Заседание № 85

19.03.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 143899-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования системы государственного и военного управления в мирное и военное время; принят в первом чтении 14 декабря 2012 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1738 по 1786 из 7020
Переходим к рассмотрению вопроса 7, о проекте федерального закона "О внесении   
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Сергей        
Александрович Жигарев.                                                          
                                                                                
ЖИГАРЕВ С. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального закона    
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",   
принятый в первом чтении 14 декабря прошлого года с наименованием "О внесении   
изменений в Федеральный закон "Об обороне" и отдельные законодательные акты     
Российской Федерации". Напомню, что законопроект направлен на                   
усовершенствование системы государственного и военного управления в мирное и    
военное время.                                                                  
                                                                                
К законопроекту поступило восемь поправок, все они предлагаются к принятию,     
поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Законопроект прошёл правовую и     
лингвистическую экспертизы, у Правового управления Аппарата Государственной     
Думы замечаний нет.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе          
принять таблицу поправок и законопроект во втором чтении. В случае принятия     
законопроекта во втором чтении мы предлагаем принять сегодня федеральный        
закон в целом, все необходимые документы для этого подготовлены, правовая       
экспертиза проведена.                                                           
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет вопросов.           
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5498 по 5534 из 7020
7-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в    
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Голосуется во втором      
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Во втором чтении принимается. Докладчик просил проголосовать его и в третьем    
чтении.                                                                         
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет желающих.                            
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении.                            
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 66

14.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 143899-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования системы государственного и военного управления в мирное и военное время).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5727 по 5971 из 8359
На фиксированное время поставлен 45-й вопрос повестки, проект федерального      
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Валерий Васильевич      
Герасимов, начальник Генерального штаба. (Шум в зале.)                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, рассаживайтесь, пожалуйста, по местам. Дмитрий Фёдорович,    
присаживайтесь, начинаем работать.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГЕРАСИМОВ В. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,     
начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первый      
заместитель министра обороны Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение           
выносится проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Законопроект направлен на совершенствование системы государственного и          
военного управления в мирное и военное время, а также правовых и                
организационных основ обеспечения обороны государства. Для этого вносятся       
следующие изменения.                                                            
                                                                                
Первое. Предполагается разработка нового документа - Плана обороны Российской   
Федерации. Этот документ взаимоувязывает все документы стратегического и        
военного планирования. Для организации этой работы, а также для повышения       
качества планирования разрабатывается положение о Генеральном штабе, которое    
утверждается Президентом Российской Федерации.                                  
                                                                                
Второе. Вводится определение понятия "территориальная оборона", которое ранее   
отсутствовало в законодательстве. Уточняется режим её ведения исключительно     
на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение.                 
                                                                                
Предусматривается разработка нового межведомственного документа - Плана         
территориальной обороны Российской Федерации. Он предназначен для организации   
согласованного применения всех сил и средств, которые участвуют в борьбе с      
диверсионными и террористическими силами, и обеспечивает охрану и оборону       
важных государственных и военных объектов.                                      
                                                                                
С учётом вносимых изменений уточняются полномочия Президента Российской         
Федерации и Правительства Российской Федерации, функции органов                 
исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в   
области организации обороны.                                                    
                                                                                
В результате строительства Вооружённых Сил исключается такое понятие, как       
"Тыл Вооружённых Сил Российской Федерации" (сейчас тыловое и техническое        
обеспечение сведены в один ствол).                                              
                                                                                
Кроме этого, в соответствии с положениями Федерального закона "О                
государственном материальном резерве" унифицируется терминология федеральных    
законов "Об обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в             
Российской Федерации" и Земельного кодекса Российской Федерации.                
                                                                                
Принятие закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.     
                                                                                
Прошу вас поддержать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Александрович Жигарев.                                                   
                                                                                
ЖИГАРЕВ С. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я не буду        
отнимать ваше время, повторяя докладчика: он достаточно подробно изложил суть   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование           
организационных основ обеспечения обороны России, в том числе военного          
планирования, на уточнение компетенций Президента Российской Федерации и        
Правительства Российской Федерации, функций органов государственной власти      
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций,   
должностных лиц в области обороны.                                              
                                                                                
Комитет по обороне считает, что законопроект заслуживает поддержки. Имеющиеся   
у комитета замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены     
при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет по обороне считает      
необходимым лишь обратить внимание депутатов Государственной Думы на            
необходимость соотнесения соответствующих положений указанного законопроекта    
с положениями находящегося на рассмотрении Государственной Думы законопроекта   
"О государственном стратегическом планировании" при подготовке обоих            
законопроектов ко второму чтению, поскольку второй законопроект содержит в      
том числе положения, посвящённые военному планированию.                         
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы также не имеет по             
законопроекту замечаний концептуального характера.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе         
принять указанный законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы по докладу и содокладу? Есть. Прошу записаться.     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Вопрос начальнику Генерального штаба.                               
                                                                                
Вы совершенно правильно сказали, что одной из целей предложенного               
законопроекта является борьба с диверсионными силами. Скажите, пожалуйста,      
как вы считаете, то, что экономический урон наносится в мирное время пусть не   
диверсантами, а нашими гражданами, не засланными, - понятно, о чём я говорю,    
- это только экономические преступления или они, на ваш взгляд, могут           
относиться и должны относиться именно к диверсиям и должны наказываться         
отдельно самым строжайшим образом?                                              
                                                                                
ГЕРАСИМОВ В. В. Олег Анатольевич, речь в законопроекте идёт о территориальной   
обороне Российской Федерации в условиях военного либо чрезвычайного             
положения, то есть предусматривается борьба силами подразделений                
территориальной обороны с диверсионными, разведывательными и другими силами     
противника в угрожаемый период либо в военное время, к мирному времени это      
отношения не имеет.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Николаевич Лихачёв.                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н. Уважаемый Валерий Васильевич, у меня два вопроса. Насколько в     
представленном законопроекте учитываются международно-правовые обязательства    
Российской Федерации в рамках ОДКБ? Это первый вопрос.                          
                                                                                
Второй. С учётом эволюции международной обстановки многие национальные          
доктрины России требуют внесения коррективов. Сейчас мы работаем над новым      
вариантом концепции внешней политики Российской Федерации. С вашей точки        
зрения, человека нового, со свежим взглядом, необходимо ли вносить в            
ближайшее время какие-то коррективы, какие-то изменения в военную доктрину      
Российской Федерации?                                                           
                                                                                
ГЕРАСИМОВ В. В. Что касается ОДКБ: предполагаемые в законе изменения не         
касаются ОДКБ, это план обороны именно Российской Федерации. В то же время      
основным руководящим документам ОДКБ этот документ ни в коей мере не            
противоречит, и мы по линии ОДКБ ведём работу по её укреплению и её военной     
составляющей.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Светлана Евгеньевна Савицкая.                                                   
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Валерий Васильевич, рассматривается закон "Об обороне", и возникает   
такой важный вопрос: как вы считаете, нет ли смысла возложить, точнее,          
вернуть главкомам видов и родов войск ответственность за состояние,             
строительство и развитие войск, которой сегодня, в общем-то, практически не     
существует, - и в округа отдали, и Генштаб занимается.                          
                                                                                
И второй: не вернуть ли главкомам родов и видов войск право заказывать и        
закупать технику, вооружение, которые нужны для этих войск, а не отдавать,      
как сейчас сделано, структурам обезличенным и не всегда понимающим, что надо    
заказывать? Было бы, может быть, эффективней? Ваше мнение, пожалуйста.          
                                                                                
ГЕРАСИМОВ В. В. Светлана Евгеньевна, что касается развития и строительства      
видов Вооружённых Сил, эта обязанность с главкомов в настоящее время не         
снята. Это прямая их обязанность, они за это отвечают, у них есть для этого     
все необходимые структуры, они вырабатывают перспективу строительства видов     
Вооружённых Сил, их организационно-штатную структуру, требования к вооружению   
и военной технике, и здесь ничего менять не приходится.                         
                                                                                
Что касается управления главнокомандующими видами Вооружённых Сил, то сейчас    
у нас на четырёх стратегических направлениях в военных округах в объединённых   
стратегических командованиях созданы объединённые межвидовые группировки        
войск - это сухопутная группировка, группировки Военно-воздушных сил и          
Военно-Морского Флота - и всё управление объединено в руках одного органа -     
объединённого стратегического командования, которое в военное время действует   
на театре военных действий, а в мирное время - в военном округе. И это, как     
показывает практика, наиболее целесообразная форма, потому что, когда каждый    
главком управляет из Москвы и даёт директивы своим подчинённым структурам, а    
они находятся на территории военного округа, это вносит сумятицу в их           
действия. Это проверенная временем структура, и, в общем-то, весь мир идёт по   
этому пути.                                                                     
                                                                                
Что касается функций главкомов. У них достаточно много функций, вот я назвал    
развитие и строительство видов Вооружённых Сил, подготовка органов управления   
войск и сил тоже входит в боевую подготовку. Сейчас мы рассматриваем вопрос     
и, видимо, передадим в их ведение военно-учебные заведения, как и было          
раньше, военные академии и военные училища и много другой работы, но            
командовать - и это моё твёрдое убеждение - должен один командующий, должен     
быть один орган управления, должна быть персональная ответственность.           
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич.                              
                                                                                
Овсянников Владимир Анатольевич.                                                
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
У меня вот такой вопрос. В вашем выступлении было отражено, что сегодня         
служба тыла как таковая - это понятие размытое и что всё это будет собрано в    
один какой-то кластер, который будет отвечать в принципе за тыл. Хотелось бы    
узнать поподробнее: всё-таки тыловики, те, кто будет отвечать за тыловое        
снабжение армии, так же и будут, как сегодня, гражданскими служащими? Вы        
представьте, вот начнётся, не дай бог, какая-то горячая фаза противостояния -   
и что, вот эти тыловики, это сегодня гражданские, побегут за войсками на        
передовую, так сказать, обеспечивать их насущные потребности? Думаю, что нет.   
Вот просто хотелось бы узнать, военнослужащим будет передано ведение тыла или   
останется так, как есть сегодня?                                                
                                                                                
ГЕРАСИМОВ В. В. В настоящее время все тыловые службы комплектуются              
исключительно военнослужащими. Если речь идёт о структурах "Оборонсервиса" и    
других, они не входят в организационно-штатную структуру Министерства           
обороны.                                                                        
                                                                                
У нас существовало два ствола управления, это тыл - продовольственная,          
вещевая службы, горюче-смазочные материалы и другие службы тыла - и             
управление вооружения: боеприпасы, техническое состояние и так далее. Для       
того чтобы управление было в одних руках, - к примеру, боеприпасы хранятся у    
зама по вооружению, а подвозить их должен заместитель по тылу, и это вносит     
некую сумятицу в действия этого органа управления - было принято наиболее       
целесообразное решение об объединении этих функций. Оно будет в одних руках и   
будет контролироваться одним органом управления. Безусловно, в этих службах     
будут только военнослужащие.                                                    
                                                                                
И я вот не сказал Светлане Евгеньевне, отвечая на вопрос по гособоронзаказу,    
что сейчас создана в Министерстве обороны структура по гособоронзаказу, куда    
главнокомандующие видами Вооружённых Сил, командующие родами войск и            
начальники главных и центральных управлений только подают сведения о своих      
потребностях и требованиях к вооружению и военной технике, а все заказы,        
контракты, сопровождение выполнения этих задач осуществляют департамент по      
госзаказу, департамент вооружения и так далее. Это гражданские люди, как        
правило, бывшие офицеры, и представляется целесообразным, наверное, всё так и   
оставить. Другое дело, мы увеличим количество военнослужащих в управлениях      
главкомов и командующих видами, родами войск на несколько офицеров, которые     
будут целенаправленно заниматься вот этими вопросами, но передавать функции     
заключения контрактов в их руки, наверное, нецелесообразно, потому что тогда    
это будет как бы дополнительная структура. Расширять этот круг лиц ни к чему.   
Как вы помните, раньше у нас так и обстояли дела, и потом при возникновении     
какой-либо сложной ситуации претензии были именно к этим органам управления,    
а сейчас это департамент госзаказа, единый орган, один замминистра, который     
отвечает за эти вопросы. Но обязанности главкомов и командующих родами войск    
- осуществлять контроль за изготовлением их образцов вооружения, и, если        
что-то не так, они немедленно поднимают тревогу и через этого замминистра       
решают вопросы. Представляется, что это наиболее оптимальный вариант.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич.                              
                                                                                
Вопросы завершились. Есть ли желающие выступить? Нет.                           
                                                                                
Выносим вопрос на "час голосования".                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7632 по 7648 из 8359
Пункт 45, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              432 чел.96,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    433 чел.                                          
Не голосовало                  17 чел.3,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.