Заседание № 63
23.11.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 143350-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2890 по 3045 из 8982
Пункт 30 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования". Андрей Константинович Исаев, пожалуйста. ИСАЕВ А. К. Спасибо. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования". Вы знаете, что принятию этого законопроекта во втором чтении предшествовала бурная общественная дискуссия, в которой приняли участие представители профсоюзов, работодателей, общественных организаций, негосударственных пенсионных фондов, эксперты. Фактически по результатам этой дискуссии и подготовлены поправки, которые предлагаются к принятию. Среди подготовленных поправок, несомненно, есть те, которые носят технический характер, но я хотел бы выделить содержательные поправки. Какие это поправки? Первая поправка. Начиная с 1 января 2014 года будет осуществлено перераспределение тарифа, который сегодня за лиц моложе 1966 года рождения отчисляется в накопительную часть пенсии, в пользу страховой части пенсии: предполагается, что в накопительную часть пенсии с 1 января 2014 года будет отчисляться 2 процента, а 4 процента - в страховую часть. При этом для тех граждан, которые уже определились и выбрали негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, отчисление 6 процентов в накопительную часть пенсии сохраняется в полном объёме. В течение всего 2013 года фактически у граждан остаётся право либо, подав заявление о перечислении их средств в тот или иной негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, сохранить отчисления в накопительную часть пенсии в полном объёме - 6 процентов, либо, если они являются так называемыми молчунами, то есть ничего не выбрали, оставить страховую часть пенсии. Такое же право будет действовать и в обратном порядке: в случае если человек, ныне активно участвующий в отчислении в негосударственную пенсионную систему, примет для себя решение о том, что для него более важно перераспределение средств в страховую часть пенсии, он может подать в течение года такое заявление и соответствующее решение будет принято. Таким образом, данная поправка, что редко бывает в случае с социальными вопросами, удовлетворяет всех: и активное меньшинство, которое хочет формировать себе накопительную пенсию, и большинство, которое в большей степени заинтересовано в страховой пенсии, и нынешних пенсионеров, потому что увеличиваются возможности Пенсионного фонда по выплате им пенсий, и негосударственные пенсионные фонды. Вторая важная поправка, поддержанная депутатами от разных фракций. Первоначально в тексте проекта закона правительство предлагало поэтапно увеличить ожидаемый период выплаты пенсии до двадцати одного года. Поправкой, рекомендуемой к принятию, мы предлагаем сохранить норму, чтобы этот период составлял ранее предполагавшийся срок - девятнадцать лет, что будет означать в данном случае сохранение в полном объёме страховой части пенсии, потому что увеличение ожидаемого периода выплаты пенсии означало бы снижение страховой части пенсии. Третья поправка касается самозанятых граждан: правительство предложило увеличить взносы для самозанятых граждан и сделать это в три этапа. Сегодня они выплачивают взнос, равный 26 процентам от минимального размера оплаты труда. Предполагалось, что с 2013 года они выплачивали бы соответствующий взнос в размере, определяемом исходя из двух минимальных размеров оплаты труда, с 2014-го - из двух с половиной, с 2015 года - исходя из трёх МРОТ. Поправка, которая предложена по итогам обсуждения, предполагает однократное увеличение взноса, размер которого будет рассчитываться исходя из двух минимальных размеров оплаты труда, что с учётом роста МРОТ составит 2 тысячи 700 рублей в месяц. При этом, обращаю ваше внимание, определённые категории граждан, например лица, осуществляющие уход за ребёнком в возрасте до полутора лет, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, солдаты срочной службы, а также супруги военнослужащих или супруги дипломатических и консульских работников, находящиеся со своими супругами по месту службы и не имеющие возможности работать, будут освобождены от уплаты взносов полностью. Речь идёт о тех категориях граждан, за которых уже сегодня государство уплачивает взносы в связи с признанием нестраховых периодов. Претерпевает изменения ещё одна важная норма, которая касается дополнительных тарифов, установленных для работодателей, у которых работники уходят на пенсию досрочно из-за вредных или опасных условий труда, речь идёт о так называемых списках 1 и 2. Поправка предусматривает, что тариф может быть отменён по результатам проведения специальной оценки условий труда, но, обращаю ваше внимание, - и это зафиксировано в поправке - норма о такой специальной оценке должна быть приведена в соответствие с федеральным законом, который нам предстоит принять с учётом мнения профсоюзов, работодателей, правительства, чтобы это была реальная работа по преодолению проблем, связанных с вредными и опасными условиями производства, а не переписывание вредных производств в невредные, для того чтобы избавиться от уплаты взносов. Обращаю ваше внимание на то, что пятая крупная поправка касается работников-мигрантов. Начиная с этого года было установлено, что работодатель обязан платить в полном объёме взносы в Пенсионный фонд в том случае, если с работником-мигрантом заключён трудовой договор на срок свыше шести месяцев. Некоторые недобросовестные работодатели использовали эту запись для того, чтобы уклоняться от уплаты взносов, заключая с работниками-мигрантами трудовой договор на срок пять месяцев, а потом продлевая его. Норма, которую мы вводим, заключается в том, что за работника-мигранта работодатель обязан уплатить взносы, если он фактически проработал у данного работодателя шесть месяцев в течение календарного года, независимо от количества заключённых трудовых договоров. Вот именно эти поправки комитет одобрил и предлагает вам проголосовать за таблицу принятых поправок, отклонить те поправки, которые находятся в таблице отклонённых, и принять данный законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 29 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению? Нет. Ставится на голосование таблица № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 00 сек.) Проголосовало за 245 чел.54,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 246 чел. Не голосовало 204 чел.45,3 % Результат: принято Принимается таблица № 2. Пожалуйста, микрофон на центральной трибуне включите. ИСАЕВ А. К. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл полностью правовую и лингвистическую экспертизы, его необходимо принять пакетом с бюджетом Пенсионного фонда, в который заложены нормы данного закона. Комитет просит принять законопроект во втором и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносится на "час голосования" во втором чтении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7795 по 7936 из 8982
Пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 36 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите запись на выступления. Покажите список. Горовцов Дмитрий Евгеньевич, пожалуйста. ГОРОВЦОВ Д. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В связи с лимитом времени я, конечно, не в состоянии полностью нарисовать картину, которая сложится в результате принятия этого закона, но, как член Комитета по безопасности и противодействию коррупции, довожу до вашего сведения то, о чём я говорил на заседании комитета коллегам. В связи с изменением транспортных тарифов, которые не состыкованы с бюджетом на 2013-2015 годы, мы получим следующую ситуацию. Первое: спасатели МЧС не смогут своевременно реагировать на пожары, наводнения и катастрофы в шахтах. Шестьдесят тысяч человек из числа гражданского персонала не смогут принимать участие в этих важнейших работах, поскольку отсутствуют средства на командировки... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу прощения, мы сейчас 30-й пункт обсуждаем, проект федерального закона по вопросам обязательного пенсионного страхования. ГОРОВЦОВ Д. Е. Это связанные вещи, уважаемые коллеги, я сейчас поясню. Это не мои фантазии, а совершенно реальный прогноз, который дали специалисты МЧС, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и целый ряд субъектов Российской Федерации. Следователи и оперативные сотрудники прокуратуры и всех силовых структур будут лишены возможности оперативно осуществлять свои мероприятия. У меня есть письма, в которых обозначены позиции этих уважаемых ведомств, специалистов по этому вопросу. Также невозможно будет на прежних условиях осуществлять перевозку подследственных и осуждённых - это не я говорю, это ФСИН России прогнозирует. Да, в этом направлении серьёзные... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГОРОВЦОВ Д. Е. Это и касается 30-го пункта, о вопросах обязательного пенсионного страхования. И речь идёт о том, что в федеральном бюджете, к сожалению, на эти цели средства не предусмотрены. Эти вопросы обсуждались и на парламентских слушаниях, и на "правительственном часе" в Государственной Думе. (Это я реагирую, Раиса Васильевна, на ваш вопрос.) На эту проблему стоит обратить внимание и найти возможности решения этой задачи. Спасибо за внимание. (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Ну, тут уже некоторые смеются, но на самом деле это важнейший законопроект, рассматривая который мы должны дать себе ответ по крайней мере на два вопроса - станет ли пенсионная система после его принятия более справедливой и будет ли налажено более рациональное использование средств, которые отчисляются в Пенсионный фонд Российской Федерации, и я думаю, что мы можем дать утвердительный ответ на эти вопросы. Станет справедливее, потому что работодатели, консервирующие вредные производства, будут платить за это, а не перекладывать проблемы своих производств на плечи государства, потому что использование частным бизнесом денег пенсионеров станет в значительной степени добровольным выбором этих пенсионеров. И надо отметить, что наши "либералы" в последнее время активно используют методы законодательного принуждения для обеспечения своих финансовых интересов, я имею в виду расширяющуюся практику обязательного страхования, отдача от которого не соответствует ожиданиям общества. Наконец, возникает надежда, что будет дана оценка действий идеологов пенсионной реформы 2002 года и полная безответственность приближённых к власти конструкторов провальных реформ перестанет быть правилом без исключений. Говоря о рациональности использования средств Пенсионного фонда, мы с удовлетворением отмечаем, что авторами законопроекта услышаны наши оценки действующего варианта накопительной системы как кормушки для финансовых структур, основанные на рассмотрении конкретных финансовых результатов, на постоянном обесценении пенсионных накоплений. Мы рассчитываем, что после принятия этого закона и Внешэкономбанк, и негосударственные пенсионные фонды, и управляющие компании будут работать лучше, более эффективно. Вместе с тем не всё в этом законопроекте нас удовлетворяет, и мы должны чётко представлять возникающие риски. Главный риск - отсутствие пенсионной формулы, ошибки при принятии которой могут ударить по нынешним и будущим пенсионерам и дискредитировать закон и все заявления его разработчиков и депутатов Государственной Думы. Необходим постоянный контроль за действиями работодателей после введения дополнительных отчислений в Пенсионный фонд за работников, занятых на производстве с вредными условиями труда. Наконец, остро может встать вопрос о самозанятых: уже сейчас раздаются голоса некоторых мелких предпринимателей, что они не смогут легально работать в новых условиях. На то, чтобы сгладить имеющуюся напряжённость, у нас есть год. Может быть, потребуется рассмотреть предложения о том, чтобы самозанятые, уже заработавшие пенсию, не проводили отчисления в Пенсионный фонд, в случае если они не претендуют на увеличение своих пенсионных прав. И конечно, пенсионная формула должна однозначно стимулировать всех работающих к производительному труду. Государственная Дума должна взять все возникающие вопросы под свой постоянный контроль. Причём очевидно, что практика широкого обсуждения предлагаемых решений с участием, конечно, политической оппозиции, профсоюзов и общественных организаций должна быть продолжена. С учётом изложенного фракция КПРФ поддерживает принятие данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 18 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 54
19.10.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 143350-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6200 по 6606 из 7137
16-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования". Докладывает Андрей Николаевич Пудов, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", который подготовлен в целях обеспечения оптимизации расходов и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. По всему комплексу мер, направленных на сбалансированность бюджета Пенсионного фонда, планируется поступление дополнительных доходов в бюджет Пенсионного фонда в 2013 году в размере 65,3 миллиарда рублей, в 2014 году - 121,2 миллиарда рублей, в 2015 году - 178,1 миллиарда рублей. Несколько позиций, предусмотренных данным проектом федерального закона. Первое. Установление тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, которые заняты на работах с особыми условиями труда и имеют право на досрочную пенсию. Напомню, это производства с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда. В 2013 году тариф - 4 процента, в 2014 году - 6 процентов, в 2015 году - 9 процентов, по списку № 2 и малым спискам в 2013 году - 2 процента, в 2014 году - 4 процента и в 2015 году - 6 процентов. Для справки скажу, что в настоящее время численность получателей досрочной пенсии составляет одиннадцать миллионов человек, из них тех, кто получает досрочную пенсию до наступления пенсионного возраста, три миллиона двести тысяч человек. Суммарные расходы на выплату досрочных пенсий превышают 1,1 триллиона рублей, в том числе лицам, которые не достигли общеустановленного пенсионного возраста, сумма выплат составляет 354 миллиарда рублей, расходы на выплату страховой части пенсии составляют 180 миллиардов рублей. Таким образом, суммы тех досрочных выплат, которые не учитываются в нынешней тарифной политике, не обеспечены страховыми источниками и являются одним из источников бюджетного дефицита пенсионной системы. Следующая позиция, предусмотренная законопроектом, касается поэтапного, в течение трёх лет, плавного увеличения фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц: в 2013 году - исходя из двукратного МРОТ, в 2014 году - исходя из двух с половиной кратного МРОТ и в 2015 году - исходя из трёхкратного МРОТ. Для справки скажу, что численность самозанятых, уплачивающих взносы в Пенсионный фонд, составляет два с половиной миллиона человек. В настоящее время они уплачивают фиксированный платёж в размере порядка 14 тысяч рублей в год. Исходя из продолжительности стажа, в течение которого они осуществляют свой платёж, этой суммы хватает всего на одну десятую среднего размера пенсии, которая сегодня выплачивается Пенсионным фондом. Таким образом, данная категория граждан не обеспечивает своими выплатами своих пенсионных прав, тех прав, которые адекватны правам наёмных работников. Для справки скажу, что платежи наёмных работников, которые ограничены суммой выплат - имею в виду облагаемую заработную плату, - в среднем получаются при этом равны 112 тысячам рублей в год, то есть получается явная несоразмерность. Следующая позиция, предусмотренная проектом федерального закона, - поэтапное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости: в 2014 году - 20 лет, в 2015 году - 21 год. Для справки скажу, что в настоящее время ожидаемый период выплаты пенсии составляет 18 лет. Ожидаемый период выплаты начал расти с 2002 года, напомню, что первая позиция составляла 12 лет. Исходя из переходных положений закона она сначала росла по полгода, теперь по году. Даже если никаких изменений не предлагать, то в 2013 году этот ожидаемый период выплаты будет составлять 19 лет. Законопроектом предлагается плавно по году добавлять, начиная с 2014 года. Кроме того, данным законопроектом закрепляется позиция сохранения льготного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2012 года в отношении большинства плательщиков страховых взносов в размере 30 процентов в пределах налогооблагаемой базы и в пределах 10 процентов - в бюджет Пенсионного фонда сверх предельной базы на начисление страховых взносов. Прошу депутатов принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич, присаживайтесь. Дмитрий Сергеевич Коньков. КОНЬКОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В рассматриваемом законопроекте предложены три основных нововведения. Первое касается преобразования досрочных пенсий. Напомню, что в настоящее время взносы в Пенсионный фонд за всех работающих, в том числе занятых на работах с особыми, например, вредными условиями труда, одинаковы по размеру. Соответственно, пенсии тех, кто получает их досрочно, формируются за счёт страховых платежей за всех работающих, так устроена наша государственная пенсионная система, имеющая солидарную природу. В этих условиях у работодателей с особыми, как правило, вредными условиями труда сегодня отсутствует мотивация к тому, чтобы эти условия труда улучшать. Комитет считает, что такой порядок формирования досрочных пенсий социально несправедлив, и прежде всего социально несправедлив по отношению к другим категориям работающих. Именно поэтому комитет поддерживает предложение Правительства Российской Федерации о поэтапном установлении дополнительного тарифа для работодателей за вредные и опасные условия труда. Второе нововведение касается предложения о повышении тарифа пенсионных отчислений самозанятых граждан, то есть индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой. Они уплачивают взнос с МРОТ в размере 4 тысяч 611 рублей в 2012 году, со следующего года это будет 5 тысяч 205 рублей. Соответственно, они не могут сформировать пенсионные права в объёме, соответствующем объёму прав граждан, работающих по найму. При этом расходы Пенсионного фонда на выплату пенсий самозанятых граждан значительно превышают их страховые платежи. В связи с этим данные расходы финансируются за счёт солидарного перераспределения страховых взносов остальных категорий работающих. Комитет считает, что такое положение дел не является социально справедливым, вместе с тем оно противоречит страховым принципам пенсионного обеспечения. В связи с этим комитет поддерживает предложение Правительства Российской Федерации о поэтапном увеличении размеров страховых взносов для самозанятых лиц. Третье нововведение касается предложения о поэтапном увеличении ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчёта как страховой, так и накопительной части пенсии: 19 лет - в 2013 году, 21 год - в 2015 году. Комитет считает, что по предложенному изменению требуется дополнительное обсуждение с правительством, так как нет особой методики расчёта величины так называемого срока дожития и не совсем убедительны его расчёты исходя из статистической продолжительности жизни. Подчеркну, что подобные замечания высказаны и в ряде других заключений, поступивших на законопроект. В адрес комитета поступили в целом положительные заключения от Комитета Госдумы по бюджету и налогам, от Комитета Совета Федерации по социальной политике. Учитывая сказанное, а также необходимость сбалансированности пенсионной системы, комитет предлагает принять законопроект в первом чтении и доработать этот блок нововведений ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Иванович Штогрин. ШТОГРИН С. И. Спасибо. У меня вопрос к обоим докладчикам, и к Андрею Николаевичу Пудову, и к Дмитрию Сергеевичу Конькову. Вопрос вот в чём. Среди двух с половиной миллионов самозанятых большинство составляют те, кто работает самостоятельно, без найма других работников, работают в системе прямых продаж, в торговле, в бытовом обслуживании и так далее, у них доходы очень небольшие, бывает 200, 300, 500 тысяч рублей в год. Увеличение двух с половиной кратное, трёхкратное МРОТ для исчисления уплаты налогов может привести к тому, что эти люди просто-напросто либо бросят вообще работать и будут сидеть на шее у государства, либо уйдут в тень. Не считаете ли вы возможным ко второму чтению вот эту позицию, связанную с фиксированным размером страховых взносов в Пенсионный фонд и в фонд медицинского страхования, доработать, с тем чтобы эти люди могли легально работать и зарабатывать себе и пенсию, и заработную плату? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу вас. ПУДОВ А. Н. Ответ на этот вопрос лежит опять же в плоскости действительно принципа солидарности пенсионной системы, в соответствии с которым все должны свои права формировать соразмерно равности участия в этой системе. Я думаю, что при обсуждении, которое будет проходить до второго чтения, будут рассматриваться какие-то подходы, связанные с тем, чтобы формировать такую возможность, чтобы минимально затронуть данную категорию застрахованных лиц. Такой предмет для обсуждения может быть, но при этом я хотел бы отметить, что в настоящее время только для того, чтобы обеспечить своими платежами выплату пенсии в размере прожиточного минимума, который гарантирован государством, надо, чтобы платёж сегодня составлял 2,8 МРОТ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Владимирович Климов. КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Андрей Николаевич, мой вопрос тоже касается индивидуальных предпринимателей. Ещё год назад ваше министерство выдавало для создания собственного дела начинающим предпринимателям, в первую очередь индивидуальным предпринимателям, 58 тысяч рублей через центры занятости, сегодня вы предлагаете увеличить размер страхового взноса для той же категории предпринимателей - фактически это будет сумма, превышающая 30 тысяч рублей. У меня вопрос: вот когда принималось решение о двукратном увеличении, о трёхкратном увеличении, проводились ли какие-то экономические расчёты, какое количество предпринимателей мы можем потерять, и почему не проводилась оценка регулирующего воздействия данного законопроекта? ПУДОВ А. Н. Дело в том, что по действующей модели уплаты страховых взносов в системе налогообложения лиц, которые отнесены к так называемому самозанятому населению, уже есть налоговые льготы для тех, кто выбрал модель единого налога на вменённый доход, то есть они имеют право включать сумму страховых взносов в сумму налога. Таким образом, для них эта сумма, общая, совокупная налоговая нагрузка, не возрастёт. Безусловно, расчёты производились по этому поводу, но я повторю ещё раз, что принцип солидарной системы является определяющим. И мы говорим, и раньше говорилось о том, что если какие-то льготы должны предоставляться, то эти льготы должны осуществляться путём каких-то прямых преференций, а не через страховые взносы в единую пенсионную систему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, я допустил ошибку - не дал слово содокладчику Дмитрию Сергеевичу Конькову. Микрофон включите, пожалуйста. КОНЬКОВ Д. С. Ну, я в принципе в двух словах отвечу Сергею Ивановичу: мы приглашаем его для формирования поправок ко второму чтению на заседание профильного комитета и будем очень рады его присутствию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин вопрос задаёт. КАШИН Б. С. Андрей Николаевич, в концепции пенсионной реформы, которую правительство внесло президенту, намечен ряд шагов в правильном направлении, и некоторые из них отражены в этом законопроекте, но там есть и важнейший шаг - сокращение накопительной пенсионной составляющей, и непонятно, почему в этом законопроекте ничего об этом не говорится. Ведь доходит до того, что депутат Гончар заявляет, что нет альтернативы пенсионной накопительной системе. Николай Николаевич, уважаемый, вы почитайте всё-таки правительственный проект! Но почему у вас, Андрей Николаевич, сейчас нет ничего по этой теме? ПУДОВ А. Н. Борис Сергеевич, вы знаете, что сейчас активно проходит общественное обсуждение проекта стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, точнее, стратегии развития пенсионной системы, внесённой Президенту Российской Федерации. Я скажу, что в рамках законопроектной деятельности, которая сегодня формируется в качестве планов на краткосрочную перспективу, поскольку перераспределение тарифов страховых взносов прямо упомянуто в стратегии, предусматривается такой законопроект, но для этого требуется некоторое время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Евгеньевич Горовцов. ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Андрей Николаевич, расчёты, произведённые на основе ряда данных угольных компаний Российской Федерации, показывают, что предлагаемые вами в законопроекте решения о повышении ставок пенсионных взносов для лиц, занятых на рабочих местах, относящихся к опасным условиям труда, приводят к тому, что относительный рост доли отчислений из фонда оплаты труда угольных компаний за период 2010-2015 годов может увеличиться до 73 процентов, а относительный рост доли отчислений из фонда оплаты труда во внебюджетные фонды за тот же период - на 64 процента. Эти же расчёты показывают, что к 2015 году угольные компании будут платить в Пенсионный фонд России на 16,6 процента больше, чем компании, имеющие точно такие же по опасности рабочие места, но работающие в других отраслях промышленности. И на 43 процента это увеличит нагрузку... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Николаевич. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос. Я скажу, что если брать актуарно сбалансированный тариф, который должен быть для этих категорий, то для списка № 1, по расчётам актуарно сбалансированного тарифа, он должен, вообще-то, быть 15 процентов, а для списка № 2 - около 10 процентов. Поэтому плавное введение тарифа страховых взносов, начиная с 2 процентов и 4 процентов с постепенным доведением до 6 процентов и 9 процентов... При этом я напомню, что в стратегии долгосрочного развития пенсионной системы предусматривается вариативность в среднесрочной перспективе для этого платежа через создание корпоративных систем, я думаю, что это разумное решение, которое позволяет в рамках солидарной системы формировать обязательства, равные для всех. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступление. Покажите список. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Обсуждая этот закон, надо прежде всего оценить ту самую стратегию, которую правительство внесло президенту. Хочется сказать, что правительство здесь, так сказать, посмотрело правде в глаза и занялось решением тех острых проблем пенсионной системы, которые годами накапливались, здесь речь идёт о накопительной составляющей, которая действительно превратилась в кормушку, и о досрочных пенсиях, и о самозанятых гражданах, и с этой точки зрения саму концепцию я бы достаточно высоко оценил. Что беспокоит? Беспокоит то, что мы принимаем в первом чтении такие законопроекты, как внесённый депутатом Габдрахмановым, где вопреки обсуждаемой концепции пенсионной реформы протаскивается, по существу, расширение накопительного компонента. Я ещё раз повторяю, что деньги обесценились почти на треть, никто за это не отвечает, но пытаются всё это тянуть до бесконечности. Что касается тех вопросов, которые сюда включены. Это очень важная тема, я совершенно согласен с правительством, что пора решать вопрос о досрочных пенсиях и что должны платить работодатели, те, кто сейчас не заинтересован в уменьшении вредного производства. Но здесь возникает серьёзная опасность, что под видом, так скажем, какой-то реорганизации число рабочих мест на вредных производствах будет сокращено, чтобы уменьшить платежи, и пострадают люди. Поэтому министерству нужно, конечно, задуматься о том, чтобы ввести контроль за соблюдением условий труда на вредных производствах. Я, кстати, разговаривал с директорами крупных предприятий в Мурманской области: 4 процента, которые в следующем году ожидаются, их не волнуют. В дальнейшем, конечно, это будет серьёзная проблема. Что касается вопроса, который депутат Штогрин поднял, я считаю, что нужно действительно вместе сесть и посмотреть, чтобы не задеть те категории самозанятых, которые могут прекратить свою трудовую деятельность в результате больших отчислений в Пенсионный фонд. И что касается периода дожития. Как я понял правительство, в следующем году ничего не изменится в отношении действующего законодательства, а дальше нас всё равно ждёт изменение пенсионной формулы, поэтому здесь такой оперативной опасности нет, но всё-таки надо пересчитать всё это очень внимательно, с учётом того что период дожития, видимо, считался вместе с досрочниками, теми, кто уходил раньше на пенсию, поэтому он мог быть выше, чем при другом способе подсчёта. Законопроект кажется, так сказать, техническим, но это очень важный законопроект, он требует... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Рэмовна Петухова. ПЕТУХОВА Н. Р. Спасибо. Уважаемые коллеги, цель этого законопроекта теоретически, наверное, правильная, это предоставление Пенсионному фонду дополнительных возможностей для принятия мер по увеличению доходов и обеспечению его сбалансированности. В целом разделяя необходимость применения любых мер по сбалансированности бюджета, считаем что введение предлагаемых мер в рассматриваемом законопроекте несвоевременно и требует дополнительных проработок и поэтапного введения. Сейчас поясню, что я имею в виду. Прежде всего, очень много вопросов осталось по спискам № 1 и № 2, в которых указаны виды работ и рабочие места с вредными условиями труда. Эти списки, как утверждают многие эксперты и практики, уже явно устарели, и, может быть, имеет смысл даже отказаться от этих списков. Целесообразно было бы провести тщательную аттестацию рабочих мест и ввести уплату дополнительных страховых взносов на основании уже фактических условий труда на рабочем месте. Также законопроектом предусматривается повышение взносов, уплачиваемых самозанятыми лицами, предполагается трёхразовое повышение. Такое резкое повышение может повлечь уход значительной части самозанятых в тень, поэтому, как нам представляется, целесообразно было бы не повышать тариф вот так вот резко, а создать для этой категории работников отдельные отраслевые пенсионные системы или, может быть, увеличить срок повышения тарифа лет на шесть-семь. И последнее, что хотелось бы сказать. Повышение тарифа приводит к увеличению фонда заработной платы. Это сокращает налоговую базу в части налога на прибыль, соответственно снижаются поступления в бюджетную систему. Особенно тяжёлые последствия могут быть для городов, где доминируют угольная промышленность, нефтегазовая промышленность. А насколько нам известно, компенсации по выпадающим доходам не предполагаются. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Владимирович Климов. КЛИМОВ В. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, к сожалению, ответ, который прозвучал на мой вопрос, говорит о том, что законопроект сформирован исходя из безусловно важных нужд Пенсионного фонда, пенсионной системы и обеспечения справедливости, однако в отношении малых индивидуальных предпринимателей, самозанятого населения, оценка последствий не проведена. Я ещё раз обращаю внимание Министерства здравоохранения, что проект не прошёл процедуру оценки регулирующего воздействия в правительстве, что, собственно, положено было сделать. Мне кажется, что без этой процедуры, вернее, эту процедуру нужно сделать обязательной ко второму чтению и всерьёз оценить, что нас ждёт с точки зрения бизнеса, малого бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Николаевич, вы будете выступать ещё? ПУДОВ А. Н. Пожалуй, нет, но я могу сказать, что стандартную процедуру прохождения закона на оценку регулирующего воздействия проходят все законы, включая и этот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Сергеевич также отказывается от выступления. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 14 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 289 чел. Не голосовало 161 чел.35,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.