Заседание № 80

23.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 147595-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части установления тарифов страховых взносов в 2017-2018 годах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3856 по 4407 из 7657
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый       
кодекс Российской Федерации". Докладывает Олег Васильевич Шеин.                 
                                                                                
ШЕИН О. В. Когда мы говорим про налоги, мы говорим о том или ином механизме     
распределения созданного обществом национального продукта. Неоднократно         
фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - и я говорил об этом с трибуны - подчёркивала,   
что сегодня национальный продукт распределяется, в том числе и через            
налоговые механизмы, таким образом, что в стране возрастает неравенство, и      
работающие люди имеют гораздо меньше возможностей для достойной жизни и         
получения достойных доходов, чем та категория людей, которая у нас относится    
к среднему классу. Мы говорили, в частности, о налоговых преференциях для       
крупного капитала на отметке почти 10 триллионов рублей - 9,5 триллиона         
ежегодно, мы говорили о плоской шкале подоходного налога, и, конечно, мы        
должны сказать о регрессивной шкале отчислений в социальные фонды: в            
соответствии с действующим законодательством если заработная плата человека     
превышает, условно говоря, 70 тысяч рублей в месяц, то отчисления в             
Пенсионный фонд составляют в отношении его с этой более крупной суммы не 22     
процента, а 10 процентов, а в Фонд социального страхования можно вообще         
ничего не платить.                                                              
                                                                                
О каких объёмах выпадающих доходов из внебюджетных фондов идёт речь? Это 600    
миллиардов рублей в Пенсионном фонде и 90 миллиардов в Фонде социального        
страхования. Цифры вполне официальные, они полностью корреспондируются с теми   
объёмами денег, которые идут из федерального бюджета на возмещение выпадающих   
доходов в соответствующие фонды. Нам могут сказать, что федеральный бюджет      
возмещает, но мы хорошо знаем и другое: как только речь заходит об              
увеличении, хотя бы на копейку, социальных выплат, будь то по инвалидам, или    
по санаторно-курортному лечению, или по пенсионерам - буквально час назад       
проходила дискуссия по поводу индексации пенсий работающим пенсионерам, - нам   
говорят, что денег для этого нет. Я напомню, та же самая индексация пенсий      
работающим пенсионерам стоит 10 миллиардов рублей в год, в данном случае из     
расчёта выпадающих объёмов в размере порядка 600 миллиардов ежегодно.           
                                                                                
Единственный аргумент, достойный внимания, из тех, которые приведены против     
нашего законопроекта, - это отсылка к решению Конституционного Суда от 2007     
года. Действительно, в решении по делу Баныкиной было сказано, что размер       
социальных выплат должен соответствовать, сочетаться с размером тех взносов в   
натуральном исчислении, в рублях, которые человек осуществляет. Есть решение    
Конституционного Суда, но если принять поправку фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ           
РОССИЯ", то слишком много денег придётся тратить на материнские пособия для     
тех мам, у которых заработная плата превышает 100 тысяч рублей в месяц, ну      
или 70 тысяч рублей.                                                            
                                                                                
Понятно, что такой аргумент не вполне добросовестен, во-первых, потому, что     
нет расчётов того, какая реальная сумма в этом контексте предполагается в       
виде дополнительных издержек за счёт Фонда социального страхования и почему     
эта сумма не может быть прикрыта за счёт дополнительных источников              
поступления в ФСС, а во-вторых, в решении Конституционного Суда, к которому     
есть смысл обратиться, содержится прямая ссылка на 103-ю Конвенцию 1952 года    
Международной организации труда (а мы подписали этот документ и                 
Конституционный Суд считает его фундаментальным), где сказано дословно          
следующее: "Допускает снижение пропорций пособий по отношению к                 
предшествующему заработку для высокооплачиваемых трудящихся", то есть           
необязательно вводить прямую пропорцию.                                         
                                                                                
Далее. Даже если это возможно в отношении выплат при рождении ребёнка, то в     
отношении пенсионного обеспечения никаких подобных решений Конституционный      
Суд не принимал. Более того, на протяжении 10 лет, даже 15 лет в стране         
действовали нормы, которые сейчас конвертированы в балльную систему: если у     
человека соотношение его заработка со средней заработной платой по стране       
превышало отметку 1,2, то это превышение не учитывалось при начислении ему      
пенсии, и даже если у человека был большой трудовой стаж - более 45 лет для     
мужчины, на моей памяти, и 40 лет для женщины, - опять же то, что свыше, не     
учитывалось, и никто не говорил, что это не соответствует решению               
Конституционного Суда.                                                          
                                                                                
Таким образом, никаких содержательных возражений против принятия                
законопроекта фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предполагающего увеличение         
отчислений в социальные фонды на 700 миллиардов рублей, не существует.          
                                                                                
И кстати, ещё один аргумент, который постоянно мы слышим: мол, это решение      
неизбежно повлечёт за собой выталкивание рабочей силы в теневой сегмент. В      
2012 году, когда уменьшили размер страховых выплат, когда ввели известную       
всем льготу, количество людей, перешедших в теневой сегмент, увеличилось до     
400 тысяч человек. И вообще, начиная с 2000 года, когда было против             
работников либерализовано трудовое законодательство, когда у работников были    
отняты их права, число людей, которые стали работать в теневом сегменте,        
возросло примерно с 11 миллионов до 23 миллионов, по оценкам бывших             
руководителей министерства труда, а если мы возьмём ещё и временных             
работников, то будет корректна цифра порядка 35-37 миллионов человек, то есть   
с учётом и тех, кто занят не полный год, а несколько месяцев в году, но,        
очевидно, тоже не может быть отнесён к числу постоянно работающих в белом       
сегменте лиц.                                                                   
                                                                                
Так что возражения, мол, повышение соответствующих отчислений и ликвидация      
преференций для высокооплачиваемых трудящихся, в том числе для топ-менеджеров   
и начальников всех категорий, повлечёт за собой переход начальников в теневой   
сегмент рынка, ну, это, безусловно, легенда и, наверное, по логике вещей это    
можно отнести к категории полуанекдотических аргументов.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Айрат Закиевич Фаррахов.                                 
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Начну со стандартной фразы:         
комитет рассмотрел данный проект федерального закона. Олег Васильевич многие    
возражения комитета уже перечислил, и за это ему честь.                         
                                                                                
К большому сожалению членов Комитета по бюджету и налогам, его не было на       
заседании комитета. Мы, конечно, очень хотели бы обсудить все наши возражения   
вместе с ним, тем более что тема чрезвычайно актуальна, очень много сейчас об   
этом говорят, эксперты, специалисты дискутируют по теме налогообложения         
труда, налогообложения потребления, дифференциации между ними и достаточного    
баланса в нашей стране и в других странах. Комитет учёл все эти факторы по      
существу, и заключение комитета на данный проект федерального закона            
следующее.                                                                      
                                                                                
Согласно концепции законопроекта ежегодный объём дополнительных доходов в       
результате повышения налоговой нагрузки на бизнес, на страхователей составит,   
как уже было неоднократно сказано, 600 миллиардов рублей - в Пенсионный фонд    
Российской Федерации и 90 миллиардов рублей - в Фонд социального страхования.   
Несмотря на официальность цифр, в сопроводительных материалах факторы для       
расчёта этих цифр не указаны, поэтому Комитет по бюджету и налогам              
сомневается в достоверности данных цифр.                                        
                                                                                
Одним из базовых принципов обязательного социального страхования, который       
определён федеральным законодательством, является эквивалентность страхового    
обеспечения средствам обязательного социального страхования. Что это значит?    
Это значит, что, если мы увеличиваем страховую нагрузку, мы должны              
увеличивать и возможности обязательного социального страхования. В              
сопроводительных материалах к данному законопроекту об этом также ничего не     
говорится.                                                                      
                                                                                
Следующее. Концепция федерального закона напрямую противоречит поручению        
Президента Российской Федерации от 2014 года по реализации Послания             
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в части         
недопущения ухудшения налогообложения и увеличения страховой нагрузки на        
работодателей. Существенный рост страховой нагрузки, который предложен          
автором законопроекта, повлияет в том числе и на бюджетников: есть              
бюджетники, которые получают заработную плату выше 70 тысяч рублей. Кроме       
того, эти расходы на сегодняшний день не заложены в проекте федерального        
закона о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период, который будет       
рассматриваться завтра.                                                         
                                                                                
По мнению комитета - и я повторю слова Олега Васильевича, - увеличение          
размеров страховых взносов может иметь эффект, прямо противоположный тому,      
что написано в пояснительной записке: это создаст стимулы для сокрытия          
налогоплательщиками реальной базы, используемой для исчисления страховых        
взносов. Полтора месяца назад мы рассматривали итоги исполнения бюджетов        
внебюджетных фондов за 2016 год, и, наверное, самое главное, что отметила       
палата при обсуждении этих законопроектов, - существенный рост задолженностей   
страхователей перед внебюджетными фондами. Данные переданы Пенсионным фондом    
администратору этих взносов - Федеральной налоговой службе.                     
                                                                                
И последнее. На данный законопроект поступило 19 отрицательных отзывов          
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов     
Российской Федерации и четыре положительных. За принятие законопроекта          
высказалось четыре высших исполнительных органа государственной власти, 40 -    
против.                                                                         
                                                                                
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Думе отклонить данный проект           
федерального закона.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Айрат Закиевич.                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Олег Васильевич, ну, тема эта актуальна и в этом году, и в прошлом году была    
актуальна, и в позапрошлом. Наша фракция вступала в дебаты с представителем     
министерства, Пудов Андрей Николаевич представлял, и тогда мы с ними считали,   
сколько же всё-таки это будет дополнительно, если мы выставим те же условия     
на увеличение, - по их расчётам, это составит дополнительно порядка 300         
миллиардов рублей. Ваша цифра, которую вы сейчас назвали в докладе, - это 700   
миллиардов, я вроде так услышал, да? Каким образом вы её получили, она что,     
подтверждается Пенсионным фондом, то есть на самом деле будет такая цифра?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Васильевичу Шеину включите микрофон.                
                                                                                
ШЕИН О. В. Сергей Михайлович, большое спасибо за вопрос, это, кстати,           
позволит заодно немножечко подебатировать с коллегой из комитета. Это не моя    
цифра, это цифра Счётной палаты, и она содержится, в частности, в имеющихся в   
распоряжении всего депутатского корпуса отчётах Счётной палаты к проектам       
бюджета Пенсионного фонда и бюджета Фонда социального страхования на 2018       
год.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Маринин Сергей Владимирович.                                                    
                                                                                
МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Айрат Закиевич, базу по пенсионному взносу увеличивает правительство, она       
растёт год от года, сейчас составляет уже 876 тысяч. Незаметно правительство    
всё-таки увеличило финансовую нагрузку на организации и граждан - получается,   
центристское большинство защищает богатых, когда выступает против этого         
законопроекта?                                                                  
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Спасибо за вопрос. Уважаемый Сергей Владимирович, но             
центристское большинство неоднократно говорило и о том, что нам очень важно     
получить свой высокотехнологичный бизнес и найти возможности для поддержки      
нашего высокотехнологичного бизнеса, - принять в том числе меры по поддержке    
данного бизнеса, определённые льготы в части страховых взносов мы уже           
предоставляли, по крайней мере нашим IT-компаниям в связи с высокой угрозой     
того, что они могут поменять резидентство, ну, и использовали другие методы     
поддержки.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Айрат Закиевич, в очередной раз напомню: согласно данным Росстата,    
количество работающих пенсионеров на 1 января 2016 года составляло более 15     
миллионов, на 1 января 2017 года - менее 10 миллионов человек, то есть пять с   
лишним миллионов работающих мы потеряли - большинство ушло в тень. Почему вы    
не обращаете внимание на те факторы, которые прямо выгоняют людей в тень, я     
имею в виду отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, и ссылаетесь     
на те факторы, которые совершенно не факт, что будут выгонять людей в тень, -   
я имею в виду плоскую шкалу отчислений во внебюджетные фонды?                   
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Олег Николаевич, отражая мнение Комитета по бюджету    
и налогам по поставленному вами вопросу, я ещё раз повторю: на наш взгляд, на   
сегодняшний день это оптимальная мера для достижения баланса между поддержкой   
и высокотехнологичного бизнеса, и бизнеса, который в последующем будет          
приносить достаточно хорошие доходы, для достижения баланса, с тем чтобы не     
перегнуть палку и, скажем так, не принять решений, которые способствовали вот   
как раз тому, в связи с чем вы подняли вопрос.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос и к Айрату Закиевичу, и к Олегу Васильевичу.        
                                                                                
Насколько я понимаю, комитет против того, чтобы повышать налоговую нагрузку     
на фонд оплаты труда, - соглашусь с этим, но как вы отнесётесь к предложению,   
чтобы вот то увеличение доходов в бюджет, которое даёт отказ от регрессивной    
шкалы, направить на снижение ставки, чтобы сделать её плоской, но ниже для      
всех? Ответьте, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, сначала вы, пожалуйста. Потом Айрат      
Закиевич.                                                                       
                                                                                
ШЕИН О. В. Валерий Карлович, ваше предложение, как коллеги по фракции, могу     
только приветствовать.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Айрат Закиевич, вы что-то добавите?                       
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Я на самом деле ничего не могу добавить к сказанному.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Мы считаем, что     
это продолжение дискуссии, которую мы начали при принятии бюджета, Олег         
Васильевич, когда наша фракция внесла поправки и эти поправки были абсолютно    
идентичны вашему предложению. Хочу сказать, что мы и в прошлом году, и в        
позапрошлом году это обсуждали, вот я не помню, объединялись ли мы, но такая    
дискуссия была открыта.                                                         
                                                                                
Что я хотел бы отметить? По-видимому, Счётная палата, когда эту цифру           
называла, рассматривала тот Налоговый кодекс, который сегодня как бы            
существует в базовом варианте. Мы с вами перед рассмотрением бюджета приняли    
решение - мы допустили увеличение, вот эти 10 процентов дополнительно, где у    
нас вообще стоял ноль. Поэтому если они берут от базы, то может быть и 700      
миллиардов рублей, да. Почему я так считаю? Потому что, когда мы с вами         
принимали этот закон, Пудов как раз и объяснял нам, что на эту сумму            
уменьшаются трансферты из федерального бюджета, на 300 миллиардов. На что я     
ему говорил: ну какая разница, это же всё равно федеральные деньги, вы          
уменьшите общий трансферт из федерального бюджета, но всё равно вы эти 300      
миллиардов отдаёте. То есть, конечно, правительство приводит такие аргументы,   
которые меня, мягко говоря, шокируют: из федерального бюджета мы то ли через    
трансферт, то ли потому, что приняли такую норму кодекса... Ну какая разница,   
это же федеральные деньги! Так вот, эта цифра счётная, это 300 миллиардов, а    
с учётом, что это 10 процентов, на мой взгляд, она должна распространиться      
всё-таки абсолютно идентично, и вторая десятка, до 20 процентов, наверное,      
эту сумму и должна дать. Поэтому, на мой взгляд, здесь цифру... Я почему о      
ней говорю? Чтобы, может быть, правительство и партия власти более спокойно     
относились: когда вы сегодня говорите о 700 миллиардах, это пугает, ведь        
когда принимаем это решение, часть из них, вот мы в этом зале тоже подпадаем    
под действие этой нормы отчасти. Поэтому нужно называть реальные цифры: вот     
300 миллиардов - это та сумма, которая может быть дополнительно получена в      
результате принятия данного законопроекта, а это уже не так болезненно и для    
правительства, и для других.                                                    
                                                                                
И тезис, что спрячутся все наши большие топ-менеджеры, - это утопический        
тезис, потому что в основном это люди, которых мы видим, это люди либо в        
госкорпорациях, либо в тех компаниях, которые являются добросовестными          
налогоплательщиками, поэтому мы абсолютно уверены, что здесь, с этой стороны,   
с точки зрения собираемости никаких проблем не возникнет.                       
                                                                                
Это вопрос, скажем так, социальной справедливости. Мы ведём речь даже не о      
прогрессивной шкале, мы пытаемся ввести плоскую шкалу, потому что сегодня       
де-факто там регрессия.                                                         
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит законопроект, и мы обращаемся ко всем: надо сдвигать     
этот вопрос с мёртвой точки.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Добрый день, Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я от фракции.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставьте семь минут.                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Безусловно, наша фракция поддержит этот законопроект. Я хотел     
бы пройтись по прозвучавшим здесь доводам относительно того, почему нельзя      
его принимать.                                                                  
                                                                                
Ссылались на то, что это потребует дополнительных средств из бюджета. Коллега   
уже сказал, что, если мы будем увеличивать отчисления с зарплат бюджетников,    
нужно понимать, что эти деньги идут из федерального бюджета, а Пенсионный       
фонд и все социальные фонды дефицитны, и мы точно так же их дотируем из того    
же самого кармана - из федерального бюджета, поэтому, собственно говоря,        
здесь никакой разницы не будет.                                                 
                                                                                
В чём же состоит принципиальная разница? Я ведь недаром задал ранее вопрос и    
сейчас хочу подробнее на этом остановиться. Принципиальная разница в том,       
какие отрасли выиграют, а какие проиграют, обратите на это внимание. Если мы    
беспокоимся о том, чтобы поменять вектор развития экономики, то нам нужно       
поддерживать высокотехнологичные отрасли, но за счёт перераспределения          
налоговой нагрузки на какие-то другие. Теперь давайте посмотрим, какие          
отрасли являются высокотехнологичными. Это отрасли, в которых создаётся         
продукция с максимальной добавленной стоимостью и в которых большинство         
занятых людей имеет высокий уровень образования. Теперь посмотрим, какие там    
средние заработные платы. Если мы посмотрим по отраслям, то увидим, что         
максимальные заработные платы в сырьевом секторе и в финансовом.                
Высокотехнологичными их никак не назовёшь, и это точно не то, на что мы         
должны опираться. А вот в машиностроении, автопроме, спецавтопроме и так        
далее, где создаётся продукция с наибольшей добавленной стоимостью, зарплаты    
гораздо ниже: и если мы сделаем плоскую шкалу, уберём регрессию, то как раз     
эти отрасли ровным счётом ничего не потеряют, а отрасли, которые получают       
природную ренту, сидят на трубе и качают за рубеж наше национальное             
благосостояние, плюс сектор, который собирает деньги со всей экономики          
страны, а потом, скажем так, неизвестно куда они пропадают, и мы ещё их и       
дотируем через оздоровление банковской системы, направляем туда триллионы       
рублей, - вот эти отрасли пострадают.                                           
                                                                                
Коллеги, может, мы не о том думаем? Может быть, я чего-то не понимаю? Если мы   
говорим о том, что должны поддерживать высокотехнологичные отрасли, так         
давайте будем последовательны, этот закон будет действовать как раз в этом      
направлении. Другой вопрос, что не надо увеличивать нагрузку на бизнес. Ну      
вот я предложил компромиссное решение, это счётная позиция: если мы хотим       
ввести плоскую шкалу, убрать регрессию, то мы можем чётко посчитать - фонд      
оплаты труда в ВВП страны известен, - сколько мы получим дополнительных         
платежей, и с учётом этой суммы уменьшить ставку, сделать, например, тариф по   
Пенсионному фонду не 22, а 18 процентов. Таким образом для финансового и        
сырьевого секторов мы получим увеличенную нагрузку на фонд оплаты труда, а      
для обрабатывающих секторов - пониженную. Это ровно то, что нам и нужно         
сделать, ровно то, что толкнёт экономику на другой путь развития.               
                                                                                
Коллеги, мы предлагаем поддержать наш законопроект, конечно, если вы            
принципиально его поддерживаете и согласны отказаться от несправедливой         
регрессивной шкалы. Напоминаю, что при наличии регрессивной шкалы по            
страховым взносам у нас отсутствует прогрессивная шкала подоходного налога,     
то есть это двойная регрессия, получается, что у нас богатые платят даже не     
одинаково с бедными, а гораздо меньше, чем бедные, и это очень несправедливо.   
Мы предлагаем принять законопроект, потому что он, во-первых, социально         
справедлив, во-вторых, напрямую выгоден в части изменения российской            
экономики, он крайне необходим российской экономике.                            
                                                                                
Ну и самое последнее, что я хотел сказать. Конечно же, никаких дополнительных   
средств его реализация не потребует. Действительно, будет два пострадавших      
сектора, которые сегодня жируют, финансовый и сырьевой, но я думаю, мы могли    
бы это пережить.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я хочу продолжить      
тему и ударить контраргументами по контраргументам.                             
                                                                                
Начнём с того, что якобы есть решение, которое якобы соблюдается, о том,        
чтобы не повышать налоги. Коллеги, я не знаю, кто в этом зале всерьёз может     
об этом говорить. У кого в этом зале нет в собственности хотя бы квартиры? Вы   
что, не знаете, что в результате перевода на исчисление на основе кадастровой   
стоимости налоги на имущество выросли в разы? Тем, кто не знает по              
собственному опыту, я приведу другой пример. Я недавно был на фабрике           
"Большевичка", это одно из немногих производственных предприятий, которые       
шьют приличные костюмы в Российской Федерации. Какую информацию я там           
получил? В результате перевода на рассчёт налога на основе кадастровой          
стоимости налог вырос в 10 раз. Коллеги, вы кому рассказываете, что вы налоги   
не увеличиваете?! Да, вы их не увеличиваете, но только для одной категории, о   
которой я ещё скажу.                                                            
                                                                                
Что касается ухода в тень. Повторю, уйдут или не уйдут в тень - это ещё         
большой вопрос, а вот в результате принятого решения сэкономить на работающих   
пенсионерах уже ушли. Правда, мне Пенсионный фонд прислал справку о том, что    
якобы устраиваются, потом увольняются, потом снова устраиваются. Насколько      
это достоверно, я не знаю, официальные данные Росстата я вам привёл: пять с     
лишним миллионов работников за один год мы потеряли. Если мы примем этот        
закон, мы будем иметь возможность на полученные средства - пусть это будет      
300 миллиардов, этого вполне достаточно - возобновить индексацию пенсий         
работающим пенсионерам. Это значит, что мы вернём в светлую, белую зону         
миллионы наших граждан, которые будут платить деньги в тот же самый             
Пенсионный фонд и помогут остальным пенсионерам и самим себе.                   
                                                                                
Кстати, коллеги, у нас обсуждается вопрос о повышении пенсионного возраста.     
Вы знаете о знаменитом докладе Алексея Леонидовича Кудрина, который             
предлагает нам повышать пенсионный возраст не для того, чтобы поднять пенсии,   
а для того, чтобы сохранить коэффициент замещения хотя бы на современном        
уровне, около 33-34 процентов, к 2035 году. О росте пенсий речь не идёт,        
коллеги, но мы отказываемся собирать деньги с более богатых только по           
идеологическим причинам, никаких других причин я здесь не вижу.                 
                                                                                
Третье, что касается высокотехнологичного бизнеса. Уважаемый Валерий Карлович   
большую часть уже сказал. Действительно, придите на оборонное предприятие -     
не найдёте вы там зарплат больше 70 тысяч, исключая, может быть, зарплату       
директора и кого-то ещё.                                                        
                                                                                
Я от фракции выступаю.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Коллеги, не найдёте вы там таких зарплат. Такие зарплаты из        
высокотехнологичного бизнеса можно найти только в IT-сфере, но она как раз,     
слава богу, по решению президента, правительства и Государственной Думы         
пользуется льготами по отчислениям во внебюджетные фонды, там всё в порядке.    
И я думаю, что это решение правильное. И больше того, это решение опровергает   
любимую тему правительства, что все должны платить одинаковые налоги.           
Посмотрите, где у нас рост, - у нас рост в трёх секторах, как говорил           
президент во время последней прямой линии: это оборонка, потому что туда        
закачали государственные деньги; это сельское хозяйство, потому что в связи с   
контрсанкциями туда добавили вложения (и правильно сделали); и это IT-бизнес.   
Таким образом, практика правительства опровергает его теорию.                   
                                                                                
Кстати, что касается заработной платы. Последние данные меня потрясли:          
средняя зарплата в Москве 92 тысячи рублей, коллеги. А знаете, за счёт чего?    
Я сначала не понял, не поверил. Посмотрел: нефтегазовая промышленность - 518    
тысяч рублей! А вы нам говорите про IT-бизнес.                                  
                                                                                
Повторяю, коллеги, законопроект, конечно, и экономический, но прежде всего он   
политический. Это вопрос о том, кто с кем должен делиться. Во всех странах      
более или менее цивилизованного капитализма богатые делятся с бедными. Мало     
того, недавно опять опубликовали письмо сотни американских олигархов, которые   
заявили, что не надо слишком снижать налоги с личных доходов богатых. Вы        
видели такое письмо от российских олигархов?! Там во главе, по-моему, Билл      
Гейтс и Уоррен Баффет. Где они у нас? Вопрос, повторю, о том, кто с кем         
делится. Если мы всё-таки строим цивилизованный капитализм, то богатые должны   
делиться с бедными. Даже не предлагается прогрессивная шкала, предлагается      
шкала плоская - одинаковый уровень отчислений во внебюджетные фонды!            
                                                                                
И последнее, что я хочу сказать, уважаемые коллеги. Некоторые думают, что чем   
выше уровень неравенства, тем выше экономическая эффективность, эффективность   
экономики государства. Это глубокое заблуждение. Последние данные, в том        
числе по европейским странам, показывают, что справедливая экономика, по        
большому счёту, оказывается и более эффективной экономикой. Так что с точки     
зрения социоэкономики этот законопроект абсолютно правильный.                   
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Юрков Дмитрий Васильевич от фракции.                                            
                                                                                
ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается         
установить новый подход, а это, во-первых, отмена регрессивной шкалы            
страховых взносов на пенсионное страхование и, во-вторых, отказ от              
определения предельной величины базы, используемой для исчисления страховых     
взносов на социальное страхование. Что это даст? Безусловно, это приведёт к     
увеличению отчислений плательщиков страховых взносов как на пенсионное, так и   
на социальное страхование. В послании же президента от 4 декабря 2014 года      
сказано однозначно: в период с 2015 года по 2018 год не допустить ухудшения     
положения налогоплательщиков - как юридических лиц, так и физических лиц.       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", основываясь на этом, не поддерживает данный проект     
федерального закона.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич.                              
                                                                                
Олег Васильевич, заключительное слово.                                          
                                                                                
Депутату Шеину включите микрофон.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. На самом деле голосование, которое сейчас будет идти, это            
голосование чисто идеологическое, оно не про цифры. Мы хорошо понимаем, что     
данное решение повлечёт за собой рост возможностей социальных фондов и при      
этом практически никак не отразится на высокооплачиваемой категории населения   
страны. Я напомню, что у нас в Российской Федерации колоссальные перекосы с     
точки зрения распределения национального продукта, и они касаются фонда         
оплаты труда - об этом великолепно говорили коллеги Гартунг и Смолин.           
Голосование здесь о другом - о том, что мы считаем более правильным и что       
более неправильным.                                                             
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает более правильным индексировать пенсию     
всем пенсионерам, независимо от того, работают они параллельно, принося         
дополнительный продукт стране, или нет, и считает справедливым одинаковые       
правила, одинаковые налоговые шкалы для всех работников без предоставления      
налоговых преимуществ для тех, кто зарабатывает вдвое больше, чем средняя       
заработная плата по стране. Видимо, есть другая точка зрения о том, что         
справедливо: для тех, кто имеет очень высокие доходы, и в первую очередь        
руководителей, делать налоговые скидки и при этом не индексировать пенсию       
работающим пенсионерам. Вот эти два разных идеологических подхода сейчас и      
соприкоснутся в процессе голосования.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Айрат Закиевич, будете выступать?                                               
                                                                                
Депутату Фаррахову включите микрофон.                                           
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё раз выражаю      
большое сожаление от имени членов Комитета по бюджету и налогам в связи с       
тем, что не удалось эту дискуссию всё-таки провести на заседании комитета, но   
это не по нашей вине. Это первое.                                               
                                                                                
Второе, заключение комитета абсолютно вне политики. Есть вопросы к качеству     
подготовки данного проекта федерального закона. Я повторяю: если мы             
увеличиваем налоговую, страховую нагрузку на работодателей, то мы должны        
изменить законодательство об обязательном социальном страховании, но этого      
нет, и поэтому вопрос о политике - это просто чтобы поговорить.                 
                                                                                
И третье, при голосовании прошу обратить внимание на позицию исполнительных и   
представительных органов государственной власти субъектов Российской            
Федерации - они абсолютно не поддерживают данный подход.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              104 чел.23,1 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    106 чел.                                          
Не голосовало                 344 чел.76,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.