Заседание № 140

26.12.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 142318-3 "О ратификации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3083 по 3800 из 7245
Если вы не возражаете, приступаем к ратификации договоров. Первый - проект      
федерального закона "О ратификации Договора о добрососедстве, дружбе и          
сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой".   
Слово предоставляется докладчику - официальному представителю Президента        
заместителю министра иностранных дел Александру Прохоровичу Лосюкову. (Шум в    
зале.)                                                                          
                                                                                
"Правительственный час" мы продолжим после ратификации, поскольку Совет         
Федерации сейчас заседает и ему на ратификацию сразу поступят наши договоры,    
в случае если они будут ратифицированы.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Александр Прохорович.                                               
                                                                                
ЛОСЮКОВ А. П., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый господин председательствующий, уважаемые депутаты! Развитие           
долговременных отношений дружбы и добрососедства с соседним Китаем неизменно    
занимает одно из ключевых мест в системе внешнеполитических приоритетов         
Российской Федерации. Этот курс, который проводится нашей страной с начала      
90-х годов, закреплен в концепции внешней политики России и рассчитан на        
длительную перспективу. Он продиктован фундаментальными интересами Российской   
Федерации, носит самостоятельный, самоценный характер, не зависит от влияния    
третьих сил и не подвержен воздействию политической конъюнктуры.                
                                                                                
Практика убедительно подтвердила правильность этого курса. Его реализация       
кардинально укрепила безопасность России на восточных рубежах, ее               
международные позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом,        
обеспечила многовекторность нашей внешней политики, принесла ощутимые           
практические результаты в торгово-экономической, научно-технической и           
гуманитарной областях.                                                          
                                                                                
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией   
и Китайской Народной Республикой, который был подписан главами двух             
государств в Москве 16 июля этого года, является, можно смело сказать,          
по-своему исторической вехой в российской политике на китайском направлении.    
Этот документ закрепляет достигнутый достаточно высокий уровень всего           
комплекса российско-китайских отношений и создает прочную правовую базу для     
их дальнейшего развития во всех сферах.                                         
                                                                                
Договор исходит из долгосрочного характера отношений добрососедства, дружбы и   
сотрудничества между нашими двумя странами. Это обеспечивается комплексом       
политических и военных гарантий, которым посвящена примерно треть статей        
этого документа. Среди них особое значение, к чему хотелось бы привлечь         
внимание, имеют следующие положения. По нашей инициативе впервые в истории      
российско-китайских отношений в договоре зафиксировано положение об             
отсутствии у сторон взаимных территориальных претензий. Считаем, что это        
очень важное положение. Одновременно договор нацеливает на нахождение           
развязок по двум остающимся несогласованными участкам российско-китайской       
границы (а их длина, замечу, составляет менее 2 процентов всей протяженности    
российско-китайской границы) и закрепляет соблюдение на этих участках           
статус-кво, что является наиболее реалистичным в нынешней ситуации вариантом,   
соответствующим нашим национальным интересам. В договоре, кроме того,           
зафиксировано такое принципиально важное положение, как взаимная                
приверженность принципам территориальной неприкосновенности и нерушимости       
границ. В соответствии с договором стороны обязуются оказывать взаимную         
поддержку друг другу по вопросам защиты государственного единства и             
территориальной целостности. Это положение имеет определенное значение для      
нас, прежде всего в контексте Чечни, и имеет значение и для Китая, прежде       
всего в контексте тайваньской проблемы.                                         
                                                                                
По тайваньской проблеме мы подтвердили в договоре известную российскую          
позицию, не следуя, так сказать, куда-то дальше, - позицию, которая состоит в   
признании нашей страной только одного Китая. При этом Россия не исключает       
развития с Тайванем неофициальных связей в торгово-экономической и других       
практических областях.                                                          
                                                                                
Согласно договору стороны не участвуют в союзах или блоках, не предпринимают    
действий, наносящих ущерб другой стороне. В то же время не допускается          
создания и деятельности на территории друг друга каких-либо организаций или     
групп, которые наносили бы ущерб суверенитету, безопасности, территориальной    
целостности другой стороны.                                                     
                                                                                
Договор закрепляет взаимные обязательства сторон о неприменении первыми друг    
против друга ядерного оружия и о взаимном ненацеливании стратегических          
ядерных ракет. Подразумевается, что стороны будут и в дальнейшем расширять и    
углублять меры доверия в военной области вдоль российско-китайской границы.     
Документом предусмотрены обязательства наших стран проводить консультации и     
вступать в незамедлительный контакт друг с другом в случае возникновения        
угрозы миру и угрозы агрессии против одной из сторон.                           
                                                                                
Договор нацелен на дальнейшее упрочение внешнеполитического взаимодействия      
между Россией и Китаем. Оно и сейчас развивается очень активно и плодотворно,   
но договор подводит под это определенную правовую базу. Укрепление              
российско-китайского сотрудничества в международных делах имеет особое          
значение, конечно же, в ситуации, складывающейся в мире после событий 11        
сентября этого года. Это создает благоприятные условия для сбалансированности   
внешней политики России на западном и на восточном направлениях. Хотел бы       
отметить, что речь, разумеется, не идет о создании какого-то военного союза.    
Этот момент достаточно четко прописан в договоре. Договор не направлен против   
третьих стран, в том числе - это прямо зафиксировано в нем - в части,           
касающейся военного и военно-технического сотрудничества.                       
                                                                                
За предшествующие годы в российско-китайских отношениях сложился целостный      
организационный механизм диалога и сотрудничества, охватывающий, по существу,   
все уровни законодательной, исполнительной и судебной власти, а также           
основные партии и общественные организации. Договор закрепляет этот механизм    
и ориентируется на дальнейшее развитие и совершенствование этого механизма.     
                                                                                
В договоре зафиксированы намерения сторон расширять сотрудничество в            
торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и других сферах.        
Хотел бы отметить, что высокими темпами растет товарооборот между нашими        
странами. В текущем году он, видимо, достигнет цифры 10 миллиардов долларов -   
это помимо значительного объема неучтенной торговли по линии приграничных       
контактов.                                                                      
                                                                                
По нашей инициативе в текст договора вошли положения о сотрудничестве в         
области защиты окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений,     
справедливого рационального использования пограничных водопотоков, живых        
ресурсов, природных экосистем в приграничных районах. Для нас это имеет         
особое значение в связи с тем, что идет активное освоение приграничных с нами   
районов Китая, в то время как у нас такой активности нет, и загрязнение,        
конечно, идет прежде всего с китайской стороны.                                 
                                                                                
По нашему предложению также в договор включены положения о сотрудничестве в     
борьбе с оргпреступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия и другой     
преступной деятельностью.                                                       
                                                                                
Известно, какую болезненную реакцию в России, особенно на Дальнем Востоке,      
вызывает вопрос о нелегальной иммиграции из Китая. Должен сказать, что в        
договор включено положение о сотрудничестве сторон в этой области. На этой      
основе на сентябрьской встрече премьер-министров двух стран решено было         
создать соответствующую двухстороннюю рабочую группу, которая будет             
заниматься всем комплексом имеющихся проблем конкретно вот в этой сфере.        
                                                                                
Подразумевается, что договор будет действовать в течение 20 лет и будет         
автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды. По оценкам        
юристов, он не противоречит российскому законодательству. Подписание            
договора, надо сказать, вызвало широкую позитивную реакцию как внутри России,   
так и практически во всем мире.                                                 
                                                                                
27 октября 2001 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных         
представителей ратифицировал этот договор. В ближайшее время намечается         
подписание указа о ратификации договора Председателем Китайской Народной        
Республики, после чего все внутригосударственные процедуры по ратификации       
договора с китайской стороны будут считаться выполненными.                      
                                                                                
Считаем, что есть все основания, чтобы ратифицировать этот важный для нас       
договор - Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской    
Федерацией и Китайской Народной Республикой. Просил бы вас поддержать           
ратификацию этого договора.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Прохорович.                            
                                                                                
Сейчас слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета    
по международным делам Александру Александровичу Шабанову.                      
                                                                                
ШАБАНОВ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты! Комитет по международным       
делам рассмотрел на своем заседании проект федерального закона "О ратификации   
Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской             
Федерацией и Китайской Народной Республикой". Мы подробно заслушали также       
доклад Александра Прохоровича, который сегодня сделал он как официальный        
представитель Президента. Мы согласны с теми оценками, которые даны, и теми     
выводами, которые сделаны о развитии этого сотрудничества между Китаем и        
Россией на будущее.                                                             
                                                                                
Мы хотели бы отметить следующее, и это отмечалось в комитете, и правильно       
отмечалось. Последние 10-12 лет между Россией и Китайской Народной              
Республикой отсутствовал какой-либо договор, поскольку прошлый договор,         
который был заключен между СССР и КНР, практически прекратил свое действие. И   
в этой новой трудной военно-политической и международной ситуации, которая      
усложняется с каждым месяцем, отсутствие договорных принципов серьезно          
осложняло наше активное участие в международных делах с таким большим           
соседом, каким является Китай.                                                  
                                                                                
В комитете было отмечено также, что - это сегодня еще раз повторил              
официальный представитель Президента - действительно договор не подразумевает   
какого-то военно-политического союза между Китаем и Российской Федерацией, но   
он позволяет широко развивать военно-техническое сотрудничество, не             
направленное против третьих стран, также позволяет в дальнейшем принимать те    
решения, которые будут направлены на обеспечение безопасности России,           
поскольку ситуация именно в том регионе серьезно осложняется с каждым           
месяцем. Достаточно понять, что наши отношения с Китайской Народной             
Республикой, будучи положительно развивающимися, динамичными, найдут свое       
отражение в совместных договоренностях в рамках международных организаций в     
такой ситуации, как односторонний выход Соединенных Штатов из Договора 1972     
года по ПРО, который практически наступит через шесть месяцев. Поэтому          
договоренности о поддержании общей мировой стабильности будут иметь решающее    
значение для дальнейших отношений именно в этом регионе.                        
                                                                                
В комитете особенно подчеркивалась важность статей 4 и 5 договора, о которых    
сегодня говорил представитель Президента, касающихся защиты государственного    
единства и территориальной целостности обоих государств - как Китайской         
Народной Республики, так и Российской Федерации. Отмечалась также формула,      
которая применялась нами и которая подтверждена в договоре, - что "Российская   
Сторона признает, что в мире существует только один Китай, Правительство        
Китайской Народной Республики является единственным законным правительством,    
представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая", и     
что "Российская Сторона выступает против независимости Тайваня в какой бы то    
ни было форме". А существование общественной организации типа                   
Московской-Тайбэйской комиссии, которая иногда пытается превратить себя в       
полугосударственное образование, является тем реликтом отсутствия договоров,    
которых не было, отсутствия документов, которые действительно создавали такую   
вот правовую нишу.                                                              
                                                                                
Особенно важно понять - и в комитете это отмечалось, - что любые посещения      
Тайваня, то есть части Китая, по приглашениям той стороны, которые получают     
депутаты Государственной Думы, являются их частными поездками, и поэтому они    
не представляют государственную власть Российской Федерации.                    
                                                                                
Договор и ратификация его, которая сейчас происходит в стенах Государственной   
Думы, отвечают интересам Российской Федерации. Естественно, реализация          
договора не повлечет никаких дополнительных расходов из федерального бюджета    
и не потребует изменений в российском законодательстве.                         
                                                                                
В связи с этим Комитет Госдумы по международным делам рекомендует палате        
ратифицировать Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между          
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Может, вы останетесь    
пока на трибуне, чтобы ответить на вопросы, если возникнут?                     
                                                                                
Имеются ли у депутатов вопросы к докладчику и содокладчику по данной            
проблеме? (Шум в зале.) Давайте тогда запишемся.                                
                                                                                
Просьба включить режим записи. Покажите список, пожалуйста.                     
                                                                                
У нас пять записавшихся. Первый - депутат Коломейцев.                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня вопрос к представителю Президента.                      
                                                                                
Уважаемый Александр Прохорович, не могли бы вы пояснить, каким образом закон    
учитывает два обстоятельства: первое - наличие спорных пограничных              
территорий, второе - имущество Российской Федерации в Китайской Народной        
Республике.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛОСЮКОВ А. П. По пограничному вопросу. Действительно, как я уже сказал, у нас   
на границе осталось два участка несогласованных. Это 2 процента общей           
протяженности границы. Один участок - в районе Хабаровска, а другой - на реке   
Аргунь в Читинской области. При проведении переговоров в связи с заключением    
этого договора мы с китайской стороной пришли к соглашению, что у нас           
отсутствуют взаимные территориальные претензии. Вы понимаете, насколько важен   
этот факт, особенно, если вспомнить историю, когда определенные претензии       
выдвигались китайской стороной. И сейчас еще есть определенные круги, в том     
числе и в Китае, которые эту тему поддерживают.                                 
                                                                                
Мы договорились с китайскими коллегами, что на двух упомянутых участках на      
неограниченный срок, то есть до тех пор, пока не будет достигнута по ним        
отдельная договоренность, будет сохраняться статус-кво. То есть эта позиция     
закреплена в договоре. Другими словами, на весь период переговоров обе          
стороны признают прохождение той линии границы, которая существует сейчас. И    
так будет, пока не будет достигнута какая-то отдельная договоренность.          
                                                                                
Договор предусматривает продолжение переговоров относительно прохождения        
линии границы на двух упомянутых участках, то есть механизм переговорного       
процесса между нами будет действовать. Будем проводить эти переговоры, исходя   
из того духа добрососедства, который сейчас присутствует у нас с Китаем, и      
стараться эти вопросы закрыть совсем. Понятно, что незакрытые какие-то          
отрезки на границе - это в перспективе источник возможных неприятностей.        
Лучше все-таки границу закрыть полностью. Мы будем стараться это сделать.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. А, извините, вы не закончили. Пожалуйста.        
                                                                                
ЛОСЮКОВ А. П. А теперь второй вопрос, по нашей собственности в Китае.           
Действительно, значительная собственность, исторически принадлежащая России,    
в Китае имеется. По этим вопросам ведутся отдельные переговоры с китайской      
стороной. Мы отстаиваем наши интересы. Также ведется работа по восстановлению   
тех генеральных консульств в некоторых районах, особенно граничащих с           
российской территорией, где у нас была собственность.                           
                                                                                
Китайская сторона, должен сказать, в целом благожелательно относится к нашим    
претензиям в этой области. И мы эти переговоры будем продолжать, обеспечивая    
наше достаточное дипломатическое, консульское, присутствие в отдельных          
районах Китая, в первую очередь вдоль границы с Россией.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Швецов имеет вопрос.                                                    
                                                                                
БУДАЖАПОВ С. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Будажапов по карточке Швецова.                                                  
                                                                                
Вопрос представителю Президента.                                                
                                                                                
Уважаемый Александр Прохорович, насколько нам известно, в сентябре прошлого     
года Правительством Российской Федерации было отказано в транзитной визе в      
Монголию главе буддистской религии Далай-ламе 14-му. И это предопределялось     
той позицией, тем неприятием руководства Китайской Народной Республики по       
отношению к этой личности. Согласитесь, что, во всяком случае, по отношению к   
главе одной из мировых религий, лауреату Нобелевской премии отказ в таких       
действиях - это не совсем корректное отношение. Предусматривает ли настоящий    
договор нормализацию или урегулирование хотя бы в какой-то степени или в        
плане, так сказать, предотвращения и недопущения в будущем подобных случаев?    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Прохорович.                         
                                                                                
ЛОСЮКОВ А. П. Действительно, такая ситуация имела место в прошлом году.         
Должен сказать, что мы с уважением относимся к Далай-ламе как к главе           
определенного религиозного направления, тем более что у нас тоже имеются        
соответствующие верующие. И мы понимаем их чувства и с уважением к ним          
относимся. В то же время должен сказать, что в Китае к Далай-ламе относятся     
как к главе тибетского правительства в изгнании, то есть он является для        
китайцев, так сказать, политической фигурой, которая действует вразрез с        
интересами Китайской Народной Республики. Вот этот момент в наших отношениях    
мы тоже не можем не учитывать.                                                  
                                                                                
Что касается конкретного случая с намерением Далай-ламы приехать к нам -        
действительно, такое намерение высказывалось в прошлом году два раза. Оба       
раза оно совпадало (не знаю уж, по каким причинам совпадало), во-первых, с      
визитом к нам Председателя КНР Цзян Цзэминя и, во-вторых, с визитом к нам       
премьер-министра Китая Чжу Жунцзи. Вот по этой причине, не желая создавать на   
фоне этих визитов какие-то неприятные моменты с нашими китайскими партнерами,   
мы посоветовали Далай-ламе отложить этот визит. В конце этого года у нас были   
разговоры с нашими буддистами. Мы сказали, что не будем препятствовать въезду   
Далай-ламы в удобное для нас и для него время, но желательно, конечно, эти      
сроки согласовать заранее. Должен сказать, что для въезда, скажем, в Монголию   
у Далай-ламы была возможность проехать и через Японию, и через какие-то         
другие страны. Так что, сказать, что мы сорвали этот визит, наверное, будет     
неправильно.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Жириновский - вопрос.                                                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. К Александру Прохоровичу вопрос.                              
                                                                                
Договор - это хорошо, и начало его - добрососедство, но вот всё ли сотрудники   
МИДа учитывают в нужном формате? Всё-таки слишком много китайцев нелегально     
остаются на Дальнем Востоке. Это известно. Товары, поступающие оттуда, не       
всегда хорошего качества. И наоборот, в Китай идет огромное количество          
вооружения из России, и не всегда оборонительного свойства. И хорошие дороги    
строятся на север: из Китая в сторону российской границы. Поэтому всё, вместе   
взятое, и плюс огромное количество инвестиций, которые именно почему-то в       
Китай направляют США и западные страны, именно туда. При этом очень жестко      
критикуют режим Китая, вспоминают события на площади Тянаньмэнь. Вот всё это,   
вместе взятое, всё-таки вы, наверное, как-то анализируете. Не получится ли      
так, что через несколько лет вы скажете, что в чем-то был просчет чиновников    
МИДа и они как бы вовремя не заострили некоторые вопросы?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЛОСЮКОВ А. П. Владимир Вольфович, я думаю, что ваша озабоченность вполне        
оправданна. И вот те моменты, которые вы перечислили, безусловно, нами в        
нашей работе учитываются.                                                       
                                                                                
Действительно, договор, как бы хорошо он ни звучал, и как бы красиво ни был     
сформулирован, - это, в конце концов, документ, просто написанный на бумаге.    
Он играет определенную международную роль. Но, конечно же, подписывая           
подобные документы и строя как-то свою политику с той или иной страной,         
нельзя исходить исключительно из соображений альтруизма и какого-то             
доброжелательства. Понятно, что Китай - это крупная многонаселенная страна,     
наш сосед, граница - 4 тысячи километров. У нас, конечно же, возникали          
проблемы с Китаем раньше и будут возникать, наверное, в будущем. Однако вот     
если не иметь такой базы, которую являет собой данной договор, то решать эти    
проблемы, мы думаем, было бы сложнее.                                           
                                                                                
Действительно, есть проблемы иммиграции. Она болезненная, она привлекает        
внимание. Но надо сказать, что есть очень разная информация относительно        
реальных цифр. Вот по нашей оценке, эти цифры исчисляются десятками тысяч.      
Действительно, китайцы въезжают из-за определенной неурегулированности,         
неупорядоченности нашей статистики с въездом и выездом граждан. Мы не всегда    
учитываем, кто въезжает и кто выезжает. Здесь возникают очень большие           
проблемы и расхождения по цифрам.                                               
                                                                                
Хочу просто для сравнения сказать, что вот, например, в США насчитывается       
около 6 миллионов этнических китайцев. Это я говорю не к тому, что нам нужно    
стремиться к этой цифре, конечно. Их число за прошлый год возросло только на    
1 миллион человек. Я думаю, они, в общем-то, и нам тоже выгодны: определенное   
использование китайской рабочей силы, какие-то возможности в плане              
приграничной торговли.                                                          
                                                                                
Вот если говорить о товарах, которые китайцы везут. Ну, рынок есть рынок:       
везут то, что покупают. Действительно, у китайцев есть очень хорошие и          
дорогие товары, но не везде у нас, к сожалению, есть возможность у населения    
приобретать такие товары. Значит, покупается что-то более низкого качества,     
но это временное и вынужденное явление.                                         
                                                                                
Хочу вот, не вдаваясь дальше в подробности, сказать, что, конечно же, мы        
имеем в виду, что отношения с Китаем могут развиваться в будущем по-разному.    
Но сейчас, на данном этапе, они развиваются очень хорошо, благожелательно. Мы   
считаем, что это значительная поддержка в нашей политической работе и на        
других направлениях, например на Западе. Значит, конечно же, с таким соседом,   
как Китай, надо иметь хорошие и дружественные отношения, и договор, который     
мы сегодня обсуждаем, действительно способствовал бы такому движению в этом     
направлении.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Следующий - депутат Будажапов, пожалуйста.                                      
                                                                                
БУДАЖАПОВ С. П. Александр Прохорович, я думаю, что ваши последние слова о       
том, что с таким государством-соседом надо поддерживать добрые отношения,       
наверное, ни у кого не вызывают сомнения, и я не сомневаюсь в том, что          
сегодня проголосует большинство депутатов за ратификацию этого договора. Я      
немножко хотел тут воспользоваться случаем, что вы здесь и курируете тем        
более вот это направление, и сказать о следующем.                               
                                                                                
Между Китаем и Россией находится Монголия, с которой у нас сложились добрые     
отношения и где наш Президент побывал. Насколько нам известно, туда             
собирается летом будущего года с визитом премьер-министр нашей страны. Вот с    
1999 года в Государственной Думе находится на ратификации договор между         
Россией и Монголией о правовой помощи. Получается так: мы обещали монголам      
это сделать в начале этого года, теперь - до конца этого года. Сейчас           
выясняется, что возникли вдруг какие-то неточности перевода, несоответствия     
между двумя вариантами этого закона. Я не думаю, что на таком солидном уровне   
работающие ведомства действительно могли такие технические, на мой взгляд,      
ошибки допустить. В чем дело, Александр Прохорович? Можем ли мы хотя бы в       
начале, в первые месяцы будущего года ратифицировать этот договор, о котором    
уже столько разговоров идет?                                                    
                                                                                
ЛОСЮКОВ А. П. Спасибо.                                                          
                                                                                
Я с вами совершенно согласен. У нас, действительно, есть этот договор с         
Монголией, и над ним ведется работа. Договор этот очень нужен. Затянулась       
работа над ним. Мы делали всё, что можно, чтобы этот договор был одобрен и      
ратифицирован в самые ближайшие сроки.                                          
                                                                                
Дело в том, что у наших юристов в Министерстве юстиции, в некоторых других      
ведомствах возникли сомнения по поводу формулировок перевода отдельных          
предложений в этом договоре. Естественно, это затрудняет доведение до конца     
этой работы, но она делается сейчас и будет сделана уже в ближайшее время.      
Поэтому я не думаю, что нужно здесь высказывать какие-то очень серьезные        
опасения в связи с затяжкой. Затяжка нежелательная, ненужная, но, к             
сожалению, такие вещи случаются. Лучше выверить все эти положения, хорошо всё   
подготовить, чтобы в будущем, когда мы будем руководствоваться этим             
документом, у нас не возникало каких-то проблем в плане толкования и так        
далее. Но этот договор будет в ближайшее время доведен до своего завершения и   
ратификации.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, вы просите слова именно по этому    
вопросу? У нас еще один человек, который...                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Строго по этому вопросу.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я хотел бы добавить     
несколько слов.                                                                 
                                                                                
Прежде всего я хотел бы сказать, что этот договор ведет не Министерство         
иностранных дел, а Министерство юстиции. Оно его и заключало по поручению       
Президента. Здесь дело в содержательной стороне вопроса. Я напоминаю, что в     
Монголии, во Вьетнаме и еще в ряде стран, с которыми подписаны подобные         
договоры, существует смертная казнь. И когда речь пойдет о выдаче лиц,          
подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, если мы ратифицируем    
договор в таком виде, как он подписан, он тут же вступит в противоречие с       
европейскими конвенциями, с нашими обязательствами по отмене смертной казни     
при вступлении в Совет Европы. И поэтому сейчас ведутся переговоры по           
внесению дополнений в этот договор, исключающие возможность передачи лиц,       
обвиняемых в преступлениях, за которые в Монголии, в частности, предусмотрена   
смертная казнь. Вот когда эти положения будут внесены в договор, тогда он       
будет представлен на ратификацию. Работа эта Министерством юстиции ведется.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Последний у нас записавшийся на вопросы - депутат Галичанин. Пожалуйста.        
                                                                                
ГАЛИЧАНИН Е. Н., фракция "Единство".                                            
                                                                                
Александр Прохорович, мой вопрос касается пограничных переходов. Ратификация    
этого договора как-то активизирует, упорядочивает эту работу или нет? Ведь вы   
прекрасно знаете, что со стороны Китая такая работа ведется, подходы делаются   
неплохие, инфраструктура, а с нашей стороны пока активизации такой работы мы    
не видим.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЛОСЮКОВ А. П. Ну, работа на этот счет ведется. Я не скажу, что она ведется      
очень активно и очень успешно, но тем не менее объективные требования           
расширения нашей приграничной торговли и торговли в целом, конечно же,          
требуют от нас улучшения ситуации в этой области.                               
                                                                                
Я должен сказать, что договор, конечно же, конкретно не касается таких          
деталей, но вместе с тем в договоре есть положения о необходимости развивать    
торгово-экономические отношения, обеспечивать соответствующую атмосферу и       
технические возможности для этого. И в этом смысле, я думаю, договор как раз    
будет способствовать снятию тех озабоченностей, о которых вы говорите.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас вопросы завершены, сейчас мы приступаем к обсуждению, коль скоро          
таковое необходимо. Есть ли от фракций желающие выступить? Вот от фракции       
либеральных демократов заранее записался выступить депутат Финько.              
Предоставляю ему слово.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФИНЬКО О. А., фракция Либерально-демократической партии России.                 
                                                                                
Александр Прохорович, уважаемые коллеги! Конечно же, наша фракция за дружбу с   
великим китайским народом, и никаких сомнений у нас по этому поводу нет, но     
есть хорошая русская поговорка: дружба дружбой, а табачок врозь. А вот у нас    
с вами не всегда так. В наш "кисет" зачастую тянется чужая рука. Я сейчас это   
попробую вам доказать.                                                          
                                                                                
Граница наша за последние годы очень резко ослабела. И сейчас сколько угодно    
контрабанды идет через китайскую границу. От нас вывозят лес, от нас вывозят    
морепродукты. В наших лесах сейчас хищничают ходоки с китайской стороны,        
которые уничтожают растительные реликты, животные реликты. И эта проблема       
сейчас перед нами встала в полной своей грандиозности. По-другому и говорить    
нельзя. Это первое.                                                             
                                                                                
Второе. Александр Прохорович, отвечая Владимиру Вольфовичу Жириновскому, вы     
сказали, что, по вашим подсчетам, сейчас на Дальнем Востоке нелегалов где-то    
несколько десятков тысяч. А вот по моему мнению (а я бываю на Дальнем Востоке   
каждый месяц), там сейчас сотни тысяч нелегалов - китайцев.                     
                                                                                
Прошу обратить внимание на то, что существуют уже практически во всех           
населенных пунктах китайские рынки, в которых продавцы только китайцы.          
Существуют китайские слободки, где живут сейчас только китайцы. Целые районы    
занимаются китайцами. И вот тут нам нужно подумать: а в рамках вот этого        
договора что мы можем делать?                                                   
                                                                                
Действительно, туристические фирмы направляют к нам большое количество          
туристов, но если сто туристов въезжает, тридцать из них как минимум            
остается. И наказывать в этой ситуации туристические фирмы - это всё без        
толку, это пустой разговор, потому что, если даже закрыть туристскую фирму,     
новая откроется тут же, рядом.                                                  
                                                                                
Я думаю, нам очень жестко нужно самим контролировать этот вопрос. И мне очень   
приятно, что проблемой занимается Министерство юстиции. Вот Министерству        
юстиции вместе с коллегами из других правовых организаций нужно заниматься      
этим вопросом всерьез.                                                          
                                                                                
Далее. Может быть, даже следует ограничить число туристов. У нас и причина      
очень хорошая тому есть. Потому что, предположим, инфраструктура                
Благовещенска, Хабаровска, Владивостока не совсем приспособлена для того,       
чтобы принимать громадное количество китайцев туристов. Им нужно обеспечить     
хотя бы какие-то, ну, слегка приемлемые условия.                                
                                                                                
И последнее. Вот недавно закрыли Норильск, закрыли, потому что была такая       
необходимость. А у нас есть Владивосток. Владивосток - это все-таки и порт, и   
наши рубежи очень серьезные. И может быть, нам подумать над тем, чтобы          
какие-то отдельные пункты Дальнего Востока закрыть для въезда иностранцев.      
Это вопрос важный. Я понимаю, что мы сегодня его не решим, завтра мы его не     
решим, но задуматься над ним нужно и решить его рано или поздно нужно, иначе    
мы останемся без своих дальневосточных земель.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто-то еще от фракций?..                                                        
                                                                                
Вы от фракции хотели выступить? Пожалуйста. Кто?                                
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Рогозин, председатель международного комитета.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Олегович Рогозин, председатель        
международного комитета. Но он пояснит сам, выступает он от комитета или от     
фракции. Пожалуйста.                                                            
                                                                                
РОГОЗИН Д. О., председатель Комитета Государственной Думы по международным      
делам, депутатская группа "Народный депутат".                                   
                                                                                
Владимир Петрович, спасибо.                                                     
                                                                                
Я на самом деле очень благодарен, что представителями фракции ЛДПР подняты      
вопросы, которые действительно должны быть внимательно нами изучены. И просто   
хотел проинформировать о том, что 19 декабря, вот после того, как мы приняли    
постановление в Государственной Думе о борьбе с незаконной миграцией,           
состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы по борьбе с         
нелегальной миграцией, которая готовит как раз поправки к законодательству.     
Надеюсь, что они будут подготовлены и внесены в течение ближайшего полугода.    
И собственно говоря, они и будут нацелены на исправление той ситуации, с        
которой мы столкнулись, вот сейчас обсуждая вопрос о ратификации этого          
важного очень договора с Китаем. Это касается не только Китая на самом деле,    
это касается вообще всех вопросов, связанных с государственной границей, с      
нахождением иностранцев на территории России. Когда плавающие цифры у нас -     
от 1,5 миллиона до 10 миллионов иностранцев находятся на территории             
Российской Федерации - это, честно говоря, странно. Хочу еще раз подчеркнуть:   
эти вопросы чрезвычайно важны, но к договору, который мы сегодня обсуждаем,     
не имеют прямого отношения. Тем не менее они не должны выпасть из поля нашего   
внимания.                                                                       
                                                                                
Второй момент, о котором я хотел бы тоже сказать достаточно серьезно. Завтра    
мы выносим на обсуждение проект постановления Государственной Думы о нашей      
реакции на заявленную позицию Соединенных Штатов Америки о выходе из Договора   
по ПРО. Я просто хотел бы еще раз акцентировать внимание на том, о чем          
говорил представитель нашего комитета Александр Александрович Шабанов, что      
чрезвычайно важно нам ратифицировать данный договор до конца текущего года и,   
ратифицируя его, понять, что в каком-то смысле мы обсуждаем эти международные   
вопросы в контексте в том числе вопроса о нашей стратегической безопасности.    
                                                                                
Мы просим от имени группы "Народный депутат" - а я также прошу и от комитета    
- ратифицировать этот договор достаточно активно.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Олегович.                                
                                                                                
Насколько я помню, депутат Арбатов от фракции "ЯБЛОКО" хотел выступить.         
                                                                                
АРБАТОВ А. Г., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый представитель Президента, уважаемые коллеги! Отношения с Китайской    
Народной Республикой для России являются одним из самых важных вопросов ее      
внешней политики и национальной безопасности. Договор, который мы сегодня       
обсуждаем, безусловно, очень полезен и облегчит решение многих вопросов наших   
двусторонних отношений. Он также очень важен в более широком контексте          
происходящих сейчас событий в мире, отношений России с Западом, Соединенными    
Штатами, отношений с мусульманскими странами. Но договор - это, безусловно,     
очень небольшой аспект наших отношений. Они намного шире и связаны в том        
числе и с той политикой, которую Российская Федерация проводит в отношении      
Сибири и Дальнего Востока.                                                      
                                                                                
Вот здесь было сказано о границе. У нас, к сожалению, зачастую огульно          
применяются некоторые методы так называемого реформирования силовых структур:   
сокращаются Вооруженные Силы, многие другие и заодно сокращаются и              
пограничные войска. Спрашивается: где логика? У нас, может быть, изменился      
характер угроз, но граница Российской Федерации, которая по протяженности не    
меньше, а больше, чем бывшая граница Советского Союза, требует                  
соответствующих ресурсов для ее защиты. Это вопрос и нашей внутренней           
безопасности, и экономического развития, и борьбы с терроризмом, с незаконной   
миграцией, с наркоторговлей и так далее, и так далее. Никакой логики в том,     
чтобы, сокращая все силовые структуры, сокращать и Федеральную пограничную      
службу, нет. Мне кажется, и это позиция нашей фракции, что Федеральная          
пограничная служба и погранвойска должны увеличиваться, а не сокращаться, и в   
них, кстати говоря, могут найти себе работу многие военнослужащие, прежде       
всего офицеры, контрактники, которых будут сокращать в других силовых           
структурах.                                                                     
                                                                                
Дальше. Борьба с трансграничной преступной деятельностью, с преступными         
группировками. Ведь всё, что связано с браконьерством, с незаконной             
контрабандой и так далее, - это не односторонние китайские мероприятия.         
Ничего этого не могло бы быть, если бы на территории России эти преступные      
группировки не имели союзников и партнеров. Поэтому вопросы правопорядка в      
Сибири, на Дальнем Востоке - это тоже вопросы наших отношений с Китаем,         
вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации.                          
                                                                                
И самое главное. Те процессы, которые вот уже который год идут, когда           
население уходит с Дальнего Востока и из Сибири, наконец пора поставить во      
главу угла наших национальных приоритетов. Национальным приоритетом России,     
одним из самых, может быть, важных, если не самым важным, является создание     
федеральной программы экономического и социального развития Сибири и Дальнего   
Востока, чтобы прекратить отток оттуда населения. Без этого никакие другие      
меры по обеспечению безопасности этих важнейших для нас территорий в            
долгосрочном плане не окажутся эффективными. И самые хорошие отношения с        
соседними странами, которые мы можем поддерживать, все равно не гарантируют     
нашу безопасность.                                                              
                                                                                
И последнее. Не во всем можно согласиться с мерами военной реформы и            
программой военного строительства и военной политики. В частности,              
представляется, что хорошим отношениям России с Китаем ни в коей мере не        
мешало бы укрепление нашей обороноспособности на Дальнем Востоке и в Сибири,    
в рамках, конечно, достигнутого договора о сокращении и ограничении             
вооруженных сил в стокилометровой приграничной зоне. В этом плане то, что       
происходит на Дальнем Востоке, не вяжется с долгосрочными интересами            
безопасности Российской Федерации.                                              
                                                                                
В целом необходимо поддержать этот договор, он в интересах Российской           
Федерации. И те вопросы, которые требуют двустороннего решения - России и       
Китая, будут, конечно, гораздо более легкими для решения в рамках               
ратифицированного договора, который мы сегодня обсуждаем.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше нет желающих выступить. Представители Президента и Правительства         
хотели бы сказать что-нибудь? Нет, у них нет желания. По мотивам нет желающих   
выступить? Есть вы, да?                                                         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Жириновский, по мотивам.                                    
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы сейчас будем голосовать, и наверняка не было бы даже       
вопросов, если бы представители МИДа сказали, что до вынесения на ратификацию   
данного договора соответствующие ведомства России согласовали с китайской       
стороной и все лица из Китая, нелегально находящиеся на территории России по    
состоянию на 25 декабря 2001 года, отозваны китайским правительством, - и на    
ура прошел бы договор. Нам бы так хотелось - чтобы в будущем при внесении       
договоров на ратификацию нам бы говорили о конкретных мерах. А так иначе        
всегда вопросы - ответы, мы думаем, мы решаем. Но решения-то нет. Поэтому мы    
голосуем за, но после вот такого бы дополнения от представителей МИДа нам       
было бы куда приятнее голосовать.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента хотел бы высказаться.            
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемые Владимир Петрович, уважаемые депутаты                  
Государственной Думы! Я не собирался выступать, поскольку официальный           
представитель Президента доложил всё, что касается этого закона, но я           
вынужден был попросить слова после выступления Владимира Вольфовича             
Жириновского.                                                                   
                                                                                
Дело в том, что договор никакого отношения не имеет к находящимся нелегально    
на территории Российской Федерации китайским гражданам. Это, извините меня,     
не проблема МИДа и не проблема договора, это проблема наших                     
правоохранительных органов. Договор, безусловно, существенно ограничивает       
возможности перемещения китайцев на нашу территорию, но для того, чтобы         
выдворить незаконно находящихся на территории России граждан Китая, не МИД      
должен работать, а правоохранительные органы. Поэтому мы просим                 
ратифицировать данный договор. А что касается нелегально находящихся на         
территории Российской Федерации иностранных граждан, то это предмет             
отдельного рассмотрения.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В заключение перед голосованием я хотел бы выразить большое сожаление в связи   
с тем, что моя нынешняя позиция председательствующего не дает мне возможности   
поделиться с вами своим весьма положительным отношением к данному договору.     
                                                                                
Теперь приступаем к голосованию. Кто за то, чтобы ратифицировать Договор о      
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и           
Китайской Народной Республикой? Прошу голосовать.                               
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.             90,4%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Дума проголосовала за, Думой договор ратифицирован.