Заседание № 91
06.04.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 142084-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 347 по 361 из 5704
БЕНЕДИКТОВ Н. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Борис Вячеславович. Предлагаю снять пункт 2 повестки дня с рассмотрения, тут вопрос о ратификации соглашения между Россией и Литвой. Одна простая вещь: это уже несколько лет существующее соглашение два месяца подождет. Нехорошо, если перед 9 Мая нас или Литву будут обвинять в том, что мы, так сказать, излишне прагматически подходим к этому вопросу. Да заодно в ситуации сложных отношений России и Прибалтики это будет воспринято правильно - дружба должна быть бескорыстной. Мы должны рассмотреть этот вопрос через два месяца после 9 Мая. Это будет уже понято правильно. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 746 по 811 из 5704
Предложение депутата Бенедиктова Николая Анатольевича - снять сегодня с обсуждения пункт 2, тот вопрос, который касается ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения. Есть ли другое мнение по данному вопросу? Пожалуйста, Пожигайло Павел Анатольевич. ПОЖИГАЙЛО П. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Закон этот, по сути, в большей степени выгоден именно России, потому что российские компании, ведущие коммерческую деятельность в Литве, в этой ситуации, в случае принятия этого закона, будут платить налоги на территории России, с точки зрения экономической России принятие этого закона выгоднее, чем Литве. Второй момент. С моей точки зрения, решение о том, чтобы не ехать на празднование Дня Победы, принимал президент Адамкус, но у меня есть результаты социологического опроса: больше 56 процентов населения Литвы не поддержали инициативу господина Адамкуса не приезжать в Москву на праздник. И в этом смысле действительно зачастую мы позицию отдельных политиков Прибалтики, в данном случае президента Литвы, принимаем за мнение всего общества. Поэтому, с моей точки зрения, в данной ситуации мы этим законом ни в коем случае не поддерживаем позицию Адамкуса - мы в большей степени защищаем свои, российские, интересы. Мне кажется, что имеет смысл рассмотреть этот вопрос и принять этот закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, еще минуту Бенедиктову Николаю Анатольевичу для обоснования позиции. БЕНЕДИКТОВ Н. А. Из самого текста закона не следует, что это выгодно России или Литве, тут взаимная выгода. Но нам нужно учитывать простую вещь: честь дороже. О чем мы, про какие копейки? Через месяц-другой рассмотрим, ратифицируем. Уже несколько лет висит это соглашение, ничего страшного, два месяца еще повисит. Но Литва должна знать, что мы осмысленно, твердо намерены отстаивать достоинство Российской Федерации. Просил бы услышать меня и передвинуть рассмотрение этого вопроса на два месяца. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, позиции высказаны, нам необходимо определиться голосованием по предложению снять пункт 2 с обсуждения сегодня на заседании. Пожалуйста... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, с сегодняшней повестки дня снять. Хорошо, уточняю формулировку: предложение перенести обсуждение пункта 2 повестки дня. Прошу депутатов определиться. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 59 сек.) Проголосовало за 124 чел.27,6% Проголосовало против 26 чел.5,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 150 чел. Не голосовало 300 чел.66,7% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1109 по 1795 из 5704
Вопрос 2, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации Михаила Альбертовича Моторина. Пожалуйста. МОТОРИН М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал". Данное соглашение должно обеспечить условия, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода и имущества в государстве своего резидентства и в государстве осуществления деятельности. Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или в Литовской Республике. Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. В отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает девять месяцев. Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении морских и воздушных судов, эксплуатируемых в международных перевозках. Определены особые правила налогообложения отдельных видов доходов, таких, как дивиденды, проценты и роялти. При этом право взимать налоги с этих видов доходов предоставлено государству, резидентом которого является получатель этих доходов. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве - источнике дохода в установленных соглашением пределах. Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с общемировыми правилами. Физическое лицо выплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше ста восьмидесяти трех дней в течение любого календарного года. Соглашение предусматривает особые правила налогообложения доходов от деятельности, осуществляемой в оффшорной зоне, дающие право государству, в пределах которого осуществляется такая деятельность, облагать налогами доходы практически в порядке, предусмотренном национальным законодательством договаривающегося государства. Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств и определяет методы устранения двойного налогообложения. Данное соглашение будет способствовать развитию торгово-экономических отношений между двумя странами и осуществлению взаимных инвестиций. Правительство Российской Федерации предлагает ратифицировать данное соглашение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Альбертович. Для содоклада слово предоставляется заместителю председателя Комитета по международным делам Василию Федотовичу Кузнецову. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Ф., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагаемое к ратификации соглашение между Российской Федерацией и Литовской Республикой касается в первую очередь внешнеэкономической деятельности наших стран и нашей заинтересованности во взаимной торговле и налаживании производственных связей. Однако помимо чисто экономических составляющих важную роль играют политические отношения между нашими странами. Начиная с 9 октября 1991 года, когда были установлены дипломатические отношения между нашими странами, был достигнут существенный прогресс в решении ряда крупных проблем двусторонних отношений, включая предоставление литовского гражданства практически всем желающим из числа постоянных жителей Литвы, вывод из страны российских войск и урегулирование статуса военных пенсионеров, а также организацию пассажирского сообщения между Калининградской областью и остальной территорией России. Однако остались и проблемные точки в наших дипломатических переговорах с литовской стороной. В Литве продолжает действовать закон "Об основах национальной безопасности Литовской Республики" от 1996 года, в соответствии с которым сохраняется в силе положение о критериях европейской и трансатлантической интеграции, ограничивающее участие российских компаний в крупных инвестиционных проектах. В то же время начавшее действовать в 2004 году Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений способствовало укреплению благоприятной правовой основы для развития торгово-экономических связей между нашими странами. Нам еще предстоит провести переговоры о долгосрочных гарантиях осуществления российского воинского транзита в и из Калининградской области в связи со вступлением Литвы в Европейский союз и НАТО и окончательно урегулировать вопрос обеспечения наземного транзита граждан России в и из Калининградской области через территорию Литвы. Существенной проблемой наших двусторонних отношений является принятие Сеймом Литвы в июне 2000 года закона о возмещении ущерба от мнимой советской оккупации, а также последовавший совсем недавно отказ Президента Литвы Адамкуса принять участие в торжествах по случаю 60-летия Победы 9 мая 2005 года в городе Москве. Эти негативные моменты осложняют успешную дипломатическую работу между нашими странами, направленную на соблюдение взаимных социальных и экономических интересов. Принимая во внимание эти моменты, надо здраво и взвешенно подойти к ратификации данного договора, учитывая ту безусловную выгоду для экономики нашей страны, которая достигается его ратификацией. С одной стороны, ратификация делает более выгодной для наших инвесторов перспективу конкуренции с западными инвесторами в работе на инвестиционных рынках Прибалтики. Объем российских прямых накоплений, капвложений в литовскую экономику, по данным департамента статистики Литвы, на конец 2004 года составил 466 миллионов долларов. Это седьмое место среди ведущих иностранных инвесторов. С другой стороны, повысится заинтересованность литовской стороны в инвестициях в Калининградскую область. Литва является лидером по инвестициям в Калининградскую область, по состоянию на конец 2004 года они превысили 45 миллионов долларов США, что составляет 80 процентов от общего объема иностранных вложений в уставном капитале смешанных предприятий на территории области. В области зарегистрировано шестьсот шестьдесят семь предприятий с литовским капиталом. За 2003 год товарооборот между Калининградской областью и Литвой превысил 240 миллионов долларов, в первом полугодии 2004 года он составил около 140 миллионов долларов. Это третье место после ФРГ и Польши. Наш расчет в этом случае довольно прост: чем больше литовские экономические интересы будут связаны с развитием Калининградской области, тем меньше литовские политики будут чинить препятствий в развитии этого региона. Отдельно хотелось бы отметить, что Литовская Республика выполнила все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления соглашения в силу, в августе 2000 года. Учитывая тот факт, что наши дипломатические отношения и без того осложнены необдуманными действиями ряда политиков с литовской стороны, отказ от ратификации данного договора мог бы быть расценен сейчас как стремление наказать этим действием кого-то или что-то этим заявить. Подобные действия приведут лишь к потере нашей конструктивной позиции в переговорном процессе с литовской стороной и свяжут нам руки для достижения дальнейших договоренностей по интересующим нас позициям в российско-литовских отношениях. На основании вышеизложенного Комитет по международным делам предлагает одобрить ратификацию данного соглашения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Три вопроса. Пожалуйста, Алкснис Виктор Имантович. АЛКСНИС В. И., фракция "Родина". У меня вопрос к господину Моторину. Уважаемый Михаил Альбертович, скажите, пожалуйста, у нас есть в правительстве орган, который координирует внешнеэкономическую деятельность России? Вот представитель Комитета по международным делам уже доложил о тех "подарках", которые нам Литва за последние по крайней мере пять лет устроила. Это принятие закона о возмещении ущерба за оккупацию, по которому, между прочим, 20 миллиардов долларов с России требуют, на днях не пустили нашего посла на официальный прием, вы знаете, какие проблемы с транзитом, постоянные оскорбления России по поводу оккупации, отказ Адамкуса приехать на празднование Победы. И вот зачем именно в этот момент правительство выносит на ратификацию договор? Это что, для того чтобы показать, что, мол, давайте нас давите, давите дальше? Объясните, пожалуйста, зачем именно сейчас вносить его, так спешить с его ратификацией? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МОТОРИН М. А. Я могу сказать, что, конечно, мы задержали, на самом деле очень существенно задержали внесение данного соглашения. Оно подписано еще в 1999 году, поэтому на самом деле его нужно было внести и ратифицировать гораздо раньше. Те проблемы, которые вы обозначили, - они действительно реально существуют, но они ни в коей мере не должны препятствовать развитию экономических отношений между двумя странами. Данное соглашение, как и ряд других экономических соглашений, таких, как о поощрении и защите капиталовложений, является основой для взаимодействия двух экономик, и поэтому наличие рассматриваемого соглашения поможет, наоборот, тем людям, в том числе русским предпринимателям, которые работают в Литве, вести свою экономическую деятельность, и прежде всего на благо России. Поэтому данное соглашение является необходимым условием улучшения взаимоотношений между двумя странами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Андрей Николаевич, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Родина". Уважаемый Василий Фёдорович, я бы хотел, чтобы вы разъяснили: что такое потеря конструктивной позиции России на переговорах или в отношениях с Литвой, а также почему мы торопимся ратифицировать это соглашение раньше Литвы? Зачем с точки зрения дипломатической техники расстреливать все патроны, пока не решена проблема Калининграда и не поставлены и не решены вместе с Европейским союзом проблемы Калининградской области? Где вообще пакетный принцип по Калининграду, которым мы раньше руководствовались? Теперь вдруг всё это разбито на отдельные соглашения, каждое из которых считается позитивным, но в целом ситуация, с этим соглашением или без него, все равно остается плачевной. И последний момент. Вопрос Михаилу Альбертовичу: а кто, собственно, инициатор этого соглашения? Что, кроме соображений правительства были обращения предпринимателей?.. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Понятно. Пожалуйста, сначала микрофон включите Василию Федотовичу Кузнецову, а потом уже попросим Михаила Альбертовича ответить. КУЗНЕЦОВ В. Ф. Уважаемый Андрей Николаевич, я не думаю, что обмен политическими колкостями и упреками поможет развитию добрососедских отношений между нашими странами. Народы наших государств-соседей должны спокойно жить и нормально развиваться. Экономика прежде всего помогает политикам, без экономики политика - ничто. Поэтому мы считаем, что не надо втягиваться... повторять все необдуманные решения некоторых политиков Литвы, - времена проходят, а народы живут. Мы думаем, что конструктивнее будет, если мы пойдем навстречу первыми. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Альбертович, ваш ответ. МОТОРИН М. А. Прежде всего необходимо учитывать, что соглашения об избежании двойного налогообложения - это взаимовыгодные соглашения, поэтому, как правило, ни одна из сторон не является инициатором. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы данное соглашение было подписано и ратифицировано. Россия имеет около семидесяти соглашений с различными странами об избежании двойного налогообложения. Это просто необходимое условие развития экономических взаимоотношений между двумя странами. Поэтому чем лучше будут экономические взаимоотношения, тем лучше будут и политические взаимоотношения. Именно поэтому правительство считает, что это соглашение должно быть ратифицировано. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Юрий Петрович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Ю. П., фракция "Родина". Я хочу задать вопрос и Василию Фёдоровичу, и Михаилу Альбертовичу (его задавал мой коллега Савельев Андрей - вы так и не ответили): а где же пакетное соглашение, которое принято всегда формировать при обсуждении, изучении таких сложных проблем, о которых сегодня много здесь говорилось? Это вопрос к вам, он очень серьезный, прошу точно и ясно на него ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Альбертович. МОТОРИН М. А. В данном случае я не понимаю, о каком пакете может идти речь. Если бы это соглашение было выгодно только России или только Литве и соответственно к нему можно было бы привязывать то или иное соглашение, в котором выигрывает другая сторона... В данном случае речь идет о взаимовыгодном соглашении, здесь обе стороны заинтересованы в одинаковой степени. И российские предприниматели, российский бизнес, который работает в Литве, и литовский бизнес, который работает в России, заинтересованы в том, чтобы не было двойного налогообложения. И соответственно, это будет способствовать налаживанию отношений между странами, будут идти инвестиции. А чем больше будет экономических рычагов воздействия друг на друга, тем меньше будет политических проблем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Трое желающих выступить, да? Ограничиваем список - четыре человека: Алкснис Виктор Имантович, Рыжков, Митрофанов и Савельев Андрей Николаевич. Включите, пожалуйста, микрофон Алкснису Виктору Имантовичу. АЛКСНИС В. И. Уважаемые коллеги, я буду голосовать против ратификации этого соглашения, потому что это типичный лоббистский закон. Представитель комитета тут уже называл цифры, оказывается, российские инвестиции в экономику Литвы составляют 466 миллионов долларов, а литовские инвестиции в российскую экономику - 5 миллионов долларов. И вот возникает вопрос: какое же тут взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Литвой? Ясно, что те люди, которые вот эти деньги вкладывают в Литву, но отнюдь не в ту же самую Калининградскую область, например... Почему эти инвестиции, 466 миллионов, не вкладываются в Калининградскую область, которую надо вытаскивать, надо поднимать, а идут в Литву? Так вот, те люди, которые эти деньги туда вкладывают, - Литва превращается в черную дыру для наших финансов, - они лоббируют этот закон, им нужен этот закон. Но этот закон нанесет страшный, огромный ущерб Российской Федерации, он нанесет политический ущерб! Когда тебя бьют по одной щеке, подставлять другую щеку - это, мне кажется, весьма и весьма странная позиция. Вспомним, не так давно США проводили кампанию против бывшего чемпиона мира по шахматам господина Фишера. Ну, Фишер, вы знаете, человек экстравагантный - некоторое время назад, в период санкций против Югославии, он приехал туда и принял там участие в матче с Борисом Спасским. И вот за то, что гражданин США нарушил режим санкций, объявленных его страной против другой страны, страна подвергла его судебному преследованию. Его поймали в Японии, держали в тюрьме. И я аплодирую США, потому что действительно, ну, не имеют права гражданин или какая-нибудь фирма действовать в ущерб национальным интересам своей страны. У нас это творится сплошь и рядом, наше правительство, к сожалению, сегодня проводит на просторах СНГ и в странах Прибалтики отнюдь не продуманную политику, лоббируются интересы наших топливно-энергетических компаний. Сегодня, к сожалению, интересы страны, интересы России отодвигаются на задний план. Когда пресса сообщает, что посол Российской Федерации в Латвии господин Калюжный настойчиво лоббирует вопрос возобновления нефтяного транзита через Вентспилс, способствуя при этом повышению ВВП Латвии на несколько процентов, - да это же безобразие! Это безобразие, но, к сожалению, это происходит. В свое время была такая поговорка у американцев: то, что выгодно для "Дженерал Моторс", то выгодно для США. Проблема России в том, что сегодня это не подходит нам. Интересы "Газпрома" или "ЛУКОЙЛа" не всегда совпадают с национальными интересами России. Пока мы не поймем, что, если мы не научимся жестко, принципиально их отстаивать, никто считаться с нами не будет, революции оранжевые, апельсиновые и прочие, прочие будут идти по всему периметру нашей страны, и в конце концов мы окажемся в жестком враждебном окружении. Вот тут коллега Пожигайло доказывал, что необходимо это соглашение ратифицировать. Не так давно - вы помните, здесь обсуждался вопрос - он хвастался, что за прошлый год он девять раз посетил Латвию как возглавляющий нашу группу по связям с парламентом Латвии. У меня возникает вопрос: а на какие деньги, господин Пожигайло, вы ездили в Латвию? Я так понимаю, не за счет бюджета Госдумы, а за так называемый счет принимающей стороны. А вы что, не понимали, что вы ездили на деньги тех, кто поддерживает марш эсэсовцев по Риге, на деньги тех, кто ущемляет права русских, живущих в Латвии?! Я понимаю, прибалтийские миноги очень вкусные и это действительно деликатес, но неужели вам не кажется, что, откровенно говоря это немножко подло - вот так продаваться за латвийские миноги и при этом плевать на интересы России в этом регионе? Так вот, еще раз повторяю: если мы наконец не поймем, что, если наша политика, в том числе и внешнеэкономическая деятельность, не будет определяться в первую очередь государственными интересами Российской Федерации, защитой этих интересов, мы придем к полному провалу, мы действительно окажемся страной-изгоем, потому что бесконечно отступать, продавая свои национальные интересы, Россия не может - у нас закончился уже резерв тех уступок, на которые мы могли пойти. Необходима только принципиальная политика. Да, сочетание политики кнута и пряника. Да, если вы хотите иметь с нами взаимовыгодное сотрудничество, обеспечьте нам нормальный калининградский транзит - в этой ситуации мы идем на ратификацию соглашения. Нет - извините подвиньтесь, подождите, потому что это выгодно не России в целом, а группе наших предпринимателей, им это нужно, чтобы вывозить капиталы из России. Почему сегодня российские нефтяные компании финансируют фашистские партии в Прибалтике? Об этом, кстати, читайте, вчера в "Московском комсомольце" была большая статья о том, что наши российские компании финансируют отнюдь не русские организации там, они финансируют фашистские партии в Прибалтике. Ну это же позор! Это позор! Ну как же так можно? Где же регулирующая роль государства? Попробовала бы какая-нибудь американская фирма, ну, не знаю, финансировать там Фиделя Кастро или кого-то другого - что бы с ней было, с этой фирмой? А у нас это считается совершенно нормальным! Выясняется, что для нас самое главное не Россия, а набить свой кошелек. Будет нам выгодно торговать с дьяволом - будем торговать с дьяволом! Плевать нам на Россию! Ну нельзя же так поступать, уважаемые господа, уважаемые коллеги, что же мы делаем-то?! Неужели вы не понимаете, что все наши провалы, в том числе во внешней политике, связаны именно с этим, что сегодня речь идет о том, что самое главное для этих олигархов, для бизнесменов - сделать деньгу? Во главу угла ставятся именно интересы этих людей, всё остальное считается вторичным! Пока мы не откажемся от этого порочного тезиса, у нас всё будет идти плохо! Поэтому я призываю вас не допускать ратификации этого соглашения, отказаться, перенести на более позднее время. Действительно, нам необходим пакетный принцип в отношениях, в том числе со странами Прибалтики, чтобы мы могли оговорить наши пожелания, наши требования, то, чего мы хотим в связи с ратификацией этих соглашений. Только таким путем можно чего-то добиться. Другой возможности нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжков Владимир Александрович, пожалуйста. РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Я думаю, что не надо в кучу валить все проблемы сразу, тем более смешивать Литву, Эстонию, Латвию, все проблемы, которые у нас имеются с этими государствами. Я бы призвал депутатов все-таки посмотреть тот конкретный законопроект, который мы сейчас рассматриваем. С моей точки зрения, его, безусловно, следует поддержать, прежде всего исходя из национальных интересов России. Хочу подчеркнуть, что из трех балтийских государств как раз наиболее продуктивно у нас складываются отношения с Литвой. Мы с Литвой решили очень много сложных вопросов, причем решили их взаимовыгодным образом, в том числе и по пассажирскому транзиту. Хочу напомнить, коллеги, что Литва поддержала позицию России о безвизовом проезде российских граждан по железной дороге через территорию Литвы. И еще есть целый ряд позитивных вещей, которые мы решили с Литвой. Мы решили с Литвой проблему границы, мы решили с Литвой проблему реадмиссии, и в целом отношения с Литвой развиваются очень динамично и позитивно. Хочу подчеркнуть еще один момент. Виктор Имантович говорил о проблеме русскоязычных в Прибалтике, но как раз Литва - это именно та страна, где эта проблема решена нормально, где меньшинства национальные, языковые получили права гражданства, получили политические права, и там нет этой проблемы, которая по-прежнему есть в Латвии и в Эстонии, поэтому не надо здесь всё смешивать в кучу. И последнее. Мы просто обязательно должны поддержать данное соглашение, потому что это в интересах Российской Федерации. Российская экономика гораздо больше и мощнее, чем литовская экономика, и этот договор гораздо выгоднее нашей стране, чем Литве. Во-вторых, я хочу напомнить о Калининграде, где живут около миллиона наших граждан, где несколько сотен совместных с Литвой предприятий, и они кровно заинтересованы в том, чтобы этот договор сегодня был ратифицирован, чтобы они могли нормально работать и развиваться. Речь идет о десятках тысяч рабочих мест в Калининграде, и если мы действительно думаем об интересах России, если мы действительно думаем о том, чтобы Калининград всегда был в составе Российской Федерации, был экономически сильным и процветающим регионом, то в наших интересах сегодня ратифицировать это соглашение. Я не идеализирую наши отношения с Литвой, безусловно, у нас есть и торговые споры, у нас есть и нерешенный вопрос по грузовому транзиту, у нас есть нерешенный вопрос по военному транзиту, но мы эти вопросы решаем в повседневном режиме. Поэтому я призываю не нагнетать здесь страсти, тем более совершенно не аргументированные и не обоснованные по отношению к Литве, и, наоборот, дать возможность российским предпринимателям, калининградским предпринимателям - нашим гражданам развивать взаимовыгодное сотрудничество, которое, кроме пользы, ничего обеим нашим странам не принесет. Поэтому предлагаю голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Обсуждение этого вопроса, уважаемые депутаты, вызывает очень сложные чувства. Вот сегодня депутат Илюхин сказал, что СССР развалила пятая колонна. Неправда, Виктор Иванович, его развалила КПСС, верхушка КПСС. Я вам назову один "медицинский" факт, против которого все ваши аргументы - пустота: вы приняли страну 25 октября 17-го года, в ее составе были Польша, Финляндия, Прибалтика, Кавказ, Средняя Азия, и часть Китая, о которой мы всё время забываем, была в аренде, вы сдали страну в декабре 91-го года без Польши, без Финляндии, без Прибалтики, без Средней Азии, без того, что было у нас в Китае, единственное ваше приобретение за эти годы партийное - это Калининград и часть территории, так сказать, рядом с Японией, всё! Это "медицинский" факт, всё остальное - лирика, все разговоры о том, кто где победил, в какой войне, о том что в космос выходили. Вы приняли страну в одной конфигурации - сдали обрубок после семидесяти трех лет вашего правления, чудо-правления! Вот и всё! Сейчас мы занимаемся договором с Литвой, членом Европейского союза, об избежании двойного налогообложения. И Дума проголосует это, не понимая, что речь идет о том, что сужается, так сказать, кордон вокруг России. Российский режим сегодня - единственный с элементами национального мышления, с элементами, подчеркиваю, он уже давно, конечно, сориентирован на Запад по сути своей, но еще присутствуют элементы самостоятельности, которые мы в частности обеспечиваем и ядерным потенциалом, и другим. Задача - чтобы через пять - семь лет никакой самостоятельности в данном случае у этого режима не было. Придут чистые компрадоры, чистые, лишенные всякого элемента национального мышления. Они будут, как Ющенко, бегать по красному коврику там, в Белом Доме. И это мы делаем своими руками! Здесь нас Рогозин уговаривал ратифицировать договор с Литвой по поводу границы. Ну не он ли уговаривал, ну не он ли? Он уговаривал! Сейчас рассказывают... Вот Савельев выступает и говорит: "Как же так? Неправильно ратифицировать такой договор о двойном налогообложении". Чего вы говорите про договор о налогообложении? Вы лоббировали тему ратификации, так сказать, о границе, вы здесь лоббировали тему транзита, пассажирского транзита, который подается нам как огромный успех. Но в чем этот успех? В том, что надо по собачьей бумажке какой-то ездить и там показывать местным пограничникам? Называется не визой, а упрощенным документом каким-то. Та же виза! То есть визовый проезд через территорию Литвы, ничего не сделано: ни проект ускоренного проезда, так сказать, в пломбированном вагоне, ни какие-то другие схемы - ничего не действует! Всё как Запад хотел, мы только поменяли некоторые слова, так сказать. Сегодня по грузовому транзиту ничего не решено, литовцы повышают цены - мы никак не реагируем на это. Ну это просто удивительно! Ну все-таки одна фракция - КПРФ - должна расплакаться и за то, что они сделали, вообще добровольно выйти из парламента, о чем неоднократно Владимир Вольфович здесь говорил. Вторая фракция должна просто признаться, что она лоббировала литовские вопросы, и неуспешно, что она уговаривала нас здесь договор о границе поддержать, что ни разу Рогозин не отчитался в этом зале о своей работе по Калининграду в качестве спецпредставителя. Ну невозможно, ну всё обман и липа, ну всё обман и липа! И мы со своими уступками... Мы должны помнить историю чукчей и эвенков. Это были милые люди, они всех впускали, им очень нравились знающие белые, нефтяники, которые приезжали и дарили им "огненную воду". Чем закончилось? Доброта привела к тому, что нет ни чукчей, ни эвенков, они вымирают. У них забрали и нефть, и газ, и шкуры и привели их, так сказать, к самому низменному положению. К этому идет Россия, мы повторим судьбу через пятьдесят лет - просто нас больше - чукчей и эвенков. Вот доброта! Здесь Моторин говорит: давайте не будем, не трогайте, тема такая, надо улучшать отношения. Как улучшать отношения, как с ними улучшать отношения?! Ну вы что, не понимаете, что экономика - это и политика? Вот это разделение - это глупость полная! Экономика является инструментом политики очень важным. Деньги сегодня - важнейший инструмент политики, они выдвинулись на первое место, если сравнивать с винтовкой, при Сталине была винтовка на первом месте, деньги на втором. Хотя Сталин, между прочим, оставил 10 тысяч тонн золота после себя. Если вы оставите 10 тысяч тонн золота, когда уйдете из Минфина, я считаю, можно вам памятник всем поставить будет, но вы ничего не оставите. Сталин оставил 4 рубля на своей сберкнижке и 10 тысяч тонн золота в закромах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, пожалуйста, ближе к тексту законопроекта. МИТРОФАНОВ А. В. Это по тексту, по тексту законопроекта, о том, что его нельзя поддерживать. Мы опять двигаемся по этой наклонной, мы скользим по этому склону, и непонятно, где мы приземлимся на две ноги, переломав их, эти две ноги. Поэтому считаю неправильной и глупой саму постановку вопроса коммунистами. Как всегда всё у них глупо! Они говорят: давайте хоть в преддверии шестидесятилетия на два месяца перенесем. Так в чем решение? Надо прямо сказать: "Пошли вы вон с этим договором!" ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, это другой проект федерального закона. МИТРОФАНОВ А. В. Нет, нет, про это я говорю. Надо сказать: "Пошли вы вон с этой ратификацией, с этим двойным налогообложением! Вы - никто, Литва, вы - никто!" ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Ваша позиция нам понятна. Пожалуйста, из записавшихся еще Савельев Андрей Николаевич. А потом по ведению. САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, наконец-то вы стали реагировать на выступления депутатов, которые высказываются совершенно не по тому вопросу, который мы обсуждаем. Мне хотелось бы, чтобы такая реакция проявлялась чаще, а также мне хотелось бы, чтобы тем, кто у нас выступает с докладами, напоминали о том, что они должны отвечать на вопросы, которые здесь задаются. К сожалению, на все вопросы, которые мы задали, - их не так уж много было - ни одного конкретного ответа не прозвучало. Почему мы торопимся раньше Литвы ратифицировать? Почему исчез пакетный принцип? Это вообще что-то такое, оказывается, из области фантастики, об этом никто не слышал. Почему мы не включаем данное соглашение в пакет других соглашений? Кто был инициатором? Оказывается, все были инициаторами, но никто не отвечает. Были ли обращения граждан или предпринимателей? Об этом тоже представителю правительства ничего неизвестно. Хотел бы сказать Василию Федотовичу Кузнецову, что обмен колкостями как раз и направлен на то, чтобы пробудить совесть. В данном случае мы не можем согласиться со словами о том, что у нас есть какие-то успехи, какая-то конструктивная позиция в отношениях с Литвой. Напротив, эта конструктивная позиция наносит нам всё больший и больший ущерб. Кто элементарно знаком с шахматами, тот прекрасно знает, что если у вас меньше фигур, то размен приводит к проигрышу. Поэтому, если мы сейчас примем это соглашение, мы фактически разменяем одинаковые фигуры и ослабим еще больше свою позицию. Нам не о чем будет вести разговор. О чем мы будем беседовать с Евросоюзом? Безусловно, это соглашение, этот законопроект носит лоббистский характер. Для его принятия нет никаких оснований, поскольку экономические отношения всё равно продолжают развиваться. Можно до бесконечности копаться в деталях и улучшать ситуацию, но у нас не решен главный вопрос - о калининградском транзите. Не решены вопросы ни грузового транзита, ни воинского транзита. Пока эти вопросы не решены, заниматься мелочами, забывая о главном, - это преступление, внешнеполитический провал, организованный в угоду каким-то небольшим экономическим группам. Торопливость приводит к тому, что мы уходим от постановки важнейших внешнеполитических вопросов, в том числе и в отношениях с Европейским союзом, который с удовольствием смотрит, как мы продолжаем уступать наши позиции, а по экономическому направлению - с особенно большим удовольствием. Мне кажется, что сейчас происходит постепенное перерастание экономической блокады Калининградской области в экономическую оккупацию, - вот чему служит это соглашение. Это тот случай, когда, руководствуясь благими намерениями, мостят дорогу в ад. Но тогда так и скажите: мы именно такую интеграцию с Евросоюзом, такую интеграцию с другими странами и собираемся проводить. Так мы будем интегрироваться в мировое сообщество, и так будем его слушать, так будем поступаться своим национальным суверенитетом. Я думаю, что нет никакой, как говорит депутат Рыжков, продуктивной позиции в отношениях с Литвой и конструктивного развития отношений. Кроме уступок, мы не видим ничего, ничего! И размен фигурами продолжается, нам опять предлагают продолжить этот размен, пока мы не останемся с голым королем. Я думаю, что наши избиратели по достоинству оценят тех, кто сегодня ценит деньги дороже чести. Мне кажется, что при голосовании мы должны учитывать, что же нам дороже, - интересы каких-то экономических группировок, которые сегодня здесь лоббированы рядом выступающих депутатов и представителем правительства, или все-таки дороже честь России в нынешней ситуации, дороже наша стратегическая перспектива. Давайте все-таки при ратификации международных соглашений думать о стратегической перспективе и о том символическом капитале, который мы можем уступить этим неосторожным актом. Его можно принять потом, после того как будут решены принципиальные вопросы. Я призываю уважаемых коллег обращаться к принципиальным вопросам и видеть стратегическую перспективу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению, пожалуйста, Боос Георгий Валентинович. Потом Пожигайло, и потом - Тюлькин. БООС Г. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я, честно говоря, слушаю и поражаюсь. У меня складывается впечатление, что здесь, в зале, обсуждение происходит по принципу знаменитой русской поговорки: в огороде бузина, а в Киеве дядька. Прочитайте, пожалуйста, еще раз внимательно хотя бы название законопроекта, даже хотя бы название, бог с ней, с сутью, я понимаю, что вы его не читали. Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов. Такие соглашения мы подписываем со всеми странами. Это стандартная общемировая практика. И в этих соглашениях напрямую заинтересована Россия, они касаются... Да, это и в интересах других стран, но и в интересах России, потому что благодаря им предотвращается уклонение от уплаты налогов. Теперь что касается деятельности Павла Анатольевича Пожигайло как руководителя парламентской группы по связям с парламентом Латвии. Должен заметить, что... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Это было по ведению. Пожалуйста, по ведению - Пожигайло Павел Анатольевич. ПОЖИГАЙЛО П. А. Спасибо, Борис Вячеславович. Хотел бы ответить, Виктор Имантович, что я девять раз был в Латвии, восемь раз за свои деньги. Да, просто я в Думу пришел небедным человеком. Это во-первых. Второй момент. Все мои выступления до этого касались как раз того, что легализация отношений с Латвией и Литвой позволит исключить криминальный капитал, в том числе российский криминальный капитал, который сегодня находится в этих странах и финансирует правонационалистические партии. И закон по Литве как раз позволяет нам перейти к легальным отношениям между Россией и Литвой и контролировать наш российской капитал на литовской территории. Я вам скажу, что значительная часть этого капитала на последних выборах в Литве участвовала в избирательной кампании Ландсбергиса. И мы хотим, чтобы в конечном итоге мы могли контролировать наши деньги, в том числе деньги "Газпрома", который сегодня там присутствует. В Латвии та же самая ситуация с Парэкс-банком и с остальными структурами... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тюлькин Виктор Аркадьевич, по ведению. Пожалуйста. ТЮЛЬКИН В. А. Я сегодня, Борис Вячеславович, почти весь день вам помогаю. Что касается дискуссии, я думаю, все мы одинаково считаем, что нужно оперировать понятными терминами, еще лучше, если научными. И в этом плане аналогичная помощь Митрофанову, относительно медицинского факта. Алексей Валентинович, поищите медицинский факт в зеркале или посмотрите на своего вождя, когда он там оправится от полученных моральных и прочих травм, это одно и то же. Поэтому есть предложение перейти на язык научный, общепринятый и парламентский. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет ли выступать полномочный представитель президента? Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, Борис Вячеславович. Борис Вячеславович, хотя дискуссия достаточно острая, вопрос на самом деле очевиден и понятен. Я думаю, вот те депутаты, которые выступали именно в позитивном плане, в достаточной мере аргументировали, почему надо принимать это соглашение, почему голосовать за него. Я думаю, выпады в отношении того, что ни в коем случае этого делать нельзя, носили в большей степени политическую окраску. Я считаю, что здесь не стоит размениваться, и предлагаю Думе просто проголосовать за данное соглашение и показать, что мы действительно находимся не в позиции обороняющейся стороны, а в позиции конструктива. Поэтому предлагаю проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет ли выступать полномочный представитель правительства? Нет. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 22 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9% Проголосовало против 53 чел.11,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3% Результат: принято Принято.