Заседание № 68
О проекте федерального закона № 14708-4 "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части приведения в соответствие со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации; принят в первом чтении 21 мая 2004 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 6. Это законопроект, принятый в первом чтении и предлагаемый к отклонению, - проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Доклад первого заместителя председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Станислава Агафоновича Елисейкина. Пожалуйста. ЕЛИСЕЙКИН С. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Проект федерального закона о внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" был внесен в целях приведения статьи 6 указанного закона в соответствие со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей государственные гарантии работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников. 21 мая этого года указанный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении. Поправок к законопроекту не поступало. Как вы знаете, 22 августа 2004 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 122-ФЗ, статьей 26 которого внесены изменения в закон от 19 февраля 1993 года № 4520-I, и статья 6 с 1 января 2005 года признана утратившей силу в связи с тем, что она по своему содержанию дублирует статью 318 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, статьей 5 в редакции федерального закона предусмотрено, что гарантии по занятости населения регулируются законодательством Российской Федерации в этой области. Вместе с тем следует отметить, что проблемы безработицы, занятости трудоспособного населения в северных регионах страны проявляются более остро и болезненно и требуют отдельного правового регулирования в рамках новой редакции закона от 19 февраля 1993 года, работа над которой проводится созданной комитетом рабочей группой. Учитывая изложенное, концепцию законопроекта необходимо изменить, и подготовка его к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении является нецелесообразной. В соответствии с Регламентом комитет предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 14708-4 "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Прошу поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Агафонович. Присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, есть ли желание выступить? У полномочных представителей правительства, президента? Нет. У представителей депутатских объединений? Тоже нет. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять постановление об отклонении данного законопроекта? Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 56 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1% Проголосовало против 81 чел.18,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 28
О проекте федерального закона № 14708-4 "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части приведения в соответствие со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЧЕРНЫШЕНКО И. К., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, комитет по проблемам Севера просит заменить докладчика по 12-му вопросу повестки: вместо Пивненко Валентины Николаевны буду докладывать я, Чернышенко. И группа авторов просит перенести на июнь
Вопрос 12 порядка работы, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Доклад Чернышенко Игоря Константиновича. Пожалуйста. ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Группа депутатов-северян выносит на рассмотрение Думы законопроект о внесении изменения в статью 6 закона о госгарантиях и компенсациях северянам. Прежде чем приступить непосредственно к данному законопроекту, мне хотелось бы напомнить депутатам, что основной "северный" закон был принят Верховным Советом СССР в 93-м году. Этот закон определяет перечень и порядок предоставления гарантий и компенсаций более чем 12 миллионам россиян, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и вобрал в себя все действовавшие на тот период гарантии и компенсации - не льготы, напоминаю вам, - направленные на возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. За прошедшие со дня принятия закона одиннадцать лет, к сожалению, не произошло заметных позитивных сдвигов в социально-экономическом, культурном и духовном развитии северных регионов, которые позволили бы существенно пересмотреть систему госгарантий и компенсаций для северян. Определенный оптимизм в этом направлении придает состоявшиеся в конце апреля текущего года в Салехарде заседание президиума Госсовета и собрание представителей северных территорий России с участием Президента Российской Федерации, на которых шла речь о необходимости формирования современной государственной политики экономического и социального развития северных регионов России. Как отметил в своем выступлении президент: обязательно поможем российскому Северу обрести новую динамику своего развития. Выработка современного государственного подхода к Северу России, который дает стране более 70 процентов нефти и газа, меди и никеля, золота и алмазов, рыбы и леса и многое другое, возможно, позволит приступить к формированию иной, более интересной концепции предоставления северных гарантий и компенсаций, но это в будущем. Сейчас же надо отметить, что в связи с принятием в последнее время целого ряда новых федеральных законов - а я имею в виду прежде всего Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с февраля 2002 года, пакет пенсионных законов - требуется привести в соответствие с современной нормативно-правовой базой многие действующие статьи нашего главного "северного" закона. В рассматриваемом законопроекте предлагается привести в соответствие со статьями 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации статью 6 федерального закона, в котором определяется порядок предоставления гарантий северянам в случае увольнения по некоторым основаниям, а также уточнить терминологию, привести в соответствие с используемой в Трудовом кодексе. Как следует из статьи 81 Трудового кодекса, в которой указан практически исчерпывающий перечень оснований для увольнения, такое основание расторжения договора по инициативе работодателя, как высвобождение в связи с реорганизацией, не предусмотрено. В связи с этим в новой редакции статьи 6 "северного" закона указываются такие предусмотренные Трудовым кодексом основания расторжения, при которых увольняемому работнику предоставляются гарантии, связанные с расторжением договора, как ликвидация организации либо сокращение численности или штата работников организации. Принятие законопроекта не требует расходов бюджетов всех уровней. На основании изложенного просим принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Константинович. Присаживайтесь. С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Станислав Агафонович Елисейкин. Пожалуйста. ЕЛИСЕЙКИН С. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока считает, что проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к них местностях" подготовлен в целях приведения статьи 6 указанного закона в соответствие со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации, а также терминологией, используемой в Трудовом кодексе Российской Федерации. Комитет отмечает, что в связи со вступлением в действие с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации, редакция статьи 6 закона от 1993 года о госгарантиях не соответствует статье 318 Трудового кодекса Российской Федерации, что порождает противоречия в применении данной нормы. Это устраняется данным законопроектом. Принятие указанного законопроекта, как было уже сказано, не потребует расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. На законопроект поступили отзывы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, двадцать четыре, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сорок шесть. Отрицательных отзывов от субъектов Российской Федерации на предложенный законопроект не поступало. Комитет Совета Федерации Федерального Собрания по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта. Отзыва на законопроект от Правительства Российской Федерации не поступало. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по законопроекту не имеет. Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Будут ли у депутатов вопросы к докладчику или содокладчику? Вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект, пункт 12 порядка работы. Прошу депутатов определиться. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 43 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6% Результат: принято Принято.