Заседание № 91
06.05.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 146995-5 "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1286 по 1616 из 7510
Пункт 3, проект федерального закона "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Российской Федерации Юрия Петровича Сентюрина. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам". Договор был принят Дипломатической конференцией в марте 2006 года в городе Сингапуре. По итогам работы названной конференции были приняты три документа: договор, инструкция к договору, которая является его неотъемлемой частью, и резолюция дополнительная к договору. Рассмотрение этих документов на конференции и их принятие, по существу, стало итогом многолетней - с 2002 по 2005 год - работы в рамках семи сессий Постоянного комитета Всемирной организации интеллектуальной собственности по законодательству в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний. Кстати, активным участником этого процесса являлась Российская Федерация. Договор является очередным этапом гармонизации национальных систем законодательства по товарным знакам в части, касающейся административных процедур, и предусматривает, в частности, дополнительные льготы для заявителей и правообладателей, которые не предусмотрены Договором о законах по товарным знакам 1994 года. В порядке информации: Договор о законах по товарным знакам 1994 года был разработан под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности совместно странами - участницами Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Российская Федерация являлась одним из разработчиков договора 1994 года и присоединилась к нему в мае 1998 года. Сингапурский договор отвечает интересам российских заявителей, обеспечивая условия для регистрации товарных знаков за рубежом, поэтому представляется необходимым осуществить мероприятия для обеспечения участия в этом договоре Российской Федерации. Формой обеспечения участия, по существу, может быть только ратификация, потому что пункт 2 статьи 26 названного договора предусматривает эту возможность. На сегодняшний день Сингапурский договор подписан пятьюдесятью четырьмя государствами, и 16 марта он вступил в силу, поскольку более десяти государств и международных организаций передали на хранение генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности ратификационные грамоты или акты о присоединении к названному договору. По истечении трёх месяцев с момента передачи десятого подобного документа, а это случилось 16 марта, он считается вступившим в силу. О чём конкретно идёт речь в названном договоре? Какие есть отличия от действующего законодательства Российской Федерации? Статья 14 договора и правило 9 инструкции к этому договору предусматривают шестимесячный срок для восстановления пропущенного срока в ходе процедур в национальном ведомстве по регистрации товарных знаков. В то же время в российском законодательстве данный срок ограничивается двумя месяцами, это статья 1501 Гражданского кодекса Российской Федерации. В порядке информации сообщаю, что министерством подготовлен проект федерального закона о внесении соответствующего изменения в статью 1501 части четвёртой Гражданского кодекса. Данный законопроект прошёл все необходимые процедуры согласования, представлен в правительство, получил одобрение Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и в настоящий момент готовится к внесению в Государственную Думу. Результатом принятия законопроекта "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам" будет предоставление заявителям по заявкам на регистрацию товарных знаков больших прав в части сроков для предоставления ответа на запрос экспертизы и возможности восстановления права на регистрацию по заявке в случае признания её отозванной в связи с непредоставлением в установленный срок ответа на запрос экспертизы. То есть это дополнительные льготы и преимущества для заявителей и правообладателей, и в силу означенного обстоятельства, ещё раз повторю, данный договор отвечает интересам российских заявителей. Важная особенность состоит в том, что применение положений договора, предусмотренных в отношении стран, являющихся членами упомянутого мною договора от 1994 года, состоит в том, что эти государства применяют и договор 1994 года, и Сингапурский договор. Однако в том случае, если одна из договаривающихся сторон не является участницей Сингапурского договора, являясь при этом участницей договора 1994 года, применяются положения последнего договора. Таким образом, участие России в договоре обеспечит равные корреспондирующие права как для российских заявителей, так и для иностранных заявителей, которые регистрируют товарные знаки в Российской Федерации. Участие России в Сингапурском договоре не повлечёт за собой дополнительных расходов средств из федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Присаживайтесь. Содоклад сделает председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сингапурский договор о законах по товарным знакам был заключён 27 марта 2006 года на Дипломатической конференции, которая проходила в Сингапуре, и, как уже Юрий Петрович сказал, он подписан пятьюдесятью четырьмя государствами. В принципе в настоящий момент этот договор считается вступившим в силу, поскольку его ратифицировало более десяти государств. Мы считаем, что данный договор является очередным этапом гармонизации гражданского законодательства. В первую очередь здесь речь идёт об интеллектуальной собственности, и, что очень важно, здесь устанавливаются единые процедуры регистрации товарных знаков. Что ещё очень важно, на мой взгляд, к договору прилагается регламент, который конкретизирует положения договора и включает в себя типовые международные бланки документов и прочие реквизиты. В данном договоре предусматриваются дополнительные гарантии как для заявителя, так и для правообладателя в отношении несоблюдения установленных сроков. Я с Юрием Петровичем соглашусь в том, что в связи с ратификацией данного договора нам будет необходимо внести поправку в часть четвёртую Гражданского кодекса, в частности в статью 1501. Скажу, что такой законопроект уже внесён, его суть заключается в том, что срок, который указан в статье 1501, два месяца, изменяется на шесть месяцев. Я надеюсь, что то, что правительство разрабатывает данный законопроект, не будет основанием для того, чтобы препятствовать принятию того законопроекта, который внесён депутатами Государственной Думы. (Андрей Викторович, не будет? А то иногда так бывает, к сожалению.) В ближайшее время, мы считаем, законопроект будет рассмотрен, и после ратификации договора и вступления в силу данного закона отечественное законодательство будет полностью приведено в соответствие с Сингапурским договором. Уважаемые коллеги, наш комитет предлагает ратифицировать данный договор. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, задержитесь на трибуне. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Депутат Жириновский, депутат Кашин. Никого не забыл? Две руки я увидел. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос к докладчику. Почему ваше ведомство занимается этим вопросом? Это ближе, мне кажется, министерству экономики. И можете ли вы привести какие-то конкретные примеры, подтверждающие, что Российская Федерация терпит убытки оттого, что мы до сих пор не ратифицировали договор? Где используется какой-либо товарный знак России незаконно или в каких случаях мы не смогли повлиять на что-то? Два-три конкретных примера. Вот пока мы ничего не услышали: что здесь, желание просто присоединиться к этому договору или мы действительно несём убытки? В чём смысл? Два-три примера приведите нам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопросы. Уважаемый Владимир Вольфович, наше ведомство занимается этим потому, что мы согласно положению отвечаем за вопросы, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, патентные вопросы. В состав Министерства образования и науки входит Роспатент, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, и поэтому мы занимаемся этими вопросами. Кроме того, в нашу компетенцию входит поддержание отношений с Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Что касается вопроса о присоединении к Сингапурскому договору. Хочу ещё раз напомнить, что мы являемся участниками Договора о законах по товарным знакам, который был сформирован в 1994 году с участием России. Мы присоединились к нему в мае 1998 года и в полном объёме соблюдаем требования этого документа: совместно с нашими иностранными партнёрами осуществляем правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, занимаемся товарными знаками и знаками обслуживания. Что касается Сингапурского договора, он, по существу, имеет только одно отличие от нашего гармонизированного национального законодательства. Это отличие связано с дополнительными льготами для заявителей и правообладателей в процедуре регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Если по каким-либо уважительным причинам данная процедура затянулась, то нашим законодательством установлен срок для восстановления прав два месяца, а после ратификации данного договора и внесения предлагаемой поправки в статью 1501 заявители и правообладатели смогут воспользоваться правом на восстановление в течение шести месяцев. Нам это кажется позитивной мерой, посему мы ратуем за ратификацию этого договора. Договор вступил в силу недавно, это состоялось 16 марта, после процедуры ратификации в десяти государствах, подписавших названный договор. Всего его подписали на сегодняшний день пятьдесят четыре государства, а сингапурские документы упомянутые мною, - сам договор, инструкция к нему и резолюция дополнительная к договору - как итоговые документы, подписали сто двадцать государств. Так что процесс присоединения продолжается, и нам этот процесс кажется позитивным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Сам ответ докладчика говорит, в общем-то, о формальности этого очередного договора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, присаживайтесь. КАШИН В. И. Я назову, Владимир Вольфович, вам десятки потерянных товарных знаков и целых технологий только по одному Министерству сельского хозяйства, которое последние восемь - десять лет ведёт судебные тяжбы с теми же Соединёнными Штатами Америки, - от "Смирновки" до "Столичной". И этот грабёж, по большому счёту, продолжается. Поэтому, когда мы такие законы принимаем, конечно, было бы желательно, чтобы докладчики хотя бы как-то экономически просчитывали и говорили о патентной защищённости наших товарных знаков и технологий, где мы получаем общий взаимовыгодный интерес с той или другой страной и что нам выгодно в этом сингапурском соглашении. Я хотел бы спросить у докладчика: какие в этом плане будут экономические... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это было скорее выступление, тем не менее, Юрий Петрович, можете отреагировать. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос. Экономические выгоды здесь вполне очевидные, потому что появляются дополнительные возможности у наших заявителей и правообладателей, в случае если они будут регистрировать свои товарные знаки и знаки обслуживания за рубежом, что является общепринятой практикой. Здесь наша страна ничего не проигрывает, наоборот, выигрывает, потому что документооборот в национальных ведомствах, осуществляющих процедуры регистрации, достаточно сложен, требуются дополнительные документы, требуются экспертизы и этот срок достаточно часто нарушается. Мы говорим, когда упоминаем Сингапурский договор, только об одной особенности: о дополнительной льготе, установленной этим договором. Если говорить в целом, то Договор о законах по товарным знакам относится к числу реально действующих, действует с 1994 года, как я упоминал, а в случае с Россией, которая присоединилась к нему, - с 1998 года, есть практика применения этого Договора о законах по товарным знакам. Кстати, продолжающиеся, идущие судебные процессы, нацеленные на подтверждение российских товарных знаков, - это свидетельство того, что упомянутый мной договор действует. Руководствуясь международными нормами, Россия сегодня в этих судебных процессах участвует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Желает ли кто-либо выступить по обсуждаемой теме? Да, одно выступление, депутат Жириновский. Других рук я не вижу, подводим черту. Пожалуйста. Включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы друг друга плохо слышим. Сперва меня не услышал председатель комитета по Регламенту. Я спрашивал: когда будет внесено постановление, которое незаконно лежит уже семь месяцев в комитете по природным ресурсам? Он мне говорит, что будем работать хорошо. Ну давайте тогда, может быть, перейдём куда-то в другое место вот для таких головоломок. Сейчас представителя министерства прошу: приведите два-три примера реальных убытков России оттого, что мы не ратифицировали Сингапурский договор. Он ничего не говорит. А почему?.. Мой вопрос был о том, какое ведомство занимается у нас патентными делами. Он говорит: по функционалу (это уже их термин, чиновничий). То есть по распределению функциональных обязанностей почему-то передали минобразования, наверное, потому, что минэкономики перегружено. Конечно, это экономика страны - товарный знак, а то, что там есть вопросы интеллектуальной собственности, - это всё равно выражается в регистрации. У нас был нормальный комитет по патентам, почему-то его превратили в Роспатент и не знают, куда его присоединить. Это очень важный вопрос, конечно, но представитель министерства не сумел нам, депутатам, доказать его важность, поэтому голосовать не будем исходя из того, что докладчик не в состоянии объяснить необходимость ратификации. То есть мы сами это знаем, и депутат Кашин пытался нам дать информацию. Если бы речь шла об одной водке, ещё терпимо было бы, но там очень много и других вопросов. И ведь это связано, наверное, ещё и с некачественными товарами. Вот бензин, марки бензина - есть товарный знак, который зарегистрирован, а мы знаем, какой некачественный бензин нам дают, так сказать, на всех бензоколонках. Или отравленные продукты - товарный знак один указан, а если на эти продукты посмотреть внимательно, то там ничего хорошего нет. Мы знаем, что большие проблемы с лекарствами. Вот был такой у нас предприниматель и бывший депутат наш Брынцалов. Пошумели немножко, что у него в таблетках аспирина мел вместо препарата, и всё закончилось. Ну, как всегда, богатые откупаются от судов, мы можем только бедных хватать на улице и сажать в наши СИЗО, за 500 рублей... Поэтому там, где есть потребность в регистрации товарного знака, - там, конечно, коррупция везде процветает. И конечно, то, что мы будем прибегать к определённым статьям Сингапурского договора, может быть, кому-то жизнь облегчит, но если наши собственные институты, такие как, например, институт питания, не занимаются анализом, что едят наши граждане... Что толку от товарного знака, который там красиво обозначен, если наши собственные институты, так сказать, ничего не делают! Учёные наши шумят, требуют что-то, но товарный знак уже зарегистрирован, и нашим гражданам предлагается какая-нибудь венская колбаса или какой-то кофе с бразильской маркой, а на самом деле фальшивый товар. И здесь голосовать нам нежелательно, поскольку внятных объяснений необходимости ратификации мы не услышали. И очень неприятно, что внутри страны мы сами ещё не хотим добиться того, чтобы собственные товарные знаки соответствовали составу товаров, лекарств. Это касается и интеллектуальной собственности. Поэтому на будущее просьба, чтобы докладчики от министерств давали конкретные примеры: если мы какой-то договор не ратифицируем - вот убыток оттого, что Россия не ратифицировала. А если убытков нет, то зачем ратифицировать? Чтобы не было такого чиновничьего зуда: мы и туда вошли, и сюда вошли, и везде вошли. На прилавках магазинов лежат плохие товары, нам и по телевизору показывают их, и сами мы видим, когда их употребляем, а мы вступили, все конвенции, всё подписали. Надо, чтобы были последствия благоприятные для нас, чтобы нам поставляли в страну хорошие товары, доброкачественные, чтобы их состав соответствовал тому товарному знаку, который там имеется. И облегчить нашим учёным, нашим изобретателям и специалистам регистрацию. Роспатент у вас есть, но работает очень плохо, очень слабо работает, потому что он не на своём месте. Министерство образования не должно курировать такую структуру, как Роспатент. Голосовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства? Не настаивают на выступлении. Юрий Петрович, есть необходимость в заключительном слове? СЕНТЮРИН Ю. П. Я хотел высказать благодарность за прозвучавшее мнение по поводу ситуации с товарными знаками, но хотел бы обратить внимание депутатов на одну особенность: речь идёт о документе, который предусматривает административные процедуры регистрации товарных знаков, ничего более, - это заявки, это бланки этих заявок, это процедура регистрации, это сроки регистрации. Сингапурский договор позволяет нашим заявителям и правообладателям в течение большего времени формировать документальную базу для представления соответствующих заявок за рубежом. Это абсолютно позитивная мера, и если мы этот документ не ратифицируем, то такой возможности наши заявители и правообладатели лишатся, а это будет несправедливо. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Владимирович, не настаиваете на заключительном слове? Нет. Ставлю на голосование проект федерального... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, да, прошу прощения, вовремя вы меня остановили.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2107 по 2124 из 7510
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось, объявляется "час голосования". Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 05 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято.