Заседание № 196

24.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 146164-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации" (принят в первом чтении 18 мая 2005 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1961 по 2320 из 7990
Переходим к законопроектам, принятым в первом чтении и предлагаемым к           
отклонению. Мы договорились, что два законопроекта, пункты 22 и 23, мы          
рассматриваем с одним докладом и обсуждаем одновременно. Я их назову: пункт     
22 - проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс         
Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О     
введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в статью 292       
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и пункт 23 - проект     
федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты      
Российской Федерации в связи с принятием Жилищного кодекса Российской           
Федерации". Павел Владимирович Крашенинников на трибуне.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.                                            
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Это два многострадальных          
законопроекта как по времени, так и по работе над ними. Дело в том, что они     
были внесены сразу после введения в действие Жилищного кодекса, и в первом      
чтении оба законопроекта были рассмотрены ещё во время весенней сессии 2006     
года. Надо сказать, что здесь достаточно много авторов, субъектов права         
законодательной инициативы, но надо отметить, что вдохновителем первого         
законопроекта была Галина Петровна Хованская, второй законопроект готовился в   
нашем комитете, мы им занимались. Но после принятия в первом чтении, после      
того как мы увидели, что позиции субъектов права законодательной инициативы     
во многом схожи, мы создали рабочую группу, и рабочая группа готовила и         
обрабатывала те поправки многочисленные, которые поступали к данным             
законопроектам. Но так получилось, что при подготовке очередного текста мы не   
смогли согласовать тексты в некоторых случаях с представителями                 
правительства, в некоторых случаях с представителями администрации              
президента. Шло время, продвижения в части самого текста не было, но были       
продвижения по отдельным положениям. Ну, например, мы, принимая дачную          
амнистию, увеличили срок приватизации жилищного фонда в Российской Федерации,   
добились того, чтобы Верховный Суд детей не признавал бывшими членами семьи,    
что было первое время, - вы помните, года полтора-два после принятия            
Жилищного кодекса были у нас различные скандальные истории. Также вот совсем    
недавно, уже в эту сессию, была принята поправка, на мой взгляд очень важная,   
о том, что при выселении из аварийного жилого помещения теперь жилое            
помещение будет предоставляться гражданам по нормам предоставления, а не как    
раньше - равноценное, такое же, как было. Ну и ещё целый ряд моментов были      
учтены.                                                                         
                                                                                
При этом надо сказать, что целый ряд положений, на наш взгляд, не отработан     
ни в том, ни в другом законопроекте. Мы на последнем заседании комитета с       
представителями авторов двух законопроектов как раз говорили о том, что         
работу по Жилищному кодексу нужно продолжать - и по вопросам социального        
найма в первую очередь, и по вопросам специализированного жилищного фонда.      
Это касается Гражданского кодекса, то есть вопросов права собственности на      
жилые помещения и главы 35 о договоре найма. Мы знаем, что скоро будут          
внесены достаточно серьёзные поправки в Гражданский кодекс, уже текст           
поправок опубликован. Мы ожидаем, что в скором времени президент внесёт         
поправки, которые решат в том числе и вопросы, связанные с правом               
собственности и с договором найма жилого помещения.                             
                                                                                
Исходя из всего сказанного мы приняли достаточно тяжёлое для нас решение -      
предложить оба законопроекта отклонить и продолжать работу над проблемами,      
которые имеют место в нашем жилищном праве, жилищном законодательстве.          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу наше предложение по двум законопроектам закрепить    
решением палаты.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас вопросы не предусмотрены по процедуре. Я напоминаю,    
что у нас это регулируется статьёй 123-1, нашим Регламентом предусмотрены       
выступления от фракций, также имеет право выступить субъект права               
законодательной инициативы. От субъектов права законодательной инициативы в     
данном случае выступает депутат Хованская. Может быть, мы ей первой дадим       
слово, а потом при необходимости от фракций?                                    
                                                                                
Пожалуйста, Галина Петровна, на трибуну.                                        
                                                                                
Кстати, мы обсуждали на совещании с представителями фракций то, как толковать   
эту статью. Есть точка зрения, что это должно быть выступление по мотивам до    
трёх минут, есть точка зрения, что это полноценное выступление до десяти        
минут, но пока Регламент это не отрегулировал.                                  
                                                                                
Вы претендуете на десять минут, Галина Петровна?                                
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Да, безусловно. Проект, который я представляю, очень большой, существенно       
больше по объёму...                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, я не буду возражать, пожалуйста.                  
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Хорошо. Спасибо.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тем не менее прошу регламентный комитет на основе         
рекомендаций на последнем совещании дать точное толкование этой статьи.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, я бы не возражала против отклонения этого    
документа и дальнейшей работы, если бы это было сделано три года назад.         
Четыре года граждане Российской Федерации получали от нас, субъектов права      
законодательной инициативы, письма, что вот-вот будет принят во втором чтении   
законопроект, будут изменены нормы Жилищного кодекса и они получат не только    
надежду, но и право на решение своей жилищной проблемы.                         
                                                                                
Я вам сейчас только перечислю за неимением, в общем-то, времени нормы,          
которые мы предлагали и которые сегодня предлагается отклонить.                 
Действительно, среди субъектов права законодательной инициативы представители   
всех фракций, в том числе и фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Тем не менее вот видите,   
какой финал? Видимо, он мотивирован тем, что мы регулярно спрашивали, почему    
документ не внесён в порядок работы.                                            
                                                                                
А теперь по существу, что не увидят граждане Российской Федерации по крайней    
мере в ближайшем будущем. Вот Павел Владимирович действительно правомерно       
сказал, что Верховный Суд немножко нам помогает: детей собственника не будут    
выселять из жилого помещения как бывших членов семьи. Но он, к сожалению, не    
упомянул, что это не распространяется на несовершеннолетних братьев, сестёр,    
внуков этого собственника, они по-прежнему выселяются из этого жилого           
помещения. Мы предлагали внести изменения в статью 32 Жилищного кодекса,        
чтобы судебное решение, принятое в гуманных целях, о сохранении права           
пользования, исполнялось. На сегодняшний день собственник может получить        
судебное решение о сохранении права пользования, а потом продать эту квартиру   
и выселить всех, в том числе и тех, о ком говорил Павел Владимирович            
Крашенинников. Вообще абсурдная ситуация! Судебное решение подлежит             
исполнению на всей территории Российской Федерации. Это внутреннее              
противоречие документа, которое необходимо было устранить уже давно, но это     
не сделано.                                                                     
                                                                                
Идём дальше. Несчастные жители коммунальных квартир - нет до сих пор            
определения, что такое коммунальная квартира, хотя мы его предлагали. Ведь у    
нас возникают коммуналки, которые считаются отдельными квартирами, но на        
самом деле там уже живут сособственники по отдельным договорам. Это хуже, чем   
проживание в общежитии, потому что в общежитии хотя бы норма 6 квадратных       
метров жилой площади, а здесь может быть по 3-4 метра, могут заселяться         
граждане с рынка. В общем, дальше происходит... нормальные люди не могут в      
этой квартире проживать. Мы пытались хотя бы ко второму чтению ограничить       
нормами предоставления жилья вселение вот в такую коммуналку, которая           
принадлежит на праве собственности одному собственнику, пяти, десяти,           
пятнадцати, двадцати человек, превращающее в ад жизнь людей, которые там        
постоянно проживают и не имеют другого жилого помещения. Это мы тоже пытались   
сделать своим законопроектом.                                                   
                                                                                
Мы пытались уточнить, что такое малоимущие, потому что общая формулировка о     
том, что учитывается доход и имущество, ну, вы знаете, она ни о чём не          
говорит. Мы хотели сказать, что хотя бы вычтите из этого дохода прожиточный     
минимум и определите, может ли на оставшуюся сумму, даже на льготных            
условиях, приобрести человек квартиру. Ну, это была бы более внятная            
формулировка, более чёткая, которая позволяет уже действовать дальше властям.   
                                                                                
Дальше. Дорогие друзья, то, что мы передали в регионы, на самый нижний          
уровень, право устанавливать учётные нормы и нормы предоставления, к чему это   
привело? Вы знаете прекрасно, что если в Москве учётная норма десять            
квадратных метров общей площади, то в Санкт-Петербурге она девять, в            
Московской области тоже. В общем, идёт игра на понижение в зависимости от       
того, какой статус у региона, то есть, как правило, это дотационные регионы,    
и чем беднее регион, тем ниже опускается эта планка. Вы понимаете, доходит      
дело до того, что у нас учётная норма меньше, чем это когда-то было в           
Советском Союзе.                                                                
                                                                                
Дальше. Мы не установили норму предоставления жилой площади, которая раньше в   
Жилищном кодексе была двенадцать квадратных метров. Происходит то же самое:     
чем беднее регион, тем меньше норма предоставления. Давайте хотя бы нижнюю      
границу установим, нельзя так делать, есть какие-то нормы человеческие и        
санитарные.                                                                     
                                                                                
Идём дальше. У нас сейчас не сказано, что не относится к ухудшению жилищных     
условий при постановке на учёт, и поэтому многочисленные разбирательства в      
суде. Мы пытались их предотвратить, сказав, что, если переезжает отец в том     
же городе к сыну или к дочери, не является это ухудшением жилищных условий,     
если сделка признана незаконной судом, не является это ухудшением, ну и так     
далее. Я сейчас не буду перечислять, но смысл в том, что мы пытались            
минимизировать такие обращения граждан в суды, - суды у нас и так перегружены   
этими бесконечными жилищными спорами.                                           
                                                                                
Дальше. Замечательная норма в Жилищном кодексе, даже разработчики считали,      
что в принципе её надо изменить: заселение разнополых в одну комнату с их       
согласия, исключительно с их согласия. Вы понимаете, как у нас получается       
согласие, когда речь идёт о выделении жилого помещения по очереди: добьются     
этого согласия и заселят маму и взрослого сына в одну комнату исключительно с   
их согласия. Мы предлагали другой вариант, мы предлагали вариант, что           
заселение одной комнаты лицами разного пола не допускается, а допускается       
заселение совершеннолетними лицами однополыми, то есть взрослая мать и дочь,    
взрослый сын и отец, вот такими взрослыми гражданами, совершеннолетними, уже    
с их согласия тогда, понимаете? Вот тоже норма нормальная.                      
                                                                                
Теперь такая норма. Коммунальная квартира, освободилась комната - нельзя её     
по нашему Жилищному кодексу выкупить. Если у человека полметра лишние сверх     
социальной нормы, он уже выкупить эту комнату не может, может только в          
Москве, потому что ещё не успели выбросить эту норму из законодательства, к     
которому я в своё время руку приложила. Нормально это? Ненормально. Мы          
боремся с коммунальным заселением вот таким образом? Это неправильно, это       
нужно тоже менять.                                                              
                                                                                
Дальше. Павел Владимирович очень хорошо сказал, что теперь при сносе нам всем   
будут предоставлять жильё по нормам. Мы хотели хотя бы для очередников          
установить право, как это было в старом Жилищном кодексе, получить квартиру     
по нормам предоставления. Но то, что сейчас записано, и то, что действительно   
прошло и что я считаю положительным, - это отсылочная норма. И в каком          
федеральном законе - в данном случае вот с церковью сделано это, передача       
бывших церковных зданий, - в каком законе мы должны написать это? Закон этот    
называется Жилищный кодекс, именно в нём надо прописать хотя бы для             
очередников. При сносе дома не издевайтесь над людьми, не переселяйте из        
комнаты в коммуналке в такую же комнату в коммуналке, ну, может быть, на два    
метра больше, это возмутительно совершенно.                                     
                                                                                
Дальше. При переходе права собственности у нас в соответствии с новым           
Жилищным кодексом можно вышвырнуть из общежития семью. Мы считаем, что это      
совершенно неправильно, то есть мы считаем, что не влечёт это за собой          
выселение, если поменялся собственник, - ну а как по-другому? Вы понимаете,     
это же совершенно за пределами здравого смысла!                                 
                                                                                
Дальше. Законом о введении в действие Жилищного кодекса предлагался целый ряд   
норм. К чему приводит наличие таких записей в сегодняшнем законе о введении в   
действие Жилищного кодекса? Вы видели, что во многих регионах слили очереди     
после того, как был ликвидирован институт первоочередного предоставления        
жилья. С 1 марта 2005 года у нас как бы нет первоочередников, есть только       
внеочередники. Слили очереди многодетных, одиноких матерей, тех, кто имел это   
право в силу того, что нечёткая формулировка в законе о введении в действие     
Жилищного кодекса. Мы предлагали - надо отдать должное Павлу Владимировичу,     
он нас здесь поддерживал - совершенно чётко объяснить: было право               
первоочередное, и право это остаётся. И нам опять приходится прибегать к        
Верховному Суду, к его разъяснениям, для того чтобы эту проблему решить.        
                                                                                
Права жителей, которые проживают в незаконно приватизированных общежитиях. Мы   
пытаемся эту норму тоже ввести в законодательство. К сожалению, сейчас          
продолжаются процессы судебные, процессы выселения граждан из общежитий, к      
сожалению, продолжаются. И нам приходится помогать в этих случаях, чтобы люди   
не оказались на улице. (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять минут истекло, Галина Петровна, вы полностью       
выбрали свой регламент.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, кто хотел бы выступить по мотивам от фракции?                       
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев. Всё-таки давайте разумно, Николай Васильевич, я         
понимаю, что нормы... Вот у нас в этой статье написано, я обращаю внимание      
депутатов, что докладчик указывает мотивы, прямо так сказано, мотивы, по        
которым комитет предлагает отклонить данный закон. Наверное, по логике и        
фракции должны говорить о мотивах своего голосования, а у нас эта норма никак   
не отрегулирована. Поэтому вам пять минут - компромисс.                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Я постараюсь сэкономить.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы видите, что, вероятно, из-за того, что президент провёл   
даже Госсовет по этой теме вчера, провёл виртуальный приём и кучу всего         
другого, именно поэтому, наверное, в Думе мы с вами в нарушение нашего          
Регламента вчера рассматривали законопроект без вот этого законопроекта. На     
самом деле они являются альтернативными с точки зрения нашего Регламента, и     
комитет по Регламенту, как всегда, на это дело не обратил никакого внимания.    
                                                                                
Второй момент. Это ж каким надо лоббистским потенциалом обладать, чтобы         
понудить заслуженного юриста, бывшего министра юстиции отказаться от своего     
законопроекта, вы можете себе представить?                                      
                                                                                
Третий момент. Это ж как надо не уважать Аппарат нашей Государственной Думы,    
который перелопатил полторы тысячи текстов, вместе с комитетом, кстати,         
который подготовил двести семьдесят две поправки. Это готовый закон в           
принципе, понимаете, в подготовке которого участвовали субъекты Российской      
Федерации, рассмотревшие поправки на заседаниях законодательных собраний        
субъектов, от Хабаровского края до Новгородской области, - вся Россия.          
                                                                                
С моей точки зрения, вот это образчик того, как нельзя заниматься               
животрепещущими вопросами, которые беспокоят уже первое лицо. У меня что-то     
подозрение, что в послании президента это будет обозначено как первоочередная   
проблема. Она действительно является первоочередной. Я предлагаю: давайте мы    
введём материальную ответственность председателя ответственного за              
законопроект комитета, потратившего колоссальные ресурсы не только на бумагу,   
но и на свет, на помещение, на приезд сюда людей, которые участвовали в         
подаче поправок, на пересылку. Это целая тайга уничтожена или большой участок   
тайги, для того чтобы произвести только бумагу! Мы считаем, что вот это не      
просто циничный, это очень недобросовестный подход к законотворчеству. Мы       
вчера с вами договорились о том, что в этом зале проведём парламентские         
слушания с приглашением представителей всех восьмидесяти трёх субъектов         
Федерации, с приглашением всех заинтересованных лиц, потому что этот            
законопроект уже породил проблем больше, чем 122-й, мы убеждены, что он         
сегодня является с учётом принятых законопроектов по обязательному              
страхованию и по саморегулируемым организациям взрывоопасным. Поэтому мы        
считаем, что его отклонять нельзя, его текст с учётом поправок необходимо       
вынести на парламентские слушания. И вообще-то, мне кажется, необходимо в       
корне менять подход. Если президент акцентирует внимание губернаторов,          
парламента, Совета Федерации, то почему мы берём и отработанные полторы         
тысячи текстов просто выбрасываем в урну? Ну, это вообще несерьёзно.            
                                                                                
Поэтому наша фракция не может поддержать такой подход, мы уважительно           
относимся ко всем людям, которые прикладывают свою голову, для того чтобы       
решать проблему, и считаем, что это будет оскорбление. Вы посмотрите, тут       
братская могила, здесь пол-Думы в поправках - люди думали, тратили своё         
время, отвлекались на эту важную проблему, а вы берёте и в урну выбрасываете.   
Этого делать нельзя, и мы поддерживать отклонение не намерены.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вы уложились в отведённое время.                 
                                                                                
Депутат Гудков, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Г. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я тоже хочу несколько слов сказать от фракции. В отличие     
от Галины Петровны я не являюсь глубоким специалистом в области жилищного       
законодательства, но кое-что на своей шкуре мне удалось прочувствовать совсем   
недавно, во время поездки в Нижний Новгород. Я увидел, что там творится, это    
как раз является результатом того, что мы сегодня не принимаем проработанный    
законопроект, а отклоняем, трусливо пряча, так сказать, глаза в пол. Там        
переселяют людей из центра, где дорогая земля, где строят элитное жильё, и      
вот людей, которые проживают в центре, в старом фонде, имеют там по 5 метров,   
переселяют на окраину города, сохраняя им эти 5 метров, делая это таким         
варварским способом - через поджоги, избиения, угрозы, что, в общем, вызывает   
соответствующую ожидаемую социальную реакцию. Этого тоже, кстати говоря,        
касается тот законопроект, который мы с вами сегодня отклоняем. И по большому   
счёту надо чётко понимать, уважаемые коллеги, что вот эти глупость и жадность   
наших чиновников вкупе с приближёнными к ним строителями, они рано или поздно   
доведут нас до социальной катастрофы и потрясений. И мы с вами сегодня,         
отклоняя подобные законы, приближаем этот час.                                  
                                                                                
Действительно в этом законопроекте - хоть я и не очень большой специалист, но   
сумел разобраться, - там есть и права инвалидов, чётко прописанные, и права     
больных людей, и права людей, которые, так сказать, защищены будут этим         
законом от перевода их помещений из жилых в нежилые, и многие другие полезные   
и очень важные нормы. Мы с вами сейчас без объяснений, по большому счёту,       
дескать, меняется законодательство... Какое у нас законодательство меняется?    
У нас ничего не меняется в этом отношении, только ухудшается ситуация. Это      
говорит о том, что мы с вами, уважаемые коллеги, к сожалению: а) провалили      
политику обеспечения жильём наших граждан, б) сделали её заложницей жадных      
строительных компаний, которые работают вкупе с коррумпированными               
чиновниками. Вот смысл сегодняшнего нашего действа. И вот мы с вами сегодня     
утверждаем де-факто эту политику, давая карт-бланш людям, которые видят         
решение жилищной проблемы только в одном - набивании собственной мошны,         
собственного кармана. Это, к сожалению, так.                                    
                                                                                
К сожалению, уважаемые коллеги, можно, конечно, сегодня, сейчас не слушать, у   
нас всё предопределено, у нас есть конституционное большинство, в принципе      
оппозиция здесь не нужна, но дело-то не в оппозиции, а в наших гражданах, в     
том, что мы сегодня лишаем миллионы граждан России надежд на нормальное         
разрешение их жилищной проблемы, и причём этих надежд мы лишаем тех граждан,    
которые имели эти проблемы ещё в Советском Союзе. Вот что мы с вами сегодня     
делаем. И ответственность будет лежать не на правительстве, не на тех           
лоббистах, которые привели к тому, что этот законопроект будет отклонён, а на   
депутатах Государственной Думы, ныне сидящих в этом зале и нажимающих покорно   
кнопки по соответствующим поручениям и командам. Я думаю, что это очень         
стыдно.                                                                         
                                                                                
И конечно, наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за такое предложение -            
отклонить этот законопроект - голосовать не будет. Мы категорически             
настаиваем на публичной огласке того, что сегодня происходит. Я вот опять не    
вижу ни камер, ни СМИ, у нас всё, так сказать, в ручном режиме регулируется в   
нужных целях. Где наше телевидение? Только депутаты должны сидеть? Где наши     
камеры? Где наши журналисты? Где наши фотокорреспонденты? Почему они на         
отклоняемые законопроекты не приходят? Или это уже никому не интересно, что в   
стране происходит и что будет со страной?                                       
                                                                                
Поэтому я думаю, уважаемые коллеги, что мы с вами сегодня присутствуем, к       
сожалению, при написании очередной позорной страницы истории, и мы, к           
сожалению, будем вписаны туда не самыми хорошими словами.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Владимирович, что касается содержания вашего     
выступления, то я его не комментирую. Что касается камер, не могу не сказать,   
у нас нет практики приводить или уводить камеры - ходят, когда хотят. Они же,   
как свободные художники, - рисуют то, что видят.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы завершили обсуждение данного вопроса. Я обращаюсь к       
представителю президента, представителю правительства... Нет необходимости      
выступить. Выносим данные два законопроекта на "час голосования".               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7569 по 7607 из 7990
Пункт 22. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный        
кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года... "О    
введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в статью 292       
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Обращаю ваше           
внимание, что на голосование вопрос ставится в следующей редакции: кто за то,   
чтобы поддержать решение комитета и отклонить данный законопроект?              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 12 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3%                                     
Проголосовало против           92 чел.20,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято, законопроект отклонён.                                                 
                                                                                
В этой же редакции ставится на голосование проект федерального закона "О        
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в      
связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации".                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 12 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против           37 чел.8,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято, законопроект отклонён.                                                 
                                                                                

Заседание № 99

18.05.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 146164-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5034 по 5164 из 5539
Пункт 21. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые          
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Жилищного         
кодекса Российской Федерации". Доклад Павла Владимировича Крашенинникова.       
Пожалуйста, Павел Владимирович.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо.                                                    
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Этот закон вносит           
поправки в целый ряд законодательных актов, которые как раз вызваны принятием   
Жилищного кодекса. В принципе предыдущий законопроект как раз одну из таких     
локальных задач решил, но в данном законопроекте предлагаются поправки в        
Гражданский кодекс. Здесь речь идет о вопросах общей собственности. Поправки    
вызваны тем, что необходимо решать вопросы в многоквартирных домах общим        
собранием собственников жилья, не товариществом, а общим собранием              
собственников жилья. Поэтому в связи с тем, что по Жилищному кодексу            
требуется две трети, мы, конечно, должны внести поправки в целый ряд статьей    
- 246, 247 и 252-ю - Гражданского кодекса.                                      
                                                                                
В Кодекс об административных правонарушениях небольшая поправка. Здесь, где     
речь идет об административной ответственности в отношении перепланировки,       
включаются слова "и (или) переустройство". Ну, такое понятие сейчас появилось   
у нас в Жилищном кодексе.                                                       
                                                                                
Что касается самого Жилищного кодекса, то предлагается исключить две нормы,     
которые сегодня существуют в Жилищном кодексе. Первая норма касается            
возможности преобразования товариществ собственников жилья в                    
жилищно-строительные кооперативы, что в принципе невозможно, потому что, если   
уже все квартиры находятся в собственности, паевых отношений не может быть.     
Обратный процесс, из ЖСК в товарищество - это возможно, а из товарищества в     
кооператив - это уже исключено. Поэтому мы часть 7 статьи 46 предлагаем         
исключить. Также предлагаем исключить часть 2 статьи 140, в которой говорится   
о возможности проведения общего собрания единоличным собственником всех         
квартир. Понятно, что если собственник один, то в данном случае общего          
собрания быть не может, поэтому мы эту норму исключаем.                         
                                                                                
В закон "О введении в действие Жилищного кодекса..." у нас здесь есть           
поправки скорее уточняющего порядка. Вы знаете, что те очереди, которые у нас   
были до 1 марта этого года, в соответствии с законом "О введении в              
действие..." сохраняются. И обязательства тех, кто поставил на учет, в          
отношении лиц, которые были поставлены на учет, сохраняются. Но на практике     
пошла такая тенденция, что внеочередников и первоочередников стали, в           
общем-то, совмещать с простыми очередями, что, конечно же, противоречит духу    
Жилищного кодекса. Вот мы здесь предлагаем дописать: "в том числе право         
получения жилых помещений в первоочередном и внеочередном порядке", с тем       
чтобы права этих лиц не нарушить. Вы знаете, что в соответствии с законом "О    
введении в действие..." теперь собственники помещений в многоквартирных домах   
стали участниками общей собственности на земельные участки под этими домами     
плюс придомовые территории. Так вот, мы предлагаем уточненную редакцию данной   
статьи, с тем чтобы все-таки на практике эта статья заработала. Плюс мы         
предлагаем сроки, с тем чтобы местные власти не саботировали данный процесс.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект получил положительное заключение         
Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному            
законодательству. Мы предлагаем поддержать его в первом чтении.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Галина Петровна Хованская,         
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Павел Владимирович, не считаете ли вы необходимым     
хотя бы ко второму чтению скорректировать статью 2, которая вносит изменения    
в Гражданский кодекс, и статью 5, я имею в виду последнюю поправку, где         
говорится о ранее возникших обязательствах организаций, которые сохраняются     
почему-то только до проведения собрания? Вот эти вот две нормы, с моей точки    
зрения, крайне опасны. Не считаете ли вы необходимым скорректировать это ко     
второму чтению?                                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я считаю возможным корректировать ко второму чтению         
законопроект, у нас на то и второе чтение. Что касается норм Гражданского       
кодекса, то я понимаю, что этим могут воспользоваться не только в такой         
отрасли, как жилищное законодательство, но и в других отраслях, здесь,          
конечно, я думаю, дополнительные критерии нужно будет выставить. С этим я       
согласен.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы?                                      
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Хованская Галина Петровна, пожалуйста.              
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В отличие   
от предыдущего проекта я предлагаю вам поддержать этот законопроект в первом    
чтении, потому что это начало работы над ошибками, которые мы допустили, и      
недоработками, которые, к сожалению, сегодня есть в принятом Жилищном кодексе   
и в законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".      
Если действительно будет документ доработан... Потому что я не просто так       
задала вопрос, ведь, вы представляете, сейчас общим имуществом можно            
распоряжаться только по согласию всех собственников. Жилищный кодекс снизил     
эту планку до двух третей, до как бы квалифицированного большинства не          
собственников, а как бы по площади, по доле голосов. Но если мы сохраним        
норму вот в такой редакции, то действительно любым законом, а не только         
жилищным можно будет эту планку снизить, и тогда вашим имуществом - вашим! -    
будут распоряжаться и треть, и любой другой процент собственников, в том        
числе и собственников нежилых помещений. Ситуация может возникнуть крайне       
опасная для любого дома, когда вашим подвалом и чердаком распорядятся           
собственники нежилых помещений. Вот привожу вам конкретный пример: по           
площадям соотношение пятьдесят на пятьдесят - площадь жилых помещений и         
площадь нежилых помещений в доме. Это первое замечание.                         
                                                                                
И второе замечание, оно касается, с моей точки зрения, тоже очень опасной       
нормы. Это самая последняя поправка в статью 18 закона "О введении в действие   
Жилищного кодекса...". Ни в коем случае нельзя ранее возникшие обязательства    
сохранять только до момента возникновения обязательств, связанных с             
управлением многоквартирным домом. Значит, что, поменялась управляющая          
организация и все предыдущие обязательства по содержанию, по капитальному       
ремонту тоже исчезли? Задумайтесь, какие будут последствия, если норма          
буквально вот в такой редакции пройдет в закон "О введении в действие           
Жилищного кодекса...".                                                          
                                                                                
Тем не менее, несмотря на указанные недостатки, я предлагаю все-таки начать     
работу над ошибками и поддержать этот законопроект в первом чтении. Спасибо     
за внимание.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще желающие выступить? Нет. Кто за то, чтобы     
принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.