Заседание № 35

20.06.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 14689-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1369 по 1391 из 6353
Пункт 2 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в     
Уголовный кодекс Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников        
докладывает. Законопроект рассматривается в третьем чтении.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный      
законопроект мы с вами во втором чтении приняли 8 июня этого года.              
Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Комитет предлагает   
принять его в третьем чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Будут. Прошу записаться.                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4934 по 5122 из 6353
Итак, по 2-му вопросу у нас несколько человек записались по мотивам, по         
одному от фракции выступят.                                                     
                                                                                
От фракции ЛДПР вот Иванов Сергей Владимирович просит слова. Пожалуйста.        
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Да, уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом "часа голосования". Прошу       
всех пройти в зал, чтобы осознанно, с полной ответственностью за судьбу         
страны нажать на кнопки, понимая, за что мы голосуем.                           
                                                                                
Так вот, уважаемые коллеги, тот законопроект, который сейчас стоит под          
пунктом 2 в повестке дня, казалось бы, имеет очень благозвучное                 
подтолкование: об усилении уголовной - заметьте! - ответственности за           
фальсификацию выборов, - но, по большому счёту, это отравленная конфетка, у     
которой внутри есть кусочек яда. Если поглядеть данный законопроект, то можно   
увидеть, что за фальсификацию итогов выборов там штрафы увеличиваются: было     
от 100 тысяч до 300 тысяч - стало от 200 тысяч до 500 тысяч. Казалось бы,       
хорошо. За что увеличиваются штрафы? За то, что неправильно составили список    
избирателей, за то, что они использовали фальшивые бюллетени, за то, что        
включили в список избирателей людей, которые не имеют права быть включёнными,   
и так далее, и тому подобное. Прекрасно, казалось бы, хотя, учитывая нынешнюю   
инфляцию, не очень большое, конечно, наказание. Сроки уголовного наказания в    
виде лишения свободы остались те же, а административное наказание, вернее,      
его денежное содержание маленько повысилось. Но где здесь зарыта собака?        
Поглядите, в первой из статей как раз увеличиваются в два раза штрафы за        
воспрепятствование работе избирательной комиссии, поэтому данный законопроект   
и направлен против тех, кто, придя на избирательный участок, скажет:            
уважаемая избирательная комиссия, можно мне, как наблюдателю, ознакомиться со   
списком избирателей? (Шум в зале.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одну минуточку, Сергей Владимирович.                      
                                                                                
Коллеги, я прошу потише. Присядьте, пожалуйста, и прекратите                    
несанкционированный митинг.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Им в выборах не участвовать, поэтому пускай, мы не обращаем        
внимания.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжайте.                                              
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, ещё раз обращаю ваше внимание, что для того,    
чтобы последние две статьи, в которых увеличивается уголовная                   
ответственность, можно было применить на практике, нужно сначала обойти эту     
статью, то есть прийти в избирательную комиссию и сказать: я наблюдатель, я     
член комиссии с правом совещательного голоса, будьте любезны, покажите мне      
книгу учёта избирателей. Вам тут же скажут: вы препятствуете работе             
избирательной комиссии, поэтому составляем и передаём протокол, и вы            
получаете уже уголовную статью.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, осенью вам предстоит - кому, конечно, предстоит -            
участвовать в выборах, и вот увидите, что именно эта первая часть статьи и      
будет применена на практике, про все остальные можете забыть, как про           
страшный сон: они вас не касаются.                                              
                                                                                
Фракция ЛДПР данный законопроект не будет поддерживать.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич от фракции КПРФ.                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Здесь       
некоторые товарищи говорят: ну что тут выходить, короткий закон, всё понятно    
- в три раза увеличили штрафы, и никаких вопросов. Но я как раз, как человек,   
который с этим сталкивается часто и против которого в том числе этот закон      
направлен, считаю, что его нельзя принимать в данном виде. Почему? Вот как      
только мы с вами сформируем комиссии по пропорциональному принципу, как         
только председатели комиссий будут не от руководящей партии, тогда я буду       
тремя руками за то, чтобы хоть в десять раз поднять штраф за противодействие,   
но в чём проблема? У нас ведь сегодня, через полгода после выборов, пытаются    
инкриминировать... Хотя если вы почитаете старый закон о митингах (он тоже к    
выборам имеет отношение), то там указано, что тому, кто несанкционированный     
митинг проводит, первый раз - 1 тысяча, второй раз - 2 тысячи, а тем, кто       
противодействует проведению митингов, - 142-я статья, от двух до шести. В       
данной ситуации того милиционера, который написал представление на Владимира    
Ивановича и на меня, надо привлечь и дать от двух до шести, понимаете? А в      
такой ситуации, как у вас, когда через полгода собрались на междусобойчик...    
У нас ведь есть комиссии, составленные по семейному принципу, и вот,            
представьте, родственники - сватья, кумовья, братья - собрались: "Так это же    
такое... Давай-ка мы на него напишем: он нам мешал", - и человеку бум - и в     
три раза больше штраф!                                                          
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, с нашей точки зрения, избирательное                 
законодательство нельзя изменять точечно, оно должно быть изменено              
комплексно. Подчёркиваю ещё раз: надо - это первое и главное - разрешить        
избирателю прийти в течение недели и уточнить, голосовал ли он, тем более что   
у нас в течение десяти дней закон позволяет подводить итоги. Второе: надо       
обязательно организовать комиссию по паритетному принципу. Третье: надо         
обязательно выполнять закон о подсчёте голосов. В чём он заключается? Вот       
если кто-то из вас был на участке, то знает, что подавляющая часть              
председателей комиссий даже не читали порядок подсчёта голосов и не знают,      
что подсчёт голосов начинается с пересчёта по списку проголосовавших, и         
никогда в жизни ни одному наблюдателю в подавляющем большинстве городов,        
кроме столичных, никто ничего не показывает. И там рисуют всё, что захотят, я   
вам кино могу показать в пяти сериях, как это делается! И в такой ситуации      
человек, который принципиально будет требовать исполнения закона, сам и         
подпадёт под действие этого закона.                                             
                                                                                
Мы категорически против такого подхода к изменению в избирательное              
законодательство - только комплексный подход, по справедливости к организации   
выборов позволит исключить бунты.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, фракция "ЕДИНАЯ           
РОССИЯ". Пожалуйста.                                                            
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Добрый вечер, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!               
Законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации",    
в части усиления ответственности за воспрепятствование осуществлению            
избирательных прав или работе избирательных комиссий, был принят во втором      
чтении. Данный законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении,            
замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера по       
подготовленному законопроекту не имеется.                                       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает принять   
его в третьем чтении.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руденко Андрей Викторович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                       
                                                                                
На месте включите микрофон депутату Руденко.                                    
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич. Я думаю, что выходить на три минуты не стоит.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот есть такое предложение от нашей фракции: может, мы       
соберём все законопроекты на эту тему и отменим вообще выборы в Российской      
Федерации? Подумайте, может, создадим монархическую республику и не будем       
выбирать никого - зачем это нужно?!                                             
                                                                                
Дело в том, что не зря, как в одной известной передаче говорится, иностранцы    
нас называют "Раша", а мы себя называем "наша Раша". Так вот, подумайте: для    
того чтобы избраться теперь... Посмотрите поправки, которые относятся к         
статьям 141-й и 142 Уголовного кодекса. 141-я подразумевает, что наблюдатель    
будет отвечать по полной - платить 500 тысяч из своего кармана, а любое         
избирательное объединение будет платить, если что-то нарушило. Но ведь          
известно, сколько у нас фальшивок распространяется от имени любого              
избирательного объединения, это все, кто проходил выборы, знают! И по 142-й     
статье - наказание для председателей комиссий, которые якобы допустили          
какие-то фальсификации, но вы же знаете прекрасно, что все главы районов        
направляют в эти комиссии своих муниципальных служащих - что же, они будут их   
наказывать за то, что те фальсифицировали? Нет, конечно, они их прикроют.       
                                                                                
По мнению нашей фракции, сейчас создаются такие законы, что учительница с       
зарплатой 15 тысяч рублей придёт наблюдателем на участок от любой               
оппозиционной партии, и для начала ей - штраф в размере 500 тысяч рублей, а     
потом, когда она будет протестовать против этого и пойдёт на митинг, - ещё      
полтора миллиона или миллион, и в совокупности получится полтора-два миллиона   
с одного человека. Если у нас обычно крутится в этой сфере миллионов            
двадцать, то таким образом мы пополним бюджет, и хватит нам этих денег и на     
олимпиады, и на проведение чемпионата мира 2018 года, и так далее.              
                                                                                
Поэтому, конечно, наша фракция предлагает всё-таки вернуться к тому проекту     
избирательного кодекса, который мы внесли и который закопан неизвестно где, в   
каких дебрях и в каком комитете, он закопан так, что, наверное, скоро его       
можно будет приравнять к тому же Мавзолею, и потом, через сто лет, наши         
потомки будут смотреть и говорить: вот в России когда-то в прежние времена      
был разработан проект избирательного кодекса, который так и остался лежать      
неизвестно где.                                                                 
                                                                                
Наша фракция, конечно, не будет голосовать по данному законопроекту, мы         
считаем, что он ущербный, завуалированный. И хотелось бы обратить внимание      
правительства: если у вас в правительстве одни олигархи сидят, не надо          
думать, что у всех зарплата по 2 миллиона рублей в месяц.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации".                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.52,7 %                                    
Проголосовало против          155 чел.34,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 33

08.06.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 14689-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2200 по 2247 из 7376
13-й пункт повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовный кодекс Российской Федерации". Сергей Юрьевич Фабричный. Прошу вас.    
                                                                                
ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я напомню, что законопроект в   
первом чтении был принят 21 марта 2012 года. Он направлен на усиление           
ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или      
работе избирательных комиссий, нарушение порядка финансирования избирательной   
кампании, фальсификацию избирательных документов и итогов голосования.          
Названным законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в        
статьи 141, 141-1, 142, 142-1 Уголовного кодекса Российской Федерации в части   
увеличения размера штрафа.                                                      
                                                                                
В комитет поступило три поправки, они помещены в таблицу поправок,              
предлагаемых комитетом к отклонению. Все поправки в целом направлены на         
повышение санкций, предлагаемых законопроектом, по мнению комитета, это         
представляется необоснованным.                                                  
                                                                                
У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний правового и      
юридико-технического характера нет.                                             
                                                                                
Принимая во внимание изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе       
принять данный законопроект во втором чтении.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Итак, коллеги, имеется таблица поправок, предложенных профильным комитетом к    
отклонению. Есть ли вопросы и замечания по этой таблице? Нет.                   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок, предложенных к отклонению.              
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.52,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    236 чел.                                          
Не голосовало                 214 чел.47,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5876 по 5892 из 7376
13-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный     
кодекс Российской Федерации", также второе чтение.                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              244 чел.54,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    245 чел.                                          
Не голосовало                 205 чел.45,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.                                                            
                                                                                

Заседание № 16

21.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 14689-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1987 по 2404 из 6068
Следующий вопрос повестки дня - о проекте федерального закона "О внесении       
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления            
ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или      
работе избирательных комиссий). Доклад официального представителя               
Правительства Российской Федерации заместителя министра юстиции Виктора         
Леонидовича Евтухова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему         
вниманию представлен проект федерального закона "О внесении изменений в         
Уголовный кодекс Российской Федерации", который направлен на ужесточение        
наказания за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе     
избирательных комиссий, нарушение порядка финансирования избирательной          
кампании, фальсификацию избирательных документов и итогов голосования.          
                                                                                
Нужно сказать, что федеральным законом от 7 декабря 2011 года уже были          
внесены изменения в Уголовный кодекс и отдельные законодательные акты           
Российской Федерации, в том числе в санкции статей 141, 141-1, 142 и 142-1,     
которые также направлены на усиление ответственности. Напомню вам, что          
санкции перечисленных статей были дополнены наказанием в виде принудительных    
работ, был также увеличен срок наказания в виде обязательных работ. В то же     
время, по данным судебной статистики за 2008-2011 годы, основным видом          
наказания за преступления в сфере избирательного права является штраф.          
Приведу пример: в 2010 году за преступления, предусмотренные статьями, о        
которых я уже говорил, были осуждены двадцать три человека, из них двенадцать   
лишены свободы условно, а в отношении одиннадцати осуждённых было применено     
наказание в виде штрафа.                                                        
                                                                                
Принимая во внимание изложенное, то, что уже менялись санкции этих статей, и    
данные статистики, авторы законопроекта предлагают внести следующие изменения   
в Уголовный кодекс.                                                             
                                                                                
С учётом существующего дифференцированного подхода к применению наказания к     
лицам, которые совершили преступления, в санкциях частей первой, второй и       
третьей статьи 141 Уголовного кодекса предусматривается увеличение размера      
штрафа до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода       
осуждённого за период до шести месяцев, от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или    
в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного     
года до двух лет и от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной    
платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет         
соответственно.                                                                 
                                                                                
В части первой статьи 141-1 Уголовного кодекса предлагается установить штраф    
от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного       
дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет. В части второй         
названной статьи увеличивается нижний предел размера штрафа до 200 тысяч        
рублей.                                                                         
                                                                                
Что касается статьи 142 Уголовного кодекса, то в санкции части первой этой      
статьи устанавливается нижний предел штрафа от 100 тысяч рублей, в частях       
второй и третьей увеличивается нижний предел штрафа до 200 тысяч рублей.        
                                                                                
В санкции статьи 142-1 предлагается установить штраф в размере от 200 до 500    
тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за     
период от одного года до трёх лет.                                              
                                                                                
Проект закона был согласован с Генпрокуратурой и Следственным комитетом,        
Центральной избирательной комиссией, Верховным Судом Российской Федерации,      
прошёл рассмотрение и был одобрен профильным комитетом Государственной Думы.    
Прошу принять в первом чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и             
процессуальному законодательству Сергея Юрьевича Фабричного.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект       
федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской         
Федерации" направлен на усиление ответственности за воспрепятствование          
осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, нарушение   
порядка финансирования избирательной кампании, фальсификацию избирательных      
документов и итогов голосования. В этой связи предлагается внести изменения в   
статьи 141, 141-1, 142, 142-1 Уголовного кодекса Российской Федерации в части   
увеличения размеров штрафов в санкциях наказания.                               
                                                                                
О размерах штрафов докладчик сказал достаточно подробно, кроме того, эта        
информация подробно изложена в пояснительной записке, не буду повторять.        
Отмечу, что, первое, перечисленные статьи в действующей редакции                
предусматривают альтернативные виды наказания, в том числе лишение свободы.     
Второе: данным законопроектом новые составы преступлений в четыре статьи        
Уголовного кодекса Российской Федерации не вводятся. И третье: на наш взгляд,   
в большинстве случаев неправомерных деяний, предусмотренных указанными          
четырьмя статьями Уголовного кодекса, можно говорить о специальном субъектном   
составе.                                                                        
                                                                                
Исходя из этого комитет считает, что увеличение санкций наказания в виде        
штрафов по вышеперечисленным статьям будет способствовать повышению             
превентивной, предупреждающей функции для всех участников избирательного        
процесса. Принимая это во внимание, Комитет Государственной Думы по             
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.   
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, уважаемые коллеги?                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Депутат Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                   
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. У меня вопрос к Виктору Леонидовичу.                                
                                                                                
Уважаемый Виктор Леонидович, в целом усиление ответственности, конечно,         
поддерживается, но не считаете ли вы, что усиление ответственности в части      
воспрепятствования именно работе избирательных комиссий может привести к        
дополнительным злоупотреблениям?                                                
                                                                                
Почему я задаю этот вопрос? Был конкретный пример в городе Ельце при выборе     
мэра: когда наш наблюдатель стал законно и справедливо ставить вопросы о        
недобросовестной и неправомерной работе избирательной комиссии, он силами       
полиции был выдворен с избирательного участка, и позже Следственный комитет     
возбудил против него дело. Молодая девушка-юрист около года находилась в        
нервно-напряжённом состоянии, пока это дело просто не рассыпалось. Прошу        
прокомментировать.                                                              
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, данная статья, данная санкция уже предусмотрена              
действующей редакцией, мы лишь вводим усиление, хотя там, по большому счёту,    
ответственность и так не маленькая, в том числе в виде штрафов. Заметьте, мы    
предлагаем усилить только ответственность в виде штрафных санкций, а до этого   
были очень серьёзно изменены иные возможные меры наказания, я уже говорил,      
что это и обязательные работы, и принудительные работы.                         
                                                                                
Я, к сожалению, не могу оценить действия вашего наблюдателя, потому как я не    
был в том регионе, в той избирательной комиссии, и я думаю, что оценку          
действиям как раз и могли дать только правоохранительные органы и в             
дальнейшем суд. Если вы говорите, что дело рассыпалось, значит, этот человек    
был невиновен и не был привлечён к ответственности. Если же вина людей,         
которые препятствуют работе избирательных комиссий, будет доказана, то я как    
раз считаю, и мои коллеги, и Правительство Российской Федерации, что            
увеличение ответственности пойдёт только на пользу и, прежде чем такие          
мероприятия проводить и такие действия совершать, многие должны будут           
призадуматься. Именно на это направлен наш законопроект.                        
                                                                                
Но, заметьте, мы здесь не предлагаем усиление уголовной ответственности в       
плане лишения свободы, в том числе и памятуя о том, о чём говорите вы, - что    
могут быть ошибки и может быть такое привлечение к ответственности. Наверное,   
именно поэтому Президент Российской Федерации предложил (и мы принимали этот    
закон) иные виды ответственности - как раз в виде различного рода работ.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кропачев Александр Сергеевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос к Виктору Леонидовичу.                                                   
                                                                                
Уважаемый Виктор Леонидович, вот вы привели статистику, что за прошлый год      
было возбуждено двадцать три дела, в том числе двенадцать человек были          
осуждены условно и в отношении одиннадцати было применено наказание в виде      
штрафа. Могли бы вы конкретно по всем четырём статьям назвать эту статистику    
и разбить её по четырём статьям? В чём вопрос? Как правило, с удовольствием     
возбуждают уголовные дела в отношении представителей той же оппозиции по        
факту воспрепятствования осуществлению избирательных прав и работе              
избирательных комиссий, а по фактам фальсификации избирательных документов и    
документов референдума, как правило, неохотно возбуждают дела. Вот можно        
привести статистику конкретно по четырём статьям?                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Да, я могу вам привести такую статистику, правда, не готов        
комментировать, в отношении кого в основном возбуждались уголовные дела. Я      
думаю, что они возбуждались по фактам и здесь нет, наверное, какой-то прямой    
связи - оппозиция это, или не оппозиция, или кто-то ещё, есть нарушение         
законодательства - возбуждается уголовное дело, а дальше уже вопрос             
привлечения к ответственности. Итак, по 141-й статье, по части второй, - один   
человек, это штраф; по статье 141-1 не привлекались; 142-я статья, часть        
первая: семь человек - штрафы, двое - условно; часть вторая: двое - штрафы,     
четверо - условно; часть третья: один человек - условно; статья 142-1: один     
человек был оштрафован, пятеро привлечены к ответственности условно.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос к заместителю министра.                                                  
                                                                                
Вы знаете, очень противоречивое ощущение: с одной стороны, действующий          
президент при явном согласии будущего президента пошёл на крутую                
либерализацию, скажем, порядка возникновения партий, с другой стороны, мы       
обрушиваем штрафы до 500 тысяч, но вы сами говорите, что по фальсификации вы    
ничего не можете привести. Огромные сомнения: к каким последствиям это          
приведёт? Эти штрафы будут дубиной в руках власти по отношению к                
представителям оппозиции. У нас в Самарской области члена областной             
избирательной комиссии с решающим голосом Рогожина полиция не допустила на      
участок, и никто никакой ответственности не понёс, а это один пример из         
миллиона. Будьте добры, ваш комментарий.                                        
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Ну, во-первых, санкции в этих статьях, как я уже говорил и ещё    
раз повторю, очень и очень широкие - это может быть штраф, а могут быть в       
принципе обязательные работы либо принудительные работы. Как вы знаете,         
обязательные работы - это работа, когда человек, после того как отработал на    
основном месте работы, понуждается к таким видам работ, и это не связано ни     
со штрафами, ни с изоляцией от общества. То есть именно поэтому, наверное,      
президент и пошёл на эту меру - для того чтобы дать суду большие полномочия     
и возможность более объективно решать, какого наказания заслуживает человек.    
                                                                                
Что касается вопроса - оппозиция или не оппозиция. Мне кажется, что оппозиция   
больше всего жаловалась на действия избирательных комиссий. Обоснованно,        
необоснованно - я сейчас говорить не буду, здесь решать не мне, для этого       
существуют следственные органы и суд, но как раз вот в рамках этого мы и        
предлагаем увеличивать ответственность, чтобы любой гражданин, любое лицо,      
которое хотело бы проявить такую активную деятельность, прежде всего            
призадумалось бы, какие последствия его ожидают. Но это не означает, что        
всегда огромный штраф, по 800 тысяч рублей, можно заставить человека просто     
поработать на благо общества за такого рода деяния.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич.                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Вопрос к докладчику.                                              
                                                                                
Вот я хотел бы в первой части вопроса поддержать коллегу Нилова: всё-таки       
нужно понимать, что вот эта девушка-юрист, в отношении которой было             
возбуждено уголовное дело... нужно понимать, что для юриста это может быть в    
некоторой степени "чёрная метка" и она не сможет потом по своей специальности   
в определённых структурах работать. И в отношении представителей оппозиции, в   
отношении наших молодых ребят - а среди них очень много юристов - это тоже      
может быть использовано, могут быть злоупотребления.                            
                                                                                
Но хотелось бы задать другой вопрос. Вы много говорили о том, что вносятся      
изменения именно в отношении штрафных санкций, то есть такого вида наказания,   
как штраф, и говорили о том, что их увеличение приведёт к повышению             
эффективности, приводили статистику за 2010 год, когда были в основном          
региональные выборы, а массовые фальсификации мы с вами наблюдали в декабре     
2011 года и в марте 2012-го. Так вопрос в том, что, может быть, всё-таки        
применение штрафа как основного вида наказания не решает эту задачу? Пора бы    
ужесточить другой вид... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Я не готов сейчас комментировать, были фальсификации массовыми    
или нет, этот факт доподлинно не установлен.                                    
                                                                                
Что касается девушки-юриста (возвращаюсь к предыдущему вопросу), у неё есть     
право на реабилитацию и на возмещение морального вреда, в том числе и через     
средства массовой информации, это их обязанность - в течение тридцати, если     
не ошибаюсь, суток с момента обращения к ним либо самого лица, либо             
родственников, либо представителей, либо органов следствия, дознания, суда      
дать соответствующую информацию. Я думаю, что это не "чёрная метка",            
наоборот, девушка отстояла свои права, в том числе как юрист. Её                
профессиональный уровень как раз доказан, и, может быть, у неё будет больше     
клиентов, которые будут к ней обращаться за помощью в отстаивании своих прав    
в этой сфере.                                                                   
                                                                                
Что касается усиления уголовной ответственности, ещё раз повторю, что недаром   
здесь теперь введена такая дискретная составляющая - очень много различных      
видов работ помимо штрафа и помимо изоляции от общества. Ну если мы всех        
посадим, как уже говорилось, то кто же будет работать? Поэтому я считаю, что    
здесь надо очень серьёзно призадуматься и всё-таки, потихонечку увеличивая      
ответственность, смотреть дальнейшую статистику. В 2011 году, в 2012 году уже   
работают и будут работать другие нормы, будут другие виды ответственности -     
посмотрим, как это будет, и, проводя мониторинг исполнения норм этих статей,    
уже на опыте поймём, как действовать дальше. Ну, вот у меня такое мнение.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессонов Владимир Иванович, пожалуйста.                                         
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Виктор Леонидович, из пояснительной записки неясно, чем обусловлено   
предложение принять этот законопроект, а из вашего выступления стало понятно,   
что фактов по правоприменительной практике очень мало, фактически нет:          
двадцать три человека для страны - это ничего. Тем не менее вопрос              
заключается в следующем. Скажите, пожалуйста, почему вы предлагаете             
ужесточение - привлечённые к этой ответственности продолжают совершать те же    
правонарушения, за которые они привлечены, или вам просто обидно, что граждан   
мало привлекают к ответственности, и вы считаете, что, допустим, 40 тысяч за    
совершённое противоправное действие не останавливают нарушителя, а 80 тысяч     
будут его останавливать?                                                        
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Проект закона был разработан по поручению Совета Безопасности,    
и это понятно, потому что нарушение избирательных прав, препятствование         
работе комиссий, фальсификация итогов выборов - это, по большому счёту, те      
правонарушения, которые могут иметь, если они будут носить массовый характер,   
достаточно серьёзные последствия.                                               
                                                                                
Что касается увеличения штрафов - ну, опять-таки это всё можно будет            
посмотреть в рамках мониторинга. В своё время за выезд на полосу встречного     
движения установили такую меру наказания, как лишение водительского             
удостоверения, а ещё решили, что в крови водителя транспортного средства не     
должно вообще содержаться алкоголя, даже каких-либо промилле, а если            
обнаружат - за это тоже лишение прав, и вот статистика показывает, что мы, и    
вы прежде всего, пошли тогда по верному пути. Давайте в дальнейшем посмотрим,   
как будет здесь работать статистика, уже с учётом всех изменений, которые       
были внесены - и сегодняшних, которые мы предлагаем, и тех, которые предлагал   
Президент Российской Федерации и вы одобрили.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Виктор Леонидович, а могли бы вы объяснить, почему правительство      
предлагает именно эти поправки? Ведь они далеко не самые актуальные с точки     
зрения обеспечения чистоты и прозрачности выборов. Я что-то не слышал о         
массовых фактах воспрепятствования работе избирательных комиссий, зато          
повсеместно факты нарушения прав наблюдателей, буквально вышвыривание их с      
избирательных участков, повсеместно подкуп, "карусели" и так далее. То есть     
те предложения, которые вы делаете, не слишком актуальны, и, по-моему, они не   
слишком способствуют чистоте и прозрачности выборов. Единственная актуальная    
тема - это фальсификация избирательных документов, но, опять же, предложение    
по штрафу чисто символическое. Ведь, по сути, вы вводите лицензию на            
нарушение: при тех больших деньгах, которые крутятся на выборах, заплатить      
такой штраф не представляет большой сложности, то есть практически плати 100    
тысяч рублей - и делай что хочешь. По-моему, это совершенно... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Ну, опять-таки мы сейчас от обсуждения законопроекта, к           
сожалению, уходим в плоскость политических заявлений, поэтому я не готов        
говорить о том, что были массовые нарушения, массовые "карусели" и что-то       
ещё. Если есть такие факты, они должны быть установлены судом, чтобы мы об      
этом могли говорить. Это первое.                                                
                                                                                
Второе. Ну ещё раз давайте внимательно посмотрим санкцию: в том числе по всем   
статьям предусмотрено лишение свободы, самое серьёзное - на пять лет. Я         
думаю, что если те нарушения, о которых вы говорите, будут иметь вот такой      
серьёзный характер и серьёзные, самое главное, последствия, то суд здесь        
имеет возможность применить такую меру наказания. Пять лет, мне кажется, это    
немалый срок для того, чтобы человек подумал над тем, что он совершает. И       
этого достаточно, чтобы это стало примером для многих других, которые могут     
быть потенциальными правонарушителями в этой сфере.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                 
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Виктор Леонидович, ну, вообще, складывается странное впечатление,     
что министерство, выполняя поручение Совета Безопасности, не анализировало      
конкретную ситуацию в стране, сложившуюся в результате проведения двух          
выборных кампаний. С одной стороны, безусловно, всех нас радует повышение       
ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав, за      
фальсификацию избирательных документов, с другой стороны, нас откровенно        
настораживает вот это ужесточение ответственности за воспрепятствование         
работе комиссий, потому что, вообще говоря, приводились сотни фактов того,      
как выводили наблюдателей, членов участковых комиссий с правом совещательного   
голоса и с правом решающего голоса, представлявших именно оппозицию. У вас      
нет статистики - я вам немножко помогу: в Дзержинском районе в городе           
Новосибирске по результатам выборов в Госдуму двадцать одно административное    
дело было возбуждено, два из них было доведено до конца, все остальные после    
этого... (Микрофон отключён.)                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос-то сформулируйте. В чём вопрос?                    
                                                                                
Включите микрофон депутату Локотю.                                              
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Ну, с одной стороны, нет анализа, но почему этого анализа нет? С   
другой стороны, не считаете ли вы, что ваш законопроект будет вообще            
сдерживающим фактором в плане контроля общественности за ходом выборов и        
подсчёта голосов?                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Уважаемые коллеги, проект закона был разработан ещё до того,      
как прошли думские выборы, поэтому с учётом всей той информации, которую вы     
имеете, по итогам думских выборов и нарушений, которые были допущены на         
президентских выборах, депутаты вправе внести свои изменения, свои              
предложения и этот законопроект поправить.                                      
                                                                                
Что касается второй части вопроса, ну, я думаю, что, если такая статистика      
есть у депутатов, значит, нам надо тогда в большей степени менять судебную      
систему и правоприменительную практику. Но я не думаю, что это имеет прямое     
отношение именно к этим узким изменениям, которые мы сегодня обсуждаем, это     
уже вопрос более глобальный.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть.                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления, пожалуйста.                               
                                                                                
Покажите список, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Восемь человек записались. Выступления у нас будут после перерыва, а сейчас     
по ведению - Диденко Алексей Николаевич.                                        
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый председательствующий, поскольку у нас будет с 12.30     
до 14.00 "правительственный час", хотел бы предложить в 16.00 выслушать         
выступающих, чтобы представитель Министерства юстиции к фиксированному          
времени был в зале и имел возможность выступить с заключительным словом.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 16.00 мы поставили, на фиксированное время, пункт 7    
повестки дня, поэтому это будет после 7-го.                                     
                                                                                
А вот тут ещё прозвучало предложение, поскольку очень много желающих            
выступить, по одному от фракции. Нет возражений? Есть. Ставлю на голосование    
предложение: по одному выступлению от фракции по данному вопросу повестки       
дня.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              223 чел.97,0 %                                    
Проголосовало против            6 чел.2,6 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    230 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение принимается. Коллеги, определитесь за время перерыва, кто будет     
выступать от фракций.                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4344 по 4679 из 6068
Продолжаем обсуждение законопроекта из пункта 6. Выступления представителей     
фракций.                                                                        
                                                                                
Бессонов Владимир Иванович.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Уважаемые товарищи, мы рассматриваем проект федерального         
закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации".          
Предлагаемый проект федерального закона направлен на ужесточение наказания за   
воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных    
комиссий, нарушение порядка финансирования избирательной кампании,              
фальсификацию избирательных документов и итогов голосования.                    
                                                                                
Виктор Леонидович, который здесь сейчас, к сожалению, не присутствует и,        
наверное, не будет выступать с заключительным словом, не смог обосновать,       
почему же происходит ужесточение наказания. И по двадцати трём фактам в 2010    
году судить об обстоятельствах дел не приходится, потому что у нас очень        
большая страна - сто тысяч избирательных участковых комиссий, - и провести      
анализ того, что же произошло в связи с привлечением к ответственности, мы не   
можем, это не представляется возможным. Хотя, если посмотреть повнимательнее,   
наверняка в тех территориях, где привлекли к уголовной ответственности          
председателей участковых избирательных комиссий, ситуация несколько             
изменилась. Так, в городе Азове в 2009 году была привлечена к уголовной         
ответственности председатель участковой комиссии, и на следующих выборах        
другие председатели отказались фальсифицировать итоги выборов по указанию       
мэра города Азова, в итоге там результат оппозиционных партий существенно       
вырос, фактически в два - два с половиной раза. Председатели заявили мэру: ты   
обещал, что не будет привлечена к уголовной ответственности наша коллега, но    
не выполнил обещание, поэтому мы фальсифицировать не будем.                     
                                                                                
Сегодня звучат разные, так сказать, призывы. Мы, Компартия, предлагаем          
существенно ужесточить ответственность, вплоть до признания фальсификации       
итогов выборов захватом власти, и, наверное, доля логики в этом есть. Но, к     
сожалению, сегодня исполнительная власть не удосужилась даже заявить о том,     
что хватит фальсифицировать итоги выборов, что она требует прекратить           
фальсификации, - даже заявления такого нет, и эти несущественные поправки в     
закон не повлияют на ход событий. Единственное, чем обусловлено их принятие,    
с нашей точки зрения, так это тем, что необходимо ввести в заблуждение          
избирателей, которые недовольны грязными выборами и вышли на площади,           
возмущались, но возмущались они именно тем, что перечисленные статьи не         
работают.                                                                       
                                                                                
Так, в Ростовской области на выборах в 2010 году было возбуждено шесть          
уголовных дел, которые до сих пор не доведены до логического конца. На          
выборах в 2011 году были возбуждены уголовные дела, которые также ни шатко ни   
валко расследуются. Это вина Следственного комитета, потому что расследовать    
эти уголовные дела - как дважды два - четыре, по заявлению специалистов: нет    
ничего сложного в том, чтобы проверить участковую избирательную комиссию и      
разобраться, кто же осуществлял фальсификации. Но заявляю ответственно: без     
участия председателя участковой комиссии сфальсифицировать итоги выборов        
невозможно. Сегодня можно по пальцам пересчитать председателей участковых       
избирательных комиссий от оппозиционных партий, следовательно, все              
фальсификации исходят от исполнительной власти, от партии власти, которая       
контролирует ситуацию в участковых избирательных комиссиях и процесс выборов    
превратила в игру "кошки-мышки". Если правонарушитель успел вбросить            
избирательные бюллетени, я вас уверяю, всё сойдётся - посчитают, съедят         
списки избирателей, не допустят наблюдателей к спискам, и всё сойдётся. У нас   
был случай, когда представители Следственного комитета приехали в участковую    
избирательную комиссию, изъяли невброшенные тридцать избирательных бюллетеней   
с отметкой за партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и подписанные двумя членами комиссии,      
после этого были подведены итоги выборов, и всё сошлось, всё на этом участке    
сошлось - можете себе представить, на что способны в этих условиях участковые   
комиссии!                                                                       
                                                                                
Нужно сказать, что на последних выборах в Адыгее вообще интересная ситуация     
была: представители штаба КПРФ узнали условный знак, по которому может          
проголосовать избиратель, не имеющий права голосовать на этом участке, пришли   
и проголосовали, не имея на это права, и сегодня Следственный комитет           
разбирает их действия, но не действия членов участковой комиссии, которые       
поголовно крышевали и организовывали "карусели" во время выборов и в            
Государственную Думу, и выборов Президента России.                              
                                                                                
Сегодня в Ростовской области происходят интересные события: сначала временно    
был отстранён от должности прокурор Ростовской области - теперь он отстранён    
от работы вообще. Основание интересное: за нарушение присяги прокурора. Но      
если посмотреть на события в Казани, то мы увидим, что там прокурор не          
отстранён, и в Кущёвке не отстранён, а здесь прокурора отстраняют от работы.    
Здесь я усматриваю ещё и тот факт, что во время его работы было расследовано    
уголовное дело в городе Азове, а затем, видно, ударили по рукам, и все          
остальные дела не расследовались, но это ему запомнили, и сегодня этот          
человек находится в больнице, его жизнь под угрозой, потому что вообще в        
наших условиях сложно говорить о том, что с ним будет.                          
                                                                                
Идём дальше. Мы собрали все необходимые доказательства по фальсификациям        
итогов выборов и пришли в суд, но и суд не рассмотрел наши заявления по         
формальным основаниям: права не нарушены. Есть состав преступления, в           
судебном заседании участвуют прокурор, судья, но по основанию, что наши права   
не нарушены, совершенно надуманному, уголовные дела не возбуждаются.            
                                                                                
И следующее. Здесь говорится о том, что возможны ситуации, когда мешают         
работе избирательных комиссий. Наблюдатель никогда не может мешать работе       
избирательной комиссии, единственное, чему он может мешать, так это             
фальсификациям итогов голосования. В этих случаях и происходят все эти          
негативные дела, когда за ноги за руки удаляют наблюдателя, когда не            
допускают его к спискам избирателей, заставляют находиться в местах, не         
позволяющих осуществлять наблюдение. Возникают нервозные ситуации. Но если      
комиссия работает чисто, какая проблема в том, чтобы показать документы? Да     
пожалуйста, смотрите списки, смотрите любые документы, берите копии! А когда    
этого нет, тогда и возникает нервозность. И даже небольшие деньги в форме       
подкупа... Здесь звучала цифра: территориальная комиссия города Батайска - 5    
тысяч рублей. Эти деньги надо же отработать! Вот здесь и возникает              
напряжение.                                                                     
                                                                                
Ещё хотел бы сказать, что в Куйбышевском районе Ростовской области мы           
выиграли выборы, и представителя КПРФ жители Куйбышевского района качали на     
руках - вот ему не нужны железные заборы. А когда избирают представителей       
партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", они прячутся за решётками. Вот если вы приедете в       
Ростов и мы, коммунисты, заявим митинг, то обратите внимание - правительство    
Ростовской области находится за железной решёткой.                              
                                                                                
И, завершая своё выступление, я хочу сказать, что мы не будем голосовать за     
этот проект закона. А действующей власти нужно хотя бы сказать: прекратите      
фальсификацию итогов выборов!                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо.                                                            
                                                                                
Хотя усиление ответственности - это, может быть, правильный шаг, однако мы      
опасаемся, что это усиление будет одной из карательных мер против неугодных     
наблюдателей и членов комиссий, прежде всего из оппозиционных партий.           
                                                                                
У нас уже есть и уголовные, и административные статьи, которые позволяют        
привлекать и к уголовной, и к административной ответственности тех, кто         
нарушает избирательное законодательство, поэтому эта мера усиления больше,      
наверное, имеет пропагандистский характер: завтра СМИ растиражируют, что        
Госдума приняла новый закон, который усиливает ответственность, всё это идёт    
в рамках требований Болотной площади, в рамках требований оппозиционных         
партий и так далее. Однако давайте посмотрим, что реально происходит на         
местах.                                                                         
                                                                                
Реальность такова, что практически на каждом участке во время дня голосования   
постоянно находится представитель муниципальной или региональной власти,        
который тем или иным способом моделирует избирательный процесс: он даёт         
команды полицейским, находящимся на участке, он даёт команды членам             
участковой избирательной комиссии, что и как правильно делать. И всё больше и   
больше придумывают новых ухищрений для того, чтобы бороться с неугодными        
наблюдателями. Вот одно из последних ноу-хау: подходят к нашему наблюдателю     
сотрудники полиции и просят предъявить документы, человек показывает паспорт,   
а ему говорят, что есть сомнения в подлинности данного паспорта, и человека     
увозят в отделение полиции на несколько часов, где выясняется, что паспорт      
выдан законно, никаких проблем и претензий к нашему наблюдателю нет. Когда же   
он выходит из отделения полиции, избирательный участок уже закрыт, и            
наблюдатель не имеет возможности видеть, что происходит во время подсчёта       
голосов.                                                                        
                                                                                
Во время думской кампании наш коллега депутат Иванов подвергся не просто        
выдворению с избирательного участка сотрудниками ЧОПа, которые охраняли         
одного из сотрудников администрации города Реутова, а с применением силы, и     
во время выдворения ему были нанесены побои. Всё это было сделано за то, что    
он сделал замечание и попытался выяснить, почему происходит нарушение           
законодательства на данном избирательном участке.                               
                                                                                
Я и группа депутатов фракции ЛДПР стали свидетелями того, что в Москве на       
избирательном участке № 174, улица Тимура Фрунзе, дом 3, произошёл вброс        
избирательных бюллетеней ещё до начала голосования. Когда депутаты Госдумы      
прибыли на участок спустя несколько часов после того, как урна была опечатана   
и был зафиксирован вброс бюллетеней, она находилась в специально отведённом     
помещении, но почему-то с открытым окном. Так вот за это время эту урну могли   
вскрыть и бюллетени подменить. Мы заставили полицию всё-таки вскрыть для        
того, чтобы мы удостоверились, что урна цела, что её из окна вообще не          
вынесли и не поставили подставную урну. Мы зашли туда, только                   
воспользовавшись тем, что мы депутаты Государственной Думы, и сказали, что      
будем охранять данную урну до конца голосования и никуда не уйдём, пока она     
не будет вскрыта. На вопросы, почему же не возбуждается дело, почему не         
ведутся следственные действия, сотрудники полиции отвечали: их сюда направили   
для того, чтобы они обеспечивали общественный порядок, чем они и занимаются,    
больше делать они ничего не будут. Мы вызвали прокурора Хамовнической           
межрайонной прокуратуры. Прокурор приехал - бегающий взгляд, суетливые          
движения, и все его действия были направлены только на то, чтобы покрыть        
данное преступление, его беспокоило только одно - что бы такое быстрее          
придумать, что же сделать для того, чтобы уже пойманные, можно сказать, с       
поличным члены комиссии и председатель комиссии не понесли никакой              
ответственности. Данная урна простояла до восьми часов вечера. После того как   
она была вскрыта в присутствии прибывшего депутата Николая Николаевича          
Гончара, было зафиксировано, что действительно там находятся избирательные      
бюллетени: часть бюллетеней не использована, часть бюллетеней испорчена и       
часть - за определённую партию. Когда же это всё было зафиксировано, урна       
была опечатана, все поставили свои подписи. Вот спустя четыре месяца до сих     
пор эта урна находится в территориальной избирательной комиссии, и не           
предпринимается никаких мер по наведению порядка и привлечению к                
установленной законом ответственности виновных лиц. На наши запросы в           
прокуратуру, в Следственный комитет приходят пустые отписки. Когда в тот        
день, когда был зафиксирован вброс, мы спросили прокурора, почему он не         
реагирует - он же должен надзирать за исполнением законодательства, - он        
сказал: "Мы по подследственности должны ваше заявление передать в               
Следственный комитет. Поезжайте в прокуратуру района и подавайте заявление".    
Мы подали заявление, спустя час они его передали в Следственный комитет, но     
представитель Следственного комитета так и не появился на данном                
избирательном участке. И все действия всех чиновников: и территориальной        
комиссии, и ФСБ, и Центральной избирательной комиссии, и Московской городской   
избирательной комиссии, - все действия были направлены на то, чтобы выборы на   
данном участке не были сорваны, чтобы эту урну быстрее, так сказать,            
освидетельствовать, быстрее упаковать и куда-либо отправить. Чиновники, и       
прежде всего из силовых структур, в данном случае поступали так, как им         
позволяет их офицерская совесть и политическая конъюнктура, - чего мы можем     
от них ждать?                                                                   
                                                                                
Самое главное, что после этого справедливо многие возмущаются тем, что Запад,   
Америка навязывают нам здесь "оранжевые" настроения, раскачивают обстановку в   
нашем государстве, подрывая стабильность и безопасность нашей страны. Да, это   
так, но все должны понимать, что каждый человек, который нарушает               
избирательное законодательство, который занимается фальсификацией               
избирательных бюллетеней, который покрывает фальсификацию, который прикрывает   
или заставляет это делать, является соучастником всех "оранжевых"               
представителей и пособником во всех "оранжевых" действиях, которые              
предпринимаются для борьбы с нашей страной, - задумайтесь об этом!              
                                                                                
И ещё раз скажу: какие бы меры мы ни принимали, как бы мы ни повышали           
уголовную ответственность, административную ответственность, самое главное -    
чтобы механизм заработал. Пока действует система покрывательства нарушений      
избирательного законодательства и фальсификации выборов, у нас ничего не        
получится, что бы мы ни делали.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, время - 16 часов 56 минут. Для         
завершения обсуждения данного вопроса нам надо ещё выслушать два, надеюсь       
компактных и лаконичных, выступления. Предлагаю завершить обсуждение этого      
вопроса, и после этого я бы объявил "час голосования". Нет возражений? Нет.     
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Марданшин.                                        
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Обсуждаемый     
законопроект разработан в целях усиления ответственности за                     
воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных    
комиссий, за нарушение порядка финансирования избирательной кампании,           
фальсификацию избирательных документов и итогов голосования.                    
                                                                                
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 141, 141-1, 142, 142-1    
Уголовного кодекса Российской Федерации в части увеличения размера штрафов.     
Планируется вдвое увеличить размер штрафов, предусмотренных частью первой       
статьи 141 Уголовного кодекса Российской Федерации, и с учётом                  
дифференцированного подхода аналогичные изменения в части увеличения размера    
штрафов предлагается внести в статьи 141-1 Уголовного кодекса Российской        
Федерации, в статью 142 "Фальсификация избирательных документов, документов     
референдума" и в статью 142-1 Уголовного кодекса Российской Федерации           
"Фальсификация итогов голосования". Кроме того, в санкциях части первой         
статьи 142 Уголовного кодекса устанавливается нижний предел штрафа - от 100     
тысяч рублей.                                                                   
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и рекомендует его      
принять в первом чтении.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Борисовна Мизулина, пожалуйста.                                           
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Наверное,       
многие из нас в детстве были объектом такого розыгрыша: вам дают конфетку, вы   
её разворачиваете, а там пусто - оказывается, это просто фантик. Вот тот        
законопроект, который мы сейчас обсуждаем, - это фантик, это всего лишь         
обёртка.                                                                        
                                                                                
Обратите внимание, самое основное в этом законопроекте - усиление уголовной     
ответственности за фальсификацию избирательных документов и итогов выборов,     
но посмотрите, какие предлагаются меры наказания. Правильно коллеги говорят:    
был 100 тысяч рублей штраф - будет 200 тысяч, был верхний предел 300 тысяч      
рублей - станет 500 тысяч. Но это не есть настоящее ужесточение наказания,      
потому что общественная опасность этого деяния с точки зрения власти - а мы в   
этом участвуем - не будет меняться, категория преступления не будет меняться,   
ибо оценка общественной опасности того или иного деяния зависит от того, к      
какой категории преступлений это деяние относится - небольшой тяжести,          
средней тяжести, тяжкому или особо тяжкому, категория преступления связана с    
тем, каков срок лишения свободы, а штраф - вы хоть всё тут оштрафуйте! Что же   
касается лишения свободы, то остаётся то же самое наказание: по отдельным       
составам - три года, где-то - четыре года лишения свободы, именно               
применительно к фальсификации. Соответственно, и общественная опасность         
такого рода деяний останется той же, которая была до принятия этого закона.     
                                                                                
Для сравнения, кто не знает, скажу, кто знает, напомню: в январе этого года     
мои коллеги из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" депутаты Миронов, Емельянов и Оганян       
внесли законопроект, который тоже направлен на усиление уголовной               
ответственности за фальсификацию избирательных документов и итогов выборов.     
Сравните, что предусмотрено этим законопроектом и рассматриваемым:              
предлагается не просто повысить размеры штрафов, а усилить именно наказание в   
виде лишения свободы до восьми лет. Что это такое? Это автоматически            
переводит данные деяния в категорию тяжких преступлений. А теперь посмотрите,   
каковы последствия. Если бы мы сегодня отнесли эти преступления - именно        
фальсификацию избирательных документов и итогов выборов - к категории тяжких,   
то сразу вступает в силу статья 210 Уголовного кодекса. А что это такое?        
Вдумайтесь: если есть кто-то, кто даёт указание, какой процент должен быть на   
выборах, кто организует и координирует эти действия, кто использует силу        
своего влияния под угрозой снятия с должности, прекращения финансирования, то   
речь идёт об организации преступного сообщества, и эти лица уже привлекаются    
к ответственности в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати      
лет плюс штраф в один миллион. Ну и почувствуйте разницу: 200 тысяч штраф или   
лишение свободы до двадцати лет плюс ещё штраф в один миллион.                  
                                                                                
Но что произошло с этим законопроектом депутатов "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"? 1       
февраля в Думу был внесён вот этот законопроект правительства, который мы       
обсуждаем, а 13 февраля по предложению комитета Совет Думы отправил             
законопроект авторам обратно. А почему? Ссылка на простой аргумент:             
официальных отзывов правительства и Верховного Суда нет. Уважаемые коллеги, а   
ведь в Конституции никаких требований относительно законодательных инициатив    
о поправках в УК нет. Откуда появились эти требования? Напомню, а если кто не   
знает - скажу: эти поправки об обязательном официальном отзыве по законам о     
поправках в УК правительства и Верховного Суда появились в законе № 161-ФЗ от   
8 декабря 2003 года. Инициатором закона был президент - тогда Владимир          
Владимирович Путин, но в его законопроекте никаких требований о наличии         
официальных отзывов Верховного Суда и правительства не было. А когда они        
появились? Ко второму чтению. А кто авторы этих поправок? Группа из четырёх     
депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" во главе - подумайте только с кем! - с             
Вячеславом Викторовичем Володиным. Вот и возникает вопрос... Когда требуется    
официальный отзыв Верховного Суда по УК, понять можно, потому что именно        
Верховный Суд - основной правоприменитель, он занимается анализом               
правоприменительной практики, он сведущий, а зачем правительству-то, зачем      
сидельцам в правительстве нужно обязательно давать официальный отзыв на         
поправки в УК и блокировать эти законодательные инициативы? Может быть,         
фамилии, которые я озвучила, и дают ответ на некоторые вопросы...               
                                                                                
Уважаемые коллеги, при оценке этого законопроекта надо исходить из очень        
простого принципа: есть Конституция, и есть статья 3, она гласит, что к         
конституционным основам относятся основные конституционные принципы, и один     
из них - это право народа непосредственно осуществлять свою власть через        
свободные выборы. И если такой конституционный принцип опровергается,           
обрушается, то это не просто какие-то недомолвки, не просто какие-то            
искажения отдельных документов - это нарушение конституционных основ, это       
нарушение основного конституционного принципа, что сравнимо с преступлениями    
против государственной власти.                                                  
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за этот законопроект,         
потому что он не оправдает ожиданий общества, это всего лишь конфетная          
обёртка. Не обоснованы ничем ни увеличение штрафов применительно к              
наблюдателям, ни абсолютно беззубые поправки, касающиеся того, чтобы прервать   
и прекратить сплошную практику фальсификаций с использованием угроз и           
давления на председателей избирательных комиссий всех уровней. И все, кто       
будет голосовать за этот законопроект, фактически вы будете голосовать за       
оправдание массовых фальсификаций на выборах и за введение общества в           
заблуждение, потому что люди, поддавшись только на одно название, подумают:     
вот какое хорошее правительство - оно отозвалось на общественные вызовы и       
приняло такого рода закон. Но это обман! Голосовать за этот обман нельзя!       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства не выступают? Докладчик, содокладчик?   
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4869 по 4885 из 6068
Голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный         
кодекс Российской Федерации".                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.52,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    236 чел.                                          
Не голосовало                 214 чел.47,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.