вижу: раз, два, три,    
четыре... - четыре вопроса. Объявляю: депутат Коломейцев, депутат Иванов,       
депутат Иванов второй и депутат Медведев... Извините, ещё Романов. Пять         
вопросов. Подводим черту? Подводим черту.                                       
                                                                                
Депутат Коломейцев Николай Васильевич. Кому вопрос?                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Юрьевич, вопрос такого порядка. Безусловно,    
эти поправки надо принимать. Но как вы считаете, какие поправки надо принять,   
чтобы в будущем предотвратить ситуацию, которая у нас сложилась: наши           
олигархические монополизированные структуры в долг купили имущество за          
рубежом, сегодня они за него не могут рассчитаться, а мы, вместо того чтобы     
финансировать экономику реальную, платим их долги за выкуп и модернизацию       
имущества, находящегося в других странах? Как вы считаете, можно ли это         
законодательно и с помощью вашей службы предотвратить на будущее?               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое, уважаемый Николай Васильевич.                   
                                                                                
В нашей части вопрос звучит, наверное, следующим образом: что может привести    
к негативным последствиям с точки зрения произвола монополий в условиях         
экономического кризиса? Мы действительно наблюдаем сегодня ситуацию, когда      
многие компании пытаются пройти по головам других компаний, утопить их, чтобы   
вылезти самим, найти какое-то более благоприятное положение. Именно поэтому,    
когда обсуждался на заседании правительства вопрос о втором антимонопольном     
пакете, идеологически правительство приняло решение, что в условиях кризиса,    
наоборот, нужно не ослаблять антимонопольную политику, а ужесточать её, и мы    
сегодня пытаемся это делать. И вот тот законопроект, который сегодня            
представлен, во-первых, как раз направлен на то, чтобы не допустить таких       
ситуаций, когда монополист, обладая огромной рыночной властью, будет            
по-прежнему в этих кризисных условиях уничтожать малый и средний бизнес, и      
ещё в большей степени, чем раньше, а, во-вторых, при оказании соответствующей   
поддержки специальные нормы так называемой государственной помощи, которые      
действуют в законе, требуют равного и объективного подхода при предоставлении   
государственных субсидий, собственно, денег из государственного бюджета. Вот,   
например, ситуация с поддержкой, скажем, компаний авиаперевозчиков изначально   
была такой, что правительство определялось, как поступить, какие компании       
поддержать. Мы настаивали на том, чтобы были выработаны общие критерии,         
которые должны были быть применены в равной степени ко всем компаниям.          
Скажем, количество людей, которое перевозит компания, - это объективный         
критерий, или другие критерии. Они были применены, тогда и получился тот        
список компаний, который был объективен и по которому можно было предоставить   
государственную помощь. И это было сделано не потому, что кто-то кому-то        
понравился или на кого-то показали пальцем, что вот им нужно дать деньги, а     
другому почему-то отказать, а на основании соответствующих критериев, в         
равной степени применяемых ко всем. В этом принцип антимонопольного             
законодательства. И как я уже говорил, те недостатки закона 2006 года,          
которые есть в этом отношении, при предоставлении государственных               
преференций, государственной помощи устраняются пакетом, который вы сейчас      
рассматриваете.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Романов.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Игорь Юрьевич, две детали. Принципиально, конечно, в России           
давным-давно надо было принимать законодательные меры, которые ограничивают     
аппетиты монополий - монополизация рынка у нас чудовищно велика, - но есть      
две грани, которые хотел бы уточнить.                                           
                                                                                
Вот сейчас, с 1 января, под мощным лоббистским давлением естественных           
монополий правительство снова приняло решение о скачке коммунальных и иных      
тарифов - энергетических, газовых и прочих. Кризис заставляет в чём-то          
пятиться, но если брать крупно, то эта ситуация для населения и для реального   
сектора экономики всё равно крайне тяжёлая, непосильная. Будут ли у вашего      
ведомства новые, дополнительные законодательные инициативы, чтобы в этом        
вопросе более чётко защищались интересы большинства населения и производства?   
                                                                                
И второе... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для завершения вопроса.                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Насторожила ваша фраза, что любой может подсоединиться, скажем,   
к сетям естественных монополий. Когда мы обсуждали пакет по энергетике, эта     
фраза тоже была произнесена. Но этого нельзя делать! Речь идёт о                
профессионально подготовленных субъектах экономики, а не просто о любом         
субъекте, который может подсоединиться?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Валентин Степанович, если позволите, я на второй       
вопрос отвечу. Речь идёт, конечно, о квалифицированных пользователях, и речь    
идёт о соблюдении тех правил, которые установлены законодательством             
Российской Федерации. Эти правила достаточно корректные и сложные, и, кроме     
того, есть система лицензирования и всего остального, поэтому здесь не          
произойдёт каких-то изменений. Если я неточно выразился, прошу меня извинить.   
                                                                                
Теперь что касается вашего основного вопроса, связанного с тарифным             
регулированием. Есть тарифы, которые регулируются Правительством Российской     
Федерации. И вы знаете, что из-за кризиса планы повышения тарифов были очень    
существенно скорректированы в сторону уменьшения, это действительно так. Наши   
же полномочия в сфере тарифного регулирования ограничены законом 2006 года.     
Если до принятия закона "О защите конкуренции" в 2006 году антимонопольный      
орган имел право возбуждать дела против РЭК, даже против Федеральной службы     
по тарифам, когда нам казалось, что тариф, который устанавливается, является    
необоснованным, и это решалось через судебные процессы, то в 2006 году          
правительство решило, что негоже двум органам правительства выяснять            
отношения между собой в судах, и с нашего согласия записали в статью 6          
следующую фразу: не может быть признана монопольно высокой ценой цена,          
установленная в рамках своих полномочий государственным регулятором тарифов.    
В этом отношении вся наша практика стала равна нулю. Этот вопрос                
дискуссионный на самом деле, можно его детально обсуждать, но позиция           
правительства в 2006 году была именно такой, и мы, естественно, исполнили       
волю правительства.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Игорь Юрьевич, вот у вас в законопроекте предлагается    
в статье 6 часть 2 изложить в следующей редакции: "Цена товара может быть       
признана монопольно высокой, если она превышает сумму необходимых для           
производства и реализации такого товара расходов и прибыли..." В связи с этим   
вопрос: каким образом вы определяете, что прибыль слишком высока? Знакомы ли    
вы с законопроектом, который уже более чем полгода лежит в Государственной      
Думе, с законопроектом ЛДПР, в котором говорится о государственном              
регулировании цен, тарифов, оптовых, розничных надбавок на основные             
продовольственные, сырьевые и промышленные товары и услуги? Ведь без этого      
никак нельзя определить, кто и сколько будет накручивать.                       
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Сергей Владимирович, что касается регулирования        
тарифов и надбавок, особенно в отношении надбавок могу сказать, что для нашей   
большой страны, с учётом логистики, трудностей доставки в отдалённые регионы,   
есть большая возможность не угадать, с так сказать, лимитацией вот этих самых   
надбавок и это может привести к дефициту соответствующих товаров во многих      
регионах, поэтому мы считаем, что только в некоторых случаях это может          
применяться, и то с очень большой осторожностью.                                
                                                                                
Что касается того, как мы определяем прибыль и используем ли мы только          
затратный метод, на самом деле мы понимаем, что в Российской Федерации          
определить реальный уровень себестоимости услуги или товара практически         
невозможно, поэтому мы давно уже пользуемся и ретроспективным методом, и        
методом анализа по сопоставимым рынкам, в том числе на международном уровне.    
То есть для сравнения соответствующих цен и анализа обоснованности этих цен     
мы используем весь арсенал современных средств, существующих в экономической    
науке, имеющийся сегодня у налоговых инспекций и антимонопольных органов во     
всём мире.                                                                      
                                                                                
Для того чтобы статья действительно не содержала только затратные методы - и    
уважаемый Евгений Алексеевич говорил о замечаниях комитета по этому поводу, -   
мы уже готовим и с комитетом обсуждаем большой блок поправок именно в статью    
6 (и такое пожелание тоже прозвучало в вашем вопросе), куда будут внесены       
очень существенные изменения. Будет внесено туда - это то, что мы делаем по     
затратному методу, - не меньше пяти дополнительных методов анализа, которыми    
могут пользоваться компании, в том числе защищаясь от нас самих. Мы обязаны     
будем использовать эти методы, и мы с удовольствием будем это делать, мы уже    
это делаем. Надо прописать это в законе, и всё, что сегодня современный         
анализ позволяет сделать, мы в законе пропишем.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста.            
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Игорь Юрьевич, мы в основном слышим сейчас о вашей деятельности,      
когда вы боретесь за снижение цен на бензин. Это, конечно, правильно, но        
здесь, я думаю, имеется небольшой резерв, потому что здесь есть объективные     
показатели, невозможно сравнивать сейчас снижение цен на бензин, допустим, в    
США и в России. А вот есть другое направление - это деятельность торговых       
сетей. Как говорят некоторые специалисты, у них прибыль достигает 50-100        
процентов. Если это так, то тогда, наверное, надо говорить об отсутствии        
конкуренции. Есть ли предмет для вмешательства вашей службы в деятельность      
торговых сетей? Если предмета такого нет, то как можно тогда снижать такие      
аппетиты торговых сетей? Может быть, законодательным путём?                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Уважаемый Анатолий Семёнович, вопрос с торговыми сетями действительно очень     
серьёзный. В правительстве существуют разные точки зрения, одна из них          
заключается в том, что не надо допускать излишнего вмешательства в              
деятельность торговых сетей, потому что это ухудшит инвестиционный климат. Но   
мы не придерживаемся этой точки зрения. Мы считаем, что в настоящее время       
торговые сети занимаются дискриминационной практикой в отношении фермеров, в    
отношении отечественных товаропроизводителей. И заключается это в их            
договорной практике, они используют сегодня то, что в России очень слаба        
товаропроизводящая система.                                                     
                                                                                
Сегодня реально нам в городах нужно магазинов, в том числе и шаговой            
доступности, в два раза больше, чем мы имеем. Создаётся дефицит                 
инфраструктуры. Из-за того что создаётся дефицит инфраструктуры, собственно,    
торговые сети и обладают этой рыночной властью, которую они начинают            
использовать. Мы насчитали двадцать семь видов различных дискриминационных      
пунктов в договорах, которые они навязывают своим контрагентам. Это             
бесконечные бонусы, это различного рода условия.                                
                                                                                
Я приведу один пример только - существует так называемый гарантированный        
маржинальный доход во всех договорах наших торговых сетей с производителями.    
Если ты вот с этой сетью договариваешься по такой-то цене продавать свой        
товар, то, если ты продашь свой товар дешевле в другой сети, ты должен первой   
сети доплатить разницу. То есть даже когда есть возможность дешевле продать     
товар, по сути дела, производитель лишён этой возможности, потому что он тут    
же будет оштрафован торговой сетью. Это чисто антиконкурентная вещь.            
                                                                                
Наша проблема заключается в том, что согласно действующему законодательству     
мы вправе вмешиваться только в отношении монополий, то есть когда доля на       
рынке тех или иных компаний превышает 35 процентов. Доля торговых сетей         
нигде, за исключением Х5 в Петербурге, не превышает 35 процентов. В этом        
смысле у нас нет полномочий этим заниматься. Но есть простое решение этого      
вопроса, оно дебатируется сейчас в правительстве: если снизить порог            
доминирования, то есть сделать не 35 процентов для торговых сетей, а, скажем,   
15 процентов, то в этом случае мы будем иметь право эту дискриминационную       
практику пресекать, в том числе большими штрафами.                              
                                                                                
Сегодня этот вопрос на уровне правительства пока не решён. Мы считаем, что      
сделать это нужно. Мы не навязываемся, не говорим, что очень хотим, мечтаем     
эту функцию выполнять сами, можно отдать эту функцию Роспотребнадзору либо      
другим организациям, но это надо решить, потому что сегодня эта дискриминация   
присутствует, мы в этом убеждены.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Медведев Юрий Германович.                         
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемый Игорь Юрьевич, у меня вопрос такого порядка. Мы с вами буквально      
два года назад приняли новый вариант закона "О защите конкуренции", над         
которым очень много и долго работали. И в течение этого времени, двух лет с     
небольшим, мы уже четырежды вносили различные поправки в этот закон. Сегодня    
пятый раз мы пытаемся что-то в нём изменить. Это что, качество нашей с вами     
работы? Почему я говорю "нашей"? Потому что я тоже принимал в ней активное      
участие. А может быть, виноват не сам закон, а механизм его реализации,         
система, или есть вопросы к работе самой ФАС? Давайте будем всесторонне         
оценивать ситуацию по защите прав конкуренции, не только с точки зрения         
самого закона, но и с точки зрения организации этой работы. Какова ваша точка   
зрения?                                                                         
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Юрий Германович, во-первых, большое спасибо за         
помощь, которую вы оказали, когда принимался в 2006 году закон о конкуренции.   
                                                                                
Во-вторых, моя точка зрения заключается в следующем. Наверное, здесь не без     
недостатков и в работе самой ФАС, но, по-моему, в обществе происходит           
стремительная переоценка ценностей и приходит понимание, какой вред экономике   
и даже общей системе нашего государства может нанести вот этот самый произвол   
монополий. Если, скажем, раньше, до закона 2006 года, антимонопольный орган     
мог после многомесячных разбирательств наложить максимальный штраф 500 тысяч    
рублей на компанию, например, "Газпром"... Да, и я всё время говорю, что надо   
было просто наш орган распустить и закрыть. Потому что это бессмысленно -       
накладывать штраф 500 тысяч рублей на "Газпром", судебными разбирательствами    
загружать судебную систему и содержать большой штат чиновников Федеральной      
антимонопольной службы.                                                         
                                                                                
Иными словами, тогда система ценностей и вот эта особенность действия           
монопольных структур в нашей стране была недооценена. А в последние три -       
четыре года мы видим стремительную переоценку, мы видим, что система            
государственно-монополистического капитализма стала вызывать большую тревогу    
у граждан, у депутатов, в правительстве. И именно благодаря этому,              
собственно, и происходит стремительный прогресс в законодательстве.             
                                                                                
Конечно, Юрий Германович, мы с 2006 года до 2009 года ещё не так много          
наработали и не так много мы сделали как антимонопольный орган, но все          
понимают сегодня, что то, что происходит на рынке бензина, на рынке             
продовольствия, авиационного топлива и так далее, особенно в условиях           
кризиса, накладывает самые серьёзные ограничения на экономическую               
деятельность в нашей стране и создаёт огромные проблемы для российских          
граждан. Я связываю необходимость внесения таких поправок прежде всего именно   
с этим.                                                                         
                                                                                
В целом это очень позитивная тенденция - то, что такие изменения вносятся       
благодаря прежде всего Государственной Думе и Совету Федерации, что мы          
получаем от вас инструменты. И с нас надо спрашивать, законом 2006 года вы      
нам дали большие полномочия, и мы перед вами ответственны за то, что мы         
делаем. Вот эти поправки окончательно расставят все точки над "i", и вы         
сможете спрашивать с нас и за цены монополистов, и за то, как мы пресекаем их   
недобросовестную деятельность.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Есть ли желающие       
выступить? Да, есть. Депутаты Коломейцев, Жириновский, Рохмистров, Медведев -   
четыре выступления.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он действительно был первый, Владимир Вольфович, я        
знаю, что вы всегда хотите выступать...                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, он уступает вам.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович, вам слово.                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть в этом справедливость.                               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я буду сюда выходить и вас обвинять, потому что бесполезно    
обвинять Федеральную антимонопольную службу. Пока будет монополия на власть,    
никогда наши чиновники успеха не добьются.                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, всё, выступаем.                                  
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. ЦК КПСС разрушил Советский Союз, а сегодня ваш ЦК разрушает   
Российскую Федерацию! Вот в этом смысле как бы претензии к Федеральной          
антимонопольной службе, она не ведёт борьбу с монополистами, она их             
прикрывает, но тут большой вины их нет. Им звонят и говорят: оставьте в         
покое, товарищи.                                                                
                                                                                
Возьмите удобрения. Много лет удобрения, произведённые на наших заводах,        
уходят за границу в большем объёме и дешевле. Ну как это назвать можно?         
Страна снабжает чужое сельское хозяйство по максимуму, сколько им надо          
удобрений, и по максимально низкой цене. О чём дальше говорить?! А наши         
потребители удобрений не получают их, им говорят: нет, не дадим, всё за         
границу. И цена любая: в четыре раза больше может быть, в пять раз больше. И    
обращения в эту службу ни к чему не приводят. Они могут сказать: хорошо,        
давайте на биржу запустим удобрения. Как можно на бирже устанавливать цены на   
удобрения, когда производитель - монополист? Вы где-нибудь в мире видели        
такое, чтобы монополист пришёл на биржу и разрешил покупателям понижать цену?   
Но он же один, сидит товарищ в Мурманске, Дима, как его там, Рыболовлев:        
фосфаты, апатиты, калийные удобрения... А сейчас всё рухнуло, все его деньги,   
всё, что он набрал там, за границей, сделав бедным наше сельское хозяйство,     
всё рухнуло у него, потому что он заработал незаконно и всё проиграл,           
миллиарды долларов, миллиарды!                                                  
                                                                                
Поэтому эту службу надо расформировать. Она совершенно ничего не даёт,          
абсолютно ничего не даёт, и вины их в этом нет. Аппарат антимонопольной         
службы напичкан людьми, которые обслуживают свои монополии. Они сейчас всё      
хитро делают: чтобы с монополией не боролись, товарища сажают в                 
антимонопольную службу, своего товарища - в прокуратуру, своего товарища - в    
милицию. И всё, что надо, они глушат, и поэтому нет результатов там.            
                                                                                
В этом смысле проблема касается не только монополизма с удобрениями. А          
закупка? Ну вот Гордеев наконец ушёл, вот был монополист, даже кадровый ещё     
монополист: десять лет гробил сельское хозяйство, а сейчас, под старость, -     
на кормление в Воронежскую область. Слава богу, хоть в этом плюс есть: всё      
сельское хозяйство загубил, а теперь небольшая Воронежская область будет        
стонать под ним до тех пор, пока он сам не поймёт, что пора уходить.            
                                                                                
Это вот всё большие проблемы. Возьмите алкогольный рынок. Ну хорошо, свои       
монополисты, но ведь чужим монополистам дают зелёную улицу! Украинская фирма    
"Немиров" захватила 40 процентов нашего алкогольного рынка! И в это время       
уничтожают русскую культуру, русский язык на деньги, заработанные в             
Российской Федерации! Это где так делается?! То же самое - Прибалтика.          
Трамбуют русских те самые фирмы, которые работают на территории Российской      
Федерации. Это же дикость вообще - давать возможность получать монополию на     
высокую прибыль на территории России, чтобы затем эти деньги использовать на    
борьбу с русскими в Прибалтике, на Украине и в других регионах! Так что это     
уже много лет идёт.                                                             
                                                                                
Мы хороший закон приняли - "О защите конкуренции", то есть, может быть, это     
хороший закон и, может быть, даже хорошая служба, но это Россия, и здесь не     
действуют ни закон, ни они, а действует вертикаль. Вот пока будет вертикаль,    
она будет уничтожать нашу страну. Царская вертикаль уничтожала, красная         
уничтожала, и сейчас, потому что они не в состоянии... Вы же посмотрите: во     
всём мире снизились цены на бензин, резко упали цены на нефть, кроме одной      
страны - России. А что, антимонопольная служба не видела этого? Президент       
вмешался - вот тогда чиновники что-то сделали: на десять копеек понизили. Но    
это же позор! А если нефть будет стоить 20 рублей, вы думаете, бензин у нас     
будет стоить копейки? Нет, самый дорогой бензин будет в нашей стране всё        
равно, потому что монополисты всё купят и всё сделают. У нас монополия на       
коррупцию. Когда монополию на коррупцию поломаем, только тогда будет движение   
вперёд, только тогда. А монополия на коррупцию - от монополии на власть. Все    
эти три элемента взаимосвязаны.                                                 
                                                                                
Сколько бились русские рабочие, интеллигенция, журналисты, чиновники! Царский   
режим! Пока царя не расстреляли, ничего не получалось у них. Сколько КПСС       
реформировалась! Сколько было попыток! И Хрущёв, и Маленков, и Косыгин -        
бесполезно, раз монополия. Монополия сама себя не может реформировать.          
                                                                                
Сейчас вы то же самое сделали - монополию. Вы уже говорите в Татарстане: тут    
протокола не давать, вот решим, какой партии сколько написать, заложим в        
компьютер, вот ту копию протокола и дайте. То есть монополия на выборы: они     
решат, сколько надо написать. А народ? Пошли вы вон, народ! Ещё будем слушать   
народ, что он тут скажет! Вы же понимаете, что это везде проявляется.           
                                                                                
То же самое в прессе. Сегодня что-нибудь скажут по каналам телевидения?         
Ничего не скажут: монополия на информацию. Они уже утром взяли интервью у       
вашего депутата, председателя комитета по экономической политике, и он уже      
всё сказал (мы ещё не заседали, утром, полдесятого), сказал то, что надо        
монополистам, чтобы сегодня страна услышала. Вот проблема! Вы сами с этим       
столкнётесь. Вы поймите, можно всех разогнать, всё можно, как говорится,        
раскассировать, но результата не будет, экономики не будет, экономика           
задыхается в условиях монополий. Поэтому служба не работает, она существует,    
и огромные деньги тратят...                                                     
                                                                                
Ведь посмотрите: рекордный урожай хлеба! Ну и где удешевление? Что, стали       
дешевле макароны и хлеб? Ничего же не стало дешевле! Они его даже спрятать не   
могут: у них ёмкости на 40 миллионов тонн, собрали 107, а закупили 15. Где      
валяются миллионы тонн, где - на улице, в подвалах? Кулаков уничтожили, у       
кулаков были подвалы. У нынешних колхозников крыша течёт, при советской         
власти начала течь и до сих пор течёт, пока бабушка не умрёт, а дедушка давно   
уже окочурился. Надо дождаться, когда бабушка умрёт в этой лачуге.              
                                                                                
Живут посмотрите как. Монополия на жильё - это что такое? Всё везде             
остановилось, всё стоит, так падают цены во всём мире. Во всём мире есть        
понятие "дефляция" - цены пошли вниз, у нас нет такого понятия. У нас только    
инфляция и всё пошло вверх - 14 процентов. Вы понимаете, что страна - урод, а   
антимонопольная служба - это не врачи, это те же самые, так сказать,            
костоломы, которые помогают всё это делать. И бензин будет дорогой, и хлеб      
будет дорогой, всё дорогое. А монополия торговой сети? Как же можно говорить    
о нормальной торговле, когда они всё устанавливают?! Они заставляют продавать   
им дёшево, а сами вздувают в несколько раз цены. Ладно бы хорошие товары        
продавали - отвратительные товары! В аптеках тоже монополия. Внаглую нам        
впихивают отвратительные лекарства, которые не помогают, и в основном           
зарубежные.                                                                     
                                                                                
Ну мы же издеваемся над нашим населением, издеваемся. Сейчас вот будут          
докладывать нам про психиатрические больницы. Их надо закрывать.                
Психиатрические больницы нам нужны для чиновников: в их домах решётки           
поставьте и туда направляйте врачей, а для народа нашего закрывайте. Ну, я      
ещё потом выступлю. Москалец предложит три минуты. Я и в одну минуту уложусь,   
товарищ Москалец, потому что вам противно слушать, я понимаю вас. Вы не         
имеете права выступать. Вам противно быть просто слушателями, немыми,           
глухими, вы все сойдёте с ума через пять лет, потому что сидеть в парламенте    
и молчать всё время... Вот в чём проблема.                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не радуюсь, я вам сочувствую, я сочувствую вам, КПСС        
сошла с ума, они всё поднимали руки: туда-сюда, туда-сюда, одобряем,            
одобряем... и страну "задобрили". Я нашёл фразу: мы уболтали страну на          
революцию. Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Каменев, там ещё кто-то, пять чудаков    
уболтали, народ ничего не хотел, пятеро уболтали на революцию, всё.             
                                                                                
Монополия. Вот я бы посоветовал Игорю Юрьевичу покинуть данный пост или         
переименовать: федеральная служба по поддержке монополий в Российской           
Федерации, потому что то, чем она занимается, - это, наоборот, поддержка. И     
отсюда рост цен, отсюда нету никакого бизнеса и не будет, а будет постоянный    
вывоз капитала, вывоз людей. И в конечном итоге ещё раз вывезете нашу страну    
и сами уедете туда. Это всё от монополии на власть. Сегодня Гончар об этом      
будет говорить здесь, угрожать нам расстрелами. Он уже один раз здесь           
угрожал, говорил: да, так будем делать. Он согласен, что без репрессий          
удержать власть вы не сможете, как и большевики... (Микрофон отключён.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич...                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы, как юрист, знаете, что в ходе запущенной процедуры    
мы не можем менять порядок.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это было до начала.                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги, уважаемые   
представители правительства! Ключевая фраза этого законопроекта заложена в      
поправке к статье 6, где написано, что цена товара может быть признана          
монопольно высокой, если она превышает сумму необходимых для производства и     
реализации такого товара расходов и прибыли. Но в этом-то и вопрос - надо       
норму прибыли ограничивать, потому что прибыль... Ну кто скажет, какая она      
должна быть? Каждому хочется иметь больше.                                      
                                                                                
Владимир Вольфович, я с вами не соглашусь в одном. Вертикаль, работающая на     
государство, укрепляет государство, вертикаль, работающая на олигархическое     
государство, разрушает его. В чём проблема? Наш новый президент, как и          
предыдущий президент, раз в три месяца обязательно встречается с тридцатью      
пятью наиболее богатыми людьми нашей страны, которые определяют правила игры    
и вот эту самую норму прибыли для себя. К чему это привело? Это привело к       
тому, что, по признанию члена политбюро "ЕДИНОЙ РОССИИ" Лужкова, на вчера       
корпоративный долг России составил 570 миллиардов долларов, при том, что        
золотовалютные резервы - 383 миллиарда. И то не факт, что они есть. Почему?     
Потому что они вложены в непонятные ценные бумаги непонятных государств, и      
вряд ли они их собираются нам возвращать. Именно поэтому сейчас Кудрин          
скрытно раз в неделю ездит в определённые клубы получать консультации, что      
дальше делать, чтобы угробить побыстрее Россию. Именно поэтому Председатель     
Государственной Думы на закрытых заседаниях высказывает обоснованную            
обеспокоенность обороноспособностью страны, колоссальным потоком наркотрафика   
в нашу страну, колоссальной безработицей. Северный Кавказ горит, потому что     
там нет работы у подавляющей части населения, не у 5-7 процентов - у 70         
процентов молодых людей до тридцати лет нет работы. А деньги в это время        
вывезены олигархическими структурами, выдан кредит на покупку чужих активов.    
                                                                                
Игорь Юрьевич, когда я вам задавал вопрос... Я вам, вообще-то, предлагаю        
продумать поправки ко второму чтению. Почему вам? Потому что депутатам          
Госдумы бессмысленно вносить поправки, если их не одобрили правительство или    
президент, все остальные поправки - это ля-ля-ля-ля-ля, можно их написать,      
перевести бумагу, но если это с вашим ведомством и президентом не               
согласовано, их никто не примет.                                                
                                                                                
Ни в одной так называемой цивилизованной стране мира ни одна супермонополия     
не сможет вложить ни одной копейки в чужую страну, если на это не даст          
согласия сенатский комитет или парламентская комиссия. У нас же что             
происходит? Мордашов великий, Дерипаска ещё более великий и масса других        
великих любителей Куршевеля купили активы по всему миру, заняли деньги под      
наши гарантии, модернизировали мощности там, лишив работы здесь. Учитывая то,   
что менеджеры неквалифицированные, они свои издержки покрывают за счёт          
ускоренного распиливания золотовалютных резервов, и в результате мы сегодня     
уже банкроты. Нам рассказывали про подушку безопасности. На самом деле мы уже   
никакой подушки не имеем. И самое страшное, что средства в размере одного       
федерального бюджета уже израсходовали на так называемые антикризисные меры,    
а реальный сектор ни копейки не получил. Страшно и то, что, к сожалению,        
антимонопольная и другие контрольные службы работают в режиме                   
космонавта-исследователя: сюда не лезь, туда не лезь, этого не трогай, этому    
не предъявляй.                                                                  
                                                                                
С моей точки зрения, нам с вами, вообще-то, надо задуматься: если мы систему    
не поменяем в части увеличения роли государства и дачи полномочий контрольным   
службам, которые должны государственные интересы защищать, то катаклизмы        
будут нарастать, независимо от нас с вами, из-за всё более возрастающей и       
реально не учитываемой безработицы, потому что у нас, я утверждаю, реально      
безработных не менее двадцати пяти миллионов человек. Не менее! Вообще-то,      
возможно, и около тридцати пяти. Почему? Потому что в сельском хозяйстве        
полный аут - мы с вами его задавили, завозя импортные продукты,                 
фармацевтическую промышленность разрушили, лёгкую промышленность разрушили,     
автомобильную заканчиваем разрушать, металлургию добивает Мордашов и            
компания, потому что не вкладывают туда никаких денег, рассказывают о           
трудностях и покупают активы за рубежом.                                        
                                                                                
Поэтому мы предлагаем поддержать законопроект, но ко второму чтению надо        
обязательно предусмотреть меры, которые предотвратили бы дальнейшую поддержку   
американской, европейской и других экономик за счёт наших антикризисных         
денег, потому что, ну, это абсурд: мы находимся в колоссальном кризисе, а       
помогаем дяде и чемоданы храним в ячейках банков.                               
                                                                                
Мы поддерживаем этот законопроект.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. У нас монополия на критику, давайте её поломаем. По одной минуте       
давайте, и всё.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, почему? У нас ещё будет выступление от "ЕДИНОЙ       
РОССИИ" тоже десять минут, а может быть, даже продлим.                          
                                                                                
Так, депутат Рохмистров, пожалуйста.                                            
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Я постараюсь по теме.                                                           
                                                                                
Вот здесь депутат Медведев выступал по вопросу, хорошие ли законы мы пишем.     
Хорошие. Только как они исполняются и чем занимается у нас такой важнейший      
инструмент, как Федеральная антимонопольная служба? А ничем она не              
занимается. Я не знаю, чем она занимается. Она вот в развитие закона "О         
защите конкуренции" в первой редакции разослала во все структуры по             
управлению имуществом инструктивные письма, что теперь политические партии      
при аренде помещений будут на равных конкурировать с коммерческими              
структурами. Направили ряд запросов - исправили, видимо, поняли, что вообще     
бред написали.                                                                  
                                                                                
Я выступал здесь по доступному жилью, если депутаты присутствовали, слышали.    
Вот в этом эта служба не участвует совершенно. Вы не в курсе, как у нас         
происходит, например, подключение к мощностям естественных монополий? Не        
знаете, да? Рассказываю. На каждый метр, который строится в Москве, падает      
только за электричество тысяча долларов. Тысяча долларов! Но не всем,           
некоторым структурам, которые особо приближены, не падает ни копейки. Или       
канализация и вода - кому-то говорят: переложите на улице трубопровод, или мы   
вас не подключим. А подключиться больше не к чему, у нас только одна            
структура - акционерное общество "Мосводоканал". И не просто нужно переложить   
канализацию по всей улице, а ещё и передать на баланс этого акционерного        
общества. Вот этим вы занимаетесь? Нет, не занимаетесь.                         
                                                                                
Возьмём другие вещи. Федеральные учреждения так называемые, технические         
условия. 30 процентов из государственного бюджета идёт в акционерное            
общество, где есть доля государства, доля субъекта, но есть и частные лица.     
Посмотрите, как у нас по закону "О защите конкуренции" проводятся конкурсы,     
во всех субъектах на конкурсах, как показывает анализ, 90 процентов             
муниципальных заказов получает одна и та же фирма. Вы Москвой хотя бы           
занимались? Есть Департамент городского заказа, Моносов. 90 процентов всех      
коммерчески выгодных заказов получает фирма "МонАрх". А знаете почему? Его      
сын хозяин. Или 90 процентов функций заказчика по конкурсу получает             
Москапстрой, где 51 процент - собственность города Москвы, а остальное -        
чиновников. Я, правда, не знаю, есть ли там акционеры из антимонопольной        
службы, о чём здесь говорил Владимир Вольфович. Ну, вот так у нас по всем       
пунктам, если мы возьмём доступное жильё. Когда оно будет? Никогда его не       
будет.                                                                          
                                                                                
Я выступал десять минут тогда или пять минут... Что показали? А вот какой-то    
сумасшедший депутат тряс бумажкой, показывал, что во Франции 500 евро за        
метр. Но я-то говорил о другом, я говорил, что там система контроля и           
конкуренция таковы, что, когда в Париже муниципалитет государственный,          
муниципальный заказ размещает - это муниципальные жилые дома, школы, - 500      
евро за квадратный метр. Вот она, нормальная работа служб, которые              
контролируют конкуренцию в этой среде. А у нас сколько стоит? Вы знаете,        
сколько стоит муниципальный заказ в городе Москве? В три раза больше. Что, у    
нас здесь дороже или люди больше получают зарплату? Да у нас не получают люди   
больше зарплату, у нас 70 процентов стоимости всего, что мы строим, - это       
плата естественным монополиям, это плата чиновникам и плата за разрешительную   
документацию. Вы меня извините, за проектирование в Париже - 60 долларов, у     
нас - 80-100 долларов за метр. Что, мы будем снижать? Мы ничего снижать не      
будем. Чем у нас занимается антимонопольная служба? Да ничем она не             
занимается! А она должна заниматься как раз этими вопросами.                    
                                                                                
По удобрениям. Сегодня с утра говорили, что подняли цены на удобрения. Что,     
это не естественная монополия? У нас 85 процентов фосфорных удобрений           
производит предприятие "Апатит". Что-нибудь как-то их регулирует? Нет. В своё   
время много было разговоров, когда решили наконец-то их проконтролировать.      
Говорят: понимаете, вы одни на рынке, нам неудобно вам помогать, чтобы вы       
поднимали цену. Они создали пять или шесть аффилированных структур, создали     
биржу и с собственными дочками на этой бирже между собой конкурировали. Всё.    
                                                                                
У нас если гланды удаляют, то автогеном и через то самое место, которое тут     
неоднократно упоминалось. Вот когда мы не будем заниматься самообманом и        
говорить о том, что у нас законы неправильные... Правильные у нас законы,       
только исполнение этих законов у нас другое.                                    
                                                                                
И ещё я хотел бы обратить внимание на следующее. Пока на наши запросы в связи   
с нарушением закона о статусе депутата приходят непонятные ответы и за это      
никто не несёт ответственность, это будет продолжаться. Когда после             
сегодняшнего заседания, где у нас очень много вопросов было к службе... В       
нормальном парламенте в нормальной стране руководитель той службы, к которой    
столько претензий у депутатского корпуса, отсюда вышел бы уже неработающим,     
безработным. У нас, поверьте мне, всё будет хорошо, всё будет нормально.        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Да ещё и наградят!                                                     
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Может быть, наградят ещё.                                      
                                                                                
Мы здесь занимаемся самообманом, говорильней. Принимали закон о поддержке       
малого бизнеса - он где-нибудь работает? Где-нибудь он работает? Не работает    
нигде. Плохой закон? Хороший закон. Надо это делать? Надо. Мы все говорим:      
давайте поддержим малый и средний бизнес, но продолжаем его давить. Если мы     
говорим о конкуренции, мы принимаем один закон... Да ещё сто поправок мы        
примем, но при таком отношении Федеральной антимонопольной службы к этому       
никаких изменений не будет. Вот сейчас уже кризис долбанул, и если мы не        
будем что-то делать в этом отношении, то и нас, и правительство, осенью на      
вилах вынесут из наших кабинетов. На вилах! Что, надо дождаться                 
обязательно?.. У нас какие-то изменения только через кровь, через революцию     
происходят в стране? Цивилизованными методами, парламентскими методами мы не    
можем?                                                                          
                                                                                
Кто-то из депутатов может сказать, куда ушло полтора триллиона денег? Да        
никто не скажет. Ни на один вопрос ни один министр здесь не дал ответа по       
существу. Это же смешно, когда я задаю вопрос Кудрину: "А когда деньги          
получит реальный сектор экономики?" - он отвечает... Вы не слышали ответа,      
да? Говорит: "Сейчас всё нормально начнётся у нас в стране, люди понесут        
деньги в сберегательные банки, сберегать их понесут, и вот тогда у банков       
появятся длинные деньги, они дадут". - "Кто понесёт? - я его спрашиваю, -       
куда они понесут, если многие банки уже, например, на валютные вклады снижают   
ставки, у них очень много денег". И даже те банки, которые хотят дать в         
производство... Игнатьев говорит: "Мы снизили возможность регулирования этого   
сектора и призываем банки дать реальному сектору экономики". Звоню банкиру и    
говорю: "Слушай, вам Центробанк снизил." - он говорит: "Да, снизил, 100         
процентов: если я даю предприятию миллион долларов, я 100 процентов этого же    
миллиона должен положить в Центробанк". Какой дурак даст под 12 процентов,      
если фактически для него это 6 процентов? Какой банкир даст? Его завтра с       
должности уберут. То есть совершенно...                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Что? (Шум в зале.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я прошу...                                       
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Слушайте правду! Хоть от партии ЛДПР послушайте правду.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу не вступать в дискуссию с выступающим.            
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. ...потому что вас вынесут на вилах. Вы послушайте, о чём       
люди говорят. О чём люди говорят? Что довели людей до полной нищеты. В          
регионы съездите. Я там был, в регионах. Говорят: у нас безработица немножко    
поднялась. Не немножко она поднялась, а уже половина людей безработные!         
Доедят они последние деньги, и что дальше будет? А дальше будет революция.      
Давайте не доводить до революции, давайте сейчас принимать те решения,          
которые требуются в кризисах. И именно парламент - единственный механизм,       
который может взять под контроль чиновников. Прекратите быть подразделением     
правительства, а сделайтесь - так, как это и положено по закону о статусе       
депутата, - контрольным органом народа, потому что за каждого из вас            
голосовало сто пятьдесят тысяч людей. Хоть какую-то ответственность перед       
этими людьми надо нести за то, что у нас происходит в стране?                   
                                                                                
И сегодня я призываю парламент высказать своё мнение антимонопольной службе,    
которая ничего не делает. Нефть дорожала, бензин дорожал - понятно. Сегодня     
нефть в четыре раза меньше стоит. И что, у нас на заправках бензин в четыре     
раза меньше стоит? У нас бензин стоит дороже, чем в Соединённых Штатах.         
Считаю, что антимонопольная служба ничего не делает. И на законы здесь валить   
нечего, это работа конкретных чиновников, а законы все хорошие.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять минут.                                             
                                                                                
Депутат Медведев. С места, да, Юрий Германович? Пожалуйста.                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Я вот уже восемь лет в парламенте. Если те предыдущие восемь лет очень плохо    
о России говорили и всякий раз предрекали какие-то кризисные явления, вилы,     
кровь, всё остальное только левые, представители фракции КПРФ, то сегодня эта   
тема очень активно звучит из уст ЛДПР. Мне, вообще-то, непонятно, когда лидер   
этой партии, лидер фракции говорит, что это страна уродов. Так зачем в этой     
стране уродов вы сегодня занимаетесь политикой? Найдите другую страну, где      
нет таких оценок. Может, в Швейцарии по примеру Владимира Ильича Ленина вы      
начнёте свою политическую деятельность? Вообще, я не знаю, слышит или не        
слышит это наш избиратель, но мне кажется, для меня, просто как для человека,   
избирателя, это было бы оскорбление...                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, вас никто не перебивал!               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Владимир Вольфович, я до избирателей хожу не меньше, чем вы,     
а, может быть, даже чаще, даже вот в эти выходные и то буду встречаться. Я не   
к тому, чтобы мы не говорили правды здесь друг другу, а к тому, чтобы правда    
звучала в словах, которые не оскорбляли бы всё-таки наше национальное           
достоинство.                                                                    
                                                                                
По существу поднятого вопроса. Правда, мы сегодня говорим не по закону, а       
больше всего говорим о работе ФАС - нужен, не нужен, пятое, десятое... Ну,      
это дело вкуса каждого из нас сидящих в этом зале. Я считаю, что это очень      
нужный и важный орган и со временем его надо обязательно усиливать и давать     
ему больше полномочий.                                                          
                                                                                
Я действительно был активным участником разработки того закона, который мы      
приняли в 2006 году. Я искренне надеялся - я вам говорю абсолютно открыто,      
Игорь Юрьевич, - искренне надеялся, что тот закон серьёзно изменит ситуацию     
на нашем рынке, сделает рынок более прозрачным, даст возможность каждому        
желающему выйти на этот рынок и нормально работать без всякой дискриминации.    
К сожалению, наделив ФАС определёнными правами, дав возможность в большей       
степени привлекать к ответственности всех, кто нарушает это законодательство,   
мы с вами серьёзных изменений не увидели. По-прежнему закрытость рынка,         
по-прежнему власть, начиная с местного самоуправления и до самого верхнего      
уровня, хулиганит, злоупотребляет, нарушает, прикармливает. Вы об этом всё      
говорили. И здесь изменения не наступили.                                       
                                                                                
Вот мы очень часто задаём вопрос "почему такая высокая цена на продукты         
питания?" и при этом почему-то считаем, что в этом виноваты производители       
сельскохозяйственной продукции. Абсолютно нет! Вы посмотрите, в любом регионе   
сегодня переработка монополизирована: один молокозавод, один мясокомбинат       
перерабатывают до 80 процентов той или иной продукции. И они субъективно        
устанавливают ту цену, с которой мы, как покупатели, должны соглашаться. И      
думаете, - я вот обращаюсь к руководителю ФАС - хоть одно ваше                  
территориальное подразделение какие-то меры принимает? Нет! Критикуют не вас,   
не центральный штаб, не центральное управление, а критикуют территориальные     
управления, которые сегодня практически срослись с властью и с теми             
монополистами, которые есть на тех или иных территориях. Надо там делать        
чистку, надо там на работу принимать более квалифицированных, честных и         
порядочных людей.                                                               
                                                                                
Что касается существа тех предложений, которые вами сделаны. Я, конечно, как    
депутат, поддержу и буду призывать членов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосовать    
в поддержку вашего закона, но я хотел бы всё-таки высказать ряд                 
принципиальных замечаний. Работает или не работает тот или иной закон, во       
многом определяется понятийным аппаратом, но мы с вами очень долго              
определяли, что такое монопольно низкая и монопольно высокая цена. Наконец-то   
пришли к какому-то консенсусу, что-то вроде бы у нас получилось, что даёт нам   
право более объективно оценивать эту ситуацию. Однако сейчас вы предлагаете     
абсолютно некорректную формулировку, она и по экономическому смыслу, и по       
рыночным принципам, и по элементам субъективизма никак не подходит для того,    
чтобы её прописать в законе. Ну что такое "сумма необходимых расходов"? Кто     
это будет определять? Мы говорим "человеческий фактор", а здесь надо сказать    
"чиновничий фактор", он будет напрямую влиять на то, какой будет цена, -        
монопольно низкой или монопольно высокой.                                       
                                                                                
Я вас знаю как человека очень либеральных, правильных взглядов на эту тему.     
Но давайте не будем чиновника возводить в ранг великого генерала,               
определяющего судьбу целых отраслей. Тем более здесь уже говорилось, что        
норма прибыли у всех разная: в машиностроении - 8 процентов, у нефтяников -     
за 35, а, если у энергетиков убрать всех посредников, у них вообще 100          
процентов рентабельность. Какую норму прибыли вы будете закладывать, исходя     
из каких субъективных мнений?                                                   
                                                                                
Следующее. Вы вносите изменения в часть 3 статьи 10 действующего федерального   
закона, где речь идёт о правилах недискриминационного доступа к товарам         
субъектов естественных монополий. Эти поправки предъявляют дополнительные       
требования к естественным монополиям, сегодня их регулирование осуществляется   
действующим Федеральным законом "О естественных монополиях". Там есть           
правила, здесь вы тоже вводите правила, но если бы вы их хотя бы повторяли, а   
то ведь они даже по тексту не совпадают. К примеру, судебный иск. Чем судья     
будет руководствоваться - законом "О естественных монополиях" или законом "О    
защите конкуренции"? Конфликтная ситуация. Получается, что этой темой будете    
заниматься и вы, и Федеральная служба по тарифам, и получится, как мы           
говорим, у семи нянек дитя без глаза. Кроме того, есть несколько отраслевых     
законов - о газоснабжении, об энергетике, где эта тема тоже регулируется.       
                                                                                
Я хотел бы, чтобы вы услышали мои замечания и по этому вопросу. Если вы         
считаете, что ваша формулировка правильная, давайте внесём изменения в те       
законы, которые эту тему так или иначе регулируют, и приведём их в              
определённое соответствие. Если нет, тогда мы согласимся с тем, что это         
должно регулироваться в законе "О естественных монополиях".                     
                                                                                
Вызывает сомнение предложенная норма по так называемым вертикальным             
соглашениям. Если эта норма будет принята в таком виде, как вы её               
прописываете, то практически все решения, которые принимают вертикально         
интегрированные компании, - это и "Газпром", и так далее, и так далее -         
подпадают под действие этой нормы, любая цена, устанавливаемая для дочерней     
компании, подпадает под действие этой нормы, следовательно, подпадает под       
нарушение.                                                                      
                                                                                
Спорной, на мой взгляд, представляется норма, расширяющая полномочия вашего     
органа в области организации торгов на бирже. Вы, по существу, даёте себе       
право устанавливать свою стартовую цену на бирже, то есть цена будет            
регулироваться государством. Тогда зачем создавать биржу? Мы же говорим, что    
биржа - это тот орган, который в целом, как лакмусовая бумажка, определяет,     
сколько сегодня стоит тот или иной товар на рынке в условиях спроса и           
предложения. Вы же говорите: вот цена должна быть такой, а там уже куда         
кривая вывезет. Мне кажется, это тоже совершенно неверный подход. Тогда, я      
ещё раз повторюсь, биржи не надо создавать и надо просто забыть эту тему        
навсегда.                                                                       
                                                                                
Законопроектом предусматривается отменить действующий порядок приостановления   
исполнения предписания антимонопольного органа в случае подачи заявления в      
суд или арбитражный суд до вступления решения суда в законную силу. Ну это      
вообще нонсенс, уважаемые коллеги! Могут быть такие последствия... Чиновник     
принял решение, и оно вступает в силу, а в суде потом оно оспаривается, но      
субъекты монополии несут большие убытки. Кто будет отвечать? Вы будете          
отвечать? Ваша служба будет отвечать? Да никогда! Я сталкивался, будучи         
директором предприятия, с налоговой службой: за один час мне чиновник выписал   
штраф на 5 миллиардов, я потом год ходил доказывал, что это неправильно,        
чиновник по сути неправ и его действия противоречат действующему                
законодательству. Мне кажется, надо осторожно подходить к этой теме.            
                                                                                
И последнее, не последнее по счёту, а, может быть, по важности. Статья 19 -     
абсолютно правильная статья, которую вы предлагаете: "Государственные или       
муниципальные преференции". Здесь надо наводить порядок, надо заставлять        
государственных чиновников, муниципальных чиновников выполнять свой долг, а     
не заниматься... не быть "крышей" для своего бизнеса. Но вы посмотрите, как     
вы прописываете саму идею реализации этой нормы. Она настолько                  
забюрократизирована: количество документов, сроки рассмотрения, причины         
отказа, повторного рассмотрения и так далее, и так далее. Поверьте,             
потребуется не менее шести месяцев, чтобы решить эту проблему. Мы и так         
сегодня с этими госзаказами, муниципальными заказами теряем очень много         
денег, теряем время. Поэтому не надо использовать в законопроекте самые         
плохие бюрократические подходы к решению этого очень важного вопроса.           
                                                                                
Вот, насколько я знаю, например, в Госдуме до сих пор не прошёл госзаказ на     
приобретение канцелярских товаров. Сегодня уже февраль, а писать практически    
нечем и не на чем.                                                              
                                                                                
Я ещё раз хочу сказать, что поддерживаю данный законопроект, а ФАС и комитет    
прошу прислушаться. Пожалуйста, услышьте критику, которая звучала в адрес       
вашей службы, особенно в адрес региональных структур, они действительно очень   
серьёзно недорабатывают.                                                        
                                                                                
И в порядке справки. Владимир Вольфович, сегодня на экспорт удобрения           
продаются в четыре раза дороже, чем отпускаются на внутреннем рынке. Это        
абсолютно правильная цифра, и она имеет под собой доказательную базу.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тоже почти десять минут использовали, без двадцати секунд. Все выступили по     
полной регламентной программе.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось, я обращаюсь к представителям         
президента и правительства... Они не настаивают на выступлении. Я обращаюсь к   
докладчику и содокладчику: у вас есть право на заключительное слово.            
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Юрьевич.                                                      
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я благодарю за    
такое заинтересованное обсуждение. На самом деле было высказано много очень     
полезных замечаний, некоторые из них высказывались и на заседании комитета по   
экономической политике, и мы договорились о том, что многие существенные        
замечания, в том числе те, что прозвучали сегодня в зале, будут обязательно     
учтены ко второму чтению. Я хотел бы подчеркнуть, что мы открыты для критики    
со стороны депутатов и готовы поддержать любые поправки, направленные и на      
улучшение работы нашей службы в целом, и на повышение прозрачности в            
экономике, и на борьбу с монополизмом. Это не общие фразы, не общие слова. Я    
напомню, что сам закон разрабатывался с 2006 года, более ста пятидесяти         
поправок было предложено депутатами Государственной Думы, и они были            
поддержаны правительством, были приняты. Сегодня мы живём по этому закону. Я    
думаю, что нечто подобное можно будет сделать и в данном случае. Что касается   
оценок, которые прозвучали, - вы наши критики, вы наши контролёры, поэтому я    
эти оценки комментировать никак не буду. Мы должны, наверное, согласиться с     
вашими требованиями и принять к сведению ваши замечания.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евгений Алексеевич Фёдоров, пожалуйста, вам слово.                              
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Олег Викторович, вот такое серьёзное, очень горячее обсуждение    
с участием всех фракций как раз показало, что вопрос назрел и вообще это        
сегодня главнейшее направление нашей экономической политики по укреплению       
антимонопольного регулирования. Поэтому прошу поддержать законопроект и         
совместно поработать над ним ко второму чтению.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроекты на голосование в порядке обсуждения. Пункт 6, проект       
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите         
конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.                                            
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в      
связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции", пункт 7           
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              418 чел.92,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    418 чел.                                          
Не голосовало                  32 чел.7,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.