Заседание № 60
О проекте федерального закона № 143348-6 "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 17, проект федерального закона "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", третье чтение. Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению, замечаний юридико-технического характера нет, комитет предлагает принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления от фракций по мотивам? Будут, от фракции КПРФ - Бессонов. Выносим на "час голосования".
Пункт 17, проект федерального закона "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". По мотивам выступает Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемые коллеги, я воспользуюсь случаем для того, чтобы заострить ваше внимание на следующих моментах. Конечно же неправильно, что действие закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостанавливается до 1 января 2016 года, и по физической культуре также принятие решения откладывается. И уж совсем неправильно, что принимается решение приостановить действие закона "Об объектах культурного наследия..." в тот момент, когда у нас целый ряд памятников истории находится в плачевном состоянии. Но главное, о чём я хочу сказать, это то, что принято решение о том, чтобы отложить индексацию денежного довольствия военнослужащих Министерства обороны и внутренних войск Министерства внутренних дел до января 2014 года, и я полагаю, что доводы, которые приводятся, несостоятельны. Так, например, говорится о том, что военнослужащие уже стали не нищими. Следующий довод - о том, что необходимо 44 миллиарда рублей. Но, принимая решение по этому закону, прекрасно знали, какие суммы понадобятся, и знали, что денежное довольствие военнослужащих различных федеральных министерств и ведомств неодинаково. Но этот довод также несостоятелен, потому что денежное довольствие военнослужащих некоторых федеральных ведомств и министерств выше, чем у военнослужащих Министерства обороны и внутренних войск Министерства внутренних дел. Нужно сказать ещё следующее: при увеличении в этом году денежного довольствия военнослужащие потеряли от 6 тысяч до 16 тысяч рублей, утратив льготы. Ну и, завершая своё выступление, я хочу опровергнуть слова министра финансов, который заявил, что лейтенант Министерства обороны получает 50 тысяч рублей. Зарплата следующая: капитан (командир роты) получает за должность 22 тысячи рублей, за звание - 11 тысяч рублей, подполковник (комбат) - 24 тысячи и 12 тысяч, полковник (комбриг) - 29 тысяч и 13 тысяч и генерал-майор (комдив) - 30 тысяч и 20 тысяч, в общей сложности 50 тысяч рублей. Мы считаем, что это решение неправильное и денежное довольствие военнослужащих индексировать необходимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна Максимова - выступление по мотивам. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вопрос, который поднимает Владимир Иванович, действительно многократно обсуждался во всех комитетах, в профильном комитете, в том числе и по закрытым статьям, при формировании бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, который мы сегодня во втором чтении приняли. И мы ещё раз напоминаем, что договорённости о том, как будет проходить повышение денежного довольствия и оплаты труда военнослужащих, были достигнуты ещё при формировании трёхлетки на 2012 - 2015 годы. И действительно, тогда было принято решение повышать поэтапно, и первый этап - это повышение оплаты труда военнослужащих Вооружённых Сил, внутренних войск и сотрудников органов внутренних дел с 1 января 2012 года, и в полном объёме эти обязательства были выполнены в 2012 году. А что касается реформирования денежного довольствия военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти, то было принято решение начать его с 1 января 2013 года. Таким образом, мы хотели, чтобы в 2013 году... вернее, не мы, а было принято решение правительством и согласовано со всеми заинтересованными министерствами, что в течение 2013 года будут достигнуты равные условия оплаты труда военнослужащих и работников правоохранительных органов, которые проходят службу в различных федеральных органах исполнительной власти, в связи с этим индексация в 2013 году военнослужащим Вооружённых Сил не была заложена. И мы считаем, что это логично, потому что, если мы будем опять индексировать одним и повышать заработную плату без индексации другим, опять отставание на год мы будем иметь в 2013 году. В 2013 году у нас всё это должно быть выравнено. Наша фракция будет голосовать за равенство оплаты труда всех, кто проходит службу в федеральных органах исполнительной власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 14 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 138 чел.30,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 58
О проекте федерального закона № 143348-6 "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос повестки, проект федерального закона "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Законопроект слушается во втором чтении. Докладывает Надежда Сергеевна Максимова. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! К указанному законопроекту было внесено пять поправок. Они все очень подробно и комитетом по бюджету, и профильными комитетами обсуждены, и было принято решение их отклонить. Комитет просит принять таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы и замечания по таблице поправок? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 33 сек.) Проголосовало за 256 чел.56,9 % Проголосовало против 42 чел.9,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Принято. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й пункт, проект федерального закона "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 34 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 142 чел.31,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Законопроект принят.
Заседание № 54
О проекте федерального закона № 143348-6 "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Докладывает Алексей Михайлович Лавров, заместитель министра финансов Российской Федерации. Пожалуйста. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Бюджетным кодексом предусмотрена ситуация, когда ряд нормативных актов не может быть обеспечен источниками финансирования в трёхлетнем периоде. В этом случае отдельным законом - подчеркну, отдельным законом, а не законом о бюджете, как это было раньше, - такие положения подлежат приостановке. Такого рода законопроект сопровождает закон о бюджете и вносится вместе с ним единым пакетом. В представляемом вам законопроекте предлагается приостановить нормы пяти законов. Из них нормы первых трёх уже приостанавливались неоднократно. В отношении этих трёх законов предлагается продлить приостановление действия указанных положений ещё на один год - на последний, третий год планового периода. Таким образом, по сути, это носит чисто технический, юридический характер, поскольку они и так не применяются и не могут изменить существующую ситуацию. О каких трёх законах идёт речь? Первый, самый сложный закон, посвящён содержательной базе и стоимости необходимого социального набора. Это один из тех законов, которые, как предполагалось в 90-е годы, должны были составить целый комплекс законов, регулирующих отношения по восстановлению утраченных сбережений граждан, но он не применялся и не может сейчас применяться, поскольку другие законодательные акты так и не были приняты. При этом государство продолжает компенсировать гражданам утерянные сбережения: в бюджете на эти цели предусмотрено по 50 миллиардов рублей ежегодно. За время с начала восстановления этих средств более 400 миллиардов рублей было выплачено различным категориям граждан, прежде всего старших возрастов и их наследникам, то есть эта проблема решается, но не тем способом, которым предполагалось сделать это раньше, - путём принятия вот этого комплекса законов. Сейчас в Минфине создана специальная рабочая группа, которая вместе с представителями Сбербанка и Конституционного Суда будет рассматривать этот вопрос в комплексе, есть решение Комитета Государственной Думы по финансовому рынку о создании специальной рабочей группы, то есть мы предлагаем идти по пути комплексного решения проблемы, ну а пока, в качестве временной нормы - приостановить действие этого закона ещё на один год. Второй закон касается объектов культурного наследия. У нас семь тысяч объектов культурного наследия, федеральный перечень так пока и не сформирован. Предполагалось, что часть полномочий в этой сфере будет передана субъектам Федерации, но эта норма также не применяется, поэтому федеральный бюджет продолжает нести ответственность, в том числе и финансовую, за содержание этих объектов в размере примерно 7-9 миллиардов рублей в год. Таким образом, в части, касающейся делегирования этих полномочий субъектам Федерации, предлагается эту норму также приостановить. И третий закон - "О физической культуре и спорте...", его отдельные положения о ведении спортивных паспортов органами власти субъектов Российской Федерации. Нормы не применяются, не востребованы, поэтому также предлагается их ещё раз приостановить, как это делалось в последние годы. Нормы двух следующих законов приостанавливаются впервые, то есть в данном случае ситуация носит более сложный, содержательный характер, приостанавливаются они всего лишь на один год - на 2013 год, и связано это со следующими обстоятельствами. Это два закона, предусматривающие ежегодную обязательную индексацию денежного содержания военнослужащих на уровне инфляции. В прошлом году, как вы знаете, в Министерстве обороны и в МВД была проведена масштабная реформа. В среднем зарплата военнослужащих возросла в 2-2,5 раза, в органах МВД - в 1,8-2,3 раза, то есть достигла уже значительных величин. И такая же реформа, с похожим масштабом увеличения денежного довольствия планируется в отношении остальных министерств силового блока. Средства на это зарезервированы в федеральном бюджете на 2013-2015 годы в размере 221 миллиарда рублей, и, по нашим оценкам, денежное довольствие военнослужащих увеличится примерно так же, как и в органах МВД, - в 1,2-2,3 раза. Таким образом, если мы сейчас будем применять эту норму, у нас произойдёт разрыв между военнослужащими, которые проходят службу в разных министерствах: у одних денежное содержание будет проиндексировано, там, где уже была проведена реформа, а у других - нет. В тот год, когда мы проводили реформу в Министерстве обороны и органах МВД, индексация там не проводилась, она как бы была погружена в систему реформирования общего денежного довольствия, поэтому мы предлагаем с учётом уже произошедшего большого увеличения денежного содержания военнослужащих, а также планируемого, которое полностью обеспечено финансированием, создать равные условия для всех военнослужащих и на один год приостановить действие этих положений. С 2014 года предполагается это восстановить, то есть не продлевать эту приостановку, но тогда реформы уже будут проведены во всех министерствах силового блока и индексация будет осуществляться в установленном законом порядке. Просим поддержать указанный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Алексей Михайлович. Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел законопроект и поддерживает его. Вместе с тем мы считаем необходимым отметить, что в принципе норма о приостановлении действия отдельных статей того или иного закона должна быть нормой исключительной, а не быть следствием того, что у нас не приняты какие-то нормативные акты либо нет правового механизма регулирования этих взаимоотношений. Тем не менее во всех трёх законах, о которых здесь шла речь, эта норма уже носит систематический характер. Вот, в частности, нормы закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" уже в течение десяти лет пролонгируются и откладываются, приостанавливаются, вернее сказать. Мы понимаем прекрасно, что закон очень тяжёлый и очень дорогостоящий, но тем более необходимо законодательно его отрегулировать, ввести в законодательное русло, в законодательное поле. Закон "Об объектах культурного наследия..." - то же самое, уже с 2010 года мы ежегодно приостанавливаем эту норму, вот сейчас до 2016 года. Но, наверное, пора уже принять решение и определиться, какие же объекты на чьих лужках находятся, кому они принадлежат, кто должен их содержать и следить за их нормальным состоянием. Аналогичная ситуация с нормой по оформлению и ведению спортивных паспортов, то же самое, приостанавливаем до 2016 года. Мы считаем необходимым рекомендовать всё-таки правительству в ближайшее время организовать подготовку соответствующих законодательных актов, и депутаты, как здесь было сказано, готовы принять участие в этой работе, с тем чтобы, уже формируя бюджет на следующую трёхлетку, 2014-2016 годов, мы уже к нормам о приостановлении не возвращались. Что касается индексации окладов сотрудников органов внутренних дел и окладов по воинским должностям, Алексей Михайлович уже объяснил, почему мы к этой норме приходим и приостанавливаем её на один год, до 2014 года. Тем не менее, когда мы будем этот законопроект готовить ко второму чтению, мы всё-таки должны предметно посмотреть, каким образом будет исполнено поручение Президента Российской Федерации от 10 октября 2012 года Правительству Российской Федерации до 1 ноября текущего года представить свои предложения по срокам введения индексации этих окладов. Мы считаем, что этот вопрос должен решаться в русле поправок ко второму чтению к основному закону о федеральном бюджете на 2013-2015 годы. С учётом сказанного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Алексей Михайлович, вы не могли бы назвать общую сумму вот этих отложенных обязательств государства по тем законам, о которых вы говорили? Если это невозможно сразу просуммировать, ну, может быть, тогда по категориям: отдельно по вкладам, отдельно по обязательствам по военным, ну и так далее, чтобы мы почувствовали объём, размер этих обязательств, которые вы предлагаете отложить. Спасибо. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, конечно, эти материалы представлены в финансово-экономическом обосновании. По индексации военнослужащим суммарно на один год - 42,5 миллиарда рублей. По восстановлению сбережений, если в полном объёме попытаться пока условно рассчитать эти обязательства, то получится в расчёте на год около 30 триллионов, подчеркну, рублей, то есть более чем в два с половиной раза превышение всего объёма федерального бюджета. Но это именно объёмы обязательств, а не обязательных выплат в конкретном году, естественно, объём выплат может здесь изменяться в зависимости от конкретной формулы. Закон о паспортах - в районе 2 миллиардов рублей. И по закону "О культурном наследии..." сумма расчёту не поддаётся, потому что сейчас точная сумма обязательств, которая перешла бы на субъекты Федерации, зависела бы от конкретного перечня объектов, передаваемых субъектам Федерации. Ну, по оценкам, она находится в пределах общей суммы 7-9 миллиардов рублей, которая сейчас тратится на содержание этих объектов из федерального бюджета, она всё равно её не будет превышать. Вот такой масштаб проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Алексей Михайлович, вот в прошлом созыве в Думе была сформирована группа, которая должна была заниматься этими накоплениями. Она так и не смогла собраться, потому что кворум не был обеспечен. Теперь у нас новая создаётся группа. Во-первых, имеет ли перспективу, с вашей точки зрения, такая работа? Кто в министерстве отвечает за подготовку документов, за выработку позиций, потому что, кроме, так сказать, откладывания этого вопроса, ничего позитивного мы от власти не видим, а люди нас спрашивают, что мы сделали. Спасибо. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Борис Сергеевич, группу, которую правительство поручило создать Министерству финансов, возглавляет министр лично, поэтому можно сказать, что он отвечает в министерстве и в правительстве за решение этой проблемы, ну и соответствующие есть департаменты, которые занимаются предметно этой темой. Одно заседание этой рабочей группы уже состоялось, там были определены план работы и материалы, которые необходимо собрать. Мы действительно поддерживаем инициативу Комитета по финансовому рынку воссоздать группу, которая существовала в Государственной Думе, и объединить наши усилия, потому что прекрасно понимаем, что вопрос очень сложный, законодательно запутанный, и нам нужно не откладывать принятие решений из года в год, продлевая эти приостановки, а найти способ решения этой проблемы. Рано или поздно это сделать, на наш взгляд, придётся, и правительство это прекрасно понимает, поэтому и инициировало более подробную проработку этого вопроса Министерством финансов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руслан Георгиевич Гостев. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Спасибо. Мне представляется, что практика приостановки, переноса действия законов - это, если хотите, в известной мере направленные действия по дискредитации того, что сделано и что предстоит сделать. Если постоянно переносится какой-то норматив выполнения и правительство или же, неважно, какие-то другие органы считают, что можно не выполнять что-то, и ставят вопрос о переносе или отмене, то это красноречивое свидетельство правового нигилизма, который существует в правительстве, у отдельных министров, в министерствах и так далее, и так далее. Поэтому вопрос: не кажется ли вам, что прежде всего надо серьёзно продумать меры ответственности министерств, которые должны организовывать исполнение тех или иных законов? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Руслан Георгиевич, уважаемые депутаты! На наш взгляд, постановка вопроса правильная: если мы не можем в течение нескольких бюджетных циклов ввести в действие какую-то норму, значит, она, наверное, не так уж и востребована и нужно рассмотреть вопрос о её исключении на постоянной основе. Но ситуации бывают разные. Вот в данном конкретном законопроекте по крайней мере три качественно разные ситуации. Приостановка норм, связанная с индексацией окладов военнослужащих, - часть большого пакета реформ, приостановка нужна на один год исключительно как техническая мера, и мы считаем, что как раз здесь она оправданна. Первая тема - о восстановлении сбережений - это история принятия законодательных актов 90-х годов. К ней можно по-разному относиться, но решить эту проблему законодательно, очевидно, тоже придётся. Два законопроекта - о спортивных паспортах и о культурном наследии, и здесь, к сожалению, нужно, наверное, признать, что есть чисто технические проблемы, поэтому мы готовы рассмотреть вопрос об исключении этих норм на постоянной основе либо о поиске других механизмов законодательного регулирования этих вопросов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Алексей Михайлович, что помешало в прошлом году провести реформу в отношении денежного довольствия во всех федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба? Это первый вопрос. И второй. Ставите ли вы в один ряд военнослужащих Министерства обороны, которые вынуждены по роду своей службы перемещаться по всей стране и которые сегодня фактически лишены права бесплатно летать на самолётах, ездить на поездах... Не надо ли всё-таки в этом году выделить 42 миллиарда рублей и проиндексировать им денежное довольствие, поскольку в прошлом году накануне выборов им повысили денежное довольствие, а в этом году оно будет съедаться инфляцией, и они, лишённые льгот, не смогут... (Микрофон отключён.) ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Владимир Иванович, уважаемые депутаты! Сроки проведения реформы определялись двумя факторами. Во-первых, необходимостью тщательной отработки самих механизмов новой структуры денежного содержания в разных органах, прежде всего в самых крупных, самых массовых - в Министерстве обороны и в МВД. Просто в большом количестве правоохранительных органов, с особой спецификой службы, с разной штатной численностью, с разными структурами надбавок, мы одновременно эту реформу провести бы не смогли. Это первый фактор. Второй фактор связан с бюджетными ограничениями: обе эти реформы требуют выделения достаточно больших средств, и были приняты осознанные решения о том, чтобы последовательно входить в реформу, в том числе применяя меры, например, по оптимизации штатной численности в разных министерствах. Поскольку первый этап реформы прошёл успешно, то теперь, как и планировалось, мы подходим ко второму этапу реформы - всё рассмотрим вместе. И конечно, денежное содержание военнослужащих в разных министерствах будет сопоставимо, здесь мы никакую дифференциацию не усматриваем, напротив, всё должно быть как раз приведено к единому формату и стандарту, хотя, конечно, существуют и особые виды доплат, связанные с особыми условиями службы военнослужащих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Владимир Иванович Бессонов, пожалуйста. БЕССОНОВ В. И. Уважаемые коллеги, Сергей Евгеньевич! Я хочу вступиться за военнослужащих Министерства обороны. В прошлом году им повысили денежное довольствие и в надежде на то, что они будут получать высокую заработную плату, их лишили различных льгот - санаторно-курортного лечения, возможности перемещаться по стране бесплатно к месту отпуска и обратно. Но в наших условиях инфляция начнёт съедать их денежное довольствие, и фактически они, лишённые льгот, останутся с той же заработной платой и будут находиться в сложном положении, когда им нужно будет перемещаться по стране, они не смогут даже добраться к месту отпуска. Сумма небольшая - 42 миллиарда рублей, и в принципе если выполнить обещание индексировать военнослужащим денежное довольствие, то наши военнослужащие будут получать достойную заработную плату, раз их лишили льгот, хотя, по большому счёту, правильнее было бы, повышая денежное довольствие, сохранить многие льготы за военнослужащими. А сегодня к нам поступает информация о том, что с военнослужащих даже пытаются собирать деньги на проведение учений различного уровня, - это тоже неправильно, это негативная тенденция. Так вот у меня предложение всё-таки не исключать возможности проиндексировать денежное довольствие военнослужащих Министерства обороны, чтобы сохранить тот уровень, который был в прошлом году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Иванович Штогрин. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я держу в руках перевод на русский язык постановления Европейского Суда по правам человека. Страсбург, 2 декабря 2010 года, первая секция, дело "Юрий Лобанов... против Российской Федерации" - громко звучит! Суть вопроса: заявитель является держателем облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года с общей номинальной стоимостью 19 845 "долговых рублей". Решение суда (цитирую): "...Суд единогласно... постановил, что государство-ответчик обязано в течение трёх месяцев со дня вступления настоящего постановления в силу в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конвенции выплатить заявителю 1800 евро в качестве компенсации морального вреда, подлежащие переводу в рубли по курсу, который будет установлен на день выплаты, а также любые налоги, начисляемые на указанную сумму". Вот вам пример, когда волокита чиновников всяких правительственных ведомств приводит к тому, что люди, пройдя, так сказать, круги судебного ада в Российской Федерации, вынуждены идти в Европейский Суд по правам человека. Мы что, ещё на год хотим отложить принятие решения по дореформенным вкладчикам, чтобы миллионы вкладчиков обратились в Страсбург и там добились решения суда? А решение, которое там принято, выполняется безапелляционно, без всяких вопросов, выплачивают и саму сумму, и за моральный ущерб. Я считаю, что тянуть дальше уже некуда. Дело в чём? Вот те нормы, которые нам предлагают пролонгировать с 1 января 2015 года на год, до 2016-го... Вообще, я считаю, что этого делать не следует. Почему? Я понимаю, если бы мы сегодня говорили о том, что настал срок вступления в силу закона, что это надо исполнять с 1 января 2013 года, то есть что осталось, к примеру, два месяца и пятнадцать дней, - тогда да, проблема не решена, надо отложить. Но у нас до 1 января 2015 года ещё есть два года и два месяца, так давайте мы эти два года и два месяца поработаем в этой комиссии. Кстати говоря, я был членом думской комиссии по дореформенным вкладам в прошлом созыве, собиралась она два раза всего: на втором заседании этой комиссии я был один из депутатов. Это к вопросу о том, насколько эффективно она работала. Поэтому я обращаюсь к Наталье Викторовне Бурыкиной, если она эту комиссию возглавит: давайте работать по-настоящему и принимать решения. Надо всё-таки какие-то решения принимать, а не откладывать каждый год решение этих проблем, чтобы люди не ходили в Страсбург, в Европейский суд по правам человека. То же самое относится и к объектам культурного наследия... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё четыре минуты. Правда, Сергею Ивановичу столько не потребуется. ШТОГРИН С. И. Да, у меня ещё четыре минуты: я от фракции выступаю. То же самое относится и к спортивным паспортам: у нас есть ещё два года, за эти два года мы можем принять решение, быть этому или не быть. Поэтому принятие данного закона бессмысленно. Что касается вопроса о денежном довольствии военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Я вам процитирую интересную фразу из пояснительной записки, которую подготовило правительство к этому проекту закона: вместе с тем индексация окладов денежного содержания в соответствии с федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ и федеральным законом от 7 ноября 2011 года номер 306-ФЗ приведёт к возникновению неравных условий для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, проходящих службу в различных федеральных органах исполнительной власти. Я спрашиваю: а сейчас что, они равные? Разница в чём? Если мы проиндексируем денежное довольствие военнослужащих и сотрудников ОВД, то мы будем идти, так сказать, строго по "дорожной карте", как принято говорить, в соответствии с реформой: перевели на новые условия с 1 января 2012 года - с 1 января 2013 года мы им индексируем; сотрудников ФСО, СВР, МЧС, ФСБ и других переводим на новые условия с 2013 года - проиндексируем с 2014 года. И не надо их равнять! Я полностью согласен с Надеждой Сергеевной Максимовой в том, что данная норма вообще не этого закона, а закона о бюджете. У нас будет второе чтение бюджета, и мы во втором чтении всё это можем рассмотреть, может быть, даже и найдём эти 42 миллиарда, извините, из заначек, с тем чтобы это всё проиндексировать. Подводя итог, что можно сказать? Поскольку спешки с переносом отсрочки ещё на год, с 2015-го до 2016-го, никакой нет, а проблему с индексацией денежного довольствия военнослужащих можно решить в законопроекте о бюджете ко второму чтению, смысла в принятии этого закона нет, и наша фракция будет голосовать против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алевтина Викторовна Апарина. АПАРИНА А. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, давайте будем говорить откровенно: вот мы уже не первый раз принимаем такие законы, когда откладываем, переносим, обещаем и не выполняем. По сути, такие законы являются продолжением 122-го закона, мы ещё добавляем, так сказать. И в этом плане не случайно вкладчиков называют обманутыми, они себя сами называют "обманутые вкладчики". И вынесение сегодня данного законопроекта на рассмотрение является ярким подтверждением того, что власть постоянно обманывает своих граждан. Посмотрите, сменилось уже два президента, пошли по следующему кругу, поменялись составы Государственной Думы, а мы до сих пор не выполняем то, что обязаны выполнить! Ограбили народ, забрали сбережения, и президент, и Государственная Дума наобещали, что будет забота о военнослужащих, о сотрудниках правоохранительных органов, и не выполняют! Уважаемые товарищи, странно было слышать, когда докладывал Алексей Михайлович, хотя он так мягко говорил: мы меняем методы выплат и прочее. Какие методы? Во-первых, мы обманываем в том плане, что один советский рубль... давайте хотя бы сделаем выплаты с учётом соотношения, сколько он сейчас стоит, нет этого! И во-вторых, обманываем обещаниями: уже эти поколения уходят, а мы никак не можем выплатить то, что отобрали! Мне думается, что пора повысить ответственность тех, кто должен выполнять эти обещания, тем более что Владимир Владимирович Путин в предвыборных речах своих много давал обещаний. Моя просьба: когда Надежда Сергеевна будет выступать с заключительным словом (если не планировала, то я прошу это сделать), скажите, как вы считаете, всё-таки должен кто-то понести ответственность? Столько лет переносим, меняются руководители, наверное, пора сказать о том, что надо отвечать за это. Подводят и руководителей, власть подводят, нас подводят, потому что принимаем законы, а они не выполняются! Я хотела бы получить ответ в заключительном слове и замминистра, и Надежды Сергеевны: всё-таки в чём причина - вроде бы, говорят, благополучный год, мы слышали, как об этом здесь говорили, а переносят, и кто должен ответить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика и содокладчика - это право, а не обязанность. Алексей Михайлович, вы своим правом воспользуетесь? Пожалуйста. ЛАВРОВ А. М. Уважаемые депутаты, анализируя вот такую сложную ситуацию, как восстановление утраченных сбережений, - Сергей Иванович отмечал, что уже доходит до решений Суда по правам человека, - могу сказать следующее. Вот в данном конкретном случае долг, по делу о котором был выигран суд, - это облигации 82-го года - как раз был погашен в 92-93-м годах, но проблема состояла в том, что там облигации на предъявителя и нужно было корректно распределить этот выпуск между Российской Федерацией и другими странами, входящими сейчас в СНГ. Поэтому время от времени, мы не исключаем, такого рода остаточные явления будут возникать по данному конкретному виду долгового обязательства, но это ещё не свидетельствует о том, что мы здесь находимся в такой тяжёлой ситуации, поскольку это разовый случай. Но конечно, решение суда мы будем выполнять. Действительно, проблема существует. Почему мы её до сих пор не можем решить? По крайней мере масштаб проблемы я называл: это обязательство - 30 триллионов рублей. Если считать, как это предусмотрено законопроектами, которые были приняты в 90-х годах, очевидно, вопрос этот не имеет прямого решения, хотя мы вовсе не призываем и не предлагаем его куда-то совсем далеко отодвинуть, это чисто техническое решение. И в отношении двух других законов, о которых говорилось, что их действие не надо приостанавливать, потому что, мол, 2015 год когда ещё подойдёт. Строго по законодательству мы обязаны предусматривать средства на исполнение действующих, то есть предусмотренных действующими законами, обязательств, и, таким образом, эти средства на 2015 год мы должны были предусмотреть, при этом понимая, что никаких возможностей и механизмов для реализации этих норм не существует. Мы считаем, что законопроект нужен, и просим его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна Максимова. Пожалуйста, микрофон включите. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, уважаемая Алевтина Викторовна! Ваша озабоченность, ваша боль, в общем-то, совершенно ясна, и мы её понимаем, но, наверное, нужно ответственность разделить всё-таки: не только правительство, но и мы с вами тоже субъекты права законодательной инициативы, и надо сказать, что в недрах Государственной Думы за всё это время так и не родилось никакого законопроекта, который помог бы правительству, может быть, по крайней мере смог бы донести наше видение, как отрегулировать эту проблему, как вы говорите, обманутых вкладчиков, а на самом деле это обязательства Советского государства перед своими гражданами. Мы ежегодно всё-таки... да, конечно, суммы не очень большие, но для пенсионеров и те суммы, которые выплачиваются по наступлении соответствующего возраста, всё равно значительные. Вот Алексей Михайлович уже говорил, что более 400 миллиардов рублей всё-таки из федерального бюджета выплачено, и на последующую трёхлетку мы по 50 миллиардов рублей каждый год закладываем. Недостаточно, но тем не менее давайте над этим вопросом работать вместе, тем более что фракция наша поддерживает инициативу, которая нашим Комитетом по финансовому рынку выдвинута, и мы собираемся вместе с правительством создать рабочую группу по реализации и подготовке вот такого законопроекта. Второе, о чём тоже сказал заместитель министра финансов. Сегодня, коллеги, мы не можем не принять бюджет на 2016 год - мы с вами принимаем трёхлетку. Мы работаем в русле законодательства, а Бюджетный кодекс, 192-я статья, говорит, что, если ресурсы не заложены, надо приостанавливать эту статью, поэтому вот это чисто технически мы на 2015 и 2016-й годы приостанавливаем, но это не значит, что работать над законопроектами о культурном наследии, о спортивных паспортах и так далее мы не будем. Нет, более того, комитет об этом прямо написал, что мы рекомендуем правительству ускорить эту работу и в ближайшее время подготовить указанные законопроекты. Что касается военнослужащих, совершенно правильно Сергей Иванович на это обратил внимание. Работая над основным законом о бюджете, над поправками ко второму чтению, и наш комитет по бюджету, и Комитет по обороне ещё раз подчеркнули в своих заключениях, что будем следить за тем, чтобы, безусловно, указы президента от 7 мая в этом отношении были исполнены, а какие сроки будут предложены, мы будем смотреть, какие в этом плане правительство нам даст замечания. Наша фракция, конечно, будет поддерживать эти законопроекты, потому что они просто исходят из нашего законодательства, которому мы с вами должны, как законодатели, безусловно, следовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 13, проект федерального закона "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 44 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 146 чел.32,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Законопроект принят.