Заседание № 288
О проекте федерального закона № 145649-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О взаимном страховании" и в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка создания и деятельности обществ взаимного страхования; внесён депутатами Государственной Думы О. Л. Михеевым, А. В. Терентьевым, В. К. Гартунгом, В. М. Тарасюком, А. В. Чепой, И. В. Пономарёвым, О. В. Пахолковым, М. И. Сердюком, И. Р. Самиевым, а также А. И. Бочаровым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О взаимном страховании" и в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Докладывает Василий Михайлович Тарасюк. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Разработка группой депутатов проекта федерального закона о внесении изменений в закон "О взаимном страховании" вызвана следующим. Финансовый кризис, а также проблемы развития социально значимых, но недоходных видов страхования в большей степени затрагивают коммерческих страховщиков. В этой ситуации более устойчивыми оказываются общества взаимного страхования, устойчивость которых основывается на фундаментальных принципах некоммерческой деятельности и особенностях управления. Например, при возникновении проблем с платёжеспособностью общества взаимного страхования решают их, в частности, посредством довнесения членами общества дополнительных страховых взносов для покрытия любых дефицитов по страховым обязательствам и восстановления активов, при этом уплата дополнительных страховых взносов является обязанностью членов общества. Преимущества обществ взаимного страхования очевидны. Во-первых, обществом взаимного страхования управляют сами члены общества, являющиеся одновременно владельцами и страхователями этого общества. Во-вторых, страхование в обществе взаимного страхования производится на условиях, которые разрабатывают и утверждают для себя сами члены общества, являющиеся его страхователями: они определяют объекты страхования, страховые риски, условия страховых выплат, устанавливают цену страховки (размер страховой премии) и прочее. В-третьих, средства членов общества как страхователей не распределяются по разным страховым компаниям, между членами общества, а аккумулируются в управляемой членами общества организации в целях постоянного поддержания платёжеспособности общества как страховщика. Иными словами, в отличие от коммерческих страховых организаций, исключительной целью которых является получение как можно большей прибыли для акционеров, члены общества взаимного страхования являются страхователями общества и фактически управляют своим страхованием, своими страховыми ресурсами и своим страховым обществом с единственной целью - создать для себя наилучшие условия страхования всех своих рисков, своих имущественных интересов и сохранить рабочие места в обществе. Данный законопроект направлен на совершенствование страхового законодательства и развитие в России взаимного страхования. Тем более, что есть примеры - некоторым крупнейшим зарубежным обществам взаимного страхования более ста лет, и они имеют филиалы, дочерние организации во многих странах мира, насчитывают сотни тысяч, миллионы членов. Также вносятся иные поправки. Принятие закона позволит: устранить имеющиеся сегодня препятствия в организации и деятельности обществ взаимного страхования; вовлечь в страхование наиболее широкие слои населения, в том числе предпринимателей и их объединения; ускорить создание системы страхования недоходных для коммерческих страховщиков, но социально значимых для государства и населения рисков. Хотелось бы отметить, что сейчас в Комитете Государственной Думы по финансовому рынку готовится к рассмотрению во втором чтении законопроект, который уже был принят в первом чтении, - он не будет ущемлять основы взаимного страхования. Уважаемые коллеги, взаимное страхование базируется на идеях взаимовыручки, коллективизма, традиционных для российского восприятия мира, и развитие данного института может стать одним из приоритетных направлений в поддержке страхования рисков со стороны государства. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Михайлович. Марина Алексеевна Мукабенова. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, данный законопроект первый раз был внесён в 2012 году и рассмотрен комитетом в 2013-м. Был высказан ряд замечаний, авторы взяли тайм-аут, но, к сожалению, текст законопроекта не претерпел изменений, замечания не были учтены. Мы ещё раз рассмотрели его в январе этого года. Суть всех замечаний сводится к тому, что предлагаемые в законопроекте изменения нивелируют принципиальные отличия общества взаимного страхования (ОВС) от страховой организации, в первую очередь ликвидируя такой её признак, как самоуправление, превращая ОВС в структуру, решения в которой будут приниматься узкой группой лиц и в которой не будет действенного контроля со стороны её членов. Вместе с тем в законопроекте не предусматривается усиление контроля со стороны уполномоченных государственных органов при потере реального контроля членами общества взаимного страхования над его деятельностью в случае принятия предлагаемых изменений, в связи с чем это может привести к манипулированию голосами членов ОВС и к нарушению их прав, в частности при принятии решения о размере вступительного взноса, о размере и порядке уплаты дополнительных взносов и так далее. Кроме того, после внесения законопроекта в Государственную Думу в главу 4 части первой Гражданского кодекса были внесены существенные изменения, уточняющие правовое положение и порядок деятельности юридических лиц, что не нашло отражения в законопроекте. Также в настоящее время комитетом готовится ко второму чтению законопроект о внесении изменений в Закон "Об организации страхового дела...", уточняющий в свете указанных изменений нормы страхового законодательства, включая закон "О взаимном страховании". В связи с этим Комитет по финансовому рынку предлагает Думе отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Продолжаем обсуждение 17-го вопроса повестки дня. Мы заслушали доклад и содоклад. Будут ли вопросы? Не вижу рук - нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Буквально короткая реплика. Уважаемые коллеги, очень прискорбно, что данный законопроект будет отклонён. Мы с коллегами по фракции, конечно, будем его дорабатывать и перевносить, но хотел бы сказать, что эта отрасль - взаимное страхование - в России совсем неразвита. Существует одно общество взаимного страхования в сфере строительства в Москве, которое, собственно говоря, и работает, - это, наверное, и всё. В страховой отрасли в сфере строительства многие страховые компании не имеют возможности страховать риски строителей согласно закону об участии в долевом строительстве, а это крайне необходимо. Сейчас Центральный банк сократил перечень страховых компаний, имеющих доступ на рынок, и, собственно, этим очень осложнил жизнь строителям. Уважаемые коллеги, нам крайне необходим подобного рода закон, который даст возможность развиваться обществам взаимного страхования - такие общества существуют, собственно говоря, во всех развитых странах мира. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 25 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Для стенограммы, просьба учесть: по 17-му вопросу Гартунг, Кравцов, Красильникова, Музыкаев, Нилов и Романович голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.