Заседание № 104
О проекте федерального закона № 148369-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладчик - Плигин Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект был внесён Правительством Российской Федерации в составе так называемого второго антимонопольного пакета законодательных инициатив, принятие которого, как я ранее отмечал, было обозначено председателем правительства Владимиром Путиным в качестве одной из приоритетных мер, направленных на повышение эффективности российской экономики. Законопроект был принят во втором чтении 1 июля 2009 года. Он прошёл правовую и лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной Думы. Просим принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович выступит по мотивам. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По ведению - депутат Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я хочу по пункту 8 повестки дня сказать вам, что, нумеруя статьи данного законопроекта, мы учитывали положения и другого законопроекта, находящегося в другом комитете, но также вносящего изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Однако в последнее время тот законопроект резко отстал по этапам рассмотрения от рассматриваемого сейчас законопроекта, и поэтому в рассматриваемом законопроекте на четырёх листах нумерацию статьи 9.16 нужно изменить на 9.15, то есть на одну единицу, в связи с отставшим в рассмотрении законопроектом. Уважаемые коллеги, никакого подвоха у нас тут нет, и моё предложение является больше редакционно-лингвистическим, чем смысловым, поэтому прошу принять рассматриваемый законопроект в третьем чтении с учётом замены одной цифры на розданных вам четырёх страницах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам от фракции - депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Наша фракция всегда поддерживает законопроекты, которые направлены на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции, поэтому наша фракция поддержит настоящий законопроект. Тем не менее хотелось бы обратить внимание на некоторые позиции, например на такую: штрафы для должностных лиц предусмотрены в размере 15-30 тысяч рублей и 30-50 тысяч рублей. И если рассматривать конкретный пример - возьмём ту же самую Рязанскую область, где без конкурса было передано ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" крупнейшее в России месторождение цементного сырья, - то ущерб государству вот от этой бесконкурсной передачи ориентировочно оценивается в 5 миллиардов рублей. Соответственно, если мы в отношении руководителя (в данном случае это министр имущественных отношений Рязанской области) будем рассматривать штрафы 15, 30, 50 тысяч рублей, а, по оценкам специалистов, возможная коррупционная ёмкость данного решения о бесконкурсной передаче оценивается в 200-500 миллионов рублей... То есть вы понимаете, что человек идёт на нарушение закона, в частности о развитии конкуренции и так далее, должностное лицо вне конкурса передаёт в разработку месторождение, получает взятку в размере 200-500 миллионов (я условно говорю), а мы его наказываем штрафом 30 тысяч рублей. Почему? Здесь, наверное, как раз эта мера и будет применяться к этому чиновнику, потому что документы, направленные Счётной палатой в Генпрокуратуру, уже три месяца лежат без движения: видимо, Генпрокуратура не находит там состава уголовного преступления. Но вот надеюсь, что антимонопольная служба найдёт хотя бы какие-то административные нарушения в данном вопросе и привлечёт к ответственности, хотя норма 15-30 тысяч рублей в данной ситуации - это, мне кажется, даже не дробинка слону, а какое-то дружеское похлопывание по плечу. В этом плане, я думаю, мы со временем всё-таки введём какую-то дифференциацию, может быть, в процентном отношении от суммы сделок либо возможного ущерба, чтобы на чиновников налагались соразмерные взыскания, с тем чтобы устранить возможные коррупционные действия в деятельности различных служб, против которых, собственно говоря, и принимается настоящий законопроект. Тем не менее даже такую минимальную ответственность мы всё равно приветствуем, потому что на настоящий момент это не единственный случай. Даже предыдущая администрация точно так же... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, обозначенный в пункте 8 повестки дня (третье чтение). Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 04 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принимается.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 148369-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции; принят в первом чтении 27 февраля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также Владимир Николаевич Плигин докладывает. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён Правительством Российской Федерации в составе так называемого второго антимонопольного пакета законодательных инициатив. Как вы помните, в своём выступлении перед Государственной Думой Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин обозначил принятие второго антимонопольного проекта в качестве одной из приоритетных мер, направленных на повышение эффективности российской экономики. Законопроект доработан с учётом тех поправок, которые поступили. К законопроекту поступило всего пятьдесят семь поправок, двадцать семь из них включены в таблицу отклонённых поправок, тридцать - в таблицу принятых поправок. Уважаемые коллеги, среди тех поправок, на которых хотел бы в настоящее время остановиться, в частности, такая поправка. Важной новеллой законопроекта является положение, в соответствии с которым течение срока давности привлечения к административной ответственности за ряд нарушений антимонопольного законодательства начинается с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства. При этом дело о таком административном правонарушении может быть возбуждено только после вступления указанного решения в силу. Также стоит отметить, что предлагается внести в кодекс ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа с целью обеспечения повышения эффективности проведения торгов и защиты субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах. В частности, предлагается установить административную ответственность за неразмещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства (то есть мы продолжаем принимать меры, направленные на развитие этого вида бизнеса), нарушение сроков возврата денежных средств, нарушение прав участников торгов на электронной площадке, продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации, непредставление сведений о заключении государственного и муниципального контроля. Вводится также и ряд других новелл. Правительство Российской Федерации направило в Государственную Думу 30 июня поправки. Я хотел бы отметить, что данные поправки учтены в поправках, внесённых депутатами. Здесь присутствует Игорь Юрьевич Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы, являющийся официальным представителем правительства по данному законопроекту. Я не знаю, каким образом получить подтверждение, но для стенограммы хотел бы сказать, что, насколько я понимаю, Игорь Юрьевич, вы согласны с тем, что данные поправки нашли отражение в тексте законопроекта. В этой связи предлагаю утвердить таблицы и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 - тридцать поправок к принятию. Есть замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 00 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Таблица принимается. Таблица 2 - двадцать семь поправок, рекомендованных к отклонению. Настаивает ли кто-то на обсуждении? Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Из таблицы отклонённых на отдельное голосование прошу вынести поправку 12. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 без поправки 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 52 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Принято. Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. В данной поправке говорится об ужесточении наказания. Мы считаем, что вообще в целом во всех поправках предлагаются меры административного воздействия какие-то достаточно лёгенькие. Везде, на наш взгляд, было бы правильнее установить процентное отношение к сумме контракта величины штрафа, потому что не секрет, что нарушения, откаты здесь идут в процентах от суммы - либо от суммы контракта, либо от иной суммы. Говорить о том, правильные или неправильные мы устанавливаем конкретные суммы штрафов для лиц, которые ответственны за проведение конкурсов, за раскрытие информации, за установление необоснованных цен... Всё-таки здесь, наверное, подход сам по себе неправильный, потому что фиксированная сумма штрафа будет фактически включена в ту коррупционную составляющую, против которой мы тут с вами боремся. А если бы установили штраф в процентном отношении, зная, что откат составляет, условно говоря, от 5 до 10 процентов, если бы изучили ситуацию и связали административное наказание с процентами отката, которые существует в этой сфере, наверное, тогда бы все поправки по-другому заиграли. Если сумма взятки, которую можно получить за то или иное правонарушение, будет соответствовать сумме штрафа в случае, если оно будет раскрыто, наверное, всё-таки меньше людей занималось бы такими вопросами, как получение откатов за свои неправомерные действия. Что касается данной поправки, мы всё-таки считаем, что чем больше наказание за эти нарушения, тем лучше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Максим Станиславович, ваши знания об очень конкретных ситуациях предлагаю реализовать в конкретных заявлениях. Это первое. Второе предложение. Если вы так детально знаете систему откатов, нужно написать методологию расследования этих дел. Третье предложение. Предлагаю остановиться на тех очень немаленьких объёмах санкций, которые есть в статье. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы обсудили таблицу поправок 1 и 2. Ставлю на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он же обосновал... А, извините. Ставлю на голосование поправку 12. Диалог состоялся. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 05 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 3 чел. Не голосовало 447 чел.99,3% Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставится на голосование законопроект, обозначенный в пункте 11, во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 36 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7% Результат: принято Принимается. По ведению - Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Я вот в ответ на замечание, что мне надо издать труд. Уже издал, уже консультирую органы МВД, но хотелось бы, чтобы и в законах тоже применялись эти знания. Спасибо.
ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, для стенограммы: у Гришанкова сломан пульт, по вопросам 23, 11 и 25 повестки дня он голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 77
О проекте федерального закона № 148369-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к законопроектам первого чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Докладывает представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Юрьевич Цариковский. ЦАРИКОВСКИЙ А. Ю., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Данный законопроект составляет часть изменений в антимонопольное законодательство, которые мы внесли в Государственную Думу на ваше рассмотрение. Я бы выделил, пожалуй, два главных аспекта этого законопроекта. Первый. Законопроект направлен на введение ответственности должностных лиц, и в первую очередь государственных чиновников - представителей органов власти, за нарушения антимонопольного законодательства. В последнее время не менее 50 процентов нарушений антимонопольного законодательства составляют нарушения, совершаемые чиновниками. Этот законопроект вводит дисквалификацию должностных лиц, чего раньше не было в государственных учреждениях. Обращаю внимание на один очень важный момент: такая дисквалификация может быть произведена только по решению суда, ни в коем случае не антимонопольного органа, то есть решение о ней выносится только в судебном порядке. Второй очень важный аспект данного законопроекта - это более детальная разработка программы смягчения ответственности за сообщение информации о нарушениях в области антимонопольного законодательства, так называемая программа смягчения. Нам вместе с комитетом, я думаю, ещё предстоит ко второму чтению доработать этот проект закона, но это очень важный шаг вперёд. Это, пожалуй, два наиболее важных аспекта данного законопроекта. Также он вносит ряд технических правок и уточняет многие положения процессуального характера. Выношу его на ваше рассмотрение. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. А. Язев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Юрьевич. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект действительно входит в так называемый второй антимонопольный пакет законодательных инициатив Правительства Российской Федерации. Предлагаемые изменения вытекают из опыта применения на практике действующей редакции Федерального закона "О защите конкуренции", Кодекса об административных правонарушениях и других федеральных законов. Анализ правоприменения действительно свидетельствует о необходимости увеличить размер штрафа, налагаемого на должностных лиц, за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, а также за недобросовестную конкуренцию, установив максимальную санкцию для юридических лиц в размере до 1 миллиона рублей. Предлагается также расширить сферу применения административного наказания в виде дисквалификации за совершение действий, ограничивающих конкуренцию, распространив её на государственных и муниципальных служащих. Это обусловлено тем, что, по данным, основывающимся на правоприменительной практике Федеральной антимонопольной службы, до половины всех правонарушений этой категории совершается именно государственными и муниципальными служащими. К числу важнейших положений законопроекта относятся также предлагаемые уточнения, регулирующие порядок освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершённом правонарушении. Если действующая редакция примечания предусматривает освобождение от ответственности практически любого лица, заявившего о своём участии в картельном сговоре или любом другом виде сговора, то после принятия предлагаемых изменений освобождать от ответственности будут только лиц, сообщивших о правонарушении, сведениями о котором антимонопольный орган на момент обращения не располагал, то есть, по сути дела, лиц, первыми сообщивших о правонарушении. Установлены также требования к сообщению о правонарушении: сведения должны быть достаточными для установления факта правонарушения. Предполагается, что принимаемые изменения будут в большей степени стимулировать участников картельных соглашений к сотрудничеству с антимонопольными органами. В части, касающейся изменения правил производства по делам об административных правонарушениях, следует отметить предложения, позволяющие составлять протокол о таком правонарушении в отсутствие физического лица или его законного представителя либо представителя юридического лица, в случае если данные лица были надлежащим образом уведомлены. Принятие этого предложения позволит предотвратить уход правонарушителей от ответственности путём уклонения от участия в совершении процессуальных действий. Кроме того, предлагается внести в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" изменения, предусматривающие расторжение служебных контрактов с государственными и муниципальными служащими, в отношении которых вынесено соответствующее постановление суда о дисквалификации. Отмечая позитивную направленность законопроекта, комитет в то же время по содержанию отдельных его норм имеет замечания. Мы полагаем целесообразным рассмотреть возможность включения в перечень лиц, в отношении которых может применяться дисквалификация, и служащих Центрального банка Российской Федерации, и лиц, занимающих муниципальные должности, ну, и ещё ряд категорий должностных лиц. При этом использование понятия "должность правоохранительной службы" до принятия соответствующего федерального закона, раскрывающего его содержание, представляется нам преждевременным. Также мы отмечаем, что десятикратный разрыв между минимальным и максимальным размером штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса об административных правонарушениях, - от 100 тысяч до 1 миллиона рублей - представляется чрезмерным и способствует только излишне субъективному усмотрению при назначении административного наказания. Предложения об изменении порядка производства по делам об административных правонарушениях, означающие, по сути, придание преюдициальной силы фактам и обстоятельствам, установленным при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, нуждаются в дополнительном изучении в целях недопущения снижения процессуальных гарантий и ущемления законных прав лиц, привлекаемых к ответственности. При этом и предложение о наделении лица, вынесшего постановление по делу о правонарушении, правом обжаловать решение суда по жалобе на указанное постановление также нуждается в дополнительной проработке. Логичным было бы, на наш взгляд, наделение должностных лиц, составивших протоколы о таких нарушениях, правом обжаловать постановления, вынесенные уже судом. Нуждается в согласовании и ряд других предложений авторов законопроекта. В то же время мы уверены, что все высказанные замечания и предложения не носят концептуального характера и могут быть учтены в ходе работы над законопроектом. Концепция законопроекта поддержана и Комитетом по вопросам местного самоуправления, являющимся соисполнителем. Замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы также, полагаем, могут быть учтены в процессе доработки. Данный законопроект широко обсуждался в субъектах Российской Федерации, всего мы получили семьдесят два положительных отзыва. Таким образом, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует вам, уважаемые депутаты, принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Будут ли у депутатов вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? У представителя президента есть желание выступить? У представителя правительства? Нет. Ставлю на голосование рассматриваемый законопроект. Кто за? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 31 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято.