Заседание № 190

14.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 143963-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитной кооперации" (в части, касающейся порядка осуществления деятельности кредитными кооперативами первого и второго уровней; внесён депутатами Государственной Думы О. Л. Михеевым, В. М. Тарасюком, А. В. Терентьевым, В. К. Гартунгом, А. В. Чепой, И. В. Пономарёвым, О. В. Пахолковым, М. И. Сердюком, И. Р. Самиевым, а также А. И. Бочаровым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5446 по 5570 из 6388
Далее обсуждаем 22-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении    
изменений в Федеральный закон "О кредитной кооперации".                         
                                                                                
Василий Михайлович Тарасюк, пожалуйста.                                         
                                                                                
Василий Михайлович готовился на прошлой неделе доложить этот вопрос, но         
выступление как раз совпало с его днём рождения, и он не смог этого сделать.    
(Оживление в зале.)                                                             
                                                                                
Пожалуйста, доложите сегодня.                                                   
                                                                                
ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! 7 октября 2014 года, выступая   
с этой трибуны, Виктор Владимирович Климов говорил про экономику, про малый     
бизнес, где работает большинство людей и которому всегда трудно, причём три     
проблемы малого бизнеса, обсуждаемые традиционно, - это кредиты, барьеры и      
налоги, но важнейшая проблема - это кредиты. Я с ним согласен.                  
                                                                                
Представленным законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный       
закон № 190-ФЗ "О кредитной кооперации", то есть речь идёт о кредитах.          
Предлагается кредитному кооперативу граждан дать право предоставления           
поручительства по обязательствам кредитного кооператива второго уровня,         
членами которого они являются. Данная норма направлена на расширение            
возможностей кредитных кооперативов граждан по участию в различных              
государственных программах, в том числе в программах поддержки малого и         
среднего предпринимательства.                                                   
                                                                                
Мы знаем, что кредитные потребительские кооперативы - это некоммерческие        
финансовые организации, они специализируются на оказании финансовой             
взаимопомощи путём предоставления ссудно-сберегательных услуг своим членам -    
физическим лицам. В соответствии с действующим законодательством в целях        
удовлетворения своих финансовых потребностей и обеспечения своей финансовой     
устойчивости кредитные кооперативы граждан могут создавать объединения          
кредитных кооперативов второго уровня, состоящие не менее чем из пяти           
кредитных кооперативов граждан. Банковским организациям не всегда               
экономически выгодно сотрудничать с отдельными мелкими кооперативами, в связи   
с чем они охотнее работают с кредитными кооперативами второго уровня, которые   
не имеют возможности отвечать по обязательствам за счёт поручительства.         
Решение указанной проблемы является основной целью данного законопроекта.       
                                                                                
Кроме того, законопроектом частично изменяется порядок формирования             
финансовых нормативов без внесения изменений в их числовые значения, что        
позволит кредитным кооперативам размещать временно свободные денежные           
средства на более выгодных условиях, чем те, что кредитные организации          
предлагают им в настоящее время.                                                
                                                                                
В апреле 2013 года Комитет по финансовому рынку подготовил на проект            
заключение, в котором поддержал законопроект и указал на то, что нормы          
законопроекта позволят перераспределить риски, принимаемые на себя кредитными   
кооперативами второго уровня при получении банковских займов, с самих           
заёмщиков на их поручителей - кредитные кооперативы граждан, которые при        
неблагоприятном развитии событий будут отвечать перед банками-кредиторами       
средствами своих пайщиков. Кроме того, Правительство Российской Федерации в     
отзыве от 6 марта 2013 года, высказав определённые замечания по данному         
законопроекту, поддержало дальнейшую работу над ним во втором и в третьем       
чтениях. К настоящему моменту данный законопроект пролежал полтора года в       
Комитете по финансовому рынку, и теперь его рекомендуется отклонить.            
Основанием для этого является создание в России института мегарегулятора и      
наделение Банка России полномочиями по консолидированному контролю и надзору    
за всеми секторами финансового рынка.                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, задайтесь вопросом: был ли контроль и надзор за             
туристическим бизнесом? На бумаге - да, его осуществляли Министерство           
культуры и Центробанк, а результат этого налицо. Введение новых                 
контролирующих органов никак не повлияет на повышение стабильности ни в сфере   
туризма, ни в деятельности кредитных кооперативов. Без внесения поправок в      
законодательство с учётом возникших проблем и спорных ситуаций позитивных       
изменений не будет. Направленность данного законопроекта на перераспределение   
рисков, повышение финансовой защищённости участников кредитных операций никак   
не противоречит введению в данный институт новых контролирующих органов, что    
особенно актуально в условиях текущей экономической ситуации в стране.          
                                                                                
Принимая во внимание сомнения профильного комитета касательно законопроекта -   
сначала он рекомендовался к принятию, а затем к отклонению, - призываю вас,     
уважаемые коллеги, дать своё твёрдое согласие на внесение изменений и           
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Михайлович.                              
                                                                                
Наталья Викторовна Бурыкина.                                                    
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, в целом докладчик достаточно подробно         
рассказал о дискуссии, которая проходила по данному законопроекту.              
Действительно, Комитет по финансовому рынку при предварительном рассмотрении    
поддержал концепцию законопроекта, но это было ещё до принятия закона о         
едином регуляторе. После принятия закона о едином регуляторе, изучив, какие     
финансовые посредники существуют в Российской Федерации и чем они занимаются,   
кто какие услуги предоставляет, и внимательно изучив те новеллы, которые        
предлагаются в проекте закона, комитет своё мнение о законопроекте изменил,     
учитывая и мнение правительства. Дело в том, что основные новеллы, которые      
предлагаются в данном законопроекте, - это выдача гарантий кооперативам         
другого уровня и перераспределение финансовых нормативов, - требуют             
достаточно детального изучения. Более того, нужны иные подзаконные акты,        
которых сегодня нет. Таким образом, принятием данного закона эту проблему       
решить невозможно. Ввиду того что основные, концептуальные новеллы, которые     
предложены авторами, не поддерживаются и комитетом, и Правительством            
Российской Федерации, комитет рекомендует законопроект отклонить. Если мы не    
поддерживаем эти новеллы, то от законопроекта в принципе ничего и не            
остаётся, кроме подписи Президента Российской Федерации.                        
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует данный законопроект не поддерживать.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет.                 
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              114 чел.25,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    114 чел.                                          
Не голосовало                 336 чел.74,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.