Заседание № 57
21.11.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 146680-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (о новой системе регулирования аудиторской деятельности; принят в первом чтении 18 мая 2005 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4565 по 4570 из 8708
Пункт 18. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Это законопроект, который мы приняли в первом чтении и который предлагается к отклонению. Докладывает председатель Комитета по собственности Виктор Семёнович Плескачевский. А что-то я его не вижу. Нет Виктора Семёновича Плескачевского.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5287 по 5393 из 8708
Вот теперь мы возвращаемся к пункту 18. И я принимаю извинения Виктора Семёновича Плескачевского, которые он принёс палате и мне, но мы его прощаем только по той простой причине, что мы продлили время заседания, в 14.00 должен был быть перерыв у нас по регламенту. Поэтому мы не сняли этот законопроект с обсуждения и будем его рассматривать. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Пожалуйста, Виктор Семёнович. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, я действительно приношу извинения. Итак, уважаемые коллеги, предлагаемый вашему вниманию законопроект касается проблемы замены государственного лицензирования всей аудиторской деятельности на саморегулирование. В процессе подготовки этого законопроекта вместе с Министерством финансов, уполномоченным правительством на эту работу, мы подошли к тому, что... На сегодняшний день текст по существу представляет собой новую редакцию законопроекта, на что нам совершенно справедливо указало наше Правовое управление. И возникла коллизия, которую с помощью сегодняшних решений мы хотели бы устранить: мы не можем проголосовать за новую редакцию, потому что законопроект внесён как изменения и дополнения к действующему закону, поэтому мы просим сегодня палату вернуться к процедуре первого чтения и отклонить этот законопроект, для того чтобы мы смогли буквально в первую неделю декабря рассмотреть уже внесённую сегодня в Думу новую редакцию законопроекта об изменениях и дополнениях... прошу прощения, новую редакцию закона "Об аудиторской деятельности". Два голосования, наверное: мы просим вернуть в первое чтение и отклонить законопроект. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, в данном случае мы сразу голосуем о том, чтобы отклонить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, он у нас стоит в блоке законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению, да? Пожалуйста, вопросы. Депутат Коломейцев. Извините, кстати говоря, вот как раз к вопросу о Регламенте: в данном случае у нас есть возможность только выслушать мнения фракций по предложению комитета. Итак, мнение фракции КПРФ излагает депутат Коломейцев. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Виктор Семёнович, вот я хотел бы, хоть Олег Викторович и не даёт, у вас уточнить, сколько же депутатов и каких фракций проголосовали за этот законопроект в первом чтении? И почему мы так бесхозяйственно тратим думское время и очень дорогое депутатское время? Вот вы уже пообедали, а народ здесь трудится в поте лица и портит себе желудочно-кишечный тракт. Мы считаем, что это недопустимо, когда у нас так: здесь читаем - здесь не читаем, это принимаем - это не принимаем, понимаете? Поэтому мы отказываемся рассматривать этот вопрос. И вы в начале заседания сказали, что мы не будем его рассматривать. И я предлагаю: если утвердили повестку дня, опоздал человек - давайте переносить на следующий день. Ну почему мы всё время особо одарённых выделяем и тех, кто другого цвета кожи? Нельзя этого делать, у нас расовая дискриминация запрещена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я все пояснения дал, почему я не снял этот вопрос с обсуждения и почему я дал возможность депутату Плескачевскому этот вопрос доложить. Пояснять ничего не следует, потому что вопрос был про желудочно-кишечный тракт Коломейцева. Что касается позиции правительства - разъяснения представителя правительства. Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, всё абсолютно чётко было изложено коллегой Плескачевским. Я хочу только добавить, что для того, чтобы как можно быстрее рассмотреть новую редакцию закона "Об аудиторской деятельности", мы просили бы (подготовленный текст новой редакции мы можем только после отклонения этого законопроекта отправлять в рассылку) разослать её сегодня, оформив это путём опроса членов Совета Государственной Думы. Я прошу в стенограмму это занести. И прошу Олега Викторовича оказать содействие в этой рассылке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Договорились. Уважаемые депутаты других фракций не настаивают на участии в обсуждении. Ставится на голосование проект постановления Комитета по собственности в следующей редакции: отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", принятый в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 37 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принято, законопроект отклоняется.
Заседание № 99
18.05.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 146680-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (о новой системе регулирования аудиторской деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4499 по 4781 из 5539
Пункт 17. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Леонида Зиновьевича Шнейдмана. Пожалуйста. ШНЕЙДМАН Л. З., официальный представитель Правительства Российской Федерации, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Правительство Российской Федерации представляет на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Данный законопроект связан с регулированием достаточно молодого сектора российской экономики. Российский аудит насчитывает немногим более десяти лет, однако за этот непродолжительный период удалось практически с нуля сформировать аудиторскую профессию, так скажем, со всеми присущими ей атрибутами и выстроить стабильно функционирующий рынок аудиторских услуг. В деловом сообществе, да и в обществе в целом сложилось понимание важности той роли, которую выполняет аудитор. Развитие аудита в России получило ускорение после вступления в силу в 2001 году Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Этот закон упорядочил функционирование рынка аудиторских услуг, заложил основу дальнейшего его развития. Для того чтобы лучше представлять масштабы рынка аудиторских услуг, приведу некоторые его параметры. По состоянию на 1 мая 2005 года Министерством финансов, как уполномоченным органом по регулированию аудиторской деятельности, выдано чуть более тридцати тысяч квалификационных аттестатов аудитора. В стране действуют более шести тысяч аудиторских организаций и одна тысяча индивидуальных аудиторов. При Министерстве финансов аккредитовано семь профессиональных аудиторских объединений. Рынок аудиторских услуг демонстрирует стабильный рост, однако накопленный опыт свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы регулирования аудиторской деятельности. В частности, еще в конце 2003 года в рамках административной реформы Правительство Российской Федерации признало целесообразным постепенное прекращение выполнения федеральными органами исполнительной власти потенциально избыточных функций регулирования в области аудиторской деятельности. Предусматривалось, что в среднесрочной перспективе такие функции могут быть переданы саморегулируемым аудиторским объединениям. Общая цель предложенных вашему рассмотрению поправок в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" заключается в существенном повышении качества аудиторских услуг, оказываемых российским компаниям, а также в повышении общественного доверия к аудиторской профессии. Эти два момента Правительством Российской Федерации рассматриваются в качестве непременных условий эффективного функционирования современной российской экономики. Для достижения указанной цели в законопроекте предусмотрены поправки, обеспечивающие развитие саморегулирования аудиторской профессии, уточнение функций государства в регулировании аудиторской деятельности, введение общественного надзора за развитием аудиторской профессии. Согласно законопроекту государственное регулирование аудиторской деятельности предусматривает выработку государственной политики, издание необходимых нормативных правовых актов, ведение государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений и надзор за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений. При этом государство отказывается от выполнения таких функций, как лицензирование аудиторской деятельности, организация обучения и повышения квалификации аудиторов, организация и осуществление внешнего контроля качества аудита, аккредитация саморегулируемых объединений, ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций, выдача квалификационных аттестатов аудитора. Практически все названные функции передаются саморегулируемым аудиторским объединениям. Законопроект предусматривает введение совершенно нового механизма в систему регулирования аудиторской деятельности. Речь идет об осуществлении общественного надзора за развитием аудиторской профессии. Общество ожидает от аудитора, что он обеспечит реализацию потребности широкого круга пользователей в достоверной и объективной финансовой информации о российских компаниях. Именно поэтому общество имеет право осуществлять контроль за тем, насколько развитие профессии соответствует названной важной задаче. Иными словами, цель введения общественного надзора состоит в том, чтобы каждое серьезное решение, затрагивающее судьбу аудиторской профессии, сопоставлять с интересами того самого потребителя, ради которого, собственно говоря, и трудится аудитор. Правительство Российской Федерации считает, что принятие и реализация данного законопроекта повысит качество аудиторских услуг, послужит дальнейшему стабильному развитию аудиторской профессии и российской экономики в целом. В связи с изложенным Правительство Российской Федерации просит Государственную Думу поддержать представленный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад сделает председатель Комитета по собственности Виктор Семёнович Плескачевский. Пожалуйста. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Как было уже совершенно справедливо сказано, этот законопроект продолжает административную реформу, продолжает совершенствование государственного регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Указанный законопроект вводит механизм саморегулирования как фактически альтернативный механизм лицензирования, действующего на сегодняшний момент. В целом поддерживая законопроект, Комитет по собственности обращает внимание на некоторое количество недостатков, которые, безусловно, могут быть устранены в процессе подготовки ко второму чтению, что, собственно, сейчас и происходит: уже более месяца работает группа над подготовкой текста ко второму чтению. Поэтому мы надеемся, что еще весной увидим этот закон принятым Государственной Думой. Самым важным из недостатков, на котором хотелось бы остановиться, по нашему мнению, является установленный для такого рода организаций критерий численности. Это сегодня не может быть поддержано комитетом и Думой по следующим основаниям. На сегодняшний день в Российской Федерации существует более десятка общественных организаций, которые имели бы своей целью преобразоваться постепенно из обычных некоммерческих в организации саморегулируемые, фактически в механизмы, институты, которые вместе с государством участвовали бы в процессе регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Семь из них на сегодняшний день аккредитованы в Министерстве финансов. Те критерии, которые установлены сегодня в проекте закона правительством, на наш взгляд, позволят образоваться только одной организации, ну максимум двум. Должен сказать, что российская история уже имеет несколько примеров такого рода. Скажем, существование на финансовом рынке саморегулируемой организации НАУФОР и саморегулируемой организации ПАРТАД привело в свое время к монополизации и фактически к большей подчиненности регулятору такого типа организаций, что в конечном итоге не позволило защитить интересы рынка, не позволило развивать его надлежащим образом. Поэтому мы считаем, что критерий численности сегодня должен быть таков: нижний уровень численности этих организаций должен быть сформирован и по региональному признаку, и, возможно, по специальному, число организаций - не менее десяти и не более тридцати (примерно так, как на сегодняшний день сложилась ситуация в части саморегулирования арбитражной деятельности), для того чтобы эти организации смогли образовать союз, введя ассоциированных членов в него, и на уровне союза могла бы образоваться нормальная переговорная площадка между профессиональной общественностью и правительством, исполнительной властью Российской Федерации. Сейчас согласования идут достаточно хорошо. Я считаю, что мы сможем убедить правительство в изменении этих критериев. Комитет по собственности просит поддержать законопроект в первом чтении, с тем чтобы мы смогли его принять в весеннюю сессию и во втором, и в третьем чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е. Ну, хорошо известно, что аудиторские компании сегодня обслуживают предпринимателей, в том числе и Ходорковского, в части неурегулированного законодательством поля, где можно найти так называемые новые ходы для укрытия налогов. И после этого государство вмешивается с помощью прокуратуры для того, чтобы навести порядок. Но надо ли государству уходить или закрывать глаза на то, что именно аудиторские компании... и отдавать лицензирование этих аудиторских компаний, которые занимаются, откровенно говоря, противогосударственной деятельностью, ища ходы и выходы для укрытия налогов, сокращая федеральный бюджет? Поэтому меня удивляет позиция правительства, когда они говорят, что государству надо вообще уйти из этой сферы, никакого контроля не осуществлять и влияния не оказывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопрос или?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У кого? У представителя правительства? Пожалуйста, представитель правительства, ответьте на вопрос депутата Кузнецова. ШНЕЙДМАН Л. З. Законопроект, представленный на ваше рассмотрение, не предполагает ухода государства из области регулирования аудиторской деятельности. Предполагается некоторое изменение самой системы регулирования, в которой больший упор делается на такой элемент, как саморегулирование. При этом законопроект предполагает существенное усиление механизмов контроля за качеством аудита, придание системного характера этому контролю. В данном случае правительство исходит из того опыта, который накоплен при реализации действующего закона "Об аудиторской деятельности". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Депутат Тарачёв, пожалуйста. ТАРАЧЁВ В. А. Уважаемый Леонид Зиновьевич, как предполагается регулировать вопросы обучения аудиторов? Проект устанавливает, что программа подготовки аудиторов, порядок проведения аттестации, порядок проведения квалификационного экзамена утверждаются уполномоченным федеральным органом. В настоящее время, как вы знаете, уже сложилась эффективная система учебно-методических центров, которые вошли в государственный реестр. Там представлены крупнейшие научные и учебные заведения страны. И если существующий порядок будет изменен, то качество обучения, на мой взгляд, вряд ли улучшится. Предполагается ли менять действующий порядок? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШНЕЙДМАН Л. З. Законопроект не предполагает изменять действующую систему обучения. Те учебно-методические центры, которые сегодня достаточно успешно функционируют, могут продолжать свою деятельность и должны будут продолжать свою деятельность в том случае, если они получили признание со стороны аудиторского рынка. Вот в чем законопроект предполагает некоторое изменение, так это в самой системе организации квалификационных экзаменов. Ужесточение порядка проведения квалификационных экзаменов, построение более четкой системы проведения экзаменов, утверждение программ проведения экзаменов - это как раз те вопросы, которые регулируются данным законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Желающие выступить? Депутат Тарачёв. С места. Пожалуйста, включите микрофон. ТАРАЧЁВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. Прежде всего хотелось бы отметить, что необходимость в совершенствовании регулирования аудиторской деятельности назрела уже достаточно давно. И представленный законопроект, несмотря на целый ряд недочетов, отмеченных сегодня выступавшими, и некоторые спорные вопросы, носит в целом весьма прогрессивный и либеральный характер. По этой причине его, безусловно, следует поддержать в первом чтении. Вместе с тем целый ряд предложенных изменений заслуживает более детального рассмотрения и пристального внимания. Именно на ряд недочетов и упущений я бы хотел обратить ваше внимание. Проект предусматривает введение так называемого единого квалификационного аттестата аудитора, причем предполагается отмена всех ранее выданных аттестатов, а именно по общему аудиту, банковскому аудиту, аудиту страховых организаций, аудиту бирж, инвестиционных институтов и фондов. Действующая в настоящее время система деления аттестатов была обусловлена значительной спецификой каждой из указанных сфер деятельности и является, на мой взгляд, достаточно совершенной и оправданной. Авторы же проекта предлагают, по сути, ввести в обиход новое понятие аудитора общей практики, по-видимому, по аналогии с реформой здравоохранения. Необходимо учитывать, что в настоящее время практически нет аудиторов, которые бы сдали экзамены по всем четырем направлениям, и можно с уверенностью сказать, что число аудиторов, сдавших единый аттестационный экзамен, будет минимальным, что грозит серьезными проблемами для аудиторских компаний. И главное, что такая система не только убьет частные предприятия, но и серьезно повредит немногочисленным саморегулируемым организациям, которые лишатся необходимого числа членов и, соответственно, членских взносов. И еще. Проект закона содержит норму, согласно которой частный аудитор не вправе проводить обязательный аудит. Данное положение нарушает общие принципы свободы экономической деятельности, установленные основным законом - Конституцией. И на мой взгляд, различие субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от того, в каком качестве они выступают: индивидуально или организованно, не является правомерным. Вызывают также сомнение некоторые нормы законопроекта, касающиеся финансовой стороны аттестации аудиторов. Законопроект предоставляет саморегулируемым организациям право произвольно устанавливать стоимость обучения и аттестации, а также размер членских взносов. Статья 15 устанавливает для аудиторов обязанность ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации, которые опять же определяет саморегулируемая организация, а следовательно, она вольна приглашать, скажем, западных специалистов, что повысит стоимость обязательного обучения, наверное, в разы. А в том случае, если ко второму чтению мы не снизим требования к саморегулируемой организации, это может привести к искусственному завышению стоимости подготовки аудиторов и к монополизации рынка. Ну и буквально пару слов о том, что сказал Виктор Семёнович Плескачевский: что серьезные опасения вызывает и количество саморегулируемых организаций, которые могут быть созданы после вступления закона в силу. Я думаю, что и разработчики, и комитеты, которые занимаются данным законопроектом, безусловно, учтут эти замечания, а так, я считаю, в первом чтении законопроект необходимо принимать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие руки уже поднимали, поэтому, я так чувствую, нет желающих, да? Правительство хотело бы еще дать комментарии? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 34 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7% Результат: принято Принято.