Заседание № 77

27.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 141302-5 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о передаче органам местного самоуправления полномочий по осуществлению регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации и о порядке финансового обеспечения указанных полномочий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2579 по 2726 из 5014
Переходим к обсуждению вопроса 13 порядка работы. О проекте федерального        
закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О праве    
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания    
и жительства в пределах Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих   
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".          
Николай Фёдорович Рябов просит рассмотреть законопроект без своего участия.     
Доклад члена Комитета по вопросам местного самоуправления Михаила               
Константиновича Банщикова.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАНЩИКОВ М. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Представленный вашему         
вниманию законопроект поступил в Государственную Думу 17 декабря 2008 года,     
его инициаторы - депутаты Государственной Думы. В профильном комитете после     
всех процедур он был рассмотрен 29 января.                                      
                                                                                
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в Закон Российской          
Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,        
выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Данные    
изменения предусматривают передачу полномочий Российской Федерации по           
осуществлению регистрационного учёта граждан по месту пребывания, по месту      
жительства органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов и   
городских округов в случае отсутствия в соответствующих муниципальных           
образованиях и на межселенных территориях территориальных органов Федеральной   
миграционной службы.                                                            
                                                                                
Нормами законопроекта также определяется порядок передачи указанных             
полномочий органам местного самоуправления, включая их финансовое обеспечение   
за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из федерального бюджета. В   
случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными    
полномочиями их исполнение данными органами является обязательным.              
                                                                                
Вместе с тем нормами статьи 2 законопроекта предлагается внести изменения в     
положения Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации          
местного самоуправления в Российской Федерации", предоставляющие возможность    
органам местного самоуправления осуществлять регистрационный учёт граждан в     
муниципальных образованиях и на межселенных территориях, в которых              
отсутствуют территориальные органы Федеральной миграционной службы. Таким       
образом, данные положения законопроекта предусматривают право органов           
местного самоуправления осуществлять указанные полномочия, а не обязанность.    
При этом финансовое обеспечение таких полномочий должно осуществляться только   
за счёт собственных доходов местных бюджетов, а не за счёт субвенций из         
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Как мы видим, между нормами законопроекта существуют внутренние противоречия.   
Кроме того, в случае установления предлагаемого законопроектом порядка          
передачи полномочий Российской Федерацией органам местного самоуправления       
возникнут расходные обязательства Российской Федерации, что потребует           
выделения средств из федерального бюджета, тогда как федеральным бюджетом на    
2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов средства на указанные цели не   
предусмотрены.                                                                  
                                                                                
Необходимо также учитывать, что согласно положению о Федеральной миграционной   
службе осуществление регистрационного учёта граждан относится к полномочиям     
Федеральной миграционной службы. При этом в соответствии с Указом Президента    
Российской Федерации № 610 с 1 января 2008 года предельная численность          
сотрудников Федеральной миграционной службы увеличена с двадцати девяти тысяч   
семисот шестидесяти единиц до тридцати четырёх тысяч двухсот восьмидесяти       
шести штатных единиц. В связи с этим значительно расширяются возможности        
Федеральной миграционной службы по созданию её территориальных органов в        
населённых пунктах, в которых они отсутствуют, чтобы закрыть эту брешь. Также   
положениями недавно, 25 декабря 2008 года, принятого 281-го федерального        
закона были внесены изменения в Закон "О праве граждан Российской Федерации     
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах         
Российской Федерации", возлагающие данные полномочия исключительно на           
территориальные органы Федеральной миграционной службы. Указанные изменения     
должны вступить в силу с 1 января 2011 года.                                    
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по вопросам местного самоуправления не считает     
возможным поддержать указанный законопроект и рекомендует Государственной       
Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.                            
                                                                                
Доклад закончен.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Константинович.                           
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику или желающие выступить? Пожалуйста, депутат        
Багдасаров. Вы хотите выступить или опоздали с вопросом? Хотите выступить.      
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Микрофон включите депутату Багдасарову.                                         
                                                                                
Вы на своём месте сидите? Я отсюда вижу, что у вас включён микрофон.            
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".                                
                                                                                
Извините, перепутали карточку.                                                  
                                                                                
Суть моего выступления заключается в следующем. У нас Федеральная               
миграционная служба занимается как мигрантами из других государств, в первую    
очередь из стран СНГ, так и нашими гражданами. Вот сколько ни вносили           
законопроектов, касающихся либерализации регистрации мигрантов из государств    
СНГ, все у нас поддерживались. Например, законопроект о передаче ряда прав по   
их регистрации в гостиницы - тогда не вспоминали о том, что у нас свыше         
двадцати девяти тысяч сотрудников в миграционной службе. Или возьмите другие    
законопроекты - всё было нормально. Стоило внести первый законопроект, о        
котором я слышу, об упрощении этой процедуры для граждан России, чтобы люди     
не ездили бог знает куда, зачастую достаточно далеко в какой-нибудь сельской    
местности, мы сразу вспомнили, что у нас Федеральная миграционная служба        
большая и так далее. Мне совершенно не понятна ситуация, я вижу в этом очень    
опасную тенденцию: получается, что Федеральная миграционная служба              
заинтересована в том, чтобы в стране было больше мигрантов, чтобы они           
приезжали, хотя сейчас кризис.                                                  
                                                                                
Вот недавно мы тут рассматривали вопрос о борьбе с наркобизнесом. Вы не         
поверите, там предложение Федеральной миграционной службы было... Все           
говорят, что плохо, когда нет жёсткого контроля и так далее, а Федеральная      
миграционная служба, наоборот, рекомендует упрощённую процедуру принятия        
гражданами СНГ гражданства Российской Федерации, то есть даёт зелёный свет      
мигрантам из других государств. Этот законопроект, в общем-то, нужный, я        
считаю. Но давайте скажем честно и откровенно: сейчас число рабочих мест        
сокращается, люди начинают мигрировать по стране, когда они приезжают           
куда-то, иногда для них поехать куда-то в райцентр - это целое дело, это        
затраты денежные, физические и так далее. Я не вижу проблем вообще в этом       
плане. Я считаю, что этот законопроект надо принять. Какие там могут быть       
дополнительные затраты? А какие были дополнительные затраты, когда мы           
принимали закон о регистрации мигрантов в гостиницах? Там тоже какие-то         
затраты были, но никто о них почему-то не упоминал. Я считаю, это очень         
субъективное мнение тех товарищей в правительстве, которые этим занимаются, и   
прежде всего руководства Федеральной миграционной службы, которое превратило    
скорее в коммерческую структуру свою организацию и не учитывает права граждан   
Российской Федерации. Давайте в первую очередь исходить из интересов своих      
собственных граждан и своих возможностей. Я предлагаю этот законопроект         
принять.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Семён Аркадьевич.                                
                                                                                
Содокладчику есть необходимость выступать? Нет.                                 
                                                                                
Ставлю на голосование рассматриваемый законопроект. Кто за то, чтобы принять    
его в первом чтении? Прошу голосовать.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               42 чел.9,3%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     42 чел.                                          
Не голосовало                 408 чел.90,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён в первом чтении.