Заседание № 180
О проекте федерального закона № 142767-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 13-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад сделает Александр Борисович Коган. Пожалуйста, Александр Борисович. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект разработан с целью повышения статуса общественного инспектора по экологии в Российской Федерации. Хочу напомнить, что этот законопроект был инициирован Общероссийским народным фронтом. Есть поручение президента Общероссийскому народному фронту и Росприроднадзору на постоянной основе раз в полгода докладывать о состоянии дел в области окружающей среды и о деятельности общественных инспекторов. Мы повышаем статус, коллеги. Ко второму чтению поступило 22 поправки, 20 из которых предложено принять, 2 - отклонить. Просьба поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 15 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 45 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект, 13-й вопрос. Второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 13 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КОГАН А. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Проведены все соответствующие экспертизы, юридико-техническая, лингвистическая. Хочу обратить ваше внимание на то, что мы предлагаем Государственной Думе принять особое постановление, в котором правительству рекомендуется при подготовке подзаконных актов учесть мнение депутатов и достаточно такое хорошее обсуждение, которое состоялось на площадке комитета. Коллеги, прошу поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Рассмотрим в третьем чтении. По мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, 13-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 27 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 73
О проекте федерального закона № 142767-8 "О внесении изменений в статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (в части совершенствования деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, нам сегодня ещё надо рассмотреть 18-й пункт нашей повестки, 24-й, законопроекты по сокращённой процедуре, и ещё у нас два проекта протокольных поручений. Придётся немножко задержаться. 18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Доклад Александра Борисовича Когана. Пожалуйста. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые депутаты, законопроект направлен на реализацию поручения президента о необходимости повышения статуса общественных инспекторов, это поручение от 30 апреля 2021 года. Хочу напомнить: пять лет назад институт таких общественных инспекторов был введён в Российской Федерации, также депутаты принимали решение. Но, анализируя практику работы общественных экологических инспекторов за пять лет, мы, к сожалению, выявили очень важную проблему, которую и предлагаем решить этим законопроектом. У общественных экологических инспекторов на сегодняшний день недостаточно мотивации, то есть есть ответственность, есть обязанности, а мотивации нет. Никаких преференций закон, касающийся общественных экологических инспекторов, кроме статуса общественного инспектора, им не даёт. Законопроект как раз призван решить эту проблему. Что мы предусматриваем? Во-первых, сокращён срок рассмотрения органами надзора обращений общественных экологических инспекторов. Сейчас он 30 дней, как положено по закону № 59-ФЗ. То есть соответствующее рассмотрение проходит 30 дней, как в случае, когда простой гражданин обращается в органы власти. Мы предлагаем сократить срок до 10 дней. Во-вторых, инспектору предоставляется право присутствовать при выездных проверках надзорных органов и наблюдать, а также присутствовать на открытых заседаниях комиссии по определению правонарушения, выявленного общественным экологическим инспектором. То есть предлагается уточнить, что общественный инспектор вправе присутствовать не только на открытых совещаниях органов надзора по делам об административных правонарушениях, но и на рейдовых проверках. Предлагается установить перечень ограничений, исходя из которых общественного инспектора могут лишить соответствующего статуса, и ряд ограничений, когда инспектор не соответствует запросам надзорных органов, чтобы дать ему соответствующий статус. Уважаемые коллеги, на самом деле этот законопроект нужен не только общественным инспекторам. Мы абсолютно уверены, что после его принятия мотивация поднимется, количество инспекторов у нас увеличится, и бок о бок с надзорными органами они будут участвовать в проверках, выявлять соответствующие экологические правонарушения. Законопроект также очень нужен российской природе. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. В законопроекте не нашёл отражение вопрос, могут ли быть общественными инспекторами иностранные граждане и российские граждане, признанные иностранными агентами. Необходимо, наверное, расширение, если это упущение, потому что понятно, по каким причинам и в какой обстановке нужно ограничивать использование этого ресурса. КОГАН А. Б. Абсолютно согласен с замечанием, ко второму чтению это реально учесть. Законопроект вносился до определённых событий, которые состоялись в феврале этого года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д. Я сам, кстати, недавно, несколько лет назад, был общественным инспектором при Росприроднадзоре, участвовал в различных экспертизах, проверках и сам их инициировал. Чтобы стать инспектором, необходимо обучение пройти, определённые тесты пройти. Так всё-таки какие преимущества, что даёт этот закон общественным инспекторам? Что для них в плюсе, так что люди туда вдруг потянутся? Я вот почему-то в вашем докладе этого не услышал, может, прослушал, извините. КОГАН А. Б. Ну, отвечу коротко, Сергей Дмитриевич. Сейчас жалобы, которые поступают от общественных экологических инспекторов, рассматриваются в общем порядке, а здесь срок сокращён до 10 дней, но, скорее всего, по регламенту их будут рассматривать в течение 3 дней, то есть есть определённые преференции. Далее, общественный экологический инспектор имеет право присутствовать при рейдах, при заседании комиссии по определению правонарушения и при проведении открытых проверок - это чётко указано в законопроекте. Кроме того, общественный экологический инспектор имеет право делать соответствующие запросы в надзорные органы перед проверками, получать доступную информацию, что не является государственной, коммерческой тайной, для определения конкретного лица, которое может быть указано в его обращении, чтобы не бегать по кругу. Ну и общественным экологическим инспекторам также уже в рамках приказов министерства природных ресурсов в дальнейшем будет предоставляться право, возможность пользоваться лабораториями, дополнительные возможности пользоваться ресурсами, которые на сегодняшний день есть в надзорных органах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксёненко Александр Сергеевич. АКСЁНЕНКО А. С. Абсолютно убеждён, что роль экологических инспекторов нужно повышать, но вот после глубокого прочтения вашего законопроекта кажется, что мы только ограничиваем их, мы определяем, как лишить инспектора статуса, ставим критерии, дозволяющие ему действовать. Вопрос следующий: насколько более серьёзно материалы общественных инспекторов будут воспринимать надзорные органы в случае вступления закона в силу? Возможно, есть ещё какие-то нормы, которые нуждаются в изменении, потому что роль инспектора нужно повышать, ведь это очень важный инструмент защиты природы. КОГАН А. Б. Ну, обо всех преференциях, которыми будет обладать общественный экологический инспектор, я уже сказал. Ограничения накладываются, но, мне кажется, они очевидны: человек не должен быть судим, у человека должно быть всё нормально с психическим здоровьем, и вот сейчас предложили иноагентов и иностранцев исключить, чтобы они не имели соответствующего права. Мне кажется, ограничения абсолютно очевидны. Ну и очень важный момент: общественный экологический инспектор не должен быть привлечён к административной ответственности за правонарушения в области экологии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Александр Борисович, вам вопрос. Среди устанавливаемых требований к общественным инспекторам есть следующий пункт. Общественный инспектор не вправе осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды, если у него возникает личная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на результат общественной экспертизы. Соответственно вопрос: ожидаете ли вы снижения числа общественных инспекторов в связи с этим и не повлияет ли это, как следствие, на ухудшение общественного экологического контроля? КОГАН А. Б. Олег Алексеевич, большое спасибо за вопрос. Ни в коем случае не собираемся наблюдать никакого снижения, наоборот, будет только увеличение. На сегодняшний день общая численность общественных экологических инспекторов, которые у нас сегодня в реестре, составляет около 500 человек по всей стране. При этом желающих быть общественными экологическими инспекторами ещё четыре года назад было более 3 тысяч человек и они получили соответствующие удостоверения в Росприроднадзоре. Но после того, как они поняли, что никаких преференций у них нет, а просто одна ответственность, своё желание не подтвердили более 2,5 тысячи человек, которые ещё пять лет назад являлись общественными экологическими инспекторами. Мы абсолютно уверены в том, что, если мы примем этот закон, количество желающих стать инспекторами, получив определённые преференции, которые предусмотрены данным законопроектом, увеличится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Борисович, вот среди обязанностей общественного инспектора вы указываете, что он не должен допускать конфликтных ситуаций. Как вы считаете, насколько уместно использовать подобную формулировку в тексте законопроекта, ведь она, скорее всего, носит характер рекомендации? Согласитесь, когда выявляется нарушение природоохранного законодательства, в любом случае возникает конфликтная ситуация между инспектором и теми, кто виновен в нарушении законодательства. Если это так, скажите, пожалуйста, у инспектора, который допустит конфликтную ситуацию, какая будет ответственность, какая ждёт его судьба? КОГАН А. Б. Ну, про конфликтные ситуации - давайте вместе почитаем нормы, которые прописаны в законопроекте, - там речь не идёт. Есть о конфликте интересов. Бывает так, что общественная организация, ассоциация, где есть общественный инспектор, защищает интересы какой-то отрасли, и абсолютно очевидно, что если этот общественный инспектор будет участвовать в проверке той же самой отрасли, то это называется конфликтом интересов. Бывают моменты, когда сотрудник той или иной организации пишет заявление о том, что хочет стать общественным экологическим инспектором, и потом сам же участвует в проверке собственного предприятия. Мы именно о таких случаях говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Александр Борисович, несколько вопросов. Первый вопрос всё-таки о полномочиях. 10 дней на рассмотрение: у депутата Государственной Думы 30 дней на рассмотрение, а у общественного инспектора - 10 дней. Почему такая преференция и почему тогда депутаты в худшем положении? Второй момент касается оснований для лишения статуса. Некоторые основания прописаны прямо, ну, понятно, смерть, лишение гражданства, но самое главное - основания, которые будут предусмотрены профильным министерством. Не стоит ли в законе прямо прописать эти нормы - основания для лишения, не отдавая на откуп министерству? Ну и третий момент связан с сегодняшними условиями. Так называемое 336-е постановление фактически никому не даёт возможности ничего проверять, потому что всё запрещено, все внеплановые проверки отменены. Не является ли эта попытка совершенно бесполезной, если правительство и дальше планирует ограничивать наш бизнес от всех проверок? КОГАН А. Б. Ну, первое, я думаю, что депутат Государственной Думы - человек, который облечён достаточно серьёзной властью, он может не делать соответствующее обращение: если он считает, что то или иное правонарушение важно, он может просто поднять трубку либо записаться на приём к любому министру, к любому статусному лицу. В соответствии с законом о статусе депутата его немедленно должны принять и допустить, собственно, к телу, а дальше он может поставить вопрос и добиться результата. К сожалению, у общественников таких полномочий нет вообще. Они не то что не могут попасть к должностному лицу - иногда они долго пишут, дозваниваются и так далее. А почему соответствующие заявления нужно рассматривать быстро? Потому что признаки экологических правонарушений по воздуху, по воде очень быстро уходят. Нарушения, связанные с загрязнением почвы, так или иначе можно выявить, то, что касается несанкционированных свалок либо вырубки лесов, тоже можно обнаружить, но то, что связано с воздухом и водой, очень быстро улетучивается либо уплывает по течению. На некоторые обращения реакция нужна быстрая, молниеносная. Поэтому, мне кажется, преференция 10 дней - это... Мы хотели вообще 3 дня сделать, но очень долгие дискуссии шли: Росприроднадзор ожидает большого наплыва обращений по этому поводу, поэтому просят установить хотя бы 10 дней - с дальнейшим сокращением сроков. Что касается второго вопроса. С предложением прописать прямые основания я соглашусь. Наверное, логично будет сделать это ко второму чтению. Если сможем, давайте сделаем это, потому что любое прямое действие закона лучше любых подзаконных актов, с этим я полностью соглашусь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Валуев Николай Сергеевич, пожалуйста. ВАЛУЕВ Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать данный законопроект. Мы действительно расширяем и права, и обязанности, что важно, общественных инспекторов, они давно этого ждали. Ко второму чтению всегда можно нужные изменения внести. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Предлагаем поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, не зря я задал свой вопрос. Действительно, пункт о том, что общественный инспектор не вправе осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды при возникновении у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля, или при наличии противоречий между личной заинтересованностью общественного инспектора и целями общественного контроля в области охраны окружающей среды, конечно, вызывает большое количество вопросов. Безусловно, это можно рассматривать как ограничение, при котором снижается вероятность разного рода коррупциогенных факторов. Но по факту, в жизни общественными экологическими инспекторами часто становятся люди, которые хотят как-то решать локальные экологические проблемы, например бороться с варварскими рубками вблизи своих населённых пунктов, нефтеразливами, сбросом пластовых вод, захоронением опасных отходов и так далее. По логике авторов законопроекта у этих людей автоматически возникает личная заинтересованность при осуществлении вот этого контроля в решении этих вопросов. Следовательно, их могут посчитать небеспристрастными, и результаты их проверок будут подвергнуты сомнениям. Я хочу сфокусировать ваше внимание на том, что институт общественных инспекторов создан в помощь контролирующим органам, они, по сути, должны стать глазами государственных инспекторов в отдалённых районах, позволять оперативно реагировать на нарушения в сфере природопользования в целях сокращения ущерба окружающей среде в результате противоправных действий. Этот пункт, с одной стороны, сократит возможности общественных инспекторов, а с другой стороны, существенно снизит количество лиц, которые могут стать общественными инспекторами. Я считаю, что при доработке ко второму чтению этого допустить нельзя, этот пункт надо скорректировать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? Когану включите микрофон. КОГАН А. Б. Уважаемые коллеги, большое спасибо за такое полномасштабное, хорошее обсуждение с конкретными предложениями. Всё, что касается формулировок, которые необходимы, мы, конечно, доработаем. Но я хочу обратить внимание на то, что на самом деле на сегодняшний день людей, небезразличных к тому, что происходит вокруг них, достаточно много - надо им дать определённые преференции, сделать такой закон для того, чтобы они максимально чувствовали свою востребованность и видели, что их мнение учитывается. Проблема с действующими правилами и нормами заключается в том, что людей небезразличных много, но, когда они понимают, получая определённый статус - общественного экологического инспектора, что их мнение не учитывается либо что нет механизмов учёта их мнения в обязательном порядке, их дальнейшего участия в прохождении соответствующих документов, которые они готовят, то возникает вопрос: зачем и где мотивация? Этим законопроектом мы как раз предлагаем установить соответствующие нормы и правила, сделать так, чтобы количество общественных инспекторов стало гораздо больше. Хочу напомнить, что соответствующее поручение президентом было направлено в Росприроднадзор и Общероссийскому народному фронту. И в рамках такой деятельности, значит, эти два ведомства сделали школу, где люди сегодня бесплатно повышают свою квалификацию, потом на основании этого они очень успешно сдают экзамены в Росприроднадзоре и получают статус общественного экологического инспектора. Если после принятия этого закона, учитывая прохождение поправок и так далее, мы создадим условия, когда количество таких людей у нас вырастет в разы, мы реально сделаем хорошее дело для окружающей среды. Абсолютно точно, что возле каждого дерева, возле каждого земельного участка не поставишь надзорщика, и здесь как раз в помощь общественники. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 50 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.