Заседание № 94

15.05.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 143223-4 "О внесении изменений в статью 281 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части расширения круга субъектов, уполномоченных на подачу заявления об ограничении дееспособности гражданина; внесён депутатами Государственной Думы Е. Ф. Лаховой, А. Н. Хайруллиным, Н. А. Останиной, а также Т. А. Фральцовой, К. Ж. Давлетовой, А. А. Сизовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5991 по 6246 из 7549
Пункт 27. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 281      
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад Нины         
Александровны Останиной.                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
И Крашенинникова верните в зал для содоклада.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, Вяткин разве, да? У меня написано: Крашенинников.      
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я начну со статистики. В прошлом, 2008 году   
сто двадцать шесть тысяч детей стали жертвами преступлений со стороны           
взрослых, из них две тысячи детей погибли, две с половиной тысячи стали         
инвалидами, две тысячи детей стали жертвами насилия со стороны взрослых...      
Двадцать восемь тысяч детей в прошлом году убежали из дома. Я привожу эти       
цифры не для того, чтобы разжалобить вас и призвать проголосовать за            
предложенный законопроект, я понимаю, что, похоже, всё, что касается детей, в   
этом зале безнадёжно, потому что и сам законопроект пролежал в комитете Павла   
Владимировича четыре года. Он был нами внесён ещё 10 марта 2005 года, и         
только сегодня комитет удосужился вынести его на рассмотрение. Совершенно       
очевидно, что в этом проявляется отношение не только к самому законопроекту,    
но и к проблеме, которая в нём поднимается.                                     
                                                                                
Я назвала эти цифры, чтобы - буквально через две недели, 1 июня, Россия, как    
и все государства, будет отмечать Международный день защиты детей - мы          
понимали, от кого детей надо защищать. В первую очередь защищать детей надо,    
получается, от взрослых. Но если на улице это так называемые явные враги -      
педофилы, насильники, - то внутри семьи (конечно, самое печальное, когда дети   
не могут обрести в семье тепло и уют) угроза может исходить от родителей.       
Понимаете, это как в онкологии: когда раковая болезнь на ранней стадии,         
специалисты говорят, что она излечима, а если больной обращается, когда         
опухоль достигает больших размеров, все понимают, что вылечить уже              
невозможно. Так же и в семье: зачастую и соседи, и органы опеки, и другие       
надзорные органы знают о тех неудобствах, так скажем, которые испытывает        
ребёнок, находясь в семье, но...                                                
                                                                                
Вот недавно в суде рассматривалось дело о лишении родительских прав некой       
Натальи Годятской, которая проживает в Павловском Посаде. В ноябрьские          
холодные дни она своего шестилетнего ребёнка оставила на балконе, наказала за   
то, что он таскал баночки с детским питанием, когда был голоден. Ребёнок        
обморозил ноги. При этом люди, которые проходили мимо, говорили, что это было   
и раньше, что она и раньше выдворяла его на балкон, но никто об этом никогда    
не заявлял! И только когда уже дошло до беспредела, когда случилась трагедия,   
когда уже лишили родительских прав мамашу, тогда всё, что называется, стало     
явным.                                                                          
                                                                                
В 2008 году в суды было направлено сто шестьдесят девять тысяч документов о     
родителях, которые не исполняют свои обязанности в отношении детей, из них      
тринадцать тысяч - для возбуждения уголовного дела и только сорок три тысячи    
- для лишения родительских прав. Лишение родительских прав - это крайняя        
мера, к этой мере надо относиться очень осторожно, иначе мы пускаем ребёнка     
по тому же кругу: лишили родителей родительских прав - ребёнок оказался или в   
детском учреждении, или там, откуда он потом сбежит. Если в 2008 году из        
семьи убежало двадцать восемь тысяч детей, то из детских учреждений -           
двадцать пять тысяч. И в итоге ребёнок всё равно оказывается на улице, снова    
помещается в детское учреждение, а дальше путь один: или опека,                 
попечительство... То есть вот такой вот замкнутый круг, по которому ходит наш   
ребёнок.                                                                        
                                                                                
Есть ли какие-то превентивные меры? Есть. Мера эта заложена уже в ныне          
действующем законе, и она касается ограничения дееспособности. Причём речь      
идёт не о каком-то физическом ограничении, речь идёт о том, чтобы родителям,    
которые злоупотребляют алкоголем, наркотиками, психотропными веществами,        
отказать в праве самостоятельно совершать крупные сделки, получать заработок,   
пенсии или какие-либо иные доходы и распоряжаться ими, это всё делается с       
согласия попечителя. Но при этом кто может быть заявителем, то есть кто может   
заявить о том, чтобы ограничить в дееспособности маму, папу? Либо сам           
ребёнок, либо органы опеки. В том, что органы опеки с этим не справляются, мы   
уже не единожды могли убедиться. Вот последний случай - с четырёхлетним         
мальчиком Глебом Агеевым, ребёнком, которого избили. При этом органы опеки      
дважды были в семье у приёмных родителей и всякий раз находили, что ситуация    
там вполне нормальная, ребёнок живёт комфортно. Только когда он попал в         
больницу и встал вопрос об угрозе его жизни, тогда только стали очевидны        
многие вещи, то, что ребёнок постоянно подвергался насилию со стороны           
приёмной матери, которая злоупотребляла алкоголем.                              
                                                                                
В 2008 году в суд поступило шестьсот тридцать семь дел об ограничениях          
дееспособности, было удовлетворено только четыреста сорок семь дел.             
Совершенно очевидно, что вот этими четырьмястами сорока семью делами не         
ограничивается круг родителей, которые жестоко обращались со своими детьми.     
Очевидно также, что круг заявителей - органы опеки и сами дети, которые         
зачастую боятся потом агрессии со стороны родителя, наколовшегося,              
напившегося, не способного управлять собой, - необходимо расширить, дополнив    
другими субъектами, уполномоченными обращаться в суд с требованием об           
ограничении дееспособности. Вот мы, авторы законопроекта, предлагаем            
дополнить перечень заявителей комиссиями по делам несовершеннолетних, которые   
прекрасно знают ситуацию, если ребёнок уже оказался неблагополучным, и          
прокурорами, наделив их правом соответствующих обращений.                       
                                                                                
Я просто хочу сказать, что при чтении заключения комитета виден некий скепсис   
в отношении этой меры, мол, проблему этой мерой не решишь. Буквально вчера      
удалось побывать на межпарламентской ассамблее в Петербурге, где социальной     
комиссии была представлена белорусская делегация. И вот они рассказали, что в   
течение двух лет прекрасно работает вот эта превентивная мера, то есть не       
сразу лишают родительских прав, а ограничивают дееспособность, при этом семья   
ставится на контроль. Если это родители-алкоголики, то их принудительно         
лечат. Больших расходов это не требует, но это та мера, которая позволяет       
предотвратить самые страшные последствия той катастрофы, которая уже            
складывается в семье.                                                           
                                                                                
Поэтому я хотела бы обратиться к вам, уважаемые депутаты, с просьбой            
поддержать данную меру как превентивную, которая способна начать лечить         
семью, с тем чтобы процесс выздоровления не был затянувшимся и в итоге не       
привёл к тому, чтобы ребёнок оказался за пределами семьи либо стал инвалидом    
или, хуже того, на сём прекратилась бы его жизнь. Собственно, в этом            
заключается и смысл законопроекта.                                              
                                                                                
Я предвижу возражения комитета, который говорит о том, что в действующем        
законодательстве есть статья 45 Гражданского кодекса, которая уже позволяет     
прокурорам быть заявителями в этом вопросе. Но правоприменительная практика     
говорит о том, что отдельные регионы, ссылаясь опять-таки на статью 281, где    
ограничен круг этих заявителей, считают, что прокуратура не вправе выступать    
с подобного рода заявлениями. Дабы привести всё это в соответствие и            
расширить круг заявителей, я прошу поддержать предложение авторов данного       
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ну, вот я сейчас нахожусь в трудном положении: я не вижу в зале ни              
Крашенинникова, ни Вяткина.                                                     
                                                                                
Но подошёл Владимир Сергеевич Груздев, он первый заместитель, поэтому я к       
нему обращаюсь: вы могли бы позицию комитета представить по этому               
законопроекту, иначе мы сейчас вынуждены будем остановить обсуждение?           
                                                                                
Включите микрофон Груздеву.                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Олег Викторович, я думаю, что законопроект важный, и я хотел      
бы, наверное, всё-таки приостановить обсуждение до следующего заседания,        
чтобы довести позицию комитета.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас сейчас просто другого выхода не будет. Если         
коллега Груздев не может в силу каких-то причин представить позицию комитета    
по данному законопроекту...                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он не является содокладчиком, но тем не менее я в         
данном случае к нему обратился. Он говорит, что не считает возможным без        
официально утверждённого содокладчика выступать. Поэтому я ничего не могу       
сделать, кроме как приостановить обсуждение. Ну а что ещё, какой вариант?..     
                                                                                
Пожалуйста, Асеев. Какой вариант предлагает регламентный комитет? У нас есть    
официальное заключение комитета. Пожалуйста, Владимир Михайлович.               
                                                                                
АСЕЕВ В. М. Ну, мы можем опереться, конечно, на официальное заключение          
комитета, но, как предложил первый заместитель, давайте отложим и начнём        
рассматривать протокольные поручения.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть другое предложение. Депутат Останина хочет другое    
предложение внести.                                                             
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. У меня другое предложение. Законопроект пролежал в комитете      
четыре года, о чём я уже говорила. Без уважительной причины... Сегодня никто,   
в частности содокладчик, не заявил о том, что не сможет докладывать по          
данному законопроекту. Поскольку отсутствует уважительная причина, я считаю,    
надо поставить законопроект на голосование.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, этот вариант, ради бога... Я просто думал,    
что могут быть вопросы к представителю комитета. Содокладчика нет. Что          
касается причины, то с этим надо будет разбираться. Это, вообще, очень плохо,   
когда в зале отсутствуют представители комитета...                              
                                                                                
Коломейцев по ведению.                                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, мы ведь с вами ввели структуру, по которой           
увеличилось число начальников. У нас в каждом комитете есть председатель,       
первый заместитель и ещё штук пять или четыре заместителя, поэтому должен       
быть курирующий заместитель, должен быть ведущий закон и должен быть            
председатель и первый заместитель. Но если у нас нет этих четверых человек,     
давайте распустим комитет и...                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, понятен ваш пафос, в данном случае    
я говорю о конкретной ситуации, она такова, как есть.                           
                                                                                
Поступило предложение депутата Останиной: с учётом того что есть официальное    
заключение комитета... Нет.                                                     
                                                                                
Груздев что-то всё-таки хочет сказать. Пожалуйста, Владимир Сергеевич.          
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, в нашем комитете рассматривается ежегодно      
около двухсот пятидесяти законопроектов. Мы уже говорили, это изменения в       
Уголовный, в Уголовно-процессуальный кодексы носят очень важный характер, в     
связи с этим у нас есть чёткое распределение обязанностей. Если вы              
настаиваете на докладе, я готов сделать содоклад по данному законопроекту. Но   
ещё раз повторяю, что для более глубокого ответа, Николай Васильевич, мы        
приглашаем вас поработать в нашем комитете, мы загрузим вас по полное "не       
балуй", что называется, чтобы вы нас не критиковали, а выступали.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Сергеевич, для того чтобы мы сейчас могли        
перейти к голосованию, просто скажите позицию комитета: комитет поддерживает    
или не поддерживает данный законопроект?                                        
                                                                                
Груздеву включите микрофон.                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Комитет Государственной Думы по гражданскому, арбитражному,       
уголовному и процессуальному законодательству не поддерживает указанный         
законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Спасибо.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё понятно.                                              
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет вопросов. Настаивает ли кто-то на выступлении?             
Настаивает депутат Афанасьева.                                                  
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте, пожалуйста.                                 
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Я несколько слов скажу. В отличие от комитета наша фракция     
рекомендует поддержать этот законопроект. Насколько я понимаю, исходя из        
того, что комитет не смог дать нам всё-таки конкретные ответы и предоставить    
содоклад, видимо, комитет так отнёсся к этому законопроекту... практически      
его не рассматривал.                                                            
                                                                                
Что касается мнения нашего комитета - по вопросам семьи, женщин и детей. Вот    
эта формулировка - отозвать, просим отозвать, переделать для первого            
чтения... Переделать всё можно и ко второму чтению. Закон действительно         
необходим. Мы все видим, что у нас показывают в новостных выпусках каждый       
день по различным телевизионным каналам, какой канал ни включи, одно и то же    
каждый день: насилие в семье. Насилие по одной простой причине - родители       
либо алкоголики, либо наркоманы. До каких пор может это продолжаться?           
Непонятно. Кто в этом случае защищать ребёнка должен? Тоже непонятно. Соседи?   
Поскольку они постоянно находятся под давлением вот этих ненормальных пьяных    
соседей своих, которые унижают своего ребёнка, они просто-напросто даже не      
обращаются в социальные органы, где могут защитить этого ребёнка.               
                                                                                
Поэтому единственный выход - государство должно заботиться о жизни, способе     
существования, быте этих детей. И, конечно, надо наделить органы опеки и        
попечительства, органы по делам несовершеннолетних и прокурора правом           
подавать такие заявления от имени ребёнка в защиту его же интересов.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Не настаивают.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 281 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              135 чел.30,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    135 чел.                                          
Не голосовало                 315 чел.70,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.