Заседание № 103

11.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 147648-6 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (в части установления федеральным законом единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6670 по 6935 из 7561
Следующий, 37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".              
Докладывает Сергей Владимирович Иванов.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я не виноват, так случилось, что...             
                                                                                
Итак, уважаемые коллеги, данным законопроектом фракция ЛДПР предлагает раз и    
навсегда решить один очень простой вопрос, касающийся Правил дорожного          
движения. Мы с вами все, практически все ездим за рулём, кто-то в качестве      
пассажира ездит, и очень часто сталкиваемся с различными дорожными              
ситуациями, которые требуют урегулирования. Ну, жизнь на месте не стоит,        
машин с каждым днём всё больше и больше, но у нас такая ситуация, что Правила   
дорожного движения - это акт, который утверждается Правительством Российской    
Федерации. Насчёт эффективности работы нашего правительства мы с вами знаем -   
уже не только мы, ЛДПР, но и президент критиковал то, как "положительно"        
работает Правительство Российской Федерации, как оно согласовывает,             
долго-долго думает и так далее, и тому подобное. Ну, простой пример: многие,    
допустим, наши инициативы, которые мы предлагали в качестве изменений в         
Правила дорожного движения, сначала в течение полугода или года обсуждались,    
обсуждались, обсуждались, затягивались, переносились сроки их рассмотрения, а   
потом наконец выносилось это всё на обсуждение и отклонялось. Последний         
пример - как вы помните, с этого мы начали работу этого созыва, - это была      
наша законодательная инициатива о разрешении поворота направо при запрещающем   
сигнале светофора: сколько здесь было высказано мнений, сколько сломано         
копий, но в итоге ГИБДД рекомендовала эту схему применить, потому что в         
нынешней ситуации при такой огромной интенсивности автомобильного потока        
держать правую полосу загруженной - это просто преступление, это огромные       
финансовые и временные потери. А если бы мы это приняли год или даже больше,    
уже полтора года назад, это всё уже вошло бы в практику, уже применялось бы     
по всей территории страны, и сколько людей избавились бы от потерь времени и    
различных неудобств - нет, мы не можем это делать!                              
                                                                                
Огромное количество законодательных инициатив вносится депутатами по поводу     
изменения санкций - если уж мы не можем изменить Правила дорожного движения,    
поскольку это прерогатива правительства, то давайте менять хотя бы санкции,     
но здесь мы сталкиваемся с логикой, которая... ну, не знаю... не очень          
логична: дескать, раз есть правило, за него должна быть предусмотрена           
ответственность, а если этой ответственности нет, то что это такое? Хотя        
история знает примеры, когда есть правила, касающиеся поведения водителя, а     
ответственности никакой нет, но комитет на это закрывает глаза, потому что,     
ещё раз говорю, у нас с момента принятия нашей любимой Конституции,             
двадцатилетие которой мы будем отмечать в этом году, есть очень простое         
правило - статья 55, часть 3: если нельзя, но очень хочется, то можно. Вот      
здесь та же самая ситуация - когда нам надо, мы на это глаза закрываем, когда   
не надо, наоборот, открываем. Поэтому мы предлагаем, уважаемые коллеги,         
сделать очень просто: Правила дорожного движения утверждаются законом, и этот   
закон мы с вами постоянно, можно сказать, в режиме реального времени            
обсуждаем, вносим в него все необходимые поправки, не дожидаясь реакции         
правительства. Ведь вы, те, кто реально занимается законодательной              
деятельностью, знаете, как это происходит: вносите законопроект, потом          
правительство его расписывает одному ведомству, и оно начинает проводить        
согласования, к сроку не успевает, после этого просит у вас разрешения          
продлить, потом по второму кругу, по третьему, в итоге даётся заключение, а     
после этого всё это лежит в комитете энное количество времени, - сами           
понимаете, это непродуктивно, и президент уже вчера или позавчера об этом       
говорил.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, тема очень простая, вы все в этом деле специалисты, это не   
регламент низковольтного оборудования, в котором действительно мало кто         
соображает, за рулём ездят все, и мы с вами совершенно спокойно с               
привлечением экспертов из ГИБДД можем эти вопросы решать. По-моему, очевидно,   
что мы, как высший орган законодательной власти, вполне можем взять на себя     
эту сферу деятельности, несмотря на то что правительство в очередной раз нам    
отказывает. Конечно, им не хочется делиться полномочиями, но тут надо вопрос    
рассматривать не с этой точки зрения - поделиться полномочиями или нет: раз     
правительство не справляется, раз его за это критикует президент, давайте в     
конце концов поможем и часть полномочий возьмём на себя - глядишь, им меньше    
будет выговоров.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно,     
признавая возможность регулирования тех или иных норм федеральным законом и     
соответственно передачи полномочий по внесению изменений Федеральному           
Собранию совместно с президентом, тем не менее комитет отмечает в своём         
заключении следующее. Во-первых, внесение изменений в федеральный закон - это   
всё-таки достаточно длительная процедура. Во-вторых, если мы в настоящий        
момент примем данный законопроект без новых Правил дорожного движения,          
которые уже утверждены федеральным законом, пусть на стадии подготовки его к    
третьему чтению, то у нас просто возникнет противоречие: будут действовать      
правила, утверждённые постановлением правительства, а в федеральном законе      
будет написано, что они должны утверждаться федеральным законом. Для того       
чтобы не допустить такого противоречия, если есть желание, готовьте правила,    
но это предмет совершенно отдельного законопроекта и совершенно иного           
обсуждения.                                                                     
                                                                                
Данный законопроект мы рекомендуем отклонить.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, не кажется ли вам, что такими          
высказываниями вы сами создаёте неудобную ситуацию для своей партии и для       
лидера вашей партии? Буквально полтора года назад фракция ЛДПР внесла проект    
закона об ответственности за агрессивный метод вождения - вы его отклонили,     
ссылаясь на то, что в ПДД не определён термин "агрессивность". Спустя           
какое-то время я направил в правительство обращение, с тем чтобы ввели этот     
термин, - мне ответили, что это нецелесообразно, но после этого председатель    
правительства Медведев, который является лидером вашей партии, заявил, что      
всё-таки нужно насчёт этого подумать, и дал поручение, если я не ошибаюсь,      
депутату Ирине Анатольевне Яровой подготовить этот вопрос с точки зрения        
законодательства, соответственно сейчас Министерство юстиции и МВД занимаются   
этим, и я убеждён, что термин будет введён, но первооткрывателями были мы. И    
мы покажем двуличие аппарата правительства, который будет давать разные         
заключения на наши законопроекты (и они уже есть в наличии) и на те, которые    
будут вносить потом представители вашей фракции, выполняя поручение             
правительства... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, всё-таки в чём вопрос? Тем не        
менее, реагируя на вашу реплику, я могу сказать, что никто никого не            
подставляет: в том законопроекте, о котором вы говорите, об агрессивном стиле   
вождения, действительно не было определения этого понятия. Оно должно было бы   
содержаться в Правилах дорожного движения, но оно до сих пор, замечу, не        
выработано, потому что есть определённые сложности как терминологического,      
так и юридико-технического характера. Я разговаривал со специалистами, и мы     
вместе с вами разговаривали со специалистами, выслушивали их мнения: это не     
просто - сформулировать так, чтобы можно было привлечь виновного, но не         
допустить привлечения невиновного, вот это самая главная сложность при          
формулировании, но это так, к слову.                                            
                                                                                
В данном случае внесение изменений в Правила дорожного движения тем не менее    
требуется, а установление ответственности в Кодексе об административных         
правонарушениях возможно, лишь если есть соответствующая норма в правилах.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин задаёт вопрос.                                     
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Сергею Владимировичу.                            
                                                                                
Не кажется ли вам, что нередко проблема медленного движения и неэффективности   
езды связана не с отсутствием разрешения, не с запрещениями и не со знаками,    
а с безобразным состоянием самих дорог: улицы очень узкие, ни разъехаться, ни   
повернуть, сплошь и рядом огромные ямы, так что водители едут, как              
слаломисты... Может, нужно вначале навести порядок на дорогах, разобраться с    
условиями, в которых оказываются водители, а потом уже всё остальное делать?    
Всё-таки, наверное, первично состояние самих дорог.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов.                               
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Это одна из причин - согласен, но к данному законопроекту это не   
имеет отношения.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Геннадьевич Гудков, пожалуйста.                                         
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г. У меня к Дмитрию Фёдоровичу вопрос.                                
                                                                                
Я тоже считаю, что необходимо Правила дорожного движения прописать единым       
законом. Вы не видите противоречия в том, что правила определяет                
правительство, а штрафы - Государственная Дума? И мы с вами часто обсуждаем     
эти штрафы даже на заседаниях комитета. В Думе есть представители разных        
регионов, сложилась разная практика, с учётом этого не кажется ли вам, что      
действительно есть противоречия в этом вопросе?                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, напротив, мы друг друга прекрасно   
дополняем.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Ярослав Евгеньевич Нилов - единственный записавшийся    
на выступление.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Я одну минуту буквально.                                            
                                                                                
Первое. Что касается мнения специалистов, то, к сожалению, в нашей стране -     
это наглядно было продемонстрировано - мнение меняется по мере изменения        
позиции отдельных руководителей страны: то господин Онищенко говорит, что       
есть алкоголь в кефире, то, наоборот, что его нет, то надо выпить ведро         
кефира, чтобы алкотестер показал что-нибудь, то, оказывается, вообще кефир      
пить за рулём нельзя...                                                         
                                                                                
Второе. Вы говорите, что мы имеем возможность устанавливать административные    
штрафы только за те нормы, которые указаны в Правилах дорожного движения, -     
это не так, и вы это прекрасно знаете: на протяжении многих лет в               
административном кодексе существовала норма, которая устанавливала              
ответственность за выезд на встречную полосу дорожного движения для объезда     
препятствий, но что такое препятствие, в Правилах дорожного движения            
пояснения не было, и из-за этого было очень много правовых коллизий и           
судебных разбирательств.                                                        
                                                                                
Третье. Сегодня к ответственности привлекают москвичей, которые                 
припарковались и не заплатили за парковку в центре Москвы посредством           
СМС-сообщений, хотя в Правилах дорожного движения чётко написано, что данная    
услуга предоставляется за наличный расчёт, однако это не помешало вам           
проголосовать и дать такие права отдельным субъектам Российской Федерации.      
                                                                                
Фракция ЛДПР просит поддержать законопроект. Государственная Дума всё равно к   
этому придёт: об этом уже давно говорили в Комитете по транспорту, ещё в        
прошлом созыве Государственной Думы, по-моему, проект данного закона был        
разработан - всё равно мы к этому придём! А то, что очень долго законы          
готовятся и принимаются, мы все прекрасно знаем, но когда нужно, всё можно      
очень быстро и консолидированно сделать.                                        
                                                                                
Фракция ЛДПР просит поддержать.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович, выступите?                                                 
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз хочу акцентировать ваше внимание на том, что два     
возражения со стороны комитета, которые представлены, не выдерживают никакой    
критики.                                                                        
                                                                                
Первое возражение: они, то есть комитет мой родной кстати, говорят              
(большинство имеется в виду), что принятию законопроекта предшествует очень     
длительная процедура, - это вот я даже не знаю, как назвать! Если нормально     
работать, то для принятия законопроекта достаточно двух месяцев с момента его   
внесения - это нормальный срок рассмотрения, правительство действует в разы     
хуже. Вот в пояснительной записке (наверное, вы читали) есть пример: вопрос     
об изменении размеров понятий крупного и особо крупного размера наркотических   
средств и психотропных веществ, запрещённых к обороту в России, решался в       
течение полутора лет - представляете, сколько людей пострадало за это время?!   
Полтора года вопрос решался! И принять было это постановление только тогда,     
когда Дума уже приняла свой закон, где правительству отведён был всего          
тридцатидневный срок. И таких примеров тьма тьмущая! По Трудовому кодексу       
некоторые вопросы семь лет решались, семь лет! Нам комитет говорит:             
"Смотрите, мы будем очень долго рассматривать", - это, извините, саботажное     
какое-то объяснение!                                                            
                                                                                
Второе возражение - дескать, если принимать, то надо принимать так, чтобы       
правила уже были в законе определены. Но эта проблема это очень просто          
решается: надо указать, что до принятия правил в редакции закона действуют      
правила, которые утверждены постановлением правительства, вот и всё, никаких    
проблем мы в этом не видим.                                                     
                                                                                
Сегодняшний отказ взять на себя эту инициативу - это признание Думой своего     
нежелания решать данную проблему. Мы также будем зависеть от правительства,     
которое, как показывает практика, совершенно не торопится с решением всех       
этих проблем - с представлением отзывов, заключений и так далее, и его уже      
критикуют практически все, а мы ничего не хотим делать - непонятная позиция!    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              181 чел.40,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    182 чел.                                          
Не голосовало                 268 чел.59,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.