Заседание № 81
О проекте федерального закона № 142968-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях" (об участии партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях". Доклад председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктора Васильевича Усачёва. Пожалуйста. УСАЧЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Названный законопроект был принят во втором чтении 18 марта 2009 года. Проект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний нет. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике просит Государственную Думу принять представленный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Васильевич. По мотивам - Коломейцев Николай Васильевич и Жириновский Владимир Вольфович. При голосовании я предоставлю вам слово. Выносим данный проект федерального закона на "час голосования".
Мы с вами переходим к "часу голосования". По пункту 4 у нас есть желающие выступить от фракции по мотивам. Пожалуйста, от фракции КПРФ выступает депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы не голосовали за закон 2001 года, когда вводился институт назначения губернаторов, не будем голосовать и сейчас. Почему? Потому что в условиях кризиса наиболее отчётливо проявляется ошибочность концентрации власти в одних руках. Если вы посмотрите, то увидите, что фактически сегодня кандидатуры всех членов Совета Федерации назначаются не законодательным собранием или губернатором. Или ещё более абсурдно, когда назначенный губернатор назначает своего представителя, согласованного в том же месте - в администрации президента. Мы убеждены, что если мы говорим о разделении властей и соблюдении действующей Конституции, то необходимы выборы губернаторов, необходимы выборы, а не предполагаемые опять же назначения через представительные органы (19-й пункт нашей повестки) глав местного самоуправления. Но для этого надо, чтобы бюджет не у таких министров, как Кудрин, аккумулировался, а справедливо распределялся между уровнями, потому что нельзя дать ответственность, не давая обеспечив ресурсами. В нашей ситуации мы красивыми формулировками... правда, в законе введено новое юридическое понятие - "федеральный резерв". Но нет такого понятия пока ещё у нас в юридической практике. Это и представителю президента (которого, к сожалению, пока нет), и комитету следует учесть: нет у нас понятия "федеральный резерв". В Америке есть понятие "федеральный резерв", у нас его нет. К сожалению, резервисты у нас по опыту других любят браконьерствовать. Из первой сотни у нас резервист от Ростовской области попался в заповеднике, средь бела дня стреляя кабанов. Мы считаем, что принятие таких законов не стимулирует развитие самоуправления в нашей стране, а, наоборот, консервирует проблематику, поскольку наверх нельзя задать вопрос по конкретной проблеме, иначе будешь снят одной третью, или половиной, или двумя третями депутатов. Мы не будем поддерживать этот законопроект именно потому, что мы считаем, что эти вопросы надо рассматривать и принимать в комплексе - от местного самоуправления до федерального уровня. А вот такие политические принятия ничего не дают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский, от фракции ЛДПР. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы готовы поддержать его, поскольку любой закон не должен быть рассчитан на текущую политическую ситуацию. Например, я тоже считаю определённой угрозой, если одна какая-то партия будет доминировать десятки лет. Тогда кадровая политика может понести потери, будет некачественный подбор людей. Почему? Когда есть взаимосвязь с политической партией, очень трудно развернуть здоровое поле для критики, теряется конкурентность. Поэтому в данном случае как закон - это правильно, это можно и нужно, поскольку этот закон укрепляет политическую партию. Иначе избиратели недовольны: они голосуют за партии, но не видят реальных шагов. А это шаг к тому, чтобы политические партии влияли на кадровую политику. И нам хотелось бы, чтобы все выборы законодательных органов проходили только по пропорциональной системе и на базе здоровой конкуренции, чтобы могла сложиться ситуация, когда разные партии будут иметь большинство в различных законодательных органах на местах. В любом случае здесь у президента остаётся вариант предложить и свою собственную кандидатуру. Почему, наоборот, ЛДПР поддержала переход на избрание губернаторов через местный парламент по представлению президента, а в данном случае этот закон - о том, что по представлению партии, получившей большинство? Потому, что практика прямых выборов показывает, что идёт запугивание конкурентов. Если запугают целую партию, то она будет нести ответственность перед избирателями всей страны. А когда выборы региональные и нет желания, чтобы в них приняли участие сильные соперники, то больше возможности их просто убрать у местных криминальных структур, мафиозных, у местного аппарата. Трудно представить, что руководство какой-либо партии пойдёт на такие действия, на которые идут сегодня. Простой пример - Анапа. Там исполняющий обязанности пытается помешать участвовать ЛДПР в выборах, давит своим ресурсом. Там никакого большинства ни у кого нет. Вот свободные выборы мэра, а житель города подотчётен местной милиции, прокуратуре. И это тоже для нас с вами проблема. И если это будет делать партия, которая доминирует, мы будем видеть ответственность её, а здесь ответственность отдельного человека, который, так сказать... По всей стране они при свободных выборах автоматически подавляют оппозицию, мешают ей даже принять участие, а не то чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, все желающие по мотивам выступили. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях" в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 27 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято, законопроект принят в третьем чтении.
ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, для протокольной записи: по проекту федерального закона № 142968-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях" (в части повышения роли партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации) коллеги голосовали за, но не сработала кнопка. Это Квитка, Комарова, Сметанюк, Шоршоров, Сутягинский и Банщиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается для протокола.
Заседание № 80
О проекте федерального закона № 142968-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях" (об участии партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации; принят в первом чтении 30 января 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях", второе чтение. Докладывает Виктор Васильевич Усачёв. УСАЧЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен для принятия во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях", внесённый Президентом Российской Федерации. Законопроект был принят в первом чтении 30 января текущего года. К нему поступило тридцать девять поправок, тридцать две из них включены в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, семь включены в таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению. Прежде всего необходимо отметить, что рекомендуемые к принятию поправки направлены на устранение недостатков в связи с замечаниями, высказанными при рассмотрении законопроекта в первом чтении. В частности, в законопроекте теперь установлены сроки, в течение которых Президент Российской Федерации не только рассматривает предложения политической партии о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но и уведомляет о результатах рассмотрения коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, внёсшей указанные предложения. Речь идёт о тридцати днях при первичном внесении предложений о кандидатурах и о четырнадцати днях в случае повторного внесения предложений. Также внесено уточнение, согласно которому предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вправе внести политическая партия, список кандидатов которой не только получил наибольшее число голосов избирателей, но и был допущен к распределению депутатских мандатов. Кроме того, ряд внесённых поправок направлен на приведение текста законопроекта в соответствие с требованием юридической техники и кодификации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы по представленному законопроекту замечаний не имеет. Уважаемые коллеги, комитет просит утвердить таблицы поправок 1 и 2 и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в таблице 1 тридцать две поправки. Есть ли замечания по этой таблице у депутатов? Нет замечаний. Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 27 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Принимается таблица. Таблица 2 - семь поправок. Есть замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 01 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 30 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 52 чел.11,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято.
ИВАНОВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Депутат Стальмахов по пункту 7 порядка работы Государственной Думы голосовал за, и депутат Берестов по пункту 10.1 голосовал за. Спасибо.
Заседание № 71
О проекте федерального закона № 142968-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях" (об участии партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях". Докладывает временно исполняющий обязанности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Андрей Александрович Подавалов. Пожалуйста, Андрей Александрович. ПОДАВАЛОВ А. А., временно исполняющий обязанности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации внёс в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях". Это очередной проект закона, реализующий политические установки Президента Российской Федерации, обозначенные им в послании Федеральному Собранию 5 ноября прошлого года. Как вы помните, Дмитрий Анатольевич Медведев заявил о том, чтобы предложения по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлялись президенту только партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. Целью законопроекта являются повышение роли политической партии в формировании органов государственной власти субъектов Федерации, усиление ответственности партии перед жителями региона за деятельность выдвинутого ею губернатора, а губернатора - перед выдвинувшей его партией, а в конечном итоге - укрепление политической стабильности в регионе. В связи с этим законопроектом предусматривается новая процедура наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Условно в ней можно выделить три элемента: право партии предлагать кандидатуры президенту на должность высшего должностного лица субъекта; процедура выдвижения партией предложений президенту по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Федерации; процедура рассмотрения законодательным органом власти субъекта Российской Федерации предложения президента по кандидатуре высшего должностного лица. Коротко охарактеризую эти элементы. Первое, и это главное: законопроектом установлено, что предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вправе внести президенту только та политическая партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей. Второе. В законопроекте очень подробно прописана процедура выдвижения партией предложений президенту по кандидатурам на должность высшего должностного лица, а именно сроки проведения предварительных консультаций с главой государства, сроки рассмотрения предложений кандидатур президентом, а также процедура повторного внесения и рассмотрения в случае отклонения президентом предложений политической партии. Поэтому я не буду подробно останавливаться на этой процедуре, отмечу лишь основные моменты. Право выдвижения кандидатур партия реализует через свой коллегиальный, постоянно действующий руководящий орган в порядке, предусмотренном уставом партии. Политическая партия должна представить президенту не менее трёх кандидатур, которые должны отвечать дополнительным требованиям. Так, например, не могут быть предложены президенту в качестве кандидатур граждане Российской Федерации, имеющие неснятую или непогашенную судимость и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Имеется также и ряд других требований. Рассмотрев предложенные партией кандидатуры, президент уведомляет коллегиальный, постоянно действующий руководящий орган о результатах. В случае отклонения президентом кандидатур партия вправе представить ему новых кандидатов, которые ранее не рассматривались главой государства. Если в установленный законом срок партия не воспользуется правом представления кандидатур либо представит менее трёх кандидатур, президент вправе самостоятельно определить кандидатуру на должность высшего должностного лица и внести её в законодательный орган власти субъекта Российской Федерации. Также в законопроекте подробно прописана процедура рассмотрения законодательным органом власти субъекта Российской Федерации предложения президента по кандидатуре высшего должностного лица. Перед внесением президентом в законодательный орган власти субъекта Федерации представления о кандидатуре в обязательном порядке проводятся соответствующие консультации. В случае отклонения законодательным собранием представленной кандидатуры в первый раз президент после консультации с депутатами законодательного собрания и политической партией вправе повторно внести представление по кандидатуре на должность высшего должностного лица. Если же законодательное собрание во второй раз не примет решение по представленной президентом кандидатуре, глава государства вновь проводит консультации с депутатами законодательного собрания и политической партией, по результатам которых вправе распустить законодательное собрание. Хотелось бы отметить, что важное место в законопроекте отведено согласительным процедурам, проведение которых предусмотрено на всех стадиях, поскольку это наиболее эффективный метод предупреждения и урегулирования возможных разногласий. С целью обеспечения непрерывности деятельности органов исполнительной власти на территории субъектов Федерации в законопроекте закреплена обязанность президента назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица на период до вступления в должность лица, наделенного такими полномочиями. Президент обязан это сделать в случаях досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица либо временного отстранения от должности. Также глава государства вправе назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица тогда, когда президент дважды отклонит предложенные партией кандидатуры на должность высшего должностного лица, когда региональное законодательное собрание повторно отклонит представленную президентом кандидатуру высшего должностного лица либо в случае отсутствия законодательного органа государственной власти субъекта или его самороспуска. Таковы основные положения законопроекта. В заключение хотелось бы ещё раз отметить, что законопроект направлен на повышение роли и ответственности политических партий. Партия, выдвинувшая кандидатуру на должность руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта Федерации, во-первых, показывает свою политическую зрелость, способность выбрать из числа претендентов того, кто имеет необходимые организаторские способности, отличается принципиальностью, профессионализмом и обладает соответствующими моральными качествами. Во-вторых, при такой схеме наделения полномочиями партия в полной мере несет ответственность за всю последующую деятельность выдвинутого ею главы региона, и ответственность эта будет в конечном итоге трансформирована в реальные показатели, когда избиратели в очередной раз придут на выборы. И в-третьих, предлагаемый порядок в полной мере соответствует демократическим принципам, так как предоставляет возможность любой партии независимо от её политической окраски выдвигать кандидатов на высшие руководящие должности в регионах и, кроме того, делает эту процедуру более открытой. Призываю вас к конструктивному обсуждению президентской инициативы и прошу поддержать концепцию законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктора Васильевича Усачёва. УСАЧЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На заседании комитета мы внимательно рассмотрели обсуждаемый законопроект. И поскольку Андрей Александрович только что в своём докладе довольно подробно и обстоятельно изложил суть внесённого законопроекта, полагаю, что нет необходимости ещё раз останавливаться на его содержании. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть следующее. Рассматриваемый законопроект подготовлен с учётом опыта и сложившейся за последнее время практики наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Мы согласны с утверждением, что принятие данного законопроекта послужит повышению ответственности как политической партии, так и высшего должностного лица за ситуацию в регионах. У комитета при рассмотрении данного законопроекта появились замечания и предложения, мы их отразили в заключении комитета и считаем, что они могут быть учтены при дальнейшей работе над законопроектом ко второму чтению, так как не носят концептуального характера. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, соисполнитель по указанному законопроекту, поддержал его. Правительство Российской Федерации в своём официальном отзыве поддержало представленный законопроект, субъекты Российской Федерации в своих отзывах, присланных в комитет, также поддерживают его. С учетом изложенного Комитет по делам Федерации и региональной политике рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть. Включите запись. Покажите, пожалуйста, результаты. Двенадцать желающих задать вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции. Ставится на голосование предложение двух фракций, "ЕДИНОЙ РОССИИ" и ЛДПР, которые предлагают задавать по одному вопросу от фракции. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если не пройдет, будет альтернативное. Ну, две фракции предложили... Для протокола: предложили депутат Гайнуллина и депутат Жириновский. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 59 мин. 51 сек.) Проголосовало за 328 чел.92,9% Проголосовало против 25 чел.7,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Кто будет задавать вопрос от фракции КПРФ? Депутат Останина. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Андрею Александровичу Подавалову. Уважаемый Андрей Александрович, и в пояснительной записке, и в вашем выступлении говорилось о том, что основная задача закона - повышение роли и ответственности политических партий. Но если судить по тексту закона и экстраполировать его на текущую жизненную ситуацию, речь идет только о победившей партии, о партии большинства. В этом смысле, если уж говорить о повышении роли партий, то не целесообразнее ли было бы внести в законопроект следующую норму: в случае отклонения президентом кандидатуры, предложенной партией большинства, предоставить право вносить следующие кандидатуры другим политическим партиям, прошедшим в парламент? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Александрович. ПОДАВАЛОВ А. А. Право представлять кандидатуру предоставляется именно партии, победившей на выборах, при этом сам законопроект стимулирует другие политические партии активно участвовать в политической борьбе и завоёвывать голоса избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лебедев от фракции ЛДПР. ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР. У меня вопрос к представителю комитета. Уважаемый Виктор Васильевич, в последнее время мы наблюдаем монополизацию власти, власть полностью в руках одной политической партии. Правительство - это "ЕДИНАЯ РОССИЯ", большинство в Госдуме - это "ЕДИНАЯ РОССИЯ", большинство в законодательных собраниях субъектов - это "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сейчас вы предлагаете нам, чтобы ещё и губернаторы в субъектах были от "ЕДИНОЙ РОССИИ". По-моему, мы уже имеем печальный опыт в нашей стране, когда вся полнота власти была в руках одной партии. Чем это кончилось, мы все знаем - мы потеряли и партию, и страну. Сейчас мы не хотим терять ни партию, ни страну. Уважаемый Виктор Васильевич, вы были членом КПСС, сейчас - член "ЕДИНОЙ РОССИИ", вы не боитесь повторения истории? УСАЧЁВ В. В. Я не боюсь повторения истории и хочу вам сказать, что этот законопроект не был разработан только для одной партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я согласен с тем, что в абсолютном большинстве регионов сейчас большинство имеет партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но у нас есть и другие прецеденты, в частности в Ставропольском крае большинство имеет "Справедливая Россия", "Справедливая Россия" победила на выборах. Вопрос трансформации другой... Для вас говорю: в Ненецком автономном округе сейчас КПРФ имеет большинство, в марте выборы - пожалуйста, подтвердите свои полномочия, и все нормы, которые предлагаются в этом законопроекте, будут распространяться на КПРФ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" кто хотел бы задать вопрос? Нет вопросов. От фракции "Справедливая Россия" - Гудков. Пожалуйста. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к уважаемому докладчику. Наверное, выдвижение партией - это лучше, чем выдвижение каким-то конкретным лицом. Но это у нас окончательный вот по замыслу, так сказать, поворот или будет дальнейшая либерализация, демократизация этого процесса? Ведь действительно сегодня, по сути дела, однопартийная система. Что-то, наверное, будет меняться дальше, потому что может быть блок каких-то партий, может быть, две кандидатуры, три кандидатуры будут выставляться. Просто сейчас ограничиться этим решением, наверное, было бы неправильно, надо идти дальше. Какие планы у комитета, может быть, у авторов законопроекта, у администрации на этот счёт? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? Докладчик, пожалуйста. УСАЧЁВ В. В. Спасибо за вопрос. Я считаю, что нам вот так планировать что-то не нужно. Предлагается вполне демократическое усовершенствование действующего законодательства, я думаю, все с этим согласятся. И надо его опробовать сначала, а потом посмотрим, как будет развиваться политическая система. Возможно, ваше предложение когда-нибудь будет принято. Я, единственное, хочу сказать, что в 90-е годы у нас была другая крайность, когда высшее должностное лицо избиралось прямым тайным голосованием. Мы имеем уже реальный опыт, когда, во-первых, не всегда таким путём мы избирали губернаторов, которые могли эффективно управлять, и они быстро ушли, а во-вторых, по моему мнению, такая схема способствовала тому, что в 90-е годы сложилась ситуация, когда могли развалить, в том числе и по этой причине, вообще Российскую Федерацию. Помните, был парад суверенитетов и центробежные силы усилились? Такой способ избрания, я считаю, тоже способствовал этому. Поэтому, я считаю, нам не нужно второй раз наступать на те же грабли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Присаживайтесь, Виктор Васильевич. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь человек записались на выступления. По одному выступлению от фракции предлагается. Надо голосовать, коллеги? Нет. Кто от фракции КПРФ будет выступать? Пожалуйста, депутат Шурчанов. Включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, а нельзя ли было поставить вопрос таким образом?.. Действительно, нужно повышать роль партий у нас и в политических вопросах, и в жизни государства, но нельзя ли было написать такой проект закона, чтобы партии выдвигали своих кандидатов, которые руководствовались бы программами этих партий и собственными платформами при подготовке проведения выборов, но сами выборы проводить не в законодательном собрании, а проводить прямые выборы в субъектах Российской Федерации именно по кандидатурам, выставленным политическими партиями? Нам, фракции КПРФ, представляется, что такое решение было бы более демократичным. Более того, нужно добавить, что такая система формирования государственной власти была бы более ответственной, потому что сегодня в Российской Федерации строится система власти, которая абсолютно разомкнута, так сказать. У этой сегодняшней системы - и кризисные явления это доказывают - отсутствует обратная связь, тем более отрицательная обратная связь, которая стабилизирует эту систему. Проведение всеобщих выборов губернаторов и глав администраций на местах позволило бы как раз создать более эффективную систему организации государственной власти. Наша фракция будет голосовать против внесённого законопроекта, потому что мы считаем, что он недемократичен и имеет много изъянов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо, Валентин Сергеевич. Фракция ЛДПР - депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Как двумя словами обрисовать политическую историю России? Называю их: всё наоборот. Мы делаем всё наоборот. Монархия слишком задержалась, надо было раньше её сделать ограниченной - мы до упора, до крови... Советская модель преждевременна. Надо было постепенно, лет за сто пятьдесят вводить социализм - мы сразу его шарахнули. Ну, хорошо, решили вернуться в капитализм - давайте медленно. Нет, опять сразу всё сделали. То есть постоянно всё делаем наоборот - вот причина наших неудач. Всё время или задерживаем процессы до упора, пока народ не начинает ненавидеть режим, неважно какой, или действуем в ускоренном варианте - народ ничего ещё не понял, уже всем всё раздали. Оказывается, демократия, оказывается, уже либерализм. То же самое сейчас - с политическими партиями. Везде идёт затухание политических партий, и в перспективе уже не нужны будут ни партии, ни профсоюзы, Интернет будет в каждом доме, будет прямая демократия - голосуй, выбирай, назначай, говори, а мы всё ещё маховик партии раскручиваем. Почему и здесь опять всё наоборот? Берут и называют партию правящей. Она не была в оппозиции, как она может быть правящей? Ну где логика?! Во всех странах мира правящей становится партия, много лет бывшая в оппозиции, постепенно набиравшая всё больше и больше голосов, наконец народ отдаёт ей большинство голосов, и она сама становится правящей. В России правящей партию называют. Олигархов назначили: вот вы будете олигархами, вот вам комбинаты, заводы, акции, деньги. Почему они проиграли? Они тоже включились в финансовую пирамиду, но у них опыта нет, они никогда ничего не делали, вот они и проиграли. Так и демократов назначили. Гайдар, коммунист, вдруг оказывается демократом! Коммунист Чубайс - демократ, там ещё ряд... коммунист Травкин. Коммунист вдруг стал демократом - какая-то вообще дикость! Ну как можно с одного полюса на другой?! Почему они провалились, демократы? Потому что они не были демократами, не были. Оставайтесь честными коммунистами - нет, их назвали демократами. Сейчас вот та же самая ошибка: создаём монополию одной партии. Для чего? Где в мире сейчас есть партия, которая полностью доминировала бы во всех сферах жизни? Ни одной страны мира не найдёте, ни одной! Везде много-много партий, периодически они уходят в отставку, меняют название, постоянно происходит какая-то смена, потому что люди хотят изменений. Если изменений нет в экономической жизни, хотя бы путём голосования меняют расстановку политических сил, хоть в этом у них какой-то выход энергии. Мы вот накачиваем такую гору. Сделаем эту гору - у нас же рухнет гора-то эта! На чём она будет стоять? На чём? Завтра выводите людей на Манежную. Как вы будете защищать правительство? Как? Какие лозунги? Вы понимаете, что это будет, как говорится, ну совершенно дикая вещь?! Сидеть нужно дома, а вы выйдете защищать. Кого? Ну с чем, что вы скажете? Министры сами сидят смурные, им самим нечего сказать пока. Через год, через два, может быть, что-то появится, что-то можно будет сказать. И вот этот законопроект говорит: давайте ещё и это возьмёт на себя партия. Ведь всем понятно, какая партия. Если бы речь шла о выборах, на которых разные партии могут получить большинство в разных парламентах, мы бы поддержали на сто процентов, всегда бы поддержали, но явно же всё делается в пользу одной партии. Ну хорошо, все губернаторы, мэры, всё самоуправление будут ваши, но ведь и вся ненависть народа будет обращена к вам. Что вы, как самоубийцы?.. Наоборот, сегодня размываются все центры - финансовые, политические, экономические, непонятно, кто за что отвечает, нет стены, в которую бы все упёрлись, а в России, наоборот, опять гора будет - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и всё против неё будет. Это неправильно. Вы говорите: пускай ваша партия получит большинство и то же самое будет делать. Вот мы получили большинство - город Волжский, выбираем нашего председателя городской Думы. Что вы делаете? Семь депутатов насильно переводите в свою фракцию и избираете вашего человека руководителем городской Думы! Без всякого закона вы это делаете уже. Везде, где у нас может появиться большинство, вы тут же шантажом, давлением и деньгами лишаете нас этого нашего большинства. Вот ведь в чём причина-то. Мы за то, что предлагает законопроект, но пусть большинство будет нормальным, реальным. А когда вы возите в тундру моих людей, макаете их в снег, заставляете выйти из списка, то вы не только не даёте нам возможность получить большинство, вы не даёте возможность участвовать в выборах. Тундра, Ямал. Три года назад здесь был конфликт с фракцией "Родина", из-за этого мы в знак протеста покинули зал. Конфликт сегодня в Ненецком округе. ЦИК помог, Москва помогла, и партию зарегистрировали. Губернатор, ему нужно обеспечить вам большинство, он не против "ЕДИНОЙ РОССИИ", но он говорит: "Как я это сделаю? Одиннадцать депутатов у меня? Как?" - "Надо кого-то убрать". Хотел КПРФ убрать и ЛДПР, чтобы всё получили "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и "Справедливая Россия". Ну, "Справедливой России" там кусочек дать... Это же беда! Чтобы получить большинство, вы будете идти на насилие, на шантаж, на угрозы. И самое главное, коррупцию тогда не победить. Губернатор ваш будет бояться и вас, и полпреда, и аппарат президента, и ничего не будет делать, он будет отчитываться перед партийной организацией, как это было при КПСС: главное, чтобы бюро обкома одобрило, а на народ наплевать. Но пришло время - народ не стал поддерживать, потому что эта элита сгнила при такой ротации, вы понимаете? Нужна борьба честная, конкурентная, а если все рычаги власти, все деньги, всё телевидение возьмёте вы... Вы возьмёте - наш народ терпеливый, - но успехов-то не будет. Вы посмотрите, они сидели здесь смурные, министры, им нечего сказать. Не надо их слушать, по выражению их лиц видно, что дела идут архиплохо. Они все сидели смурные, без улыбки, без задора, без оптимизма, зная, что всё намного хуже, чем они здесь нам говорили. В этом проблема. Любые партии заинтересованы в том, чтобы получить возможность влиять на формирование руководящих органов. Я категорически против прямых выборов. В условиях кризиса это была ошибка вашего Горбачёва. Если он хотел настоящей перестройки, не надо было заниматься гласностью и демократией, надо было только экономикой, и вы бы выиграли. Сейчас тоже кризис - и говорят, давайте прямые выборы! Что, вы не понимаете, что на местах придёт к власти оппозиция, а в центре - другая власть, и ещё хуже будет обстановка в стране? Как раз этого не нужно. Потом, прямые выборы на местах... Вы же знаете, что роль играют деньги - мафия будет возвращаться к власти. Она и сегодня пробирается под партийными знамёнами. У вас в Уссурийске против нашего кандидата мафия идёт. Мы вам говорили: не выбирайте этого мэра во Владивостоке. Вы его избрали. Потом вы его - в тюрьму и исключаете из партии. Ну пожалуйста, так можно делать, но разве вы своё влияние усиливаете, когда криминал поднимаете до власти, а потом его - в тюрьму? Вот сейчас история повторяется в Уссурийске. Человек выпускает бракованный кирпич, из этого кирпича делают школы и больницы, через три года эти школы рухнут, а они будут здесь спрашивать с МЧС: почему вы не вытащили всех детей из-под обломков? Но сегодня ваш мэр выпускает кирпич на незаконном, "сером", заводе. Все говорят, бракованный, уже сыплются стены. Он победит на выборах 1 марта, но какой результат-то? Вы мафию ставите к власти, бракоделов ставите к власти, коррупционеров ставите к власти - в этом же наша с вами беда. Так что сам по себе законопроект вроде бы правильный: если есть многопартийная система, то политические партии, получая большинство голосов, конечно, должны формировать органы власти субъектов, но ведь это делается через президента партийного. Если президент - член вашей партии, он назначит по всей стране губернаторов, учитывая мнение партии, которая привела его к власти. Но предположим, у вас нет партийного президента, он не ваш. Вот в этом же причина-то: у нас нет логической формулы власти. Президент не ваш - тогда давай в губерниях мы получим, добьёмся... не получим реально на выборах, а добьёмся нужного большинства и назначим губернаторов. Ну что в этом хорошего?! Понимаете, что он, получив власть просто так, за счёт партийного ресурса, не будет заниматься экономикой губернии и не будет ни перед кем отвечать? И партийная организация его будет прикрывать, на чём сгорели коммунисты: обком всё решит, не обком даже, бюро обкома, даже не бюро обкома, секретарь обкома, всё! Вся партийная структура не сработала, точнее, она сработала в минус. Сейчас вы её полностью хотите повторить. Поэтому формула, чтобы губернатор назначался или предлагалась кандидатура для избрания на местном парламенте благодаря партийному большинству, сама по себе, может быть, и хороша, но не принесёт вам пользы. Вот об этом подумайте. Мы с вами должны стараться сделать так... Самая лучшая формула - это прямое назначение президентом. Если это ваш президент, он обязательно учтёт ваши рекомендации по личности, по персоналиям, по кадрам. А вот так, через закон, вводить - вы лишаете другие партии права что-либо делать. Всё, большинства нигде нет у нас, скоро здесь лишите нас голоса: зашли в коридорчики, постояли и ушли. Вот тут есть какие-то фракции, но ничего же не сделаете! Вы понимаете, что надо что-то... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает депутат Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я полагаю, что представленная нам на рассмотрение законодательная инициатива Президента Российской Федерации должна рассматриваться в целом, в контексте тех преобразований политической системы Российской Федерации, которые произошли за недавний период и которые, собственно говоря, происходят сегодня. А сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что отказ от прямых выборов губернаторов имеет позитивнейшее значение для обеспечения развития регионов. Наступление реального механизма ответственности губернаторов за социально-экономическое развитие территорий сегодня является фактом неоспоримым. И тот механизм, те критерии оценки деятельности губернаторов стали единственным действенным способом воздействия на губернаторов с точки зрения обеспечения качества их работы. Что происходит сегодня? В чём заключается смысл представленной законодательной инициативы? Сегодня по действующему законодательству именно президент обладает исключительным правом отбора и представления кандидатур и предусмотрена процедура согласования с региональными законодательными собраниями. Собственно говоря, президент, заявив данную законодательную инициативу, готов делегировать часть своих полномочий на региональный уровень тем партийным структурам, которые одержат победу, убедительную победу, на выборах в регионах. Фактически ведь мы сегодня не рассматриваем вопрос об ужесточении, об ограничении демократии. Сегодня речь идёт о том, что президент отдаёт часть своих исключительных полномочий на региональный уровень. Почему это делается? Совершенно очевидно, что любая партия на региональном уровне, участвуя в избирательной кампании, предлагает своим избирателям некий план социально-экономического развития территории. И возникает вопрос: посредством чего, каким образом партия, одержав победу на выборах в регионе, должна реализовывать эти планы социально-экономического развития? Конечно же, во взаимодействии с исполнительной властью. Ответ совершенно очевиден. И конечно, совершенно логично выглядит ситуация, чтобы именно та партийная организация, та партия, которая одержала победу и чью программу социально-экономического развития поддержало население этого региона, и участвовала в том числе и в формировании исполнительной власти. Именно такое взаимодействие позволит территории решать вопросы своего развития успешно. И те предложения, которые сделаны президентом, направлены именно на это. Кроме того, возникает совершенно уникальная ситуация единой ответственности региональной законодательной и исполнительной власти, что сегодня крайне важно именно для избирателей и для территорий, которые находятся в разном социально-экономическом положении. И очень важно, чтобы между законодательной и исполнительной властью, между высшим должностным лицом региона и депутатами был диалог, было выстроено взаимодействие, которое позволяло бы успешно работать над проблемами развития региона. И собственно говоря, инициатива, которая сегодня предложена нам на рассмотрение, имеет единственную цель: участие жителей региона опосредованно, через депутатов, которым они делегируют свои права, в формировании исполнительной власти. Я полагаю, что речь вообще идёт о формировании новой политической культуры, которая очень ценна и важна для Российской Федерации. Кроме того, вы, наверное, обратили внимание, насколько точно и выверенно отстроен механизм с точки зрения процедуры согласования, с точки зрения количества кандидатур, которые могут заявляться. Поэтому наша фракция, конечно же, поддерживает данную законодательную инициативу. И мы нисколько не сомневаемся в том, что и наши избиратели так же одобрительно относятся к ней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, кто от фракции "Справедливая Россия"? Депутат Левичев. ЛЕВИЧЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу привлечь ваше внимание к тому, что данный законопроект - это инициатива Президента Российской Федерации, который добровольно отказывается от полномочий, располагая которыми сегодня он мог бы дальше выдвигать кандидатуры глав субъектов Федерации, - отказывается от своих полномочий в пользу политических партий. Спрашивается: ведёт ли это к росту роли ответственности политических партий в жизни страны? Да, ведёт. Исключает ли это кулуарную процедуру выдвижения кандидатур, как это произошло недавно, на нашей памяти, скажем, в Кировской области? Да, исключает. Это шаг в направлении демократизации процесса укрепления кадрового потенциала исполнительной власти? Да, это шаг в направлении демократизации. Но, как очень образно сказал один академик в отношении как раз антикризисных мер правительства, можно ведь делать в правильном направлении неправильные шаги. Хотелось бы, чтобы шаги в правильном направлении тоже были правильными. Поэтому, я думаю, ко второму чтению можно пересмотреть кое-какие детали этого законопроекта. Наша фракция поработает, внесёт свои предложения в этом направлении. Ну, например, очевидно, что если по результатам выборов наибольшее число голосов получила партия, как в спорте называется, "за явным преимуществом", то, в общем, вопросов нет. А если победа одержана, что называется, по очкам? А если фактически ничья, если разница буквально в десятые доли процента? Вы можете сказать, что сегодня такая ситуация маловероятна, но у нашей партии есть недавний опыт, когда мы набрали наибольшее число голосов избирателей в Ставропольском крае, и в принципе теоретически, если нынешний губернатор Ставропольского края захочет досрочно сложить свои полномочия, партия "Справедливая Россия" уже может получить право вносить кандидатуру. Но это сегодня. А завтра? Немножко вызывает смущение статья 26-1, пункт 2, где почему-то определена дата 6 августа 2005 года как рубеж в отношении возможности выдвижения кандидатов партиями, составлявшими избирательный блок. Мы посмотрели нашу недавнюю политическую историю - что-то не заметили таких случаев, когда бы эта позиция была работающей. Безусловно, фракция "Справедливая Россия" поддержит законопроект, внесённый президентом, веря в то, что в самом недалёком будущем закон в этой редакции станет рабочим инструментом, в том числе и партии "Справедливая Россия". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Я обращаюсь к представителю президента: хотели бы вы высказаться в рамках заключительного слова? Пожалуйста. ПОДАВАЛОВ А. А. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Благодарен за конструктивное обсуждение законодательной инициативы президента. Тут отмечалось, что данная процедура недемократична. Напротив, она очень демократична, постольку поскольку речь идёт практически о косвенных выборах. Политическая партия, которая победила на выборах, получила мандат населения, предлагает президенту, который тоже всенародно избран, кандидатуру. В свою очередь, наделяет полномочиями также законодательное собрание, которое получило мандат от населения. Более того, предложенная схема будет способствовать координации законодательной и исполнительной власти, что будет способствовать стабильности в регионе. Прошу поддержать законодательную инициативу президента. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, комитет хотел бы с заключительным словом выступить? Нет. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 04 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2% Проголосовало против 59 чел.13,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.
ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Олег Викторович, я прошу внести в протокол сегодняшнего заседания, что по пункту 12, о проекте закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...", депутаты фракции ЛДПР Дубровская, Журко и Черкасов голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, внесём в протокол.