Заседание № 146
15.02.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 143853-4 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства; внесён Р. Г. Абдулатиповым в период исполнения полномочий члена Совета Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4879 по 5005 из 5418
Пункт 13. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" докладывает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В связи с тем что мы не заслушиваем в силу объективных причин доклад автора, вначале коротко проинформирую вас о мотивах внесения данного проекта закона. По мнению автора, здесь два мотива. Первый: проект подготовлен с учётом другого проекта федерального закона - "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними". И второй: необходимо увеличить ответственность в сфере эксплуатации воздушного транспорта ввиду его высокой общественной опасности. Действительно, мы должны отметить, что ещё в августе 2003 года Правительством Российской Федерации был внесён проект федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", и в апреле 2004 года он был принят Государственной Думой в первом чтении. В настоящее время над ним работает профильный комитет. И, упреждая возможные вопросы о гарантиях исполнения требований этого проекта закона в случае его принятия, автор предлагает установить административную ответственность за нарушение правил государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними путём внесения дополнения в статью 11.5 Кодекса об административных правонарушениях, которая сегодня решает задачи обеспечения только правил безопасности. Однако при подготовке рассматриваемого проекта закона было совершенно упущено то обстоятельство, что в соответствии со статьёй 130 Гражданского кодекса Российской Федерации воздушные суда относятся к недвижимому имуществу, подлежащему государственной регистрации в соответствии со статьёй 33 Воздушного кодекса Российской Федерации. И если кто-то нарушает этот порядок, то уже в соответствии с действующей статьёй 19.21 Кодекса об административных правонарушениях он подлежит привлечению к административной ответственности за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Таким образом, этот вопрос уже, как вы видите, урегулирован в законодательстве, и никакого правового пробела в этом вопросе просто-напросто не существует. Что касается второго мотива - усиления ответственности за нарушение правил использования воздушного транспорта и правил безопасности эксплуатации воздушных судов, то это, во-первых, совершенно не вытекает из проекта федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда..." (вот он, этот законопроект, у меня в руках), в котором говорится об участниках этих правоотношений, порядке, сроках регистрации, регистрационных документах и который не имеет никакого отношения к урегулированию вопросов рассматриваемого сегодня законопроекта. Во-вторых, кроме этого обстоятельства, должен отметить, что, по сути, данным проектом закона сделана попытка, так скажем, узкого решения огромного комплекса проблем обеспечения безопасности полётов. Эти проблемы постоянно возникают на всех этапах, начиная от конструктора, завода-изготовителя воздушного судна, эксплуатанта и кончая лётчиком и пассажиром. В соответствии с действующим законодательством вся деятельность по использованию воздушного пространства, эксплуатации воздушных судов лицензируется и сертифицируется. Я подчёркиваю: вся деятельность лицензируется и сертифицируется. И если где-то что-то делается не так, то в соответствии со статьей 10 Воздушного кодекса действие сертификатов или лицензий может быть не только приостановлено, но они могут быть и аннулированы. А мы знаем, что условия эксплуатации авиационного транспорта - хоть он и называется транспортом, как и автомобиль, - совершенно иные. Хотя, конечно, по своей потенциальной опасности автомобиль может быть в каких-то случаях нисколько не безопаснее воздушного судна. Примеров из практики тут можно привести сколько угодно. К примеру, вот осуществляют полёты в московской воздушной зоне вертолёты "ВО-105". Скорость этого вертолёта около 200 километров в час, пассажировместимость - три человека без экипажа, то есть это, по сути, то же самое, что и любой легковой автомобиль, который перемещается по любому проспекту нашего города. Но при этом если на автодорогах за год гибнут около тридцати тысяч человек и свыше двухсот тысяч получают увечья, а материальный ущерб вообще мало кто считал, то в авиационных катастрофах эти цифры несколько иные. Вот где, я полагаю, нужно в первую очередь как раз и наводить порядок. Опять же если сравнить, то в авиации существует многоуровневая система безопасности управления, там всегда чётко известно, какое воздушное судно планируется к вылету, в каком оно состоянии (я имею в виду техническом состоянии), кто им управляет, какова загрузка, откуда вылетает, по какому маршруту и многое другое, а, скажем, на автодорогах ни один работник дорожно-патрульной службы заранее никак не может знать, кто проедет по той или другой дороге, с какой целью, в каком состоянии и так далее. В своём докладе я немного расширил подходы обсуждения, но это было сделано только в целях более полного понимания проблемы. Хотя этим она, конечно, далеко не ограничивается. Да и вообще должен отметить, вы это тоже знаете, что Кодекс об административных правонарушениях - это не единственный правовой акт, регулирующий эксплуатацию воздушных судов и гарантирующий безопасность полётов. В целом вы видите, что предложенный к рассмотрению законопроект неприемлем не только из-за его внутренней несбалансированности и неучёта требований Гражданского кодекса Российской Федерации, но и в силу достаточно полного урегулирования этих вопросов в действующем правовом поле. И тут уже вопрос, как мы понимаем, в большей степени находится в части исполнительной, чем законодательной. Вот с учётом всего вышеизложенного (можно будет поговорить ещё по этой теме, если будут вопросы) Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к Александру Петровичу? Нет. Желающие выступить? Представители правительства и президента? Не желают. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект? Мнение комитета - отклонить. Прошу вас определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 12 сек.) Проголосовало за 43 чел.9,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 44 чел. Не голосовало 406 чел.90,2% Результат: не принято Не принято.