Заседание № 217
05.02.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 141525-3 "Об особом правовом статусе на территории Российской Федерации оффшорных компаний".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3198 по 4106 из 5878
Уважаемые депутаты, мы с вами переходим к рассмотрению пункта 7 повестки дня: проект федерального закона "Об особом правовом статусе на территории Российской Федерации оффшорных компаний". Евгений Петрович Ищенко, пожалуйста, ваш доклад. ИЩЕНКО Е. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект закона "Об особом правовом статусе на территории Российской Федерации оффшорных компаний". Ну о каких оффшорных компаниях речь? Иногда бывает путаница в понятиях: кто-то считает Республику Калмыкия или Республику Ингушетия оффшорными территориями. На самом деле с точки зрения правовой они такими не являются. Речь идет о компаниях, зарегистрированных в международных оффшорных зонах, таких, как Республика Кипр, Британские Виргинские острова, штат Делавэр, ну и так далее, и тому подобное. Несколько десятков таких зон в мире существует. Согласно данным Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета, одним из главных механизмов, которые используют недобросовестные налогоплательщики при осуществлении экспортно-импортных операций, является создание оффшорных компаний. Такие компании часто используются как однодневные, то есть через них проводятся одна-две крупные внешнеторговые сделки, после чего, не заплатив установленные налоги и сборы, компании ликвидируют и затем вновь регистрируют в оффшорных зонах под другим наименованием. Через оффшорные зоны через оффшорные компании осуществляется также незаконный отток за рубеж валютных средств, в частности путем невозврата валютной выручки от экспорта российских товаров. Оффшорные компании активно используются и для легализации, отмывания, денежных средств, полученных незаконным, в том числе и преступным, путем. Вот в целях пресечения таких злоупотреблений, наносящих ущерб федеральному бюджету, исчисляемый миллиардами долларов ежегодно, деятельность оффшорных компаний, я считаю, необходимо законодательно ограничить. В этой связи предлагается принять специальный закон, ограничивающий деятельность оффшорных компаний на территории Российской Федерации исключительно производством товаров, работ, услуг. При этом предполагается запретить оффшорным компаниям осуществлять экспортно-импортные операции, валютные операции, участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества, иметь в собственности акции открытых акционерных обществ. Последнее ограничение целесообразно ввести для обеспечения прозрачности реестра акционеров открытых акционерных обществ, которая необходима как для самих акционеров данных обществ, так и для их кредиторов и потенциальных инвесторов. Ну, в качестве отвлечения я могу сказать. Мы все знаем, к примеру, что Ходорковский владеет "ЮКОСом". Однако, если посмотрим реестр акционеров компании "ЮКОС", мы можем не найти там фамилию Ходорковского. То же самое относится и к Алекперову, и к Абрамовичу, и к прочим акционерам. Кто же тогда формальные владельцы наших крупнейших заводов, крупнейших нефтяных и прочих компаний? Формальными владельцами являются либо напрямую оффшорные компании, либо российские компании, учрежденные оффшорными компаниями. Таким образом, нет никакой прозрачности. Если мы попробуем разобраться, а где же в конечном счете физические лица - владельцы, мы таких не найдем. Это будут номинальные держатели, какой-нибудь Попандопулос или Христорадис, который проживает на Кипре, формально владеет огромной нефтяной компанией, а на самом деле об этом даже не знает, возделывает себе скромно на Кипре виноград. Для того чтобы не было таких случаев, когда, к примеру, банкротится банк "МЕНАТЕП", в результате банкротства банка "МЕНАТЕП" страдает огромное количество вкладчиков (ну, мы знаем, был кризис такой), страдают люди, организации, которые имеют счета в этом банке... А по результату мы видим следующее. Кто был фактическим владельцем банка "МЕНАТЕП"? Тот же Ходорковский. По результату стал ли банкротом Ходорковский? Нет, не стал. То есть обанкротились люди, компании, которые держали там счета. То есть очень легко в нынешней системе уйти от ответственности. После этого появляется новый банк. И это не только к Ходорковскому относится, также и к Смоленскому. Вместо, грубо говоря, банка "Столичный..." появился банк "Первое ОВК" - один и тот же хозяин, а формально - везде оффшоры. И мы знаем, что из-за этого не работает антимонопольное законодательство. Почему? Потому, что... Помнится, в этом зале были большие разбирательства по поводу монополизации алюминиевой отрасли или монополизации в других отраслях. Формально разные, не связанные друг с другом оффшорные компании... Мы можем привести массу примеров, когда фактически за всеми этими оффшорами стоит один человек. Но нет прозрачности, мы не можем никак установить, кто же на самом деле владелец. Все об этом знают, все газеты пишут, а юридический факт не устанавливается. Почему? Потому, что наши антимонопольные органы не имеют возможности вытаскивать данные из соответствующих центральных банков этих оффшорных зон. Так вот, предлагаемый законопроект предусматривает, что в течение шести месяцев со дня вступления его в силу оффшорные компании обязаны продать принадлежащие им акции акционерных обществ либо перерегистрироваться не в оффшорных зонах. Например, в России или там в Германии, во Франции - нет никаких проблем. Если это произойдет, то есть они будут перерегистрированы в странах, где нет льготного налогообложения, не будет соблазна уходить от налогов. Какая разница тому или иному бизнесмену, какое государство заберет его налоговые платежи - Россия или Германия, правильно? Но когда сравниваются Россия и Виргинские острова, где не берут налогов, то, понятно, выбор делается в пользу Виргинских островов. И опять же всем здесь сидящим понятно, для чего создаются оффшорные компании. Ну, естественно, для того, чтобы меньше платить налогов. Кому меньше платить налогов? Ну, нашим избирателям. На них же в результате расходуются те самые бюджетные средства, которых так остро не хватает. И опять же хочу повторить, что речь идет о миллиардах долларов. Следует отметить, что в рамках борьбы с финансированием террористической деятельности, борьбы с финансовыми и налоговыми нарушениями в странах Европейского союза, в Соединенных Штатах Америки в последнее время принимаются жесткие меры, в том числе международного характера, по существенному ограничению правоспособности оффшорных компаний, сокращению их количества. Дело идет фактически к ликвидации оффшорных зон. Ярким примером являются, в частности, действия властей Кипра, которые в преддверии вступления в Европейский союз практически ликвидировали возможность создания новых оффшорных компаний. Активную работу по противодействию отмыванию грязных денег через существенное сокращение оффшорных зон и правоспособности оффшорных компаний ведет ФАТФ - международная организация по борьбе с отмыванием грязных денег, полноправным членом которой недавно, как известно, стала Россия. Вот в этой связи Россия, российский бизнес обязаны избавиться от отрицательного имиджа прачечной грязных денег, который есть, - вот такой ярлык присваивают нам в международной прессе, и порой заслуженно, - и вместе с развитыми странами принять законодательные меры по борьбе с этим злом. Таким образом, принятие проекта федерального закона "Об особом правовом статусе на территории Российской Федерации оффшорных компаний" будет способствовать увеличению доходной части федерального и региональных бюджетов за счет увеличения собираемости налогов и сборов и сокращения оттока валютных средств за рубеж. В завершение хочется отметить, что и у нас некоторые меры предпринимаются нашими министерствами, ведомствами. К примеру, все знают недавнюю инициативу Центрального банка, направленную на то, чтобы запретить (пока это нормативными актами делается, не законами) участие оффшорных компаний в уставных капиталах коммерческих банков. Опять же, покуда эта норма не закреплена в законе, у коммерческих банков всегда будет возможность оспаривать это через суд и они будут выигрывать. Как мы видим, такие организации, как Центральный банк, уже ведут с этим активную борьбу в понятных целях. Я призываю вас, уважаемые коллеги, проявить гражданское мужество и проголосовать за данный законопроект в первом чтении. У Правительства есть ряд замечаний. Я с некоторыми замечаниями согласен, согласен с тем, что нужно править многие формулировки, для этого и существует у нас процедура трех чтений. Давайте поддержим законопроект концептуально, поработаем, поправим формулировки, чтобы они не противоречили иным правовым актам, и будем потихонечку двигаться дальше по линии наведения порядка у нас в стране. Спасибо огромное за внимание. Предлагаю поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Петрович, присаживайтесь. Светлана Николаевна Гвоздева, пожалуйста, от комитета. ГВОЗДЕВА С. Н., фракция "Единство". Уважаемые коллеги, Евгений Петрович очень хорошо рассказал о целях этого законопроекта. И действительно, цели сами по себе благие, но что предлагается в проекте закона, который состоит всего из трех статей? Предлагается запретить любой экспорт из России и любой импорт в Россию оффшорными компаниями. Предлагается запретить любые валютные операции, в том числе текущие валютные операции и операции по движению капитала, для оффшорных компаний. Предлагается запретить участие в приватизации государственного и муниципального имущества, запретить обладание на праве собственности акциями российских открытых акционерных обществ и выполнение функций управляющей организации в таких обществах. Из самого проекта закона видно, что цели декларируются благие, а механизм не обеспечивает достижения этих целей. К сожалению, предлагаемый механизм достижения этих целей не обеспечивает. Кроме того, законопроект вступает в полное противоречие с уже действующим законодательством Российской Федерации и с нашими международными обязательствами. Кроме того, возьмем даже само понятие "оффшорная компания", которое приводится в первой статье законопроекта. Определяется, что это "юридическое лицо - нерезидент Российской Федерации, зарегистрированное в стране или на территории, имеющей оффшорный статус, в пределах которой действуют налоговые, таможенные, инвестиционные и другие льготы и которое уполномочено осуществлять операции с нерезидентами страны местонахождения оффшорной компании". По поводу этой формулировки необходимо отметить следующее. Понятие "оффшорная компания" и понятие "страна или территория, имеющая оффшорный статус" в законодательстве Российской Федерации отсутствуют, имеется только доктринальное понимание в международной практике того, что в оффшорной зоне определенного государства для иностранных субъектов предпринимательской деятельности применяется режим налогообложения с остатками налогов, равными или близкими к нулю. Термины "нерезидент" и "резидент" применяются в нашем российском законодательстве в законе "О валютном регулировании и валютном контроле", но не применяются в гражданском законодательстве, а внешнеэкономические сделки по экспорту и импорту - это частный вид гражданско-правовой сделки, регулируемой сегодня гражданским законодательством. Само понятие "налоговая льгота", представленное в проекте, при попытке увязать его с понятием "оффшорный статус" становится неопределенным. Например, ставка налога может быть нулевой, может быть в размере 50 процентов, может быть в другом размере. Льготный режим может не ограничиваться таким элементом налога, как налоговая ставка, а действовать в виде отсрочки и рассрочки платежа налога, применения налогового кредита или налогового и инвестиционного кредита, возможно взимание единого налога вместо нескольких налогов с особых категорий налогоплательщиков. Таким образом, следуя подобным формулировкам, можно прийти к выводу, что и налоговый режим в Российской Федерации в ряде случаев может подпасть под понятие "оффшорный режим". Теперь понятие "таможенная льгота". При попытке увязать его с понятием "оффшорный статус" оно также становится неопределенным. В действующем Таможенном кодексе Российской Федерации, а также в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, отражающей сложившиеся в международной практике нормы таможенного регулирования и таможенной деятельности, установлен таможенный режим свободной таможенной зоны, в которой ввозимые иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенной пошлины. Вот следуя таким формулировкам, можно прийти к выводу, что таможенный режим в Российской Федерации в ряде случаев подпадает под понятие "оффшорный режим". Теперь понятие "инвестиционная льгота". При попытке увязать его с понятием "оффшорный статус" оно также становится неопределенным. В нашем российском законе "Об иностранных инвестициях..." нами предусмотрена стабилизационная ("дедушкина") оговорка о неухудшении условий предпринимательской деятельности для приоритетных инвестиционных проектов. Таким образом, следуя формулировкам, предлагаемым в проекте, можно прийти к выводу, что и наш российский инвестиционный режим в ряде случаев может подпасть под понятие "оффшорный режим". Отсюда следует, что все запреты, которые предлагаются в этом проекте, могут распространиться и на наше российское законодательство, а этого, понятно, нельзя, категорически нельзя делать. На мой взгляд, на взгляд нашего комитета, необходимо учитывать, что в соответствии с такими международными договорами Российской Федерации, как межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения, в случае, если ставки прямых налогов в зарубежном государстве, например налоги на прибыль, на доходы, на имущество, окажутся ниже ставок соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разница будет взыскана налоговыми органами в доходную часть бюджета. Вот именно этот путь является действительно реальным механизмом противодействия уклонению российских налогоплательщиков от уплаты налогов. И кроме того, наш комитет разделяет точку зрения Правительства Российской Федерации, изложенную в его официальном отзыве на законопроект, в том, что запрет на совершение текущих валютных операций противоречит обязательствам России, статье VIII Соглашения Международного валютного фонда и что порядок предоставления данных из реестра акционеров акционерного общества уже сегодня урегулирован Федеральным законом "Об акционерных обществах" и Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Наш комитет считает, что данный проект закона нецелесообразно принимать в первом чтении, и просит депутатов поддержать отклонение его в первом чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы? Есть. Еще у кого-нибудь есть вопросы кроме Николая Васильевича? Есть. Запишитесь, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГВОЗДЕВА С. Н. Но не достигает он своих целей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Тихонов Георгий Иванович, пожалуйста. ШЕИН О. В., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Шеин по карточке Тихонова. У меня такой вопрос. На мой взгляд... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сразу конкретизируйте, кому вопрос, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Представителям Правительства. На мой взгляд, совершенно очевидно для населения нашей страны, и по крайней мере для большинства, что оффшор - это просто "черная дыра" воровская, через которую уходят миллиарды долларов, и в том числе из-за этого колоссальные средства теряет бюджет. Если, допустим, тот законопроект, который предложил депутат Ищенко, как нам вот здесь сейчас докладывают, не достигает поставленных целей, может быть, Правительству имеет смысл внести самостоятельно законопроект о пресечении подобного рода действий? И в этом случае когда Правительство этот проект будет вносить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Ну, я думаю, никто в правительственной ложе ваш вопрос не слушал. И не слышат даже сейчас, когда я к ним обращаюсь. Андрей Викторович Логинов!.. Господа в ложе Правительства!.. Задан вопрос Олегом Васильевичем Шеиным. Пожалуйста, ответьте. Олег Васильевич Шеин, повторите свой вопрос. Я прошу включить еще раз микрофон. ШЕИН О. В. Спасибо. Мне кажется, это прекрасная иллюстрация отношения Правительства вообще к обсуждаемой проблеме. Для большинства населения страны все наши оффшорные компании, вот эти операции - это просто воровская "черная дыра", через которую колоссальные деньги уходят за пределы страны. Если тот проект, который предлагает коллега Ищенко, не достигает поставленных целей, как вот нам здесь пытаются сейчас доказать, может быть, есть смысл Правительству внести альтернативный проект? Когда Правительство это сделает? Или нужно поддержать проект Ищенко сейчас и Правительству свои поправки предложить ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, пожалуйста, ответьте. ЛОГИНОВ А. В. На данный законопроект Правительство давало свое заключение, свой официальный отзыв в феврале прошлого года. Этот отзыв отрицательный и достаточно подробный. Также у нас согласованы позиции с правовым управлением Президента, которое также не поддерживает данный законопроект. Я, таким образом, забегаю вперед и пользуюсь возможностью выразить отношение Правительства. Что касается норм регулирования валютного законодательства, вы знаете, что в Государственную Думу внесен законопроект Правительства - мы его рассматриваем как приоритетный, - который, с одной стороны, либерализует валютное законодательство и валютное регулирование в нашей стране. И это, мы считаем, будет самым главным экономическим рычагом, который поможет уйти от утечки капиталов и легализовать те суммы, которые действительно россияне в течение 90-х годов вывозили за границу. В целом же речь идет о комплексной программе, и подобные вопросы неоднократно рассматривались на заседаниях Правительства. Как вы знаете, депутаты Госдумы могут принимать участие в обсуждении вопросов на заседаниях Правительства и неоднократно этой возможностью пользовались. Я думаю, что, если будут соответствующие обращения или запросы депутатов, мы, конечно же, подготовим более подробную справку о том, что делается Правительством в нынешнем составе по данному вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Гончар. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, к сожалению, отсутствует представитель Президента, но, насколько я помню... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГОНЧАР Н. Н. А, на той стороне, да? Насколько я помню, Президент высказывался по поводу целесообразности работы через систему оффшорных компаний... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, я прошу прощения, это не по ведению. ГОНЧАР Н. Н. Как? Я хочу... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пузановский Адриан Георгиевич, ваш вопрос. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Мой вопрос будет адресован Евгению Петровичу. Уважаемый Евгений Петрович, законы пишутся для массовых явлений, а не для единичных, но, судя по вашей аргументации, может сложиться впечатление, что ваш закон в основном призван решить вопросы экономического поведения Ходорковского и "ЮКОСА". В связи с этим: какова статистическая база явления? О деятельности какого количества оффшорных компаний в России вы можете говорить? Сколько российских компаний работает через оффшоры? Опишите нам масштабы явления, в связи с которым вы пытаетесь внести этот закон и регулировать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Петрович, отвечайте. Включите микрофон депутату Ищенко. ИЩЕНКО Е. П. Спасибо. Очень хороший вопрос. Вы знаете, дело в том, что речь идет о десятках тысяч оффшорных компаний, которые ведут свою деятельность на территории России. Например, такая компания, такая оффшорная зона, самая любимая россиянами, как Республика Кипр, по общему признанию, стоит, по-моему, на первом или на втором месте, опережая все индустриальные страны, как основной инвестор в российскую экономику. Все это знают, да? Понятно, что Республика Кипр не обладает достаточным количеством своих собственных миллиардов долларов для инвестирования в нашу экономику. Это наши деньги, выведенные на Кипр и заведенные через оффшорные компании. Поскольку Республика Кипр опережает такие крупные индустриальные страны, как США, Германия, Франция, по инвестированию в нашу экономику, можно судить о масштабах, о том, что на самом деле не только конкретно о Ходорковском идет речь. Фактически все финансисты и все промышленники используют оффшорные схемы для оптимизации налогов. Только дурак их не использует, простите. Я не так давно еще занимался бизнесом и тоже их использовал. Поскольку это не запрещено, почему этого не делать? Но я готов сейчас, как бизнесмен, от этого отказаться и хочу, чтобы отказались и остальные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопрос Василия Ивановича Шандыбина. ШАНДЫБИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Евгению Петровичу и к Правительству нашему. Если мы хотим какой-то хороший... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, прошу вас повнимательнее, потому что вопрос опять к вам и к докладчику. ШАНДЫБИН В. И. ...закон получить в Государственной Думе и затем этот закон зарубить, то это надо бы обязательно поручить Правительству, и этот закон никогда не выйдет. Действительно, Ищенко Евгений Петрович внес хороший закон. Но мы все знаем, что есть некоторые депутаты, представители в Государственной Думе, которые будут защищать оффшорные зоны. Вот сегодня Правительство наше выступало, докладывало, что нет денег на пенсии, нет денег на детские пособия. Но через оффшорные зоны уходят десятки миллиардов долларов! Правительство закрывает глаза. Почему закрывает глаза? Потому, что... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Иванович, я продлеваю вам время на 15 секунд. Задайте, пожалуйста, вопрос. ШАНДЫБИН В. И. Правительство закрывает глаза потому, что оно имеет своих представителей в оффшорных зонах. Я считаю, что этот закон нужно поддержать. И мы увидим сегодня, что вот те фракции, те депутаты, которые не будут... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Василий Иванович, я вам тоже напоминаю Регламент. Вы, наверное, за время пребывания в округе его забыли. Это были вопросы, выступления у нас после вопросов, Василий Иванович. Так, вопрос Коломейцева Николая Васильевича. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Светлане Николаевне вопрос, как представителю комитета. Ну, необязательно было читать заключение Правительства полностью. Те, кто интересовался законопроектом, наверняка его прочитали. У меня вопрос к вам следующего плана. Знаете ли вы о последнем заявлении в средствах массовой информации первого заместителя председателя Центробанка Парамоновой, которая признает, что ни Центробанку, ни Минфину не удалось побороть тенденцию ухода капитала за рубеж? Это первое. Второе. Скажите, пожалуйста, почему Франция, другие страны Евросоюза, Соединенные Штаты не принимают на своих территориях акты, принятые МВФ, ВТО и другими международными организациями, которые противоречат их интересам? Почему же вы сегодня ставите циркуляры МВФ выше жизненных интересов России, когда мы по 20 миллиардов долларов теряем в год? Спасибо. ГВОЗДЕВА С. Н. Очень хороший вопрос, можно сказать риторический, в общем плане. В своем выступлении, уважаемые коллеги, я обратила ваше внимание на то, что мы в России сегодня стремимся создать инвестиционный режим, благоприятный и для своих, российских производителей, и для иностранных инвесторов, потому что они нам нужны. Я обратила ваше внимание на закон "Об иностранных инвестициях...", по которому действуют для приоритетных инвестиционных проектов налоговые льготы. Обратила внимание на поправки и в действующий Таможенный кодекс. Сегодня представитель Правительства сказал и о проекте закона, который нами рассматривается, - о внесении изменений в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Парамонова права. Им не удалось вот до этого этапа предотвратить бегство капитала. А вот режим снижения налоговых ставок, который мы с вами вводим, даже снижение ставки налога на прибыль с 36 процентов до 24 - это поэтапные шаги для создания благоприятного инвестиционного климата. А проект предлагает - я же доказывала вам - запретить все действия и по экспорту, и по импорту. Так, оказывается, по этому проекту и наша страна подпадает под эти запреты, предлагаемые авторами проекта. Для чего нам это? Нам нужно на всю страну сегодня запретить экспорт и импорт? Может, это поможет экономике? Я еще раз вам говорю: цели благие, а механизмы не обеспечивают достижения этих целей. Только создание делового инвестиционного климата, создание условий для развития и снижения налоговых ставок в том числе - это путь. Да, он нелегкий и не такой простой, как записано в трех статьях всего этого проекта. Он гораздо труднее. Это комплексная программа, над которой мы с вами работаем каждый день. Вот ответ. Просьба поддержать решение комитета, поскольку этот проект не соответствует... не достигает цели и в большей части популистский. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Николаевна, присаживайтесь. Коллеги, вопросы закончились. Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Коломейцев Николай Васильевич и Пузановский Адриан Георгиевич. Двое, да? И Гончар Николай Николаевич. Вижу, Митрофанов еще, больше никого нет. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На самом деле этот законопроект - а мы в первом чтении утверждаем концепцию - как раз одно из предложений, как предотвратить утечку капитала. Я сожалею, что в комитете не нашлось специалистов, внимательно прочитавших проект. Ни о каком запрете импорта и экспорта там нет ни слова, понимаете? Там запрещается оффшорным компаниям осуществлять это дело. И кстати говоря, закодированное слово "инвестиция" у нас используют, как правило, при протаскивании всех псевдореформаторских законов по расчленению естественных монополий. Если вы посмотрите на индексы поступления инвестиций, они все у нас в минусе. Второе. При колоссальных платежах по внешнему долгу у нас так и не наведен порядок в вопросах уплаты внешнего долга. У нас так и нет до настоящего времени механизма управления колоссальной зарубежной собственностью, что позволяет жуликам, имеющим к этому отношение, присваивать за бесценок эту собственность. Кроме того, основным механизмом, скажем, в той же таможне... Вот вы рассказываете об инвестиционном климате, созданном в России, и о каких-то преференциях за счет уменьшения налога на прибыль. Да ничего подобного! Вы как раз на 7 процентов увеличили налог тем предприятиям, которые занимались самоинвестированием, тем самым остановив самоинвестиционный процесс внутри наших компаний. Кроме того, таможенная политика также направлена против того, чтобы мы перевооружались, так как принятие таможенных поправок, которые были, приводит к тому, что готовую продукцию у нас выгоднее завозить, чем технологии для производства этой продукции, примерно на 15 процентов. Поэтому я считаю, что в данной ситуации... Да, есть недочеты в законопроекте, но первое чтение - это концепция закона. И все, кто обеспокоен процессом, вполне могут свой интеллект, знания и умения приложить, разрабатывая поправки к этому закону. Я призываю всех поддержать этот законопроект в первом чтении, дабы поставить первую плотину уходу капиталов за рубеж. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Пузановский Адриан Георгиевич. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, законопроект, представленный Евгением Петровичем, как раз с точки зрения предлагаемых конкретных мер, нормативных мер является и корректным, и содержательным и с точки зрения возможных последствий был бы эффективным, но он не имеет никаких шансов на прохождение через палату, и вот почему. Он касается не какого-либо узкого, частного вопроса, узких, частных интересов, он касается глобальной проблемы, проблемы, которая выходит за рамки отдельного государства, в частности России, за пределы нашего национального законодательства. Евгений Петрович, если хотите, вторгается в область, вопросы в которой могут быть решены только на уровне международных соглашений, ибо оффшор - это не злой умысел отдельных государств, даже очень маленьких, это явление, системное явление глобального мира. Оффшор - это часть мировой экономики. И то, что делает оффшор функционально, - это удешевляет капитал! Вот его главная функция! Действительно, налоговое администрирование и не только налоговое администрирование во многом осуществляется через оффшор. И уникальность ситуации заключается как раз в том, что мы находимся в неравновесных, неконкурентных отношениях со всеми другими, кто пользуется оффшором. Мы как раз сделали с вами всё, чтобы не иметь национального закона, который установил бы, что такое оффшор! Таким образом, мы просто не пользуемся оффшорными услугами в конкурентной борьбе с другими странами. У нас могла бы быть прекрасная оффшорная зона в Калининграде, на Сахалине, во многих других местах, кстати, в палате был законопроект об оффшорах. И то, что сегодня у нас даже нет понятия юридического и мы пользуемся научным, доктринальным, не делает чести нам с вами. Мы должны были бы иметь рамочный закон об оффшорах. Далее. Мы должны были бы спросить председателя Комиссии по борьбе с коррупцией, но присутствует сегодня только уважаемый Анатолий Сергеевич Куликов в зале, Александра Ивановича Гурова нет. Они могли бы нам сказать, что делается в международном плане, ведется ли работа по подписанию международного соглашения о прекращении деятельности оффшоров вообще в глобальном мировом хозяйстве. Очевидно, Россия охотно присоединилась бы к этому. Но ведется ли такая работа? Есть только декларация о том, что необходимо усилить прозрачность оффшорных режимов. Даже на том же самом Кипре, который входит в ЕС, не отменяется оффшор, Евгений Петрович, нужно внести в этом смысле коррективы. Таким образом, действительно, российские компании в массовом порядке, а не в единичном участвуют в оффшорных операциях. Это стало одним из эффективных инструментов удешевления капитала. И то, что это сопровождается утечкой капитала, то, что здесь, очевидно, все-таки больше минусов, чем плюсов, это мы с вами осознаем. Но решить вопрос в рамках национального законодательства, не ухудшая при этом позиции российского капитала, мы, к сожалению, не сможем. Таким образом, нужно настаивать соответствующим институтам нашим властным, и прежде всего МИДу, на том, чтобы включать в повестку международных отношений и соглашений проблему оффшоров как глобальную проблему. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Господи, чего только не услышишь в зале! Оказывается, собственники капитала мечтают и ищут инструменты удешевления их капитала. Такое даже в страшном сне капиталисту не приснится. Оффшор - способ ухода от налога, а не удешевления капитала. Это первое. Теперь второе. Закон очень эффективен, иначе с ним так яростно не боролись бы. Третье. Вы догадываетесь, сколько в зале присутствует и отсутствует собственников оффшорных компаний. Четвертое. ФАТФ активно борется с использованием оффшоров и в числе прочих условий - если хотите, еще раз давайте пригласим председателя Комитета по финансовому мониторингу - ставит вопрос о том, чтобы мы законодательно урегулировали деятельность оффшоров и деятельность с оффшорами. Пятое. Оффшор есть основной способ ухода от налогов, в частности нефтяными компаниями: продажа по корпоративным ценам нефти своему оффшору, по заниженным ценам, уплата налога, а затем твой оффшор продает на роттердамской или средиземноморской бирже нефть по мировым ценам. Иначе мы давно уже решили бы проблему с госдолгом, в том числе и внутренним. Итак, законопроект нужно обязательно принять. Шансов он, конечно, больших не имеет, тем не менее я предлагаю на основе нашего Регламента поименное голосование. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Хотел бы поддержать депутатов Гончара и Ищенко. Дело в том, что депутат Ищенко поднял важнейшую проблему, может быть, это один из самых ключевых законов в области экономики, который мы когда-либо рассматривали. Не Налоговый кодекс и какие-то проценты, которые мы там сбрасывали, не законы о налогах, об акцизах и эндээсах, а именно этот закон является ключевым законом, это закон о подходах к экономике. Вся наша экономика следующая: десять крупных компаний дают 50 процентов валютных поступлений, реально эти компании контролируются пятью людьми. То есть 50 процентов выручки в руках не Президента, не главы администрации, не спикера Госдумы, а в руках пяти людей, которые могут в принципе собраться в бане и решить вопрос о том, чтобы обвалить валюту в две секунды. Завтра они не возвратят, задержат валютную выручку, Центробанк начнет резко покупать валюту, принадлежащие им же средства информации отметят это и скажут, что паника в Центробанке, поскольку Центробанк тратит на поддержание курса валюты резервы, и начнется просто 1998 год. Всё! И Президент, и вся наша стабильность, и все наши эти псевдодостижения полетят к чертовой матери! Но эти люди прикрыты оффшорами. Действительно, как говорил Ищенко, фамилии мы знаем только из средств массовой информации, а так существуют десятки оффшоров. Это надо вскрыть. Единственный был честный - бизнесмен Мавроди (его на днях посадили), он не скрывал, кому принадлежит "МММ", и прямо говорил, что он хозяин этого. Все остальные компании действительно скрытые, прикрытые оффшорами, и только слухи ходят о том, как они делят доли, кто там участвует, кто реально влияет на решения. И парадокс, когда в областных городах есть заводы, там работают люди, они ходят на работу, их тысячи, этих людей, и они вообще не знают хозяев. К ним приезжают какие-то мальчики-менеджеры из Москвы в возрасте от 27 до 30 лет, которые раздают зарплату, делят потоки, потом эти мальчики через полгода исчезают. Реальных хозяев по всей стране никто не знает. Эту лавочку надо прикрыть! Конечно, Правительство, которое поставлено этими людьми, не может против своих хозяев выступать, это понятно, это естественно, и мы не требуем от него объяснений. Но вопрос, поставленный Ищенко, имеет принципиальное политическое значение. И второй момент, который я хотел бы отметить, - это вопрос о системе влияния. Люди, которые держат за границей деньги, находятся под контролем западных спецслужб, что бы нам ни говорили. Поэтому сейчас вялость такая в вопросе об Ираке, вялость по всем другим вопросам. Скажем, ввоз даже тех же окорочков прикрыть мы не смогли. Почему? Ну как же может человек, у которого деньги там, жена там, недвижимость там, дети учатся там, выступать против Запада?! Ему сразу тут же напомнят всё, дадут номера счетов и прочее, и он сразу сдуется, моментально. Вот в чем еще вопрос. То есть элита прихвачена, будем так говорить, и находится под контролем Запада, под контролем западных спецслужб, и, пока она ведет себя нормально, ее не трогают. Как только дедушка Ельцин стал не то говорить в 1998 году, стал вспоминать, что он хозяин ядерной державы, ему сразу напомнили, когда его дочь по какой карте где платила, где, когда и что строилось. Вот и всё. Он вел себя до этого спокойно - ничего, его не трогали. Вот почему советское руководство позволяло себе строить дачи и отхватывать по 40 гектаров для всяких резиденций, но никогда не позволяло себе держать валюту за рубежом. Это было тягчайшее нарушение. Никто - ни Брежнев, ни Андропов, ни все другие - никогда личных средств там не имели. Только секретные счета для спецопераций, которые реально обеспечивали эти операции. И никогда советские директора не имели и так далее. Поэтому было независимое государство, поэтому оно могло себе многое позволить, поэтому оно могло матерно обзывать американского президента - потому что оно свободно, оно не имеет там ничего, оно плевать хотело на всех. Вот откуда свобода-то бралась в советское время, понимаете? Вот почему нас боялись. А сейчас никто никого не боится. И это вопрос о политическом влиянии. Ищенко поднял не только вопрос экономический, а вопрос огромной политики, огромной политики! Следующий законопроект, который я уже буду представлять, - это законопроект об уголовной ответственности за двойное гражданство, за незаконное приобретение, пардон, двойного гражданства. Эти законы - близнецы-братья. Если бы мы приняли эти два закона, то ситуация в стране была бы совсем другая. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Чуев. ЧУЕВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я буквально на несколько минут взял слово только для того, чтобы дать небольшой комментарий. Все-таки вопрос, который мы сегодня рассматриваем, действительно достаточно важный. И он заключается в том, что если мы начнем говорить о структуре нашей экономики, то увидим, что ни один серьезный, так сказать, игрок на рынке, особенно когда речь идет о природных ресурсах, не обходится без использования оффшора как своего инструмента. В этом сегодня основная проблема, она заключается в том, что необходимы определение статуса, правового статуса, и определенные ограничения, которые бы налагались, в том числе на эту деятельность. Если она контролироваться не будет (а вы знаете, что мы, кстати, идем по пути приведения своего законодательства в соответствие с требованиями ФАТФ, вы знаете, мы приняли в том числе закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и так далее), то на самом деле это и остается, и будет еще более серьезным инструментом не только утечки капитала, но и отмывания капитала, и возвращения только очищенного уже капитала, и невозвращение в том числе его в Россию. Поэтому на самом деле вопрос достаточно серьезный, я думаю, что законопроект, конечно, стоит в первом чтении поддержать. И я думаю, что главный здесь не вопрос, кто владеет или не владеет оффшорной компанией, важно все-таки, чего люди хотят: если они хотят вести честную деятельность предпринимательскую, то данный закон, вообще говоря, никаким образом их не ограничит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы с вами обсудили законопроект... Нет, заключительное слово я дам вам, не волнуйтесь. От Правительства - Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я думаю, что обсуждение законопроекта, который занимает полторы страницы, было достаточно подробным, но, судя по состоявшейся дискуссии, конечно же, преобладали декларативные заявления. Дело в том, что если мы внимательно посмотрим данный законопроект и все сопроводительные материалы, то мы увидим, что он никак не соответствует той цели, которая содержится в пояснительной записке к данному законопроекту. Если мы начнем со статьи 1 законопроекта (в ней предпринимается попытка дать определение оффшорной компании), то заключение юристов, в том числе юристов правового управления Президента, следующее. Определение оффшорной компании, содержащееся в статье 1 проекта, является юридически некорректным, не может быть применено на практике. Так, из проекта нельзя понять, что такое страна или территория, имеющая оффшорный статус и налоговые, таможенные и иные льготы для юридических лиц, в большем или меньшем объеме предусмотренные законодательством практически всех стран. Российская Федерация исключением из этого не является. Статья 2 вводит ограничения на деятельность оффшорных компаний. Так, например, первый и второй абзацы этой статьи запрещают оффшорным компаниям осуществлять экспортно-импортные операции. В данном случае эти нормы не могут затрагивать непосредственно организации, зарегистрированные на территории оффшорных зон, поскольку импортерами и экспортерами товаров, работ и услуг согласно действующему в России законодательству являются только организации-резиденты. Таким образом, сама формулировка вопроса в статье 2, а она ключевая, в отношении импортно-экспортных организаций является абсолютно неприемлемой и противоречащей действующему законодательству. Третий абзац, где предлагается запретить оффшорным компаниям переводить, ввозить и пересылать валютные ценности и так далее, то есть осуществлять валютные операции, полностью противоречит закону "О валютном регулировании и валютном контроле". Отвечая на вопрос депутата Шеина, я напомнил о том, что Правительство внесло в Государственную Думу новую редакцию данного закона. Это серьезнейшая работа, она затронет очень многие комитеты Государственной Думы. И я уверен, что очень много времени в весеннюю сессию будет посвящено рассмотрению и обсуждению как раз этих вопросов и предложенного Правительством механизма. В данном же законопроекте налицо прямое противоречие. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" нерезиденты, в том числе и оффшорные предприятия, имеют право без ограничения переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил, автор же законопроекта, депутат Ищенко, когда предлагал перечень действующих законов, куда нужно вносить изменения в связи с принятием его законопроекта, написал, что никаких изменений в действующие законы, в том числе в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", вносить не потребуется. Таким образом, поддерживая этот законопроект, вы создаете крайне серьезную правовую коллизию. Я хочу также отметить, что законопроект противоречит очень многим международным обязательствам, взятым Российской Федерацией, в том числе соглашению с Международным валютным фондом, согласно положениям которого ни одно государство не налагает ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям. Это также противоречит тем соглашениям, которые были подписаны при образовании Всемирной торговой организации. Если это не убеждает вас, я хочу отметить, что логика данного законопроекта противоречит Гражданскому кодексу и Конституции Российской Федерации, поскольку вводит ограничения, которые никаким образом нельзя связать с интересами обеспечения безопасности страны и других лиц или нарушением прав человека. Более того, если говорить в целом о международной практике, меры запретительного характера в отношении деятельности оффшорных компаний не дают, как правило, желаемых результатов. В этой связи экономически развитые страны идут не по пути запрещения тех или иных видов деятельности оффшорных компаний, а по пути регулирования и контроля. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента будет высказываться? Нет, не будет. Для заключительного слова включите микрофон депутату Ищенко. ИЩЕНКО Е. П. Уважаемые коллеги, я благодарю вас за такое бурное обсуждение вопроса. Он, как выяснилось, действительно злободневный. Я хочу сказать два слова. Я немножко в этом вопросе разбираюсь, поскольку до того, как стать депутатом, я был банкиром в одном из крупнейших банков страны, руководил им. Что касается возражений Правительства и выступления Светланы Николаевны, то они в основном носят технический характер. Когда речь идет о некорректных формулировках, никаких вопросов нет, так как есть второе чтение. Мы во втором чтении, я согласен, должны, например, привести данный законопроект в соответствие с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле". С этим можно согласиться и внести соответствующие изменения после первого чтения или вступления закона в силу, например. Мы можем внести изменения во все формулировки, которые предлагались, дать более корректное определение оффшорным зонам, оффшорным компаниям, здесь нет никаких вопросов. Что касается возражения Андрея Викторовича Логинова по осуществлению деятельности по экспорту и импорту в Российской Федерации. Осуществление деятельности - это далеко не только прямой экспорт и импорт. О чем идет речь? Известна схема, когда у нас экспортеры природных ресурсов продают эти ресурсы по заниженным ценам оффшорным компаниям, которые уже потом их перепродают (Гончар Николай Николаевич об этом говорил) на биржах, получая основную долю прибыли и не платя налоги. Как с этим бороться? В частности, я думаю, что ко второму чтению мы должны дать расшифровку: когда вопрос касается экспорта и импорта, то нужно запретить нашим экспортерам в качестве контрагентов по сделкам иметь оффшорные компании. Пожалуйста, напрямую продавайте компаниям в Германии, во Франции, но не на Каймановых островах. Что касается борьбы с оффшорными компаниями. Она ведется постоянно. Если говорить о Евросоюзе, то это Республика Кипр, которая фактически в ближайшее время перестанет быть оффшорной зоной. Если мы говорим о Каймановых островах, то там, как известно многим, несколько раз высаживался американский спецназ с целью наведения как раз порядка, установления прозрачности информации, чтобы вытащить своих жуликов, которые (в Америке-то не все честные, тоже что-то воруют) прячут это на Каймановых островах. Также хотелось бы отметить (на это уже указывалось), что положение законопроекта, ограничивающее правоспособность оффшорных компаний, противоречит статье 8 Устава МВФ, в которой определено, что государство не налагает ограничений на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям без согласования с МВФ. В законопроекте не предусмотрено каких-либо ограничений по текущим операциям. Любая оффшорная компания имеет полную возможность в оговоренный период перерегистрироваться как российское юридическое лицо или как юридическое лицо, но не в оффшорной зоне, а, например, в Германии, США, Турции и так далее и свободно осуществлять текущие валютные операции. Такие ограничения также не являются дискриминационной мерой и в этой связи не могут помешать России при переговорах о вступлении в ВТО. Наши партнеры с этим активно борются, и вы все это прекрасно знаете. Что касается позиции Президента, на которую здесь тоже ссылались. У меня есть официальный отзыв Правительства, а официального отзыва Президента нет. Но мы прекрасно помним, как полгода назад, встречаясь с воротилами нашего бизнеса, Президент сказал, что, мол, замучаетесь пыль глотать, вытаскивая свои деньги из оффшорных компаний (помните эти его слова?), и дал соответствующее поручение Правительству, которое оно, по-моему, до сих пор не выполнило и не собирается выполнять. Значит, если Парамонова согласилась, что не справились с вывозом капитала... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Петрович, я прошу прощения... ИЩЕНКО Е. П. Я заканчиваю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...у нас осталось 10 секунд. ИЩЕНКО Е. П. Я заканчиваю. Если... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы заканчиваете, но у нас закончится заседание тогда. ИЩЕНКО Е. П. Уважаемые коллеги, я убедительно прошу вас: поддержите законопроект. И, как предлагал Гончар, сделайте поименное голосование, пожалуйста. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, я просила бы продлить время заседания для окончания рассмотрения данного вопроса. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 41 сек.) Проголосовало за 366 чел. 81,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел. 18,7% Результат: принято Пожалуйста, Светлана Николаевна Гвоздева, заключительное слово. ГВОЗДЕВА С. Н. Уважаемые коллеги, в ходе дискуссии стало понятно, что стоящих перед нами задач по созданию нормального, делового климата в стране гораздо больше, чем мы предполагали, также становится понятно, что мы еще его не создали. Популизм - это не только неверный путь, он отвлекает и силы, и средства и еще и людей вводит в заблуждение. Поэтому просьба отклонить данный проект закона и усилить работу по снятию административных барьеров, по снятию налогового пресса в стране, тогда капитал у нас будет работать, и не только наш не будет убегать, а и чужой будет сюда приходить. С удовольствием мы отметим результаты своей депутатской деятельности, хотя это, конечно, очень тяжкий труд. Сегодня Госдума профессиональна, и мы можем это сделать. У нас приняты в первом чтении и рассматриваются сегодня в комитетах проекты и Таможенного кодекса, и законов по валютному регулированию, и по иностранным инвестициям, и обязательно о бюджете Российской Федерации. Создать условия для производителя - наша основная задача. Комитет просит поддержать нас и отклонить данный проект как не достигающий цели и вводящий в заблуждение наших избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Все выступили. Объявляется голосование. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "Об особом правовом статусе на территории Российской Федерации оффшорных компаний"? Предлагалось поименное голосование, оно у нас и так поименное, поэтому прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 18 сек.) Проголосовало за 189 чел. 42,0% Проголосовало против 14 чел. 3,1% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел. 54,4% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 214
17.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 141525-3 "Об особом правовом статусе на территории Российской Федерации оффшорных компаний".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 432 по 436 из 5127
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. По просьбе авторов законопроекта я прошу рассмотрение пункта 3 повестки дня перенести на 5 февраля.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 748 по 750 из 5127
Так, депутат Арефьев - перенести пункт 3 на 5 февраля в связи с отсутствием докладчика. Поэтому, коллеги, пункт 3 переносим на 5 февраля.