Заседание № 168
14.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 142548-8 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (в части изъятия земельных участков для размещения объектов социальной инфраструктуры).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5217 по 5450 из 5741
Пункт 45, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации". Доклад официального представителя Законодательного Собрания Краснодарского края депутата Государственной Думы Дмитрия Викторовича Ламейкина. ЛАМЕЙКИН Д. В. Спасибо, Александр Дмитриевич, спасибо, коллеги, за терпение. Ну, действительно, не менее злободневный вопрос о развитии наших территорий. Мы с вами все подчинены одной главной цели - это создание благоприятных условий жизни для наших граждан, с этой целью мы принимаем соответствующие нормативные акты, и огромное количество государственных программ, именно подчинённых этой идее, реализуется на территории страны. Вместе с тем на наших муниципальных территориях мы сталкиваемся зачастую с невозможностью строительства новых объектов ввиду отсутствия свободной муниципальной земли. Приведу пример, у нас на юге это особо актуальная проблема, наверное в силу в том числе миграционных процессов. По статистике, на 1 сентября доля учащихся, родившихся в других регионах, достигает 27 процентов, соответственно, нагрузка и на иные социальные объекты в такой же пропорции возрастает. Недостаточное количество объектов здравоохранения, образования, мест отдыха является постоянной темой обращений граждан в органы местного самоуправления во многих регионах, и, конечно, мы людей понимаем: условия некомфортные. При этом существующие законодательные механизмы не позволяют в полной мере решить те задачи по развитию муниципалитетов, которые ставятся перед нами, поэтому Законодательное Собрание Краснодарского края выступило с инициативой внесения изменений в ряд положений и дополнения статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации новыми основаниями для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Здесь оговорюсь, подчеркну особо, что никаких изменений в механизм изъятия не предусматривается, речь идёт лишь о расширении перечня нужд, под которые предлагается осуществлять изъятие, и здесь речь идёт не только о каких-то крупных инфраструктурных объектах или автомагистралях, речь идёт о социальных объектах, в первую очередь это школы, детские сады, поликлиники. К сожалению, в отрицательном заключении правительства говорится о том, что в существующем законодательстве есть все инструменты для решения этой задачи. Но в этом зале много практиков, которые руководили муниципалитетами и сталкивались в своей работе с тем, что изъять земельный участок или найти муниципальный земельный участок достаточной площади весьма и весьма проблематично, а в ряде муниципалитетов просто нереально. Это подтверждается и поддержкой целого ряда субъектов: на данную инициативу поступили положительные отзывы из Курской, Липецкой, Смоленской, Новосибирской области, а также из Ямало-Ненецкого автономного округа, Алтайского края и Республики Коми. Коллеги, просьба поддержать инициативу наших коллег из регионов и принять это решение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад - Владимир Игоревич Самокиш. САМОКИШ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данная инициатива краснодарского заксобрания очень подробно была рассмотрена в комитете и вызвала серьёзные обсуждения. Мы понимаем, насколько актуально то, о чём сейчас Дмитрий Викторович рассказал, действительно, есть определённые затруднения, особенно в городской застройке, в части выбора места для социальных учреждений - школ, больниц и так далее. Однако в тексте законопроекта, который сегодня предлагается к рассмотрению, есть целый ряд объектов, которые вызывают определённые вопросы у комитета, например скверы, парки, городские сады, места погребения и так далее, то есть, по сути дела, очень обширный перечень тех объектов, под которые предлагается изымать земельные участки. При этом не могу в полной мере согласиться с позицией Дмитрия Викторовича по поводу того, что нет механизмов, которые сегодня позволяют изымать земельные участки, они всё-таки есть. Это, например, мена, которая по 629-му постановлению может быть с частным лицом осуществлена, по 254-му закону можно изымать земельные участки для строительства больших объектов социальной инфраструктуры и так далее. По большому счёту, наверное, главным моментом, краеугольным камнем является то, что очень сложно будет объяснить человеку, почему именно его земельный участок изымается, например, для расширения городского парка, ну и так далее. И таких вопросов у нас возникло много, в общем-то десятки. Тем не менее, ещё раз, краснодарское заксобрание ставит абсолютно правомерный вопрос, поскольку страдает действительно огромное количество городов с плотной застройкой, где невозможно поставить, например, школу. Мы этот вопрос обсуждали в Краснодарском крае с представителями муниципалитетов, с представителями Заксобрания Краснодарского края и, в общем-то, нашли определённые подходы с точки зрения определения тех объектов, под которые такое изъятие можно хотя бы обсуждать в рамках комитета и в рамках пленарного заседания, получать отзыв правительства и заключение Счётной палаты, которые, к сожалению, на данный законопроект на сегодня отрицательные. Комитет поддержать не может, но, ещё раз повторю, актуальность проблемы мы в любом случае признаём, над этим вопросом необходимо работать. Эта проблема, к сожалению, характерна не только для наших южных регионов. Мой город Томск, маленький, исторический, тоже, в общем-то, страдает из-за того, что невозможно построить новую школу в центре города, потому что место в принципе отсутствует. Последние школы, которые мы строили в своём городе по нацпроекту, располагались в основном на окраинах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Владимир Игоревич, ну, это реально очень большая проблема, особенно в мегаполисах. Вот сейчас в Ростове-на-Дону, на улице Зелёной (хорошее название), вырубаются ёлки. Каким-то образом участок оказался в частной собственности, а сейчас просто вырубается, и нет никаких рычагов воздействия. Ну вот сейчас реально в городах не хватает рекреационных зон - скверов, парков, - и решение вопроса не движется. Не движется. Это правильный законопроект, вы же соглашаетесь с тем, что он правильный, ну поддержите. Мы, фракция КПРФ, этот законопроект поддержим. САМОКИШ В. И. Спасибо большое, Евгений Иванович. На самом деле то, что я сказал... Когда мы решаем вопрос, связанный с конкретным земельным участком, единичным, мы, по большому счёту, можем идти через мену, через КРТ, через выкуп, в конце концов, и так далее. Я повторю: вопрос действительно актуален, но изымать земельные участки у граждан, например, для обустройства парков, кладбищ и так далее, ну, не совсем корректно, потому что будет крайне сложно каждый раз объяснять человеку, почему его участок, а не соседа был изъят для того, чтобы посадить три ёлки (я утрирую, безусловно). Проблема есть, но решать её по тому рецепту, который предлагают Законодательное Собрание Краснодарского края и Дмитрий Викторович, мы, к сожалению, не можем. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживать этот законопроект не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Владимир Игоревич, любой муниципалитет, город, село, районный центр могут развиваться и обязаны по закону утверждать генеральный план. Более того, как вы знаете, муниципальная земля... ну, земля была поделена на четыре категории. И если вы за концепцию, почему всё-таки нельзя в первом чтении принять, а с правительством и депутатами во втором доработать, если вы знаете, что проблема есть, проблема кричит и в Томске, и в Краснодаре, и в Ростове? Я уверен, в 95 процентах регионов эта проблема есть. Как только приступают к тому, чтобы доступность школы, детского сада и так далее... Ну показаковали там в 90-е, а сейчас же надо возвращаться к нормальной жизни. Может, всё-таки поддержать законопроект и во втором чтении доработать его, чтобы он имел приемлемый характер и решил... (Микрофон отключён.) САМОКИШ В. И. Спасибо большое за ваше предложение. Вот посмотрите, ещё раз всё-таки возвращаюсь к самому началу: функции муниципалитета, связанные с организацией парков, скверов, мест погребений, строительства школ и больниц, - это дежурные функции муниципалитета, которые не связаны с какой-то исключительностью, поэтому изымать земельные участки для того, чтобы, ещё раз говорю, расширить городской парк, не очень корректно. У кладбища (вот я слышу реплику из зала) есть всё-таки больше альтернативы с точки зрения, например, расположения его не только в городской черте, здесь больше свободы. Поэтому сам концепт законопроекта мы в этом плане поддержать не можем. По сути дела, речь идёт о том, что мы говорим, что этим законом мы рядовые, дежурные полномочия муниципалитета превратим в исключительные, чего допускать нельзя, потому что муниципалитет должен каким-то образом договариваться: или через КРТ идти, или через мену по постановлению № 629, или по закону № 254. То есть, ещё раз, механизмы есть, да, они сложные, да, надо прорабатывать этот законопроект дальше. Мы специально выезжали в Краснодарский край, чтобы с муниципальными и субъектовыми депутатами понять, что же вызывает наибольшую проблему. Пока, вот Дмитрий Викторович подтвердит, это крупные школы, которые действуют в режиме реализации нацпроекта и требуют огромных единых земельных участков и отступов. Эту дискуссию мы будем сейчас продолжать, и я думаю, что в ближайшее время, наверное, появится ещё одна какая-то инициатива краснодарского заксобрания, поскольку они в этом вопросе продвинулись, наверное, дальше всех. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Фадина Оксана Николаевна, пожалуйста. ФАДИНА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я хочу поддержать своего выступавшего коллегу и обратить внимание всех, кто сегодня призывает к принятию этой нормы: крайне осторожно нужно использовать инструмент, связанный с изъятием. На сегодняшний день этот инструмент законодательно установлен, но даже в части изъятия земельных участков при реализации проектов, связанных со строительством линейных объектов... Практика показывает, что иногда мы вмешиваемся в судьбы целых династий. Они живут на земельных участках, занимаются там реконструкцией - и вдруг с изменениями в генеральный план и, как следствие, в проект планировки мы приходим к тому, что люди узнают: их земельный участок будет изыматься. Да, по суду, да, определят рыночную стоимость, но при этом решение суда именем Российской Федерации придётся исполнять. Историю, связанную со строительством школ, поверьте, я продолжаю изучать сейчас в рамках российской региональной практики. И действительно, ещё раз хочу отметить, сегодня инструменты для реализации национальных проектов в части строительства социальных объектов у нас имеют место, даже если муниципалитет, будем говорить, город исчерпал свои возможности в части свободных земельных участков, - пожалуйста, заходите на браунфилд, занимайтесь на самом деле реконструкцией. У нас на сегодняшний день есть масштабный федеральный проект по переселению из ветхого, аварийного жилья, и в соответствии с законом № 131-ФЗ у муниципалитета есть основания в рамках разграничения полномочий публичной власти использовать данную землю под строительство социальных объектов. Поэтому я считаю, что муниципалитетам нужно всё-таки более активно использовать те инструменты, которые законодатель уже предоставил. Я предлагаю поддержать решение, которое связано с отклонением данной законодательной инициативы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", пункт 45. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 51 сек.) Проголосовало за 68 чел.15,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9 % Результат: не принято Отклоняется.