Заседание № 91
06.04.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 143585-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (о предоставлении преимущественного права на приватизацию муниципального имущества его добросовестным пользователям (арендаторам).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3796 по 4050 из 5704
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Доклад депутата Михаила Викторовича Бабича. Пожалуйста, Михаил Викторович. БАБИЧ М. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законодательным Собранием Ивановской области в Государственную Думу был внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Главным побудительным мотивом для внесения законопроекта стала ситуация, складывающаяся в большинстве субъектов Федерации, и в первую очередь в городах и крупных промышленных населенных пунктах, в связи с вступлением в силу новых редакций федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления...", предписывающих в срок до 1 января 2009 года осуществить в соответствии с законодательством о приватизации отчуждение всего государственного и муниципального имущества, не предназначенного для реализации органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. В целом, концептуально мы не можем отрицать необходимость принятия подобного законопроекта в целях поддержки малого и среднего бизнеса на местах, но вынужден согласиться с заключением Комитета по собственности и с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы, что законопроект, представленный нам сегодня для обсуждения, не решает проблем, которые указаны в его концепции. Поэтому согласен с позицией комитета и Правового управления, что целесообразно отклонить данный законопроект. При этом принято совместное решение о том, что новая редакция данного законопроекта будет комитетом разработана и внесена с учетом имеющихся замечаний и поправок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович. Содоклад Пепеляевой Лианы Витальевны. Пожалуйста, Лиана Витальевна. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по собственности не поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Законопроект вводит в законодательство новый субъект приватизационных отношений - добросовестного пользователя (арендатора) муниципального имущества. Таковым предложено считать лицо, отвечающее трем признакам: это лицо, не имеющее задолженности по уплате арендной платы, произведшее неотделимые улучшения имущества и обеспечивающее сохранность арендованного имущества. Проект федерального закона устанавливает ряд преимуществ для данного лица и ограничивает действие принципа равенства покупателей приватизируемого имущества в следующих случаях. Первое: при проведении аукциона по продаже муниципального имущества предоставление преимущества при определении победителя аукциона. В общем случае победителем аукциона не становится никакое лицо и аукцион считается несостоявшимся, если в нем принял участие один участник. В случае участия добросовестного пользователя муниципального имущества аукцион считается состоявшимся, даже если это был один участник, и победителем является этот добросовестный пользователь. Второе: при проведении аукциона предоставление преимущества при равной цене. При прочих равных условиях в случае участия в аукционе двух и более лиц, если предложена одинаковая цена, то победителем объявляется добросовестный пользователь муниципального имущества. Третье: предоставление преимущества при передаче имущества и оформлении права собственности. В этой ситуации, если участвует добросовестный пользователь муниципального имущества, ему передается имущество до его полной оплаты. Четвертое: при проведении конкурса по продаже муниципального имущества предоставление более продолжительного срока для выполнения условий конкурса. В общем случае это один год, для данного субъекта - три года. И пятый случай: преимущество при оплате приобретаемого имущества. В общем случае срок оплаты - один год, для добросовестного пользователя - три года. Действительно, государственная поддержка тех субъектов имущественных отношений, в деятельности которых государство заинтересовано, является целесообразной и оправданной, однако авторами законопроекта не представлено обоснование, почему именно добросовестные пользователи муниципального имущества должны пользоваться преимуществами. Между тем, по нашему мнению, по мнению комитета, критерий добросовестности не может являться определяющим, так как государство заинтересовано в добросовестном поведении всех хозяйствующих субъектов, а обязанность уплаты в срок арендной платы и обязанность обеспечения сохранности имущества предусмотрена гражданским законодательством. В этой связи, по мнению комитета, выделение только добросовестных пользователей и только муниципального имущества не является обоснованным. Кроме того, важно отметить, что, предоставив органам местного самоуправления право самостоятельно выделять отдельных добросовестных пользователей, мы тем самым создадим легитимную базу для возможных злоупотреблений со стороны местных чиновников и нарушим принцип прозрачности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. С учетом этого Комитет Государственной Думы по собственности не поддерживает концепцию законопроекта и считает, что она противоречит основному принципу приватизации - открытости в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и прозрачности приватизационных процессов. Также мы считаем, что авторами законопроекта не представлено достаточных обоснований для ограничения другого базового принципа - принципа равенства покупателей приватизируемого имущества. Поэтому Комитет Государственной Думы по собственности рекомендует Государственной Думе законопроект отклонить. Вместе с тем мы понимаем наличие реальной проблемы приобретения в собственность муниципального имущества предприятиями малого бизнеса, организациями инвалидов и некоторыми другими организациями, и, как я уже докладывала при рассмотрении законопроекта "О внесении изменений в статью 43 закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", комитет готовит соответствующий законопроект. Мы предполагаем, что он будет внесен в Думу в апреле - мае этого года. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лиана Витальевна. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемые коллеги, на самом деле мы имеем дело с очень серьезной проблемой, которая - мне не хотелось бы быть оракулом, но я предполагаю - в ближайшем будущем может потрясти Россию не хуже, чем закон номер 122. Дело в том, что - я напоминаю просто - законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предполагается, вернее, не предполагается, а обязываются все муниципалитеты провести приватизацию муниципальной собственности до 1 января 2009 года, собственности, которая не используется при осуществлении властных полномочий. Уже сегодня этот закон сказывается на политической и вообще на внутренней жизни в Российской Федерации. С одной стороны, ко мне лично поступает очень много обращений. Вот у меня в руках - я съездил в регион - уже обращение профсоюза работников торговли, которые предлагают внести ряд поправок, аналогичных тем, которые сделали авторы данного законопроекта, с тем чтобы как-то прежде всего пролонгировать права тех, кто держит в аренде эти помещения, потому что вложены средства, вложены деньги, и после этого произойдет приватизация. То есть это серьезная очень проблема. С другой стороны, эта собственность, как некий пирожок последний, не поделенный в Российской Федерации, очень активно сегодня привлекает интересы и не малого, и не среднего, а уже крупного бизнеса. Я хочу доложить вам, что только что в Новосибирске состоялись выборы в городской Совет. Такого ажиотажа, такого интереса, участия крупного капитала в этих выборах давно не видели. А почему? А собственность привлекает. Поэтому, я считаю, нам предстоит очень серьезно вообще подумать над этой проблемой. Я лично являюсь сторонником того, чтобы внести в закон о местном самоуправлении соответствующие изменения, с тем чтобы скорректировать этот закон, во-первых, в продлении срока, и крепко подумать над тем, а надо ли нам обязывать наши муниципалитеты приватизировать эту собственность? Потому что по ряду субъектов доход от сдачи в аренду составляет до 30 процентов от основного бюджета этих муниципалитетов, органов местного самоуправления. Проблема очень сложная, очень важная, поэтому, я считаю, мы должны свое внимание на этот закон, вернее, на эту проблему обратить. А что касается данного законопроекта, я считаю, он чисто политический, мы будем поддерживать его, наша фракция проголосует за. Потому что, еще раз говорю, мы считаем эту проблему очень важной. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, давайте так договоримся, чтоб руки потом не появлялись. Я прошу тогда сразу Емельянову предоставить слово, больше желающих выступить не было. Включите микрофон депутату Емельянову Михаилу Васильевичу. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Я хочу повторить сказанное коллегой Бабичем, что этот закон не решает проблем, которые он перед собой ставит. Это действительно так, потому что он, по сути дела, предусматривает очень редкие случаи, когда арендатор имеет преимущество перед теми, кто будет участвовать вместе с ним в конкурсе. Но есть и другая проблема. Коллеги, пора понять, что мы живем в рыночной экономике, и каждый должен иметь то, что позволяют ему средства. Может быть, многие хотели бы ездить на "мерседесе", но не у всех есть деньги его купить. Мы же, по сути дела, предлагаем, чтобы ездили на "мерседесах" те, кто не может этого делать. И надо иметь в виду, что существующее положение вещей порождает большую коррупцию в использовании муниципальной собственности, потому что, как правило, те помещения, которые сдаются муниципалитетами, сдаются по заведомо заниженным ставкам. Те же, кто ими владеет, просто сдают их в субаренду и на этом наживаются, что совершенно неправильно. По-моему, нужно привести состояние вещей в их видимое и реальное положение, привести в соответствие, и хорошими помещениями должны владеть те, кто может их реально оплатить и купить. А те, кто не может, пусть подыскивают себе помещения, может быть, похуже, но соответствующие результатам их работы. Впереди еще три года - время есть, так что никто без помещений и вне помещений не останется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента хотели бы высказаться по этому законопроекту? Не хотели бы. Михаил Викторович, заключительное слово хотели бы сказать? Включите микрофон депутату Бабичу. БАБИЧ М. В. Спасибо. Я разделяю вот те сомнения, которые были высказаны Анатолием Евгеньевичем, и хочу просто успокоить коллег тем, что мы эту проблему не отложили в долгий ящик, а параллельно с отклонением сегодня этого законопроекта с Комитетом по собственности работаем над внесением нового законопроекта, который будет решать проблему и учитывать вопрос предоставления преференций предприятиям малого и среднего бизнеса с учетом тех неотделимых улучшений, которые уже сделаны, с учетом тех сумм, которые заплачены за годы добросовестной аренды этого имущества. Поэтому я думаю, что в ближайшее время мы будем рассматривать новый законопроект, решающий именно ту задачу, которую мы сегодня перед собой ставим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И микрофон Лиане Витальевне Пепеляевой включите, она тоже хочет прокомментировать от комитета. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Я тоже хотела высказать позицию комитета. Текст законопроекта, который, мы считаем, можно вносить, на сегодня готов, другое дело, что очень сложно осуществляется процедура согласования данного законопроекта со всеми участниками законодательного процесса. Но я думаю, что такое согласование произойдет в ближайшее время и, как я уже говорила, в конце апреля - в начале мая мы законопроект внесем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить законопроект. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 21 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Не принято.