Заседание № 165
О проекте федерального закона № 143847-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26-2 и 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части налогового стимулирования инновационной деятельности)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
По пункту 20 не вижу докладчика в зале, переносим на следующее заседание из-за его отсутствия. По пункту 21 также не вижу докладчика Шеина в зале, также переносим... Есть докладчик по 20-му пункту. Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части налогового стимулирования инновационной деятельности)". Доклад Дмитриевой Оксаны Генриховны. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, который и Правительством Российской Федерации отклонён, и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в лице Комитета по бюджету и налогам его не поддержала (очевидно, аналогичный законопроект в самом скором времени будет внесён самим правительством), хотя нормы данного законопроекта по сути никем не опровергаются, поскольку законопроект предлагает налоговые льготы субъектам инновационной деятельности. Законопроектом предлагается налоговая льгота научным организациям, инновационным предприятиям, учреждениям высшей школы по следующим налогам: по единому социальному налогу снижение ставки до 15,5 процента и восстановление льготы по земельному налогу и налогу на имущество. Также предлагается принципиально другой режим для научных организаций и инновационных предприятий в части упрощённой системы налогообложения: для научных организаций и инновационных предприятий предлагается верхний предел по переходу на упрощённую систему налогообложения поднять с 60 миллионов рублей, как для всех малых предприятий, до 200 миллионов рублей, чтобы практически все инновационные предприятия могли подпадать под эту упрощённую систему налогообложения и могли её применять. Кроме того, предлагается для этого типа предприятий в рамках упрощённой системы налогообложения сделать пониженные ставки: не 15 процентов, а 5 процентов по системе "доходы минус расходы" и не 6 процентов, а 3 процента в случае, если объектом налогообложения являются доходы. Предлагается также освободить от налогообложения все типы операций в части финансирования научных и образовательных учреждений на благотворительной основе, то есть освободить все эти средства и у организации-донора, и у реципиента, который получает безвозмездно как денежные средства, так и имущество. Это относится как к предприятиям научным и инновационным, так и к фондам поддержки науки и образования. Я думаю, что это такой основополагающий и системный пакет, который предполагает системные меры по поддержке научных организаций и инновационных предприятий, поэтому мне непонятна позиция ни правительства, ни партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", когда на фоне бесконечных заявлений о стимулировании науки и инноваций предлагается отклонить данный законопроект, хотя он проработан до деталей. У нас уже есть опыт подобных ситуаций, когда правительство отклоняло наши законопроекты, а затем переписывало от себя предложенные нами варианты, и не только текст законопроекта, но и финансово-экономическое обоснование, вплоть до второго знака после запятой. Ну, примерно то же самое и здесь. Мне представляется, что вопрос здесь в скорости принятия решений, в непротиворечивости налоговых льгот и в качестве подготовленного законопроекта. Потому что уже не первый раз затягивается принятие законопроекта. Правительство хочет ещё, плюс вот к нашим нормам, тем, которые они у нас заимствовали, придумать что-то своё, и вот это своё получается плохое - оно не действует, как не действует, например, норма об инвестиционной премии по вложениям в науку и инновации, которая принята, но не работает. Не работает и не будет работать, потому что неграмотно сделана, не отвечает тем потребностям, которые есть в данный момент, не основана на предпочтениях реальных субъектов инновационной деятельности. А наш законопроект как раз направлен на то, чтобы наиболее простым и профессиональным способом - через налоговые преференции - реально поддержать инновационный бизнес и научные организации. Поэтому я призываю всех проголосовать за данный законопроект, поскольку не вижу никаких оснований за него не голосовать, если говорить по сути. И если вдруг он сейчас не будет принят в первом чтении, я хочу, чтобы вы обратили внимание на то, как будут голосовать потом те же самые депутаты, когда аналогичный законопроект с перерывом в год, в два или в три будет внесён от другого субъекта права законодательной инициативы. И поскольку этот законопроект направлен на поддержку инновационной деятельности, - а мы знаем, что для стимулирования науки и инноваций очень важны права интеллектуальной собственности, и те, кто занимался наукой и инновациями, знают, что это принципиальный момент для стимулирования науки и инноваций - закрепление прав интеллектуальной собственности... Парадокс заключается в том, что при стимулировании науки и инноваций у нас постоянно имеет место плагиат, да ещё с ухудшениями, что касается тех законов, которые направлены именно на стимулирование науки и инноваций. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад от Комитета по бюджету и налогам сделает Василий Васильевич Копылов. Пожалуйста, Василий Васильевич. КОПЫЛОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается внести изменения в несколько глав Налогового кодекса в части предоставления налоговых послаблений научным организациям и инновационным предприятиям. В частности, предлагается изменить ставки единого социального налога для научных организаций и инновационных предприятий. Данное предложение комитетом не поддерживается в связи с тем, что с 1 января 2010 года глава 24 кодекса признана утратившей силу. Предложение не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходы в виде средств и имущества, безвозмездно полученных на ведение уставной деятельности научных организаций либо на ведение уставной деятельности фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, также не поддерживается, так как эта норма частично учтена в действующей редакции пункта 1 статьи 251 кодекса. Авторы законопроекта предлагают также внести изменения в главу 26-2 кодекса в части увеличения для налогоплательщиков - научных организаций и инновационных предприятий - предельного размера доходов, ограничивающего право на переход на упрощённую систему налогообложения, с 15 до 200 миллионов рублей и предельного размера доходов, ограничивающего право на применение указанного специального налогового режима, с 20 до 400 миллионов рублей. Комитет отмечает, что в настоящее время указанные предельные размеры доходов для всех категорий налогоплательщиков, отвечающих условиям, закреплённым в главе 26-2 кодекса, составляют 45 и 60 миллионов рублей соответственно. Учитывая тот факт, что упрощённая система налогообложения предназначена исключительно для субъектов малого предпринимательства, настоящие предельные размеры доходов представляются оптимальными. Идея уменьшения налоговых ставок по данному налогу для научных организаций и инновационных предприятий также не находит поддержки. С 1 января 2009 года субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по указанному налогу в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщика. Авторы законопроекта предлагают освободить от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога организации высшего образования и научные организации. Налог на имущество организаций и земельный налог являются региональным и местным налогами соответственно. Предлагаемая законопроектом мера может быть реализована на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, так как кодексом закреплено право субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Следует отметить, что все предлагаемые законопроектом законодательные меры предусматривают выпадение доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, однако в финансово-экономическом обосновании представлены только суммы выпадающих доходов, а источники компенсации при этом не указываются. Исходя из вышеизложенного рассматриваемый проект федерального закона предлагается отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Васильевич. Пока оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы у коллег? Нет вопросов. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Горькова Ирина Петровна, пожалуйста. ГОРЬКОВА И. П. Уважаемые коллеги, данный законопроект наряду со льготами по различным видам налогов предлагает также освободить от уплаты налога на имущество организаций, земельного налога организации высшего образования, научные организации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Налог на имущество организаций и земельный налог в соответствии со статьями 14 и 15 Налогового кодекса являются соответственно региональным и местным налогами. В статьях 372 и 387 кодекса закреплено, что при установлении налога на имущество организаций и земельного налога соответственно субъектам Российской Федерации, представительным органам муниципальных образований, а также органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга предоставлено право определять налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Таким образом, предлагаемая законопроектом мера может быть реализована посредством принятия соответствующих законов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Расширение перечня льгот по региональным и местным налогам, устанавливаемых на федеральном уровне, ведёт к значительным потерям доходов местных бюджетов. По оценкам специалистов, федеральные льготы по всем региональным и местным налогам могут достигать 60 миллиардов рублей в год. Кроме того, данное предложение не соответствует концепции проводимой бюджетной и налоговой политики, направленной на последовательное обеспечение соблюдения закреплённого в статье 31 Бюджетного кодекса принципа самостоятельности бюджетов. Также и в своём Бюджетном послании о бюджетной политике в 2010-2012 годах Президент Российской Федерации указывал на необходимость упорядочения и сокращения устанавливаемых на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам. На основании этого фракция ЛДПР поддерживать данный законопроект не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Грачёв Иван Дмитриевич. ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, я думаю, что зафиксировать всё-таки нужно такую развилку: или мы просто говорим и дальше об инновационном развитии страны, или мы какие-то шаги вот так же, как по шахтам, осуществляем, берём и принимаем - маленький, но шаг. Развилка довольно простая: либо строится система кормушек... Я уже говорил о том, что можно двумя способами поддерживать инновационные предприятия. И пока страна по такому пути идёт: создаём одну кормушку, вторую кормушку, по-разному называем. Понятно, что в нашей стране таким способом до инноваторов, ну, максимум 1 процент дойдёт из того, что выделяется из бюджета. Это один способ. А второй - это совершенно чёткие налоговые преференции. Ключевая из них сегодня - это, конечно, единый социальный налог. Каждый, кто читает материалы по Сколкову, видит, что, как только потребовали со стороны президента дать результаты, тут же поняли, что там нужны эти самые налоговые льготы по единому социальному налогу, что по-другому там никакого иннограда не будет. То есть это абсолютно необходимое условие для любых предприятий, у которых хорошая доля зарплаты, а все инновационные предприятия только такими и должны быть. Ну и, соответственно, сегодня мы с вами и определяемся, кто действительно намерен какие-то шаги в части инновационного развития делать, а кто и дальше будет просто говорить на эту тему. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Дмитриевич. Максимова Надежда Сергеевна от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, не хочется, чтобы у присутствующих сложилось мнение, что депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не разделяют озабоченность и желание авторов законопроекта помогать нашей науке, но на самом деле есть ещё другие вводные, помимо тех аргументов, которые были представлены комитетом в связи с отклонением этого законопроекта. Хочу сказать, что ежегодно до составления федерального бюджета на предстоящий год правительство формирует и представляет нам на рассмотрение основные направления налоговой политики, это один из документов, который служит основой при планировании федерального бюджета и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации. И надо сказать, что вот в этих основных направлениях на 2009, 2010 и 2011 годы как раз основное - это создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации. Подчеркиваю, это основные направления на среднесрочную перспективу, и мы постепенно движемся в этом направлении. В последние годы было немало сделано в этом плане, коротко остановлюсь на этом. Например, сокращён до одного года срок принятия к вычету расходов на НИОКРы при определении налоговой базы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций, отменено ограничение по списанию расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые не дали положительного результата, до этого к вычету эта сумма расходов не принималась. Мы до 1,5 процента от выручки, в три раза, увеличили норматив расходов на НИОКРы, которые осуществляются в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов. Мы приняли норму, по которой введён повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в полтора раза больше затрат на НИОКРы, чем было раньше. У нас с вами есть норма, которая даёт возможность получить инвестиционный налоговый кредит при проведении НИОКРов и технического перевооружения. У нас освобождена от налога на добавленную стоимость передача исключительных прав и прав на основе лицензионного договора на изобретения, промышленные образцы и программы для ЭВМ, ноу-хау и так далее, не буду всё перечислять. Я хочу сказать, что сейчас в соответствии с этим планом основных направлений мы ожидаем от правительства внесения законопроекта и сейчас ведётся работа и с экспертами, и с бизнес-сообществом в части уточнения порядка учёта расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, потому что сегодня нормального порядка не существует и практически отнесение расходов регулируется письмами Министерства финансов. Мы эту норму рассмотрим и законодательно закрепим уже в этом году. Я хочу сказать, уважаемые коллеги, что это план на среднесрочную перспективу. Мы будем двигаться в том направлении, которое сегодня предложено автором. И не исключено, что такие предложения действительно будут вноситься, но в соответствии с этим планом. Я благодарю за внимание. Хочу сказать, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас трёхминутный регламент был сегодня предложен по обсуждению. Оксана Генриховна, будет ли заключительное слово? Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Любовь Константиновна. Мне кажется, что Надежда Сергеевна Максимова, как человек порядочный, в общем-то, чётко сказала, что в реальности будет: будет всё то же самое, но по плану, не по-нашему. А мы, подготовив этот законопроект два года назад, очевидно, сделали это раньше плана, вот то, о чём я говорила. И причём, я ещё раз хочу обратить внимание, на законы нет интеллектуальной собственности. Мы с вами говорим о стимулировании инноваций, важнейшим элементом которого являются права интеллектуальной собственности, которые должны быть закреплены за создателем, инноватором. Мы плохо отрегулировали эти права, и парадокс заключается в том, что даже в законах о стимулировании инноваций у нас сплошь и рядом речь идёт о заимствовании, скажем так, интеллектуальной собственности. Даже тут, в двух-трёх законах, не можем права интеллектуальной собственности отрегулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет. Коллеги, я ставлю на голосование данный законопроект. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 16 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Не принято.