Заседание № 96
О проекте федерального закона № 145627-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (о порядке и сроках уплаты взносов организациями, использующими труд членов лётных экипажей, за счёт которых осуществляется выплата доплаты к пенсии членам лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитетом по труду и социальной политике в установленном Регламентом порядке данный законопроект подготовлен к третьему чтению. Законопроект направлен на обеспечение своевременной и полной уплаты авиапредприятиями дополнительных страховых взносов и на этой основе соответственно повышения пенсионного обеспечения граждан, имеющих на это право. Законопроект прошёл юридико-правовую и лингвостилистическую экспертизы, замечаний не имеет. Прошу принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания, уточнения? По мотивам перед голосованием выступит Жириновский Владимир Вольфович. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 6, Жириновский по мотивам от фракции. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Эта проблема очень важная, мы не раз к ней возвращались и в предыдущие созывы. Ну давайте хотя бы лётчикам дадим нормальную пенсию, это ведь самая сложная работа. Сколько аварий, сколько падает самолётов и вертолётов только в нашей стране?! Такого количества нет нигде в мире. И как лётчику сидеть за штурвалом, если мы ему пенсию не можем дать нормальную? Ведь он сидит до конца, пока его сердце не останавливается. Вот те чиновники, которые нам мешают принимать законы... В данном случае законопроект уточняет порядок и сроки уплаты взносов, которые позволят всё-таки хоть как-то регулярно выплачивать чуть большую пенсию лётчикам. Ну как это можно? Ведь все чиновники летают, все министры летают, и вы не даёте возможности лётчику спокойно сидеть за штурвалом. Это же минимальное количество граждан, которым доверено право управлять самолётом! Недавно нам сообщили, что диспетчер... ну хорошо, он посмотрел более внимательно на траектории полётов двух самолётов. А если бы он отвернулся в это время - у него могло где-то зачесаться что-то, он мог чихнуть? Триста пассажиров на земле будут валяться! Мы его награждаем, его - правильно, а других-то надо увольнять с работы тогда. Почему на самолёте не было прибора, который фиксирует положение шасси, показывает, убрано или не убрано шасси, сближение с другим самолётом? Ну что это такое?! Случайность - вот всё, и мы радуемся, как дети, награждаем диспетчера. Лётчики вынуждены работать дольше положенного времени именно потому, что пенсия их не устраивает, и мы десятки лет морочим им голову. Давайте мы установим им пенсию 20 тысяч рублей в месяц, 50 тысяч рублей в месяц. Это судьба и жизни миллионов авиапассажиров, а мы им тут какие-то жалкие рубли, порядок уточняем, может быть, у них будет пенсия на 500 рублей больше. Решение это неправильное. Конечно, надо быстрее принимать меры - только они, только лётчики в лётном экипаже должны получать самую высокую пенсию в нашей стране. Кто хочет её получать - пожалуйста, садитесь за штурвал самолёта. Желающих нет. В том числе и женщины: многие из них водят автомобиль - что-то они не хотят быть лётчиками. Вроде бы дискриминации нет - пожалуйста. Потому что это самая тяжёлая работа - быть лётчиком в экипаже, вести воздушное судно, тем более сегодня так много самолётов, скоро они будут взлетать и садиться каждые пять минут, и нам нужно будет воздушное ГАИ. А у нас ГАИ на земле не может разобраться, у нас на земле подростки сбивают пешеходов. Если мы не обеспечим нормальные условия жизни на пенсии для лётчиков, то впереди нас ждёт очень много аварий. Зато мы очень часто меняем министерства - было Министерство гражданской авиации, потом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, пункт 6, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результат. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 30 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принимается законопроект в третьем чтении.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 145627-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (о порядке и сроках уплаты взносов организациями, использующими труд членов лётных экипажей, за счёт которых осуществляется выплата доплаты к пенсии членам лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект, подготовленный Комитетом по труду и социальной политике ко второму чтению. Законопроект направлен на обеспечение своевременной и полной уплаты авиапредприятиями дополнительных взносов и, соответственно, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, имеющих право на доплату к пенсии. Прежде чем предложить вашему вниманию в установленном порядке рассмотреть таблицы поправок, которые были аккумулированы в комитете, обобщены, изучены и предложены в виде таблиц к отклонению или к принятию, по поручению комитета я хотела бы поблагодарить отраслевой профсоюз, аппараты соответствующих заинтересованных министерств и ведомств, правовых управлений за достаточно плодотворную работу. И, уважаемые коллеги, хочу ещё раз подчеркнуть, что перед вами документ - компромисс, к сожалению, достаточно продолжительной, но, к счастью, плодотворной работы, которая разрешает очень серьёзную проблему по дополнительному пенсионному обеспечению лиц, обозначенных в данном законопроекте. Прошу в установленном порядке рассмотреть таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таблица 1 содержит десять поправок. Есть ли необходимость их отдельно обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 12 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7% Результат: принято Принято. Таблица 2 содержит девять поправок. Нужно ли какую-либо из них обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 53 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении данный проект федерального закона. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 23 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 72
О проекте федерального закона № 145627-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (о порядке и сроках уплаты взносов организациями, использующими труд членов лётных экипажей, за счёт которых осуществляется выплата доплаты к пенсии членам лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации; внесён Правительством Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункты 12.1 и 12.2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (пункт 12.1 повестки дня) докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Юрий Викторович Воронин. ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект, внесённый правительством на ваше рассмотрение, предусматривает определ`нные корректировки существующего порядка функционирования системы дополнительного социального обеспечения, созданной ещё десять лет назад (эта система функционирует уже более десяти лет) для членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Эта система основана на уплате дополнительного 14-процентного взноса, который производят работодатели сверх обязательных взносов по обязательному пенсионному страхованию. И за счёт этих дополнительных взносов этой категории пенсионеров - лётному составу - выплачивается доплата к пенсии, полагающейся по законодательству о трудовых пенсиях, которая в зависимости от ежеквартально поступающих сумм взносов корректируется либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения. Эта система, я повторяю, работает более десяти лет, её эффективность доказана, она позволила существенно повысить уровень материального обеспечения этой категории пенсионеров. Сейчас уже с учётом опыта функционирования данной системы готовятся аналогичные законопроекты по угольной отрасли, по ряду других системообразующих отраслей. Но правоприменительная практика выявила одну существенную проблему, а именно проблему, связанную с тем, что в законодательстве изначально не был определён порядок взыскания взносов в случае их неуплаты работодателями. В отношении взносов по обязательному пенсионному страхованию и единого социального налога такая процедура чётко прописана, но поскольку эти взносы формально не относятся к взносам по обязательному пенсионному страхованию, а являются самостоятельным платежом, его природа не была изначально определена в законодательстве, соответственно не прописывался и порядок взимания и применения санкций, которые должны наступать в случае нарушения этого обязательства. Вся эта правоприменительная практика была подробнейшим образом проанализирована, и на основе этого анализа подготовлены поправки в действующий закон, которые, собственно, оформлены законопроектом, представленным на ваше рассмотрение. Там детально регламентируется процедура: в какие сроки необходимо платить, какую отчётность представлять, какие последствия наступают в случае неуплаты, прописывается порядок применения штрафов и взимания пеней, причём всё это унифицировано, это производится Федеральной налоговой службой согласно законопроекту, то есть, как и взносы по обязательному пенсионному страхованию, весь объём мер и особых условий регулирования, в частности для обособленных подразделений по месту своего расположения, - всё это, так сказать, сделано по аналогии с Налоговым кодексом применительно к взносам по обязательному пенсионному страхованию. Поэтому, я думаю, нет необходимости характеризовать каждую поправку, большинство из них носит технический характер, но суть их сводится к тому, чтобы обеспечить эффективность взимания этого взноса и, соответственно, более высокий размер доплаты для этой категории ветеранов. Просьба поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас есть альтернативный законопроект, по которому есть согласие авторов рассмотреть его без их участия, и поэтому докладывать от комитета сразу по двум законопроектам будет Фарида Исмагиловна Гайнуллина, заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прежде чем изложить официальное заключение Комитета по труду и социальной политике, хочу вам сказать, что в соответствии с Регламентом оба законопроекта были рассмотрены как альтернативные, и, конечно же, следует остановиться на сути законопроекта, инициированного нашими коллегами, и, более того, поблагодарить их за последовательность в разрешении проблем, сложившихся в пенсионном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Это было сделано нашими коллегами предыдущего созыва и настоящего созыва, и, как вы слышали, ряд из них, познакомившись с законопроектом, внесённым правительством... А собственно, они были в определённой степени и инициаторами законодательной инициативы правительства, за что мы хотели бы их поблагодарить, равно как и Профсоюз лётного состава России, который практически в течение пяти лет последовательно отстаивал интересы своих членов. Суть законопроекта, внесённого депутатами, сводится к тому, что они вносят изменения лишь в одну статью, статью 4, и преследуют задачу повышения ответственности за уплату взносов, в соответствии с которыми далее происходят дополнительные выплаты по пенсионному обеспечению членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Я вас проинформировала, что те, кто уже познакомился с текстом законопроекта, представленного правительством, отозвали свои подписи, и это свидетельствует о том, что законопроект, представленный Правительством Российской Федерации, действительно в комплексе решает эту проблему, которая, к сожалению, сложилась в вопросах социального обеспечения, в частности пенсионного обеспечения, членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Суть правительственного законопроекта сводится к тому, что в нём было изменено наименование дополнительных страховых взносов. Поименовав их взносами на выплату доплаты к пенсии, изменили правовую природу уплачиваемых взносов, отсюда изменились и порядок назначения, выплаты доплаты к пенсии, порядок уплаты взносов, ответственность. Устанавливается, кто действительно, как было сказано официальным представителем правительства по первому законопроекту, обеспечивает сбор, обеспечивает учёт этих средств и производит в централизованном порядке эти выплаты. Уважаемые коллеги, Комитет по труду и социальной политике - ещё раз повторюсь - выражает признательность и благодарность нашим коллегам и отраслевому профсоюзу и предлагает вам поддержать законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, два альтернативных законопроекта. Есть ли необходимость обсуждать, вопросы? Есть. Локоть, Рябов и Волков, никого не забыл? Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Юрий Викторович, очень важный законопроект. На встречах с пенсионерами и с лётным составом авиакомпаний, в частности авиакомпании "Сибирь", мне задавали вопросы на эту тему, поэтому, считаю, законопроект необходим. Нельзя ли назвать те авиакомпании, точнее, авиапредприятия, которые, вообще говоря, пользуясь пробелом в законодательстве, не очень добросовестно выплачивали эти взносы, в результате чего страдали наши пенсионеры, лётный состав, ветераны? ВОРОНИН Ю. В. Да, у нас такие данные есть. Я сейчас попрошу своего коллегу, Александра Владимировича Куртина, первого зампреда правления Пенсионного фонда, который этим занимается, вам их назвать. КУРТИН А. В., первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважаемые депутаты, мы такую отчётность ведём, потому что ежеквартально определяем дополнительный коэффициент для получения пенсии. Просто по списку могу назвать. Например, в Бурятии это "Бурятские авиалинии", Улан-Удэнский лесхоз, который тоже лётный состав имеет, вообще ничего не заплатил. ООО "ЮТэйр-Экспресс", Республика Коми, резко снизило уплату взносов в третьем и четвёртом кварталах. По Республике Карелия перестали выплачивать дополнительно страховые взносы, "Авиалинии Мордовии" и так далее. Если есть такая необходимость, я могу дать по каждому авиаотряду все данные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет хотел бы дополнить ответ. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемые коллеги, конечно, может прозвучать, наверняка прозвучит вопрос, почему в течение четырёх или пяти лет законопроект был в комитете. Но это скорее демонстрирует... Мы хотели бы подтвердить, что были постоянные консультации. И в дополнение к информации Александра Владимировича хочу сказать, что около трёхсот авиапредприятий не выполняли свои обязательства по дополнительному пенсионному страхованию и обеспечению и два-три года назад была попытка при взаимодействии с работодателями, региональными отделениями Пенсионного фонда и трудинспекцией под угрозой отзыва сертификатов, лицензий на эту деятельность в определённой степени сократить эту задолжность. А вообще она составляла порядка 760 миллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Юрий Викторович, законопроектом устанавливается норма, что будет перечень организаций, использующих труд членов лётных экипажей. Комитет Совета Федерации по промышленной политике да и Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике считают эту норму излишней в связи с тем, что, может быть, часть предприятий не войдёт в этот список, и тогда те люди, которые имеют право на дополнительные выплаты, могут потерять это право. Необходимо ли, с вашей точки зрения, эту норму исключить? Если нет, то почему её нужно оставить в законопроекте? ВОРОНИН Ю. В. Спасибо за вопрос. Мы убеждены в том, что эта норма должна быть. Во-первых, потому, что это действующая сегодня норма и мы её, по сути, только пролонгируем уже применительно к новому порядку взыскания взносов. Она необходима и для того, чтобы Федеральная налоговая служба, которая будет контролировать уплату этих взносов, идущих на доплаты к пенсиям, знала, с кого эти взносы взимать, потому что сама по себе Федеральная налоговая служба не может отгородить, отчленить эти предприятия и, самое главное, ту часть фонда оплаты труда, с которой должны эти взносы уплачиваться, потому что они выплачиваются не за всех работников авиапредприятий и только там, где есть соответствующая категория лиц, обеспечиваемых данной доплатой. Это всё делается очень просто. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта составляет такой перечень и его оперативно меняет в том случае, если, скажем, у авиапредприятия отзывается лицензия, происходит банкротство авиапредприятия или какие-то другие изменения. То есть это очень гибкий процесс, и без этой информации со стороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, формализованной соответствующим решением, эффективно взимать эти взносы будет просто невозможно. Поэтому мы полагаем, что данная норма должна быть сохранена. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волков Алексей Николаевич. ВОЛКОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Вопрос. Юрий Викторович, в соответствии с этим законом имеется перечень категорий лётного состава, которым доплачивается за лётную работу, этот перечень определяется постановлением правительства. Туда не попали руководители авиапредприятий, которые во время работы занимались лётной практикой. Ко мне обратились как раз такие руководители, они просят пересмотреть этот вопрос, то есть пересмотреть перечень правительства. Не рассматривался ли этот вопрос в правительстве? Будет ли этот перечень пересмотрен и что для этого нужно? ВОРОНИН Ю. В. Этот вопрос рассматривался почти десять лет назад, когда соответствующий закон принимался, он обсуждался очень детально и принципиально. И решение было принято тогда Государственной Думой, Советом Федерации одобренное, о том, чтобы предоставить эту особую льготу по уровню материального обеспечения только тем, кто непосредственно участвует в полётах, то есть членам лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Тут должность, занимаемая в какой-то период времени, значения не имеет. Понятно, что руководитель авиапредприятия, как правило, сначала проходит лётную работу, потом ступеньки соответствующие и только потом становится во главе авиапредприятия. Так вот право на доплату определяется не той должностью, которую он занимает на момент назначения пенсии, - если у него есть необходимая выслуга лет в качестве лётчика, то, соответственно, это право он реализует. И поэтому нет необходимости указывать в списках кого-либо иного, кроме членов лётного экипажа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть. Одна рука, подводим черту. Депутат Коломейцев. Никого не забыл? Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами на закрытом заседании слушали информацию о не очень весёлой картине в оборонном ведомстве, но такая же невесёлая картина у нас и в гражданской авиации: идёт резкое старение лётных экипажей, резко сокращены возможности подготовки лётного состава, плохие условия по их переподготовке. Приватизированное, акционированное, как правило, разрушено и находится в допотопном состоянии, а учат на тренажёрах таких самолётов, которые уже не эксплуатируются. Закон этот касается другой части - пенсионного обеспечения бывших лётчиков. К сожалению, многие частные компании не выполняют законные требования, фактически уклоняются от уплаты этих страховых взносов. Более того, даже принятие с запозданием этого закона, с нашей точки зрения, без внесения ещё ряда поправок не решит проблему. Почему? Потому что, наверное, надо сделать всё-таки, чтобы этот платёж был обязательным. Это первое. Второе. Надо сделать так, чтобы лётчики, которые уходят работать в западные компании, не получали как пенсионеры, потому что в данной ситуации оказывается, что человек, который стал зарабатывать больше, будет обирать лётчиков-пенсионеров. Мы поддерживаем этот законопроект, но просим министерство рассмотреть возможности - поправки мы обязательно в течение двух дней внесём - улучшения текста этого закона. Мы поддерживаем правительственный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Поскольку законопроекты альтернативные, ставлю на голосование пункт 12.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Теперь давайте проголосуем по пункту 12.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Так, теперь покажите результаты голосования по пункту 12.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 32 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6% И по пункту 12.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 58 сек.) Проголосовало за 52 чел.11,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 53 чел. Не голосовало 397 чел.88,2% По результатам голосования принятым считается законопроект под пунктом 12.1.