Заседание № 50
29.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 148067-3 "О противодействии коррупции" (принят в первом чтении 20 ноября 2002 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4723 по 4928 из 7201
Переходим к рассмотрению законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению. Я приглашаю на трибуну Владимира Ильича Колесникова, заместителя председателя Комитета по безопасности. Он докладывает проект федерального закона "О противодействии коррупции". КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Вам представлен проект федерального закона № 148067-3 "О противодействии коррупции". Рассматриваемый законопроект был принят в первом чтении в ноябре 2002 года, шесть лет тому назад. После принятия законопроекта в первом чтении были получены официальный отзыв Правительства Российской Федерации и заключение президента, в которых были высказаны соображения концептуального характера, не позволяющие им поддержать данный законопроект. В течение установленного Государственной Думой срока поступили поправки к законопроекту. Рабочей группой по подготовке ко второму чтению под руководством депутата Государственной Думы Баскаева была проведена значительная работа по доработке нового варианта проекта федерального закона "О противодействии коррупции", однако законопроект, устраняющий концептуальные замечания Президента России и Правительства России, подготовить не удалось. Кроме того, за прошедшие шесть лет Россией были ратифицированы Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (8 марта 2006 года) и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (25 июля 2006 года). Инкорпорирование положений этих международных актов в российское законодательство требовало изменений концепции рассматриваемого законопроекта и в принципе формирования современных подходов к противодействию коррупции. В течение 2006-2007 годов в администрации президента велась подготовка пакета проектов законов по противодействию коррупции. Существовала договорённость о том, что перед внесением их в Думу законопроект, находящийся на рассмотрении, будет снят в рамках процедуры второго чтения. 3 октября текущего года Президентом Российской Федерации внесён в Государственную Думу пакет законопроектов, направленных на комплексное противодействие коррупции и предусматривающих внесение изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации. Он включает альтернативный законопроект - проект федерального закона № 105369-5 "О противодействии коррупции". Рассмотрение новых законопроектов планируется ответственным комитетом на начало ноября, поэтому необходимо принять решение по принятию проекта в первом чтении. Учитывая положение дел, мы полагаем дальнейшую работу по подготовке ко второму чтению проекта федерального закона № 148067-3 "О противодействии коррупции" нецелесообразной. В соответствии с частью девятой статьи 121 Регламента Государственной Думы комитет предлагает его отклонить при рассмотрении во втором чтении. Однако, хотя Комитет по безопасности 16 октября текущего года принял такое решение, мы считаем, что при работе над законопроектом "О противодействии коррупции", внесённом Президентом России, ответственный комитет и комитеты-соисполнители должны максимально использовать полезные положения, содержащиеся в рассматриваемом сегодня законопроекте. Прошу поддержать решение Комитета по безопасности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Ильич. Вы можете присаживаться. У нас нет в данном случае процедуры ответов на вопросы, у нас есть процедура выступлений от фракций. Может взять слово полномочный представитель президента, после чего я поставлю на голосование предложение профильного комитета. Есть желающие выступить от фракции по этому вопросу? Есть. Депутат Локоть - от фракции КПРФ. ЛОКОТЬ А. Е. У меня небольшое замечание, к сожалению, невозможно задать вопрос. Понимаете, за шесть лет устареет любой законопроект. Вообще, нехорошая тенденция: как борьба с коррупцией, так после принятия в первом чтении цикл аж шесть лет. А где гарантия, собственно говоря, того, что очередной пакет не пролежит после принятия в первом чтении очередные шесть лет и точно так же благополучно не устареет? Кто такую гарантию сегодня может дать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я вам дам такую гарантию, если вам это требуется. ЛОКОТЬ А. Е. Олег Викторович, можно я закончу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно, извините, ради бога. Мне показалось, что вы закончили. ЛОКОТЬ А. Е. Я говорю о тенденциях. Это уже тенденция, вообще говоря. И здесь у нас очень большие сомнения, потому что не так уж плох законопроект, который мы сегодня отметаем, так легко с ним разделываясь. А тенденция плохая, потому что вот сейчас только что прошло у нас заседание комитета, на котором мы рассматривали новый пакет, и там уже шла речь о том, что пакет-то вносится, но уже есть замечания к этим законопроектам: там то не так, другое не так, надо бы подправить. Судьба нового законопроекта, который, мы предполагаем, будет принят и позволит наиболее эффективно бороться с коррупцией, может быть тоже плачевной. Поэтому мы, наверное, воздержимся от того, чтобы так легко отметать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я здесь позволю себе не согласиться с коллегой Локотем Анатолием Евгеньевичем. За шесть лет законопроект не устарел. Причины коррупции как были, так и остались, и методы лечения коррупции как были, так и остались, это используется всё с древнейших времён до нашего времени. Мне просто-напросто хочется сделать небольшое замечание. Надо бы, так сказать, уважать Государственную Думу и наших коллег, то есть правильнее было бы просто-напросто вернуть данный законопроект к процедуре первого чтения и, учитывая то, что поступил президентский законопроект, рассмотреть их как альтернативные. В данном случае мы просто-напросто всеми правдами и неправдами, получается, берём этот законопроект и выносим, потому что поступил президентский, который мы и примем. Я считаю, так делать нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот я надеюсь, что депутат Баскаев, который очень много работал над данным законопроектом и который представляет фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", сейчас даст все объяснения. Пожалуйста, Аркадий Георгиевич. БАСКАЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Владимир Ильич уже сказал о том, что над законопроектом мы работали почти шесть лет, и этот труд не пропал даром. Во-первых, основные положения законопроекта были использованы в работе комиссии и рабочей группы, которая внесла законопроект от имени президента, так что есть основания считать, что этот труд не пропал даром. Во-вторых, у нас уже сегодня действительно есть, внесён новый законопроект, концептуально мы, естественно, все его поддержим, а ко второму чтению будут предложения, поправки, в том числе и мои, в этот законопроект, который вносит президент. И чисто технический момент. По Регламенту нельзя вносить, принимать к рассмотрению законопроект президента, если мы не снимем этот законопроект, по Регламенту не положено иметь два одинаковых законопроекта, если один из них в первом чтении уже принят. Это чисто технический момент, и я, как один из авторов этого законопроекта, не вижу здесь никакой трагедии, я думаю, что мы наконец в ноябре с мёртвой точки сдвинемся, приняв в первом чтении законопроект, который внёс президент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "Справедливая Россия" не настаивает на выступлении? Нет. Я просто для справки хочу сказать (я тоже являюсь автором этого законопроекта), что мы до того, как появился президентский законопроект, были готовы начать работу над новой редакцией, мы это обсуждали с авторами, но потом уже, когда появилась конструкция плана антикоррупционного и соответствующий пакет был внесён, стало понятно, что мы сегодня должны прислушаться к докладчику от комитета, который предложил всё лучшее, что есть в этом законопроекте, учесть при доработке президентской инициативы. По-моему, всё очевидно. И, отвечая на вопрос депутата Локотя, хочу сказать, что у нас есть все основания быть уверенными, дорогие друзья, что мы до конца этой сессии президентский пакет примем. Представитель президента? Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, Олег Викторович. Очень приятно, что уже началось обсуждение, хотя законопроекты, которые внёс президент, ещё как бы только находятся на стадии подготовки к первому чтению. В отношении же того, что не очень хочется отклонять тот законопроект, который шесть лет пролежал, я просто приведу и другие аргументы. Очень часто, чтобы расчистить законодательную поляну, мы предлагаем отклонить тот или иной старый законопроект, чтобы внести новый. Нам депутаты, в том числе и Анатолий Евгеньевич, частенько говорят: "Нет, вы сначала внесите, а вот потом мы будем отклонять то, что там у нас уже давно устарело". Так вот мы пошли по тому пути, что внесли, одновременно предложив вам отклонить старый законопроект. И я думаю, то, что говорили представители комитета, имеет право быть, потому что законопроект, который вносился президентом, конечно же, готовился и при участии многих авторов того законопроекта, который сейчас будем отклонять. Поэтому заранее благодарен за ту работу, которая сейчас проводится при подготовке законопроекта к первому чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, состоялось обсуждение. Я думаю, что мы вправе поставить на голосование предложение профильного комитета. Кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона "О противодействии коррупции"? Мотивация была комитетом дана. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 35 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 202
20.11.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 148067-3 "О противодействии коррупции".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 686 по 704 из 6197
БАСКАЕВ А. Г., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я просил бы перенести 29-й вопрос - законопроект "О противодействии коррупции" - на фиксированное время, после тех докладов, которые по законопроектам первого чтения, с тем чтобы сегодня рассмотреть этот закон. Я хочу напомнить, что мы в шестой раз на пленарное заседание выносим этот закон и он никак не может быть рассмотрен. У меня на руках обращение Совета Безопасности с просьбой ускорить рассмотрение этого закона. Я просил бы поддержать и рассмотреть сегодня этот закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аркадий Георгиевич, потом, когда будете мотивировать, назовите, каким пунктом... БАСКАЕВ А. Г. 18-м. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, это при мотивировке.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1151 по 1181 из 6197
Так, Баскаев, пожалуйста. Перенос пункта... Пожалуйста, Аркадий Георгиевич. БАСКАЕВ А. Г. Уважаемые коллеги, я вновь обращаюсь с просьбой все-таки рассмотреть сегодня этот законопроект. Еще раз напоминаю: шестой раз он выносится на пленарное заседание - и никак у нас не хватает времени для него. У нас есть просьба Совета Безопасности. На прошлой неделе состоялись парламентские слушания в Совете Федерации по вопросу о борьбе с коррупцией, и там тоже просили нас быстрее приступить к рассмотрению этой проблемы. В связи с тем что законопроект стоит 29-м и, естественно, времени на него не хватит, просил бы перенести его рассмотрение, сделать его третьим фиксированным законопроектом и рассмотреть этот вопрос после 16-го вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вы слышали, да? Проект закона "О противодействии коррупции", который стоит на 29-м месте, перенести на 17-е место, да? Кто за то, чтобы это сделать? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 13 сек.) Проголосовало за 274 чел. 98,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 4 чел. 1,4% Голосовало 278 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Предложение принимается.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4732 по 4972 из 6197
Аркадий Георгиевич Баскаев доложит о законопроекте "О противодействии коррупции". Пожалуйста. (Шум в зале.) Я попрошу всех присесть, коллеги. БАСКАЕВ А. Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вопросы, связанные с противодействием коррупции и борьбой с нею, сегодня стали одной из серьезнейших проблем в нашем государстве. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку одну. Виктор Семёнович Плескачевский, это вы там даете интервью?! Слушайте, ну что же вы не в свою ложу попали, отойдите, пожалуйста! Мешаете слушать закон. Пожалуйста. БАСКАЕВ А. Г. Серьезнейшие проблемы, которые стоят перед государством в связи с существующей коррупцией, можно подтвердить и только несколькими фактами, хотя об этом можно говорить много, и, естественно, вам многое известно. Достаточно сказать, что у нашей страны, по оценкам международных экспертов, - есть экспертные международные оценки состояния коррупции в каждом государстве, оценки по десятибалльной системе, так вот, когда 5 баллов, то это уже вызывающее тревогу государственных органов власти состояние коррупции - у нас 2 балла и ниже. То есть мы приходим уже фактически к национальной катастрофе в связи с наличием подобного состояния борьбы с коррупцией. Еще одна цифра. Вы, наверное, знаете, об исследованиях, которые провел фонд ИНДЕМ. Они говорят о том, что практически одну доходную часть бюджета мы ежегодно тратим на взятки в нашей стране. Можно про коррупцию еще много говорить и убеждать в том, что принятия подобного закона ждут в нашей стране уже давно. Сегодня у нас практически восьмая попытка принять такой законопроект хотя бы в первом чтении. Вы, наверное, знаете, что закон принимался Государственной Думой, но вето наложил Президент, и наоборот, когда Президент вносил такой закон, Государственная Дума его не поддержала. Были попытки у нас и в этом году. В связи с этим мы, группа авторов законопроекта, фамилии которых указаны, я не буду их повторять, разработали документ, законопроект, который называется "О противодействии коррупции". Подготовленный проект федерального закона продиктован необходимостью создания правовой основы, которая позволила бы, используя возможности различных отраслей права, более продуктивно вести борьбу с коррупцией. В отличие от предыдущих законопроектов, направленных против коррупции, представленный законопроект содержит более четкие и обоснованные определения. Раскрытие содержания таких понятий, как "коррупция", "коррупционные отношения", "коррупционный акт", "коррупционный проступок", "пассивный подкуп", "активный подкуп" и другие, получило свое правовое значение. Основные понятия, использованные в законопроекте, включают в себя общепризнанные международные характеристики, поддержанные на международном уровне в рамках глобальных международных актов. При подготовке проекта закона использовались конвенции Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию" и "О гражданско-правовой ответственности за коррупцию", конвенция "Организации экономического сотрудничества и развития", конвенция "О борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении коммерческих сделок", конвенция ООН "О борьбе с транснациональной преступностью" и ряд иных международных рекомендаций. Центральное место в законопроекте принадлежит понятию "коррупция", поскольку без учета данного понятия нельзя вести речь о предмете регулирования. Особенностью данного понятия является то, что коррупция не отождествляется только с действиями по даче и получению взяток, чем страдали предыдущие определения. В данном законопроекте под коррупцией также понимается вступление в коррупционные отношения специально указанных субъектов коррупционных правонарушений и иных лиц (физических и юридических) с целью достижения каждой из сторон своих личных, групповых, корпоративных целей. Такая трактовка позволит расширить рамки превентивной борьбы с коррупцией, распространяя их на более ранние стадии, и усилить профилактическое значение закона. Поскольку проблема противодействия коррупции приобрела в настоящее время общенациональный характер, в законопроекте отмечен круг вопросов, которые вправе решать только Российская Федерация. Данные установки не расходятся с конституционными положениями, определяющими исключительные пределы ведения различных субъектов права. Среди не терпящих отлагательства вопросов выделены следующие: проведение на всей территории единой государственной политики по противодействию коррупции; организация государственного антикоррупционного мониторинга законодательства, коррупционных правонарушений и факторов, способствующих их совершению, а также мер, направленных на противодействие коррупции. После принятия настоящего закона соответствующие органы государственной власти будут обязаны реализовать содержащиеся в нем положения, что в свою очередь позволит расширить антикоррупционную законодательную базу. При описании субъектов коррупционных правонарушений брались за основу криминологические исследования об уровне коррупционной пораженности различных категорий лиц, занимающих соответствующие должности. Кроме того, учитывались положения новых принятых федеральных законов: "Об аудиторской деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц", "Об оценочной деятельности", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". В законопроекте также отмечены иные лица, приравненные к лицам, выполняющим государственные или муниципальные функции. Важность такого нововведения позволит более эффективно отслеживать деятельность представителей государства в органах управления различных коммерческих организаций. В случае нарушения ими установленного порядка осуществления своих функций и получения при этом каких-либо незаконных благ и преимуществ закон позволяет относить подобные нарушения к числу коррупционных. Меры по противодействию коррупции, сформулированные в статье 6 законопроекта, основаны на современных международных стандартах, действующих в данной сфере. Значимость этой проблеме придает развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства, в том числе и на основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов). В законопроекте устанавливаются специальные требования к лицам, занимающим определенные должности, указанные в настоящем федеральном законе, или претендующим на занятие указанных должностей. В связи с необходимостью создания более открытого информационного механизма при назначении конкретных претендентов на определенные должности предлагается установить для них единообразные процедуры и обязательные требования, которым они должны соответствовать. Особенно это касается тех претендентов, которые переходят на работу в государственные органы из коммерческих структур. Для устранения возможного влияния на них коммерческих структур, к которым они ранее имели отношение, закон предусматривает установление для них ряда специальных ограничений. Для должностных лиц, перечисленных в статье 2 этого законопроекта, устанавливаются запреты прямо или косвенно вмешиваться в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций либо участвовать в их управлении, включая и запрет на определенный период на занятие должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, чья деятельность прямо или косвенно была ранее связана с исполнением ими своих полномочий. В законопроекте говорится о деятельности специального органа при Президенте Российской Федерации - Национального Совета по противодействию коррупции. Такие органы существуют во многих цивилизованных европейских странах и призваны обеспечить осуществление единой государственной политики по противодействию коррупции. Кроме того, такие советы или комиссии могут быть созданы как в субъектах Федерации, так и в муниципальных образованиях. Глава 3 законопроекта посвящена вопросам ответственности за коррупционные правонарушения. Устанавливаются виды ответственности за коррупционные правонарушения непреступного характера: ответственность руководителей за непринятие мер по противодействию коррупции; ликвидация юридического лица, причастного к совершению коррупционного правонарушения. Закон предусматривает также отмену (аннулирование) актов, принятых в результате коррупционных правонарушений, и ответственность юридических лиц, причастных к коррупционной деятельности. Устанавливается государственная защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан от воздействия коррупционных правонарушений. Я хотел бы подчеркнуть, что над подготовкой этого законопроекта работала большая группа ученых, специалистов, мнение которых было учтено в этом законопроекте. Замечания, высказанные Правовым управлением, а также Правительством, в данном законопроекте, в последнем его виде, который у вас находится, учтены. Я надеюсь, что ко второму чтению законопроект благодаря вашей активной деятельности приобретет ту форму, в которой сможет привести к решению этой проблемы, общенациональной проблемы. И естественно, мы с вами, как депутаты Государственной Думы этого созыва, оставим действительно реальный след в законотворческой деятельности. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. П. Лукин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Георгиевич. Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов? Если нет вопросов, то переходим к обсуждению. Кто хотел бы высказаться? У представителей... Ну, это потом. Пожалуйста, депутат Ковалёв Николай Дмитриевич. Пока он идет, давайте мы запишемся. Просьба включить режим записи на выступления. Одну секундочку, извините, Николай Дмитриевич, мы запишем, если есть желающие, а потом вы выступите. Пожалуйста, покажите итоги. Спасибо. Пожалуйста, Николай Дмитриевич, вам слово. КОВАЛЁВ Н. Д., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Я позволю себе прежде всего остановиться на истории вопроса и подчеркнуть, что указанный законопроект, по сути дела, готовился в течение десяти лет. Мы все знаем историю принятия законов о противодействии коррупции, о борьбе с коррупцией - на разных этапах развития нашей страны они назывались по-разному. Но десять лет - срок непозволительно большой. Сегодня Государственная Дума должна ответить, по сути, своим голосованием на один ключевой вопрос: так быть ли борьбе с коррупцией в нашей стране или нет? Я абсолютно уверен, что Государственная Дума сегодня ответит: да, такой борьбе быть. Государственная программа, стратегия борьбы с коррупцией будет реализовываться в Правительстве через национальный совет, который прописан в данном законопроекте. Государственная система мер по борьбе с коррупцией достаточно детально описана в данном законопроекте. Все замечания, предложения, которые поступали в течение этого промежутка времени, учтены. Я же хочу сказать только об одной цифре. Согласно исследованиям, прямые потери от коррупции в нашей стране составляют одну пятую часть доходов, получаемых коммерческими организациями. Итак, я призываю всех депутатов сказать "да" своим голосованием. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Дмитриевич. Записавшийся у нас один помимо депутата Ковалёва, это Бурдуков. Пожалуйста, Павел Тимофеевич. БУРДУКОВ П. Т. Спасибо. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые коллеги! Я полностью присоединяюсь к словам Николая Дмитриевича. Действительно, еще первой Государственной Думой была начата работа над этим законопроектом. К сожалению, все политические передряги не дали возможности принять этот закон. Сегодняшний закон - он один из самых, будем говорить, либеральных вариантов законов, которые предлагались в Думе за все три срока. Мы сегодня хотя бы должны дать понятия, что такое коррупция, что такое коррупционные действия. Конечно, закон не решит все проблемы, но вот именно основные понятия, я думаю, в нем есть. И ко второму чтению можно будет всем желающим участвовать в совершенствовании закона и довести его до, так сказать, нормального состояния. Спасибо. Я прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Тимофеевич. У нас больше записавшихся нет. Есть ли желание выступить у представителей Президента, Правительства? Нет желания. Тогда мы должны переходить к голосованию. Кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О противодействии коррупции" в первом чтении? Прошу голосовать. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 27 сек.) Проголосовало за 281 чел. 62,4% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 282 чел. Не голосовало 168 чел. 37,3% Результат: принято Принято, в первом чтении законопроект проходит.