Заседание № 144
О Федеральном законе "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (проект № 148199-4; в части расширения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Блок отклонённых федеральных законов. Пункт 4. О Федеральном законе "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" докладывает сопредседатель согласительной комиссии Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, по результатам работы согласительной комиссии на повторное рассмотрение выносится отклонённый 25 января текущего года Советом Федерации Федеральный закон "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". История данного федерального закона вкратце такова: 5 октября и 9 декабря прошлого года он был принят Государственной Думой соответственно в первом и во втором чтениях, а 18 января текущего года - в третьем чтении и затем был направлен в Совет Федерации. Правовым управлением, а также Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и на заседании Совета Федерации 25 января отмечалось, что федеральный закон соответствует Конституции, устраняет имеющиеся законодательные пробелы, согласуется с системой федерального законодательства, но вместе с тем содержит юридико-техническую ошибку, так как в нём нет ссылки на официально опубликованный другой федеральный закон, № 199-ФЗ, принятый 31 декабря прошлого года, и в связи с этим текст необходимо дополнить. Таким образом, основанием для отклонения послужило отсутствие в кодификационной части текста данного федерального закона ссылки на федеральный закон № 199-ФЗ, который 27 декабря прошлого года был одобрен Советом Федерации, затем подписан Президентом Российской Федерации. Но соответствующее Собрание законодательства Российской Федерации поступило в Правовое управление Государственной Думы только 24 января текущего года. Таким образом, в данном случае мы встретились с явно нестандартной ситуацией, и, чтобы не допускать такого в дальнейшем, комитет выработал соответствующее предложение и направит его на рассмотрение в Совет Государственной Думы. В итоге работы согласительной комиссии был подготовлен единый текст федерального закона, который и предлагается на ваше рассмотрение. В связи с изложенным прошу принять данный федеральный закон в редакции согласительной комиссии. Материалы у вас имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Нет замечаний по докладу? Нет. Присаживайтесь.
Ставится на голосование: принять Федеральный закон "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях" в редакции согласительной комиссии. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 15 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1% Результат: принято Принято. Спасибо.
Заседание № 140
О проекте федерального закона № 148199-4 "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части расширения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, мы возвращаемся к нашей повестке. Пункт 3. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад сделает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В целях реализации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях при допущении фактов неуплаты административных штрафов либо самовольного оставления места отбывания административного ареста мы с вами в октябре и декабре прошлого года приняли данный проект федерального закона в первом и втором чтениях. К настоящему времени законопроект прошел необходимую экспертизу, замечаний юридико-технического и лингвостилистического характера по нему не имеется, в связи с этим Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует принять настоящий федеральный закон в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые коллеги, объявляется "час голосования". Пункт 2 у нас был доложен, законопроект возвращен к процедуре второго чтения, и он был доложен для принятия его в третьем чтении. Кто за предложение принять в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Его сняли, да? Всё. Тогда голосуем за законопроект, который представил Александр Петрович Москалец. Кто за принятие этого законопроекта в третьем чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 50 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 148199-4 "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части расширения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; принят в первом чтении 5 октября 2005 года с названием "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад сделает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! В Кодексе об административных правонарушениях есть такая статья, которая называется "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста". И вот в целях расширения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об этих правонарушениях, и был внесен данный законопроект. Между первым и вторым чтениями было внесено три поправки. Все они предлагаются комитетом к принятию. Правовое управление Аппарата Госдумы замечаний ко второму чтению не имеет, да и сам текст проекта закона как бы стал более кратким и абсолютно понятным. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает принять таблицу принятых комитетом поправок и законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость вынести на отдельное голосование какую-либо поправку из таблицы 1? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 23 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 00 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 118
О готовности жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2005/06 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, второй вопрос еще у нас. Да, прошу прощения. О готовности жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2005-2006 года. С докладом выступит Сергей Иванович Круглик. Но времени мы оставили гораздо меньше Сергею Ивановичу, дискриминация. КРУГЛИК С. И., руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Добрый день, уважаемая Любовь Константиновна! Добрый день, уважаемые депутаты! Я могу уложиться в более короткий промежуток времени, чем вы предоставили мне, я обрадовался, что вы решили отложить рассмотрение данного вопроса. Я кратко выскажусь. Действительно, мы сегодня говорим об отопительном периоде 2005-2006 года в тот момент, когда уже в тридцати семи субъектах Российской Федерации начат отопительный сезон. Это в первую очередь такие субъекты Российской Федерации, как Дальний Восток, Сибирь, Урал и частично центральная часть. И наша работа, как из года в год это складывается, была построена организационно таким образом, что большая ее часть была сосредоточена в регионах. Это были выездные работы, которые проводились прежде всего в Республике Алтай, Республике Карелия, на Камчатке, в Сахалинской области, Ульяновской, Кировской, Курганской, Ивановской областях, в Корякском автономном округе и так далее, то есть в тех критических регионах, которые здесь уже сегодня упоминались. На протяжении уже ряда лет в этих регионах продолжается работа, потому что нельзя оторвать один подготовительный период от другого, поскольку основные проблемы, связанные с началом отопительного периода, с 1997, 1998 годов были обусловлены ликвидацией градообразующих предприятий. И то бремя, которое легло на плечи муниципальных образований... Я вам напомню, что четыре-пять лет назад в одну из зим у нас было заморожено полстраны, в таких субъектах, как Читинская область, было заморожено до тринадцати городов. Работа, которая началась в тот период, практически продолжалась. Сегодня мы в результате имеем следующее, прошу обратить внимание: в этом году субъекты Российской Федерации выделили на подготовку к отопительному периоду на 10 миллиардов рублей больше, нежели в прошлом году. Тем не менее объемы работ, в частности, по подготовке жилищного фонда к зиме, - на 200 миллионов квадратных метров меньше, то есть как бы финансовый ресурс задействован больший, а результаты меньше, плюс кредиторская задолженность предприятий увеличилась сегодня до 315 миллиардов рублей. И всё это происходит потому, что вот сегодня предприятия подготовились благодаря наработанной кредиторской задолженности. Что за причины? Одна из таких серьезных причин - удорожание топочного мазута. Если в бюджеты субъектов Российской Федерации - это касается в первую очередь регионов Дальнего Востока, Сибири, Севера и Северо-Запада - была заложена цена порядка 2-2,5 тысячи за тонну, то сегодня эта цена составляет уже 6-6,5 тысячи за тонну. Этой бюджетной компенсации практически не хватает. Плюс начали передавать в муниципальную собственность ведомственный жилищный фонд, передача его продолжается и по сей день. И чем дальше мы уходим во времени, тем в более худшем состоянии передается жилищный фонд - это сегодня уже превращается в проблему номер один. В частности, в Читинской области - я просто привожу конкретный пример, где велась целенаправленная работа, - в этом году наработано 260 миллионов кредиторской задолженности предприятий. Тем не менее мы сегодня констатируем, что, наверное, в первую зиму они будут входить на грани фола - нормально, в установленные сроки, но без резервных котлов, без резервного топлива и многих других вещей, которые обеспечивают стабильную жизнь зимой. Все эти вопросы организационного плана были обозначены на "круглых столах", которые проводились в Совете Федерации практически во всех комитетах, в профильном комитете Государственной Думы под руководством Мартина Люциановича Шаккума проводилась аналогичная встреча. Те подходы, которые мы изложили 22-го на специальном заседании правительства, нашли свое отражение в той государственной поддержке, которая сегодня выделена. Сегодня Владимир Анатольевич уже упоминал о тех 27 миллиардах, из которых 12,9 миллиарда - это средства для принятого в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда, которые переносятся из бюджета 2006 года в целях обеспечения текущего финансирования, и тех 2,3 миллиарда, которые пойдут через фонд компенсации тем субъектам Российской Федерации, которые не будут участвовать в этом распределении. У меня просьба к депутатам поддержать данное решение правительства. Хотя 5,6 миллиарда, связанные с подорожанием мазута, практически не нашли своего отражения, мы можем говорить о том, что 12,9 миллиарда могут быть использованы на эти цели, но, вероятно, их будет недостаточно. Вот такая складывается ситуация. По уровню подготовки текущий год не хуже, чем прошлый. Он несколько лучше, но ситуация ухудшается из-за кредиторской задолженности, сформировавшейся при подготовке к зиме. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу записаться на вопросы. Можете оттуда, если вам удобно, отвечать, Сергей Иванович. Покажите список записавшихся. Двадцать пять записавшихся. Мы сориентируемся, уважаемые коллеги, чтобы у нас осталось время для выступлений от депутатских объединений. Харитонов Николай Михайлович. ВИДЬМАНОВ В. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Видьманов записан. Уважаемый Владимир Анатольевич, вы опытный хозяйственник и, я бы сказал, один из опытных министров в нашем правительстве. Но вместе с тем я лично дважды к вам обращался в марте и в июне письменно, а потом 18 мая на "правительственном часе" по вопросу повышения тарифов на услуги ЖКХ в Улан-Удэ - до сегодняшнего дня не получил никакого ответа. Были попытки рассмотреть эту ситуацию у вас в министерстве, но концов я так и не нашел. В этой связи вопрос: когда в масштабах России будет сформирована система необходимых нормативных документов, стандартов, тарифов на жилищно-коммунальные услуги?.. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сергей Иванович. КРУГЛИК С. И. Хорошо. Я все-таки отвечу, поскольку действительно этот вопрос касается не только Бурятии, хотя именно в Бурятии произошло резкое повышение цен на услуги ЖКХ. Бурятия впервые в июле попала в категорию критических по подготовке к зиме из-за недостатка бюджетных средств. В ситуации, связанной с продолжающимися достаточно длительный период выборами (начиная от президента республики и до местной законодательной власти), они были вынуждены катастрофически резко поднять цены на услуги ЖКХ. Мы из прошедшего сделали выводы. Сделать одну для всех систему регулирования практически невозможно, поэтому в прошлом году был принят закон о тарифах, в соответствии с которым с 1 января 2006 года уровень устанавливаемых тарифов на воду, газ, электроэнергию отнесен к компетенции субъекта Российской Федерации. Подобного тому, как то, что произошло в Бурятии в муниципальных образованиях, не повторится. Кроме того, при подготовке бюджета 2006 года правительством установлен коридор суммарного подъема тарифов - на уровне 15-20 процентов. Больше таких резких скачков, которые бы превышали эти цифры, практически не будет. Так что выводы на примере Бурятии все сделаны, и не только для Бурятии, но и для всех субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Баржанова Маргарита Валерьевна. БАРЖАНОВА М. В. Спасибо. Сергей Иванович, вы в своем докладе уже сказали о том, что регионам нашим не будет хватать тарифов на компенсацию возросших цен на нефтепродукты. Владимир Анатольевич говорил о том, что из 27 миллиардов 12,9 миллиарда предполагается использовать на обеспечение принятого муниципального жилищного фонда. Еще он в своем ответе сказал о том, что эти деньги якобы можно использовать и по другому направлению, то есть именно на погашение ценовых разрывов. Хочу напомнить, что существует Бюджетный кодекс, который предполагает целевое использование средств. Мой вопрос в следующем: скажите, пожалуйста, все-таки как будет решаться эта проблема в Думе и в правительстве? Понятно, что это вопрос не только ваш, это вопрос Минфина. И поэтому хотелось бы... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КРУГЛИК С. И. Спасибо большое. Мы действительно говорили об одном и том же с Владимиром Анатольевичем. На самом деле правительством выделены беспрецедентно большие средства, и я просил депутатов поддержать предложение правительства, поскольку бюджет находится у вас и вам принимать окончательное решение. Но в этих цифрах, поверьте, не найти те 5,6 миллиарда, которые бы пошли на погашение разницы в возросшей в течение года цене за топочный мазут. Впервые возникла такая большая разница - более чем в два с лишним раза. Я еще раз хочу обратить внимание на то, что проект бюджета находится в Государственной Думе. Если мы говорим "мы", то это значит, что за вами тоже остается право внести некоторые предложения по облегчению участи регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. КИБИРЕВ Б. Г. Кибирев по карточке Смолина. Уважаемый Сергей Иванович, не новость, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут день ото дня. Фракция Компартии Российской Федерации считает, что главная причина их роста - антинародная социальная политика правительства. Но здесь, конечно, есть и ряд других причин, в частности слишком большая разница в тарифах даже в похожих регионах. Дело в том, что местная власть произвольно включает в затраты ЖКХ всё, что захочет: стоимость сотовых телефонов, аудит своей деятельности, антитеррористические мероприятия, а вот добиться квалифицированной, объективной, гласной экспертизы затрат и тарифов практически невозможно. Мой вопрос: планируете ли вы установить единый порядок расчетов тарифов и сделать обязательной независимую их экспертизу до вступления в действие новых расчетов по платежам и тарифам? Спасибо. КРУГЛИК С. И. Подобного рода комплекс мер уже запланирован правительством. Постановления, которые утвердят соответствующие методики и процедуру утверждения тарифов, выйдут до весны следующего года, этот процесс будет регламентирован. Вот только сегодня мы обсуждали эту тему - почему большая разница в тарифах. Тарифы в тех регионах, в которых была сформирована система отопления на топочном мазуте, в разы отличаются от тарифов в тех регионах, где производится тепло на газе. Сегодня цена на мазут выросла еще в разы. Почему мы говорим о том, что должна быть компенсация с федерального уровня? Потому, что идет безудержный рост тарифов. И мы со всеми регионами как раз ведем диалог о том, чтобы эти затраты никоим образом не перекладывались на потребителей через тарифы. Сегодня нужно найти некий компенсационный механизм, для того чтобы потом, со временем, эти затраты выравнять, но никоим образом нельзя достигать этого резкими скачками, которые мы позволили в январе - феврале текущего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Резник Борис Львович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Герасименко по карточке Резника. Сергей Иванович, вопрос по предыдущей теме, по топочному мазуту: только должны решить вопрос о компенсации с федерального уровня или уже есть решение, потому что это разные вещи? Это одно. И второй еще вопрос у меня, вернее, он должен был быть первым. Газоснабжающие организации сейчас отказываются обслуживать плиты, сети внутри домов, все установки и так далее, в связи с тем что это не включено в тариф, вынуждая таким образом каждого гражданина заключать индивидуальный договор. Это будут десятки миллионов договоров. Что в этом плане делается? КРУГЛИК С. И. Подобного рода методика практически разработана. Она, я думаю, до нового года будет утверждена. В соответствии с ней содержание внутридомовых годовых сетей будет отнесено к затратам по статье "Жилищные услуги". Там будет расписано, каким образом это всё исчисляется, потому что, действительно, всё внутридомовое газовое оборудование за эти пятнадцать лет практически вышло из строя и сегодня нужно определить, кто является собственником и кто несет ответственность за его содержание. А уж какая компания будет обслуживать, это дело второе. Это всё будет прописано. Что касается топочного мазута. Я еще раз скажу, что именно таких денег - на компенсацию разницы - нет, есть сумма 12,9 миллиарда рублей, из них часть в 2002-2003 годах пошла в регионы на восстановление и содержание принятого в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда. Вот из этой суммы будут перечислены деньги регионам по их желанию в текущем году. Если регионы не пожелают, деньги сохранятся в бюджете 2006 года и могут быть направлены на любые цели, в том числе и на погашение разницы в тарифах, и на содержание. Но я вам уже сказал, что сегодня накоплена крайне большая кредиторская задолженность, поэтому этих денег едва ли хватит даже на то, чтобы рассчитаться по кредиторской задолженности этим регионам. А вот за бортом остается сумма порядка 5,6 миллиарда, которая пошла бы как раз на компенсацию этой разницы. Если мы с вами вместе не примем такого решения, эта сумма будет переложена в тарифы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коган Александр Борисович. КОГАН А. Б. Спасибо, Любовь Константиновна. Владимир Анатольевич, дело в том, что я вам задавал вопрос о том, когда будет сформирована методика расчета. Мы хотели получить ответ до 1 октября. Вопрос задавался именно вам, но я так пониманию, что Сергей Иванович сейчас на него сможет ответить: когда конкретно мы получим унифицированную методику расчета тарифов ЖКХ? Вопрос очень важный для регионов, и сегодня он задается практически всеми депутатами. Когда мы сможем ее увидеть и предложить регионам для обсуждения? КРУГЛИК С. И. На самом деле методика готова. У нас одна-единственная проблема - согласование всех документов. Владимир Анатольевич будет докладывать национальный проект, и в рамках этого доклада при рассмотрении у председателя правительства мы будем выходить с инициативой о регламенте рассмотрения подобного рода вопросов, поскольку на два ближайших года у нас двести четырнадцать подобных постановлений, все они касаются разных направлений этого сектора. Если мы будем идти по регламенту, то это выйдет за все пределы. Будем надеяться, что данная методика к 1 ноября будет утверждена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Свиридов Валентин Валентинович, ваш вопрос. СВИРИДОВ В. В. Сергей Иванович, в жилищно-коммунальном хозяйстве работает почти три миллиона человек, это более 5 процентов занятых в экономике. Более 50 процентов кадрового состава - это люди старше сорока лет. И очень высока текучесть кадров - до 40 процентов ежегодно. Вот как укомплектована отрасль ЖКХ в настоящее время кадрами и что делает федеральное агентство для закрепления кадров, сокращения текучки и подготовки новых специалистов? Потому что ни для кого не секрет, что в ЖКХ работает достаточное количество людей, которые, скажем, специалистами как таковыми не являются. КРУГЛИК С. И. На самом деле здесь специальных мер не требуется. Я вам могу привести пример. Я был в котельной на Сахалине, где людей просто на смену заваривают, так сказать, для того чтобы они не ушли со смены, просто заваривают металлическую дверь, и люди там остаются. Вот как бы там ни было смешно, но так и есть. А в пяти шахтерских регионах Ростовской области при помощи кредита швейцарской фирмы "Эй-Би-Би" создана управляющая компания, и сегодня в этих городах, где полтора года назад была такая же ситуация, ЖКХ уже не нуждается ни в кадрах, ни в таком подходе к рабочим местам, потому что пришел новый менеджмент. Для этого мы с вами создали абсолютно все экономические предпосылки и условия. Мы не разобрались лишь только с одним ключевым вопросом - это вопрос совершенствования системы предоставления льгот и жилищных субсидий. Но это отдельная тема разговора, и я думаю, что его уже пора начинать. Как только мы решим эту проблему, обновление кадров в этом достаточно серьезном бизнесе и снижение издержек произойдет рано или поздно. А до тех пор, пока этого не произойдет, кого бы мы ни учили, в сахалинскую действительность, в действительность Корякского автономного округа, в действительность Кировской области, Ульяновской, в этот сектор, еще не скоро придут грамотные управленцы, и, соответственно, учить там будет уже бессмысленно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Курдюмов Александр Борисович. АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР. Афанасьева по карточке Курдюмова. Владимир Анатольевич, у меня к вам вопрос. Насколько мне известно, вы дали команду выяснить схемы завоза топлива в регионы. И мы все знаем, и для вас, видимо, не секрет, каким образом закупается топливо на зиму: цена в результате манипуляций с посредническими фирмами вырастает в разы. В общем-то, тех сумм, которые называл Сергей Иванович, никогда не будет хватать на закупку, на возмещение затрат и так далее, и тому подобное. В связи с тем, что зима на носу, видимо, ваши подчиненные выполнили ваше задание и представили вам какие-то цифры. Прошу вас назвать субъекты Российской Федерации, в которых топливо закупается через посреднические фирмы (либо это все субъекты), и дать информацию, какие меры предпринимает правительство для наведения порядка в этой сфере. Ведь вот это повышение цены через посредников есть не что иное, как разворовывание бюджетных средств как федерального бюджета, так и субъектов Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Анатольевич. ЯКОВЛЕВ В. А. Абсолютно правильная постановка вопроса. Мы провели анализ пока еще не во всех субъектах. Я думаю, что в течение нескольких месяцев мы эту работу завершим. Смысл заключается в следующем, ситуация такая. Допустим, порядка 800 миллионов в Корякию идет дотация на подготовку к зиме и заготовку топлива. Уголь завозят из Кемеровской области и из Кузбасса. Мазут, как правило, завозят в последний момент, в последние минуты, и почему-то танкеры всегда уходили совсем в другую сторону. Вот с этой ситуацией мы разобрались. По Корякии принято решение разрабатывать разрезы - и это решение уже начинают реализовывать - для добычи своего, местного бурого топочного угля, который находится в 15 километрах от их поселений. Топочный мазут на сегодняшний день завезен в полном объеме, но если говорить вообще о схемах, то происходит действительно странная ситуация: один и тот же субъект, одни и те же территории на одной и той же широте, а разница в цене - в два-три раза. Можно привести множество примеров абсолютно по всем субъектам. А посредники, как правило, везде. Поэтому мы соответствующие предложения вырабатываем, они очень неудобные для некоторых, очень сложные для принятия решений, но тем не менее мы поставим прямую зависимость: деньги федеральные, контроль федеральный и схемы должны быть упорядочены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Головатюк Андрей Михайлович, ваш вопрос. ГОЛОВАТЮК А. М. Сергей Иванович, у меня к вам вопрос. Очень много поступает обращений граждан по поводу создания товариществ собственников жилья и по поводу организации работы муниципальных предприятий ЖКХ. На ваш взгляд, какая форма все-таки будет более приемлема: либо ТСЖ, либо остается так, как прежде, - ЖКХ? КРУГЛИК С. И. На самом деле, вопрос гораздо глубже. По законодательству у нас сегодня это основная из форм - товарищества собственников жилья, но это не означает, что они сами все поголовно должны управлять этим процессом, потому что управление недвижимостью, особенно в жилищной сфере, - это достаточно сложный профессиональный труд. Поэтому наша задача, чтобы люди организовались и понимали, куда расходуются деньги, каким образом они расходуются, для каких целей и каким образом прирастает в цене их недвижимость во времени, а задачи профессиональных компаний по управлению, а не просто по эксплуатации, должны соответствовать тому закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который мы с вами принимали. Они должны приказать долго жить, а на их место должны прийти современные частные управляющие компании. Вот к этой схеме нужно стремиться. Что касается самой процедуры создания товариществ собственников жилья, одна из сложностей сегодня - это как раз то, что вопрос предоставления льгот, и прежде всего федеральных, и вопрос предоставления субсидий со стороны всех уровней власти, не отработаны. Их либо недополучают люди, либо не получает никто. И вся эта тяжесть ложится на управленцев, которые работают в этой сфере. Поэтому так неохотно всё это образуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шайхутдинов Рифат Габдулхакович, ваш вопрос. МАЛЫШКИН О. А. Малышкин по карточке Шайхутдинова. А вот сразу вопрос такой. Это вопрос к Сергею Ивановичу. Вы же знаете, контора такая есть - российская коммунальная система. Ну-ка скажите: на халявочку они что-нибудь сделали, трубы починили или еще что-нибудь сделали? Наверняка же не сделали. Они тарифы повышают только, тарифы повышают. Вы сейчас сказали, что альтернативные службы создавать будем. Ведь это, запомните, муниципальное производственное предприятие ЖКХ. Но если вы, управленцы, не можете или там на месте не могут управлять своим хозяйством... Вот Яковлев, кстати, когда был там мэром, он там управлял, наверное, нормально. Если не можете управлять, то, может, уже давайте мы создадим альтернативные службы, администрации, агентства создадим или что-нибудь такое, если же мы не можем управлять, бессильны и отдаем всё в частные руки. Вам показалось, что вот эта российская коммунальная система... Там вот этот светленький паренек говорил: бабки сюда, бабки, потом всё остальное. Слышали ж, наверное, да? КРУГЛИК С. И. Слышал. На самом деле сегодня российская коммунальная система пережила достаточно серьезную реструктуризацию. Безусловно, там были большие ошибки, да, были, даже были построены котельные (есть конкретные примеры в конкретных субъектах Российской Федерации), абсолютно не относящиеся к системе отопления. Да, даже такие были ошибочные проекты. Сегодня там наводится порядок, и я полагаю, что это была одна из самых первых компаний и что нужно всем оказать поддержку, для того чтобы эти люди, которые начали трудиться... Хотя у них была беспрецедентная финансовая поддержка, и она была все-таки израсходована не так, как положено. Те же фирмы... Я вам могу привести в пример десятки компаний, вот мы уже здесь упоминали опыт шахтерских городов, упоминали "Новогор-Прикамье", где сегодня уже получены колоссальные экономические эффекты. Что я понимаю под этим? Это высокое качество, допустим, воды при наименьшей цене этой воды по сравнению с аналогичными городами. То есть первые шаги - они буквально будут с ошибками. Дальше это всё будет развиваться. Создавать же нужно мотивацию для прихода бизнеса, а не в административных структурах управленческие структуры, потому что ни к чему хорошему, поверьте, это не приведет, мы это уже всё проходили. Поэтому давайте продолжать создавать мотивацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Юрий Петрович, ваш вопрос. САВЕЛЬЕВ Ю. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Уважаемые Владимир Анатольевич и Сергей Иванович (я не знаю, кто ответит), скажите, удалось ли на основании каких-либо стандартов, нормативов или других критериев сосчитать необходимую стоимость жилищно-коммунальной реформы? И в этой связи два вопроса. Если такие нормативы есть, насколько они соответствуют хотя бы среднеевропейским? И какова цена реформы? КРУГЛИК С. И. Вот тут Владимир Анатольевич подсказывает - 2 с лишним триллиона. На самом деле я немножко дальше уйду. Мы в 1998 году, когда начинали делать программу реформирования и модернизации ЖКХ, ушли за 3 триллиона рублей, после этого перестали считать. Почему? Потому что на самом деле мы с вами говорим о 30 процентах основных фондов нашей страны, причем далеко не в лучшем состоянии, поскольку всегда финансировались как бы по остаточному принципу. Понимаете? И сегодня я почему возвращаюсь к мотивации? До тех пор пока для всех слоев населения и для всех уровней власти не будет мотивации либо дистанцироваться от этого вопроса, либо прийти и эффективно там работать с целью получения прибыли и оказания качественных услуг, мы ситуацию не изменим. Считать сегодня нужно на уровне каждого муниципального образования, потому что уровень износа, уровень состояния основных фондов - я имею в виду коммунальный сектор и жилищный фонд - совершенно различен. И считать затраты по стране, средства на которые никто сегодня уже просто не выделит, бессмысленно, их нужно считать на уровне муниципальных образований, их нужно считать на уровне управляющих компаний и выстраивать экономические механизмы, для того чтобы их своевременно настигать и ликвидировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, чтобы у нас успели выступить представители всех фракций, мы с вами должны закончить задавать вопросы. Я прошу вас задать вопросы нашим коллегам из правительства в рабочем порядке. Сейчас от комитета по данной теме выступит Мартин Люцианович Шаккум. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, фракция "Единая Россия". Здравствуйте, уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Я хотел бы остановиться на некоторых системных вопросах работы жилищно-коммунального комплекса, потому что каждый раз говорить о подготовке к зиме - это значит напоминать о старых добрых социалистических временах. Я прошу буквально пять минут внимания, коллеги, и, смею вас уверить, через пять минут вы в проблемах жилищно-коммунального хозяйства разберетесь полностью. Я приведу несколько цифр, которые вы еще не слышали. Давайте посмотрим по полугодиям 2003-го, 2004 годов и 2005 года, который еще не закончился, поэтому по полугодиям. В 2003 году предприятия жилищно-коммунального хозяйства собрали 270 миллиардов рублей, потратили 300. В 2004-м собрали 500 - рост 80 процентов, обратите внимание, это с населения - потратили 529. 2005 год - уже 714 миллиардов за полугодие, потратили 721. Вообще говоря, покрыть платежами населения расходы ЖКХ - это какая-то нереальная задача, как мы с вами видим, это как попытка добежать до горизонта, чем больше население платит, тем больше этот сектор тратит. А в чем же дело, коллеги? А дело в том, что сектор жилищно-коммунального хозяйства - это огромная черная нерыночная дыра. Есть два способа наладить ситуацию. Либо ввести там рыночные отношения, но это годы, а может быть, даже десять - пятнадцать лет, за это время нам нужно навести там порядок, то есть это время, либо тарифы должны регулироваться и контролироваться. Теперь, каким образом это сделать? Естественно, с помощью законов и нормативных актов. Так вот, правительство, к сожалению, у нас не озаботилось подготовкой законодательной базы, и депутаты (я напомню) в прошлом году внесли и приняли за год Жилищный кодекс, закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", закон об инвестиционных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Данные законы решают принципиальные вопросы формирования платы за коммунальные услуги, установления тарифов для организаций коммунального комплекса и предоставления гражданам субсидий. Теперь, для того чтобы эти законы работали, что необходимо? Принять несколько постановлений. Я вам могу сказать, что они до сегодняшнего дня не приняты. Что за постановления? О правилах предоставления гражданам коммунальных услуг - нет. Как работать в отсутствие этих правил предприятиям жилищно-коммунального хозяйства? О порядке утверждения нормативов потребления предприятий коммунального хозяйства - нет. О правилах регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к этим тарифам - нет. О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном контролировать экономически обоснованное установление тарифов, - нет. И последнее - о порядке определения размера субсидий и их предоставления, и всё такое прочее. Коллеги, этих документов нет. Как в их отсутствие, объясните, можно вообще каким-то образом регулировать отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства?! Я, например, не представляю, каким образом это сделать. Кроме того, хочу сказать, что, поскольку очень многие предприятия жилищно-коммунального хозяйства сегодня находятся на грани банкротства, должен быть принят закон о финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Министерством он не подготовлен и до сих пор не внесен. Поэтому, чтобы быть кратким, я предлагаю: до принятия этих документов объявить мораторий на всяческое повышение тарифов для граждан, потому что эти средства, которые мы собираем с граждан, никак не помогают нашему жилищно-коммунальному хозяйству, не способствуют его оздоровлению, а перетекают, по-видимому, только в карманы чиновников и руководителей этих предприятий. Поэтому у меня предложение поддержать установление этого моратория. Кстати, именно об этом, об ограничении... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд, пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Именно об ограничении тарифов ЖКХ говорил президент 5 сентября в своем выступлении. И комитетом подготовлено обращение к председателю правительства. Я предлагаю включить эти вопросы в данное обращение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. От фракции КПРФ кто будет выступать? Пожалуйста, депутат Видьманов. ВИДЬМАНОВ В. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Мягко говоря, Сергей Иванович вопрос сгладил - подготовка к зиме, будущей зиме. Подготовлены плохо, а в ряде регионов очень плохо. И здесь нет вины министерства или нашего агентства. Главная причина неудовлетворительной подготовки жилищно-коммунального хозяйства - это его аварийное состояние, отсутствие четкой программы его восстановления и финансирования, полная потеря, подчеркиваю, руководства этой отраслью со стороны правительства. Высокая аварийность объектов ЖКХ - следствие критического износа сетей и оборудования, и степень износа возрастает. Поэтому ежегодно необходимо капитально ремонтировать более 100 миллионов квадратных метров жилья (а у нас почти 3 миллиарда квадратных метров), а ремонтируется во много раз меньше. Особенно остро стоит вопрос о сносе ветхого и аварийного жилья, площадь которого растет, и сегодня в таких домах живут более пяти миллионов наших граждан. При нынешних темпах ликвидации такого жилого фонда для переселения людей из этих домов потребуется более ста лет. По оценкам специалистов, на восстановление коммунального хозяйства с учетом необходимых затрат на эксплуатацию требуется сегодня более пяти триллионов рублей. По сравнению с этими потребностями суммы, заложенные в федеральном и региональных бюджетах на текущий год и в проектах на будущий год, проблем ЖКХ не решают и приблизительно. Поэтому аварийность не только сохраняется, но и растет. Депутаты обязаны знать, что в системе ЖКХ страны по состоянию на сегодняшний день действует семьдесят четыре тысячи котельных, двадцать две тысячи тепловых пунктов, 151 тысяча километров тепловых сетей и сотни тысяч километров других инженерных коммуникаций, которые должны по ситуации гарантированно обеспечить в зимний период года тепловой режим во всей жилищной и социальной сфере. А такой гарантии нет и быть не может при изношенности инженерных сетей до 80 процентов. Никакие заслушивания и заверения правительства делу не помогут. Надо выполнить прежде огромную работу, и я думаю, что Яковлев и Сергей Иванович прекрасно это понимают. Правительство и фракция "Единая Россия" поставили цель: с будущего года взимать с населения стопроцентную плату за жилье и коммунальные услуги. А тарифы, как мы с вами знаем, практически безудержно растут. Уход правительства и, я подчеркиваю, партии "Единая Россия" от решения острейших проблем коммунального хозяйства, спихивание их на региональный и муниципальный уровни, передачу предприятий в частные руки, повышение тарифов за счет населения - мы, коммунисты, считаем это антинародным и антигосударственным. Можно добавить к этому, что разрушена единая государственная система управления отраслью. До сегодняшнего дня нет единых нормативных документов, о чем говорил председатель комитета Шаккум, устанавливающих тарифы с учетом особенностей регионов, ясных методик их расчета и системы государственного контроля за правомерностью их установления. Такая политика - верный способ сделать самые элементарные услуги в этой сфере недоступными для абсолютного большинства населения, это приведет страну в конечном итоге к техногенным и социальным катастрофам. Исходя из этого выводы и предложения фракции КПРФ. Первое. Правительство и партия "Единая Россия" защищали и защищают только интересы имущего класса, то есть буржуазии, во всех сферах, в том числе и в жилищной. Второе. Даже в рамках действующего правительства, бросившего коммунальное хозяйство на произвол судьбы, необходимо в кратчайшие сроки восстановить государственную систему управления жилищно-коммунальным и строительным комплексами по вертикали. Такие предложения фракция КПРФ внесет и в правительство, и в Государственную Думу... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пятнадцать секунд, пожалуйста. ВИДЬМАНОВ В. М. Из доходной части федерального бюджета необходимо, подчеркиваю, выделить жилищно-коммунальному хозяйству в текущем году 50 миллиардов дополнительно, а на будущий год - 500 миллиардов. Возможность такая есть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР кто будет выступать? Депутат Коган Юрий Владимирович, пожалуйста. КОГАН Ю. В., фракция ЛДПР. Большое спасибо, Любовь Константиновна, большое спасибо, уважаемые коллеги, за то, что дали мне возможность сегодня сказать несколько слов. Владимир Анатольевич и Сергей Иванович, прежде всего я обращаюсь к вам. Мы сегодня совершенно не настроены шашками здесь рубать. Нас страшно беспокоит ситуация, и я искренне удивлен, что сегодня в зале находится не более ста человек. Ну как же так, коллеги? Ведь такой вопрос рассматривается сегодня, он же касается всех регионов! Вот сегодня Владимир Анатольевич сказал: двадцать доноров... Откуда они взялись? Я вам просто пару слов скажу о том, что у нас сегодня делается. Я присутствовал вчера на заседании правительства Ульяновской области, и там просили, чтобы я, сегодня выступая, еще раз (в который уже раз!) обратил внимание на этот регион, который абсолютно похож на большинство тех, которые составляют нашу Федерацию. У нас тысяча двести котельных. Половина из них работает на мазуте, половина - на газе. Мне вчера председатель правительства Александр Александрович Майер сказал: "Мы в ситуации, когда денег не дают федералы, вынуждены на 300 процентов повышать плату". На 300! В ближайшее время в Ульяновской области повышение на 30 процентов приведет к тому, что цена квадратного метра жилья будет 40 рублей, Владимир Анатольевич, 40 рублей! Это же с ума можно сойти! Я вам больше скажу. Вот к чему привел 131-й закон, который так хорошо прошел у нас в Государственной Думе: 436 миллионов сегодня не хватает области, чтобы принять на себя муниципальное жилье. А это как? А кто их даст, Сергей Иванович? Вообще, в Ульяновске говорят: "У нас полтора года ребенку, именуемому правительство Фрадкова. Как будто полтора года, но его нет. Удивительно, что Россия еще не сдохла при таком правительстве". Ну где же механизмы? Как же можно? В прошлом году область покупала мазут за 1 800 рублей. В этом году он стоит 5 600! В три раза больше! Я думаю, депутаты любого региона должны бы подняться здесь и сказать: ребята, правительство, ну где же ваши механизмы? Мы не говорим здесь: ату, долой! Мы говорим: давайте быстрее! А в ответ слышим одно: план отработан, мероприятия, скоро соберемся, к 1 ноября. Да мы задохнемся, замерзнем к 1 ноября. Замерзнем! У нас уже пять дней ниже плюс восьми, всё, включать нужно! У нас 23 процента населения в Ульяновской области - старики, пенсионеры. Я не знаю, какие еще слова нужно найти, чтобы высказать здесь, но все-таки нам, нашей фракции ЛДПР, очень бы хотелось, чтобы правительство максимально быстро решало вопросы по 131-му закону и по обеспечению финансами регионов. Сергей Иванович, о вас в Ульяновской очень хорошо говорят. Я вас первый раз вижу, я к вам персонально обращаюсь: давайте соберем какую-нибудь комиссию, съездим в этот богом проклятый регион. Я в любом своем выступлении твержу: Ульяновск, Ульяновск. Ну давайте! Любовь Константиновна, вы ведь мне тоже обещали депутатскую группу послать, разобраться. Владимир Анатольевич, я с вами говорил. Сегодня ведь для того, чтобы протопить город, где я избрался, мэр города Ермаков продает так любимое коммунистами имущество. У нас Ленинский мемориал уже распродают - понимаете? - чтобы протопить Ульяновскую область, город Ульяновск! Ну давайте съездим посмотрим на всё это безобразие! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Родина" Чуев. Александр Викторович, пожалуйста. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, я постараюсь говорить недолго, но все-таки вопрос действительно очень важный. Вы знаете, в нашем жилищно-коммунальном хозяйстве, на мой взгляд, всё поставлено с ног на голову. Казалось бы, совершенно очевидная ситуация. Для того чтобы действительно обеспечить людей этими услугами, нужно было, наверное, начинать не с того, что ввести в эту сферу рынок и начать создавать специальные компании, товарищества собственников жилья, а просто, если бы правительство подходило к этому разумно, нужно было провести исследование по каждому региону, и так, как в свое время создавались паспорта регионов, создать специальные жилищно-коммунальные паспорта, из которых бы стало ясно, что в каком регионе нужно со стороны государства сделать, а после этого централизованно принять решение, по какому региону, донору или реципиенту, каким образом решать эту проблему. У нас происходит всё наоборот. У нас государство сегодня из жилищно-коммунальной сферы просто уходит, с чем мы не можем согласиться, мы говорим, что сегодня эта политика приведет к тому, что людям скоро будет нечем платить за жилищно-коммунальные услуги, муниципальным образованиям нечем будет... Вот вступает в силу 131-й закон со следующего года, непонятно будет, какие последствия этот закон несет для жилищно-коммунальной сферы. Откуда возьмутся деньги у муниципальных образований, если на них этим законом нагрузили массу дополнительных, не обеспеченных деньгами полномочий и обязанностей? К сожалению, сегодня государство уходит, предоставляя эту сферу коммерции, и говорит, что здесь будет конкуренция и эти услуги будут более качественны. А на самом деле идет речь только о перераспределении финансовых потоков. Там, где есть государственная ответственность, бизнеса быть не может, и никакой спайки государства и бизнеса в этой сфере также не может быть. Это просто приведет к коррупции и к тому, что финансовые потоки через эти управляющие компании, через изменение посредническими компаниями закупочных цен просто будут оседать в соответствующих карманах. Мы приняли уже целый комплекс законов, даже не подумав о том, сколько людей мы, так сказать, затронули. Приведу лишь короткий пример: когда мы решили создавать товарищества собственников жилья, мы забыли, что у нас существуют еще жилищные кооперативы. Мы их просто вычеркнули. Мы, даже не подумав о том, к каким последствиям это может привести, сказали: кооперативов больше не будет, они все должны преобразоваться в товарищества собственников жилья и исчезнуть. На сегодняшний день мы говорим, что газ дешевле, чем мазут и дешевле, чем другие виды топлива. Так должна, видимо, в государстве существовать нормальная программа всеобщей газификации, если уж это наш стратегический ресурс! Но что происходит сегодня? Программа как бы на бумаге есть. А на деле? На деле 50 процентов средств должен внести субъект Федерации. Как правило, у субъекта Федерации денег нет, и он начинает либо их искать на стороне, либо договариваться с государством, чтобы каким-то образом ему сделали какие-то перезачеты, чтобы все-таки газификация была. Процесс идет очень медленно. Масса субъектов Российской Федерации не газифицирована. Костромская область, например, газифицирована на 17 процентов, то есть вся остальная часть этой области топится либо углем, либо мазутом. То есть опять-таки здесь мы подходим не с точки зрения государственной, не с намерением обеспечить всем гражданам определенный уровень, определенный стандарт жизни, а мы подходим с другой стороны, мы говорим: субъекты Федерации должны решать этот вопрос сами. Непонятно, где деньги будут брать? Ну не решают, ладно, мы, так сказать, сделаем здесь трансферты, субсидии, мы заложим в бюджет помощь. И это при том, что у нас существует профицит, одной, я не знаю, пятой части которого хватило бы сегодня для того, чтобы эту проблему начать решать кардинально для всей страны. Так нет же, мы считаем, что это неправильно, это неэффективно! Я понимаю, что ремонтировать трубы за счет государственного профицита, может быть, неэффективно с точки зрения бизнеса, но здесь люди живут! А государство Россия не является закрытым или открытым акционерным обществом! Как можно ввести конкуренцию в те области, где государство издавна являлось монополистом и где существовала единая система? Невозможна конкуренция в РАО "ЕЭС...", это будет профанация конкуренции, это будет взяточничество, коррупция, обеспечение своих людей, связанных бизнесом с руководителем РАО "ЕЭС России". Невозможна конкуренция в "Газпроме", потому что это единственный газовый гигант, который снабжает всю страну. В нефти мы попытались сделать некое подобие конкуренции, но, поверьте мне, количество денег, которые мы сегодня теряем при продаже нефти и нефтепродуктов, прежде всего сырой нефти, измеряется огромными цифрами. Посмотрите, сегодня при нынешней цене на нефть мимо государственного кармана уходят такие средства, о размерах которых мы здесь даже предположить не можем, узнаем только из некоторых исследований неофициального характера... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пятнадцать секунд. ЧУЕВ А. В. Пятнадцать секунд. Я считаю, что сегодня, раз уж мы попали в такую ситуацию, по крайней мере мы должны, первое, принять действенные меры для того, чтобы ввести жесткую вилку тарифов, чтобы у нас не было того роста, который происходит сегодня; и второе - принять все необходимые нормативные жесткие акты, которые хотя бы разрулили ситуацию с оказанием жилищно-коммунальных услуг, потому что сейчас кто что хочет, тот то и делает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Народной Воли" - Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР). Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Несмотря на то что Государственная Дума и правительство неоднократно рассматривали вопрос о реформировании жилищно-коммунального хозяйства, о ходе этой реформы, практически результатов на сегодняшний день мы не достигли. Оценивая реальное состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства и жилищного фонда в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации и возможности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, к сожалению, можно утверждать, что государство теряет свой социальный статус. Анализ финансового состояния отрасли на основе данных инвентаризации показал, что главными причинами, сдерживающими деятельность предприятий ЖКХ как эффективных хозяйствующих субъектов, являются наличие большой кредиторской задолженности, сопоставимой с годовым, а то и более доходом предприятия, и удручающее состояние основных фондов ЖКХ, да и всего муниципального имущества. Во многом это происходит потому, что не решены задачи снижения уровня энергоемкости производимых в жилищно-коммунальном хозяйстве работ и услуг. С нашей точки зрения, значительно ускорить этот процесс возможно только изменив статус хозяйствующего субъекта - самого предприятия. Говорят, что в ЖКХ нет стимулов снижать себестоимость. Это неправильно, система стимулов должна быть построена наоборот: чем больше снижена себестоимость, тем больше прибыли можно получить. Такой подход увеличит заинтересованность предприятий ЖКХ в результате своего труда. А формирование прозрачной системы утверждения тарифов сделает коммунальную сферу привлекательной для частного бизнеса и вложения инвестиций. Это невозможно сделать, не решив главной задачи. Она касается реструктуризации задолженности предприятий отрасли. В ЖКХ формирование дебиторской, а следовательно, и кредиторской задолженности имеет свои особенности. Услуги, предоставляемые предприятиями населению, дотируются из бюджета исходя из разницы в тарифах и величины предоставляемых гражданам льгот и субсидий. Как правило, эти дотации ежегодно на 30-40 процентов ниже необходимой потребности. Тарифы на услуги ЖКХ регулируются органами власти на местах, где принимаемые решения зачастую подчинены политической конъюнктуре, а не экономической целесообразности. Преодолеть эту ситуацию можно только законом. Поэтому необходим закон о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ. Мы, депутаты, приложим все силы для принятия данного закона. Для привлечения в ЖКХ инвестиций и бизнеса (когда ЖКХ предлагают сотрудничество), как показывает опыт, не так страшен высокий износ основных фондов, как неразбериха с самими основными фондами. Эта рутинная, техническая работа требует много времени и средств, но она должна быть выполнена предприятий ЖКХ, муниципалитетом, в первую очередь заинтересованным в привлечении бюджетных и внебюджетных средств в этот сектор экономики. При этом необходимо решить проблему, препятствующую вхождению бизнеса в ЖКХ, ликвидировать институт права хозяйственного ведения. Для этого надо очень оперативно внести ряд изменений в действующее законодательство, включая Гражданский кодекс Российской Федерации. Для развития института частного управления жильем и привлечения граждан к управлению своим жильем необходимо думать об отдельном законе - об управлении многоквартирными домами. Введение в действие с 1 января 2006 года новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", разграничение полномочий между уровнями власти, совершенствование межбюджетных отношений, реформа электроэнергетики и так далее потребуют корректировки многих действующих и даже недавно принятых законов, касающихся деятельности предприятий, имущественных отношений, тарифообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной защиты граждан и многого другого. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, у нас, к сожалению, уже не остается времени для заключительного слова. Уже 13.59. Пожалуйста, Владимир Анатольевич. ЯКОВЛЕВ В. А. Любовь Константиновна, я еще раз хочу поблагодарить за то беспокойство, которое проявляют депутаты. Очень жалко, что это беспокойство проявляется только в отопительный сезон. Зиму и осень никто и никогда не отменял. Ситуацию в жилищно-коммунальном секторе знают все, и не случайно я, как-то выступая у вас здесь, говорил: давайте мы специально рассмотрим этот вопрос, есть программа "Жилище", давайте мы ее рассмотрим. Приняты законы, которые сегодня отменили государственное участие в программах ЖКХ по подготовке к зиме. Руководители субъектов Федерации это тоже хорошо понимают, но тем не менее на подготовку к зиме в полном объеме не закладываются средства. Почему? По закону это должны делать. Поэтому мы и должны с них спросить. Просто контролировать недостаточно. Мы сейчас разработали программу "Жилище", она представлена. Вы приняли решение по увеличению объемов, но этих объемов, безусловно, будет недостаточно. Давайте вместе двигаться. И я просил бы программу "Жилище" специально рассмотреть либо в комитете (поручение дать), либо во фракциях, либо на пленарном заседании. Думаю, что от этого была бы польза для наших граждан. А вот эти дежурные вопросы, конечно, нужны, но могу подтвердить, что зима не отменяется, сезон начнется не хуже, чем в прошлом году. Будут ли аварии? Аварии будут - в связи с таким техническим состоянием, безусловно, от них ну никак не отойти, - но эти аварии в большинстве случаев подконтрольны, проблемы будут решаться. Прозвучало много вопросов, на многие из них я мог бы ответить, но считаю, что действительно должно быть специальное рассмотрение данной темы на одном из ваших пленарных заседаний. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич.