Заседание № 96
О проекте федерального закона № 143844-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26-2 и 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части налогового стимулирования малого предпринимательства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 34 порядка работы, проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26-2 и 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Оксаны Генриховны Дмитриевой. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, данный законопроект предложен как антикризисный, и мы поэтому надеялись на то, что он будет рассмотрен в ускоренном порядке как Правительством Российской Федерации, так и Государственной Думой, поскольку предполагает введение налоговых каникул для субъектов малого предпринимательства, которые находятся на общем режиме налогообложения, налоговых каникул по налогу на прибыль, по имущественному налогу и по земельному налогу. Законопроектом также предполагается переход субъектов малого предпринимательства на упрощённый режим налогообложения, на упрощённую систему налогообложения начиная с дохода в 100 миллионов рублей, и прекращение пребывания в этом режиме - начиная с 200 миллионов рублей. Мы считаем, что это наиболее эффективная мера поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях кризиса. И те средства, которые необходимы на реализацию этого закона, они существенно меньше, чем средства, которые "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выделила на погашение долгов наших крупнейших корпораций. И даже средства на погашение долга, рефинансирование долга одной из крупнейших корпораций, которое уже было проведено, превышают те средства, которые нужны для налоговых каникул по всем субъектам малого предпринимательства Российской Федерации. Поэтому мы считаем, что эта мера чрезвычайно эффективна. Естественно, во втором чтении надо будет уточнить сроки реализации, сроки налоговых каникул, поскольку законопроект рассматривается с существенным опозданием. Тем не менее он ещё более актуален сейчас, поскольку мы видим, что никакие меры поддержки до малого предпринимательства не дошли, кредиты они не получают, предоставление им арендованного имущества существенно осложнено, а это единственная наша возможность создать новые рабочие места или сохранить старые рабочие места, которые есть у субъектов малого предпринимательства. Единственный способ довести быстро средства до малого бизнеса - это не отнимать их в виде налогов. Поэтому ещё раз говорю, что мы предлагаем налоговые каникулы для малого бизнеса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые коллеги, вместо Натальи Васильевны Пугачёвой с содокладом выступит член Комитета по бюджету и налогам Евгений Александрович Самойлов. Есть письменная просьба от комитета. САМОЙЛОВ Е. А. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Оксана Генриховна достаточно обстоятельно доложила о своём законопроекте, поэтому я остановлюсь лишь на моментах, касающихся того, почему комитет выступает против его принятия в первом чтении. В частности, законопроектом предлагается снизить налог на прибыль до нулевого уровня. Мы отмечаем, что существенные меры в этом направлении уже были сделаны: до 20 процентов снижен налог на прибыль при стандартной схеме налогообложения, регионам дано право с 15 процентов до 5 процентов снижать этот налог при упрощённой системе налогообложения. В части освобождения от земельного налога и налога на имущество мы отмечаем, что у регионов есть право давать такие льготы субъектам малого и среднего предпринимательства, а предоставление таких льгот на федеральном уровне противоречит концепции налоговой политики, и нам, наверное, не стоит вмешиваться в местные и региональные налоги. В части увеличения предельного размера выручки при упрощённой системе предложение в целом поддерживается. Вы знаете, что принят законопроект, которым увеличивается эта цифра до 60 миллионов рублей, под это есть соответствующие обоснование и расчёты. Вот эти соображения и ложатся в основу отрицательного заключения комитета по данному законопроекту. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Александрович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Пожалуйста, включите микрофон депутату Груздеву. ГРУЗДЕВ В. С. У меня вопросы к докладчику и содокладчику. Не скажете ли вы, какое количество регионов уменьшило ставку по упрощённой системе налогообложения с 15 процентов до 5 процентов или до какой-то другой ставки? Это первое. В вашем заключении говорится о том, что вы предлагаете альтернативные нормы поддержки малого и среднего бизнеса и ряд этих норм уже принят в первом чтении, но вот по поводу налога на имущество организаций, земельного налога что-то предлагается вашим комитетом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Кто будет отвечать? Докладчик. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Дмитриевой. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, очень хороший вопрос. Первое. Я должна была отметить в докладе, что норма о снижении ставки по упрощённой системе налогообложения с 15 процентов до 5 процентов по усмотрению субъекта Федерации является чистой профанацией, поскольку мне не известно ни об одном субъекте Федерации, который своим законом принял бы это решение. Я думаю, что не будут они принимать эти решения в условиях секвестра региональных бюджетов. Поэтому любое облегчение налогового пресса нужно принимать на федеральном уровне с полной компенсацией из федерального бюджета, у которого есть резервный фонд и печатный станок Центрального банка для компенсации этих средств субъектам. Что касается налога на имущество и земельного налога, облегчения для субъектов малого предпринимательства, ничего по этому поводу не принято. Более того, периодически отвергаются и отклоняются все законы, которыми предполагается и предлагается вернуть эту льготу для отдельных категорий бизнеса, в частности для инновационных предприятий, учреждений высшей школы и научных организаций, которые последними эти льготы имели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. Присаживайтесь, пожалуйста, Евгений Александрович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ, вы считаете, неполный, дополнить надо. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. САМОЙЛОВ Е. А. Я не владею статистикой по поводу конкретных принятых законов по снижению с 15 процентов до 5 процентов. Я знаю, что в ряде субъектов такой вопрос обсуждается. На самом деле подавляющее число таких предприятий пользуется 6-процентной ставкой с оборота - может быть, поэтому не столь интенсивно он обсуждается. По поводу льгот по налогу на имущество и по земельному налогу. У нас их и так очень много, так сказать, и мы, конечно, только субъектам, ещё раз повторюсь, можем дать право устанавливать новые льготы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Александрович. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Депутат Решульский. Пожалуйста, включите микрофон. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Надежда Васильевна. Я, конечно, коротко постараюсь. Уважаемые коллеги, я как предчувствовал позавчера, когда мы рассматривали три альтернативных законопроекта, что принятие одного из них в первом чтении, как было запланировано здесь заранее, послужит одним из поводов для того, чтобы, Оксана Генриховна, отклонить ваш законопроект. Я ещё раз хочу обратить ваше внимание и попросить комитет обратить внимание на этот законопроект, который мы сейчас рассматриваем. Вот здесь в каждой статье, в каждой строчке отражаются именно требования, обращения к нам, особенно к тем депутатам, кто работает с представителями малого бизнеса (а я знаю, и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" этим занимается, и вот действительно прекрасный вопрос задал Владимир Сергеевич Груздев), чтобы мы учли все эти предложения, потому что то, что мы приняли в первом чтении, - это лишь малая часть пожеланий или объяснений, экономических объяснений, каким образом может действительно развиваться этот наш сектор, или, как мы называем, малый бизнес. Вот то, что сейчас комитет нам докладывал, может быть, аргументированно с их позиции, но мне больше напоминает, знаете, притчу о Молле Насреддине и его ишаке, когда он впереди морковку повесил, а ишак догонял эту морковку и всё бежал. Вот так и с малым бизнесом. Но мы же с вами прекрасно понимаем, что ни один субъект Российской Федерации в течение нескольких следующих лет не снизит эту ставку до 5 процентов. Мы только говорим: вот мы вам дали возможность - вы и решайте. Мы же все понимаем, что принятые нами сегодня законы, которыми мы вроде бы облегчаем участь, не судьбу даже, а участь малого бизнеса, не заработают в полную силу, если мы, выполняя, скажем так, цели, указания президента Медведева Дмитрия Анатольевича, председателя правительства Владимира Владимировича Путина, действительно не выработаем правильную и цельную программу по поддержке малого бизнеса. Ну давайте это сделаем на три, на пять лет, на три - этого, конечно, недостаточно. Я ещё раз обращаю внимание нашего профильного комитета. Я знаю (Оксана Генриховна, не обижайтесь, мы с вами в такой ситуации здесь работаем, в Государственной Думе), сейчас отклонят этот законопроект, но я бы очень хотел, чтобы многие его положения были использованы при подготовке того, позавчера принятого в первом чтении законопроекта, ко второму чтению. Действительно, здесь в каждой статье, в каждой строчке именно требование, пожелание и настоятельная просьба представителей малого бизнеса, чтобы власть - правительство, Государственная Дума - всё это учла. Мы, конечно, проголосуем за этот законопроект, наша фракция КПРФ проголосует. Он во многом созвучен тем программным целям, которые мы неоднократно озвучивали, мы обращались и к правительству, и к президенту с подобными предложениями, но хотелось бы, чтобы это всё не потерялось в благих пожеланиях, а было использовано в дальнейшей работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. По ведению - Четвериков Александр Владимирович. Включите, пожалуйста, микрофон. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление? Вы ведь не записывались. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, по ведению я вам даю слово. Пожалуйста. ЧЕТВЕРИКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. Вот мы в последнее время здесь, в Государственной Думе, принимая самые различные законы, в первую очередь стимулируем фондовый рынок: буквально сегодня отменяют налоги по операциям с ценными бумагами, до этого мы приняли, по сути дела, драконовский закон о внесудебной реализации заложенного имущества, поддерживая тем самым банки, освободили операции с акциями от налога на доходы, а ведь на самом деле реальный сектор экономики - это не фондовый рынок, не банковский сектор, это там производится, создаётся добавленная стоимость. Всё начинается с малого бизнеса. И вот вы знаете, работая в реальном секторе, постоянно общаясь с производственниками, осознаёшь, что нет никакого стимула для развития малого предпринимательства. Наша фракция провела такой эксперимент. Вот здесь было сказано, что ни один субъект Российской Федерации... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Уважаемые депутаты, закончилось обсуждение законопроекта. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу голосовать. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 56 мин. 59 сек.) Проголосовало за 102 чел.22,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7% Результат: не принято Не принято.