Заседание № 102

26.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 146450-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся права граждан на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1532 по 1556 из 8559
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской    
Федерации "Об образовании".                                                     
                                                                                
Григорий Артёмович Балыхин от Комитета по образованию, пожалуйста.              
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по образованию            
подготовил к рассмотрению в третьем чтении проект закона "О внесении            
изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Законопроект был       
внесён Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой во    
втором чтении 24 июня текущего года. К третьему чтению законопроект прошёл      
правовую, лингвистическую, юридико-техническую экспертизы, замечаний у          
Правового управления Аппарата Государственной Думы нет.                         
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по образованию рекомендует принять законопроект    
в третьем чтении.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания? Есть. Я понимаю    
так, Олег Николаевич Смолин записывается на выступление по мотивам от           
фракции. Смолин - по мотивам от фракции.                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1675 по 1743 из 8559
Пункт 4. По мотивам голосования от фракции КПРФ - депутат Смолин.               
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Как представителю    
оппозиционной фракции, мне приятно сказать, что мы поддержим эту                
законодательную инициативу, которая принадлежит правительству, как мы готовы    
поддерживать любые законодательные инициативы социального характера, и в        
частности расширяющие доступ к образованию, вне зависимости от того, кто их     
будет вносить. Действительно, законопроект предусматривает возможность          
компенсации расходов на образование в дошкольных образовательных учреждениях    
не только государственных, но и негосударственных. Это правильно. Это           
правильно, поскольку это расширяет доступ граждан к негосударственному          
образованию и к образованию дошкольному вообще.                                 
                                                                                
Я напомню, уважаемые коллеги, что в 90-х годах мы очень сильно разрушили        
отечественную систему дошкольного образования, в революционном пылу             
утверждая, что детские сады - это проклятые советские колхозы и что каждая      
мама сама лучше подготовит своего ребёнка к школе. Оказалось всё ровно          
наоборот - качество подготовки к школе значительно ухудшилось. Между тем        
развитые страны во многом взяли на вооружение советскую систему, и в            
некоторых странах, например в Бельгии, дошкольное образование проходят          
приблизительно 95 процентов всех детей, то есть дети политической элиты тоже.   
                                                                                
Вместе с тем мы хотели бы обратить внимание правительства на следующее:         
сделав один шаг, нужно делать и следующие шаги. Напомню, что в процессе так     
называемой монетизации начиная с 2005 года в Российской Федерации отменено      
положение статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании", которое        
предусматривало возможность такой же компенсации расходов на образование        
детей в негосударственных школах. В итоге в тех субъектах Российской            
Федерации, где были приняты соответствующие законы, проблема решилась, в тех    
субъектах Российской Федерации, где соответствующие законы не приняты,          
негосударственные школы и те, кто учится в этих школах, пострадали.             
Существует стандартное заблуждение, будто в России в негосударственных школах   
учатся только дети экономически богатых слоёв населения. Это неверно.           
Существуют, например, православные школы, в которых учатся в том числе и дети   
из неблагополучных семей. Существуют также школы, в которых обучают детей с     
ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, пользуясь случаем, мы            
призываем правительство быть последовательным и вернуть в закон положение о     
финансировании аккредитованной негосударственной школы.                         
                                                                                
И наконец, последнее. Можно сделать и третий шаг, и следовало бы сделать и      
третий шаг. В правительственных программах в последнее время зафиксировано      
положение о праве доступа к бюджетному финансированию на конкурсной основе      
наиболее продвинутых негосударственных вузов. Я думаю, что, если за первым      
шагом последуют два следующих, это будет правильно. Мы, представляя левые       
политические взгляды, поддерживаем негосударственный сектор образования в той   
мере, в какой он расширяет доступ к образованию наших граждан вообще.           
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование               
законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об             
образовании" в третьем чтении.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 101

24.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 146450-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся права граждан на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; принят в первом чтении 25 марта 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1934 по 2038 из 9901
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской   
Федерации "Об образовании". Доклад заместителя председателя Комитета по         
образованию Ирины Константиновны Родниной.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной       
Думы по образованию подготовил к рассмотрению во втором чтении принятый в       
первом чтении 25 марта 2009 года проект федерального закона № 146450-5 "О       
внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона Российской Федерации "Об           
образовании" с новым наименованием - "О внесении изменений в Закон Российской   
Федерации "Об образовании".                                                     
                                                                                
Законопроект внесён в Государственную Думу Правительством Российской            
Федерации 30 декабря 2008 года. Позволю себе напомнить, что реализация закона   
позволит создать реальный механизм установления доступного для всех категорий   
граждан Российской Федерации размера родительской платы за содержание детей в   
дошкольных образовательных учреждениях вне зависимости от того, в каких         
образовательных учреждениях содержатся дети - государственных или               
негосударственных.                                                              
                                                                                
На законопроект поступило шесть поправок, из них пять комитет рекомендует к     
принятию и одну - к отклонению. Поправки, рекомендованные к принятию, можно     
разделить на две группы. Первая носит кодификационный и юридико-технический     
характер, это поправки 1 и 2.                                                   
                                                                                
Для юридической чистоты текст законопроекта дополнен изменениями в статью       
52-1 и аналогичными изменениями в статью 52-2, поэтому изменено наименование    
законопроекта. В случае упоминания в наименованиях законопроектов трёх или      
более статей согласно юридической технике название должно иметь такой вид,      
как это предложено сейчас.                                                      
                                                                                
И вторая группа поправок носит лингвистический и уточняющий характер, это       
поправки 3, 4 и 5. В частности, поправка 5 связана с определением среднего      
размера родительской платы. Средний размер родительской платы за содержание     
ребёнка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях,          
реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,     
определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.    
Поправка в части определения среднего размера родительской платы предлагается   
к отклонению, по сути учтена, но формально не может быть принята в              
предложенной автором редакции.                                                  
                                                                                
Комитет предлагает рассмотреть таблицы поправок.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит пять поправок. Нужно ли отдельно          
обсуждать какие-либо из них? Нет.                                               
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к         
принятию. Кто за? Прошу голосовать.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 содержит одну поправку. Нужно ли её обсуждать? Нет.                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к         
отклонению. Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.75,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Кто за?       
Прошу голосовать.                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 82

25.03.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 146450-5 "О внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся права граждан на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4161 по 4529 из 6917
У нас, уважаемые коллеги, следующий вопрос поставлен на фиксированное время.    
Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 52 и     
52-2 Закона Российской Федерации "Об образовании" докладывает официальный       
представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь -              
заместитель министра образования и науки Российской Федерации Юрий Петрович     
Сентюрин.                                                                       
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется   
проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона      
Российской Федерации "Об образовании".                                          
                                                                                
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области            
образования на сегодняшний день является обеспечение общедоступности            
дошкольного образования как одного из факторов улучшения демографической        
ситуации, сложившейся в стране. В 2007/08 учебном году в Российской Федерации   
функционировали сорок семь тысяч двести двадцать пять образовательных           
учреждений, которые реализовывали основную общеобразовательную программу        
дошкольного образования. В этих дошкольных образовательных учреждениях          
числилось около пяти миллионов четырёхсот тысяч воспитанников.                  
                                                                                
Задача общедоступности дошкольного образования решается сегодня на всех         
уровнях исполнительной власти - федеральном, региональном и муниципальном, -    
и при этом по двум основным направлениям: посредством создания достаточного     
количества мест в образовательных учреждениях такого типа, а также через        
обеспечение финансовой доступности дошкольного образования для родителей, а     
именно через установление доступного для всех категорий граждан страны          
размера родительской платы за содержание детей в указанных учреждениях.         
                                                                                
С целью регулирования размера родительской платы в стране уже приняты           
определённые меры. Я напомню, уважаемые коллеги, что были внесены изменения в   
законодательство, которыми ограничен размер родительской платы, введена         
компенсация части родительской платы за посещение детьми дошкольных             
образовательных учреждений (государственных и муниципальных). В настоящее       
время выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребёнка в      
дошкольных образовательных учреждениях названных категорий успешно              
осуществляются во всех субъектах Российской Федерации.                          
                                                                                
Вместе с тем, согласно поступающей из регионов информации, указанной            
социальной льготой - компенсацией части родительской платы - не охвачена        
значительная часть граждан страны, которые направляют своих                     
детей-дошкольников в учреждения, не являющиеся государственными или             
муниципальными. По данным Росстата, количество таких детей составляет около 3   
процентов от общей численности детей дошкольного возраста, охваченных           
услугами дошкольного образования. Напомню, что общая численность - это пять     
миллионов четыреста тысяч воспитанников, а 3 процента - это около ста           
шестидесяти тысяч детей. С целью реализации принципа социального равенства      
граждан Российской Федерации в сфере дошкольного образования предполагается     
распространить вышеназванную меру социальной поддержки на тех граждан, дети     
которых получают дошкольное образование и воспитание в негосударственных        
образовательных учреждениях. Собственно говоря, это и является сутью            
представленного вашему вниманию проекта федерального закона.                    
                                                                                
Для выплаты компенсации части родительской платы за содержание и образование    
детей дошкольного возраста в негосударственных образовательных учреждениях в    
текущем 2009 году и в последующие годы потребуются средства из федерального     
бюджета, которые оцениваются экспертами в следующих объёмах: 2009 год - 265     
миллионов 867 тысяч рублей, 2010 год - 290 миллионов 347 тысяч рублей. Для      
этого не предполагается привлекать дополнительные расходы из бюджетной          
системы, а предлагается использовать экономию средств федерального бюджета,     
которые предназначены для выплаты в текущем и в последующие годы компенсации    
части родительской платы за содержание ребёнка в государственном или            
муниципальном образовательном учреждении.                                       
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые согласования в системе исполнительной       
власти и был одобрен правительством. Просьба поддержать. Доклад закончен.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Юрий Петрович.                   
                                                                                
И на трибуну для содоклада я приглашаю председателя Комитета по образованию     
Григория Артёмовича Балыхина.                                                   
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Спасибо огромное, Олег Викторович.                                              
                                                                                
Глубокоуважаемые депутаты Государственной Думы, представленный вам              
законопроект "О внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона Российской         
Федерации "Об образовании", внесённый в Государственную Думу Правительством     
Российской Федерации, рассмотрен и поддержан Комитетом по образованию.          
Комитет отмечает в своём решении, что обеспечение общедоступного дошкольного    
образования является одним из приоритетных направлений государственной          
политики Российской Федерации.                                                  
                                                                                
Юрий Петрович сделал достаточно подробный, пространный доклад по этому          
вопросу. Я в своём содокладе хочу остановиться лишь на некоторых моментах. И    
прежде всего я хочу напомнить о том, что с целью обеспечения доступности        
дошкольного образования статья 52 Закона Российской Федерации "Об               
образовании" была дополнена пунктом 6 (федеральный закон от 5 декабря 2006      
года), которым введена новая форма материальной поддержки семей,                
воспитывающих детей дошкольного возраста, - это компенсация части               
родительской платы за содержание ребёнка в соответствующем образовательном      
дошкольном учреждении. И Юрий Петрович об этом подробно сказал.                 
                                                                                
Хочу доложить о том, что комитет считает важным шагом распространение           
аналогичной меры социальной поддержки на тех граждан, дети которых получают     
дошкольное образование и воспитание в негосударственных образовательных         
учреждениях. Реализация законопроекта позволит, по нашему мнению, создать       
реальный механизм установления доступного для всех категорий граждан            
Российской Федерации размера родительской платы за содержание детей в           
дошкольных образовательных учреждениях вне зависимости от того, в каких -       
государственных или негосударственных - образовательных учреждениях             
содержатся дети, что является важнейшим фактором гуманизации и демократизации   
всего общества.                                                                 
                                                                                
Средства на реализацию законопроекта Правительством Российской Федерации        
предусмотрены в федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011   
годов за счёт той экономии, которая появилась в рамках реализации               
приоритетного национального проекта "Образование". Таким образом, уважаемые     
депутаты, принятие данного закона позволит, на наш взгляд, более полно          
реализовать положение Конституции Российской Федерации, провозглашающей         
Россию социальным государством.                                                 
                                                                                
Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи,        
женщин и детей, этот комитет является соисполнителем по данному                 
законопроекту. Законопроект поддержан органами законодательной власти           
пятидесяти двух субъектов Российской Федерации и органами исполнительной        
власти пятидесяти одного субъекта Российской Федерации. Комитет предлагает      
одобрить концепцию представленного проекта и принять законопроект в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Запишемся тогда.                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только у вас во фракции человек пять. Это я реагирую на   
реплику Коломейцева, что четыре человека...                                     
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Депутат Смолин, пожалуйста.                                                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Юрий        
Петрович, говорю сразу: мы поддерживаем этот законопроект, но возникает         
вопрос по аналогии. До принятия так называемого закона о монетизации в законе   
"Об образовании" была норма, согласно которой родителям компенсировалось        
обучение детей и в негосударственной школе. Скажите, пожалуйста, не считаете    
ли вы, что сейчас настало время вернуться к этому положению, продолжая          
инициативу правительства по детским садам? Дело в том, что после монетизации    
в разных регионах России ситуация сложилась очень разная: где-то выплачивают    
компенсации, где-то не выплачивают, где-то прокуратура опротестовывает...       
Короче говоря, не считаете ли вы, что можно теперь пойти по линии поддержки     
негосударственной школы?                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Уважаемый Олег Николаевич, правительство в настоящее время руководствуется в    
своих действиях в области образования набором антикризисных мер, которые        
имеют широкий охват и направлены на поддержку и защиту всех категорий           
граждан, в частности тех, кто обучается сегодня в образовательных               
учреждениях. Поэтому наше министерство как часть правительства открыто для      
любых инициатив, цель которых - поддержка и содействие достойной жизни и        
образованию наших граждан. Если такой законопроект поступит сегодня к нам, мы   
будем готовы взаимодействовать с инициаторами этого законодательного акта в     
том русле, которое вы определили в своём вопросе.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин.                                         
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Петрович, у меня к вам два вопроса. Вы знаете, что, к       
сожалению, продолжается тенденция сокращения числа государственных и            
муниципальных детских дошкольных учреждений и роста числа частных учреждений.   
В частных, как правило, плата больше, причём значительно больше, чем в          
муниципальных, значит, и компенсировать мы им будем в большем размере. Не       
правильнее ли было бы всё-таки побороться в своё время и сохранить              
муниципальные учреждения, тогда бы на то же число детей мы сегодня тратили      
меньше денег для компенсации платы?                                             
                                                                                
И второе. В своё время (это был 2007 год) мы, наша фракция, предлагали          
принять закон, запрещающий перепрофилирование муниципальных дошкольных          
учреждений в частные. Он, к сожалению, не был принят. Что вы делаете, чтобы     
сохранить оставшиеся муниципальные детские дошкольные учреждения? Вот два       
вопроса.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо.                                                         
                                                                                
Что касается вашего вопроса о размере компенсации части родительской платы,     
хочу сказать, что, независимо от того, какое дошкольное образовательное         
учреждение будет посещать ребенок - государственное, муниципальное или          
частное, - размер компенсации определяется не по той сумме, которую вносят      
родители, а определяется как процент от средней сложившейся в регионе платы     
за содержание ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Это означает,    
что такой дифференциации, которую вы обозначили в вопросе, на практике не       
будет. Это первое.                                                              
                                                                                
Что касается второй части вопроса, по поводу сокращения сети. По нашим          
данным, сегодня имеет место уже другая тенденция: сеть не сокращается, а,       
наоборот, сеть государственных и муниципальных дошкольных образовательных       
учреждений расширяется. Сегодня, наоборот, идёт возврат бывших дошкольных       
образовательных учреждений, которые используются не по профилю, в систему       
государственной и муниципальной власти. И поэтому я, докладывая информацию в    
привязке к обсуждаемому законопроекту, сказал, что сегодня и на федеральном,    
и на региональном, и на муниципальном уровне решается задача охвата             
дошкольными образовательными услугами как можно большего количества наших       
граждан через увеличение количества мест в соответствующих дошкольных           
образовательных учреждениях. Мы на уровне министерства эту деятельность и эту   
тенденцию всемерно стараемся поддерживать.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина Нина Александровна, ваш вопрос.          
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Юрию Петровичу. Уважаемый Юрий Петрович, в данном       
законопроекте речь идёт о 3 процентах детей, имеются в виду дети, которые не    
охвачены государственными учреждениями и получают образование в                 
негосударственных. Есть ещё одна категория детей, которые ни в одном, ни в      
другом случае не задействованы, так называемые домашние дети. Вы говорили об    
антикризисных мерах. Есть ли региональная практика выплат семьям, которые       
воспитывают или дают образование своим детям вне этих учреждений? И не          
предполагается ли такая антикризисная мера на федеральном уровне?               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Пока, по нашим данным, в регионах подобная практика отсутствует, по крайней     
мере не имеет широкого распространения. Вместе с тем хочу отметить, что         
сегодня на эту тему идут размышления, ведутся дискуссии, каким образом и для    
оставшейся части наших граждан, которые имеют детей дошкольного возраста, но    
в силу разных причин не могут их поместить в дошкольное образовательное         
учреждение (содержат и воспитывают, как вы сказали, в домашних условиях, и      
одновременно находятся в очередях, ожидая места в системе дошкольного           
образовательного учреждения), компенсировать эту ситуацию. Я не хочу сказать    
"их услугу", наверное, это будет неправильно, а - компенсировать эту            
ситуацию. Сегодня на этот счёт идут размышления, ведутся дискуссии. Пока нет    
конкретной концепции, как это сделать, и нет пока проекта конкретного           
законодательного акта на этот счёт, но я думаю, что итогом этих дискуссий и     
размышлений должен появиться какой-то из названых мною документов.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шудегов Виктор Евграфович, пожалуйста.                    
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, у меня вопрос в продолжение вопроса Останиной Нины           
Александровны. Наш комитет проводил парламентские слушания, и статистика        
обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями - в среднем около 50   
процентов по регионам. Но у меня вопрос касается той категории граждан,         
которые проживают в сёлах, где вообще нет дошкольных образовательных            
учреждений. Ведь по Конституции каждый ребёнок должен по крайней мере пройти    
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, фактически      
нарушается конституционный принцип. И у меня вопрос к Юрию Петровичу: как       
быть в этом случае? Может быть, разрешить бабушкам, дедушкам, имеющим           
педагогическое образование, самим осуществлять эту общеобразовательную          
программу дошкольного образования с полной компенсацией в размерах,             
установленных для предыдущей категории?                                         
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Уважаемый Виктор Евграфович, я хочу сказать, что и сегодня       
действующее законодательство родителям, дедушкам, бабушкам, лицам, замещающим   
родителей, не запрещает заниматься воспитанием своих детей. Более того, в       
законе написано о том, что родители несут ответственность за воспитание         
своего ребёнка.                                                                 
                                                                                
В этом смысле я хочу сказать, что дошкольное образование, о котором мы          
говорим, отличается от домашнего воспитания тем, что в отношении                
общеобразовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных          
учреждениях, должны существовать согласно принятому недавно закону              
федеральные требования по условиям такого воспитания и по тому, как должна      
строиться эта программа. Соответственно, мы можем понять, что в отношении       
домашнего воспитания такие требования реализовать невозможно, даже, как вы      
сказали, если разрешить им заниматься таковым.                                  
                                                                                
Что касается вопросов компенсации, то об этом я сказал, отвечая на вопрос       
Нины Александровны.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Григорий Артёмович, присаживайтесь.                                             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Вижу: Олег Николаевич Смолин и Иванов Сергей        
Владимирович. Двое, да? Никого не упустил, коллеги? Нет. Подводим черту:        
Смолин, Иванов.                                                                 
                                                                                
Смолину, пожалуйста, включите микрофон.                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Как я уже говорил,   
фракция поддержит этот законопроект, как мы поддерживаем любые законопроекты,   
направленные на реализацию знаменитого лозунга ООН и ЮНЕСКО "Образование для    
всех". Действительно, этот законопроект позволит большему числу наших детей     
получить дошкольное образование. В этой связи хотел бы напомнить два            
обстоятельства.                                                                 
                                                                                
Первое. Дошкольное образование действительно оказалось частью системы, в        
большей степени пострадавшей от того, что у нас называется реформами, а на      
самом деле представляет собой разрушение прежней системы в 90-х годах. Причём   
многие тогда полагали, что каждая мама сможет лучше подготовить своего          
ребёнка к школе, и в результате уровень подготовки к школе резко снизился. А    
дошкольное образование в Советском Союзе представляло собой не проклятые        
советские колхозы, как многие думали, а некий аналог развитых стран. Напомню,   
что, например, во Фландрии 94 процента всех детей проходят через дошкольное     
образование. Значит, и дети значительной части политической элиты тоже через    
него проходят, не ограничиваясь семейным воспитанием.                           
                                                                                
Второе. Все знают, но, наверное, не все помнят статью 43 Конституции:           
дошкольное образование в России общедоступно и бесплатно. Возникает вопрос: а   
как реализуется статья 43 Конституции в условиях, когда не хватает детских      
садов, а это тормозит начавшийся демографический рост, как можно получить       
общедоступное бесплатное образование в учреждениях, которые сами не являются    
ни общедоступными, ни бесплатными, за которые нужно платить?                    
                                                                                
Мы считаем, что этот законопроект является шагом вперёд, расширяет              
возможности получения дошкольного образования, но шагом только первым, и за     
ним должны последовать следующие шаги, которые мы неоднократно предлагали       
сделать. Мы считаем, что начинать действительную модернизацию образования в     
России нужно как раз с того, чтобы восстановить систему дошкольного             
образования. Именно в это время закладываются основы личности ребёнка.          
                                                                                
Мы поддержим законопроект. Спасибо.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Юрий Петрович! В принципе всё сказано правильно.   
Были действительно времена, когда из детских садов делали опорные пункты        
милиции или пункты, где располагалось МЧС, потом спохватились - да,             
действительно не хватает. Данный законопроект в какой-то степени, может быть,   
и поможет расширить сеть дошкольных учреждений, однако, вы знаете, в условиях   
нашего российского рынка, который и рынком-то назвать довольно сложно...        
Уважаемый Юрий Петрович, всё-таки хочу обратить ваше внимание на тот момент,    
если вы отвлечётесь, что сейчас, когда у нас произошёл кризис, везде, по        
всему миру, на Западе цены снизились, потому что и нефть в три раза             
подешевела, и спрос упал, и так далее, и тому подобное, вы не хуже меня всё     
знаете, - везде, кроме России. Поэтому когда вы говорите, что точно так же      
будут платить компенсацию по средней, так скажем, величине по региону, то у     
нас, у фракции ЛДПР, возникают сильные подозрения: а не подскочит ли плата за   
эти дошкольные образовательные учреждения именно на величину этой               
компенсации? Как у нас сделали все наши отечественные товаропроизводители,      
воспользовавшись тем, что импортные товары резко подорожали, поскольку          
произошёл скачок цен. Вот если, Юрий Петрович, вы на это внимание обратите,     
то, я думаю, это позволит нам всё-таки и закон улучшить, и избежать ситуации,   
которая имеет место в других отраслях промышленности.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, состоялось обсуждение. Настаивают ли докладчик и содокладчик на        
заключительном слове? Нет. Представители президента и правительства? Нет.       
                                                                                
Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект в первом чтении. Все             
поддерживают.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              436 чел.96,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    436 чел.                                          
Не голосовало                  14 чел.3,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.