Заседание № 109
01.07.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 146686-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1746 по 2006 из 6906
Блок ратификации. Пункт 4. Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Сергея Ивановича Кисляка. Пожалуйста, Сергей Иванович. КИСЛЯК С. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На рассмотрение Государственной Думой представлено соглашение с Канадой о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского флота, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ. Хотелось бы отметить главный момент вносимого на ратификацию соглашения с Канадой: оно закладывает правовые и организационные основы для получения безвозмездного канадского содействия в решении острых для нас проблем уничтожения химического оружия, утилизации списанных атомных подводных лодок. Это наши приоритеты в рамках глобального партнерства "восьмерки" против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Канада была одним из инициаторов запуска программы Глобального партнерства в 2002 году и заявила о готовности выделить в течение десяти лет на эти цели 1 миллиард канадских долларов, что соответствует примерно 800 миллионам долларов США. Данное соглашение закрепляет то, что большая часть этого содействия будет направлена именно на российские приоритеты. В тексте соглашения не указывается конкретный объем содействия, однако в полученных нами сразу после его подписания официальных письмах от канадской стороны подтверждены обязательства Правительства Канады предоставить по 300 миллионов долларов на химразоружение и на утилизацию подводных лодок. Надо сказать, что помощь от Канады уже поступает. Уже осуществляется утилизация трех многоцелевых АПЛ на общую сумму 24,4 миллиона канадских долларов. В апреле этого года канадцы выделили еще 32 миллиона долларов дополнительно на утилизацию трех АПЛ. В ближайшие четыре года за канадский счет планируется утилизировать двенадцать атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава, что включает и транспортировку, и выгрузку ядерного топлива, и собственно разделку лодки. Ожидаемый объем содействия на этот период - 116 миллионов долларов. Начато освоение и 33 миллионов долларов, уже выделенных Канадой на содействие в создании инфраструктуры объекта по уничтожению химического оружия в городе Щучье Курганской области. Канадцы подтвердили готовность уже в 2005 году направить еще 65 миллионов на содействие реализации наших российских программ в области химического разоружения. Разумеется, в обмен на предоставляемую помощь канадцы, как и другие доноры, требуют от нас гарантий целевого использования выделяемых средств. Это обычная практика. Это предполагает освобождение от таможенных пошлин, налогов и других сборов. По этому вопросу, а также по вопросам освобождения от ответственности за ядерный ущерб мы использовали уже отработанные формулировки ратифицированного Россией в 2003 году Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации. Соглашение с Канадой подлежит ратификации, поскольку предусматривает правила иные, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации в части освобождения от налогообложения и от ответственности за ущерб. Проект федерального закона о ратификации составлен с учетом опыта подготовки федеральных законов о ратификации других международных соглашений в области иностранного финансового и технического содействия России, которые были в свое время поддержаны Государственной Думой. Имеется положительное заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Проект закона одобрен профильными комитетами Государственной Думы. МИД России предлагает одобрить проект федерального закона о ратификации соглашения с Канадой, и мы очень рассчитываем на ваше позитивное голосование по этому вопросу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Руководитель Федерального агентства по атомной энергии Александр Юрьевич Румянцев. Пожалуйста, Александр Юрьевич. РУМЯНЦЕВ А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федерального агентства по атомной энергии. Глубокоуважаемый Георгий Валентинович, глубокоуважаемые депутаты Государственной Думы! Сергей Иванович Кисляк очень подробно осветил вопрос, почему это соглашение подлежит ратификации, и я об этом сейчас говорить не буду, потому что нового ничего не добавлю, но по сути могу сказать, что присоединение других стран к активному сотрудничеству в рамках Глобального партнерства - это и есть свидетельство того, что договоренности, достигнутые в Кананаскисе, начинают выражаться вот в таких двусторонних соглашениях. Как вы помните, вы недавно ратифицировали соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе, так называемое соглашение МНЭПР, которое обеспечивает утилизацию ядерных субмарин и надводных кораблей, выведенных из состава Военно-Морского Флота в Северном регионе нашего государства. Кроме того, совсем недавно было ратифицировано соглашение с Италией по проблеме утилизации ядерных субмарин и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками. Дело в том, что договоренности, достигнутые в Кананаскисе, и то, что международное сообщество откликнулось и пошло на оказание такого технического содействия, - это связано вовсе не с финансовыми проблемами, которые возникают, а с эффективным сокращением сроков. Россия за определенный период времени может сама справиться с этой задачей, но активное участие мирового сообщества приводит к сокращению сроков примерно в два раза. Так, мы планируем к 2010 году уже завершить утилизацию ядерных подводных лодок и надводных кораблей и где-то до 2015-2017 года провести все мероприятия по реабилитации площадей, прилегающих к объектам ВМФ, береговым базам, судам техобслуживания, привести в порядок всю инфраструктуру как Северного, так и Тихоокеанского флотов. Обращаюсь к вам с просьбой поддержать и ратифицировать данное соглашение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Александр Юрьевич. Доклад представителя правительства заместителя руководителя Федерального агентства по промышленности Виктора Ивановича Холстова. Пожалуйста, Виктор Иванович. ХОЛСТОВ В. И., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Вы знаете, что в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации по запрещению химического оружия в России выполняется федеральная целевая программа по уничтожению запасов химического оружия. Программа имеет статус президентской. Сама по себе она является затратной и финансируется в основном из федерального бюджета. С целью снижения бюджетных расходов для выполнения мероприятий по программе предусматривается привлечение международной помощи, и в 2002 году правительством Канады в рамках реализации инициативы Глобального партнерства принято решение о содействии России в уничтожении запасов химического оружия. Надо отметить, что с 2000 года такое содействие уже началось в двустороннем порядке и реализуется применительно к строящимся объектам по уничтожению химического оружия в Щучьем Курганской области. На это направление предусматривается 300 миллионов канадских долларов в течение десяти лет. В настоящее время уже проработаны проекты, связанные со строительством ряда зданий и сооружений, поставкой оборудования на этот объект, где один производственный корпус для уничтожения химического оружия строится только за счет средств Российской Федерации. Уже направлено 10 миллионов канадских долларов на закупку оборудования, 33 миллиона канадских долларов - на строительство подъездной железной дороги, а также предусматривается выделить 55 миллионов канадских долларов на выполнение перспективных проектов. Реализация указанного соглашения позволит снизить нагрузку на федеральный бюджет, обеспечить занятость российских организаций, работающих по контрактам с выбранным канадским подрядчиком, и в более короткие сроки решить проблему утилизации атомных подводных лодок в части, касающейся агентства. В этой связи Федеральное агентство по промышленности поддерживает принятие федерального закона о ратификации указанного соглашения и просит депутатов поддержать и принять такое решение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по международным делам Юлия Александровича Квицинского. Пожалуйста, Юлий Александрович. КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассматривал проект федерального закона, который мы сейчас обсуждаем, и принял решение поддержать ратификацию соглашения. Есть заключения комитетов по обороне, по экологии, по промышленности, все положительные. Надо отметить, что это соглашение весьма похоже на недавно ратифицированное нами соглашение с Италией. Каких-либо принципиальных новостей в смысле организационно-юридическом оно не предполагает. Поэтому предлагаю коллегам проголосовать за этот договор. Однако наш комитет хотел бы обратить внимание Правительства Российской Федерации, которое внесло законопроект о ратификации соглашения 4 марта 2005 года, на то, что не соблюдаются положения пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", в соответствии с которым обязательно представление в Государственную Думу временно применяемого договора, подлежащего ратификации, причем представление должно быть осуществлено в срок, не превышающий шесть месяцев с даты начала его временного применения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Подождите, пожалуйста, Юлий Александрович. Вопросы есть? Нет вопросов? Пожалуйста, присаживайтесь, Юлий Александрович. К министру есть вопрос. Пожалуйста, Валентин Иванович Варенников. ВАРЕННИКОВ В. И., фракция "Родина". Александр Юрьевич, это соглашение и поддержка мирового сообщества - это всё нормально, но не просматриваются ли какие-нибудь условия, зависимость наша политическая и экономическая, связанные с той помощью, которую нам оказывают в этом вопросе? РУМЯНЦЕВ А. Ю. Спасибо большое за вопрос. Никакие условия, связанные с реализацией Глобального партнерства и конкретных двусторонних межправительственных соглашений по вопросу утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, не ставятся. В этом смысле соглашение полностью соответствует интересам Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, я так понимаю, что вопросов больше нет. Присаживайтесь, Александр Юрьевич. Спасибо. Вопросов больше нет. И выступлений тоже нет? Есть одно выступление. Можем договориться, что до трех минут? Не будет возражений? Пожалуйста, до трех минут, Алексей Валентинович. С места. МИТРОФАНОВ А. В. Я уже выступал неоднократно при обсуждении такого рода документов, потому что мы ратифицируем целый цикл соглашений между Правительством Российской Федерации и рядом стран о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия и утилизации атомных подводных лодок. Мне трудно понять, почему мы используем иностранные деньги для решения этих вопросов. У нас что, денег нет? Хорошо, в 90-е годы у нас были проблемы с бюджетом, действительно реальные. Тогда нам оказывалась какая-то международная помощь, но это хоть логично было! Сейчас-то у нас какие проблемы? Мы все время говорим про перегрузки и прочее... Зачем мы используем какую-то иностранную помощь в этом очень деликатном вопросе? Ведь всё это так или иначе связано с обороноспособностью страны, так или иначе те страны, которые дают деньги, хотят контролировать и будут контролировать этот процесс. Это же форма их участия. Зачем мы этим занимаемся? Когда мы изменим ту гайдаровскую политику, которая с 90-го года не меняется? Это политика уничтожения военно-промышленного комплекса, политика привязки к доллару, политика постоянных заимствований. Мы прекрасно понимаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и ничего бесплатно, просто так, не делается. Почему они не помогают нам в сфере, скажем, производства детской одежды, не дают кредитов? Потому что это никого вообще не интересует, интересует именно эта сфера. И когда Валентин Иванович очень деликатно задал вам вопрос, очень деликатно... А Валентин Иванович Варенников - это один из тех людей, наверное, кому вообще тяжело находиться в этом зале. Я вообще не понимаю, как он вот так, без мата, может смотреть на то, что происходит, наверное, про себя он ругается. Потому что он, заместитель министра обороны Советского Союза, знает всё и про нашу оборону, и про систему подготовки, и про то, что за эти пятнадцать лет произошло, понимаете? Я не знаю, как у него еще хватает сил на деликатность и дипломатию, потому что хочется говорить другими словами про всё это. Это неправильная политика. Еще раз хотим заявить: это неправильная политика. Надо полностью закрыть всю нашу сферу обороны, и особенно такую деликатную, как ракетно-ядерная, от иностранного влияния, международного сотрудничества. В этой сфере нам не нужно международное сотрудничество. У нас денег достаточно для того, чтобы решить эти вопросы. Надо вам миллиард, 2 миллиарда, 5 миллиардов... сколько вам надо денег? Вы должны обратиться к президенту, и, если надо, получить поддержку у Государственной Думы. И вы получите деньги на это, вопроса нет. Зачем нам какая-то международная... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Всё, мы обсудили 4-й вопрос.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2047 по 2071 из 6906
Ставится на голосование законопроект под номером 4 сегодняшней повестки дня, "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 50 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8% Результат: принято Принимается. Мы благодарим всех пришедших на рассмотрение этого вопроса. Спасибо.