Заседание № 10
03.03.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 144061-3 "О внесении дополнения и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва В. Н. Лысенко).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2308 по 2763 из 3983
Блок "Государственное строительство и конституционные права граждан". Вопрос 8, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Слово для доклада предоставляется заместителю председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петру Борисовичу Шелищу. Пожалуйста. ШЕЛИЩ П. Б., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как вы видите из повестки дня, нам сегодня предстоит рассмотреть одиннадцать законопроектов, посвященных предложениям о внесении изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, связанных с усилением борьбы с наркоманией, с распространением наркотиков. По первым трем из этих законопроектов нет докладчиков - субъектов права законодательной инициативы по причинам вполне объективным. По вопросу восьмому среди субъектов права законодательной инициативы три действующих депутата... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШЕЛИЩ П. Б. С вашего позволения, можно я закончу? Можно я закончу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Егорович! ШЕЛИЩ П. Б. Когда вы послушаете до конца, я думаю, снимутся ваши вопросы. Проявляйте выдержку, пожалуйста. Три действующих депутата Государственной Думы - Герасименко, Илюхин и Казаковцев - сняли свои подписи под этим законопроектом, и еще четверо - Ворогушин, Давиденко, Кривельская и Побединская - депутаты Государственной Думы второго созыва, по Регламенту они не могут быть докладчиками. Как вы слышали, по законопроекту, рассматриваемому сейчас, среди авторов законодательной инициативы четверо - депутаты не третьей, а второй Думы. Это вам должно говорить о том, что законопроект лежит достаточно давно. Внесен он был в самом начале 98-го года, получил отрицательные заключения от всех, кому положено давать заключения, то есть из правительства, от президента, от комитета, который в то время Анатолий Иванович Лукьянов возглавлял. Он рекомендован к отклонению. Этот законопроект, как и следующие два... Я, с вашего позволения, для ускорения процедуры хотел бы дать характеристику, если не будет возражений, Борис Вячеславович, сразу трем законопроектам - 8, 9 и 10-му, а потом по отдельности можно было бы задавать вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас по 9-му тоже только ваше выступление, потому что Виктор Иванович Черепков также отозвал свою подпись под законом. По 10-му вопросу - аналогичная ситуация. Поэтому я думаю, что можно сразу доложить ситуацию по вопросам 8, 9 и 10 и далее одновременно по всем этим трем законопроектам будем задавать вопросы докладчику. Нет возражений против такой процедуры? Нет. Пожалуйста. ШЕЛИЩ П. Б. Спасибо, Борис Вячеславович, спасибо, коллеги! Итак, все эти три законопроекта посвящены ужесточению уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Первый и второй из них весьма схожи, хотя существенно различаются по объему, но по существу и законопроект под номером 8, и законопроект под номером 9 предлагают три принципиальные новации. Первая - это увеличение санкций в виде лишения свободы по части первой статьи 228 за деяния, связанные с наркотиками, совершаемые в крупном размере без цели сбыта, то есть речь идет о потребителях наркотических средств и психотропных веществ. Вторая новация предусматривает установление уголовной ответственности за незаконное приобретение или хранение наркотических средств или психотропных веществ в небольших размерах без цели сбыта повторно в течение года после наложения административного взыскания. И третья новация - предполагается ввести императивную норму о возложении судом на условно осужденного, нуждающегося в лечении от наркомании, обязанности пройти курс лечения. Что касается первых двух норм, то их актуальность была исчерпана с момента принятия третьей Государственной Думой в апреле прошлого года закона, внесенного Президентом Российской Федерации, о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс, в котором был ряд новых норм, связанных с ответственностью за незаконный оборот наркотиков. Я сразу прокомментирую: то, что было принято тогда, в декабре прошлого года, Государственной Думой, новая статья 228 в новой редакции Уголовного кодекса, сегодня действует как закон, а через десять дней, 13 марта, вступят в силу статьи 228-1 и 228-2. Этим законом принято принципиальное решение о разделении ответственности за производство и распространение наркотиков и за их потребление. За первое - уголовное наказание усилено, за второе - наоборот, ослаблено исходя из многократно обсуждавшейся в Государственной Думе и принятой за основу концепции необходимости усиления ответственности наркодельцов, а не жертв наркоторговли. Именно это нами сделано. И в связи с этим большое число предложений, внесенных в Государственную Думу, как вы слышали, аж с 1998 года и до середины 2003 года, просто потеряло свою актуальность, потому что уже соответствующие предложения учтены в новой редакции статьи 228 и связанных с ней статей. Что касается предложения о введении в обязательном порядке принудительного лечения от наркомании по постановлению суда лиц, осужденных к условному наказанию, то это предложение вполне разумно, резонно. Но для того чтобы его нам здесь, как законодателям, реализовать, необходимо заключение правительства, поскольку это предполагает, очевидно, не такие уж маленькие бюджетные расходы. К сожалению, это ни в законопроекте, обозначенном в пункте 8, ни в законопроекте, обозначенном в пункте 9, где предлагается такая же норма, сделано не было. Поэтому я полагаю, что в дальнейшем нам предстоит саму идею сохранить и найти разумное решение, проведя все необходимые расчеты и согласования по финансовому блоку, получив соответствующее заключение правительства. И еще стоило бы обратить внимание на норму, в соответствии с которой предлагается привлекать к уголовной ответственности за повторное административное правонарушение. Эта идея противоречит, вообще, концепции действующего Уголовного кодекса, поскольку восстанавливает в уголовном праве институт административной преюдикции, что уже рассматривалось неоднократно и концептуально было принципиально отклонено. Я вам доложил по первому и второму законопроектам, пункты 8 и 9. По пункту 10 доложу коротко, что там содержатся две новации. Первое - предлагается установить уголовную ответственность за организацию либо содержание притонов для потребления наркотиков не с предусмотренного сейчас Уголовным кодексом возраста шестнадцать лет, а с четырнадцати лет, с четырнадцатилетнего возраста. И второе - предлагается ужесточить также санкции по статьям, связанным с оборотом наркотиков. Но это как раз то, что, как я уже говорил, мы сделали фактически, приняв законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации. Что же касается снижения возраста уголовной ответственности, комитет не поддерживает такое предложение, поскольку это также противоречит принципиальной позиции разработчиков и законодателя, которая была определена, когда мы принимали новый Уголовный кодекс. Вот по пунктам 8, 9 и 10 я изложил позицию нашего Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, который предлагает все три законопроекта отклонить. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли у депутатов вопросы? Будут вопросы, да. Прошу включить режим записи на вопросы. Пожалуйста, покажите записавшихся. Записались три депутата. Пожалуйста, включите микрофон депутату Ройзману. РОЙЗМАН Е. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Вопрос к выступившему. Принятый последний законопроект о внесении поправок, на мой взгляд, крайне неудачен, там есть ряд минусов, как то: и включили перевозку, и почему-то отменили конфискацию, мало того, там очень много остается лазеек, касающихся средней разовой дозы, там есть элементы, когда просто легализуется мелкая наркоторговля, на которой в принципе вся наркоторговля держится. У меня поэтому вопрос: а почему убрали конфискацию, почему, вообще, уклон в сторону либерализации, когда ситуация-то ухудшается? Семьдесят тысяч человек за последний год погибли от наркотиков. Во всех последних войнах столько не погибало, даже близко. Всё. Спасибо. ШЕЛИЩ П. Б. Спасибо. Уважаемый Евгений Вадимович, я не могу не согласиться с вашей оценкой ситуации как трагичной для страны, для близких, для тех, кто сам оказался втянутым в потребление наркотиков. При этом должен заметить, и вы, я полагаю, тоже знаете, что увеличения количества людей, втянутых в наркоманию, в стране в последние годы не наблюдается. Это говорят единодушно все специалисты. Я даже боюсь цитировать тех, кто говорит, что идет сокращение количества втянутых в потребление наркотиков, но по крайней мере количество втянутых не увеличивается, что никоим образом не снимает чрезвычайной тяжести самой проблемы. Если говорить конкретно по мерам уголовного преследования, то, во-первых, мы с вами прекрасно понимаем, что если всё сведется к уголовному преследованию, если все государственные меры по защите общества и граждан от наркотиков сведутся к уголовному преследованию, то такое воздействие имеет свой предел, выше которого эти меры перестают быть эффективными. Это показывает весь мировой опыт. Этого явно недостаточно. И должен вам сказать, что, скажем, на меня произвела сильное впечатление та мера преследования, которая введена буквально в начале этого года законом города Москвы. В законе "О молодежи", в статье 12, предусмотрена принципиально новая норма, обязывающая при проведении диспансеризации школьников от двенадцати лет в обязательном порядке проводить тестирование на употребление наркотиков. То есть можно получить сигнал уже в самом раннем возрасте, и тогда может включиться весь механизм - и родительский, и школьный, и общественный, и государственный. Но это не тема, конечно, настоящего доклада, поэтому непосредственно на ваши вопросы я должен ответить, что в принятой новой редакции статьи 228, во-первых, перевозка сохранена (посмотрите внимательно: в 228-й перевозка есть), а в статье 228-1 есть производство, сбыт и пересылка. Что касается компенсации, то компенсация, как я понимаю, действительно выведена за пределы, я не вижу здесь действительно нигде компенсации. С чем это связано, ответить не готов, я не был участником прохождения этого законопроекта в прошлой Думе. Надеюсь, что на этот вопрос мы с вами вместе поищем ответ, и я берусь это сделать после заседания в рабочем порядке. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон депутату Решульскому Сергею Николаевичу. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня по пункту 8 свои вопросы к Петру Борисовичу. Меня поразила в заключении комитета по данному вопросу одна такая посылка, или, скажем так, один абзац, где говорится, что принятый в первом чтении законопроект, который внес президент, предлагает исключить из Уголовного кодекса Российской Федерации назначение по приговору суда принудительных мер медицинского характера в виде лечения от алкоголизма и наркомании, как показавших свою неэффективность. Поэтому вопрос более конкретный. Если сейчас не готовы ответить, может быть, воспримете его как мое протокольное поручение комитету или вам лично, Петр Борисович. Вообще у вас в комитете есть какие-то данные: эффективна эта мера лечения или нет? Из чего вы делали вывод об этой неэффективности? Я, например, хорошо знаю, что в свое время действующие наши... (Микрофон отключен.) ШЕЛИЩ П. Б. Уважаемый Сергей Николаевич, в позапрошлом году в Думе проходили парламентские слушания, организованные как раз Комитетом по законодательству и посвященные вопросам сравнения нашего законодательства с зарубежным законодательством по этой теме. Я не был их участником, но перед сегодняшним заседанием прочитал стенограмму и узнал много для себя полезного. В частности, на этих слушаниях специалисты как о совершенно очевидном, как об общем месте говорили о том, что принудительное лечение в местах лишения свободы не дает никакого результата. Как только люди оказываются на свободе, всё это лечение идет насмарку. С точки зрения здравого смысла мне это кажется достаточно естественным и правдоподобным, но, повторяю, об этом говорили специалисты, которые этим занимаются профессионально и наблюдают за этим. Именно поэтому я считаю, что если приговор условный, то такую меру применять надо было бы, это правильно, в местах же лишения свободы по определению эти люди лишены возможности пользоваться наркотиками. Так ведь? Что само по себе опять-таки... Но вот именно ваш смех в ответ на мои слова и говорит о том, что можно написать всё, что угодно, можно зафиксировать, что они прошли принудительный курс лечения, но результат будет тот же самый. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Ивановой Валентине Николаевне. ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Петр Борисович, вопрос у меня следующий. Известно, что, по данным за 2003 год, наблюдается серьезный рост числа преступлений, совершенных наркозависимыми, особенно несовершеннолетнего возраста, цифры - примерно 35-37 процентов. Ваша позиция? Отвергая вот эти законопроекты, вы считаете, что законодательной базы, существующей сейчас, и той, которая будет введена в марте, достаточно, или комитет планирует дальнейшую работу в этом направлении? Что вы предлагаете и в какие сроки? Пожалуйста, будьте добры, дайте характеристику... ШЕЛИЩ П. Б. Уважаемая Валентина Николаевна, спасибо за вопрос, но, отвечая на него, я вынужден буду выступать уже только от своего имени, а не от имени комитета. Я убежден в том, что магистральное направление развития законодательства, защищающего нас, наших детей от наркотиков, в том числе в уголовной сфере, - это прежде всего разделение наркотиков на виды, то, что уже в Европе сделано: учет тяжести наркотиков. Вот что, на мой взгляд, должно нас беспокоить прежде всего? При стабилизации количества наркоманов в 1995 году героин употребляли всего 1 процент наркоманов, а в 2002-м уже 35 процентов. Это уже другое качество наркомании. Поэтому я думаю, что мы должны будем пойти, никуда мы не денемся, по пути, по которому пошла Европа, да даже вот Китай, на который так часто ссылаются: мы должны будем дифференцировать наркотики по типам. Это первое. Второе. Мы должны будем, я полагаю, не только не увеличивать, а, скорее, даже снижать наказание за личное потребление или приобретение в целях личного потребления так называемых мягких наркотиков, когда это происходит первый раз. В ряде стран даже при повторном употреблении наказание в виде лишения свободы не применяется, потому что, применяя такое наказание, зачастую людей, вступивших один раз на этот путь, ставят в такое положение, что они с этого пути уже не сходят. Я думаю, что гуманизация отношения к тем, кто, по сути, являются жертвами оборота наркотиков, и резкое ужесточение наказания (разумеется, прежде всего при его неотвратимости, то есть при хорошей работе правоохранительной системы) наркодельцов - вот это самое главное. Для наркодельцов не жалко никакой меры наказания. Что же касается огромного количества людей, которые по разным причинам попробовали наркотики, были пойманы на том, что они приобрели или сами передали кому-то из своих товарищей некоторое количество наркотиков, то к ним отношение, на мой взгляд, должно быть другое, значительно мягче. И тут должны применяться меры не столько уголовного характера, сколько общественного воздействия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все записавшиеся вопросы свои задали. Спасибо, Пётр Борисович, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Будут желающие, да? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Записалось три депутата. Пожалуйста, включите микрофон Илюхину Виктору Ивановичу. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, я один из авторов этих законопроектов, но сегодня вынужден обратиться к вам с просьбой не поддерживать законопроект, обозначенный в пункте 8. Дело не в том, что концепция данного законопроекта никуда не годная. Там есть рациональные зерна, там есть хорошие предложения. Но случилось так, что дополнения и изменения в Уголовный кодекс мы предлагали еще в середине 90-х годов. После этого был принят новый Уголовный кодекс, была принята масса поправок, которые были внесены и президентом, и правительством, и депутатами. В частности, мы предлагаем ввести в Уголовный кодекс новую статью - 52-1, но в то же время статья 52 утратила силу. А коль она утратила силу, статья 52-1 не имеет права на существование. Но я хотел бы сказать о другом - о том, что проблема есть, проблема существует и над этой проблемой надо сегодня работать. Я хотел бы привести одну только цифру. Четыре с половиной миллиона граждан вовлечены в употребление наркотиков не в медицинских целях. Четыре с половиной миллиона! Это официальная цифра МВД. Но если говорить не об официальных цифрах, то они еще больше. У нас удивительная получилась тенденция: наркотики имеют место распространяться, наркотики, по сути дела, заразили нашу молодежь, а меры воздействия к наркоманам становятся все либеральнее и либеральнее. В свое время мы допустили стратегическую ошибку, когда исключили уголовную ответственность за употребление наркотических средств, а коль исключили эту ответственность, значит, никакого сдерживающего барьера не стало. Я думаю, что Комитет по безопасности заинтересован не в последнюю очередь в том, чтобы эти изменения были доработаны, у нас есть наработки, но в том виде, как мы сегодня предлагаем, конечно, исправить концепцию ко второму чтению не представляется возможным. Я, как автор, вынужден вас просить законопроект, обозначенный в пункте 8, не поддерживать, но работать над этой проблемой необходимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Иванова Валентина Николаевна. ИВАНОВА В. Н. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, дело в том, что рассматриваемые сегодня законопроекты, конечно же, актуальны, важны. И если говорить о той демографической ситуации, которая сегодня сложилась в Российской Федерации, то мы помним, что в послании Президента Российской Федерации звучала озабоченность, связанная с тем, что масштабные инфекции, такие, как наркомания, поражают страну, поражают общество и, конечно же, необходимо с ними бороться. Я в числе авторов законопроекта под номером 11 повестки дня, но вместе с тем тоже хочу сказать, что, по-видимому, сегодня не удастся принять эти законопроекты по ряду обстоятельств, и в том числе потому, что они были внесены довольно давно: два с половиной - три года назад. Но я хотела бы обратиться с такой просьбой. По-видимому, есть смысл продолжить работу, но не одному комитету, а в содружестве с другими комитетами: по образованию, по делам женщин, семьи и молодежи, по охране здоровья и по безопасности. Ведь практически проблема борьбы с наркоманией затрагивает очень серьезные вопросы, связанные с профилактикой, которая должна вестись в школе. Эти вопросы должны прорабатываться в соответствующих социальных институтах и муниципальных образований, и территориальных управлений городов и, конечно же, всеми силовыми ведомствами. Поэтому хотелось бы предложить следующее. Авторы законопроектов, а мы видим их достаточное количество и в субъектах Федерации, и в составе депутатского корпуса, заслуживают того, чтобы мы все вместе собрались (по-видимому, необходима определенная согласительная комиссия), чтобы продолжить эту актуальнейшую работу и решить эту проблему, тем более что, как я уже сказала, по всем данным МВД, рост преступности среди наркозависимых на 37 процентов за предыдущий год говорит о том, что здесь в законодательстве пока не всё отработано. Поэтому вот в этом направлении я и хотела бы предложить работу и сама готова в ней участвовать как один из авторов законопроекта, а сегодня, по-видимому, надо согласиться с позицией комитета - выступлением Петра Борисовича Шелища. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон депутату Ройзману Евгению Вадимовичу. РОЙЗМАН Е. В. Я просто хотел бы обратить внимание коллег на следующее: реальных цифр по наркомании, по наркоторговле не существует, их очень сложно получать, их никто еще по-настоящему не выводил. Вот я, сидящий среди вас в этом зале, лично опросил тысячу наркоманов. Из тысячи человек на учете оказалось тридцать. И когда мы получили официальную цифру по городу, мы имели полное право ее умножить на тридцать. Цифра чудовищная! Чтобы было понятно: вот у нас в Свердловской области и в городе, в Екатеринбурге, парни 1977, 1978, 1979 и 1980 годов рождения не играли на первенстве области ни в футбол, ни в хоккей, на первенстве города этих команд не было. Но мы-то знаем, куда они делись. Это первый момент. Второе. Я полностью согласен с Виктором Ивановичем Илюхиным, который сказал: смотрите, убрали сдерживающий фактор - ответственность за употребление. Следующий этап: мы убрали ответственность за хранение. А на следующем этапе что будем делать - поощрять, что ли, за хранение? Дальше. Деление наркотиков на тяжелые и легкие - совершенно неверный посыл. Из ста процентов героиновых наркоманов сто процентов начинали с марихуаны. Всё начинается с этого. И пример западных стран. Не надо здесь брать для примера страны ЕС, мы видим, что с Голландией происходит. Давайте лучше возьмем другой пример - Объединенные Арабские Эмираты: попробуй там наркотики купить... А потом еще один очень важный момент, вот то, о чем я уже говорил: совершенно неверный посыл. Там, где мы обязаны сражаться и победить, нам предлагают расслабиться и получить удовольствие и говорят, что с этим невозможно бороться. Да возможно бороться! Надо просто начать - и сделать. Это реально всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Колесников Сергей Иванович. Включите микрофон. КОЛЕСНИКОВ С. И., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Дело в том, что вопрос очень сложный, законопроектов очень много. Если мы по каждому законопроекту будем устраивать сезон вопросов, сезон выступлений, мы закончим где-то через неделю примерно. У меня предложение какое? Заслушать доклады по всем законопроектам, которые сегодня предлагаются, заслушать заключения комитета, после чего перейти к вопросам и выступлениям, Борис Вячеславович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, но сейчас мы одновременно три вопроса рассматриваем, выступления закончились по этим вопросам. Есть ли необходимость выступить представителям президента? Правительства? Нет. Таким образом, мы обсудили три вопроса порядка работы, докладывал по этим вопросам Пётр Борисович Шелищ. Если есть необходимость еще раз в качестве заключительного слова что-либо сказать, пожалуйста. Если нет, тогда будем голосовать. Нет. Тогда ставлю на голосование последовательно три законопроекта. Законопроект, соответствующий пункту 8. Пожалуйста, голосуйте. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 39 сек.) Проголосовало за 7 чел.1,6% Проголосовало против 137 чел.30,4% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 147 чел. Не голосовало 303 чел.67,3% Результат: не принято Не принято, законопроект отклоняется в первом чтении. Ставлю на голосование законопроект, относящийся к пункту 9 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 17 сек.) Проголосовало за 35 чел.7,8% Проголосовало против 124 чел.27,6% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 163 чел. Не голосовало 287 чел.63,8% Результат: не принято Не принято, законопроект отклоняется в первом чтении. Ставлю на голосование законопроект, относящийся к пункту 10 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 55 сек.) Проголосовало за 51 чел.11,3% Проголосовало против 128 чел.28,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 181 чел. Не голосовало 269 чел.59,8% Результат: не принято Не принимается, законопроект отклонен в первом чтении.
Заседание № 262
18.11.2003
Вопрос:
Проект закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1377 по 1455 из 6894
Депутат Лысенко предлагал сегодня включить в порядок работы проект закона по поправкам в Уголовный кодекс, но я не вижу депутата Лысенко... А, пожалуйста. ЛЫСЕНКО В. Н. Уважаемые коллеги, я прошу включить в повестку проект закона № 144061-3, предполагающий внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс. Суть изменений состоит в том, чтобы провести ужесточение наказания за производство и распространение наркотических и психотропных средств в особо крупных размерах, вплоть до высшей меры наказания - пожизненного заключения или смертной казни. К сожалению, за два года, пока этот закон не рассматривался Думой, количество наркоманов в России увеличилось с 3 до 4 миллионов человек. Наркобизнес - самый доходный вид бизнеса в России, сросшийся уже давно с политической и экономической системой России. И даже создание наркоконтроля не привело к уменьшению наркоманов, а наоборот, их численность стремительно увеличивается. Поэтому поправка к этому закону фактически небольшая, но крайне важная. И я хотел здесь же отметить, что Комитет по законодательству в грубое нарушение Регламента нашей Думы, по которому не более полугода может рассматриваться законопроект, целый ряд законов на эту же тему и мой закон уже рассматривает более года и не выносит его на рассмотрение Государственной Думы. Я бы хотел, чтобы мы сегодня по этому поводу сделали частное определение: не имеет права комитет задерживать законопроекты, которые предлагают депутаты. Он может давать отрицательное заключение, но по своей субъективной воле решать, должна их палата рассматривать или не должна, не может. Поэтому я предлагаю в дальнейшем в Регламент внести поправку: если более полугода комитет не рассмотрел проект и не принял решение, он распускается, и затем создается новый комитет из более объективных людей. А сейчас я прошу поставить на голосование вопрос о включении в порядок работы на сегодня или на 19-е моего законопроекта по Уголовному кодексу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По части роспуска комитетов за безделье я поддерживаю ваше предложение прямо от всей души, но по частным определениям - мы с вами пока не судебная инстанция, поэтому надо, наверное, внести определенную поправку в Регламент по этому поводу. Для сведения: комитет предлагает поставить проект на январь 2004 года, и по данной теме есть еще пятнадцать законопроектов, некоторые из них считаются альтернативными. Есть другая точка зрения у депутата Баранникова. Пожалуйста. БАРАННИКОВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил". Любовь Константиновна, вы совершенно правы: на эту тему в Государственную Думу внесено более пятнадцати законопроектов, они все альтернативные. И я Владимиру Николаевичу хочу указать на то, что сегодня мы рассматриваем во втором чтении президентский законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс, где решаются вопросы ужесточения уголовного наказания за сбыт наркотиков в особо крупных размерах. А ваш законопроект, Владимир Николаевич, предлагает карать смертной казнью лиц, которые распространяют наркотики в крупных размерах, а распространяющих в особо крупных вы оставляете живыми и практически на свободе. Так что вы внимательно смотрите законопроекты, которые вы вносите. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы поддержать предложение депутата Лысенко и включить сегодня в повестку рассмотрение проекта закона о внесении поправок в Уголовный кодекс? Комитет против данного предложения, так как на эту тему имеется еще пятнадцать альтернативных законопроектов. Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 55 сек.) Проголосовало за 64 чел. 14,2% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 72 чел. Не голосовало 378 чел. 84,0% Результат: не принято Не принято.