Заседание № 94

15.05.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 142731-5 "О внесении изменения в статью 126-1 Семейного кодекса Российской Федерации" (о посреднической деятельности по усыновлению детей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3722 по 4601 из 7549
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 126-1       
Семейного кодекса Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной    
Думы Елена Владимировна Афанасьева.                                             
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Уважаемые коллеги, прежде чем начать доклад по                 
законопроекту, хочу вам сообщить, что Государственная Дума за последние пять    
лет по данному вопросу пять раз делала обращения в Правительство Российской     
Федерации, было пять постановлений Генеральной прокуратуры, но, к сожалению,    
воз и ныне там, даже, наверное, стало хуже.                                     
                                                                                
Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения   
в статью 126-1 Семейного кодекса Российской Федерации". Данный проект закона    
касается исключения нормы, предусматривающей возможность осуществления          
посреднической деятельности на территории Российской Федерации органов или      
организаций иностранных государств при усыновлении российских детей             
иностранными гражданами.                                                        
                                                                                
Хочу сразу пояснить, что российское законодательство, а именно Семейный         
кодекс, пункт 1 статьи 126-1, говорит о том, что посредническая деятельность    
по усыновлению детей не допускается, то есть запрещается. В то же время пункт   
2 этой же статьи устанавливает исключение, то есть не признаёт посреднической   
деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и                 
попечительства и органов исполнительной власти Российской Федерации, с чем мы   
полностью согласны, так как это их прямая обязанность. Но этот же пункт         
кодекса непонятно почему признаёт посреднической деятельностью деятельность     
специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по   
усыновлению детей. Эту часть пункта 2 статьи 126-1 мы предлагаем исключить из   
Семейного кодекса.                                                              
                                                                                
Если разобрать данный пункт подробнее, по составным частям, то мы увидим        
следующее. Ещё раз повторяю, что мы согласны с тем, что нельзя считать          
посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки    
и попечительства, но в данной статье упоминание этих органов излишне, так как   
статьи 121 и 122 Семейного кодекса говорят о том, что этот вид деятельности -   
их обязанность, усыновление и устройство детей в семьи. Данный пункт появился   
в Семейном кодексе в 1998 году, и мы считаем, что он появился не случайно,      
видимо, для того, чтобы было скрыто его истинное предназначение, а именно       
деятельность иностранных агентств по усыновлению детей. Всё звучит, можно       
сказать, очень благородно: деятельность специально уполномоченных               
иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Но     
если разобраться подробнее, то вот эти органы, эти агентства, которые           
действуют на территории Российской Федерации, официально ни одно иностранное    
государство на усыновление детей не уполномочило.                               
                                                                                
Агентства действуют на территории России на основании рекомендательных писем,   
которые выдаются каким-то органом, который выдаёт им какую-то лицензию на       
территории своего государства. На территории России представительство этих      
агентств регистрируется без образования юридического лица, так как заявляет о   
гуманитарном характере своей деятельности. На самом деле они преследуют         
совершенно иные цели: собирают данные на детей, подбирают детей, они, можно     
сказать, подкатывают к нашим чиновникам, вплоть до судов.                       
                                                                                
Следующий непонятный принцип, который заложен в данном пункте, - это принцип    
взаимности в деятельности таких агентств. Для нас этот принцип не имел          
значения, не имеет значения и в ближайшем будущем никакого значения иметь не    
будет. Российские граждане практически не усыновляют детей за границей, и       
наших агентств на территории иностранных государств по усыновлению детей нет.   
А для того, чтобы иметь возможность, например, отслеживать дальнейшую судьбу    
нашего малыша, усыновлённого иностранными гражданами, необходимы двусторонние   
договоры.                                                                       
                                                                                
Такой договор подписан между Российской Федерацией и Италией. Но большинство    
наших детей вывозится в Соединённые Штаты Америки, 60 процентов детей уезжают   
на постоянное место жительства туда. И к сожалению, перспективы заключения      
такого договора со Штатами вообще призрачны. И когда такой договор будет        
заключён, никто не знает. Американская сторона постоянно уклоняется от          
заключения такого договора, уже не первый год.                                  
                                                                                
Порядок деятельности иностранных агентств и порядок контроля устанавливаются    
Правительством Российской Федерации. Что происходит в реальности?               
Постановление правительства 2000 года ограничивало деятельность таких           
агентств. Например, в банке данных они могли получить информацию после того,    
как предоставят документы на усыновителя. После получения направления в         
детское учреждение будущий усыновитель должен был сам посетить это детское      
учреждение. Да, агентства могли сдать документы в суд, но в суде будущий        
усыновитель должен был присутствовать лично.                                    
                                                                                
Вместо того чтобы усилить контроль за деятельностью этих агентств,              
правительство принимает 4 ноября 2006 года постановление, которым расширяются   
полномочия агентств на территории Российской Федерации, причём эти полномочия   
противоречат многим законам Российской Федерации, например визовая поддержка,   
присутствие в суде, а также легализуется право взимать плату. То есть           
агентства должны теперь просто предоставить документы, которые будут            
подтверждать оплату их услуг. Хочу ещё раз заметить: по закону Российской       
Федерации все усыновления российскими гражданами, иностранными гражданами       
происходят абсолютно бесплатно.                                                 
                                                                                
Неоднократно за последние годы Генеральная прокуратура говорила о том, что в    
деятельности агентств существуют нарушения и неразбериха. Мы это слышали и от   
представителя Генпрокуратуры на пленарных заседаниях, мы это слышали не раз     
на заседаниях комитетов. Тем не менее тот довод, который приводит               
правительство в своём заключении, я считаю несостоятельным. Правительство       
говорит о том, что мы не сможем отслеживать судьбу наших детей. Хочу сказать,   
что на сегодняшний день речь идёт об отчётах, которые должны предоставлять      
агентства по усыновлению, о том, как проживают наши усыновлённые дети в         
семьях, и на сегодняшний день эти отчёты - полнейшая фикция. Во-первых, мы      
никого не можем обязывать предоставлять такие отчёты, а во-вторых, даже если    
этот отчёт будет предоставлен и будет носить отрицательный характер, мы         
ничего не сможем предпринять. Мы не сможем влиять на судьбу нашего ребёнка на   
территории другого государства. Этот ребёнок может передаваться и раз, и два,   
и три в другие семьи, если принимающая страна решит передать его из одной       
семьи в другую. Мы не сможем даже вернуть его на территорию нашей страны.       
                                                                                
В ответ на отзыв Комитета Совета Федерации по социальной политике и             
здравоохранению хочу отметить, что само по себе запрещение на территории        
России деятельности иностранных агентств по усыновлению не будет                
препятствовать усыновлению иностранными гражданами в Российской Федерации,      
потому что Семейный кодекс другими статьями это предусматривает - это статья    
124 и статья 165. Мы не требуем того, чтобы запретили международное             
усыновление, мы требуем запретить деятельность иностранных агентств, которые    
в своей работе оказывают, по сути дела, посреднические услуги.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, для принятия вами решения хочу привести лишь некоторые       
цифры, которые, в общем-то, говорят о масштабе проблемы. За последние           
тринадцать лет из России было вывезено около восьмидесяти тысяч детей. Если     
учесть, что каждый из них в будущем будет иметь по одному ребёнку, по одному    
внуку, то вы сами понимаете, каков будет размер невосполнимых потерь            
человеческих для Российской Федерации - это около трёхсот тысяч человек, это    
только от тех, которые уже усыновлены иностранными семьями.                     
                                                                                
Есть ряд регионов, которые, по сути дела, из года в год - не хотелось бы это    
слово произносить, тем не менее - являются поставщиками российских детей для    
иностранного усыновления, причём, я думаю, министерство образования знает эти   
регионы (эти цифры открыты, они размещены на сайтах), знает прокуратура. И я    
думаю, что есть чем заняться этим двум органам, надо поработать с               
чиновниками, которые занимаются вопросами усыновления на территории             
Российской Федерации. Приморский край, Кировская, Тульская области - там        
уровень иностранного усыновления даже выше, чем внутрироссийский. Из-за         
нехватки времени нет возможности перечислить все регионы, тем не менее скажу,   
что внутри страны вопросами усыновления органы социальной защиты, органы        
опеки и попечительства практически не занимаются.                               
                                                                                
Мы уже давно говорим о том, что убивают наших детей на территории, например,    
Америки, мы все эти случаи знаем. Нам страна-усыновитель говорит: да, мы        
наказываем тех родителей, которые являются детоубийцами, наше наказание от      
десяти лет и выше. Но если посмотреть статьи, по которым отбывают наказание     
эти горе-родители, то в принципе по ним все эти родители будут освобождены      
через полтора-два года условно-досрочно.                                        
                                                                                
Согласно результатам опросов, которые были проведены в 2000 году и в этом       
году, количество россиян, которые выступают против иностранного усыновления,    
увеличилось с 22 процентов до 32 процентов, а количество тех, кто раньше        
безоговорочно принимал иностранное усыновление как норму жизни, наоборот,       
уменьшилось с 12 процентов до 9.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз к вам обращаюсь с просьбой поддержать этот           
законопроект и помнить о том, что случаи, когда мы отдаём ребёнка на            
усыновление за границу, должны быть единичными, это не должно быть бизнесом,    
поставлено на поток. Причём хочу отметить, что регионы, видимо, эту проблему    
понимают. Этот законопроект получил шестьдесят три положительных отзыва и       
двадцать один отрицательный отзыв.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад первого заместителя председателя     
Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Натальи Николаевны Карпович.         
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вы знаете, действительно, тема    
очень сложная, болезненная. И очень неприятно, что именно на этой теме          
пытаются делать пиар люди, которые говорят вроде бы хорошие вещи, но...         
Предлагая такой законопроект, они берут на себя огромную ответственность.       
                                                                                
Я приведу только четыре конкретных основания, по которым этот законопроект      
принимать нельзя. Первое - предлагаемым законопроектом нарушаются все нормы     
международного права, все соглашения, заключённые сегодня Российской            
Федерацией, что приведёт нас к невыполнению международных обязательств.         
                                                                                
Второе. Законопроектом ликвидируется тот механизм, с помощью которого сегодня   
осуществляется контроль за условиями проживания детей, усыновлённых             
иностранными гражданами, находящихся на их воспитании. Вы говорите, что         
контроль этот не действует. Так вот, из шестнадцати случаев летального исхода   
детей девять смертей наступило именно при усыновлении, в процедуре которого     
агентства не участвовали, это было независимое усыновление, которое вы сейчас   
так усиленно лоббируете.                                                        
                                                                                
Третий фактор. Это независимое усыновление иностранными гражданами, о котором   
вы говорите, без агентств... Как же они, не говоря на русском языке, находят    
этих детей, общаются? И какая коррупция должна быть без присутствия             
иностранных фирм, адвокатов и переводчиков, вот то, что вы сейчас пытаетесь     
сделать?!                                                                       
                                                                                
Вернёмся к договору, который вы упомянули. Договор, который заключён сегодня    
с Италией, предложен другим странам и готовится к ратификации Госдумой в        
третьем квартале. Договор является прозрачным, по нему страны берут             
ответственность на себя, обязаны взаимодействовать и вести переговоры об        
условиях жизни усыновлённого ребёнка, который находится на территории другого   
государства.                                                                    
                                                                                
Давайте не искажать факты, мы 18 марта здесь очень подробно всё это             
обсуждали. И я сейчас всех очень прошу: не нужно нагнетать обстановку, нужно    
работать для заключения международных двусторонних договоров, которые           
полностью решают эту проблему, не нарушая прав ребёнка, а защищая их.           
                                                                                
Что касается усыновления в России, у нас положительная динамика: сегодня всё    
больше детей усыновляется здесь. Законодательством установлен приоритет: если   
ребёнок не смог обрести семью на территории России, только в этом случае он     
усыновляется иностранцами, и никак по-другому.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас всех к работе по заключению двусторонних     
международных договоров, которые необходимы, а не вот к этому популизму,        
который сейчас выражался с трибуны.                                             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Подождите, Наталья Николаевна, лучше постойте, я думаю, могут быть вопросы к    
вам, тем более я вижу руки.                                                     
                                                                                
Так, Локоть... О, тогда давайте запишемся. Много вопросов.                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Депутат Локоть.                                                                 
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемая Наталья Николаевна, я оставляю на вашей совести выражение насчёт      
популизма, потому что если мы начнём разбираться, у кого из депутатов и         
фракций больше популизма в выступлениях, то это будет... нас очень далеко эта   
логика заведёт. Здесь вопрос принципиальный в том, как ставить эту задачу и в   
чём видеть проблему. А вопрос у меня заключается в следующем: почему мы         
признаём первенство международного права перед нашим правом, нашей              
перспективой, нашими проблемами, нашей Российской Федерации? Меня не как        
политика и даже не как человека, а просто как гражданина глубоко оскорбляет     
сам факт того, что существует этот институт международного усыновления, когда   
из нашей страны вывозят детей. Это сделана щёлка, дыра, с помощью которой,      
какие бы вы там договора ни заключали, фактически узаконивается такая           
работорговля нашими детьми... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Я с уважением отношусь к вам, но скажите мне, пожалуйста: а      
почему вы не взяли в семью ребёнка из детского дома? Национальное усыновление   
- пожалуйста, у каждого есть право, возьмите ребёнка, и дети не будут           
находиться в детском доме. Сегодня в Российской Федерации...                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Хороший пример популизма!                                              
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. У меня есть ребёнок из детского дома... (Шум в зале.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, задан был вопрос, в вопросе прозвучал упрёк,     
депутат отвечает на этот упрёк. Ну что вы, коллеги? Всё законно.                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Она популизмом занимается!                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот видите как. (Шум в зале.) Да, может быть,             
действительно ещё кто-то возьмёт сегодня ребёнка после этого.                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Останина.                                                   
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Наталья Николаевна, когда вы называли авторов этого    
законопроекта лоббистами, вам в голову не приходил тот факт, что кроме двух     
известных способов усыновления - через иностранное агентство и независимое -    
есть ещё и нормальный государственный способ решить детскую проблему. Ну,       
например, из существующих ныне иностранных агентств только два                  
государственные - одно итальянское и одно французское, там нет так называемых   
некоммерческих организаций, подобных тем, которые действуют на территории       
Российской Федерации, - пятьдесят восемь агентств из Соединённых Штатов. Как    
вы относитесь к созданию государственной структуры, которая координировала бы   
вопросы усыновления, как российского, так и международного? Почему это          
отдаётся на откуп каким-то коммерческим структурам - независимым, зависимым     
агентствам и так далее?                                                         
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Вы абсолютно правы, это наша общая проблема, и мы вам очень      
благодарны. Нам с вами, вообще, нужна структура, которая будет заниматься       
семьёй и детьми, и в том числе усыновлением. Усыновление никто не разделяет     
на международное и национальное. Ребёнок вправе получить семью, и если он её    
не получил на территории России и у него есть возможность получить родителей    
за границей, то наша с вами задача обеспечить его безопасность. Мы с вами       
говорим действительно об одном - о защите интересов ребёнка.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев, пожалуйста.                                      
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Первый вопрос у меня к автору. Уважаемая Елена Владимировна, вот не первый      
раз мы обсуждаем эту проблему, и не первый раз комитет, отказывая в принятии    
законопроекта, ссылается на международные документы, на международное право.    
Вопрос такой: в других странах, когда решается вопрос об усыновлении детей      
иностранцами, какое-то внимание обращается на эти международные документы,      
как к ним относятся?                                                            
                                                                                
И вопрос к представителю комитета. Уважаемая Наталья Николаевна, шестьдесят     
три субъекта поддержали данный законопроект, 75 процентов нашей страны          
высказываются в его поддержку. Скажите, что ещё нужно комитету?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Афанасьева Елена Владимировна.                
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Да, безусловно, обращается внимание на эти акты. Хочу          
сказать, что мы гаагскую конвенцию не ратифицировали. Она, кстати,              
упоминается в заключении Правового управления - нам замечание делают. И         
правильно, потому что если кто-то внимательно ознакомился с этим документом,    
а не со слов Натальи Николаевны, то наверняка заметил, что эта конвенция        
защищает права усыновителей, а не усыновлённого.                                
                                                                                
Следующий момент. Даже те страны, которые ратифицировали этот документ,         
например Китай, всё же себя подстраховывают, потому что никто до конца не       
доверяет этой конвенции - они заключают двусторонние договора по этому          
вопросу, и они добились такого договора, например, с Америкой. А вот другой     
документ, который как раз и должен защищать права ребёнка, - Конвенция о        
правах ребёнка, не ратифицирован в столь демократичной стране, как Америка.     
Америка не считает нужным ратифицировать этот документ, потому что в принципе   
права человека как таковые её не интересуют - это вот столетняя демократия,     
даже двухсотлетняя демократия.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Николаевна.                           
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Во-первых, давайте начнём "со слов Натальи Николаевны". Я ни     
разу в этом зале не сказала, что я за гаагскую конвенцию. Я противник           
гаагской конвенции, я говорила об этом всегда и никогда не призывала... А       
ссылалась я сейчас на Конвенцию о правах ребёнка, это совершенно иной           
документ (говорю это для профессионалов, тех коллег, которые понимают, о чём    
идёт речь). И я как раз сказала, что самое главное сейчас из того, что          
достигнуто, - это первый договор, который будет внесён к нам на ратификацию,    
который решает все проблемы. Действительно, никогда у нас ещё не было такого    
документа, который защищал бы интересы ребёнка. Я абсолютно уверена, что за     
международными двусторонними договорами будущее, с их помощью мы будем знать,   
что происходит с нашими детьми, как они живут, и будем осуществлять контроль    
по взаимной договорённости с тем государством, с которым мы подписываем         
договор. Это первое и, наверное, самое главное из того, что я хотела сказать.   
                                                                                
По поводу того, почему комитет отклоняет. Потому что сегодня в соответствии с   
тем механизмом, который существует, есть и прозрачность, и мы понимаем, что     
происходит с детьми. Вы можете голословно утверждать, что это липовые отчёты,   
но эти отчёты есть, и те агентства, которые не представляют через консульский   
отдел вовремя отчёты, лишаются лицензии. Есть вопрос временной: лишают только   
на полгода, а потом могут либо продлить, либо нет, и я абсолютно согласна с     
Еленой Владимировной, что здесь нужно ужесточать. Но в данном случае мы         
заинтересованы только в одном - чтобы наши дети сегодня получили семью и были   
защищены. Я думаю, что никто в этом зале не скажет, что это популизм, потому    
что мы все с вами этим занимаемся и сейчас поэтому об этом и говорим.           
                                                                                
И на сегодняшний день я очень прошу своих коллег: не нужно делать вот такие     
выводы. Комитет действительно принял решение только из-за того, что вы          
предлагаете убрать механизм, который сегодня, до момента подписания договоров   
с другими странами, регулирует эти отношения. Америке и всем остальным          
государствам эти договора предложены на рассмотрение, с Францией, с Испанией    
сейчас ведутся переговоры. И то, что вы предлагаете сегодня не поддерживать     
данный законопроект, этим вы призываете Россию не выполнять свои                
обязательства. Есть и отзыв официальный Правительства Российской Федерации, и   
мнение президентской стороны. Сегодня иного механизма, чем тот, который есть,   
не существует. И пока не подписаны эти договора, мы с вами не можем вот так     
просто взять и зачеркнуть то, что сегодня защищает интересы наших детей.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский, ваш вопрос.                          
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Правильно ли я понимаю представителей комитета, что все       
свои силы вы бросаете на то, чтобы обеспечить благоприятные условия для ещё     
большего вывоза детей за границу, чтобы как можно больше было правовых          
документов, был контроль? А может быть, наоборот, поставить вопрос: чтобы не    
было вообще необходимости их отправлять за рубеж, чтобы здесь они               
оставались?! И может быть, ещё раз поставить вопрос о том, что и в семью не     
надо их отдавать никому на усыновление, пускай в нормальных государственных     
учреждениях воспитываются? Потому что другая семья всё равно остаётся чужой     
для ребёнка. Вот в этом плане комитет должен работать. Мы же с вами             
национальный парламент, а не международная благотворительная организация, мы    
должны защищать интересы России. Вы предлагаете защищать документы, которые     
позволят ещё быстрее и больше отправлять детей за рубеж. Вот эта ваша позиция   
ведь неправильная.                                                              
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Дети должны обретать семью, и те социальные учреждения,          
которые есть, действительно должны становиться лучше. Если ребёнок не обрёл     
семью, он должен быть защищён государством. Эта позиция абсолютно правильная,   
Владимир Вольфович. Я думаю, что это проблема не только комитета, но и всех     
нас, парламентариев.                                                            
                                                                                
Я ещё раз подчёркиваю, что никто не делает акцент на международном              
усыновлении, не говорит, что оно должно быть первичным. Наоборот, мы говорим    
о целом институте усыновления. Первое - это национальное усыновление. И в       
Конституции, и в других российских законах говорится о том, что приоритет за    
гражданином России в усыновлении. Мы рассматриваем случаи, когда ребёнок        
передаётся на усыновление за границу через агентства или усыновляется путём     
независимого усыновления. В законопроекте предлагается исключить агентства,     
которые участвуют в усыновлении детей. Это нарушение той системы, которая       
есть. Я подчёркиваю, мы не говорим о том, что должно быть больше                
международного усыновления, наоборот, я вам привожу положительную динамику: у   
нас на 50 процентов сократилось международное усыновление. Но для нас сегодня   
важно не сломать институт усыновления в целом.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин Владимир Николаевич.                     
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Елене Владимировне Афанасьевой. Вы сказали в     
начале своего выступления, что по данному вопросу Дума, как я понял, пять раз   
обращалась в правительство, выражая тревогу, и практически пять раз, как вы     
выразились, мы не получили поддержки. Вы не можете прокомментировать, какова    
примерно была аргументация президента, правительства, которые не разделили      
тревогу и не поддержали обращение депутатов, наверное, предшествующей Думы?     
                                                                                
И тот же самый вопрос у меня к представителю правительства (сегодня что-то      
они молчат): почему вот такой серьёзный вопрос не поддерживался пять раз        
правительством?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уточняю: наверное, не вопрос, а законопроект.             
                                                                                
Кто отвечает? Пожалуйста.                                                       
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Было пять постановлений по этому поводу. Одно из последних     
мы рассматривали уже в этой Думе, практически два месяца назад, после           
очередного убийства нашего ребёнка на территории Америки.                       
                                                                                
Ссылаются, как всегда, на одно: если мы перестанем так работать, запретим       
деятельность агентств на территории России, мы потеряем схему отчётности и      
потеряем, в общем-то, связь с нашими детьми. Я считаю, что это не совсем        
верно, потому что, я ещё раз поясню, данные отчёты на сегодняшний день не       
имеют большого значения: даже получив отрицательный отчёт, мы не можем          
предпринять никаких действий. Почему? Потому что нет двустороннего договора,    
вот из-за чего.                                                                 
                                                                                
Я хочу сказать, что, если сейчас Дума проголосует за этот законопроект,         
никакой механизм разрушен не будет. Это стимулирует наши органы, в том числе    
министерство образования, к подготовке договоров. Наталья Николаевна сказала,   
что готовится, рассматривается договор с Америкой. Полтора месяца назад,        
перед тем как Фурсенко пришёл сюда к нам на "правительственный час", я          
получила ответ из Министерства образования и науки, где чёрным по белому было   
написано, что пока рассматривают возможность подготовки такого договора, то     
есть писали не о том, что он существует и его предложили на рассмотрение        
другой стороне, а о том, что в министерстве только рассматривают вообще         
возможность заключения такого договора.                                         
                                                                                
Поэтому, к сожалению, всё это как-то робко... Ведь вы все понимаете,            
агентство бесплатно не работает, это частная лавочка, там работают люди,        
которые зарабатывают на этом деньги. И по оценкам специалистов, усыновление     
российского ребёнка в 2008 году стоило, то есть за услуги они брали, от 100     
до 150 тысяч долларов.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, будете отвечать на вопрос? Это на      
усмотрение представителя правительства. Не понял...                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Горькова.                                         
                                                                                
ГОРЬКОВА И. П., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемая Елена Владимировна, у меня также к вам вопрос: можете ли вы           
привести конкретные данные именно по регионам Российской Федерации о            
количестве российских детей, которые были усыновлены иностранными гражданами?   
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Да, могу, эти данные открыты, они опубликованы, размещены на   
сайте Министерства образования и науки. Я хотела бы сегодня озвучить            
некоторые цифры, я подготовила анализ по 2005-2008 годам. Вот все говорят,      
что у нас уменьшилось количество детей, переданных на усыновление за границу,   
но тем не менее регионы, которые продолжают в большей степени отдавать детей    
на усыновление за пределы страны, есть. Например, Карелия: 2005 год - внутри    
страны отдали на усыновление тридцать шесть детей, за границу отдали            
девяносто восемь детей; 2006 год - внутри страны отдали двадцать девять         
детей, за границу отдали сто четырнадцать детей; 2008 год - внутри страны       
отдали тридцать восемь детей, за границу отдали девяносто пять детей.           
Кемерово: 2005 год - внутри страны отдали сто пятьдесят пять детей, за          
границу отдали триста восемьдесят детей; 2008 год - внутри страны отдали сто    
восемьдесят четыре ребёнка, за границу отдали двести шестьдесят восемь детей.   
Приморский край, Кировская, Тульская области - иностранное усыновление          
больше, чем внутрироссийское. Ставропольский, Пермский края, Свердловская,      
Тверская области - почти равное количество детей, отданных на усыновление       
внутри страны и за границу, это около трёхсот детей ежегодно.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы закончили процедуру вопросов и ответов.       
                                                                                
Присаживайтесь, Наталья Николаевна.                                             
                                                                                
По ведению - депутат Крашенинников.                                             
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, я предлагаю объявить перерыв после рассмотрения данного      
вопроса, а после перерыва предлагаю работать по следующему регламенту:          
выступления от фракций по пять минут, от каждой фракции по одному человеку.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас остаётся пять минут до конца. Первая       
часть предложения: работать до завершения данного вопроса. С этим все           
согласны? По второй части предложения - по пять минут от фракций выступать -    
возражения есть? Есть возражения.                                               
                                                                                
Павел Владимирович, я не буду ставить на голосование это предложение. Дадим     
фракциям возможность выступить столько, сколько они хотят.                      
                                                                                
Пожалуйста, кто от фракции КПРФ выступает? Нина Александровна Останина.         
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, наверное, свежи в памяти ещё аргументы,       
которые приводились здесь при обсуждении обращения в правительство 18 марта.    
Вполне безобидный проект обращения обсуждался, речь шла о приостановлении       
усыновления американскими гражданами российских детей до заключения             
двустороннего договора. Но, наверное, многие, кто включился в эту тему,         
обратили внимание, что, первое, зал разделился на две неравные части, и с       
одного раза нетрудно догадаться, какие это неравные части, и второе,            
аргументы, которые приводились против проекта этого обращения, сегодня были     
повторены слово в слово.                                                        
                                                                                
Ну, первое - это некие международные обязательства, которые нарушит Россия,     
если вдруг примет поправки в статью 126 российского Семейного кодекса.          
Никакие международные обязательства мы не нарушим, потому что, кроме            
Конвенции о правах ребёнка, которая тоже устанавливает приоритет                
национального усыновления, другого какого-либо документа Россия никогда не      
подписывала.                                                                    
                                                                                
Второе. Всякая страна сама вправе определять механизм усыновления детей,        
решение сиротской проблемы. Года два назад у нас была парламентская делегация   
из Франции, её депутаты говорили, что они вообще не тратят на решение этой      
проблемы ни рубля, никаких средств по той простой причине, что у них в рамках   
парламента существует специальная комиссия, которая занимается проблемами       
усыновления, но это государственная структура. На сегодня, по данным            
Генеральной прокуратуры, в России действует пятьдесят восемь международных      
агентств, всё это некоммерческие организации, и только две - государственные    
структуры, Франция и Италия создали эти государственные структуры, которые      
занимаются вопросами усыновления.                                               
                                                                                
Из уст в уста кочует обманчивое утверждение о том, что существует только два    
пути решения проблемы усыновления и российского, и зарубежного. Это исходит     
из уст министра, которому доверено решать проблемы международного               
усыновления, потому что лицензии этим агентствам выдаёт министерство            
образования. Так вот, будучи у нас на "правительственном часе", Фурсенко так    
и не разобрался, что кроме независимого усыновления и усыновления через         
международные агентства есть ещё и государственный способ решения проблемы      
детей, защиты детей в этом смысле. Для этого необходимо, чтобы                  
государственная структура в лице того же министерства просто сама напрямую      
решала проблему усыновления, не создавая никакие посреднические структуры,      
вот и всё, взять на себя эти обязательства.                                     
                                                                                
Поэтому я просила бы и уважаемую Наталью Николаевну всё-таки быть корректной    
в этом смысле и не обвинять авторов предложенного законопроекта, точнее,        
неправильно трактовать предложенную законодательную инициативу, ибо в ней       
речь идёт о создании государственного органа, чтобы у нас была                  
государственная детская политика в вопросах усыновления детей.                  
                                                                                
Я могу сказать, что сегодня исполняется ровно десять лет с того момента, как    
в России была легализована деятельность международных агентств. Да, это было    
в 1998 году, до того не существовало никаких подобного рода структур. Борис     
Николаевич Ельцин своим, так сказать, вмешательством, в том числе и в наш       
Семейный кодекс, определил, что эти агентства могут спокойно действовать на     
территории Российской Федерации, хотя, повторяю, весь цивилизованный мир идёт   
другим путём. И если уж ещё раз упадём на колени перед международным            
сообществом, то в этом смысле мы уподобимся таким государствам, положим, как    
Румыния в Европе и Китай в Азии. Дело в том, что несколько лет назад Румыния    
получила уже "жёлтую карточку" Европейского союза по той простой причине, что   
её обвинили в том, что под видом усыновления, иностранного усыновления, речь    
шла просто о поставке детей на рынок, и это называется торговлей детьми.        
                                                                                
По сути дела, на поток поставлено усыновление и наших российских детей. По      
данным ЮНИСЕФ, сегодня в международном усыновлении очередь: на одного ребёнка   
- пятьдесят усыновителей. Вы говорите, Россия не будет выполнять свои           
обязательства. Тогда у меня вопрос: а кто перед кем какие обязательства брал?   
Вот мы о таких обязательствах не знаем. Мы не знаем, что Россия давала          
гарантии этим людям поставить наших российских детей. Если это какие-то         
тайные договоры, ну, что ж, с этой трибуны давайте скажите нам о них, и тогда   
мы будем понимать, о чём идёт речь. В данном случае мне непонятно, о каких      
международных обязательствах, о которых говорила Наталья Николаевна, идёт       
речь.                                                                           
                                                                                
Я считаю, что какие-либо ссылки на позицию комитета некорректны по меньшей      
мере, ибо я тоже уже тринадцать лет работаю в этом комитете, но никогда не      
голосовала за подобного рода заключения, с которыми выступала Наталья           
Николаевна. Поэтому прошу иметь в виду, что мнения в комитете разделились, и    
там не будет единого мнения до тех пор, пока в Государственной Думе будут       
такие депутаты, как Афанасьева, которая внесла этот законопроект, и как         
группа депутатов, которые её поддержали.                                        
                                                                                
Здесь задавали вопрос по поводу того, как обстоят дела сегодня в регионах. Вы   
знаете, невзирая на отрицательное отношение парламентского большинства ко       
всем инициативам на эту тему, которые исходят от оппозиции, упорно эту тему     
продолжают двигать. Ну, вот сегодня яркий пример тому - мои коллеги. Я думаю,   
капля камень точит. Когда примерно три года назад поднял впервые эту тему       
комитет по вопросам женщин, семьи и детей, в регионах некий стопор наступил,    
потому что впервые были озвучены цифры, которые сегодня прозвучали из уст       
Елены Владимировны. И где-то на местах стали поостерегаться губернаторы, мимо   
которых зачастую проходили вопросы усыновления, они не знали, кто на этом       
наживался. Но мы-то вполне определённо знаем, что, как правило, этой            
проблемой занимается заместитель губернатора по социальным вопросам. Я помню,   
в адрес комитета тогда были обращения, мол, вы давайте огласке не придавайте,   
мы наведём у себя порядок. На два года утихло. И вот сейчас озвучили снова      
данные об иностранном усыновлении. Ежедневно из России вывозятся двенадцать     
детей, как правило, это малолетние дети. Американская компания "Дельта"         
организовала даже специальный грудничковый рейс, на котором вывозятся дети в    
Соединённые Штаты. Я называю тройку регионов-лидеров на сегодня: первый         
регион - это Санкт-Петербург, Валентина Ивановна Матвиенко, второй регион -     
это Пермский край, губернатор - Олег Чиркунов, и третий - это Кемеровская       
область, моя родная, губернатор - Тулеев.                                       
                                                                                
Так вот, если уж такой подход к этой теме сохранится, то, я думаю, вполне       
резонно было бы причислить эту меру к антикризисным. Понимаете, только          
сегодня утром мы поднимали вопрос о том, чего мурыжат в правительстве           
законопроект о поддержке семей с детьми. Денег нет, на пособия денег нет! В     
пяти регионах осталось пособие 70 рублей. На бесплатное питание денег нет!      
Чтобы существовали сельские школы, денег нет. На спортивные учреждения денег    
нет, на культурные учреждения для детей тоже денег нет. И тогда получается      
так: давайте избавимся от детей, как это делают эти губернаторы-лидеры, - и     
предмет регулирования исчезнет, проблема эта исчезнет и не будет спора в        
данном зале.                                                                    
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, я просто хочу, чтобы каждый из нас, не поддаваясь   
на провокационные обвинения в нагнетании страха, в популизме, всё-таки          
задумался над этой проблемой, которая неоднократно поднималась в этом зале.     
Мне очень хочется, и я знаю настроение многих депутатов, в том числе и в        
партии большинства в Государственной Думе... Но в любом случае мало             
защитников у наших детей. Дети - это самые терпеливые существа, пожалуй,        
которые очень редко говорят и, как правило, молча сносят вот такое жестокое     
отношение к себе, которое выражается в том числе и в определении их судьбы,     
на считаясь с самими детьми.                                                    
                                                                                
Я ещё раз, возвращаясь к предмету данного законопроекта, призываю задуматься.   
Давайте откажемся от всяких посреднических структур в вопросах усыновления      
наших детей. Давайте пойдём по пути цивилизованных государств, где есть своя    
детская государственная политика. Давайте откажемся от этих международных       
агентств с сомнительной репутацией, которые действуют на территории             
Российской Федерации, зарабатывая на этом большие деньги. Давайте откажемся     
от так называемого независимого усыновления. И всё-таки давайте отдадим         
заботу о детях в руки государства путём создания специальной структуры,         
которая занималась бы вопросами усыновления.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский.                                      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я очень рад, что Олег Викторович остановил поползновение      
депутата Крашенинникова нарушить наш Регламент. Мы же в десять утра утвердили   
его, а, депутат Крашенинников? А давайте сейчас по-другому будем делать! Но     
есть же законодательство! Что мы позорим сами себя?! Ну не нравится - идите     
гуляйте, всё равно в зале сидят 10 процентов депутатов. Нет чтобы               
остановиться, так вы ещё и глотку пытаетесь заткнуть.                           
                                                                                
Детей вывозят - пусть вывозят, да ещё и говорить об этом нельзя! Оказывается,   
это пиар. Объясняю, что такое пиар: создание благоприятных условий для          
каких-то действий. Вот мы и хотим, фракция ЛДПР, и, возможно, и другие нас      
поддержат, создать благоприятные условия для наших детей в нашей стране. Что    
же вы, против этого выступаете, получается?! Что, вам не нравится это - чтобы   
нашим детям было хорошо у нас?                                                  
                                                                                
Вы призываете, вот только что прозвучало, заключить международные или           
двусторонние договора. Никто с нами заключать двусторонние договора не будет.   
Договор заключают, если равные условия, если мы у них усыновляем, а они у       
нас. Давайте договоримся об условиях, чтобы не было каких-то коллизий. Ну им    
выгодно отсутствие договора! Тащи из России всё, что можно! А главное, что бы   
здесь многие докладчики ни говорили, объясняю вам: всё специально делается. И   
втянут нас в международные договора, и мы должны будем соблюдать права          
ребёнка и создавать им благоприятные условия, где бы его ни усыновили, хоть     
внутри страны, хоть за рубежом. Для чего? Цель - уменьшить население            
Российской Федерации. Для этого всё делается! Для этого работают тысячи         
агентств, чтобы девушек на панель туда... якобы на работу, а на самом деле на   
панель или на замену органов.                                                   
                                                                                
То же самое касается детей. Ведь ещё нашу Ирину Беленькую из Будапешта во       
Францию в наручниках не перевезли, потому что она русская любящая мать. Вы      
про сирот говорите, а вот кто защитит эту русскую мать, которая любит своего    
ребёнка, и усыновлять не надо?.. И государство такое слабое, оно допустило,     
что она в наручниках уже целый месяц, и её повезут в Париж в наручниках. А      
позавчера в Китае муж-китаец русскую женщину избил, и ей операцию сделали,      
селезёнку удалили, вся в урода превратилась! Тоже пиарить не надо? Скажут:      
там же коммунисты у власти, ну как же так, они не могут этого делать! То есть   
издеваются над нашими женщинами, над нашими детьми, и всё, что происходит в     
стране... Хоть наркотики: помните, нам здесь говорили о наркотиках? Так вот,    
наркотики будут идти тоннами! Специально туда пришли американцы, чтобы не       
иссяк поток наркотиков куда? В Россию. Это всё борьба с нашей страной, потому   
что у нас есть средства защиты, военные меры применить невозможно, так вот      
такие способы применяют: детей вывозить, женщин вывозить, устраивать            
процессы. И самое главное, когда там будут погибать дети, здесь будут           
волноваться: как же так, это наши дети?! Стрессовое состояние... Вот пиар там   
делают! Пиар там делают, чтобы здесь все волновались. Везде издеваются над      
русскими! Вчера в Нальчике русского убили в СИЗО: хорошо охранял подсудимых,    
которые пытались совершить переворот, - вот за это его и убили. И это будет     
продолжаться.                                                                   
                                                                                
Двусторонних договоров никаких не будет, а агентства - они как раз те самые     
посредники, которые ускоряют отправку наших детей за рубеж. А с трибуны         
парламента предлагать усыновить или удочерить я вам не советую. Нужно           
полюбить ребёнка. Сегодня своих не любят! Я не понимаю, как это можно -         
полюбить чужого. Я не понимаю: где инстинкт матери? Если она не родила его и    
он не отец, как они могут полюбить?! Это издевательство, я считаю, когда        
детей отдают в чужую семью. Да, есть люди, которым нужен ребёнок, им нужна      
игрушка, им нужен наследник, им нужен помощник, но это как орудие               
производства. Не может человек полюбить чужого ребёнка. Любовь рождается,       
если женщина сама родила. Отец чувствует, что это его ребёнок, когда видит      
сходство, манеры поведения и так далее. Как можно призывать взять ребёнка?      
Наоборот, надо призывать сдать ребёнка: если вы не любите ребёнка, сдайте его   
государству! Над ними издеваются, в огромном количестве семей родные родители   
издеваются над детьми и убивают их, и родные дети издеваются над родителями и   
убивают их, а вы предлагаете: возьмите... Наоборот всё!                         
                                                                                
Я пишу книгу сейчас, которая называется "Всё наоборот в России происходит".     
Вы призываете усыновлять и удочерять, но это же чудовищно! Берут из-за денег,   
не было денег - не брали, сейчас повысили (8 тысяч получает приёмная семья) -   
хоп, сразу увеличилось количество усыновлённых, потому что это доход.           
Несчастные люди: им нужны деньги. Если дома двое детей, пускай будет третий,    
так как будет уже 8 тысяч, а так всего 3 тысячи... Давайте сейчас увеличим      
сумму в два раза, чтобы 16 тысяч получала приёмная семья, патронажная, и в      
два раза увеличится количество усыновлённых. Но это не любовь. Вы об этом       
ребёнке подумайте: он спросит, кто настоящие родители, - и какая будет          
трагедия! Он обязательно спросит, любой ребёнок хочет знать, кто его мать,      
кто его отец. Но здесь вы ещё договоритесь, что папа в Пензе, мама в            
Костроме, а ты у нас тут живёшь, в этой деревне. А за границей что делать? Он   
спросит американских мать и отца: а у меня вот русская кровь, кто мои           
родители? Обязательно спросит - соседи же знают, что усыновили, это же нельзя   
скрыть - запрятались в подвале, никто не знает. Все знают, что эта семья        
усыновила русского ребёнка, специально скажут, а потом он перестреляет эту      
семью, и полгорода перестреляет, и правильно сделает. А мы говорим: давай,      
давай, давай туда... Он отомстит, потому что он всю жизнь жил в чужой семье,    
называл матерью чужую женщину, отцом чужого отца. Вы на что толкаете детей?!    
А потом будете приводить факты: ох, бедные там студенты, полкурса               
расстрелял... Это всё отсюда.                                                   
                                                                                
Не надо быть эгоистами: вы там кого-то полюбили, вы там кого-то хотите          
усыновить, удочерить... Надо вести пропаганду во всём мире и не рожать. Мы      
рожаем уродов, преступников, безработных, потому что условий нет для жизни!     
Тут говорил депутат Плигин про какой-то социальный фашизм. Разве я говорю,      
что это плохие люди? Да мы их порождаем, тиражируем каждый день, мы, общество   
- и русское, и американское, и азиатское! Всем жить тяжело, поэтому разве       
нужно пропагандировать?.. Не надо рожать - а мы говорим: давай рожай! Не надо   
усыновлять - нет, давай усыновлять. То есть формальный, технический подход:     
давайте вот так мы решим проблему. Но мы же её не решаем, мы её загоняем в      
глубокое подполье. В Китае уже наказывают за второго ребёнка, а мы платим за    
второго ребёнка. Вот как бы вопрос.                                             
                                                                                
Всё пугают какой-то демографической ямой. Да при Екатерине Второй нас было      
восемнадцать миллионов - самая мощная империя, всё дрожало, все боялись. При    
чём здесь количество населения? Какое население? Пускай нас будет всего         
пятьдесят миллионов, но каких? Умных, хороших людей. Или мы сделаем двести      
миллионов алкоголиков, наркоманов - и что они удержат? Они сами побегут         
навстречу нашему противнику и нашему врагу, как в 41-м в первые две недели      
сдавались миллионами, - три миллиона подняли руки вверх. Три миллиона в         
первые две недели! Так это не уроды, это семьи раскулаченных: отец в Сибири -   
так я не буду защищать вашу страну, лучше на стороне немцев будут воевать.      
Три миллиона сразу сами шли, бежали от советской власти навстречу наступающим   
немецким войскам.                                                               
                                                                                
Вот это политика неверная. Конечно, надо стараться, чтобы было больше           
населения, но каким путём? Эти искусственные семьи чужие, когда в родной        
семье не могут жить сейчас?.. Не только там, где плохо живут, даже в хороших.   
Вон Берлускони вам - что, плохая семья? Премьер-министр, самый богатый          
человек Италии, трое детей, две девочки и мальчик, - сегодня расходятся. Не     
любит он их, этих детей, потому что он её не любил, она его не любила, они      
прикинулись: надо семью, общество требует, должна быть семья, тем более в       
политике. А теперь всё, распад - и она несчастная, и эти трое детей, и эта      
девочка, которая его папой называет. Ему просто противно со своей семьёй, он    
идёт на день рождения в чужую семью. Что, этого у всего мира нет? Что,          
Клинтон с этой стажёркой?.. Да противна ему была его жена! Если бы было всё     
хорошо, разве нужна была бы стажёрка? Выгнал бы её за тридевять земель!         
                                                                                
И мы всё это подаём: вот какой плохой Клинтон, плохой Берлускони, так           
сказать, и так далее, а Ирина Беленькая в наручниках сидит. Вот родная мать     
хотела проявить чувство любви к своему ребёнку, а у нас соглашение!.. Давайте   
соглашения, давайте международные конвенции, давайте рушить, разрушать          
Россию, но отправлять. Вы приравняли наших детей к поставкам древесины. Вот     
древесину в Финляндию необработанную и детей, будущих наших матерей и отцов,    
- давай туда! Пачками, пачками идёт! Скоро наших детей там будет больше, чем    
нефти, газа и леса, а эти лес, нефть, газ нам не нужны без наших детей, и вы    
этого не понимаете. Поэтому пиар у вас у всех один...                           
                                                                                
Не надо работать на иностранцев, надо защищать наши национальные интересы.      
Каждый вид экономики и социальной политики - всё против России, против          
России, против России! А вы говорите: надо соблюдать, помогать им... Себе       
нужно помогать обязательно и защищать своих детей! (Микрофон отключён.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, настаивает ли кто-то ещё на выступлении? Нет.        
Подводим черту.                                                                 
                                                                                
Представитель президента? Представитель правительства?                          
                                                                                
Пожалуйста, Логинов.                                                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, в рамках обсуждения данного законопроекта,     
который был предложен, правительство достаточно подробно и обстоятельно         
изложило свою позицию в официальном отзыве. Прозвучал вопрос о том, какие       
шаги предпринимаются правительством. Скажу, что все они, безусловно,            
предпринимаются в рамках действующего законодательства и наших международных    
обязательств.                                                                   
                                                                                
Что касается критики, которая была сегодня адресована нам в части               
посреднической деятельности по усыновлению детей, напоминаю, что в              
соответствии со статьёй 126-1 Семейного кодекса эта посредническая              
деятельность в нашей стране запрещена, она не допускается. Конечно, та          
деятельность, которая возложена на органы опеки и попечительства и органы       
исполнительной власти в рамках их обязанностей по выявлению и устройству        
детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально      
уполномоченных иностранных государственных органов или организаций по           
усыновлению детей не подпадают под определение "посредническая деятельность".   
Именно эта формулировка была законодателем установлена.                         
                                                                                
В рамках этой деятельности распоряжением Правительства Российской Федерации     
от 6 ноября прошлого года был, в частности, одобрен проект Договора между       
Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области      
усыновления (удочерения) детей, согласно которому центральные органы каждой     
из договаривающихся сторон (с российской стороны - Минобрнауки, с итальянской   
- комиссия по международному усыновлению при Президиуме Совета Министров        
Итальянской Республики) могут наделять полномочиями по проведению процедуры     
усыновления детей в другой договаривающейся стороне только уполномоченные       
организации, не преследующие цели получения прибыли и признанные таковыми в     
соответствии с законодательством договаривающихся сторон. Соблюдение            
подобного рода требований, а также заключение аналогичных договоров с другими   
странами, куда осуществляется вывоз детей, усыновлённых в Российской            
Федерации иностранными гражданами, максимальная прозрачность всей этой          
деятельности, конечно, будут служить на пользу ситуации, действительно уберут   
из нашей жизни все негативные моменты, связанные с этим непростым,              
запутанным, сложным со всех точек зрения, как показало обсуждение, в том        
числе и с эмоциональной, вопросом.                                              
                                                                                
Правительство поддерживает решение комитета об отклонении данной                
законодательной инициативы.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Владимировна, вы хотите что-то сказать в заключительном слове?            
Пожалуйста. С места.                                                            
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Уважаемые коллеги, я всё же ещё раз попрошу вас поддержать     
данный законопроект, поскольку то, что предлагается в нём, никакой стройной     
системы, никакого механизма, которого, по сути дела, нет, не разрушит. Нельзя   
разрушить то, чего нет. Вот даже сейчас представитель правительства в своём     
выступлении сказал: да, ребята, проблема есть, посредническая деятельность      
запрещена на бумаге, теоретически её нет, а практически есть.                   
                                                                                
Агентства - это посредники, это частные структуры, это не представители         
государственных органов стран-усыновителей. Единственные органы, которые        
могут выступать от имени государства, - это органы соцзащиты, как во Франции.   
Вот вам официальный представитель, который будет нести ответственность за       
действия того или иного чиновника на территории Российской Федерации, если      
ребёнок попал в какую-то катастрофическую ситуацию на территории его страны.    
Вот он будет нести, как представитель государственного органа, а Иванов,        
Петров и Сидоров, которые открыли какое-то там агентство, частное агентство,    
никакой ответственности ни перед кем нести не будут.                            
                                                                                
Я с вами согласна: действительно, в детских домах очень сложная ситуация, там   
очень жестокие, порой, наверное, ещё жёстче законы, чем в местах заключения.    
Но извините меня, если мы вглядимся в ту цифру - сумму, которую мы выделяем     
ежегодно на каждого ребёнка... И министерству образования, и Генеральной        
прокуратуре надо пошевелить своими, извините меня, частями тела и навести там   
порядок. 400 тысяч рублей в год на каждого ребёнка - мы можем достойно          
содержать наших детей в наших детских домах. Просто надо навести порядок,       
установить, кто на что имеет право, - не имеют права насиловать детей,          
издеваться над ними в детских домах. Каждый должен заниматься своим делом.      
                                                                                
Но в вопросе усыновления я всегда... Думаю, многие коллеги меня поддерживают    
в том, что мы не можем отдать судьбу человека на откуп другому человеку,        
который получил за него деньги, не несёт никакой ответственности за него и      
после усыновления и получения денег никакого отношения к этому ребёнку больше   
иметь не будет.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Николаевна Карпович, ваше             
заключительное слово.                                                           
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Я, конечно, с Владимиром Вольфовичем не берусь спорить           
относительно того, что чувствует мать, когда берёт ребёнка, ему, наверное,      
виднее, я не буду это оспаривать, но я могу сказать так: не нужно врать         
детям, которых вы взяли в семью, не надо скрывать то, что они имеют других      
родителей, и проблемы не будет, он никого не будет расстреливать, он будет      
уважать тех родителей, которые вырастили его. Это во-первых.                    
                                                                                
По законопроекту. Елена Владимировна, вы сейчас как раз говорили не по          
законопроекту, вы высказывали своё мнение. Я ещё раз хочу обратить внимание     
на то, что 6 ноября 2008 года правительством было поддержано подписание         
договора с итальянской стороной, в котором очень чётко, прозрачно расписан      
механизм ответственности иностранных граждан, усыновивших детей. В данном       
случае сегодня это лучшее из того, что есть, и это нужно поддерживать.          
Законопроект, предложенный вами, действительно поднимает проблему, но не        
решает её. Он уничтожает то, что сегодня есть. Всё, что мы сегодня имеем, вы    
предлагаете закрыть. И не нужно лукавить, это именно так и есть.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось.                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 126-1 Семейного кодекса Российской Федерации".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              104 чел.23,1%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    105 чел.                                          
Не голосовало                 345 чел.76,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён законопроект.