Заседание № 79

13.03.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 146453-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1133 по 1614 из 6678
Пункт 6. Это уже блок "Ратификация международных договоров Российской           
Федерации". Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между          
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о     
порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями    
приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан". Доклад    
Денисова Андрея Ивановича.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Иванович.                                                    
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемая госпожа председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! На     
ваше рассмотрение выносится предложение о ратификации Соглашения между          
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о     
порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями    
приграничных территорий Российской Федерации и Казахстана. Соглашение это       
было подписано 3 октября 2006 года. Подготовлено оно было обеими сторонами      
исходя из обоюдной заинтересованности как Российской Федерации, так и           
Казахстана в сохранении для своих граждан - жителей приграничных территорий     
возможности поддержания исторически сложившихся тесных родственных,             
дружеских, ну, просто человеческих контактов.                                   
                                                                                
Соглашение предусматривает пересечение российско-казахстанской границы этой     
категорией граждан - я повторяю, живущих на приграничных территориях - по       
удостоверяющим личность документам, список которых перечислен в приложении к    
соглашению. Пересекать границу по этим документам можно не только в             
установленных пунктах пропуска, но и в тех местах пересечения границы,          
которые указаны в соглашении, что позволяет значительно упростить и             
пограничные, и таможенные формальности и, кроме того, не требует заполнения     
миграционных карт. А уже на территориях России и Казахстана регистрация, или    
миграционный учёт, осуществляется в соответствии с внутренним                   
законодательством, в нашем случае с внутренним законодательством Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Соглашение временно применяется с даты подписания, то есть с октября 2006       
года. Официально оно вступит в силу с даты получения последнего письменного     
уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур,              
необходимых для его вступления в силу. Казахстанская сторона данное             
соглашение ратифицировала ещё летом 2007 года. Во исполнение ряда поручений     
Президента и Правительства Российской Федерации Пограничная служба с декабря    
2006 года, то есть с начального периода действия соглашения, проводила          
мониторинг практики временного применения соглашения, то есть уже прошло,       
стало быть, два с половиной года, даже больше.                                  
                                                                                
Соглашение согласовано с заинтересованными федеральными исполнительными         
органами, с полномочными представителями президента, с главами администраций    
приграничных территорий, с соответствующими подразделениями пограничной,        
таможенной, миграционной служб как Российской Федерации, так и Республики       
Казахстан.                                                                      
                                                                                
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотрено российским                  
законодательством. В основном это касается Таможенного кодекса, порядка         
государственной регистрации автотранспортных средств, потому что граждане       
пересекают границу на автотранспортных средствах, и требования о заполнении     
миграционных карт. В связи с этим соглашение подлежит ратификации.              
                                                                                
На заседании правительства 15 декабря документ был рассмотрен, в                
установленном порядке поступил в Государственную Думу. Докладываю, что 10       
марта документ рассматривался на заседании комитета Госдумы по делам СНГ, а     
до этого, 3 февраля, рассматривался в профильном комитете в Совете Федерации.   
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович. Пока присаживайтесь.            
                                                                                
Содоклад от Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с     
соотечественниками сделает председатель комитета Алексей Владимирович           
Островский.                                                                     
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Прежде чем призвать вас     
ратифицировать настоящее соглашение в дополнение к докладу официального         
представителя правительства первого заместителя министра иностранных дел        
Российской Федерации Андрея Ивановича Денисова хотел бы отметить следующее.     
Соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан    
о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы           
жителями приграничных территорий двух стран подписано в развитие положения      
Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о                  
российско-казахстанской государственной границе от 18 января 2005 года. Это     
необходимый и своевременный документ, который облегчит гражданам двух стран -   
жителям приграничных территорий пересечение границы и поможет значительно       
упростить пограничные и таможенные процедуры.                                   
                                                                                
Очень важно, на мой взгляд, ещё и то, что подобного рода документы гармонично   
вписываются в логику дальнейшего развития и сохранения исторически              
сложившихся между двумя народами тесных хозяйственных, духовных и культурных    
связей. Мы смотрим на развитие межрегионального приграничного сотрудничества    
как на неотъемлемую часть экономической жизни России и убеждены в том, что      
дальнейшее углубление интеграционных процессов в рамках СНГ во многом связано   
и с этим родом деятельности. Наша задача, уважаемые коллеги, состоит в том,     
чтобы в этом содействовать приграничным субъектам Российской Федерации,         
оказывать им посильную помощь в процессе установления и развития связей с       
партнёрами в рамках СНГ. На территории Российской Федерации находится           
казахская диаспора, насчитывающая семьсот сорок тысяч человек. В Казахстане     
русские являются второй по численности этнической группой, составляя около 30   
процентов населения страны. Семьдесят два субъекта Российской Федерации имеют   
торгово-экономические связи с Республикой Казахстан. Наиболее активно           
развиваются торгово-экономические отношения с приграничными регионами           
Казахстана в Омской, Оренбургской, Астраханской, Челябинской, Новосибирской     
областях и Алтайском крае. Предлагаемое сегодня для ратификации соглашение      
выполняет в этом контексте значимую роль, так как создаёт удобства для          
большой категории наших граждан для въезда и выезда с территории другого        
государства через специально оборудованные места пересечения границы на всём    
её протяжении, которых будет значительно больше ранее установленных пунктов     
пропуска.                                                                       
                                                                                
Таким образом, можно смело утверждать, что настоящее соглашение является        
составной частью большой работы по укреплению многостороннего сотрудничества    
между Российской Федерацией и Республикой Казахстан и отражает прямую           
заинтересованность сторон в налаживании более тесных связей между               
приграничными регионами двух стран. Мы убеждены, что эти прямые связи станут    
надлежащей опорой российско-казахстанских отношений.                            
                                                                                
Комитет на своём заседании всесторонне рассмотрел данный законопроект и         
единогласно поддерживает его ратификацию. Комитет по безопасности как           
соисполнитель также поддерживает ратификацию данного соглашения. На наш         
взгляд, ратификация данного соглашения отвечает национальным интересам          
Российской Федерации. В этой связи мы просим вас поддержать наше решение и      
ратифицировать данный документ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли у вас вопросы? Есть. Запишитесь, пожалуйста, на вопросы.       
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста, ваш вопрос.                             
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к Андрею            
Ивановичу.                                                                      
                                                                                
Вот на сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что жители            
приграничных территорий и так практически беспрепятственно пересекают границу   
в ту и в другую сторону. Ратифицируя это соглашение, мы создаём удобство для    
ещё большего количества граждан. Ну вот один конкретный пример. Житель          
Казахстана, гражданин Казахстана приезжает на территорию Российской             
Федерации, получает медицинскую помощь и уезжает к себе обратно, а              
медицинское учреждение становится заложником ситуации, когда российская         
сторона отказывается оплачивать эти услуги, поскольку это не гражданин          
России, а Казахстану предъявить претензии невозможно. Вот как будет решаться    
эта проблема в ситуации с Казахстаном? Мы знаем на примере других               
государств... Например, с Белоруссией у нас заключён специальный договор об     
оказании медицинской помощи населению. Вот как будет решаться эта проблема в    
ситуации с Казахстаном?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Иванович.                              
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Ну, по всей видимости, так же, как и с Белоруссией. Нам просто    
надо совершенствовать нормативную базу наших отношений с соседней страной.      
Это соглашение является своего рода базовым, открывающим возможность для        
десятков и даже сотен тысяч людей общаться, пересекать границу в упрощённом     
порядке. Всякого рода вопросы, в том числе такие, о которых вы сказали, -       
они, конечно, могут возникать: ведь это реальная жизнь, это реальная            
действительность, в которой мы живём. Так что ещё раз: надо совершенствовать    
нормативную базу. Мы же не можем отказать человеку в оказании медицинской       
помощи, если он оказывается в тяжёлом положении.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, ваш вопрос.               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос тоже к представителю МИДа: а вот как            
окончательно решился всё-таки вопрос с прохождением Транссиба через отдельные   
участки территории Казахстана? Это ведь тоже как бы приграничье, только это     
целый поезд идёт... Одно дело, когда граждане в пределах двух-трёх километров   
передвигаются, но поезд тоже передвигается в таком же направлении. Как здесь    
решён вопрос? Была ратификация соглашения о делимитации границы, но этот        
вопрос не был решён так, как вы предлагали. Сегодня какая у нас обстановка?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Владимир Вольфович, спасибо за вопрос. Правда, он не касается     
обсуждаемой темы, но отмечу, что действительно в силу исторически сложившихся   
реалий получилось так, что когда граница была не только делимитирована, но и    
демаркирована, то оказалось, что Транссиб - эта наша транспортная артерия - в   
некоторых местах пересекает такие анклавы, знаете, в связи с искривлением       
границы на сравнительно небольших участках, прежде чем достичь территории       
сопредельного государства... Эта проблема касается в равной степени и России,   
и Казахстана, но, может быть, России в большей степени, поскольку Транссиб -    
это всё-таки российская транспортная артерия.                                   
                                                                                
Соответствующие переговоры по линии министерств транспорта обеих стран          
ведутся. Наработана определённая практика регулирования этого вопроса. Таким    
образом, каких-либо неразрешимых проблем мы здесь не видим.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И вопрос Багдасарова Семёна Аркадьевича. Пожалуйста.                            
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".                                
                                                                                
Уважаемый Андрей Иванович, у меня такой вопрос. По данным Госнаркоконтроля,     
90-95 процентов наркотиков афганского происхождения проходит через              
российско-казахстанскую границу, и приблизительно столько же проходит           
наркотиков, которые выращиваются в самом Казахстане (я имею в виду              
марихуану). Как это соглашение повлияет на данную проблему?                     
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Вы знаете, проблема такая есть, и закрывать глаза на неё ни в     
коем случае нельзя. Но есть и некоторые особенности. Я сказал в своём           
выступлении, что по поручению Президента Российской Федерации в течение двух    
с половиной лет Федеральная пограничная служба осуществляла мониторинг          
временного выполнения этого соглашения. Разумеется, зарегистрировано довольно   
большое число всякого рода нарушений, касающихся в основном пересечения         
границы по недействующим документам или перевозки товарных партий тех или       
иных предметов, что этим соглашением отнюдь не предусматривается, и так         
далее. То есть жизнь есть жизнь, нарушения есть, но нарушений, связанных с      
изъятием каких-либо партий наркотиков, по сводкам федеральной Пограничной       
службы, не зарегистрировано. Наркотрафик имеет место, это, к сожалению,         
правда, горькая правда, но всё-таки в основном это идёт по другим каналам,      
ведь этих вот пунктов пропуска упрощённых, о которых я говорил, по соглашению   
сто четыре, а реально действует восемьдесят один. На российско-казахстанской    
границе есть двадцать два железнодорожных пункта пропуска и сорок шесть         
автомобильных пунктов пропуска, через них перемещаются товарные потоки, и       
там-то как раз этот наркотрафик, к сожалению, и осуществляется. Ну, мы это      
все видим и знаем: какие-то приспособления на автомобилях, в вагонах и так      
далее. Вот основной источник.                                                   
                                                                                
Вместе с тем я отметил бы, что, когда этот вопрос обсуждался в Правительстве    
Российской Федерации, там специально выступал по этому поводу руководитель      
федеральной службы наркоконтроля. В конечном итоге было принято решение         
рекомендовать Государственной Думе принять к ратификации этот документ и        
одновременно федеральная служба наркоконтроля в сотрудничестве с новым          
федеральным ведомством - Росграницей - будет разрабатывать мероприятия,         
связанные с укреплением соответствующего пограничного и таможенного режима      
для пресечения тех наркопотоков, которые теоретически могут и этим каналом      
просачиваться на территорию Российской Федерации.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились. Коллеги, есть ли желающие выступить? Двое. Жириновский     
Владимир Вольфович и Багдасаров Семён Аркадьевич.                               
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Кто-то может подумать, что ратификация такого небольшого      
соглашения - это технический вопрос: перешёл 200 метров в одну сторону,         
другой житель - в другую сторону, и мы облегчаем им как бы пересечение. На      
самом же деле это огромный геополитический вопрос. Вот это и было целью наших   
внешних противников: чтобы мы занялись не развитием экономики, а                
установлением внутренних границ бывшего государства - России, Российской        
Империи, Советского Союза.                                                      
                                                                                
До сих пор ещё во время дебатов нас пытаются обвинять, говорить, что всё это    
произошло потому, что не надо ставить на повестку дня русский вопрос. Вот как   
раз это и произошло потому, что русский вопрос в повестке дня не стоит.         
Вместо русских вопросов решают вопросы в том направлении, как мы сейчас         
делаем. Произошло расчленение страны на пятнадцать частей. Если в Европе        
иностранные государства между собой имеют полностью свободный проезд, нет       
даже такого понятия - "приграничные", потому что границы нет, то мы все         
внешние границы оставили и теперь ещё внутри человек должен с пропуском         
ходить. Разделили искусственной границей село, аул, и родственники должны       
ходить друг к другу, предъявляя документ, а родились они и веками жили на       
этой земле. Вот что сделали под лозунгом дружбы народов и Интернационала.       
                                                                                
Сегодня ведь эта ратификация - это огромные деньги, чтобы установить все эти    
контрольно-пропускные пункты, чтобы оборудовать все их, чтобы выдавать          
документы своевременно. Протяжённость границ больше, чем во всей Европе,        
больше, чем вся Европа: в Европе два часа нужно, чтобы доехать до границы       
любого государства, а здесь на самолёте вы не долетите. И никогда граница под   
контролем не будет. И самое страшное, что открыта граница с Казахстаном, с      
Туркменией у нас через Казахстан, а у Туркмении - с Афганистаном. Практически   
у нас с вами нет границы с Афганистаном, поэтому идёт поток наркотиков.         
Сколько погибло молодых людей за эти семнадцать лет, сколько? Три миллиона,     
четыре, пять? Посчитать не можете ни в МИДе, ни в комитете по наркоконтролю.    
Погибло именно из-за этого афганского героина, который идёт по СНГ.             
Спрашивается, мы для чего страну разрушили - чтобы снова её разрушать?          
Границы СССР убрали, создали пятнадцать государств, и через эти государства к   
нам идёт поток: с Запада - контрабанда через Белоруссию и Украину, с Юга -      
наркотики. А мы принимаем вот такие постановления, чтобы честно... Ведь это     
же постановление, чтобы честный человек честно перешёл границу, а               
контрабанда, наркотики, жулики, бандиты - для них это постановление никакого    
значения не имеет, ибо граница огромная, пустая и ровная, там не горы, иди на   
любой скорости, тебя никто не остановит.                                        
                                                                                
Вы же сидите в кабинетах и вычерчиваете границы. Сталин сел, посмотрел: а ну    
давай Казахстану вот так дадим - и очертил, пол-России отдал, этот грузин,      
которому было наплевать на Россию. А они цветы носят к его памятнику: спасибо   
товарищу Сталину.                                                               
                                                                                
Я почему здесь выступаю? Потому что вы нас туда бросили в советский период,     
чтобы мы там родились, выросли, жили, а потом у нас там забрали наши            
квартиры, наши дачи, наши сады, наше имущество и бомжами сюда в Россию          
прислали. А в бюджете России нет денег, чтобы дать русским, которых выгнали     
со всей территории СНГ. Миллионы русских приехали и бомжуют здесь сегодня, а    
мы создаём льготы для приграничной торговли. Зачем здесь торговля               
приграничная? Что, голодает Казахстан и приедет за продуктами в Россию? Или     
русские на работу поедут в Казахстан? Здесь проблема родственников: по семьям   
разделили, так сказать, родственники не могут ходить, переезжать спокойно.      
                                                                                
А с другой стороны, если установлен безвизовый въезд с Казахстаном, зачем       
тогда устанавливать вот такой особый режим перехода государственной границы?    
Если СНГ - содружество, то вообще не должно быть внутренних государственных     
границ. А ведь об этом же говорили, обманывали, что всё останется               
по-прежнему: внешняя политика, оборона, финансы, просто на местах местные       
правительства получат больше прав. Вот так обманули народ на референдуме - и    
стали голосовать за независимую Украину, Прибалтику и так далее. А Казахстан    
ничего не просил и вообще Средняя Азия. Они не просили их выпихивать из СССР,   
они готовы были остаться, их выпихнуло первое правительство Ельцина - Гайдар,   
Бурбулис и Шахрай. А сегодня они ещё празднуют принятие Конституции, по         
которой они отцепили четырнадцать вагонов. Хорошая фраза: давайте отцепим       
четырнадцать вагонов. С людьми отцепили вагоны коммунисты-интернационалисты и   
демократы, с людьми! Это миллионы людей. Нас должно быть триста миллионов, а    
нас сегодня сто пятьдесят. За три дня в Беловежской Пуще половину убрали. Ни    
одно сражение не приносило нам столько беды, ни одна война - чтобы половину     
населения сдать противнику без боя! Противнику сдали!                           
                                                                                
Немцы выплачивают компенсацию пострадавшим, которые работали на немецких        
заводах, а русские приехали из Средней Азии и не могут получить справки, что    
они там работали. У меня вчера была женщина, она крановщицей работала в одной   
из этих республик, ей не дают документ об этом, и она здесь получает            
маленькую пенсию. Немцы бы заплатили высокую пенсию, любое европейское          
государство, а вот созданное вами СНГ бьёт по тем, кто приехал сюда и не        
может туда за справкой поехать.                                                 
                                                                                
Мы тут ратифицируем соглашение о пересечении границы. А когда вы, МИД,          
добьётесь, чтобы русские, бывшие жители этих республик, могли получить все      
документы по трудовому стажу и нормально продавать там свои квартиры, чтобы     
их у них не отбирали? Вот этого до сих пор МИД не делает. Послами направляют    
туда чиновников, которые понятия не имеют о Казахстане. Бабичев был             
руководителем аппарата у Черномырдина - поехал в Казахстан. С какой стати?      
Что он, разбирается в этом?                                                     
                                                                                
Поэтому есть здесь ошибка МИДа. Соглашение можно ратифицировать, но никакой     
пользы от него нет. Это обычный набор документов - план выполняет МИД России    
и МИД Казахстана. Они как гуляли, как нет там никакой границы... Вы что,        
среди деревень и аулов провели границу? У вас нет никакой границы! Как они      
ездили друг к другу, так и ездят друг к другу, проблемы нет. Вам нужно, для     
проформы этот документ ратифицируем, но смысл всего - это то, что мы с вами     
открыли границу с Афганистаном, где стояли российские пограничники. Мы с вами   
здесь ратифицировали соглашение о том, что идёт замена: российских              
пограничников убираем, ставим таджикских, - и в десять раз увеличился поток     
наркотиков. Это что МИД делает наш?! Если МИД не может, пускай Министерство     
обороны занимается этим вопросом, Министерство обороны пускай занимается, и     
пускай закроет оно границу с Афганистаном, если Таджикистан не в состоянии      
закрыть границу. Ведь погибают же миллионы наших граждан! А мы радуемся:        
ратификация - проходите спокойно, вот вам ещё больше возможностей. И            
посмотреть на ситуацию с поездами, чтобы поезда прекратили ходить. Нет же       
поезда Москва - Ашхабад, пускай не будет и поезда Москва - Душанбе, и будет     
меньше здесь приезжих, туристов.                                                
                                                                                
Поэтому надо думать по-государственному, когда устанавливаете границы, даёте    
название государству и вырабатываете идеологию, которую никто не понимает.      
Когда разрушали СССР, никто не понял, что разрушают страну, думали, что         
ударят по КПСС, не понимали, что, ударяя по КПСС, бьют по всему Советскому      
Союзу, бьют по русскому народу. Вот в этом проблема.                            
                                                                                
А сегодня будем соглашение ратифицировать и смотреть, чтобы там... В Средние    
века возвращаемся. Это в Европе делали в Средние века: облегчить переход в      
приграничных территориях. Вот мы к этому пришли. К границам XVII века мы        
вернулись благодаря бывшему руководству нашему, и права человека защищаем       
тоже на уровне XVII века - облегчаем, чтобы мать могла пойти к сыну, брат к     
сестре. А спрашивается: зачем границу провели? Кто вам дал право проводить      
границу? Это делаем мы с вами - чиновники, депутаты, политические партии, и     
должны за это нести ответственность, не фонды создавать и библиотеки имени      
разрушителей страны, а чёрной краской написать про всю их деятельность в        
учебниках истории. Они ещё фонды создают... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Багдасаров Семён Аркадьевич.                                                    
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Наша фракция будет голосовать за ратификацию соглашения, но    
хотел бы отметить следующий момент. Российско-казахстанская граница - это       
одна из самых протяжённых границ в мире - 7,5 тысячи километров. Демаркация     
границы до сих пор не произведена, только в этом году собираются её             
производить. И в первую очередь проблема российско-казахстанской границы даже   
не в пересечении её родственниками, а в наркотиках.                             
                                                                                
На сегодняшний день, по самым оптимистическим прогнозам, 90-95 процентов        
афганского опиумного мака в виде героина и других наркотиков проходит через     
российско-казахстанскую границу. Мало того, 93 процента среднеазиатской         
марихуаны, в том числе выращиваемой в Казахстане, в Чуйской долине, идёт        
через российско-казахстанскую границу. То есть на территорию России проникает   
- я очень внимательно прошу послушать - каждый год от 3 до 4 тысяч тонн         
опиумного мака плюс несколько тысяч тонн марихуаны, а также героина. Это        
колоссальные объёмы! Спасибо, что называется, Туркменбаши Сапармурату           
Ниязову, он ввёл визовый режим со всеми, в том числе с нами, и поэтому          
наркотики из Туркмении если идут, они идут немножко в стороне, по Каспию, из    
портов Туркмении в наши порты и дальше в Европу больше. А вот казахстанский     
маршрут, через Казахстан - это самый страшный маршрут. В результате каждый      
год в России умирает от употребления наркотиков тридцать тысяч человек,         
гибнет каждый год. Это больше, чем во всех локальных войнах, которые вёл        
Советский Союз или Россия после Великой Отечественной войны. У нас идёт         
война: тридцать тысяч в год умирает людей, восемьдесят тысяч становятся         
наркоманами. Из тридцати одного миллиона человек репродуктивного возраста два   
с половиной миллиона наркоманы. У нас полный провал в демографической           
политике. Никакие другие решения не помогут восстановить. И мы очень спокойно   
к этому относимся! Мы говорим: был мониторинг Федеральной пограничной службы.   
Странный мониторинг! Если 95 процентов наркотиков проходит через эту границу,   
что это за граница, что это за мониторинг?!                                     
                                                                                
Но это тоже не самое интересное. Вы знаете, сколько из этих тысяч тонн          
наркотиков перехватывается на границе и на определённом удалении в России? По   
самым оптимистичным прогнозам, от 10 до 15 процентов. Проще говоря, несколько   
тысяч тонн попадает к нам сюда. Слушайте, это война, это война объявленная.     
При этом мы ничего не делаем, чтобы пресечь проблему с наркотиками на дальних   
подступах, в Афганистане. Вот наш МИД, я откровенно скажу... Да, мы сейчас      
договариваемся с американцами о транзитных путях и так далее, но все упорно     
уходят от вопроса: на каком основании наши коммерческие авиакомпании            
осуществляют значительную часть перевозок военных грузов для воюющей            
группировки? Ну поставьте тогда, если вы хотите, чтобы с Казахстаном у нас      
была свободная граница и перехватывали в Афганистане, условие: мы вам даём      
разрешение на перевозку грузов, и в том числе коммерческими авиакомпаниями (а   
это 800 миллионов - миллиард долларов, и без этих перевозок там невозможно      
ведение боевых действий), но в ответ вы даёте мандат своим войскам на ведение   
борьбы с наркотиками, уничтожение наркотиков. Нету этого, наш МИД этот вопрос   
не поднимает, и, естественно, наркотики валом идут, границы нет,                
сосредотачиваются на границе с Казахстаном и затем поступают туда.              
                                                                                
Вот я слышал такое: а что, это хорошее соглашение, ну есть же                   
госнаркоконтроль, ФСБ, МВД, вот пусть они и борются. Ни одна спецслужба в       
мире не в состоянии бороться на такой огромной протяжённости границы,           
совершенно необорудованной и неподготовленной для этой работы! Данное           
соглашение, вне всякого сомнения, повысит уровень наркопереброски, поскольку    
если начать с азов этой истории, контрабанды, то в любой стране местное         
население всегда участвовало и будет участвовать в контрабанде в том или ином   
объёме.                                                                         
                                                                                
А как осуществляется данная борьба в других странах? Вот, пожалуйста, пример.   
Существует известное торговое соглашение между США, Мексикой и Канадой.         
Мексиканцы живут по обе стороны американской границы. Ну тоже сплошная дружба   
народов должна быть. Ан нет! Американцы в борьбе с нелегальной миграцией и      
наркотиками устанавливают стены, усиливают погранзаставы, вводят лёгких         
рейнджеров, которые вылавливают тех, кто умудряется оттуда проникнуть. Другой   
пример. Афгано-иранская граница, девятьсот с лишним километров, - тоже          
сплошная дружба народов должна быть: вообще братья по обе стороны, говорят на   
одном языке, большая часть - такие же шииты, джафариды, как и в Иране, ну,      
казалось бы, должна быть открытая граница. Нет! Вы знаете, сколько процентов    
наркотиков перехватывают иранцы? 95 процентов! Сравните с нашими 10-15          
процентами. А почему? Прекрасная оборона, первая линия обороны от наркотиков    
- погранвойска, в тылу стоит Корпус стражей исламской революции, мало того,     
если надо, специальное подразделение, так называемое Аль-Кодс, вторгается на    
территорию Афганистана и Пакистана и похищает наркомафию, а вдоль границы ещё   
стоят краны, на которых висят контрабандисты. А мы открываем границы,           
говорим: какие проблемы, давайте...                                             
                                                                                
Я вам скажу так: мы, конечно, ратифицируем это соглашение, но оно является      
крупным пробелом, и не только МИДа, но и всех тех структур, которые             
занимаются постсоветским пространством. По большому счёту, это один из          
элементов, который показывает катастрофическое положение России на              
постсоветском пространстве. У нас везде провалы идут, и это характерно. А       
чего - запросто тридцать тысяч умирают, а потом мы говорим, что в армии         
некому служить, демографии нет, всё рушится, так сказать. Мы вынуждены,         
конечно, ратифицировать соглашение, но, я вам честно скажу, это соглашение не   
отвечает интересам Российской Федерации. Оно не может отвечать... Эта граница   
- наш Сталинград, а мы окончательно капитулируем и запускаем всё, что можно     
запустить. И пусть дальше умирают люди...                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика и                
содокладчика? Нет.                                                              
                                                                                
Коллеги, объявляется "час голосования". На голосование ставится проект          
федерального закона "О внесении изменения в статью 144 Гражданского             
процессуального кодекса Российской Федерации". Кто за принятие данного          
законопроекта в третьем чтении? Прошу проголосовать.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1776 по 1793 из 6678
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством       
Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке            
пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями            
приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан". Кто за    
принятие данного закона? Прошу проголосовать.                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.